Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Обращаем Ваше внимание на то, что список документов является примерным, наша компания сотрудничает более чем с двадцатью СРО по всей России, уточняйт...полностью>>
'Документ'
Забезпечити в установленому порядку розроблення плану діяльності на 2012 рік і наступні два бюджетні періоди з урахуванням заходів щодо ефективного уп...полностью>>
'Документ'
Основной целью преподавания дисциплины «Химия нефти и газа» является освоение студентами вопросов, связанных с составом и свойствами нефти и газа. Эт...полностью>>
'Документ'
План: Введение - роль контроля в процессе физического воспитания.1. Учет и контроль.2. Направления педагогического контроля.3. Виды педагогического к...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Балашовский филиал
Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

Н. В. Попова, В. А. Отришко

методика русского языка:

самостоятельная работа

Учебно-методическое пособие
для студентов специальностей 050301

«Русский язык и литература» и 031001 «Филология»

Балашов

2006

УДК 372.8

ББК 74.268.12я3

П 58

Рецензенты:

Кандидат филологических наук,

доцент Краснодарского высшего военного авиационного

училища летчиков (военного института)

Л. В. Сорокина;

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала

Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского

Т. В. Атапина.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского.

Попова, Н. В.

П58 Методика русского языка: самостоятельная работа / учебно-метод. пособие для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 031001 «Филология» / Н. В. Попова, В. А. Отришко. — Балашов : Николаев, 2006. — 92 с.

ISBN 978-5-94035-277-8

Данное пособие содержит систему заданий по основным темам курса «Теория и методика обучения русскому языку», а также материалы для подготовки к педагогической практике студентов филологического факультета. Пособие окажет помощь студентам в их самостоятельной подготовке к практическим и лабораторным занятиям по методике русского языка, к текущему и итоговому экзаменам. Пособие также может использоваться на практических занятиях по названному курсу.

УДК 372.8

ББК 74.268.12я3

ISBN 978-5-94035-277-8 © Н. В. Попова, В. А. Отришко, 2006

Оглавление

Введение 5

1. Методика преподавания
разделов школьного курса русского языка 8

2. Развитие речи
как особая область методики русского языка 30

3. Педагогическая практика 55

3.1. Задачи и содержание педагогической деятельности
студентов-практикантов по учебному предмету «Русский язык» 55

3.2. Урок развития речи и урок словесности 63

3.3. Внеклассное занятие по русскому языку 76

3.4. Схемы анализа урока русского языка 79

Список рекомендуемой литературы 82

Приложения 92

Введение

Совершенствование профессиональной методической подготовки студентов педагогических вузов — одна из важных проблем высшей школы. Актуальность ее обусловливается социальным заказом общества, что находит отражение в государственных документах, регламентирующих цели и содержание образования.

При всей несомненной теоретической и практической значимости имеющихся методических исследований и учебно-методических пособий, проблема, связанная с организацией самостоятельной учебной деятельности студентов, разработана недостаточно, поэтому поиск форм самостоятельной работы студентов остается насущной задачей педагогической науки и практики. Кроме того, процесс профессионально-методической подготовки студентов-филологов осложняется отсутствием специальных методических пособий, отвечающих новым условиям реформирования образования, значительным обновлением его целей и содержания. Этим и вызвана необходимость создания новых пособий, способствующих решению ряда актуальных задач в деле профессиональной подготовки будущих учителей.

Авторами пособия учтены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения 2005 года, а также действующего Государственного стандарта среднего общего образования.

Целью данного пособия является оказание методической помощи студентам в их самостоятельной подготовке к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Теория и методика обучения русскому языку», к педагогической практике, а также текущему и итоговому экзаменам.

Пособие включает основные темы курса методики русского языка, представленные в разделах «Методика преподавания разделов школьного курса русского языка» и «Развитие речи как особая область методики русского языка». В свете требований Госстандарта общего среднего образования о компетентностном подходе к обучению русскому языку в школе содержание первого из названных разделов освещает вопросы методики формирования и развития языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции учащихся, содержание второго раздела — вопросы методики формирования и развития коммуникативной компетенции. Во второй раздел также включена тема «Культуроведческий аспект преподавания русского языка», раскрывающая некоторые вопросы формирования культуроведческой компетенции школьников.

Темы, составляющие содержание этих разделов и предлагаемые студентам для изучения, по объективным причинам не могут быть освещены в лекционном курсе в полной мере; большинство тем — в том числе и некоторые теоретические вопросы — выносятся на практические и лабораторные занятия. Поэтому авторами была избрана такая форма подачи программного материала курса методики: тема, подробный план ее изучения, отражающий основное содержание темы; список необходимой литературы; система специальных вопросов и заданий.

В пособие включены задания разной степени трудности и предназначаются для разных целей. Одни задания нуждаются в пояснениях и комментариях преподавателей, другие (их большинство) вполне посильны для самостоятельной работы студентов. Многие задания выполняются на практических занятиях под руководством преподавателя. При этом особая роль отводится тем заданиям, которые нацеливают студентов на специальный лингвометодический анализ материалов школьных учебников; в одних случаях это анализ одного конкретного учебника, в других — сравнительный анализ разных учебников (разных учебных комплексов). Часть заданий используется для наблюдений за учебным процессом в период педагогической практики.

Педагогическая практика — очень важный, завершающий этап в процессе профессионально-методической подготовки студентов. Поэтому в пособие включен специальный раздел «Педагогическая практика», представляющий собой методическое руководство к педагогической деятельности студентов-практикантов: кроме необходимых рекомендаций, памяток для осуществления этой деятельности, здесь представлены образцы плана и конспектов уроков. Поскольку в общей системе обучения коммуникативно-речевой деятельности школьников особое место занимают уроки развития речи и уроки словесности, но проведение таких уроков вызывает у студентов затруднения, образцы конспектов названных уроков предваряются теоретической статьей.

В конце пособия представлен обширный список рекомендуемой литературы, включающий издания последних лет. В Приложении содержатся материалы, необходимые для подготовки студентов к текущему и итоговому экзаменам по данной дисциплине: рабочая программа курса «Теория и методика обучения русскому языку», а также контрольные вопросы и примерные контрольные задания.

Пособие адресовано не только студентам, но и преподавателям, ведущим дисциплины методического цикла — для подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также для организации контроля за самостоятельной работой студентов.

1. Методика преподавания
разделов школьного курса русского языка

Тема «Методика фонетики и орфоэпии»

Значение, задачи, место раздела. Структура и содержание раздела. Фонетические понятия как учебные единицы.

Лингвистические основы изучения фонетики. Вопрос о расширении содержания раздела фонетики за счет включения в него лингвистических понятий: фонема, позиционные изменения гласных звуков (редукция) и чередования согласных звуков (позиционное смягчение, озвончение, оглушение, уподобление и расподобление звуков).

Связь фонетики с орфографией. Понятие об ассимилятивной и исконной (фонемной) мягкости и обозначение мягкости согласных на письме.

Частнометодические принципы изучения фонетики. Методы и приемы изучения фонетики. Основные виды упражнений по фонетике.

Фонетический разбор как основной вид упражнений по фонетике, его значение и методика проведения.

Связь фонетики с орфоэпией. Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков, знакомство с основными нормами русского произношения и ударения, работа над их усвоением учащимися. Использование в работе основных словарей и справочников. Орфоэпический разбор.

Реализация знаний по фонетике при изучении других разделов школьного курса русского языка.

Список рекомендуемой литературы
  1. Гребенкина, Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики [Текст] / Р. Т. Гребенкина. — М., 1984.

  2. Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи [Текст] / С. Ф. Иванова. — М., 1970.

  3. Крысин, Л. П. Новые иноязычные заимствования в нормативных словарях [Текст] / Л. П. Крысин // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 66.

  4. Кулаева, Г. М. Фонетические средства создания комического [Текст] / Г. М. Кулаева // Рус. яз. — 2004. — 1—7 июля (№ 25). — С. 26.

  5. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе [Текст] : 5—9 кл. / В. В. Львов. — М., 1989.

  6. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000. — С. 128—144.

  7. Панов, М. В. Зачем школе нужна фонема? [Текст] / М. В. Панов // Рус. яз. — 2004. — 16—22 янв. (№ 3). — С. 11.

  8. Панов, М. В. Фонетика [Текст] / М. В. Панов // Рус. яз. — 2003. — 23—31 авг. (№ 32).

  9. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и лит.» / А. В. Текучев. — М., 1980. — С. 134—146.

  10. Фролова, Е. Н. Фонетический анализ слова [Текст] / Е. Н. Фролова // Рус. яз. в шк. и дома. — 2004. — № 4. — С. 29.

  11. Хан-Пира, Э. Алфавит и политика [Текст] / Э. Хан-Пира // Рус. яз. — 2004. — 1—7 сент. (№ 33). — С. 20.

  12. Щерба, Л. В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слова [Текст] // Избранные труды по русскому языку / Л. В. Щерба. — М., 1957.

  13. Юрчук, Т. Г. Изучение орфоэпии в школе [Текст] / Т. Г. Юрчук. — Киев, 1986.

Вопросы и задания
  1. Каковы задачи и значение изучения раздела «Фонетика»?

  2. Какие сведения по данной теме изучаются в 5 классе и какие из них знакомы учащимся из начальной школы?

  3. Познакомьтесь по учебнику (по выбору) для 5 класса с изложением одной из тем раздела и составьте подробный план ее изучения.

  4. Перечислите фонетические умения, которые формируются у учащихся при выполнении фонетических упражнений. Ответ подкрепите примерами упражнений различных видов из учебника (учебник по выбору).

  5. Основным видом упражнения по фонетике является фонетический разбор. Сопоставьте порядок фонетического разбора в школе и вузе. Укажите их различия. Назовите дидактические требования к проведению фонетического разбора в школе.

  6. Изучение фонетики в школе совмещается с работой над орфоэпическими нормами. Выясните орфоэпические нормы, работу над которыми предлагает учебник (учебник по выбору). Подготовьте сообщение об этом.

  7. Организуйте с учащимися (во время педагогической практики) запись примеров отклонений от норм литературного произношения в речи окружающих.

  8. Расскажите, как связаны фонетика и орфография; покажите это на примерах упражнений из школьных учебников.

  9. Составьте тезисный план одной из статей М. В. Панова (по выбору):

а) Панов М. В. Фонетика // Рус. яз. — 2003. — 23—31 авг. (№ 32).

б) Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? // Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№ 3). — С. 11.

Тема «Методика лексики и фразеологии»

Значение, основная цель и задачи изучения раздела «Лексика». Место раздела в школьном курсе русского языка.

Лингвистические основы изучения лексики и фразеологии. Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии.

Основные принципы изучения раздела: экстралингвистический, лексико-грамматический, семантический, диахронический.

Межпредметные связи русского языка и их использование при изучении лексики и фразеологии. Связь лексики со словообразованием.

Методы и приемы изучения лексики и фразеологии. Система и виды упражнений, используемых в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Роль и методика лексического разбора.

Лексические ошибки и недочеты. Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа по обогащению словарного запаса учащихся, работа над тематическими группами слов. Методика использования лингвистических словарей при изучении лексики и фразеологии.

Список рекомендуемой литературы
  1. Актуальная лексика: устаревшие слова и неологизмы [Текст] // Рус. яз. в шк. и дома. — 2004. — № 4. — С. 1.

  2. Балакай, А. Г. Уроки словаря: заметки современного читателя о словаре В. И. Даля [Текст] / А. Г. Балакай // Рус. словесность. — 2004. — № 5.

  3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1988.

  4. Бороздунова, Л. В. Синонимы в художественной речи [Текст] / Л. В. Бороздунова // Рус. яз. — 2004. — 23—30 авг. (№ 32).

  5. Грудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка [Текст] /
    А. В. Грудникова. — М., 1979.

  6. Гужва, Ф. К. Лексика и фразеология русского языка [Текст] / Ф. К. Гужва,
    А. Н. Иванова. — Киев, 1982.

  7. Зайцева, Н. А. Использование фразеологизмов в речи [Текст] / Н. А. Зайцева // Рус. яз. — 2003. — 1—7 янв. (№ 1). — С. 16.

  8. Зайцева, Н. А. «Русской речи государь по прозванию Словарь» [Текст] / Н. А. Зайцева // Рус. словесность. — 2002. — № 5.

  9. Калинина, О. Ф. Виды словарей [Текст] / О. Ф. Калинина // Рус. яз. — 2004. — 23—30 апр. (№ 16). — С. 9.

  10. Козырев, В. Н. Слово в системе словарей русского языка [Текст] / В. Н. Козырев, В. Д. Черняк. — Л., 1992.

  11. Куманяева, А. Е. Изучение текстообразующей функции лексических средств в X—XI классах [Текст] / А. Е. Куманяева // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 3. — С. 9.

  12. Лексический разбор в школе [Текст] // Рус. словесность. — 2000. — № 2.

  13. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.

  14. Мокиенко, В. М. Загадки русской фразеологии [Текст] / В. М. Мокиенко. — СПб., 2005.

  15. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] : рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005.

  16. Панов, М. В. О том, как можно преподавать лексику в школе [Текст] /
    М. В. Панов // Рус. яз. — 2003. — 1—7 сент. (№ 33).

  17. Потиха, З. А. Лингвистические словари и работа с ними в школе [Текст] /
    З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — М., 1997.

  18. Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] /
    Л. К. Скороход. — М., 1990.

  19. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М., 1980.

  20. Челнокова, Т. С. Лексическое и грамматическое значение [Текст] / Т. С. Челнокова // Рус. яз. — 2004. — 1—7 авг. (№ 29). — С. 5.

Вопросы и задания
  1. В чем заключается особенность и значение изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка?

  2. Каковы лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии?

  3. В чем причина затруднений учащихся в усвоении основных лексических понятий?

  4. Выполните сравнительный анализ учебного материала раздела «Лексика» в двух учебниках — стабильном (авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.) и учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой.

  5. В учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта лексика и словообразование как два раздела курса русского языка объединены в одном разделе — «Лексика. Словообразование. Правописание». Ознакомьтесь с содержанием этого раздела и обоснуйте такую подачу материла.

  6. Ознакомьтесь со статьей М. В. Панова «О том, как можно преподавать лексику в школе» (Рус. яз. — 2003. — № 33), составьте тезисы.

  7. Лексико-фразеологические упражнения нацелены на обогащение словарного запаса учащихся, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями. Какие упражнения служат решению этих задач? Дайте сравнительный анализ упражнений в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой и учебниках под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

  8. Ознакомьтесь со схемой и образцом лексического разбора в учебнике «Русский язык: Практика» для 5 класса (сост. А. Ю. Купалова; науч. ред. В. В. Бабайцева). Найдите и выполните упражнение на лексический разбор слова. Каково значение этого вида языкового разбора?

  9. Сделайте анализ учебного материала по фразеологии в разных учебных комплексах (распределив их между собой по рекомендации преподавателя): какие сведения по фразеологии даются ученикам, какие виды упражнений предлагает учебник, какие умения и навыки формируются у учащихся.

  10. Какие словари целесообразно использовать при изучении лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка? Ознакомьтесь с указанной литературой по этому вопросу и подготовьте сообщение о видах специальных словарей, их назначении и методике использования.

Тема «Методика преподавания морфемики
и словообразования»

Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура.

Программные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении раздела.

Содержание раздела «Морфемика». Морфема и ее разновидности. Определение морфемы как наименьшей значимой (в лингвистическом или грамматическом плане) части слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией.

Содержание раздела «Словообразование». Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования. Формообразование и словообразование.

Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный. Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования.

Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Значение этих видов разбора, их задачи, методика проведения, связь между ними. Этимологический анализ слова.

Использование словарей при изучении морфемики и словообразования.

Трудности изучения данного раздела.

Список рекомендуемой литературы
  1. Докукина, М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики [Текст] / М. Н. Докукина // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6. — С. 26.

  2. Крамаренко, Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену [Текст] / Г. М. Крамаренко, Н. В. Малюшкин // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5. — С. 24.

  3. Кулаева, Г. М. Словообразовательные средства выражения комического [Текст] / Г. М. Кулаева // Рус. яз. — 2004. — 1—7 апр. (№ 13). — С. 7.

  4. Литневская, Е. И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка [Текст] / Е. И. Литневская // Рус. словесность. — 2000. — № 1.

  5. Львова, С. И. Значение и строение слова [Текст] / С. И. Львова. — М., 1993.

  6. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000. — С. 128—144.

  7. Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово [Текст] / И. Г. Милославский. — М., 1993.

  8. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] : рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005.

  9. Панов, Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка [Текст] / Б. Т. Панов, А. В. Текучев. — М., 1991.

  10. Пересветова, Е. В. Морфемика в 5 классе [Текст] / Е. В. Пересветова // Рус. яз. — 2004. — 16—22 авг. (№ 31).

  11. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка [Текст] /
    З. А. Потиха. — М., 1998.

  12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М., 1980. — С. 155—163.

  13. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка [Текст] / А. Н. Тихонов. — М., 1991.

Вопросы и задания
  1. Какое значение имеет изучение раздела «Морфемика и словообразование» в школе?

  2. Какие требования предъявляет программа по русскому язык к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении данного раздела?

  3. Раскройте содержание, основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», обратившись к школьным учебникам.

  4. Назовите основные методы, приемы и средства изучения морфемики и словообразования.

  5. Сделайте анализ 2—3 параграфов, посвященных изучению вопросов морфемики или словообразования (учебник по выбору), и выявите комплекс специальных упражнений (их виды).

  6. Как вы считаете, в чем трудности изучения данного раздела?

  7. Приведите примеры, подтверждающие наличие внутрипредметных связей между изучением словообразования, частей речи, орфографии.

  8. Подготовьте сообщение по содержанию одной из статей (по выбору):

а) Докунина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // РЯШ. — 2005. — № 6. — С. 26;

б) Крамаренко Г. М., Малюшкин Н. В. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // РЯШ. — 2005. — № 6. — С. 24;

в) Литневская Е. И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка // Русская словесность. — 2000. — № 1.

  1. Сопоставьте школьную схему разбора слова по составу с порядком разбора в вузе. Укажите их различия.

  2. В работе Е. М. Галкиной-Федорук, К. В. Горшковой, Н. М. Шанского «Современный русский язык» (Изд-во МГУ, 1962. — С. 276—277) утверждается, что в ряде случаев «суффикс может быть и после окончания»; «он наблюдается в глаголе и в отдельных разрядах причастий и местоимений (ср., например, умываюсь, съешь-ка, формирующийся, кому-то, какого-нибудь и т. п.)». Как этот вопрос решается в школьном учебнике русского языка? Выскажите свою точку зрения.

Тема «Методика преподавания грамматики»

Грамматика как раздел школьного курса русского языка, его значение, основное содержание и структура. Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом — ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе. Методы изучения грамматики; основные приемы: грамматический разбор, прием алгоритмизации.

Грамматические понятия, правила и определения. Последовательность умственных операций при формировании понятий и усвоении правил и определений.

Роль грамматики в формировании различных умений и навыков учащихся — речемыслительных, учебно-языковых, орфографических, пунктуационных, в обогащении речи учащихся. Осуществление внутрипредметных связей между изучением грамматики и других разделов школьного курса русского языка: орфографии, пунктуации, культуры речи, стилистики.

Основные грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Способы предупреждения и преодоления типичных грамматических ошибок.

Список рекомендуемой литературы
  1. Дроздова, О. Е. Для чего нужна грамматика [Текст] / О. Е. Дроздова // Рус. словесность. — 2000. — № 4.

  2. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 128—144.

  3. Николаева, Е. И. Психологические основы обучения грамотности [Текст] /
    Е. И. Николаева // Рус. словесность. — 2000. — № 5.

  4. Парубченко, Л. Б. Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику [Текст] / Л. Б. Парубченко // Рус. словесность. — 2002. — № 2.

  5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 163—179.

Вопросы и задания
  1. Какое место занимает грамматика в курсе русского языка?

  2. В чем состоит цель изучения грамматики?

  3. Какие направления в методике преподавания грамматики вам известны?

  4. Прочитайте слова М. В. Ломоносова о значении грамматики в овладении нормами русского языка:

«И хотя она „грамматика” от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению…

В грамматике все науки… нужду имеют».

Приведите примеры языковых норм, которые сообщаются грамматикой.

  1. Подготовьте тезисы и сообщение по одной из статей (по выбору):

а) Дроздова О. Е. Для чего нужна грамматика // Русская словесность. — 2000. — № 4;

б) Парубченко Л. Б. Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику // Русская словесность. — 2002. — № 2.

  1. Какова роль и назначение алгоритмов в обучении грамматике? Приведите пример алгоритма.

  2. Постройте алгоритм на одну из грамматических тем (учебник по выбору).

  3. Прочитайте высказывание Е. С. Истриной о значении изучения грамматики. Покажите роль знаний по грамматике при изучении лексики, орфографии, пунктуации.

«Грамматика, во-первых, дает известную сумму знаний о языке, его строе, переводя этим стихийное владение речью в сознательное; во-вторых, способствует развитию мышления на материале строя речи и, в-третьих, она помогает овладению навыками грамматически правильной речи, включая сюда навыки орфографии и пунктуации».

  1. Обобщите материал о роли и месте грамматики в школьном курсе русского языка (учебник по выбору).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

    Урок
    В настоящий сборник включены материалы научно-практического семинара учителей-словесников г.Балашова и Балашовского района «Текст на уроках русского языка» (20 ноября 2003 г.
  2. Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Издание 2-е, исправленное и дополненное

    Учебное пособие
    Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкаБалашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г.

Другие похожие документы..