Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
К участию в конференции приглашаются руководители и специалисты PR-агентств, пресс-служб государственных, коммерческих и общественных организаций, пр...полностью>>
'Документ'
Несомненен тот факт, что в современном мире, влияние, оказываемое государствами-соседями на образ того или иного государства, способно в значительной...полностью>>
'Доклад'
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным про...полностью>>
'Рабочая программа'
химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая т...полностью>>

Методы, средства и формы обучения

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА

  1. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Краткая общая характеристика: цели, задачи, этапы урока.

  2. Общая характеристика анализируемой метода (средства или формы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.

  3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.

  4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.

  5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

  6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

  7. Возможность сочетания данного метода, средств и форм обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.

  8. Степень проявления индивидуального стиля учителя при использовании данного метода (форм и средств) обучения.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. Учащиеся,

    1. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке)

    2. готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи

    3. уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока

    4. наличие и навык коллективной работы (парной, групповой)

    1. Способы деятельности

    1. формы актуализации у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и т.д.), постановка учебной проблемы

    2. способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.)

    3. руководство со стороны учителя пониманием учащимися преподаваемого материала, его уровни (описательный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный)

    4. используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явления и др.), активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.)

    5. организация самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы)

    6. наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной

    7. Организация запоминания изученного материала

а. чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских)

б. рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО

в. систематизация материала, актуализация опорных знаний

г.образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству)

    1. создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий

    2. реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов

    3. приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся

    4. меры по предупреждению переутомления учащихся

    5. опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности

а. увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.д.)

б. вызов удивления, восхищения

в. вызов заинтересованности в изучении предмета

стимулирование положительных переживаний за результаты конкретных учащихся в классе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмеченная положительная тенденция и т.д.)

г. использование игр и игровых приемов

д. использование функциональной музыки (учет возраста учащихся, соответствие теме занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т.п.)

    1. соотношение побуждения учащихся к деятельности (актуализация мотивов, комментарии, целенаправленное воздействие на чувства и т.п.) и волевого давления (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.)

    2. эффективность использованных методов и приемов обучения

    3. показ учителем рациональных приемов учебной работы

Справочные материалы

Метод – система осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели.

Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую формирование знаний. умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Прием не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

Средства обучения –то, при помощи чего осуществляются как методы так и отдельные приемы обучения

  • слово и речь (устные и письменные)

  • наглядность (натуральная, изобразительная, символическая)

  • практика (трудовая, учебная)

Формы обучения – то, как осуществляются как методы так и отдельные приемы обучения

  • коллективные

  • групповые

  • индивидуальные

Классификация методов обучения

  1. по характеру познавательной деятельности учащихся

название метода

сущность

метода

характер познавательной деятельности учащихся

средства обучения

формы обучения

репродуктивные методы

объяснительно-иллюстративный

(информационно-рецептивный)

учитель сообщает готовую информацию разными средствами. Учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию

Осознанное восприятие готовой информации:

слушают, смотрят, ощупывают, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию и ранее усвоенной, запоминают.

устное слово:

  • рассказ

  • лекция

  • объяснение

печатное слово:

  • учебник

  • доп. пособия

наглядные средства:

  • картины

  • схемы

  • таблицы

  • видео

  • мультимедиа

  • опыт

  • натуральные объекты

практический показ способов деятельности:

  • показ опыта работы

  • образцов

  • способа решения задач, доказательства теоремы

  • способов составления плана, аннотации и т.д.

устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,

использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль)

репродуктивный

учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности

Пользуются теми же средствами, что и учитель для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем

устное слово:

  • рассказ

  • объяснение

  • представление алгоритма

печатное слово:

  • учебник

  • доп. пособия (сборники задач, дидактические материалы, письменные инструкции, схемы и т.п.)

наглядные средства:

  • картины

  • схемы

  • таблицы

  • видео

  • мультимедиа

  • опыт

  • натуральные объекты

решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., работа по инструкции, воспроизведение опытов, использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)

проблемное изложение

учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения

Следят за логикой доказательства, за движением мысли, контролируют ее убедительность, участвуют в прогнозировании следующего шага рассуждения, опыта и т.д.

устное слово:

  • рассказ

  • объяснение

  • логическое рассуждение

печатное слово:

  • учебник

  • доп. пособия

наглядные средства:

  • картины

  • схемы

  • таблицы

  • видео

  • мультимедиа

  • опыт

  • натуральные объекты

устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,

решение задач,

воспроизведение опытов,

упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)

продуктивные методы

частично-поисковый (эвристический)

Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик

Воспринимают задание, осмысливают его условие, решают часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляют самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируют свои действия.

деятельность учащихся не предполагает планирования этапов исследования (решения), самостоятельного соотнесения этапов между собой.

устное слово:

  • рассказ

  • объяснение

  • логическое рассуждение

печатное слово:

  • учебник

  • доп. пособия

наглядные средства:

  • картины

  • схемы

  • таблицы

  • видео

  • мультимедиа

  • опыт

  • натуральные объекты

(все средства применяются способом, характерным для данного метода)

устное изложение, работа с книгой, решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,

использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)

исследовательский

Учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования, организует поисковую, творческую деятельность учащихся

  • наблюдение и изучение фактов и явлений

  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы)

  • выдвижение гипотез

  • построение плана исследования

  • осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями

  • формулирование решения, объяснения

  • проверка решения

  • практические выводы о возможном и необходимом применение полученных знаний

устное слово:

  • рассказ

  • объяснение

  • логическое рассуждение

печатное слово:

  • учебник

  • доп. пособия

наглядные средства:

  • картины

  • схемы

  • таблицы

  • видео

  • мультимедиа

  • опыт

  • натуральные объекты

(все средства применяются способом, характерным для данного метода, построение таких заданий, которые обеспечили бы применение учащимися основных знаний (идей, понятий, методов познания) при решении основных, доступных им проблем курса, овладение чертами творческой деятельности, постепенное возрастание сложности решаемых проблем)

подбор литературы, работа с книгой, устное изложение, составление плана, конспектирование, аннотирование, сбор материала, его распределение по пунктам плана, построение и изложение, составление плана опыта, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,

упражнения над материалом учебника, дополнительных пособий, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)

  1. по типам знаний

  1. словесные (изложение, повествование описание, рассуждение, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой)

  2. наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения)

  3. практические (упражнения, задачи, задания, лабораторная работа,опыты, работа в мастерских, эксперимент и др.)

  1. логические методы – методы мыслительной обработки информации

    1. дедуктивный (от общего к частному)

    2. индуктивный (от частого к общему)

    3. Другие (могут быть и частью п.1, 2)

  1. анализ и выделение главного

  2. сравнение

  3. аналогия

  4. синтез

  5. обобщение

  6. конкретизация

  7. доказательство

  8. определение и оценка

  1. методы стимулирования и мотивации

  1. стимулирование интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций)

  2. стимулирование долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, поощрения, порицания)

  1. методы контроля и самоконтроля

  1. устный контроль и самоконтроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений)

  2. письменный контроль и самоконтроль (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль)

  3. лабораторно-практический контроль и самоконтроль (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль)

Методы обучения из различных классификаций тесно сочетаются. Например: "проблемное изложение", "эвристическая беседа", "обобщающее повторение", "творческое задание" и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кейс-метод как эффективная форма обучения в вузе

    Документ
    Специфика работы менеджеров, экономистов, финансистов в современных условиях требует изменения процесса обучения в высших учебных заведениях. Речь идет, в частности, об использовании разнообразных методов обучения, гибкости преподавания,
  2. Современные методы и организация форм обучения младших школьников

    Документ
    Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети.
  3. Обучение профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень профессионального образования)

    Автореферат
    Защита состоится «15» декабря 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 в ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414 , г.
  4. «Интегрированные уроки приоритетная форма обучения»

    Урок
    Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал "дробный подход" в практике обучения и воспитания школьников.
  5. Аннотация программы дисциплины Методика воспитания и обучения (курсовая работа)

    Курсовая
    Цель дисциплины: обеспечить усвоение студентами знаний об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности, о теории и методике обучения и воспитания, о профессиональном мастерстве и педагогических технологиях, основных

Другие похожие документы..