Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Мы знаем, что существуют открытые ключи, криптографические алгоритмы, связанные с этими ключами и у всех систем, основанных на открытых ключах, сущест...полностью>>
'Документ'
Вперше в радіоаматорській практиці мною була розроблена формула по визначенню рейтингу змагань CR (Contest Rating), котра визначається як відношення ...полностью>>
'Публичный отчет'
Лицензия Министерства Финансов Российской Федерации Е 178 от 20 мая 2002 года на осуществление аудиторской деятельности Свидетельство о государственно...полностью>>
'Программа'
формировать патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, чувство гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческо...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема «Методика орфографии»

Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка. Содержание работы по орфографии: орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения. Роль знаний о языке в обучении орфографии; базовые языковые понятия: фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические; базовые учебно-язы-ковые умения. Принципы методики орфографии.

Понятие об орфограмме, типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Орфографическое правило, особенности его структуры, основные этапы изучения орфографического правила на уроках русского языка.

Основные методы и приемы обучения орфографии. Виды упражнений по орфографии. Орфографический разбор, методика его проведения. Алгоритмы как средство обучения орфографии.

Использование лингвистических словарей для формирования орфографических навыков. Использование ТСО и других средств наглядности при обучении орфографии.

Значение и способы проверки тетрадей. Приемы исправления ошибок, их учет и классификация. Работа учащихся над ошибками.

Список рекомендуемой литературы
  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] / Н. Н. Алгазина. — М., 1987.

  2. Архипова, Е. В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии [Текст] / Е. В. Архипова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 2. — С. 3.

  3. Бузмакова, Е. В. О повторении орфографии [Текст] / Е. В. Бузмакова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 1. — С. 39.

  4. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. — М., 1991.

  5. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии [Текст] / В. Ф. Иванова. — М., 1992.

  6. Крамаренко, Г. М. Орфография: систематизируем знания и готовим к ЕГЭ [Текст] / Г. М. Крамаренко // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 24.

  7. Ларионова, Л. Г. Формирование орфографических умений и навыков на теоретической основе [Текст] / Л. Г. Ларионова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 10.

  8. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 147—187.

  9. Пашкова, Г. И. Обучаем орфографии с помощью электронного пособия «Русский язык. 5 класс» [Текст] / Г. И. Пашкова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6. — С. 23.

  10. Пашкова, Г. И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии [Текст] / Г. И. Пашкова // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 5. — С. 13.

  11. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе [Текст] / М. М. Разумовская. — М., 1996. — То же. — 2005.

  12. Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии [Текст] / Е. С. Скобликова. — М., 1994.

  13. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 232—286.

  14. Шатова, Е. Г. Применение алгоритмов в обучении орфографии [Текст] /
    Е. Г. Шатова // Рус. словесность. — 2004. — № 1. — С. 35.

Вопросы и задания
  1. Каковы цели обучения орфографии? В чем особенность изучения орфографии, имея в виду ее размещение в школьном курсе русского языка?

  2. Какие принципы лежат в основе методики обучения орфографии и в чем их сущность?

  3. Раскройте вопрос о базовых знаниях и базовых учебно-языковых умениях как предпосылках овладения орфографическими умениями.

  4. Расскажите о содержании работы по орфографии в школе: орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения.

  5. Что такое орфограмма? Какие типы и виды орфограмм изучаются в школе?

  6. Какие методы, приемы, виды упражнений используются в обучении орфографии? Чем обусловлен отбор приемов обучения орфографии и видов упражнений?

  7. Подготовьте сообщение по содержанию одной из статей (по рекомендации преподавателя):

а) Архипова Е. В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 2. — С. 3.

б) Пашкова Г. И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 5. — С. 13.

в) Шатова, Е. Г. Применение алгоритмов в обучении орфографии // Рус. словесность. — 2004. — № 1. — С. 35.

  1. Постройте алгоритм по изучению орфографического правила (орфограмма по выбору).

  2. Назовите виды списывания как упражнения по орфографии. При изучении каких орфограмм можно рекомендовать списывание без изменения текста? На какой стадии работы над орфограммой можно использовать списывание со вставкой пропущенных букв?

  3. Какова природа орфографического навыка? Расскажите о психологических основах формирования орфографических умений и навыков.

  4. Определите виды упражнений для закрепления следующих орфограмм:
    1) традиционные написания (вокзал, цистерна, вагон); 2) правописание приставок пре- и при-; 3) правописание глаголов на -ться и -тся. Определяя виды упражнений, сначала выясните особенности орфограммы, затем психофизиологические факторы, на которые следует опереться, изучая ее, и, учитывая стадию обучения, выберите упражнение, виды работы по орфографии.

  5. Объясните, как вы понимаете основное методическое требование обучения орфографии, состоящее в том, что всякое письмо должно быть сознательным.

Тема «Методика пунктуации»

Цели обучения пунктуации в школе. Ее место в школьном курсе русского языка.

Лингвистические основы работы по пунктуации в школе.

Принципы и предпосылки работы по пунктуации. Содержание и этапы работы по пунктуации. Понятие о пунктограмме, о пунктуационных правилах, их классификация.

Методы и приемы обучения пунктуации. Особенности формирования пунктуационных навыков. Роль выразительного чтения в формировании пунктуационных навыков, другие виды упражнений при обучении пунктуации.

Пунктуационный разбор, методика его проведения.

Учет и исправление пунктуационных ошибок.

Ознакомление учащихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препинания.

Использование ТСО и других средств наглядности при обучении пунктуации.

Список рекомендуемой литературы
  1. Блинов, Г. И. Методика пунктуации в школе [Текст] / Г. И. Блинов. — М., 1978.

  2. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе [Текст] / Л. Т. Григорян. — М., 1982.

  3. Ломизов, А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе [Текст] / А. Ф. Ломизов. — М., 1975.

  4. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 187—227.

  5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 287—297.

  6. Хазанов, А. С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса [Текст] / А. С. Хазанов. — М., 1982.

Вопросы и задания
  1. Какое значение имеет изучение пунктуации? Каковы цели обучения пунктуации в школе?

  2. Каково место пунктуации в школьном курсе русского языка?

  3. Какие принципы лежат в основе методики обучения пунктуации и в чем их сущность?

  4. Какими основными методами и приемами осуществляется обучение пунктуации?

  5. Какие виды упражнений используются при обучении пунктуации? Приведите примеры из школьного учебника (по выбору).

  6. Приведите фрагмент урока изучения пунктуационного правила (пунктограмма по выбору).

  7. А. П. Чехов в письме Н. А. Хлопову от 13 февраля 1888 года отмечал, что знаки препинания служат нотами при чтении. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Продумайте, каким путем можно познакомить учащихся с этим образным и очень точным определением функции знаков препинания.

  8. Н. С. Валгина (Принципы русской пунктуации. — М., 1972. — С. 19) пишет:

«Самым большим достижением современной пунктуации… является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве… Выделять отдельные принципы можно лишь условно, для удобства изучения».

Докажите эту мысль.

  1. А. М. Пешковский в статье «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания» (Избр. труды. — М., 1959. — С. 30) писал:

«Сближение выразительного чтения с пунктуацией послужит на пользу не одной только пунктуации. Мысленно слышать то, что пишешь! Ведь это значит написать красиво, живо, своеобразно, это значит заинтересоваться тем, что пишешь, прочувствовать его! Как часто учителю достаточно прочитать с кафедры нескладное выражение ученика, чтобы автор ужаснулся собственному выражению. Почему же он его написал? Потому что не слышал, когда писал, потому что не читал самого себя вслух. Чем больше ученик будет читать себя вслух, тем лучше он будет писать. Воссоединение письменной верхушки языкового древа с его живыми устными корнями всегда животворит, а отсечение всегда мертвит».

Прокомментируйте высказывание А. М. Пешковского, отметьте то, что, по вашему мнению, заслуживает пристального внимания современного преподавателя русского языка в школе.

  1. Подготовьте дидактический материал для пунктуационного разбора разных типов предложения и покажите на примерах методику его проведения.

Тема «Диктант как основной вид работы
по орфографии и пунктуации»

Правописание, его нормы как обязательный атрибут письменной формы литературного языка. Соблюдение правил правописания как необходимый компонент письменной речи.

Диктант как основной прием формирования умений и навыков правописания. Цели диктанта. Типы и виды диктантов. Характеристика отдельных видов диктантов и методика их проведения. Система проведения диктантов. Требования к текстам диктантов.

Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация. Учет и исправление ошибок.

Список рекомендуемой литературы
  1. Елясова, О. Н. Графические диктанты [Текст] / О. Н. Елясова // Рус. яз. — 2006. — 16—31 июля (№ 14). — С. 31.

  2. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 210—211.

  3. Надель, Ф. А. Возможности самодиктанта [Текст] / Ф. А. Надель // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 22.

  4. Панов, Б. А. От упражнений к интерактивным диктантам [Текст] // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 24.

  5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 255—274.

  6. Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста [Текст] / З. Ф. Ульченко. — М., 1982.

Вопросы и задания
  1. Каковы цели проведения диктанта?

  2. Какие типы и виды диктантов используются при обучении орфографии? Назовите основания, по которым классифицируются виды диктантов. Охарактеризуйте основные диктанты без изменения диктуемого.

  3. Раскройте понятие «система диктантов».

  4. Подумайте, в какой последовательности вы расположили бы такие виды диктантов, как объяснительный, предупредительный, комментированный, творческий, если бы исходили из того, что при формировании орфографического навыка необходимо постепенное усложнение условий письма.

  5. Укажите отличия в проведении предупредительного, комментированного и объяснительного диктантов.

  6. Какое значение в системе диктантов имеет выборочный диктант? Подберите текст для выборочного диктанта и объясните, как он проводится.

  7. Какие методические требования следует учитывать при проведении письма по памяти?

  8. А. Какие требования предъявляются к контрольному диктанту? Укажите значение контрольного диктанта как упражнения по орфографии. Опишите методику его проведения.

Б. Подберите текст для контрольного диктанта с лингвистическим заданием (класс и грамматическая тема по выбору).

  1. Что такое творческий диктант? Назовите и охарактеризуйте его основные виды.

  2. Составьте конспект урока проведения свободного диктанта.

  3. Какое значение имеет работа над ошибками, из каких этапов она складывается и какова методика ее проведения?

2. Развитие речи
как особая область методики русского языка

Тема «Развитие речи
как особая область методики русского языка»

Развитие речи — одна из главных задач учебного предмета «Русский язык». Ведущие специалисты (методисты и лингвисты) в области развития речи. Понятие «речь» с точки зрения лингвистики (разграничение языка и речи), психолингвистики (речь как речевая деятельность), методики (речь как предмет обучения).

Главная (конечная) цель работы по развитию речи учащихся — научить их полноценно общаться. Формирование коммуникативной компетенции, обучение видам речевой деятельности на основе речеведческих понятий — основные задачи современной школы.

Три направления в работе по развитию речи, определяющие содержание работы: овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение различным видам речевой деятельности — слушанию, чтению, говорению, письму. Формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме как важнейшая составная часть работы по развитию речи учащихся.

Место работы по развитию речи в системе обучения русскому языку (уроки развития речи и аспектная работа по развитию речи на уроках изучения основного курса русского языка). Предмет работы по развитию речи и выделение разделов работы. Выделение разделов работы по развитию речи в соотношении с единицами языка и соответствующими им разделами школьного курса.

Список рекомендуемой литературы
  1. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 6—13.

  2. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 228—291.

  3. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 4—17.

  4. Программно-методические материалы. Русский язык. 10—11 классы [Текст] / сост. Л. М. Рыбченкова. — М., 1998; — То же. — 1999; — То же. — 2000; — То же 2001; — То же. — 2002.

  5. Программно-методические материалы: Русский язык: 5—9 классы [Текст] / сост. Л. М. Рыбченкова. — М., 1998; — То же. — 1999; — То же — 2000; — То же 2001; — То же. — 2002.

  6. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Текст] // Рус. яз. — 2004. — 1—7 марта (№ 9).

Вопросы и задания
  1. Почему развитие речи называют особой областью методики русского языка?

  2. Проблема развития речи решается не только на уроках русского языка, но и на многих других. В чем особенность решения этой проблемы на уроках русского языка?

  3. Какие пособия по развитию речи учащихся вам известны? Какие специалисты занимались и занимаются проблемой развития речи?

  4. Понятие «речь» считается межпредметным. Раскройте это понятие с точки зрения лингвистики, психологии и психолингвистики, методики. Методисты рассматривают развитие речи с учебно-педагогической точки зрения. Как вы это понимаете?

  5. Раскройте главную цель работы по развитию речи учащихся. Обратитесь к современным программным документам, уясните, как она выражается и конкретизируется в Государственном стандарте общего образования и в программах по русскому языку?

  6. Раскройте три направления в работе по развитию речи учащихся. Найдите, что говорится о них в школьных программах по русскому языку? Как эти направления работы по развитию речи соотносятся с формированием и развитием коммуникативной и языковедческой компетенций?

  7. На каких уроках осуществляется работа по развитию речи учащихся? Как понимается аспектная работа по развитию речи?

  8. Определите предмет работы по развитию речи. Назовите основания выделения разделов работы по развитию речи. Покажите, как соотносятся разделы основного школьного курса русского языка с единицами языка и с разделами работы по развитию речи. Какие разделы работы по развитию речи предполагают обязательное введение специальных лингвотеоретических (речеведческих) сведений, и каких?

Тема «Обогащение словарного запаса учащихся»

Обогащение словарного запаса — одно из направлений в работе по развитию речи учащихся и важнейшая задача школьного курса русского языка. Факторы, определяющие необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся.

Цели обогащения словарного запаса учащихся. Парадигматическое и синтагматическое направления в методике обогащения словарного запаса школьников. Активная и пассивная части личного словарного запаса. Источники обогащения словарного запаса.

Содержание словарной работы в школе. Грамматико-орфографическое и семантическое направления в словарной работе. Единицы содержания работы по обогащению словарного запаса школьников и единицы учебного процесса. Тематические группы слов, необходимые для целей пополнения словарного запаса учащихся, принципы их отбора и принципы отбора слов для тематических групп.

Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся. Базовые языковые знания и учебно-языковые умения как лингвистические предпосылки.

Методы и приемы обогащения словарного запаса учащихся. Семантизация незнакомых учащимся слов, приемы семантизации слов. Обучение учащихся пользованию толковым словарем. Работа над микрословниками. Словарно-семантические и словарно-стилистические упражнения. Словарная подготовка к изложениям. Словарная подготовка к сочинениям. Лексические ошибки и работа над ними на уроке.

Список рекомендуемой литературы
  1. Азанова, Г. И. Организация словарной работы по учебному комплексу под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта [Текст] / Г. И. Азанова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 3.

  2. Бакулина, Г. А. Новое словарное слово: от интуитивного представления к эффективному усвоению [Текст] / Г. А. Бакулина // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 4.

  3. Гац, И. Ю. Работа с новыми словарями на уроках развития речи [Текст] /
    И. Ю. Гац // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 14.

  4. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 232—258.

  5. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991.— С. 110—141.

  6. Пономарева, Л. Д. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку [Текст] / Л. Д. Пономарева // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 5.

  7. Федотова, О. Н. Некоторые приемы лексико-стилистического анализа на уроке в VI классе [Текст] / О. Н. Федотова // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 1.

Вопросы и задания
  1. Обогащение речи учащихся рассматривается в методике и как формирование хорошей речи. Что предполагает эта работа со стороны учащихся (освоение каких знаний и умений) и со стороны учителя? Какие два направления в связи с этим выделяются в методике обогащения речи?

  2. Чем диктуется необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся? Каковы цели и источники обогащения словарного запаса школьников?

  3. Что такое парадигматическое направление в методике обогащения словарного запаса и синтагматическое направление? Вспомните, в чем проявляется системный характер лексики языка. Назовите виды системных связей лексических единиц, покажите их на конкретном примере (на примере какого-либо слова из словника учебника).

  4. Чем характеризуется активная часть личного словаря школьника и пассивная? Что значит владеть словом?

  5. Расскажите о содержании работы по обогащению словарного запаса учащихся. В чем особенности содержания работы в школе? Что является единицей словарной работы и единицей учебного процесса? Какие тематические группы слов являются актуальными для обогащения словарного запаса учащихся? Каковы принципы отбора тематических групп и принципы отбора слов для тематических групп?

  6. Какие базовые знания и учебно-языковые умения необходимы школьникам для обогащения их словарного запаса?

  7. Расскажите о семантизации незнакомых учащимся слов. Раскройте понятие семантизации слова. Каковы приемы семантизации незнакомых учащимся слов? Чем определяется выбор приемов семантизации?

  8. Расскажите о методах и приемах обогащения словарного запаса учащихся. Каковы формы подачи незнакомых учащимся слов на уроке? Как осуществляется обучение школьников пользованию толковым словарем?

  9. На словарную работу программа не отводит специального времени. Школьная практика выработала опыт попутных словарных упражнений при изучении языка, правописания и в процессе работы по развитию связной речи. Назовите виды словарно-семантических и словарно-стилистических упражнений. Найдите в школьных учебниках примеры упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся, прокомментируйте их.

  10. Как рекомендуют методисты осуществлять словарную подготовку к изложениям и к сочинениям?

  11. Подготовьте сообщение на тему «Организация словарной работы по учебному комплексу под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта» по одноименной статье Г. И. Азановой (см. в: РЯШ. — 2003. — № 3).

  12. Выберите для анализа слово в рамочке из так называемого стабильного учебника (для любого класса) и сделайте письменно его анализ по следующей схеме.

а) Обоснуйте включение данного слова как единицы учебного процесса в содержание работы по обогащению словарного запаса школьников:

Данное слово является единицей учебного процесса, так как:

оно входит в содержание словарной работы и ценно… (своей грамматико-орфографической трудностью и/или смысловым содержанием), оно входит в тематическую группу… (?)

б) Выберите прием(ы) семантизации слова (обоснуйте свой выбор и продемонстрируйте семантизацию слова).

в) Покажите парадигматику слова как единицы лексической системы.

г) Определите стилистические свойства слова.

д) Покажите синтагматические отношения слова с учетом его стилистических особенностей (стилистической окраски и функционально-стилевой закрепленности).

е) Приведите словарно-семантические упражнения на закрепление лингвистических знаний и умений, обеспечивающих свободное владение учащимися данным словом.

Тема «Обогащение грамматического строя
речи учащихся»

Особенности освоения детьми грамматического строя родного языка. Грамматические ошибки и недочеты в речи школьников. Работа над грамматической формой слова и работа над синтаксическими средствами языка как две составляющие обогащения грамматического строя речи учащихся.

Основные задачи работы над грамматической формой слова в соответствии с двумя направлениями в работе по развитию речи — привитием навыков правильной речи и хорошей речи. Содержание работы над грамматической формой слова в аспекте развития речи: а) морфологические нормы — ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова; б) смысловые и выразительные возможности грамматических форм, их функционально-стилистическая специфика; в) грамматическая форма как элемент предложения, текста.

Основные задачи работы над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи (привития навыков правильной и хорошей речи). Соответствующее этим задачам содержание обучения.

Место работы по обогащению грамматического строя речи учащихся. Методы и приемы работы. Виды специальных упражнений.

Список рекомендуемой литературы
  1. Ачкасов, В. А. Речевое развитие учащихся при изучении синтаксиса в V классе [Текст] / В. А. Ачкасов // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 5. — С. 15.

  2. Воителева, Т. М. Работа над синтаксическими синонимами на уроках русского языка [Текст] / Т. М. Воителева // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 3.

  3. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

  4. Львов, М. Р. О речевом развитии учащихся средней школы [Текст] / М. Р. Львов // Совет. педагогика. — 1973. — № 9.

  5. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 259—264.

  6. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 15—17, 141—189.

  7. Целикова, М. П. Использование грамматических упражнений при изучении причастных оборотов [Текст] / М. П. Целикова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 26.

Вопросы и задания
  1. Расскажите об особенностях освоения детьми грамматического строя родного языка.

  2. Что такое грамматическая ошибка, чем она отличается от орфографической, от других ошибок? Какие типичные ошибки наблюдаются в речи школьников?

  3. Каковы основные задачи и содержание работы по обогащению грамматического строя речи учащихся?

  4. На какие ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм необходимо обращать особое внимание учителю с целью предупреждения и преодоления грамматических ошибок в речи школьников? Установите, как эти морфологические нормы — ограничения — отражены в школьных учебниках? (Приведите примеры из учебников — любого учебного комплекса.)

  5. Какие системные связи грамматических форм складываются в процессе функционирования языка и обусловливают синтаксическое, семантическое и стилистическое своеобразие грамматических форм? Расскажите об этом. Проанализируйте с этой точки зрения школьные учебники (любой учебный комплекс), прокомментируйте соответствующие грамматические темы в этих учебниках. Почему важно осознание системных отношений грамматических форм учащимися?

  6. Методисты подчеркивают, что «внимание к вопросам целесообразного использования грамматических форм в связной речи — один из важнейших аспектов работы по развитию речи…» (Т. А. Ладыженская). Раскройте это методическое положение, освещая вопрос о грамматической форме как элементе предложения, текста.

  7. Ознакомьтесь с типологией упражнений, предлагаемых Т. А. Ладыженской, нацеленных на обучение школьников умению воспринимать в полной мере значения грамматических форм в речи и умению сознательно использовать их. Проанализируйте корпус упражнений по грамматическим темам в школьных учебниках (любого учебного комплекса) и установите, какие виды упражнений в них предлагаются.

  8. Расскажите об основных задачах и содержании работы над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи.

  9. Ознакомьтесь с типологией упражнений по синтаксису в аспекте развития речи, предлагаемых методистами (Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым и др.). Проанализируйте корпус упражнений по синтаксису в школьных учебниках и прокомментируйте их с точки зрения того, как они отвечают задачам развития речи (совершенствованию грамматической правильности речи; обогащению речи разнообразными синтаксическими средствами; формированию навыков точного, коммуникативно целесообразного использования синтаксических средств языка в речевой практике).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

    Урок
    В настоящий сборник включены материалы научно-практического семинара учителей-словесников г.Балашова и Балашовского района «Текст на уроках русского языка» (20 ноября 2003 г.
  2. Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Издание 2-е, исправленное и дополненное

    Учебное пособие
    Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкаБалашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г.

Другие похожие документы..