Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За прошедшие семь тысяч лет существования человеческой цивилизации ни философия, ни наука так и не смогли разумно объяснить, в чем же состоит смысл ж...полностью>>
'Лекции'
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом...полностью>>
'Документ'
ПРАВИЛА о приеме экзаменов и выдачи удостоверений на право управления тракторами и изготовленными на их базе самоходными шасси и механизмами, самоходн...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области представителя нанимателя (работод...полностью>>

Методические указания к практическим занятиям Специальность 050301 «Русский язык и литература» (1)

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

История

зарубежной литературы

Методические указания

к практическим занятиям

Специальность 050301 – «Русский язык и литература»

Канск 2011

Печатается по решению Педагогического совета колледжа

Автор-составитель: В.А. Сазонова, преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Рецензент: Т.М. Анциферова руководитель методического объединения МБОУ «Гимназия № 1» г. Канска, победитель Краевого конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Красноярского края (2011г.)

История зарубежной литературы: Методические указания / автор-сост. В.А. Сазонова, рец. Т.М. Анциферова; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2011. – 32 с

Методические указания являются систематизированным сводом наиболее важных тем практических занятий по зарубежной литературе ХХ века. Каждая тема сопровождается практическими заданиями, вопросами для самостоятельной работы, КИМами для самоконтроля и краткой библиографией. Все темы органически связаны с проблематикой лекционного историко-литературного курса, читаемого на филологическом факультете колледжа. Пособие включает раздел «Приложения», в который входят терминологический минимум, характеристика эссе и критерии оценки знаний, умений, навыков по литературоведческим дисциплинам.

Методические указания предназначены для специальности 050301 «Русский язык и литература» по дисциплине «История зарубежной литературы».

© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Содержание

  1. Пояснительная записка

4

  1. Темы практических занятий

6

  1. Планы практических занятий

6

  1. Приложение

    1. Приложение 1. Терминологический минимум

    2. Приложение 2. Что такое эссе?

    3. Приложение 3. Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов филологического факультета по литературоведческим дисциплинам

19

Пояснительная записка

Курс занимает важное ме­сто в системе подготовки студентов-филологов. Знания по данному курсу необходимы буду­щему учителю-словеснику для получения четких представлений о харак­тере и особенностях развития зарубежной литературы ХХ века.

В свою очередь изучение ряда зарубежных ли­тератур позволяет студентам полнее осмыслить суть мирового историко-литературного процесса ХХ века, дает возможность лучше разобраться в характере общих для Запада и России направлений. Таким образом, знакомство с западноевропейскими литературами помогает филологам яснее представить ход развития русской литературы как части общеевропейского и мирового литературного процесса.

В процессе преподавания курса учебным планом предусмотрено проведение как лекционных, так и практических занятий.

Лекции, как правило, предполагают более общее, концептуальное освоение историко-литературного материала.

На практических занятиях решаются иные задачи. Главным объектом изучения является, как правило, одно произведение; основная задача связана с его целостным анализом, в процессе которого выявляются заключенные в произведении эстетические ценности. Таким образом, практические занятия призваны углубить знания студентов по ряду наиболее значимых тем курса и, развивая и совершенствуя имеющиеся знания и навыки, научить самостоятельно анализировать художественное произведение. Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке студента-филолога. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить студентов внимательно и вдумчиво читать художественный текст, проникать в замысел писателя, в каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям должна предшествовать серьезная самостоятельная работа студентов, которая включает в себя чтение предлагаемого к рассмотрению художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В вопросах выделяются наиболее существенные стороны анализа рассматриваемого произведения, раскрывающие его художественную специфику и место в историко-литературном процессе. В предложенной тематике практических занятий присутствует определенная система, соответствующая ходу историко-литературного процесса. В круг рассмотрения включены произведения различных родов и жанров литературы. Это позволяет вводить также и определенные теоретические понятия и последовательно раскрывать их в процессе анализа конкретного произведения.

При подборе тематики практических занятий в первую очередь учитывались произведения зарубежных писателей, включенные в действующие школьные программы по литературе. Таким образом, практические занятия призваны не только расширить и углубить представления студентов о творчестве писателей, но и формировать у них навыки анализа и интерпретации художественных текстов, тем самым готовя будущих учителей к преподаванию литературы в школе.

Основной формой поведения практических занятий остается классическая. Классическая форма доказала свою прочность и результативность, но вместе с ней используется инновационные формы работы и новые педагогические технологии.

При подготовке к практическим занятиям студентам предлагается обращаться к материалам ЭОР «История зарубежной литературы», интернет-ресурсам.

Материалы учебно-методического пособия разрабатывались с учетом рекомендаций, данных в раннее опубликованных учебно-методических пособиях по истории зарубежной литературы по специальности «Русский язык и литература».

Темы практических занятий

Французский символизм.

Европейская «новая» драма.

Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Планы практических занятий

Практическое занятие 1

Французский символизм

Цель: представить общую характеристику французского символизма, рассмотреть творчество французских поэтов-символистов (П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме).

Компетентности:

Знать генезис, эстетику и этапы развития французского символизма, основные сведения о биографии поэтов, место П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме во французской символистской поэзии; основные поэтические сборники поэтов, их характеристику; уметь анализировать одно из стихотворений П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме, читать наизусть 1-2 стихотворения (на выбор), конспектировать критическую литературу.

Терминологический минимум: символизм, импрессионизм, символ, аллитерация, ассонанс, «свободный стих» (верлибр), суггестивность

Вопросы к теме:

  1. Символизм как направление в европейской литературе конца XIX в. - начала XX века.

  2. Общая характеристика французского символизма. Предсимволистские тенденции («Парнас», Ш.Бодлер). Теоретическое обоснование символизма в «Манифесте» Ж. Мореаса.

  3. Творчество французских поэтов-символистов (тема искусства и образ поэта, характерные мотивы, особенности художественного языка):

  • П. Верлен;

  • А. Рембо;

  • С. Малларме.

Практические задания

  1. Составьте хронологическую таблицу «Этапы биографии и творчества поэта» (Верлена, Рембо, Малларме – на выбор).

  2. Составьте хрестоматию любимых стихотворений поэтов-символистов.

  3. Представьте конспект данного источника (Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С. 5-62.)

  4. Проанализируйте стихотворение П. Верлена «Осенняя песня».

  5. Сравните «Осеннюю песню» с «Осенней мелодией» Бодлера. В чем Верлен продолжает бодлеровскую традицию? В чем новаторство Верлена?

  6. Сравните несколько переводов «Осенней песни». Какой из них представляется вам наиболее удачным? Почему?

  7. Как настроение смутной неудовлетворенности выражено в лаконичной лирической миниатюре «Сплин» П.Верлена (в переводе Ф. К. Сологуба)?

  8. Сонет «Томление» (перевод Б.Л. Пастернака) — одно из наи­более известных произведений Верлена, написан в 1883 г.Что такое сонет? Какова его структура? Покажите, как органи­зуется рифмовка. Какие мастера сонетов в поэзии XIX—XX вв. вам известны? Почему современность уподобляется Верленом «Риму периода упадка»? Какие черты римской жизни имеет в виду Верлен? Какую роль играет в стихотворении образ Батилла, популярного в Риме комического актера? Считается, что в сонете «Томление» выражены свойственные декадансу настроения безверия, грусти, безнадежности, от­личающие мировидение «конца века». Докажите это, опираясь на текст.

  9. Выделите в тексте поэмы «Пьяный корабль» образцы изобразительных средств Рембо: олицетворения, метафоры, сравнения, символы.

  10. Сравните переводы произведения Рембо «Пьяный корабль» Н.В.Набокова, Б.К.Лившица, Л.Н.Мартынова.

  11. Некоторые исследователи считают, что сонет Рембо «Гласные» мог быть спровоцирован стихотворением Ш.Бодлера «Соответствия», в основе которого лежит мысль о взаимосвязанности всех явлений жизни. Докажите или опровергните это утверждение с опорой на тек­сты.

  12. Приведите известные примеры использования образа птицы в качестве центрального символического образа в про­изведении (сонет «Лебедь» С.Малларме).

Материал для самостоятельной работы

    1. Выучить по одному стихотворению поэтов-символистов.

    2. Символизм во французской литературе: бодлеровская традиция, влияние музыки Вагнера, символистской живописи.

    3. Романтические мотивы в лирике П.Верлена.

    4. П.Верлен в русских переводах.

    5. П.Верлен – романтик, символист, импрессионист?

    6. Ш.Бодлер и П.Верлен.

    7. Верлен и «Парнас».

    8. А.Франс о Верлене.

КИМ для самоконтроля

  1. Раскройте теорию символа.

  2. Определите культурно-исторические и философские основы символизма.

  3. Почему классическая строгость, рационализм и нормативность противопоказаны исходным признакам символизма, а также поэтике импрессионизма?

  4. В чем заключается смысл названия книги Поля Верлена «Романсы без слов»?

  5. В каком сборнике П.Верлен сформулировал свое кредо: «Музыка — превыше всего»?

  6. Особенности какой поэтики в сборнике «Романсы без слов» Вер­лен стремился воплотить в поэтическом слове?

  7. Почему В. Гюго назвал А.Рембо «ребенок Шекс­пир»?

  8. В чем заключается совершенно оригинальная теория «ясновидения», которую сформулировал А.Рембо в письме к Полю Валери (1871)?

  9. Как реализуется теория «ясновидения» в знаменитых про­изведениях Рембо «Пьяный корабль» и «Гласные»?

  10. Можно ли считать поэмой «Пья­ный корабль» Рембо?

  11. Артюр Рембо: замысел «Озарений».

  12. Укажите основные различия эстетических принципов Поля Верлена и Артюра Рембо.

  13. Каковы философские основы поэтической практики Малларме?

  14. Раскройте особенности поэтической техники Малларме: приемы построения образа.

  15. Почему Малларме обращается к яркой и одновременно трагической фигуре американского романтика Эдгара По (сонет «Гробница Эдгара По»)?

Рекомендуемая литература

Тексты

Верлен П. Лирика (Сб. «Сатурнические стихотворения» («Женщина и кошка», «Осенняя песня», «Тоска»), сб. «Галантные празднества» («Лунный свет»), сб. «Романсы без слов», сб. «Когда-то и недавно» («Томление», Искусство поэзии»), сб. «Эпиграммы» («Я восхищен за Стих Свободный…»).

Рембо А. Лирика («Искательницы вшей», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь», Спящий в ложбине», «Руки Жанны-Мари», «Пьяный корабль», «Гласные», «Одно лето в аду»)

Малларме С. Лирика («Окна», «Лазурь», «Звонарь», «Лебедь»).

Критические работы

Андреев Л. Г. Феномен Рембо // Рембо А. Произведения. - М., 1988.

Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. – М., 1982.

Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.

Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. - М., 1987.

Валери П. Вийон и Верлен. Проходящий Верлен // Валери П. Рождение Венеры. - СПБ., 2000.

Великовский С. И. В скрещенье лучей. – М., 1987.

Волошин М. Поль Верлен // Волошин М. Лики творчества. - Л., 1988.

Горький М. Поль Верлен и декаденты // Собр.соч.: В 30 т.- М., 1953. - Т.23.

Гумилев Н.О. О Верхарне. О французской поэзии XIX // Собр. соч.: В 4 т. - М., 1991. - Т.4.

Зенкин С. Пророчество о культуре (творчество С. Малларме) // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. - М., 1995

Карре Ж..М. Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо. - СПб., 1994.

Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С. 5-62.

Мурашкинцева Е.Д. Верлен и Рембо. – М., 2001

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.

Пастернак Б. Поль-Мари Верлен. Символизм и бессмертие // Собр. соч.: В 5 т .- М., 1991. - Т.4.

Поэзия французского символизма. – М.: Изд -во МГУ, 1994.

Птифис П. Артюр Рембо. – 2000. – (Серия «ЖЗЛ»).

Розанов В. Декаденты // Мысли о литературе. - М., 1989.

Толмачев В.М. Творимая легенда // Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу и др. – М., 1998.

Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков: Практикум / Отв. Ред В.А. Луков. – М., 2001.

Практическое занятие 2
Европейская «новая драма».

Пьеса Г.Ибсена «Кукольный дом»

Цель: представить общую характеристику европейской «новой драмы», рассмотреть основные этапы жизни и творчества драматурга, проанализировать драму «Кукольный дом».

Компетентности: знать основные сведения о биографии Г.Ибсена, периодизацию творчества драматурга, особенности аналитической драмы и их отражение в «Кукольном доме»; уметь анализировать драму, представлять специфику жанра аналитической драмы, вести дискуссию по проблемам практического занятия.

Терминологический минимум: «новая драма», аналитическая драма, ретроспективная композиция, кульминация.

Вопросы к теме:

  1. Общая характеристика «новой драмы».

  2. Этапы творческой эволюции Г. Ибсена.

  3. Особенности аналитической драмы и отражение их в «Кукольном доме». Функции «тайны». Конфликт пьесы и развитие действия. Особенности ретроспективной композиции. Специфика развязки. Открытый финал драмы. Подтекст в пьесе. Символы драмы.

  4. Система образов (Нора, Хельмер, Крогстад, фру Линне, доктор Ранк).

  5. Значение творчества Ибсена для драматургов к. XIX – XX веков.

Практические задания

  1. Составьте хронологическую таблицу «Этапы биографии и творчества Г.Ибсена»

  2. Прочитайте книгу Б.Шоу «Квинтесенция ибсенизма». Ответьте письменно. В чем Шоу видит новаторство Ибсена-драматурга? Какие особенности поэтики ибсеновской драмы отмечает Шоу?

  3. Подготовьте доклады: «Г.Ибсен в восприятии современников», «Г.Ибсен – предтеча западноевропейской интеллектуальной драмы XX века».

Материал для самостоятельной работы

    1. Прочитайте драму Ибсена «Кукольный дом».

    2. «Новая драма» (М.Метерлинк, Г.Ибсен, Б.Шоу, А.Чехов, Л.Н.Толстой).

    3. Ибсен и русская литература.

    4. Женские образы в драматургии Ибсена.

    5. Традиции античной и классицистической трагедии в драматургии Ибсена.

КИМ для самоконтроля

  1. Какие художественные открытия делают Ибсена предтечей западноевропейской интеллектуальной драмы?

  2. Каковы традиции реалистической социально-психологической драмы и черты драмы идей в художественной концепции Г. Ибсена?

  3. Традиции драмы идей Г. Ибсена и проблемная драма Б. Шоу.

  4. Какая драма стала своеобразным прологом к драме «Кукольный дом»? Почему?

  5. Вспомните, в каких еще произведениях зарубежной литера­туры поставлена тема женской эмансипации?

  6. В чем особенности сюжета пьесы «Кукольный дом»?

  7. Что такое аналитическая композиция? Ка­кие ее элементы обнаруживаются в тексте драмы?

  8. В чем принципиальный смысл финала для понимания замысла драмы «Кукольный дом»?

Рекомендуемая литература

Тексты

Ибсен Г. Кукольный дом.

Критические работы

Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л.,1989.

Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи о литературе. – Л. – М.,1962.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. – М., 1979.

История западноевропейского театра. – М., 1974.

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). – М., 1980.

Неустроев В.П. Ибсен// Литературные очерки и портреты. – М., 1983.

Судья и строитель. Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. – М., 2004

Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М.,1975.

Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Храповицкая Г.Н. Некоторые аспекты восприятия ибсеновского «символизма» в России нач. 20 века // Филологические науки. – 1995. - №2. – С. 43-52.

Шайкевич Б.А. Ибсен и русская культура. Очерки. – Киев, 1974.

Практическое занятие 3

Роман Оскара Уайльда

«Портрет Дориана Грея»

Цель: представить общую характеристику эстетизма, рассмотреть основные этапы жизни и творчества О.Уайльда, его эстетическую теорию, проанализировать роман «Портрет Дориана Грея».

Компетентности: знать специфику английского эстетизма, периодизацию творческого пути писателя, отражение эстетических принципов писателя в романе «Портрет Дориана Грея»; уметь анализировать роман, вести дискуссию по проблемам практического занятия.

Терминологический минимум: эстетизм, парадокс, реминисценция.

Вопросы к теме:

Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX – XX вв.. Эстетизм. Основные представители и принципы. Связь с прерафаэлитством.

  1. Особенности эстетической теории О. Уайльда (философские основы эстетики писателя, соотношение искусства и жизни, понятие искусства и красоты, вопрос о назначении искусства).

  2. История создания романа «Портрет Дориана Грея».

  3. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе:

а) основная проблематика;

б) тема искусства в романе, значение образа Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вэйн;

в) тема красоты в романе. Трагедия Дориана Грея;

г) авторская позиция в романе;

д) структура и художественная функция парадокса в романе.

Практические задания

  1. Составьте хронологическую таблицу «Этапы биографии и творчества О.Уайльда»

  2. Проанализируйте роль портрета как художественно-философской метафоры.

  3. Определите особенности поэтики романа: опишите мир изя­щества, красивых вещей, одежд, драгоценностей, «сладкого» существования, с неподражаемым искусством воспроизведенный романистом (используя текст романа).

Материал для самостоятельной работы

  1. Источники «Портрета Дориана Грея» О.Уайльда и их художественная обработка в романе.

  2. Парадокс в творчестве Б.Шоу и О.Уайльда.

  3. Русские писатели начала XX века об О.Уайльде.

КИМ для самоконтроля

  1. Что такое эстетизм?

  2. Каково влияние Дж.Рёскина и У.Пейтера на формирование эстетических принципов Уайльда?

  3. Что такое реминисценция и аллюзия? Какую функцию выполняют они в романе?

  4. Какова художественная функция символа в романе?

  5. В чем заключается замысел романа?

  6. Органичен ли роман для художественной системы писателя или он стоит особняком в его творчестве?

  7. В чем состоит жанровое своеобразие произведения? К какой разновидности романа относится «Портрет Дориана Грея»: философской или аллегорической, к ро­ману-притче или «роману-параболе»?

  8. В каких еще произведениях, написанных на рубеже XIX—XX вв., поднимаются проблемы творчества, искусства и его природы, соотношения искусства с жизнью?

  9. Какую роль играет предисловие в общем замысле романиста?

  10. Можно ли выделить в романе экспозицию, кульминацию и развязку действия?

  11. Через какие фазы развития и «падения» проходит Дориан Грей?

Рекомендуемая литература

Тексты

Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание).

Критические работы

  1. Айхенвальд Ю.Н. Этюды о западных писателях. – М., 1910.

  2. Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.

  3. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. – М.,1986.

  4. Борхес Х.Л. Об Оскаре Уайльде// Литературное обозрение. – 1993. – № 1-2.

  5. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни // Философские науки. – М., 1990. - №9. – С. 66-77.

  6. Лангланд Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.,1999. – (Серия «ЖЗЛ»).

  7. Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975. – С. 147-216.

  8. Образцова А.Т. Волшебник или шут? Театр О.Уайльда. – СПб., 2001.

  9. Оскар Уайльд в России: библиографический указатель. 1892 – 2000. – М., 2000.

  10. Пальцев Н. Художник и критик. Критика как художество. Эстетика О.Уайльда// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. Т. 2.

  11. Парандовский Я. Король жизни// Парандовский Я. Алхимик слова. – М., 1990.

  12. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. – Киев, Одесса. – 1990.

  13. Урнов М.В. Оскар Уайльд и его творчество// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1979. Т. 1.

  14. Урнов М.В. Ужасные дети// Урнов М.В. На рубеже веков. – М., 1970.

  15. Черноземова Е.Н. Оскар Уайльд// Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 т. – М., 2003. – Т. 2.

  16. Чуковский К.И. Оскар Уайльд// Люди и книги. – М., 1960.

  17. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. – 2000.

Практическое занятие 4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к практическим занятиям Специальность 050301 «Русский язык и литература» (2)

    Методические указания
    Информатика. Программное обеспечение: методические указания к практическим занятиям / автор-сост. Е.Н. Фёдоров, рец. И.А. Кулакова; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж».
  2. Методические рекомендации для студентов-филологов Специальности: 050301 «Русский язык и литература»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации содержат темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием списков литературы, необходимой для усвоения материала.
  3. Методические указания Специальность 050301 «Русский язык и литература» Канск 2011

    Методические указания
    Рецензент: Т.В. Жежель, учитель высшей квалификационной категории, победитель Федерального конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями
  4. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 01. 04 Методика преподавания рки специальность 050301 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050303 Иностранный язык

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2 г.), вузовским компонентом Государственного образовательного стандарта, программами по соответствующим раздела курса «Современный русский язык» для
  5. Учебно-методическое пособие по дисциплине Специальность 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» Чебоксары 2008

    Учебно-методическое пособие
    Музейная практика: учебно-методическое пособие по дисциплине : специальность 050301– «Русский язык и литература с дополнительной специальностью / составитель Г.

Другие похожие документы..