Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН...полностью>>
'Документ'
В поэме «Демон» четыре предмета изображения: субъект речи (лирический повествователь), Демон, Тамара, Ангел. Автор как субъект литературно-художестве...полностью>>
'Документ'
Эта книга написана американским патриотом. На основании рассекреченных правительственных архивов США, Канады и Великобритании он подвергает жёсткой кр...полностью>>
'Документ'
Вступительное слово учителя. Перу А.С. Пушкина принадлежит много произведений, в которых он обращается к «делам давно минувших лет, преданьям старины...полностью>>

Рабочая программа По дисциплине «Концепции современного естествознания» По специальности 220501. 65 Управление качеством (1)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ Т.В. Маркелова

«_____» ___________2006 г.

рабочая программа

По дисциплине «Концепции современного естествознания»_

По специальности 220501.65 – Управление качеством

Факультет Полиграфической техники и технологий

Кафедра Физики

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный

ЕН.Ф.03

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

х

Общепрофессиональные дисциплины

Специальные дисциплины

Дисциплины специализации

Форма

обучения

курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очная

1

1,2

216

102

51

51

-

114

Экзамен

Очно-заочная

1

2

216

34

17

17

17

165

Экзамен

Заочная

1

1

216

20

12

8

6

190

Экзамен

Москва — 2006 г.

Составитель: Ф.И.О. Горбачев В.В., зав. каф. физики, проф., д.ф.-м.н.

Рецензенты: Грибов Л.А., чл.-корр. РАН, проф. д.ф.-м.н.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физики

(дата) 29.12.2004, протокол № 6 .

Зав. Кафедрой проф. Горбачев В.В.

Одобрена Советом полиграф. технологии и техн. факультета

(дата) , протокол № .

Председатель .

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ” (ЕН.Ф.03)

Концепции современного естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы; реакционная способность веществ; внутренне строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем: многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

1.1.Цели и задачи учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины “Концепции современного естествознания” является сформировать представления об основных понятиях и методах естественных наук, научной методологии познания природы и общества, целостном восприятии и изучении окружающего мира, научно-гуманистического мировоззрения на основе эволюционно-синергетической парадигмы, создания современной единой научной картины мира; нового понимания природы и места человека в мире и обществе.

В результате изучения дисциплины студенты должны понимать проблемы и возможности современного естествознания, естественнонаучного метода познания, его необходимость и дополнительность в отношении гуманитарного способа освоения мира, а также осознать потребность в единой культуре и выработать целостный взгляд на окружающий мир. Изучение курса позволит студентам понимать универсальность и сущность фундаментальных законов и понятий природы и общества, к которым сводится множество закономерностей различных дисциплин, получить представление о принципах моделирования и использования физических моделей в природе и обществе, получить ясное представление об основных элементах физической картины мира как основе целостности и многообразия окружающего мира.

По окончании курса у студентов должно сформироваться убеждение в фундаментальности, универсальности и конструктивности физического подхода к биосфере, техносфере и социуму. При изучении данного курса у студентов должно сформироваться представление об идеях универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к живой и неживой природе, человеку и обществу, а также должно выработаться понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации в процессах эволюции природы и общества и отражения этих процессов в развитии и становлении современного научного метода познания.

Курс “Концепции современного естествознания” наряду с физикой, химией и математикой является базовой дисциплиной современного образования.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом для гуманитарных специальностей и может быть также использована в качестве базового курса для инженерных и естественных направлений высшего образования.

1.2.Требования к навыкам и умениям.

В результате изучения дисциплины “Концепции современного естествознания” специалист должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • уметь применять методологию естественных наук в своей профессиональной деятельности для выработки правильного алгоритма решения возникающих задач и использование естественнонаучных моделей для оценки появляющихся на практике ситуаций.

  • получить навыки работы с научной и научно-популярной литературой, а также выработать умение поиска информации в Интернете.

  • умение критического и творческого анализа получаемой информации, уметь использовать общенаучные методы анализа и синтеза классификации и отбора необходимых данных по изучаемому разделу.

  • сформировать собственную научную позицию на основе целостного представления естественных наук и гуманитарной культуры, уметь логически ее излагать, владея приемами научных доказательств и опровержений.

  • уметь отделить лженаучные взгляды и теории и активно бороться с псевдонаучной пропагандой.

  • уметь грамотно с использованием современных научных представлений и логично изложить свою точку зрения на предложенную (или выбранную) тему реферата.

  • сформулировать внутреннюю культуру на основе представлений и достижений современного естествознания.

Практические занятия способствуют углубленному усвоению курса, а также позволяют преподавателю оценить уровень знания студента на текущий момент. На каждом практическом занятии студенты должны быть готовы к устному выступлению по вопросам, представленным по различным разделам курса в основном учебнике по дисциплине. Выполнение студентами рефератов по курсу является одной из наиболее активных форм самостоятельной работы студентов и служит важным элементом освоения ими материалов, изложенных в учебных пособиях и литературе по современному естествознанию. Поэтому выполнение реферата и последующая защита его на семинаре является такой же неотъемлемой частью курса как и использование обратной положительной связи в синергетическом подходе новых образовательных технологий. Реферат представляет собой самостоятельную творческую работу студента, изложенную письменно с соблюдением обычных требований выполнения курсовых работ или рефератов.

Для самоподготовки и контроля усвоенных знаний по дисциплине используются разработанные на кафедре физики электронные тесты.

1.3.Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

  1. Физика – классическая и неклассическая механика, законы сохранения, пространство и время, теория относительности Эйнштейна, строение вещества, описание процессов в микромире, термодинамические представления о природе.

  2. Химия – основные химические понятия и определения, химические процессы и самоорганизация, ценные реакции, энергия активации.

  3. Философия – формирование понятий научного познания, наука в системе общекультурных ценностей, методология, философия науки, античная и средневековая философия, современные философские учения.

2. Содержание дисциплины.

2.1.Наименовая тем (разделов), объем в часах лекционных занятий.

п/п

Наименование тем

Содержание

Объем в часах

днев.

веч.

1

2

3

4

5

1.

Как понять природу и общество.

Роль естествознания в формировании мировоззрения.

Общие представления об естествознании. Этапы развития и становления естествознания. Особенности естественных и гуманитарных наук. Их взаимодействие. Целостное восприятие мира. Методы познания. Универсальный принцип естествознания – принцип дополнительности Бора.

4

4

2.

Мир на основе механики.

Эволюция понятий пространства и времени в контексте человеческой культуры. Трехмерность пространства. Особенности механики Галилея-Ньютона. Движение в механике. Стрела времени в природе и обществе. Геометризация механики.

4

4

1

2

3

4

5

3.

Физические основы специальной и общей теории относительности.

Постулаты Эйнштейна. Принцип относительности и его несостоятельность в СТО и преобразования координат Галилея. Теория относительности и инвариантность времени. Преобразование Лоренца и единство пространства-времени. Постулаты ОТО. Гравитация и искривление пространства. Принцип эквивалентности масс Эйнштейна.

4

4

4.

Физика Вселенной. Модели происхождения Вселенной. Физические основания космологии.

Модель Эйнштейна-Фридмана. Модель Большого Взрыва Гамова. Реликтовое излучение. Темная энергия и скрытая масса. Модель развивающейся Вселенной. Современные представления об элементарных частицах как первоосновы строения материи Вселенной. Кварковая модель. Необычные космологические объекты: черные дыры, пульсары, квазары. Устойчивость Вселенной и антропный принцип. Механизм образования и эволюции звезд.

8

8

5.

Порядок – беспорядок в природе и обществе. Синергетические представления. Термодинамическая картина Мира.

Основы теории самоорганизации. Проблемы гармонии динамики развития систем. Неравновесная термодинамика и синергетика. Диссипативные структуры. Детерминированный хаос. Аттракторы. Динамические неустойчивости. Открытые системы. Синергетическая парадигма. Роль энтропии для эволюции открытых систем.

6

6

1

2

3

4

5

6.

Что такое жизнь с точки зрения физики. Общие проблемы физики живого.

От физики существующего к физике возникающего. Термодинамические особенности живых систем. Энергетический подход к описанию живого. Уровни организации живых систем и системный подход к эволюции живого. Физическая интерпретация биологических законов. Физические факторы развития живого. Пространство и время в живых организмах. Биологическое и психологическое время живых организмов. Энтропия и информация в живых системах. Роль физических законов в понимании живого.

6

4

7.

Физические аспекты и принципы биологии.

Теории происхождения жизни. Биохимические составляющие живого вещества. Белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды. Роль воды в природе и живых организмах. Строение и процессы в клетках. Мембраны. Фотосинтез. Деление клеток и образование организма. Роль асимметрии в возникновении живого. Гомохиральность и самоорганизация в живых организмах.

8

4

8.

Физические принципы воспроизводства и развития живых систем.

Информационные молекулы наследственности. Генетический код. Воспроизводство и наследование признаков. Генотип и фенотип. Законы генетики и хромосомная теория наследственности. Матричный принцип синтеза информационных макромолекул. Редупликация, транскрипция, трансляция. Новый механизм передачи наследственной информации и прионные болезни.

4

2

1

2

3

4

5

9.

Физическое понимание эволюционного и индивидуального развития организмов.

Онтогенез и филогенез. Онтогенетические и популяционный уровни. Уровни жизни. Физическое представление эволюции. Синтетическая теория эволюции. Аксиомы биологии. Признаки живого и определения жизни.

6

3

10.

Физические и информационные поля биологических структур.

Электромагнитные поля и излучения функционирующего организма человека. Тепловые и другие виды излучений. Устройство памяти. Воспроизводство и передача информации в организме. Физическая основа памяти.

4

2

11.

Физические аспекты биосферы и основы экологии.

Геоценозы, биоценозы и биогеноценозы. Понятие биосфера. Биогеохимические принципы Вернадского и живое вещество. Ноосфера. Эволюция биосферы в ноосферу. Физические факторы влияния Космоса на земные процессы. Физические основы экологии. Принципы устойчивого развития. Необходимость устойчивого развития и экологического образования с позиций современного естествознания.

4

2

12.

Концепции естествознания в гуманитарных науках. Общие естественнонаучные принципы и механизмы в эволюционной картине Мира.

Основные положения универсального и глобального эволюционизма. Универсальный эволюционизм и синергетика. Современный рационализм и универсальный эволюционизм.

2

2

13.

Глобальные проблемы современности.

Возникновение информационного общества. Глобализация и устойчивое развитие. Цивилизация и синергетика. Синергетический прогноз развития человечества.

4

3

1

2

3

4

5

14.

Синергетические представления экономического развития и менеджмента.

Физические модели самоорганизации в экономике. Модель длинных волн Кондратьева. Обратимость, необратимость и устойчивость процессов в экономике. Современная модель колебательных процессов в экономике. Эволюционный менеджмент.

2

2

15.

Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре.

Заключительная лекция по курсу.

2

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа По дисциплине «Концепции современного естествознания» По специальности 220501. 65 Управление качеством (2)

    Рабочая программа
    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные
  2. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)

    Публичный отчет
    Подготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменой
  3. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)

    Публичный отчет
    Специальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.
  4. Имени Ивана Федорова отчет

    Публичный отчет
    5.1.1. Организация и формы контроля обеспеченности требований ГОС к качеству подготовки специалистов. Уровень требований при проведении промежуточного контроля
  5. Рабочая программа ф тпу 1 21/01 дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» «утверждаю» 2008 г. (Дата) (1)

    Рабочая программа
    1. Описания дисциплины «Профессиональный английский язык», представленного в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования ГОС ВПО и образовательных стандартах ТПУ по направлениям подготовки специалистов

Другие похожие документы..