Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2 января 2008 года: Власти Свердловской области до конца января 2008 года подготовят постановление о создании корпорации по строительству Большого Ев...полностью>>
'Учебно-тематический план'
Цель: совершенствование навыков практического владения иностранным языком в рамках профессионально-деловой среды, необходимых для общения в пределах ...полностью>>
'Конкурс'
3 /4 – 11 4/1197 Клепикова Виктория, 145/4 – 1053/1190 Коробков Роман, 133/4 – 11 1/117 Ткачук Мирон, 8 /3 – 115 /1170 Конкурс РР Шаг-18 Дипломанты 1...полностью>>
'Документ'
Некоммерческие организации, иные лица имеют право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальны...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Капинос, В. И. Оценка сочинений и изложений [Текст] // Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 171—188.

  • Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 283—286.

  • Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 225—227, 229—235.

  • Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001. — С. 14—19.

  • Обертышева, Г. Ю. Работа с текстом при подготовке к изложению [Текст] /
    Г. Ю. Обертышева // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 54—61.

  • Пленкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста [Текст] / Н. А. Пленкин. — М., 1988.

  • Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений [Текст] // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — М., 1986. — С. 78—133.

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5—9 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова. — М., 1991. — С. 3—14.

  • Хаустова, Д. А. Еще раз об изложении [Текст] / Д. А. Хаустова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 3.

    Вопросы и задания
    1. Каково место и значение изложения в общей системе обучения русскому языку? Расскажите об изложении как виде учебной деятельности — что оно представляет собой с точки зрения психологии речи и как влияет на развитие речемыслительной деятельности учеников?

    2. Какие виды изложений выделяются в методике обучения русскому языку и по каким основаниям?

    3. Расскажите об основных этапах подготовки к написанию изложения.

    4. В приложении пособия Е. И. Никитиной «Русская речь. 5—7 кл.» найдите специальные памятки «Как готовиться к изложению…», внимательно ознакомьтесь с ними.

    5. В пособии Е. И. Никитиной «Русская речь. 5—7 кл.» найдите задания, требующие написать изложение по предложенному тексту (например, в параграфах «Что значит писать и говорить на тему?», «Как описать животное?» и др.). Используя материал учебника, напишите конспект урока проведения изложения в соответствующем классе.

    6. Расскажите о том, какую работу предполагает лингвистический анализ исходного текста перед написанием изложения? Прочитайте об этом в указанных пособиях — Н. А. Пленкина, в «Сборнике текстов для изложений с лингвистическим анализом» и других источниках. Наметьте развернутый план (схему) лингвистического анализа, предназначенного для изложения текста. Ознакомьтесь с образцами анализа текстов, данными в указанных пособиях.

    7. Подберите текст для проведения изложения (в любом классе — на выбор). Воспользуйтесь для этого текстами упражнений в школьных учебниках по русскому языку, а также текстами произведений, изучаемых в школьном курсе литературы. Сделайте лингвистический анализ данного текста, подготовив таким образом фрагмент конспекта урока проведения изложения.

    8. На основе сделанной «заготовки» (см. задание 7) напишите подробный конспект урока проведения изложения.

    9. Расскажите, по каким критериям и как оцениваются ученические изложения.

    Тема «Сочинение в системе работы
    по развитию речи учащихся»

    1. Место и значение сочинений в общей системе обучения русскому языку. Место сочинений в системе коммуникативно-речевых задач — типологии упражнений по развитию связной речи (Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 222—235.

    Виды сочинений: по тематике; по источнику получения материала; по психологическому источнику; по объему; по типу создаваемых текстов; по стилю и жанру речи; по осложненности дополнительным языковым заданием.

    Базовые лингвистические знания, необходимые для овладения школьниками умением писать сочинения. Система коммуникативно-речевых умений как составляющих комплексного умения писать сочинения (коммуникативные умения, соотносимые с фазами структуры речевого действия).

    Основные этапы работы над сочинением в деятельности учащихся.

    Три этапа работы в деятельности учителя, связанной с проведением сочинения: подготовка и организация сочинений; их проверка и оценка; анализ проверенных работ в классе.

    Список рекомендуемой литературы
    1. Апалькова, И. В. Работа над сочинениями в жанре киносценария [Текст] /
      И. В. Апалькова // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 5.

    2. Галкина, Г. Н. Сочинение-репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» [Текст] / Г. Н. Галкина // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5.

    3. Кабанова, Е. В. Описание натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды» как подготовительный этап к сочинению по воображению [Текст] / Е. В. Кабанова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 3.

    4. Капинос, В. И. Оценка сочинений и изложений [Текст] // Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 171—188.

    5. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

    6. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 286—290.

    7. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 222—235.

    8. Никитина, Е. И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения [Текст] / Е. И. Никитина // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 4.

    9. Пичугов, Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему [Текст] / Ю. С. Пичугов. — М., 1986.

    10. Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений [Текст] // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — М., 1986. — С. 78—133.

    11. Система обучения сочинениям в IV—VIII классах [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1978.

    12. Ходякова, Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка [Текст] / Л. А. Ходякова. — М., 1983.

    13. Ходякова, Л. А. Сочинение-очерк по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» [Текст] / Л. А. Ходякова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 1.

    14. Шелест, Л. В. Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему [Текст] / Л. В. Шелест // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 1.

    15. Щепина, О. Б. Анализ текста в X классе как форма подготовки к сочинению [Текст] / О. Б. Щепина // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 2.

    Вопросы и задания
    1. Каково место и значение сочинений в общей системе обучения русскому языку?

    2. Как отмечает Т. А. Ладыженская, «задания и упражнения по развитию связной речи организуют учебные действия, которые связаны с работой над текстом — готовым и создаваемым. И по тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп речевых задач» (Ладыженская Т. А., 1991, с. 222). Вспомните эту типологию упражнений (коммуникативно-речевых задач), покажите, какое место в ней занимают сочинения как особые упражнения.

    3. Какие виды сочинений выделяются в методике обучения русскому языку и по каким основаниям?

    4. Расскажите, какой речеведческий материал (обозначьте его содержание) определяет базовые лингвистические знания учащихся, необходимые для овладения умением писать сочинения. При ответе пользуйтесь школьными учебниками — учебным комплексом под ред. В. В. Бабайцевой и учебным комплексом М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

    5. Расскажите о системе коммуникативно-речевых умений как составляющих комплексного умения писать сочинения. Как эти коммуникативные умения соотносятся с фазами структуры речевой деятельности (фазами порождения речевого высказывания)?

    6. Каковы основные этапы работы над сочинением в деятельности учащихся? Расскажите о них.

    7. Какие три этапа работы в деятельности учителя, связанной с проведением сочинения, выделяют методисты? Как проводится подготовка и организация сочинений?

    8. Ознакомьтесь со специальной литературой (указана в списке), посвященной вопросам проверки и оценки школьных сочинений. Изложите суть методики проверки и оценки сочинений.

    9. Изучив опыт учителей и методистов (см. статьи Л. Ф. Талалаевой, Т. И. Чижовой, А. А. Тиханова, М. С. Соловейчик в сборнике «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»), расскажите о том, как проводится анализ проверенных сочинений в классе.

    10. На основе указанных в списке статей (а также других, найденных самостоятельно) подготовьте сообщения о жанровых формах школьных сочинений. Сделайте резюме о жанровом разнообразии школьных сочинений.

    11. Составьте конспект урока подготовки к написанию сочинения, руководствуясь соответствующими заданиями в школьных учебниках (выбор учебника, возможно, и задания — по рекомендации преподавателя-методиста).

    Тема «Лингвистический анализ художественного текста
    в школьном курсе русского языка»

    Основные цели обращения к тексту на уроках русского языка. Художественный текст как предмет лингвистического анализа текста на уроках русского языка, его (художественного текста) специфика. Цель и задачи лингвистического анализа художественного текста (ЛАХТа) в школьном курсе русского языка. Его значение. Место ЛАХТа в школьном курсе русского языка. Систематичность и системность в обучении анализу текста.

    Основные виды ЛАХТа, выделяемые в учебных целях: выборочный; поуровневый; целостный (комплексный). Примерные схемы поуровневого анализа художественного текста — фонетического, лексического, морфологического, синтаксического уровней — как необходимое условие формирования у школьников навыков лингвистического анализа текста.

    Вопросы лингвистического анализа художественного текста в программных документах. Элементы ЛАХТа на страницах школьных учебников.

    Список рекомендуемой литературы
    1. Львова, С. И. Уроки словесности. 5—9 классы [Текст] / С. И. Львова. — М., 1997.

    2. Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001. — С. 13—26.

    3. Москвин, В. П. Художественная речь как система [Текст] / В. П. Москвин // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 57.

    4. Нестандартные уроки русского языка. 5—7 классы [Текст] / авт.-сост. И. В. Булгакова. — Ростов н/Д, 2002.

    5. Новиков, Л. А. Художественный текст и его анализ [Текст] / Л. А. Новиков. — М., 1988.

    6. Пересветова, Е. В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка [Текст] / Е. В. Пересветова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 28.

    7. Попова, Н. В. Виды лингвистического анализа текста в школьном курсе русского языка [Текст] / Н. В. Попова // Текст на уроках русского языка / под ред.
      М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 22—31.

    8. Попова, Н. В. Лингвистический анализ текста на уроках русского языка [Текст] / Н. В. Попова // Проблемы русского языка и методики его преподавания. — Балашов, 2003. — С. 51—57.

    9. Резвая, А. Ю. Творчество в поэзии [Текст] / А. Ю. Резвая // Рус. яз. — 2004. — 1—7 апр. (№ 13). — С. 7.

    10. Скобликова, Е. С. Однородность определений в художественных текстах [Текст] / Е. С. Скобликова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 21.

    11. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста [Текст] / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. — 1983. — № 3.

    12. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ художественного текста [Текст] /
      Н. М. Шанский. — М., 1990.

    13. Шанский, Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом [Текст] / Н. М. Шанский. — М., 1987.

    14. Шумарина, М. Р. Анализ структуры текста в старших классах [Текст] : (по учебнику А. И. Власенокова и Л. М. Рыбченковой) / М. Р. Шумарина // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 79— 87.

    Вопросы и задания
    1. Вспомните, с какими целями используется текст на уроках русского языка.

    2. Почему на уроках русского языка используется преимущественно художественный текст? В чем его специфика? Каковы его обучающие возможности?

    3. Какова ведущая цель лингвистического анализа художественного текста? Что вы можете сказать о задачах ЛАХТа в школьном курсе русского языка, его значении?

    4. Как определяется методистами место ЛАХТа в школьном курсе русского языка? Методисты говорят о систематичности и системности в обучении ЛАХТу. Как это понимать?

    5. Расскажите, какие виды ЛАХТа выделяются в учебных целях. Найдите соответствующие темы в школьных учебниках (например, в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой, в учебниках под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта), так или иначе касающиеся вопросов изучения языковых особенностей художественного текста, просмотрите в этих параграфах задания и упражнения с точки зрения того, нацелены ли они на формирование у учащихся навыков лингвистического анализа текста. Если да, то какие виды ЛАХТа, точнее элементы ЛАХТа, встречаются на страницах учебников?

    6. Обратитесь к программным документам — Госстандарту среднего общего образования и школьным программам по русскому языку — найдите, что в них говорится (и говорится ли?) об обучении школьников лингвистическому анализу текста, об использовании художественного текста как средства обучения русскому языку.

    а) Для чего на первых этапах обучения лингвистическому анализу текста, в частности, так называемому поуровневому анализу, важно снабжать учащихся примерными схемами анализа? Воспроизведите примерную схему анализа лексического уровня художественного текста (какие лексические единицы являются предметом рассмотрения).

    б) Расскажите о схеме анализа фонетического уровня художественного текста.

    в) Расскажите, что может быть предметом рассмотрения при анализе морфологических и синтаксических особенностей художественного текста.

    Тема «Урок развития речи и урок словесности»

    Ведущая (конечная) цель уроков развития речи. Текст на уроках развития речи как цель, содержание и средство обучения. Типологический анализ текста на уроках развития речи: его суть, основные типологизирующие признаки текста, речеведческая теория как основа формирования способности понимания и построения разных типов текстов. Виды специальных текстовых заданий и упражнений на уроках развития речи. Образец урока развития речи.

    Суть уроков словесности. Художественный текст как предмет изучения на уроках словесности. Специальные цели уроков словесности. Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности (основные требования к анализу текста). Специфика уроков словесности в среднем звене школьного курса русского языка (в 5—7 классах) и в старших классах. Основные этапы работы с художественным текстом как произведением словесного искусства, определяющие структуру урока словесности. Образец урока словесности.

    Список рекомендуемой литературы
    1. Жителева, Ж. И. Стихотворение И. С. Никитина «Утро»: понятие о метафоре: (опыт интегрированного урока в VI классе) [Текст] / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 2.

    2. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

    3. Лингвистический комментарий к стихотворению К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» на уроке в XI классе [Текст] // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 1.

    4. Львова, С. И. Уроки словесности. 5—9 классы [Текст] / С. И. Львова. — М., 1997.

    5. Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001. — С. 13—26.

    6. Перепелкина, Н. А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста [Текст] / Н. А. Перепелкина // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 3.

    7. Полянских, Н. Н. А. А. Фет. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»: (урок филологического прочтения лирического стихотворения в X классе [Текст] / Н. Н. Полянских // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 2.

    8. Полянских, Н. Н. Воспитываем «чувство жанра»: (интегрированный урок по рассказу К. С. Паустовского «Снег» в VIII кл.) [Текст] / Н. Н. Полянских // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 5.

    9. Попкова, Л. В. Над текстом «Войны и мира» (X класс) [Текст] / Л. В. Попкова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 6.

    10. Попова, А. Н. Стилистический анализ элегии В. А. Жуковского «Море»
      в X классе [Текст] / А. Н. Попова // Рус. яз. в шк — 2003. — № 3.

    11. Рухленко, Н. М. Урок на тему «Односоставные предложения в художественном тексте» в IX классе [Текст] / Н. М. Рухленко // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 5.

    Вопросы и задания
    1. Прокомментируйте важные для уяснения сути уроков развития речи методические положения:

    а) На уроках развития речи текст выступает как основная цель, содержание и средство обучения.

    б) Изучение теории текста как основы методики развития речи должно отвечать необходимости типологического анализа структуры и языкового оформления текста.

    1. Какие характеристики текста являются его типологизирующими признаками, т. е. лежат в основе выделения типов текстов? Для чего необходимо знание этих характеристик текста?

    2. Что входит в понятие «речеведческая теория» (иначе «речеведческий материал»)?

    3. Какие группы упражнений, нацеленных на усвоение школьниками речеведческой теории и овладение умениями анализа и продуцирования разных типов текстов, выделяют методисты?

    4. Что общего между уроком развития речи и уроком словесности? Чем они различаются?

    5. В чем суть уроков словесности? Каковы возможности проведения этих уроков в школьном курсе русского языка? Различаются ли как-то уроки словесности в среднем звене школы и в старших классах?

    6. В чем специфика художественного текста (в отличие от нехудожественного)? Каковы в связи с этим основные требования к лингвистическому анализу художественного текста?

    7. На основе изученной литературы (см. указанные в списке работы, а также другие статьи) и ориентируясь на содержание школьной программы и учебников по русскому языку, сделайте конспект урока развития речи.

    8. На основе изученной литературы (см. указанные в списке работы, а также другие статьи) и ориентируясь на содержание школьной программы и учебников по русскому языку, сделайте конспект урока словесности.

    Тема «Культуроведческий аспект
    преподавания русского языка в школе»

    Культуроведческий подход к преподаванию русского языка в школе в контексте современных тенденций развития социума, науки и образования. Формирования культуроведческой компетенции школьников как составляющая компетентностного подхода в обучении русскому языку. Содержание понятия «культуроведческая компетенция» (составляющие культуроведческой компетенции).

    Лингвокультурология — новая лингвистическая наука, ее основные термины и понятия как базовые компоненты культурологической направленности в обучении русскому языку: артефакты, кумулятивная функция языка, фоновые знания, фоновая лексика, лексический фон, культурный компонент слова и др.

    Развивающая речевая среда как средство приобщения к национальной культуре и культуроведческий фон урока. Культуроведческий текст — важнейшее средство создания культуроведческого фона урока, его (текста) обучающие возможности. Историко-культурологическое комментирование. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; объяснение их значения с помощью лингвистических и энциклопедических словарей.

    Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

    Список рекомендуемой литературы
    1. Ашукин, Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения [Текст] / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. — М., 1996.

    2. Верещагин, Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М., 1990.

    3. Владимирова, Т. Е. В поисках универсалий общения [Текст] / Т. Е. Владимирова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 81.

    4. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. — М., 1983.

    5. Каменская, О. Г. Древнерусский текст на уроках русского языка [Текст] /
      О. Г. Каменская, Э. К. Мустафина // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 2.

    6. Колесов, В. В. Культура речи — культура поведения [Текст] / В. В. Колесов. — Л., 1988.

    7. Левдина, Т. И. Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа (XI класс) [Текст] / Т. И. Левдина // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 3. — С. 39.

    8. Львов, М. Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности [Текст] / М. Р. Львов // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 4.

    9. Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике [Текст] / Т. Ф. Новикова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 3. — С. 12.

    10. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре [Текст] / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 4, 5.

    11. Семантическая специфика национальных языковых систем [Текст] / науч. ред. З. Д. Попова. — Воронеж, 1985.

    12. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Текст] // Рус. яз. — 2004. — 1—7 марта (№ 9).

    13. Степанов, Ю. С. Константы [Текст] : словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — М., 2001.

    14. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. — М., 1989.

    15. Ходякова, Л. А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами искусства [Текст] / Л. А. Ходякова // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 6; 2005. — № 1.

    16. Хроленко, А. Т. Основы лингвокультурологии [Текст] / А. Т. Хроленко. — М., 2005.

    17. Чумак-Жунь, И. Культурный контекст и интерпретация поэтического текста: (на материале стихотворения Б. Пастернака «Гамлет») [Текст] / И. Чумак-Жунь // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 54.

    Вопросы и задания
    1. а) Изучите указанные в списке литературы статьи (из журнала «Русский язык в школе»).

    б) Расскажите, чем вызвана необходимость историко-культурного наполнения содержания обучения русскому языку школьников, т. е. приобщения их к национальной культуре своего народа? Что предполагает культуроведческий подход к преподаванию русского языка?

    в) Раскройте содержание понятия «культуроведческая компетенция». Каковы ее составляющие? Что говорится об этом в стандарте основного общего образования по русскому языку?

    1. Реализация культуроведческого подхода к обучению русскому языку непосредственно связана с возникновением и развитием новой науки — этнолингвистики. Поясните, что это за наука и что такое лингвокультурология? Какие термины и понятия лингвокультурологии используются как базовые компоненты культурологической направленности обучения языку? (Хотя, как отмечают методисты, нецелесообразно употреблять все эти термины в школьной практике, они необходимы учителю для ориентации в научно-методической литературе.)

    2. Как пишет известный методист Л. А. Ходякова, «очевидна связь между языком и культурой через текст. Текст можно считать формальной единицей культуры». Раскройте это положение (см. указанную статью).

    3. Что такое культуроведческий фон урока? Как он может создаваться? Что такое культуроведческий текст? Что пишет Л. А. Ходякова об искусствоведческих текстах, их обучающих возможностях?

    4. Обратитесь к указанным статьям Т. М. Пахновой. Найдите ответы на следующие вопросы:

    1. Что такое развивающая речевая среда?

    2. Почему текст является важнейшим средством создания развивающей речевой среды?

    3. Какими качествами должен обладать такой культуроведческий текст?

    4. Что такое «пространство культуры» (образуемое текстами)?

    5. Что говорит автор о тематическом единстве текстов и уроков русского языка? Что такое, по мнению автора, этика филологии?

    1. Найдите в школьных учебниках — в комплексе Бунеевых — учебный материал, отражающий культуроведческий аспект обучения русскому языку, прокомментируйте его.

    а) Сделайте анализ учебного материала, представленный в § 41—44 учебника под ред. М. В. Панова для 5 кл. (темы: «Дословная непереводимость фразеологизма на другие языки», «Из истории фразеологизмов», «Об источниках русской фразеологии», «Крылатые слова»), с точки зрения историко-культурного аспекта изучения русской фразеологии; прокомментируйте данный учебный материал.

    б) Используя указанную в списке литературу (№ 3, 4, 5, 6), подготовьте сообщение о национально-культурной семантике русской фразеологии и языковых афоризмов, ориентируясь на школьную аудиторию.

    1. Обратитесь к басням И. Крылова, изучаемым в школе, найдите в них афоризмы, в которых отражены константы русской культуры, и дайте их толкование (используйте труд Н. С. Ашукиной, М. Г. Ашукина).



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

      Урок
      В настоящий сборник включены материалы научно-практического семинара учителей-словесников г.Балашова и Балашовского района «Текст на уроках русского языка» (20 ноября 2003 г.
    2. Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Издание 2-е, исправленное и дополненное

      Учебное пособие
      Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкаБалашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г.

    Другие похожие документы..