Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель урока: систематизировать изученный материал. Подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньют...полностью>>
'Диплом'
анализ и аудит» № Тема дипломной работы 1 Анализ финансовой устойчивости ГУП «Агрофирма «Вельская» по данным бухгалтерского баланса Формирование учет...полностью>>
'Программа дисциплины'
Лоббизм как естественное явление общественно-политической жизни. Проявление и значение лоббизма в различных политических режимах: от демократии к тота...полностью>>
'Документ'
«Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, ...полностью>>

Концепци яфедеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» I. Предварительный анализ итогов реализации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 12 февраля 2011 г. № 186-р

К О Н Ц Е П Ц И Я

федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года»

I. Предварительный анализ итогов реализации

федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»

Реализация федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 637, является важным этапом в решении вопросов, связанных с обеспечением в Российской Федерации защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий на производственном объединении «Маяк», Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - радиационное воздействие), и социально-экономической реабилитацией территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - загрязненные территории), включая их возвращение в хозяйственный оборот, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников загрязнения.

Предварительный анализ реализации мероприятий этой программы показал, что за 2002 - 2010 годы на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, введены в эксплуатацию больницы (на 1529 коек), поликлиники (на 2560 посещений в смену), школы (на 2973 ученических места), детские дошкольные учреждения (на 292 места), газовые и водопроводные сети (1457,9 км), жилье для переселенцев (55,3 тыс.кв.м). Это позволило обеспечить повышение качества жизни более чем 600 тыс. человек, проживающих на этих территориях.

Оснащены необходимым оборудованием 5 специализированных медицинских центров для оказания специализированной помощи,
что позволило ежегодно оказывать специализированную высокотехнологичную помощь более чем 2,5 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В базе данных Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее - Регистр) накоплена медико-дозиметрическая информация на 788755 человек, входящих в категорию лиц, подвергшихся радиационному воздействию.

Межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия проведена экспертиза более 50 тыс. медицинских документов, установлена связь заболеваний с радиационным фактором более чем у 4 тыс. человек.

Приобретены радиологические лаборатории для обеспечения проведения мониторинга радиационной обстановки в лесах, оснащены специализированной техникой и оборудованием (1019 единиц на 285,8 млн. рублей) организации и специальные подразделения, обеспечивающие выполнение комплекса защитных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами (Брянская, Калужская, Орловская, Тульская, Курганская и Челябинская области).

Площадь лесов, возвращенных в хозяйственный оборот по состоянию на конец 2010 года, составила около 90 тыс. гектаров.

Выполнялись работы по уточнению радиационной обстановки в населенных пунктах, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения (более 100 населенных пунктов), и мониторингу доз внутреннего облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях (более 4 тыс. населенных пунктов).

Разработана концепция системы оказания психологической помощи населению, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Созданы информационно-справочная система по населенным пунктам, отнесенным к зонам радиоактивного загрязнения (более 10 тыс. населенных пунктов), электронная библиотека источников по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия (более 8 тыс. источников).

На базе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской и Брянской областям создана и внедрена пилотная зона системы электронных ресурсов для информирования населения и органов власти на загрязненных территориях. Разработана электронная энциклопедия по вопросам радиационной безопасности для органов исполнительной власти и населения. Разработан и внедрен программный модуль комплексной оценки риска проживания на загрязненных территориях применительно к Тульской области. Создана система анализа и оценки радиационной обстановки на территориях Алтайского края и Челябинской области.

В рамках проекта программы развития ООН «Международная научно-исследовательская и информационная сеть по вопросам Чернобыля» создана система популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на загрязненных территориях.

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического

развития Российской Федерации

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, к числу приоритетных направлений отнесено принятие мер по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека и разработки механизмов поэтапного приведения экологической ситуации в населенных пунктах в соответствие с нормативными требованиями.

Преодоление последствий радиационных аварий является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации. Главным образом это связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации (Брянская, Калужская, Тульская, Орловская, Рязанская, Пензенская, Ленинградская, Ульяновская, Воронежская, Курская,

Белгородская, Липецкая, Тамбовская области и Республика Мордовия). Радиационное воздействие на население оказали испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, затронувшие территории Алтайского края и Республики Алтай, авария в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в период 1949 - 1956 годов, что привело к загрязнению территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральном законе «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральном законе «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Федеральном законе «О радиационной безопасности населения».

Актуальность решения задач преодоления последствий радиационных аварий и катастроф подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 2007 г. «Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы».

В период 1991 - 2000 годов в результате реализации ряда программ по решению проблем преодоления последствий радиационного воздействия удалось в значительной мере нормализовать радиационно-гигиеническую обстановку на большинстве загрязненных территорий. Это было обеспечено в основном за счет проведения комплекса защитных и реабилитационных мероприятий в сельском хозяйстве (применение специальных технологий обработки почвы, внесение дополнительных доз минеральных удобрений, известкование и коренное улучшение сенокосно-пастбищных угодий, применение в животноводстве препаратов, поглощающих радиоцезий, и др.).

Исключение составляют территории Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Челябинской, Свердловской и Курганской областей, где неблагополучная радиационно-гигиеническая ситуация является серьезным тормозом социально-экономического развития.

На территории еще двух субъектов Российской Федерации (Алтайский край и Республика Алтай) остро стоят социальные проблемы, связанные с неадекватным восприятием последствий радиационного воздействия вследствие испытаний ядерного оружия и беспокойством за здоровье детей.

В настоящее время к зонам радиоактивного загрязнения отнесены территории общей площадью более 30 тыс.кв.км, на которых проживает около 1,6 млн. человек.

В целом долговременный характер и масштабы последствий радиационных аварий не позволяют говорить о полном решении всех проблемных социально значимых вопросов.

При наличии специфики каждой аварии они имели общие черты, определяемые следующими факторами:

наличие повышенных радиационных рисков и негативных последствий для здоровья населения;

загрязнение долгоживущими радионуклидами цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет, что негативно сказывается на радиационно-гигиенической ситуации (сверхнормативное загрязнение продукции сельского и лесного хозяйства радионуклидами);

наличие масштабов и неоднородности радиоактивного загрязнения территорий.

В этих условиях требуют продолжения работы, связанные с обеспечением безопасных условий проживания населения:

мониторинг радиационной обстановки и уточнение перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы;

развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности, включая полный охват населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, устойчивыми источниками газоснабжения, водоснабжения и канализацией;

совершенствование системы радиационного контроля сельскохозяйственной продукции и лесных ресурсов промышленного, культурно-бытового и пищевого назначения на основе обязательной сертификации по радиационному признаку;

обеспечение населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения, экологически чистыми продуктами питания.

Повышение эффективности мер по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, должно быть обеспечено выполнением следующих работ:

совершенствование организационно-методического и аналитического обеспечения Регистра, а также медико-дозиметрических регистров и банков данных на федеральном и региональном уровнях;

разработка новейших технологий определения групп радиационного риска на основе международных стандартов и результатов прямых радиационно-эпидемиологических исследований, включая прогнозирование медицинских радиологических последствий;

внедрение системы и этапов оказания специализированной медицинской помощи населению территорий, подвергшемуся радиационному воздействию, в том числе детскому населению;

разработка и реализация комплекса мероприятий по оказанию адресной медицинской помощи в специализированных медицинских центрах, включая лиц, входящих в группы радиационного риска;

разработка методической документации по оказанию современной высокотехнологичной специализированной медицинской помощи населению при радиационных воздействиях.

В целях оптимизации мер социальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо обеспечить поддержку деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации.

Снижение уровня социальной напряженности на загрязненных территориях должно быть обеспечено комплексом информационных мероприятий по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, обеспечения свободного доступа к информации и повышения радиологической грамотности населения.

Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» (далее - Программа) направлена на достижение следующих целей:

обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;

завершение комплекса работ по преодолению последствий радиационных аварий на федеральном уровне, создание методической,

технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем, связанных с загрязненными территориями, на региональный уровень.

Соответствие целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 2007 г. «Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы». В соответствии с указанной резолюцией подготовлен план действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля на период до 2016 года.

Цели Программы соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривающей улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, существенное сокращение доли населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Реализация комплекса мероприятий Программы должна обеспечить:

повышение готовности органов управления и сил к решению задач преодоления последствий радиационных аварий;

улучшение состояния окружающей среды;

реабилитацию и возврат в сферу хозяйственной деятельности загрязненных территорий;

условия радиационно безопасной жизнедеятельности и медико-социальной защиты наиболее пострадавших категорий населения;

медицинскую помощь лицам с наибольшим риском реализации негативных последствий радиационного воздействия (группа риска);

содействие повышению уровня и качества жизни населения на основе создания условий для динамичного и устойчивого экономического роста территорий, подвергшихся радиационному воздействию.

III. Обоснование целесообразности решения проблемы

программно-целевым методом

Решение проблемы преодоления последствий радиационных аварий и катастроф программно-целевым методом обосновано прежде всего:

социальной значимостью проблемы и ее комплексным характером;

наличием значимой единой научной и информационной составляющей в работах по преодолению последствий радиационных аварий по всем регионам;

необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (федерального и региональных бюджетов) на приоритетных направлениях работ по реабилитации территорий и обеспечению условий безопасного проживания;

необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач преодоления последствий радиационных аварий и катастроф по приоритетным направлениям;

долговременным характером и масштабами радиоактивного загрязнения территорий;

необходимостью решения проблемы в приемлемые сроки и отсутствием иных ответственных, кроме Российской Федерации, за ее решение.

Программно-целевой метод создает условия для достижения мультипликативного эффекта при использовании средств ресурсного обеспечения Программы.

Решение приоритетных и наиболее социально значимых задач программно-целевым методом создаст необходимые предпосылки для перехода в период после 2015 года к решению указанных проблем в рамках ведомственных и региональных целевых программ.

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся

проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

В результате аварии на производственном объединении »Маяк» радиоактивному загрязнению подверглись территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей.
В ликвидации последствий аварии на производственном объединении »Маяк» приняло участие около 30 тыс. человек.

В результате проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне радиационному воздействию подверглось население 167 населенных пунктов Алтайского края.

Самой масштабной по своим последствиям является катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая затронула миллионы людей. Радиоактивному загрязнению свыше 1 Кюри/кв.км подверглось более 59 тыс.кв.км территорий 14 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 3 млн. человек. Более 200 тыс. граждан Российской Федерации приняли участие в ликвидации последствий аварии. На загрязненных территориях оказалось более 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда Российской Федерации.

В период 2002 - 2010 годов решение проблем преодоления последствий радиационных аварий и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне было обеспечено расходными обязательствами Российской Федерации и обязательствами субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года».

Расходы федерального бюджета за указанный период составили 4946,9 млн. рублей, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 1560,3 млн. рублей.

Без использования программно-целевого метода решения задач преодоления последствий радиационных аварий вероятно развитие ситуаций (основных рисков), связанных:

со снижением уровня медико-социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию;

с возрастанием дозовых нагрузок на население наиболее загрязненных территорий;

с дальнейшим развитием негативных демографических процессов на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;

со снижением инвестиционной привлекательности территорий;

со снижением конкурентоспособности сельскохозяйственной и лесной продукции;

с потерей межведомственной координации работ по преодолению последствий радиационных аварий;

со снижением уровня доверия населения к федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отказ от использования программно-целевого метода для преодоления последствий радиационных аварий может привести к снижению темпов экономического роста территорий, подвергшихся радиационному воздействию, и развитию нежелательных социальных процессов.

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

При подготовке настоящей Концепции были проанализированы следующие 3 варианта стратегий преодоления последствий радиационного воздействия, используемых для разработки Программы:

стратегия минимизации расходования средств федерального бюджета;

стратегия обеспечения развития;

стратегия интенсивного решения проблем.

При реализации первого варианта (стратегия минимизации расходования средств федерального бюджета) основными задачами Программы являются:

принятие необходимых мер по осуществлению мониторинга радиационно-гигиенической ситуации;

наблюдение за состоянием здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, определение групп радиационного риска по данным Регистра;

обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;

проведение информационно-пропагандистских мероприятий.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по первому варианту представлены в приложении № 1.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 3,2 млрд. рублей.

Однако этот вариант не создает предпосылок для достижения конечных целей государственной политики по реабилитации и возврату в сферу хозяйственной деятельности загрязненных территорий, улучшению качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, существенному сокращению доли населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, а также обеспечению условий для передачи решения приоритетных задач преодоления последствий радиационного воздействия после 2015 года на региональный уровень.

При реализации второго варианта (стратегия обеспечения развития) предполагается решение следующих приоритетных задач нормализации радиационно-гигиенической, социально-экономической и социально-психологической ситуации на территориях, подвергшихся радиационному воздействию:

реализация комплекса мероприятий по обеспечению условий радиационно безопасной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию. В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета реализация мероприятий концентрируется на наиболее загрязненных территориях (плотность радиоактивного загрязнения
цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км);

разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию. В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета реализация комплекса мер в сфере здравоохранения будет направлена прежде всего на лиц, включенных в Регистр и входящих в группу риска по радиационному фактору;

организация эффективного безопасного использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда загрязненных территорий. В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета реализация мероприятий по обеспечению возврата лесов и сельскохозяйственных угодий загрязненных территорий в хозяйственный оборот будет осуществляться для ограниченных участков, имеющих наибольшее значение для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности и социально-экономического развития территорий, на остальных территориях будет осуществляться мониторинг радиационной обстановки, также будут подготовлены предложения по реализации региональных программ реабилитации и развития;

развитие систем комплексного мониторинга условий безопасного проживания на загрязненных территориях;

повышение готовности органов управления, сил и средств для действий на загрязненных территориях на основе совершенствования технической, технологической, методической и организационной базы;

реализация информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий на основе развития системы информационных ресурсов по обеспечению радиационной безопасности населения.

Реализация второго варианта позволит оптимизировать расходование средств федерального бюджета и решить основные задачи преодоления последствий радиационных аварий. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по второму варианту представлены в приложении № 2.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 8,4 млрд. рублей.

Третий вариант (стратегия интенсивного решения проблем) представляет собой развитие второго варианта в части увеличения объемов выполняемых работ по реабилитации загрязненных территорий (сельскохозяйственных угодий - в 3,8 раза, лесных - в 6,4 раза), развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию (от 2,7 до 4,5 раз), а также осуществления мер по сохранению здоровья населения (в 2,4 раза) с учетом перспективных потребностей регионов.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по третьему варианту представлены в приложении № 3.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 14,8 млрд. рублей.

Следует отметить, что более предпочтительным является второй вариант, в котором за счет концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях предусматривается обоснованность и оптимизация бюджетных расходов. Объемы финансирования Программы по второму варианту приведены в приложении № 4.

Программу предлагается реализовать в период 2011 - 2015 годов в 1 этап.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепци яфедеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)» Обоснование соответствия решаемой проблемы задачам социально-экономического развития Российской Федерации

    Задача
    1. Обоснование соответствия решаемой проблемы задачам социально-экономического развития Российской ФедерацииВ эпоху перехода развитых стран мира к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой

Другие похожие документы..