Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
- решения (определения) суда о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании недееспособным или ограниченно дееспособным, о...полностью>>
'Программа'
Целью развития магистратуры по направлению 030600 «История» является отбор и дальнейшее обучение наиболее одаренных, способных к самостоятельной науч...полностью>>
'Документ'
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство юсти...полностью>>
'Документ'
Правовое государство невозможно без наличия развитых институтов гражданского общества. Некоммерческий сектор призван защищать и реализовывать интерес...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема «Методика преподавания морфологии»

Морфология как раздел школьной грамматики. Его значение, задачи, содержание, структура. Частнометодические принципы изучения морфологии: лексико-грамматический, парадигматический, морфолого-синтакси-ческий.

Знакомство с системой частей речи в русском языке.

Основные понятия морфологии (части речи и их грамматические категории), закономерности усвоения их учащимися. Методика формирования понятия «части речи» в процессе изучения морфологии. Изучение грамматических классификаций, словоизменения частей речи, словообразования частей речи. Специфика в изучении знаменательных и служебных частей речи.

Обобщающее повторение при изучении частей речи.

Специальные умения и навыки учащихся, формируемые при изучении морфологии. Основные этапы, методы и приемы их формирования.

Основные морфологические нормы речевой культуры. Способы предупреждения и преодоления типичных морфологических ошибок.

Список рекомендуемой литературы
  1. Гиндин, С. И. Энциклопедия русской морфологии для учителя [Текст] /
    С. И. Гиндин // Рус. яз. — 2004. — 23—30 июня (№ 24).

  2. Малащенко, В. П. Алгоритмы на уроках русского языка [Текст] / В. П. Малащенко. — Ростов н/Д, 1978.

  3. Меженко, Ю. С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1992.

  4. Меженко, Ю. С. Опорные конспекты по русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1982.

  5. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 128—147.

  6. Мехедов, В. Н. Обобщающий урок по теме «Причастие» [Текст] / В. М. Мехедов // Рус. яз. в шк. — 2006. — 16—18 февр. (№ 4). — С. 32.

  7. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе [Текст] /
    В. П. Озерская. — 2-е изд. — М., 1989.

  8. Отришко, В. А. О речевой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] / В. А. Отришко // Проблемы русского и методики его преподавания : межвуз. сб. науч.-метод. ст. — Балашов : Фомичев, 2006. — С. 43—45.

  9. Палей, И. Р. Очерки по методике русского языка [Текст] / И. Р. Палей. — М. : Просвещение, 1965. — С. 43—60.

  10. Панов, М. В. Как можно преподавать морфологию в школе? [Текст] / М. В. Панов // Рус. яз. — 2004. — 16—22 авг. (№ 31).

  11. Сидоров, В. Н. Морфология русского литературного языка [Текст] / В. Н. Сидоров // Рус. яз. — 2004. — 23—30 июня (№ 24).

  12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 179—201.

Вопросы и задания
  1. Какое значение имеет изучение частей речи в общей системе обучения русскому языку?

  2. В чем суть ведущего тактического принципа изучения грамматики в школе — принципа изучения морфологии на синтаксической основе?

  3. Определите комплекс основных умений и навыков учащихся, формируемых при изучении морфологии (см. программы по русскому языку).

  4. Найдите в школьных учебниках определения (дефиниции) разных частей речи, проанализируйте их; назовите основные признаки, по которым слова объединяются в определенные грамматические классы — части речи (т. е. принципы выделения частей речи). Вспомните, как решается это вопрос в научной грамматике, сделайте соответствующий вывод.

  5. Проанализируйте содержание и объем материала по изучению одной из частей речи в школьной программе и соответствующем ей учебнике (по выбору).

  6. Каковы основные методы и приемы, виды упражнений, используемые при формировании понятий о частях речи?

  7. Разработайте задания для самостоятельной работы учащихся в связи с обобщающим повторением одной из частей речи.

  8. Познакомьтесь со статьей С. И. Гиндина и подготовьте по ней сообщение: Энциклопедия русской морфологии для учителя // Русский язык. — 2004. — № 24.

  9. Составьте тезисы статьи: Сидоров В. Н. Морфология русского литературного языка // Рус. яз. — 2004. — № 24.

Тема «Изучение синтаксиса словосочетания»

Синтаксис как раздел школьного курса грамматики. Его значение, задачи изучения. Основное содержание и структура раздела «Синтаксис». Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка. Принципы изучения школьного курса синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, его грамматическая и смысловая характеристика. Основные задачи изучения словосочетания. Объем сведений, сообщаемых учащимся о словосочетании. Методы, приемы и средства изучения словосочетания. Система специальных упражнений.

Синтаксический разбор словосочетания.

Формирование умения правильного употребления формы зависимого слова при согласовании и управлении. Формирование умения использования в речи синонимических по значению словосочетаний.

Список рекомендуемой литературы
  1. Бабайцева, В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания [Текст] / В. В. Бабайцева // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 74.

  2. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

  3. Дьячкова, Н. А. Предложения с нечленимыми словосочетаниями в функции подлежащего [Текст] / Н. А. Дьячкова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 2. — С. 81.

  4. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 128—144.

  5. Озерская, В. П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией [Текст] / В. П. Озерская. — М., 1982.

  6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 201—202.

  7. Тихова, В. В. Упражнения при изучении семантики и функционирования словосочетаний в школе [Текст] / В. В. Тихова // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 4. — С. 32.

  8. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетания в восьмилетней школе [Текст] /
    Г. А. Фомичева. — М., 1973.

Вопросы и задания
  1. Какое значение имеет изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка? Каковы задачи изучения синтаксиса?

  2. Что такое пропедевтическое изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка?

  3. Раскройте содержание обучения синтаксису словосочетания: какие сведения о словосочетании сообщаются учащимся, какие специальные умения и навыки формируются у них.

  4. Назовите основные методы и приемы изучения словосочетания. Путем анализа школьных учебников выявите комплекс специальных упражнений (их виды) по изучению словосочетания.

  5. Из каких структурных особенностей складывается грамматическая и смысловая характеристика словосочетания? Подготовьте образец объяснения этого материала на уроке, используя школьный учебник (на выбор).

  6. Известно, что не все сочетания слов, которые можно вычленить из предложения, являются словосочетаниями в строгом терминологическом значении этого слова. Изучите соответствующий материал в так называемых стабильных учебниках; расскажите, как вы объясните это учащимся. Подберите с этой целью специальное упражнение и наметьте методику его выполнения.

  7. В школе большое значение придается проведению разнообразных упражнений, особенно самостоятельному составлению учащимися словосочетаний различного типа и использованию их в устной и письменной речи. Очень важно, чтобы эти упражнения располагались в определенной системе.

Разработайте систему упражнений по обогащению речи учащихся глагольными словосочетаниями, т. к. усвоение и применение их больше всего затрудняет школьников.

  1. Разработайте конспект урока по теме «Словосочетание в русском языке», используя любой действующий учебник (по выбору).

Тема «Изучение синтаксиса простого предложения»

Место раздела, значение, задачи его изучения. Основное содержание и структура раздела. Изучение синтаксиса простого предложения при изучении основных разделов русского языка.

Разные аспекты изучения простого предложения как синтаксической единицы: логический, структурный, коммуникативный, семантический. Ознакомление с основными признаками предложения. Классификация простых предложений в школьной грамматике. Изучение членов двусоставного предложения. Типы односоставных предложений в школьной грамматике.

Комплекс специальных умений и навыков, формируемых при изучении простого предложения. Основные методы и приемы их формирования. Система специальных упражнений.

Значение синтаксического разбора простого предложения и методика его проведения.

Изучение основных пунктуационных правил в разделе «Простое предложение». Связь изучения синтаксиса простого предложения и культуры речи.

Список рекомендуемой литературы
  1. Аксенова, Л. Н. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения [Текст] / Л. Н. Аксенова // Рус. яз в шк. — 2005. — № 5. — С. 38.

  2. Андреева, С. В. Явления нетипичности и синкретичности второстепенных членов предложения [Текст] / С. В. Андреева, Т. Н. Кагдина // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 5. — С. 28.

  3. Безносов, Э. Л. Изучение синтаксиса в 8 классе [Текст] / Э. Л. Безносов // Рус. яз. — 2004. — 1—7 мая (№ 17).

  4. Бессарабова, И. Е. Интерактивные методы обучения [Текст] : нестандартный урок / И. Е. Бессарабова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 24.

  5. Боброва, С. В. Формирование понятия грамматической основы и грамматического значения предложения (VIII класс) [Текст] / С. В. Боброва // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 9.

  6. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

  7. Купалова, А. Ю. Практическая методика русского языка. 8 класс [Текст] /
    А. Ю. Купалова, В. В. Никаноров. — М., 1992.

  8. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 128—147.

  9. Рожкова, М. В. Проблемный и ситуативно-речевой подходы к изучению синтаксиса [Текст] / М. В. Рожкова // Рус. словесность. — 2004. — № 1. — С. 41.

  10. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 202—206.

  11. Юминова, Е. В. Карточки для повторения пунктуации [Текст] / Е. В. Юминова // Рус. яз. — 2004. — 1—7 мая (№ 17).

Вопросы и задания
  1. Каково место раздела «Простое предложение» в систематическом курсе русского языка? Объясните включение тем (и каких?) по синтаксису простого предложения в раздел, предваряющий систематический курс (см. учебник для 5 класса
    Т. А. Ладыженской и др.).

  2. Раскройте разные аспекты изучения простого предложения как синтаксической единицы: структурный, семантический, коммуникативный. Какие из них находят отражение в школьном синтаксисе?

  3. Какое значение имеет изучения данного раздела для развития речи учащихся (устной и письменной)?

  4. Обратившись к школьным программам (по рекомендации преподавателя), раскройте содержание обучения синтаксису простого предложения: круг тем (основные сведения о простом предложении), комплекс специальных умений и навыков.

  5. На основе анализа школьных программ и учебников представьте классификацию простых предложений в школьной грамматике. Какие односоставные предложения изучаются школьниками? Каковы, на ваш взгляд, трудности изучения разных типов простого предложения?

  6. Охарактеризуйте основные методы и приемы изучения синтаксиса простого предложения, демонстрируя их примерами из учебника (по выбору).

  7. Сделайте анализ учебного материала 2—3-х параграфов учебника (по рекомендации преподавателя), посвященных изучению разных членов предложения, и покажите методику их изучения.

  8. На основе анализа школьного учебника (по выбору) выявите виды (и систему) упражнений по изучению односоставных предложений.

  9. Разработайте конспект урока по теме «Неполные предложения» по учебнику С. Г. Бархударова и др. (по стабильному учебнику).

  10. Подготовьте сообщение по одной из статей:

а) Рожкова М. В. Проблемный и ситуативно-речевой подходы к изучению син таксиса // Русская словесность. — 2004. — № 1. — С. 41.

б) Андреева С. В. Явления нетипичности и синкретичности второстепенных членов предложения // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 5. — С. 28.

Тема «Изучение синтаксиса осложненного предложения»

Место раздела в школьном курсе русского языка, вопрос о его специальном выделении/невыделении в разных школьных учебниках. Лингвистические основы обучения синтаксису осложненного предложения, спорные вопросы синтаксиса осложненного предложения в лингвистике.

Значение, задачи изучения синтаксиса осложненного предложения в школе.

Программные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении данного раздела. Основное содержание раздела в разных школьных программах и учебниках.

Основные методы и приемы, средства изучения синтаксиса осложненного предложения. Виды специальных упражнений. Система работы по предупреждению и исправлению синтаксических ошибок в устной и письменной речи учащихся.

Значение синтаксического разбора осложненного предложения и методика его проведения.

Изучение пунктуационных правил в связи с изучением осложненного предложения (по школьным учебникам). Связь изучения синтаксиса осложненного предложения и культуры речи.

Трудности изучения данного раздела.

Список рекомендуемой литературы
  1. Безносов, Э. Л. Изучение синтаксиса в 8 классе [Текст] / Э. Л. Безносов // Рус. яз. — 2004. — 1—7 мая (№ 17).

  2. Гац, И. Ю. Причины пунктуационных затруднений в предложении с обособленными оборотами [Текст] / И. Ю. Гац // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5. — С. 15.

  3. Граник, Г. Г. Слова, грамматически не связанные с предложением [Текст] /
    Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко // Рус. яз. в шк. и дома. — 2006. — № 1. — С. 27.

  4. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

  5. Милославский, И. Г. Как выразить свое отношение к адресату речи [Текст] / И. Г. Милославский // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 3.

  6. Скобликова, Е. С. Однородность определений в художественном тексте [Текст] / Е. С. Скобликова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 21.

  7. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 205—206.

  8. Тронина, Л. С. Обособленные определения и приложения [Текст] / Л. С. Тронина // Рус. яз. — 2004. — 16—22 апр. (№ 15).

  9. Целикова, М. П. Использование грамматических упражнений при изучении причастных оборотов [Текст] / М. П. Целикова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 26.

Вопросы и задания
  1. Каково место синтаксиса осложненного предложения в школьном курсе русского языка? Изучите содержание (оглавление) разных школьных учебников и дайте комментарий о выделении/невыделении синтаксиса осложненного предложения в самостоятельный раздел. В чем суть этого спорного вопроса?

  2. Обратившись к разным школьным программам (по рекомендации преподавателя), раскройте содержание обучения синтаксису осложненного предложения: круг тем (основные теоретические сведения), комплекс специальных умений и навыков.

  3. Каковы цели изучения синтаксиса осложненного предложения? Каково значение изучения этого раздела синтаксиса для развития речи учащихся? Каковы, на ваш взгляд, трудности изучения этого материала для школьников?

  4. Назовите основные методы и приемы изучения осложненного предложения, демонстрируя их примерами из учебника (по выбору).

  5. Сделайте анализ учебного материала одного из подразделов синтаксиса осложненного предложения (например, «Предложения с однородными членами», «Предложения с обособленными членами» и т. д.) в школьном учебнике, рекомендованном преподавателем. Выявите виды специальных упражнений.

  6. На основе анализа материалов учебников покажите, какова методика проведения синтаксического разбора осложненных предложений разных типов.

  7. Разработайте конспект урока по теме «Обособление уточняющих членов предложения» (учебник по выбору).

  8. Подготовьте сообщение по одной из статей:

а) Безносов Э. Л. Изучение синтаксиса в 8 классе // Рус. яз. — 2004. — 1—7 мая (№ 17).

б) Гац И. Ю. Причины пунктуационных затруднений в предложениях с обособленными оборотами // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5. — С. 15.

Тема «Изучение синтаксиса сложного предложения»

Место раздела в школьном курсе русского языка. Значение, задачи изучения синтаксиса сложного предложения в школе.

Лингвистические основы изучения синтаксиса сложного предложения. Вопрос о классификации сложных предложений. Классификация сложных предложений в разных школьных учебниках.

Программные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении синтаксиса сложного предложения.

Методика формирования синтаксических понятий при изучении сложного предложения. Методы и приемы, средства формирования синтаксических умений и навыков. Взаимосвязь изучения синтаксиса сложного предложения и пунктуации. Методика формирования пунктуационных навыков учащихся. Типы и виды специальных упражнений. Работа по обогащению грамматического строя речи учащихся, по предупреждению и исправлению синтаксических ошибок в устной и письменной речи учащихся.

Значение и методика проведения синтаксического разбора сложных предложений разных типов.

Трудности изучения данного раздела.

Список рекомендуемой литературы
  1. Беднарская, Л. Д. О классификации сложноподчиненных предложений в школьном и вузовском преподавании [Текст] / Л. Д. Беднарская // Рус. словесность. — 2004. — № 5. — С. 50.

  2. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

  3. Марченко, Е. П. Полипредикативные сложные предложения в современном русском языке [Текст] / Е. П. Марченко // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 3. — С. 26.

  4. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
    Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 128—147.

  5. Московкина, Р. А. Изучение сложного предложения в школе [Текст] / Р. А. Московкина. — М., 1981.

  6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 215—231.

  7. Федоров, А. К. О синкретизме придаточных предложений в современном русском языке [Текст] / А. К. Федоров // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 80.

Вопросы и задания
  1. Каково место раздела «Сложное предложение» в школьном курсе русского языка? Каково его значение, задачи изучения синтаксиса сложного предложения в школе?

  2. Раскройте вопрос о классификации сложных предложений в лингвистической науке. Какие классификации сложных предложений представлены в школьных учебниках?

  3. Обратитесь к школьным программам и установите основное содержание раздела «Сложное предложение». Какие требования предъявляют программы к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении синтаксиса сложного предложения?

  4. Расскажите о методике формирования синтаксических понятий при изучении сложного предложения, обращаясь к материалам учебника (по выбору).

  5. Каковы основные методы и приемы, средства формирования синтаксических умений и навыков?

  6. Покажите взаимосвязь изучения синтаксиса сложного предложения и пунктуации, обращаясь к материалам учебника (по выбору), расскажите о методике формирования пунктуационных умений и навыков учащихся.

  7. Сделайте анализ 2—3-х параграфов учебника (на выбор) по темам раздела «Сложное предложение», выявите комплекс (систему) специальных упражнений (их виды).

  8. Содержат ли учебники материал для работы по обогащению грамматического строя речи учащихся при изучении синтаксиса сложного предложения, для работы по предупреждению и исправлению синтаксических ошибок (в устной и письменной речи учащихся)? Приведите примеры таких заданий и упражнений.

  9. Расскажите о значении и методике проведения синтаксического разбора сложных предложений разных типов.

Тема «Изучение синтаксиса текста»

Определение текста в школьных учебниках, признаки текста. Понятие о связности как основном признаке текста.

Способы связи предложений в тексте: цепная, параллельная; «данное» и «новое» в предложениях. Средства связи предложений в тексте: лексико-семантические, морфологические, синтаксические.

Смысловые отношения между предложениями в тексте.

Порядок предложений в тексте и порядок слов в предложениях: прямой порядок слов в предложениях (в спокойной монологической речи), обратный (усиливающий эмоциональность речи).

Понятие абзаца в школьных учебниках; абзац и сложное синтаксическое целое.

Список рекомендуемой литературы
  1. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка [Текст] / Н. С. Валгина. — М., 1997. — С. 385—401.

  2. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст] / Л. И. Величко. — М., 1983.

  3. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 22—28.

  4. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст] / Г. Я. Солганик. — М., 1997. —
    С. 41—48, 229—235.

  5. Филиппова, Ю. Н. Урок «Способы связи предложений в тексте» в 5-м классе [Текст] / Ю. Н. Филиппова // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 67—71.

  6. Шумарина, М. Р. Анализ структуры текста в старших классах (по учебнику А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой) [Текст] / М. Р. Шумарина // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 79—87.

  7. Шумарина, М. Р. Вопрос о межфразовой связи в научной и школьной грамматике [Текст] / М. Р. Шумарина, Н. Студеникина // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 13—22.

Вопросы и задания
  1. Найдите в разных школьных учебниках определение текста. Сравните эти дефиниции. Какие признаки текста названы в них? Что говорится о связности текста как его сущностном признаке? Какое определение текста вы считаете наиболее точным?

  2. А. Какие способы связи предложений в тексте выделяются в школьных учебниках, каковы их признаки?

Б. Как отмечают лингвисты, основу связности текста составляет коммуникативная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. При этом с точки зрения коммуникативного синтаксиса (теории актуального членения) предложения делятся на две части… Закончите эту мысль. Найдите, что говорится об этом в школьных учебниках (в учебном пособии Е. И. Никитиной «Русская речь", в учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта).

  1. Какие средства связи предложений в тексте названы в учебниках? Выпишите их, распределив по группам: лексико-семантические, морфологические, синтаксические.

  2. Найдите, что говорится в школьных учебниках о смысловых отношениях между предложениями в тексте. Поясните, для чего нужны школьникам эти сведения о тексте — что они помогают понять, установить, чему они учат? С этой целью изучите материал соответствующих параграфов в учебнике под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта (5 кл.), в пособии Е. И. Никитиной (8 кл.); обратитесь к указанным статьям М. Р. Шумариной.

  3. Как освещается в школьных учебниках вопрос о порядке предложений в тексте и порядке слов в предложениях? Сделайте анализ учебного материала соответствующих параграфов (теоретических статей, упражнений) и расскажите об этом.

  4. а) В современной лингвистике текста многие исследователи рассматривают абзац как композиционно-стилистическую единицу (единицу композиционного членения текста), наряду с которой существует и синтаксическая единица текста — сложное синтаксическое целое (ССЦ). Прочитайте об этих единицах текста, о том, как они соотносятся в указанных работах Г. Я. Солганика, Н. С. Валгиной, также в пособии Л. И. Величко.

б) Проанализировав соответствующий материал школьных учебников, расскажите, как трактуется абзац в школьной теории текста. Знакомят ли учебники школьников с понятием «сложное синтаксическое целое»? Если нет, то как это можно объяснить?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

    Урок
    В настоящий сборник включены материалы научно-практического семинара учителей-словесников г.Балашова и Балашовского района «Текст на уроках русского языка» (20 ноября 2003 г.
  2. Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Издание 2-е, исправленное и дополненное

    Учебное пособие
    Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкаБалашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г.

Другие похожие документы..