Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
"Казахстанская правда" от 5 декабря 2008 года, № 265-266 (25712-25713); Ведомости Парламента РК, 2008 г., № 21 (2525) ст. 93; Қазақстан Рес...полностью>>
'Бюллетень'
Айтматов, Ч. Белый пароход ; И дольше века длится день ; Плаха [Текст] : [романы, повесть] / Айтматов Чингиз Торекулович. - М. : Эксмо, 2011. - 765, [...полностью>>
'Доклад'
Много лет спорили историки о личности этого человека: где родился, когда и чем занимался до переселения в Португалию? Четырнадцать городов и сел на К...полностью>>
'Документ'
имен соответствовала широкому размаху их деятельности. Они не были скромными, склонными к уединению мысли­телями, даже когда становились монахами или...полностью>>

Классный час Тема: жизнь и творчество эдуарда асадова

Главная > Классный час
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классный час

Тема: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЭДУАРДА АСАДОВА

Цель: создать условия для формирования потребности к изучению творчества русских

поэтов через творчество Эдуарда Асадова.

Задачи: Развить навыки работы с книгой, печатной продукцией, компьютером.

Привить любовь к устному и песенному творчеству Эдуарда Асадова.

Пробудить интерес к чтению книг российских авторов.

Методические рекомендации:

Материал классного часа должен способствовать развитию умений и навыков работы с книгой, энциклопедией, различными сборниками, технической литературой.

Учащиеся должны познакомиться с творчеством Эдуарда Асадова. Учащиеся сами декламируют стихи, самостоятельно находят сборники в библиотеках, записных книжках, Интернете, учатся выразительному чтению и пониманию текстов.

План

  1. Вступительное слово

  2. Анкета читателя

  3. Беседа: книга, автобиография, сборники стихов.

  4. Чтение стихов Э. Асадова.

5. Подведение итогов

Литература:

1. Вступительное слово преподавателя

       Родился Эдуард Асадов под горячим туркменским солнцем 7 сентября 1923 года, в городе Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта были участниками революции и гражданской войны. В мирные дни они стали школьными учителями. После преждевременной смерти мужа мама Эдуарда вместе с сыном переехала на Урал, в Свердловск, где оба «пошли в первый класс» – мама учителем, а сын учеником. Здесь он вступил в пионеры, написал первые стихи и стал комсомольцем.

       Затем – Москва и выпускной бал в 38-й столичной школе 14 июня 1941 года. А через неделю – война. По комсомольскому призыву Асадов ушел добровольцем на фронт. Сражался (и сражался отважно) на Ленинградском, Волховском, Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. За годы войны прошел путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи прославленных гвардейских минометов («катюши»). Воевал, горячо верил в победу, а в перерывах между боями писал стихи.

       Последний бой командира батареи Асадова произошел утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. А затем госпиталь. Стихи между операциями и новая жизненная ступень: Литературный институт имени Горького, который поэт Эдуард Асадов (теперь уже профессиональный поэт) окончил, получив диплом с отличием. В том же 1951 году выпустил первую книгу стихов «Светлые дороги».

       Вот, собственно, совсем краткие, почти протокольные сведения о жизненном пути поэта.

       «Сражаюсь, верю, люблю» – так назвал Асадов одну из своих поэтических книг. Думаю, что вряд ли можно было бы отыскать название, которое с большей точностью и емкостью отражало бы то главное и наиболее существенное, что определяет внутренний мир, душу и жизненное кредо как самого поэта, так и его стихов» – писал С. Баруздин. Он отмечал также, что трудно было бы представить себе такую проблему, такую сторону общественной или художественной жизни, где страстная поэзия Асадова не вела бы бескомпромиссных и упорных боев со всякой несправедливостью и жестокостью. И прежде всего это стихи о войне. Строки, овеянные пороховым дымом, строки, звучащие как клятва: победить или умереть! Вот слова из стихотворения «Письмо с фронта», адресованные матери и написанные прямо на передовой в 1943 году:

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

...........................

И чем бы в пути мне война не грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.


       Характерной особенностью поэтического письма Асадова является обращение к самым животрепещущим темам, тяготение к остросюжетному стиху, к балладе, к энергично-страстному монологу. Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситуаций. Напротив, стремится решить их с предельной искренностью и прямотой. И разве не может вызывать светлого удивления то обстоятельство, что поэзия человека, прошедшего сквозь бури самых наисложнейших испытаний, – оптимистична и даже мажорна от начала и до конца! Раскройте любую его книгу, перечтите любое, буквально любое его стихотворение или поэму, и вы тотчас же убедитесь в этом.

       Эдуард Асадов – поэт жизнеутверждающий. И с полной ответственностью можно сказать, что всякая, даже самая драматическая его строка несет в себе заряд горячей любви к жизни.

       «Сражаюсь, верую, люблю» – эти слова как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, а именно: без любви. И вот ради этого-то самого прекрасного чувства в мире живет, мечтает и трудится поэт Эдуард Асадов. Эти волнения и эта любовь прямо или косвенно отражены в подавляющем большинстве его стихов и поэм.

       И вот некоторые из его произведений.

* * *

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно.

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

1968

       Иногда говорят: первым, что отличает человека от всех его биологических собратьев, является чувство юмора. И думается, чем человек духовно богаче, отзывчивей и добрей, тем больше развито в нем это чувство. Так и в книгах Эдуарда Асадова есть все – от сурового драматизма до искрометного смеха. Вот некоторые из его шуточных стихотворений.

В его прозе немало мест, исполненных живого и светлого юмора. И разве не заставит нас весело улыбнуться такая, например, шуточная миниатюра:

Старик, моливший золотую рыбку,

Свершил, пожалуй, главную ошибку;

Ему бы жадной бабке не служить

И не просить корыто и дворянство,

Боярский дом и сказочное царство,

А новую старуху попросить!

Стхотворении читает Серебренников Жора.

«Жены фараонов»

История с печалью говорит

О том, как умирали фараоны,

Как вместе с ними в сумрак пирамид

Живыми замуровывались жены.

О, как жена, наверно, берегла

При жизни мужа от любой напасти!

Дарила бездну всякого тепла,

И днем и ночью окружала счастьем.

Не ела первой (муж пускай поест),

Весь век ему понравиться старалась,

Предупреждала всякий малый жест

И раз по двести за день улыбалась.

Бальзам втирала, чтобы не хворал,

Поддакивала, ласками дарила.

А чтоб затеять спор или скандал –

Ей даже и на ум не приходило!

А хворь случись – любых врачей добудет,

Любой настой. Костьми готова лечь.

Она ведь знала точно все, что будет,

Коль не сумеет мужа уберечь…

Да, были нравы – прямо дрожь по коже.

Но как не улыбнуться по-мужски:

Пусть фараоны – варвары, а все же

Уж не такие были дураки!

Ведь если к нам вернуться бы могли

Каким-то чудом эти вот законы –

С какой тогда бы страстью берегли

И как бы нас любили наши жены!

1963

Стихи и рассказы о студенческих днях – это светлая и сердечная дань первым послевоенным годам, годам учебы в Литературном институте имени Горького.

Стихотворении «Студенты» читает Кузнецов Павел

Студенты

Проехав все моря и континенты,

Пускай этнограф в книгу занесет,

Что есть такая нация - студенты,

Веселый и особенный народ!

Понять и изучить их очень сложно.

Ну что, к примеру, скажете, когда

Все то, что прочим людям не возможно,

Студенту - наплевать и ерунда!

Вот сколько в силах человек не спать?

Ну день, ну два и кончено! Ломается!

Студент же может сессию сдавать,

Не спать неделю, шахмат не бросать

Да плюс еще влюбиться ухитряется.

А сколько спать способен человек,

Ну пусть проспит он сутки на боку,

Потом, взглянув из-под опухших век,

Вздохнет и скажет: - Больше не могу!

А вот студента, если нет зачета,

В субботу положите на кровать,

И он проспит до следующей субботы,

А встав, еще и упрекнет кого-то:

- Ну что за черти ! Не дали поспать!

А сколько может человек не есть?

Ну день, ну два и тело ослабело

И вот ему ни встать ему ни сесть,

И он не вспомнит, сколько шестью шесть,

А вот студент - совсем другое дело.

Коли случилось "на мели" остаться,

Студент не поникает головой

Он будет храбро воздухом питаться

И плюс водопроводною водой!

Что был хвостатым в прошлом человек -

Научный факт, а вовсе не поверье.

Но, хвост давно оставя на деревьях,

Живет он на земле за веком век.

И, гордо брея кожу на щеках,

Он пращура ни в чем не повторяет

А вот студент, он и с хвостом бывает,

И даже ест при двух и трех "хвостах"

Что значит дружба твердая, мужская?

На это мы ответим без труда:

Есть у студентов дружба и такая,

А есть еще иная иногда.

Все у ребят отлично разделяется,

И друга друг вовек не подведет.

Пока один с любимою встречается,

Другой идет сдавать его зачет...

Мечтая о туманностях галактик

И глядя в море сквозь прицелы призм,

Студент всегда отчаянный романтик!

Хоть может сдать на двойку "романтизм"...

Да, он живет задиристо и сложно,

Почти не унывая никогда.

И то, что прочим людям невозможно,

Студенту - наплевать и ерунда!

И, споря о стихах, о красоте,

Живет судьбой особенной своею.

Вот в горе лишь страдает как и все,

А может даже чуточку острее...

Так пусть же, обойдя все континенты,

Сухарь этнограф в труд свой занесет,

Что есть такая нация - студенты,

Живой и замечательный народ!

Конец формы

Эдуард Асадов – принципиально-страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно цельный и жизнерадостный человек. Вся его жизнь – это борьба, поиски и находк       

С. Баруздин заметил, что одна из замечательных черт лирики Асадова – это правдивость, достоверность. Он не рассуждает о любви, о страданиях или счастье. Нет, он сам горячо любит, радуется или страдает. И читатель великолепно чувствует этот искренний, трепетный нерв. Чувствует и глубоко сопереживает. И когда в стихотворении своем поэт произносит слово: «Люблю!» – ему можно верить.

«Любовь»

Известно всем: любовь не шутка,

Любовь – весенний стук сердец,

А жить, как ты, одним рассудком

Нелепо, глупо наконец!

Иначе для чего мечты?

Зачем тропинки под луною?

К чему лоточницы весною

Влюбленным продают цветы?!

Когда бы не было любви,

То и в садах бродить не надо.

Пожалуй, даже соловьи

Ушли бы с горя на эстраду.

Зачем прогулки, тишина,

Коль не горит огонь во взгляде?

А бесполезная луна

Ржавела б на небесном складе.

Представь: никто не смог влюбиться

И люди стали крепче спать,

Плотнее кушать, реже бриться,

Стихи забросили читать…

Но нет, недаром есть луна

И звучный перебор гитары,

Не зря приходит к нам весна

И по садам гуляют пары.

Бросай сомнения свои!

Люби и верь. Чего же проще?

Не зря ночные соловьи

До хрипоты поют по рощам!

1951

«Не клянись»

Мне не надо высокой фразы:

Не клянись «ни концом, ни венцом»

В том, что, став моей, ты ни разу

Не подумаешь ни о ком.

И в любви не клянись, не надо,

Ну, представь, что любовь прошла.

Значит, будешь сама не рада

Тем словам, что теперь дала.

Да и я не позволил вновь,

Унижаясь, вослед стремиться

И на клятве держать любовь,

Все равно как на нитке птицу.

Чепуха тут и лесть и месть,

И давай согласимся смело:

Если есть любовь – значит, есть,

А все клятвы – пустое дело!

Только, видишь ли, вот беда!

Нету правил без исключения,

И словесные заверенья

Все же надобны иногда.

Я прошу тебя вот о чем:

Как бы жизнь ни была сурова,

Быть лишь с правдой к лицу лицом,

Только правду всегда, во всем.

В этом, в этом ты дай мне слово!

1966

«Пылкая душа»

Женщина в силоновой пижаме

Медленно захлопнула роман.

Хрустнула холеными руками

И завороженными глазами

Посмотрела в сумрачный туман.

Муж чертил, сутулясь у стола,

А она под тихий шум метели

Вновь, листая том, произнесла:

Вот ведь люди как любить умели!

Ради милых уходили в бой,

Ревновали, мучились, рыдали,

Шли на плаху, жертвуя собой,

Даже разум от любви теряли.

Скажешь, я не труженица? Пусть!

Но хочу и я, чтоб жгучий бред,

Чтобы муки, чтоб мольба и грусть!

Женщина я все же или нет?!

И не хмурь, пожалуйста, бровей!

С каждым днем в тебе все больше прозы.

Что ты знаешь про огонь страстей,

Про мольбу, страдания и слезы?

Что могу я вспомнить из прошедшего?

Где тот яркий взрыв в моей судьбе?

Что ты сделал в жизни сумасшедшего?

То, что я женился на тебе…

1962

       Последнее стихотворение из творчества Эдуарда Асадова я хочу посвятить своему очень хорошему другу, который протянул мне руку помощи и сумел поддержать меня в трудные минуты. Именно он стал для меня своеобразным «спасательным кругом» в море проблем и пучине неудач. СОЛНЦЕ, это для тебя!


«Жар-птица»

Любовь? Ее нет между нами, –

Мне строго сказала она. –

Хотите, мы будем друзьями,

Мне верная дружба нужна.

Что спорить, она откровенна,

Но только я хмуро молчу.

Ведь я же солгу непременно,

Когда ей скажу, что хочу.

Что ж, дружба – хорошее дело!

В ней силы не раз почерпнешь,

Но дружба имеет пределы,

А мне они по сердцу нож!

Как жил я, что в сердце вплеталось,

Я все бы ей мог рассказать,

Когда бы она попыталась,

Когда б захотела понять.

Идя сквозь невзгоды и вьюги,

Не встретил я преданных глаз.

Случайные лгали подруги,

Я сам ошибался не раз.

Но думал я: вспыхнут зарницы.

Я знал: надо верить и ждать.

Не может так быть, чтоб жар-птицы

Я в мире не смог отыскать!

Когда же порой мне казалось,

Что к цели приблизился я,

Жар-птица, увы, превращалась

В простого, как хвощ, воробья.

Вспорхнув, воробьи улетали,

И снова я верил и ждал.

И все-таки вспыхнули дали!

И все-таки мир засиял!

И вот наконец золотые

Я россыпи в сердце открыл.

Наверное, в жизни впервые

Я так горячо полюбил!

Моя долгожданная, здравствуй!

Ты чувств не найдешь горячей.

Иди и в душе моей царствуй!

Я весь тут – бери и владей!

Жар-птица сверкнула глазами,

И строго сказала она:

Любовь? Ее нет между нами.

Хотите, мы будем друзьями,

Мне верная дружба нужна.

Что спорить, она откровенна,

Но только я хмуро молчу.

Ведь я же солгу непременно,

Когда ей скажу, что хочу.

       В завершение хочу опять-таки процитировать слова С. Баруздина, сказанные о великом мастере слова Эдуарде Асадове: «Как бы незримыми нитями, идущими от сердца к сердцу, связан поэт со своими читателями. Быть нужным людям, отдавать им всего себя без остатка, бороться за то, чтобы жизнь стала еще справедливей, радостней и прекрасней, – в этом видит писатель смысл своей жизни, свое назначение, свое счастье».

       Очень надеюсь, что некоторые, прочитанные Вами, строчки из сборника стихотворений Эдуарда Асадова не оставили Вас равнодушными, стали и Вашим кредо в жизни. Если это действительно так, значит моя цель достигнута!

Подведение итогов.

1. Анализ заполненных анкет.

2. Вывод о полезности и важности чтения художественной и специальной1 литературы.

3. Значение чтения книг для современного рабочего.

  1. Асадов Э. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения./ Предисл. С. Баруздина. – М.: Худож. лит., 1987. – 526 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема урока в соответствии с фкгос

    Урок
    Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  2. Программа проведения круглого стола 9 24 июня 2004г. 9

    Программа
    План основных мероприятий по подготовке и проведению в Свердловской области празднования 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
  3. Муниципальное учреждение (5)

    Документ
    Галеева Р. С., заместитель директора Объединённого музея писателей Урала, Тарасова Надежда Петрова- заведующая музеем П. П.Бажова в г. Екатеринбурге. УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕРЕДВИЖНОМУ МУЗЕЮ П.
  4. Сергей Борисович Борисов библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Сергей Борисович Борисов: библиогр. указ. науч. трудов; отклики на научные издания С.Б. Борисова. / Составитель Е.А. Бурлакова. – Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 2006.
  5. Мир памяти, мир сердца, мир души (Сценарий праздника 1 сентября)

    Сценарий
    1-й ведущий. В наше бешеное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствием, преуспеванием и наживой; когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения;

Другие похожие документы..