Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
свойственные экономическому развитию стран ОПЕК, а конкретно одной из них – Саудовской Аравии, так как именно ее развитие наиболее ярко иллюстрирует ...полностью>>
'Документ'
Европейское сообщество, объединяющее ныне 12 стран Западной Европы — Бельгию, Великобританию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Ни...полностью>>
'Документ'
от 01.08.2006 № 641 «О разработке проекта бюджета МО город Коммунар на 2007 и проекта перспективного финансового плана МО город Коммунар на 2007-2009...полностью>>
'Методические указания'
Настоящие Методические указания по составлению предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных вн...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

Учебные пособия по методике преподавания русского языка

  1. Блинов, Г. И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка [Текст] / Г. И. Блинов, Б. Т. Панов. — М., 1986.

  2. Власенков, А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе [Текст] / А. И. Власенков. — М., 1973.

  3. Львов, М. Р. Общие вопросы методики русского языка [Текст] / М. Р. Львов. — М., 1983.

  4. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М.,1991. — То же. — 2000.

  5. Методика преподавания русского языка [Текст] : руководство к самостоятельной работе над курсом / под ред. М. С. Соловейчик. — М.,1988.

  6. Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001.

  7. Напольнова, Т. В. Практикум по методике преподавания русского языка [Текст] / Т. В. Напольнова, П. С. Пустовалов. — М., 1976.

  8. Основы методики русского языка в 4—8 классах [Текст] / под ред. А. В. Текучева [и др.]. — М., 1978. — То же. — 2-е изд. — М., 1983.

  9. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и лит.» / А. В. Текучев. — Изд. 3-е, перераб. — М., 1980.

Справочники и хрестоматии

  1. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] /
    М. Р. Львов. — М., 1988. — То же. — 2-е изд. — 1997. — То же. — 2000.

  2. Хрестоматия по методике русского языка: методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях [Текст] / авт.-сост. М. Р. Львов. — М., 1996.

  3. Хрестоматия по методике русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе [Текст] / авт.-сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. — М., 1991.

  4. Хрестоматия по методике русского языка: преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях [Текст] / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. — М., 1995.

  5. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания [Текст] / сост. А. В. Текучев. — М., 1982.

Государственные образовательные стандарты
и школьные программы по русскому языку

  1. Баранов, М. Т. Русский язык. 5—9 классы [Текст] : программы для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — 7-е изд. — М., 2006.

  2. Богданова, Г. А. Программа по русскому языку для X—XI классов общеобразовательной школы [Текст] / Г. А. Богданова // Рус. словесность. — 2000. — № 6. — С. 60—62.

  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы [Текст] : программа курса /
    Н. Г. Гольцова. — 2-е изд. — М., 2005.

  4. Дейкина, А. Д. Русский язык в старших классах. Программа. Методические материалы [Текст] : практический курс / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. — 2-е изд. — М., 2004.

  5. Примерная программа по русскому (родному) языку для основной общеобразовательной школы (5—9 классы) [Текст] // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н. М. Шанский, М. Т. Баранов, В. И. Капинос [и др.]. — М., 2000. — С. 12.

  6. Программа «Русский язык. 5—9 классы» (обновленная, к стабильному учебному комплексу под ред. Н. М. Шанского). 5 класс [Текст] // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 4. — С. 122—124.

  7. Программа по русскому языку для средней школы [Текст] / ред. М. В. Панов // Рус. яз. — 1997. — № 43. — С. 5—10.

  8. Программно-методические материалы. Русский язык. 10—11 классы [Текст] / сост. Л. М. Рыбченкова. — М., 1998. — То же. — 1999. — То же. — 2000. — То же. — 2001. — То же. — 2002.

  9. Программно-методические материалы. Русский язык. 5—9 классы [Текст] / сост. Л. М. Рыбченкова. — М., 1998. — То же. — 1999. — То же. — 2000. — То же. — 2001. — То же. — 2002.

  10. Программы средней общеобразовательной школы [Текст] : факультативные курсы. — М., 1990.

  11. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Текст] // Рус. яз. — 2004. — 1—7 марта (№ 9). — С. 19.

Школьные учебники, учебные комплексы
и учебные пособия по русскому языку

  1. Бабайцева, В. В. Русский язык. 10—11 классы [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В. В. Бабайцева. — 2-е изд., стер. — М., 2005.

  2. Бабайцева, В. В. Русский язык. 5—9 классы: теория [Текст] / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. — М., 1999. — То же. — 2000.

  3. Власенков, А. В. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] : учеб. пособие для X—XI кл. общеобразовательных учреждений / А. В. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 1997 — 2006.

  4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы [Текст] / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. — М., 2004 — 2006.

  5. Горшков, А. И. Русская словесность: (от слова к словесности) [Текст] : сборник задач и упражнений : пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений / А. И. Горшков. — 3-е изд. — М., 2004.

  6. Горшков, А. И. Русская словесность. 10—11 классы: (от слова к словесности) [Текст] / А. И. Горшков. — 7-е изд. — М., 2004.

  7. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — М., 1998 — 2006.

  8. Дейкина, А. Д. Практикум по русскому языку: орфография: алгоритмы, памятки, таблицы, упражнения [Текст] / А. Д. Дейкина, Л. И. Журавлева, Т. М. Пахнова. — М., 2006.

  9. Дейкина, А. Д. Практикум по русскому языку: пунктуация: алгоритмы, памятки, таблицы, упражнения [Текст] / А. Д. Дейкина, Л. И. Журавлева, Т. М. Пахнова. — 2-е изд., испр. — М., 2005.

  10. Дейкина, А. Д. Русский язык [Текст] : учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. — 5-е изд., испр. — М., 2006.

  11. Никитина, Е. И. Русская речь. 5—7 классы [Текст] / Е. И. Никитина ; науч. ред. В. В. Бабайцева. — М., 1999. — То же. — 2000.

  12. Никитина, Е. И. Русская речь. 8—9 классы [Текст] / Е. И. Никитина ; науч. ред. В. В. Бабайцева. — М., 1999. — То же. — 2000*.

  13. Пахнова, Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9—11 классы [Текст] / Т. М. Пахнова. — М., 2003.

  14. Русский язык. 5 класс [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 1998—2000 и др. изд.

  15. Русский язык. 5 класс [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; ред. А. А. Леонтьев. — М., 1999 — 2005.

  16. Русский язык. 5 класс [Текст] : практика : сборник задач и упражнений / сост. А. Ю. Купалова ; науч. ред. В. В. Бабайцева. — М., 1999. — То же. — 2000. — То же. — 2001. — То же. — 2002.

  17. Русский язык. 5 класс [Текст] : сборник задач и упражнений / М. М. Разумовская [и др.] . — М., 1995 и др. изд.

  18. Русский язык. 5 класс [Текст] / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. — М., 2002 и др. изд.

  19. Русский язык. 6 класс [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2000 и др. изд.

  20. Русский язык. 6 класс [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; ред. А. А. Леонтьев. — М., 1999 — 2005.

  21. Русский язык. 6 класс [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. — М., 2002 и др. изд.

  22. Русский язык. 6—7 классы: практика [Текст] : сборник задач и упражнений / сост. Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова ; науч. ред. В. В. Бабайцева. — М., 1999 — 2005.

  23. Русский язык. 7 класс [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 1997 —2000 и др. изд.

  24. Русский язык. 7 класс [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; ред. А. А. Леонтьев. — М., 1999 — 2005.

  25. Русский язык. 7 класс [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова ; науч. ред. Н. М. Шанский. — М., 2003 и др. изд.

  26. Русский язык. 8 класс [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 1998 — 2000 и др. изд.

  27. Русский язык. 8 класс [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; ред. А.А. Леонтьев. — М., 1999 — 2005.

  28. Русский язык. 8 класс [Текст] / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. — М., 2003 и др. изд.

  29. Русский язык. 8—9 классы: практика [Текст] : сборник задач и упражнений / сост. Ю. С. Пичугов ; науч. ред. В. В. Бабайцева. — М., 1999 — 2005.

  30. Русский язык. 9 класс [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 1999 — 2000 и др. изд.

  31. Русский язык. 9 класс [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; ред. А. А. Леонтьев. — М., 1999 — 2005.

  32. Русский язык. 9 класс [Текст] / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. — М., 2003 и др. изд.

  33. Солганик, Г. Я. Русский язык. Стилистика. 10—11 классы [Текст] / Г. Я. Солганик. — М., 1995 и др. издания.

Дополнительная литература

Общие вопросы методики преподавания русского языка

  1. Баев, П. М. Играем на уроках русского языка [Текст] / П. М. Баев. — М., 1989.

  2. Богданова, Г. А. Виды и формы опроса на уроках русского языка [Текст] /
    Г. А. Богданова. — М., 1989.

  3. Власенков, А. В. Развивающее обучение русскому языку [Текст] / А. В. Власенков. — М., 1983.

  4. Дейкина, А. Д. Вопросы методики уроков родного языка [Текст] / А. Д. Дейкина. — М., 1993.

  5. Дейкина, А. Д. Игры на уроках русского языка [Текст] / А. Д. Дейкина. — М., 1993.

  6. Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка [Текст] /
    А. Д. Дейкина. — М., 1990.

  7. Зельманова, Л. М. Наглядность в преподавании русского языка [Текст] /
    Л. М. Зельманова. — М., 1984.

  8. Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе [Текст] / В. В. Иванов, З. А. Потиха. — 2-е изд. — М., 1985.

  9. Кружковая работа по русскому языку [Текст] / сост. Н. Н. Ушаков. — М., 1979.

  10. Лингвистические знания — основа умений и навыков [Текст] / сост. Т. А. Злобина. — М., 1985.

  11. Марченко, Е. П. Творческие уроки русского языка [Текст] / Е. П. Марченко. — Краснодар, 1997.

  12. Межпредметные связи в преподавании русского языка [Текст] : сб. ст. / сост. : М. М. Разумовская, Л. А. Тростенцова. — М., 1984.

  13. Методика создания и использования средств обучения русскому языку [Текст] / под ред. Н. М. Шанского, К. З. Закирьянова. — Л., 1988.

  14. Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] / Т. В. Напольнова. — М., 1983.

  15. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку [Текст] / А. О. Орг. — М., 2000.

  16. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку [Текст] / Б. Т. Панов. — М., 1980.

  17. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] / Б. Т. Панов. — М., 1986.

  18. Подгаецкая, И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка [Текст] / И. М. Подгаецкая. — М., 1985.

  19. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку [Текст] : сб. ст. / сост. А. Н. Матвеева. — М., 1982.

  20. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку [Текст] : сб. ст. / под ред. В. В. Бабайцевой, Г. К. Лидман-Орловой. — М., 1979.

  21. Прессман, Л. П. Технические средства на уроках русского языка [Текст] /
    Л. П. Прессман. — М., 1976.

  22. Проблемы школьного учебника [Текст]. Вып. 20 : материалы Всесоюз. конф. «Теория и практика создания школьных учебников». — М., 1991.

  23. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4—8 классах [Текст] / сост. И. В. Галлингер, С. И. Львова. — М., 1988.

  24. Совершенствование методов обучения русскому языку [Текст] : сб. ст. / сост. А. Ю. Купалова. — М., 1981.

  25. Текучев, А. В. Очерки по методике обучения русскому языку [Текст] /
    А. В. Текучев. — М., 1980.

  26. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка [Текст] / сост.
    Г. А. Богданова, С. И. Львова. — М., 1988.

  27. Ушаков, Н. Н. Внеурочная работа по русскому языку [Текст] / Н. Н. Ушаков, Г. И. Суворова. — 2-е изд. — М., 1985.

  28. Факультативные занятия по русскому языку [Текст]. — М. ; Л., 1970.

  29. Федоренко, Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку [Текст] /
    Л. П. Федоренко. — М., 1964.

  30. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку [Текст] / Л. П. Федоренко. — М., 1973.

Методика изучения разделов школьного курса
русского языка и развития речи

  1. Актуальные вопросы русского языка и методики его преподавания [Текст] : сб. науч.-метод. ст. / под ред. В. А. Отришко. — Балашов, 2001.

  2. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] / Н. Н. Алгазина. — М., 1987.

  3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1988.

  4. Блинов, Г. И. Методика пунктуации в школе [Текст] / Г. И. Блинов. — М., 1978.

  5. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский. — М., 1966.

  6. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст] / Л. И. Величко. — М., 1983.

  7. Виды разбора на уроках русского языка [Текст] : пособие для учителя / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова [и др.]. — М., 1985.

  8. Гребенкина, Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка [Текст] / Р. Т. Гребенкина. — М., 1984.

  9. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе [Текст] / Л. Т. Григорян. — М., 1982.

  10. Дейкина, А. Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка [Текст] / А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова. — М., 1998.

  11. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

  12. Жуковская, О. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе [Текст] / О. А. Жуковская, Т. А. Шаповалова. — М., 1983.

  13. Иконников, С. Н. Стилистика в курсе русского языка. 7—8 классы [Текст] / С. Н. Иконников. — М., 1979.

  14. Иконников, С. Н. Стилистический анализ текста [Текст] / С. Н. Иконников. — Киев, 1982.

  15. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе [Текст] / Н. А. Ипполитова. — М.,1992. — То же. — 2-е изд. — 1998.

  16. Ипполитова, Н. А. Упражнения по грамматической стилистике в средней школе [Текст] / Н. А. Ипполитова. — М., 1980.

  17. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

  18. Купалова, А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе [Текст] / А. Ю. Купалова. — М., 2002.

  19. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку [Текст] / Н. М. Лебедев. — М., 2000.

  20. Ломизов, А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе [Текст] / А. Ф. Ломизов. — М., 1975.

  21. Лосева, Л. М. Как строится текст [Текст] / Л. М. Лосева. — М., 1980.

  22. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы [Текст] / В. В. Львов. — М., 1989.

  23. Львова, С. И. Значение и строение слова [Текст] / С. И. Львова. — М., 1993.

  24. Львова, С. И. Уроки словесности. 5—9 классы [Текст] : пособие для учителя / С. И. Львова. — М., 1996. — То же. — 1997.

  25. Малащенко, В. П. Использование алгоритмов при обучении русскому языку [Текст] / В. П. Малащенко. — Ростов н/Д, 1987.

  26. Меженко, Ю. С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1992.

  27. Меженко, Ю. С. Опорные конспекты по русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1992.

  28. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1980. — То же. — 2-е изд. — 1991.

  29. Мещеряков, В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания [Текст] / В. Н. Мещеряков. — 2-е изд. — М., 2000.

  30. Мишатина, Н. Л. Диалог с культурными концептами в 5—11 классах (русский язык, литература, развитие речи) [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2004.

  31. Мишатина, Н. Л. «Как сердцу высказать себя?..»: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7—9 классы) [Текст]: кн. для учителя / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2005.

  32. Морозова, И. Д. Виды изложений и методика их проведения [Текст] / И. Д. Морозова. — М., 1984.

  33. Московкина, Р. А. Изучение сложного предложения в школе [Текст] / Р. А. Московкина. — М., 1981.

  34. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе [Текст] /
    В. П. Озерская. — 2-е изд. — М., 1989.

  35. Озерская, В. П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией [Текст] / В. П. Озерская. — М., 1982.

  36. Пичугов, Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 4—8 классах [Текст] / Ю. С. Пичугов. — М., 1986.

  37. Пленкин, Н. А. Уроки развития речи. 5—9 классы [Текст]/ Н. А. Пленкин. — М., 1995. — То же. — 2-е изд. — 1996.

  38. Потиха, З. А. Лингвистические словари и работа с ними в школе [Текст] /
    З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — М., 1983.

  39. Проблемы русского языка и методики его преподавания [Текст] : межвузов. сб. науч.-метод. ст. / под ред. А. Ф. Калинина. — Балашов, 2003.

  40. Проблемы русского языка и методики его преподавания [Текст] : сб. науч.-метод. ст. / под ред. А. Ф. Калинина — Балашов, 2004.

  41. Протченко, И. Ф. Словари русского языка [Текст] / И. Ф. Протченко. — М., 1996.

  42. Прудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка [Текст] / А. В. Прудникова. — М., 1979.

  43. Развитие речи на уроках морфологии [Текст] : сб. ст. / сост. Г. К. Лидман-Орлова. — М., 1979.

  44. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе [Текст] /
    М. М. Разумовская. — М., 1992. — 2-е изд. — То же. — 1996.

  45. Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. — М., 1998.

  46. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5—9 классы [Текст] : кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Соловейчик, М. С. Соловейчик,
    Л. Л. Новоселова. — М., 1991. — То же. — 2-е изд. — 1994.

  47. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. 4—8 классы [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — 3-е изд. — М.,1978.

  48. Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии [Текст] / Е. С. Скобликова. — М., 1994.

  49. Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] / Л. К. Скороход. — М., 1990.

  50. Смелова, З. С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности [Текст] / З. С. Смелова. — М., 1999.

  51. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения [Текст] / В. В. Соколова. — М., 1995.

  52. Соколова, Г. П. Изучение частиц на уроках русского языка [Текст] / Г. П. Соколова. — М., 1988.

  53. Текст на уроках русского языка [Текст] : сб. науч.-метод. ст. / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004.

  54. Текучев, А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — 2-е изд. — М., 1982

  55. Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста [Текст] / З. Ф. Ульченко. — М., 1982.

  56. Федоренко, Л. П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л. П. Федоренко. — М., 1984.

  57. Федорова, М. В. Изучение наречий в школе [Текст] / М. В. Федорова. — М., 1992.

  58. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетания в восьмилетней школе [Текст] /
    Г. А. Фомичева. — М., 1973.

  59. Хазанов, А. С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса [Текст] / А. С. Хазанов. — М., 1982.

  60. Ходякова, Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки [Текст] / Л. А. Ходякова. — М., 2000.

  61. Чижова, Т. А. Основы методики обучения стилистике в средней школе [Текст] / Т. А. Чижова. — М., 1987.

Школьные словари по русскому языку

  1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1999.

  2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1997.

  3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка [Текст] / В. П. Жуков, А. В. Жуков. — М., 1994.

  4. Крысин, Л. Т. Школьный словарь иностранных слов [Текст] / Л. Т. Крысин. — М., 1998.

  5. Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка [Текст] /
    М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. — М., 1998.

  6. Леденев, Л. Д. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / Л. Д. Леденев, И. В. Ледовских. — М., 1997.

  7. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст] /
    М. Р. Львов. — М., 1998.

  8. Панов, Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка [Текст] / Б. Т. Панов, А. В. Текучев. — М., 1991.

  9. Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е. М. Поспелов. — М., 1988.

  10. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка [Текст] /
    З. А. Потиха. — М., 1998.

  11. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка [Текст] / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. — М., 1996.

  12. Словарь устаревших слов: по произведениям школьной программы [Текст] / сост. Н. Г. Ткаченко [и др.]. — М., 1997.

  13. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка [Текст] А. Н. Тихонов. — М., 1991.

  14. Ушаков, Д. Н. Орфографический словарь [Текст] : для учащихся средней школы / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. — М., 1990.

  15. Шанский, Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний [Текст] / Н. М. Шанский, В. И. Зимин,
    А. В. Филиппов. — М., 1997.

  16. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] : значение и происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М., 1997.

  17. Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая [и др.]. — М., 1994.

Справочная и популярная учебная литература для учащихся

1. Баранов, М. Т. Русский язык: справочные материалы [Текст] : пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова ; под ред. Н. М. Шанского. — 9-е изд. — М., 2006.

2. Колесов, В. В. История русского языка в рассказах [Текст] / В. В. Колесов. — М., 2005.

3. Коновалова, Л. Ф. Русский язык: большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену [Текст] / Л. Ф. Коновалова. — М., 2006.

4. Лекант, П. А. Справочник школьника по русскому языку. 5—11 классы [Текст] / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под ред. П. А. Леканта. — М., 2005.

5. Львова, С. И. Русская орфография [Текст] : самоучитель / С. И. Львова. — М., 2005.

6. Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово [Текст] / И. Г. Милославский. — М., 1993.

7. Мокиенко, В. М. Загадки русской фразеологии [Текст] / В. М. Мокиенко. — СПб., 2005.

8. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова: рассказы о науке этимологии [Текст] / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005.

9. Пиши правильно [Текст] : справочник орфограмм русского языка для учащихся средней школы. — М., 1991.

10. Постникова, И. И. Фонетика — это интересно [Текст] / И. И. Постникова,
И. М. Подгаецкая. — М., 1992.

11. Русский язык [Текст] : справочник школьника / под ред. В. А. Славкина. — М., 1995.

12. Русский язык [Текст] : справочные материалы для поступающих на филологический факультет МГУ / В. А. Багрянцева, В. А. Галактионова, Е. И. Литневская, С. К. Пожарицкая. — М., 1998.

13. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание [Текст] / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Журналы и газеты

1. Русская словесность [Текст] : науч.-теорет. журн. / учредители : Министерство образования Российской Федерации, ООО «Школа-Пресс». — М., 2000.

2. Русская речь [Текст] : науч.-попул. журн. / учредители: РАН, Ин-т рус. яз.
им. В. В. Виноградова, Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина. — М., 2000.

3. Русский язык [Текст] : метод. газ. для учителей-словесников / учредитель Изд. дом «Первое сентября». — М., 2003.

4. Русский язык в школе [Текст] : науч.-метод. журн. / учредители : Министерство образования Российской Федерации, ООО «Наш язык». — М., 1990.

5. Учительская газета [Текст] : независимое педагогическое издание. — М., 2000.

Приложения

Приложение 1

Рабочая программа курса

«Теория и методика обучения русскому языку»

Общие вопросы методики преподавания русского языка

Методика как теория и практика обучения русскому языку. Сущность методики русского языка как науки, объект и предмет ее изучения. Лингвистические, дидактические, психологические основы методики русского языка. Методы исследования. Особенности развития методики русского языка, крупнейшие представители отечественной методической науки.

Русский язык как учебный предмет. Образовательные, развивающие, воспитательные возможности русского языка как учебного предмета в школе. Специфика предмета, его познавательно-практическая направленность. Ведущие цели обучения русскому языку в школе. Познавательные, практические, общепредметные цели. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе на современном этапе. Понятие о языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся. Содержание обучения и структура школьного курса русского языка.

Государственный стандарт среднего общего образования по русскому языку. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений: принципы построения, содержание, структура; основные этапы в истории создания программ. Современные программы по русскому языку.

Методы и средства обучения. Метод как категория методики. Метод и методический прием. Разные классификации методов и приемов (дидактические и специфические). Средства обучения русскому языку.

Учебник как ведущее средство обучения, его функции, структурные компоненты, соответствие основным дидактическим принципам, лингвистическая база учебников, основные компоненты их методической системы. Современные учебники и учебные комплексы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, их специфические особенности: ведущие цели учебных комплексов, принципы построения курса и последовательность изучения тем, объем теоретического материала, трактовка языковых фактов, система упражнений в учебных комплексах. Пособия, дополняющие учебник.

Школьные словари как одно из основных средств обучения русскому языку. Назначение, содержание, структура основных школьных словарей. Их использование на уроках русского языка.

Средства наглядности на уроках русского языка, их особенности и методика применения. Алгоритмы на уроках русского языка, методика их составления и использования. Технические средства обучения. Использование компьютера в обучении.

Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку. Урок как ведущая форма организации обучения, требования к современному уроку русского языка. Цели и структура уроков русского языка. Типы уроков. Нестандартные уроки. Критерии анализа уроков.

Планирование учебного материала, виды планирования: календарное, тематическое, поурочное. План урока русского языка, его структура и содержание. Методика составления конспекта.

Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка: основные методы и приемы контроля, критерии и нормативы оценки языковой и речевой грамотности.

Методика преподавания разделов школьного курса русского языка

Методика фонетики и орфоэпии. Значение, ведущая цель и задачи раздела. Его место в системе школьного курса русского языка. Содержание раздела (основные понятия). Трудности изучения для учащихся. Связь фонетики с орфоэпией, графикой, орфографией. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений. Фонетический разбор как основной вид упражнения по фонетике, методика его проведения. Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков, знакомство с основными нормами русского произношения и ударения.

Методика лексики и фразеологии. Значение, цели и задачи раздела. Его место в системе школьного курса русского языка. Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии. Трудности изучения для учащихся. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений. Роль и методика лексического разбора. Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа.

Методика преподавания морфемики и словообразования. Значение, ведущая цель и задачи раздела, его место в школьном курсе русского языка. Содержание и структура раздела. Трудности изучения словообразования. Методы и приемы, средства обучения. Система упражнений. Морфемный, словообразовательный и этимологический виды разбора, их задачи, различия и методика проведения. Работа по морфемике и словообразованию при изучении частей речи.

Методика преподавания грамматики. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся, формировании умений и навыков. Цели и задачи изучения грамматики в школе. Содержание и структура школьной грамматики. Осуществление внутрипредметных связей между изучением морфологии и синтаксиса.

Морфология как раздел школьной грамматики: его значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения. Основные понятия морфологии. Особенности изучения частей речи и их категорий. Вопрос о количестве частей речи, их классификации. Упражнения по морфологии. Морфологический разбор, методика его проведения.

Значение, задачи и содержание синтаксиса как раздела грамматики. Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школе. Особенности формирования синтаксических понятий (словосочетание и предложение, виды связи в словосочетании и предложении, понятие о членах предложения и его грамматической основе, простое, осложненное и сложное предложение, типы простых и сложных предложений, их классификация) и методика их изучения. Упражнения по синтаксису. Синтаксический разбор (словосочетания, простого, сложного предложений), методика его проведения. Синтаксис текста: способы и средства связи предложений; порядок предложений в тексте и порядок слов в предложениях; понятие абзаца, абзац и сложное синтаксическое целое.

Методика орфографии. Роль и место орфографии в школьном курсе русского языка. Принципы обучения орфографии. Цели, задачи, содержание работы по орфографии (основные понятия). Понятие об орфограмме; типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Орфографические правила. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений и письменных работ. Орфографический разбор.

Методика пунктуации. Значение, задачи и место пунктуации в школьном курсе русского языка. Основы русской пунктуации и ее принципы. Принципы обучения пунктуации. Содержание и этапы работы по пунктуации. Понятие о пунктограмме и ее типах. Пунктуационные правила. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений и письменных работ. Пунктуационный разбор.

Диктант как основной вид работы по орфографии и пунктуации. Цели диктанта. Требования к текстам диктантов. Типы и виды диктантов, система диктантов, методика их проведения. Нормы оценки диктантов, письменных работ. Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация: грубые/негрубые, однотипные, повторяющиеся; ошибки и описки. Разграничение орфографических и грамматических ошибок. Работа над ошибками.

Развитие речи как особая область методики русского языка. Развитие речи — одна из главных задач учебного предмета «Русский язык». Ведущие специалисты (методисты и лингвисты) в области развития речи. Язык и речь (понятие «речь» с точки зрения лингвистики, психолингвистики, методики). Главная (конечная) цель работы по развитию речи учащихся. Формирование коммуникативной компетенции, обучение видам речевой деятельности на основе речеведческих понятий — основные задачи современной школы.

Основные направления в работе по развитию речи, составляющие единое целое: овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в процессе изучения языкового материала (формирования языковой компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.

Обогащение речи школьников. Обогащение словарного запаса: цели, основные направления и содержание работы. Методы и приемы обогащения словарного запаса учащихся. Приемы семантизации слов. Работа со словарем. Словарно-семантические и словарно-стилистические упражнения. Лексические ошибки и работа над ними на уроке. Обогащение грамматического строя речи учащихся: цели, основные направления и содержание работы, методы и приемы работы.

Обучение видам речевой деятельности. Слушание, чтение, говорение, письмо — виды речевой деятельности, обеспечивающие коммуникативную компетенцию носителей языка. Обучение слушанию. Слушание как вид речевой деятельности. Виды восприятия текста: глобальное, детальное, критическое. Условия эффективной организации внимания учащихся при слушании. Приемы работы по развитию умения слушать.

Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности. Цель и содержание обучения чтению. Функции чтения. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Приемы работы по обучению видам чтения.

Обучение устной и письменной речи как связной речи. Связная речь как методическое понятие. Главная цель и задачи развития связной речи школьников. Содержание работы по развитию связной речи: необходимые теоретические речеведческие знания, формируемые умения и навыки. Основные методы и приемы обучения связной речи.

Текст как единица обучения речевой деятельности. Основные характеристики текста и аспекты его изучения в школьном курсе русского языка: собственно текстовый, синтаксический, стилистический. Теория текста в школьных учебниках и методика формирования базовых речеведческих понятий. Методы и приемы, типы упражнений, направленные на формирование и совершенствование коммуникативно-речевых (текстовых) умений и навыков. Создание текстов разных стилей и жанров. Основные виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат.

Методика изучения функционально-смысловых типов речи (ФСТР) как текстов-типов. Значение, задачи, содержание работы. Теоретические сведения об описании, повествовании, рассуждении в школьных учебниках; разновидности ФСТР; последовательность их изучения; комплекс формируемых специальных умений и навыков. Приемы работы, типы специальных упражнений.

Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся: виды изложений, методика проведения. Сочинение в системе работы по развитию связной речи учащихся: значение, место сочинений в системе обучения русскому языку, виды сочинений, специальные умений и навыки, подготовительная работа к написанию сочинения, анализ и оценка сочинений. Нормы оценки изложений и сочинений.

Лингвистический анализ художественного текста в школьном курсе русского языка: его значение, цель и задачи, место на уроках русского языка; виды ЛАХТа в школьном курсе русского языка, методика проведения. Урок развития речи и урок словесности.

Стилистическая направленность обучения русскому языку в школе. Предмет и задачи школьной стилистики, этапы изучения, содержание работы (основные понятия стилистики, стилистические умения и навыки). Методика формирования основных стилистических понятий и изучения функциональных стилей. Стилистический анализ как основной метод формирования стилистических умений. Виды стилистических упражнений.

Культура речи в школьном курсе русского языка. Задачи, основные направления и содержание работы. Обучение школьников нормам литературного языка. Качества хорошей речи. Ошибки в речи учащихся, их классификация, речевые недочеты. Методы и приемы работы по совершенствованию речи школьников, виды специальных упражнений. Связь с риторикой.

Культуроведческий аспект преподавания русского языка. Формирование культуроведческой компетенции школьников как составляющая компетентностного подхода в обучении русскому языку, содержание понятия «культуроведческая компетенция». Культуроведческий фон урока. Культуроведческий текст, его обучающие возможности. Культурологическое комментирование текста на уроках русского языка. Русский речевой этикет.

Внеурочная работа по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку. Ее роль в повышении эффективности преподавания русского языка. Цели и задачи. Виды и формы. Планирование внеклассной работы Взаимосвязь с основным курсом русского языка. Культуроведческое содержание внеклассных занятий. Факультативы. Виды и методы работы.

Приложение 2

Контрольные вопросы и примерные задания

для подготовки к экзамену

Вопросы

  1. Сущность методики русского языка как науки. Лингвистические, дидактические, психологические основы методики русского языка. Формирование и развитие методики русского языка, крупнейшие представители отечественной методической науки.

  2. Русский язык как учебный предмет: его специфика, цели, содержание обучения, структура школьного курса.

  3. Государственный стандарт среднего общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений: основные этапы истории создания программ, анализ современных программ (принципы построения, содержание и структура).

  4. Учебник как основное средство обучения русскому языку: функции учебника, его структурные компоненты; лингвистическая база действующих учебников по русскому языку, методическая система учебников. Пособия, дополняющие учебник.

  5. Современные учебники (учебные комплексы) по русскому языку, их специфические особенности: ведущие цели учебных комплексов, принципы построения курса и последовательность изучения тем, объем теоретического материала, трактовка языковых фактов, система упражнений в учебных комплексах.

  6. Средства наглядности в обучении русскому языку. Технические средства обучения. Алгоритмы на уроках русского языка.

  7. Методы и приемы обучения русскому языку, классификации методов и приемов. Средства обучения. Формы организации обучения.

  8. Планирование учебного материала, виды планирования: календарное, тематическое, поурочное. План урока русского языка.

  9. Урок как ведущая форма организации обучения: требования к современному уроку, структурные элементы урока и их функции, типы уроков русского языка. Нестандартные уроки.

  10. Изучение фонетики в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения раздела, методы и приемы работы, связь фонетики с орфоэпией, орфографией, фонетический анализ слова).

  11. Изучение лексики и фразеологии в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, лексический анализ слова).

  12. Изучение морфемики и словообразования в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, морфемный и словообразовательный анализ).

  13. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся, формировании умений и навыков. Задачи, содержание и структура школьной грамматики. Осуществление внутрипредметных связей при изучении морфологии и синтаксиса.

  14. Морфология как раздел школьной грамматики: его значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения. Методика формирования понятия «части речи».

  15. Изучение синтаксиса словосочетания в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор словосочетания).

  16. Изучение синтаксиса простого предложения в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор простого предложения).

  17. Изучение синтаксиса осложненного предложения в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор осложненного предложения).

  18. Изучение синтаксиса сложного предложения (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор сложного предложения).

  19. Изучение синтаксиса текста в школе (понятие о связности как основном признаке текста, способы связи предложений в тексте, «данное» и «новое» в предложениях, средства связи предложений, сложное синтаксическое целое и абзац).

  20. Методика орфографии (место орфографии в школьном курсе русского языка, принципы обучения орфографии, содержание работы по орфографии, методы и приемы, средства обучения).

  21. Методика пунктуации (место пунктуации в школьном курсе русского языка, принципы обучения пунктуации, содержание и этапы работы по пунктуации, методы и приемы, средства обучения).

  22. Диктант как основной вид работы по орфографии и пунктуации: цели диктанта, система диктантов, типы и виды диктантов.

  23. Развитие речи как особая область методики русского языка. Основные направления, содержание, разделы работы по развитию речи.

  24. Обогащение речи школьников. Обогащение словарного запаса: задачи словарной работы, ее содержание, лингвистические предпосылки, приемы семантизации слов, словарно-семантические упражнения.

  25. Обогащение речи школьников. Обогащение грамматического строя речи: особенности освоения школьниками грамматического строя родного языка, грамматические ошибки и недочеты в речи школьников, задачи и содержание работы по обогащению грамматического строя речи, методы и приемы, средства работы.

  26. Культура речи в школьном курсе русского языка. Обучение школьников нормам литературного языка. Качества хорошей речи. Ошибки в речи учащихся, их классификация, речевые недочеты.

  27. Обучение школьников видам речевой деятельности. Обучение слушанию: слушание как вид речевой деятельности, виды восприятия текста, виды работ по развитию умения слушать. Обучение чтению: чтение как вид речевой деятельности, виды чтения, цели и содержание обучения чтению. Обучение устной и письменной речи (говорению и письму): содержание и приемы работы.

  28. Коммуникативный подход к работе по развитию связной речи учащихся (понятие «связная речь», схема порождения речевого высказывания, понятие речевой ситуации, коммуникативные умения, система специальных заданий и упражнений).

  29. Текст как единица обучения русскому языку и связной речи. Основные цели использования текста на уроках русского языка. Теория текста в школьных учебниках, текстовые задания и упражнения.

  30. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) как единицы обучения коммуникативно-речевой деятельности, их дифференциальные признаки.

  31. Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение изложений, их место в системе обучения русскому языку, виды изложений, методика проведения).

  32. Сочинение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение, место сочинений в системе обучения русскому языку, виды сочинений, специальные умения и навыки, подготовительная работа к написанию сочинения, анализ и оценка сочинений).

  33. Изучение стилистики в школьном курсе русского языка (предмет и задачи школьной стилистики, этапы изучения, содержание работы по стилистике, основные методы и приемы работы).

  34. Лингвистический анализ художественного текста в школьном курсе русского языка: его значение, цель и задачи, место на уроках русского языка; виды ЛАХТа в школьном курсе русского языка, методика проведения.

  35. Урок развития речи и урок словесности.

  36. Школьные словари как одно из основных средств обучения русскому языку (назначение, содержание, структура основных школьных словарей, их использование на уроках русского языка).

  37. Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка: основные методы и приемы контроля, критерии и нормативы оценки речевой грамотности.

  38. Внеурочная работа по русскому языку. Методика внеклассной работы. Факультативные занятия.

  39. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания.

Примерные задания

  1. Обобщите материал по теме «Значение и особенности русского языка как учебного предмета». Составьте план.

  2. В чем выражается связь русского языка как учебного предмета с другими школьными предметами? Покажите это на примере изучения одной из тем (по выбору).

  3. Используя программу по русскому языку и школьный учебник (по выбору), составьте тематический план на одну из тем (разделов): «Фонетика», «Лексика», «Имя существительное».

  4. Продемонстрируйте на конкретных примерах, как реализуется в учебнике (учебник по выбору) идея развивающего обучения, как решаются воспитательные задачи.

  5. Какой метод (объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или исследовательский) более оправдан при объяснении нового материала по темам: «Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я»; «Понятие о местоимении как части речи»; «Глаголы переходные и непереходные»; «Правописание союзов».

  6. Приведите фрагмент урока изучения нового материала по теме «Лексика» (учебник по выбору).

  7. Составьте таблицу и алгоритм для изучения одной из грамматических тем (учебник по выбору).

  8. Приведите фрагмент урока изучения фонетики (тема по выбору)

  9. Приведите фрагмент урока изучения лексики (тема по выбору).

  10. Приведите фрагмент урока изучения словообразования (тема по выбору).

  11. Приведите фрагмент урока изучения грамматики (тема по выбору).

  12. Приведите фрагмент урока изучения синтаксиса (тема по выбору).

  13. Приведите фрагмент урока изучения орфографического правила (тема по выбору).

  14. Приведите фрагмент урока изучения пунктуационного правила (тема по выбору).

  15. Приведите фрагмент урока проведения диктанта (тип диктанта по выбору).

  16. Приведите фрагмент урока по организации работы над ошибками.

  17. Приведите фрагмент урока по обогащению словарного запаса учащихся.

  18. Приведите фрагмент урока по развитию связной речи учащихся.

  19. Приведите фрагмент урока словесности.

  20. Приведите фрагмент урока проведения изложения (вид изложения по выбору).

  21. Приведите фрагмент урока проведения сочинения (вид сочинения по выбору).

  22. Приведите фрагмент урока изучения стилистики в школьном курсе русского языка.

  23. Приведите фрагмент урока изучения темы по риторике или культуре речи (класс по выбору).

  24. Приведите фрагмент урока с использованием лингвистических словарей (по выбору).

  25. Составьте план проведения внеклассного мероприятия по русскому языку (вид, тематика по выбору).

Учебно-методическое издание

Попова Наталия Витальевна, Отришко Валентина Александровна

Методика русского языка: самостоятельная работа

Учебно-методическое пособие
для студентов специальностей 050301

«Русский язык и литература» и 031001 «Филология»

Редактор М. Б. Иванова

Корректор Н. Н. Дробышева

Изд. л. ИД № 01591 от 19.04.2000.

Подписано в печать 25.12.06. Формат 60×84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times».

Уч.-изд. л. 5,63. Усл.-печ. л. 5,75.

Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного издательской группой
Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского.

412300, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: arya@balashov.san.ru

Н. В. Попова, В. А. Отришко

методика русского языка:

самостоятельная работа

1 Горшков А. И. Русская словесность (От слова к словесности). 10—11 классы. 1996; Львова С. И. Уроки словесности. 5—6 классы. М., 1997; Троицкий В. Ю. Уроки словесности // Русская речь. 1990. № 6.

*В 2000 г. издательским домом «Дрофа» подготовлено и полностью выпущено в свет существенно обновленное, доработанное и дополненное издание данного комплекса (научный редактор В. В. Бабайцева), в который входит теперь 11 книг: пособия «Русский язык. Практика»
(5 книг) и «Русская речь» (5 книг) изданы отдельно для 5, 6, 7, 8, 9 классов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

    Урок
    В настоящий сборник включены материалы научно-практического семинара учителей-словесников г.Балашова и Балашовского района «Текст на уроках русского языка» (20 ноября 2003 г.
  2. Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Издание 2-е, исправленное и дополненное

    Учебное пособие
    Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкаБалашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г.

Другие похожие документы..