Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала Центрального аппарата Министерства обороны Российско...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится « » 2010 в часов на заседании диссертационного совета Д 41.090.02 в Одесском государственном экологическом университете по адресу: 65...полностью>>
'Документ'
Учасники робочої наради, що відбулася за ініціативи Федерації роботодавців України та представників національних галузевих асоціацій товаровиробників...полностью>>
'Документ'
Необходимым условием осуществления медико-социальной помощи является взаимодействие с социально ориентированным населением. Социально ориентированное...полностью>>

Урок литературы с использованием информационных технологий по теме "Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»"

Думаревская А.В., учитель МОУ СОШ № 2 г.Нея Костромской области

Творческое название урока: “ Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею»” (В. Шекспир)

Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;

  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

  • расширить круг ассоциаций;

  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;

  • воспитывать художественный вкус;

  • воспитывать альтруистические ценности.

Ход урока

Учитель:

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, прослушав романс на слова Федора Тютчева, с творчеством которого мы будем знакомиться через несколько уроков, в исполнении знаменитого тенора Дмитрия Хворостовского «Я встретил вас…» (гиперссылка)

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой В. Шекспира “Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею». Открываем тетради, записываем (слайд №2).

- Какова цель нашего урока?

Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).

Как вы понимаете эти слова?

(Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине) (слайд №4).

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки - снежинки, на них укажите свои имя и фамилию. Вам предложены вопросы и три варианта ответа, выберите правильный, отметьте его фломастером , а потом все точки соедините линией. (1,5 мин)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.

  2. Павел Петрович и княгиня Р.

  3. Аркадий и Катя.

  4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 5).

Каждая группа получает свое задание по раскрытию характера героя через анализ любовных отношений. Также прошу выбрать в группе рекордера, который будет заносить результаты ваших исследований в таблицу, тайм-спикеров, которые будут регламентировать время,и собственно спикеров, которые будут защищать выступление вашей группы.

1ГРУППА.

Базаров – Одинцова

- Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

- Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

-Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

-Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

- Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. Слайд № 6

. “Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

-Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство- любовь

ВЫВОД. С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

- Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть (слайд № 6) обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

2 ГРУППА- Николая Петрович - Фенечка;

-Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? ( гл. 8)

- Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл.5)

- Есть ли разница в отношении Николая Петровича к Маше и к Фене?(гл.1, конец 8 гл.)

- Сравните эти отношения с отношениями Базаровой – Одинцовой.

- Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

ВЫВОД:

3 ГРУППА – Павел Петрович - княгиня Р.;

- Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?

- Как сложились их любовные отношения?

- Что подарил Павел Петрович княгине Р. И что символизировал этот подарок?

- Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.

- Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

ВЫВОД

4 ГРУППА – Аркадий - Катя.

«Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные» Что этим хотела сказать Катя?

- Охарактеризуйте этих молодых людей.

- Катя и Анна. Общее и различия?

- Почему у этой любви есть будущее?

- Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения

Да, многолика любовь у Тургенева. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд № 7.

- У Тургенева счастье – это счастье вечной любви, и поэтому его героини играют важную роль в испытании- раскрытии героя.

Соотнесите иллюстрации с описанием героинь и попробуйте доказать, где чей портрет. (Слайд 8)

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Иллюстрация №2 – княгиня Р.

Иллюстрация №3 – Фенечка.

Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.

Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер.

Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом.

В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 9).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети” и я думаю, что ни у кого не осталось сомнений в том, что “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь”

ДОСТИГ ЛИ НАШ УРОК ЦЕЛИ?

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у учащихся].

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

Д/з: Написать сочинение-миниатюру (на выбор)

  1. письмо Одинцовой от Базарова;

  2. письмо Кате от Аркадия;

  3. письмо княгине Р. От Павла Петровича;

  4. письмо Фенечке от Николая Петровича.

Или поразмышлять над словами И.А. Бунина «…разве бывает несчастная любовь?... разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» ( слайд 10)

Подведение итогов, выставление оценок

Библиография:

  1. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968

  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М., 2005

  3. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников, № 5, 2007

  4. Методические советы по литературе под ред. Курдюмовой, 10 класс, М., 2002

  5. Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007

  6. Фадеева Т.М. “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007

Дидактический материал к уроку.

1ГРУППА.

Базаров – Одинцова

- Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

- Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

-Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

-Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

- Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

-Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

любопытство – досада – испуг – стремление понравиться – смущение (покраснение)- цинизм – интерес – мучительное чувство- любовь- преувеличенная развязность- конфуз

ВЫВОД:

2 ГРУППА- Николая Петрович - Фенечка;

-Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? ( гл. 8)

- Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл.5)

- Есть ли разница в отношении Николая Петровича к Маше и к Фене?(гл.1, конец 8 гл.)

- Сравните эти отношения с отношениями Базаровой – Одинцовой.

- Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

ВЫВОД:

3 ГРУППА – Павел Петрович - княгиня Р.;

- Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?

- Как сложились их любовные отношения?

- Что подарил Павел Петрович княгине Р. И что символизировал этот подарок?

- Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.

- Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

ВЫВОД

4 ГРУППА – Аркадий - Катя.

«Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные» Что этим хотела сказать Катя?

- Охарактеризуйте этих молодых людей.

- Катя и Анна. Общее и различия?

- Почему у этой любви есть будущее?

- Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения

любопытство досада

испуг

стремление понравиться

смущение (покраснение)

цинизм

интерес

мучительное чувство

любовь

преувеличенная развязность

конфуз



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное образовательное учреждение (10)

    Урок
    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа,
  2. Коваленко Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «Васильчуковская сош» в 1995 году закон (1)

    Закон
    3. Ведущая идея опыта. Цель применения. За счёт чего (элементы, условия) получается высокий результат (условия эффективности). Как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.
  3. Методика преподавания древней русской литературы и фольклора с. Методика преподавания русской литературы до 1917 г с. Методика преподавания литературы ХХ века с

    Документ
    Список литературы «В союзе звуков, чувств и дум» адресуется, прежде всего, молодым учителям-словесникам, работающим в V-ХI классах. Его цель – помочь учителю литературы в преподавании данного предмета.
  4. «Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы»

    Урок
    Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий.
  5. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

    Учебник
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

Другие похожие документы..