Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
В рамках реализации окружного плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования рекомендуем проведение в образовательных уч...полностью>>
'Документ'
кабачки, патиссоны, тыква, маслины, кукуруза сладкая, горох овощной и бобы овощные [011 10] - [011 94] 011 0 0 Салатные и зеленные культуры овощные ...полностью>>
'Документ'
Как правило, градостроительные проблемы, выносимые на заседания секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры», и...полностью>>
'Документ'
Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение- это общество социальных перемен. Среди этих перемен выделяются как позит...полностью>>

«Речь и культура общения»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УРОК В 6 КЛАССЕ

разработка урока представлена Осиной Л.К., учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории

О русском речевом этикете… (курс «Речь и культура общения»)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: углубить и расширить знания обучающихся о культуре общения и речевом этикете; развивать навыки использования в речи элементов русского речевого этикета, что способствует повышению как культуры речи обучающихся, так и их общей культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг: Гольдин В.Е. «Речь и этикет», Они И. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», Матвеев В., Панов А. «В мире вежливости»; иллюстрации к ситуациям; эпиграф: «Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри…Сегодняшнее мое слово – это лучшее слово». Слева на доске – слова: спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Справа – формы глагола «звонить».

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о культуре общения, о правилах поведения, о русском речевом этикете; о том, как связаны между собой речь и культура общения. Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен позднего средневековья эти правила именуются этикетом. Но у нас почему-то принято считать, что хорошие манеры, а тем более правила хорошего тона придуманы исключительно для того, чтобы отравлять жизнь нормальным людям…

- А как вы думаете, для чего существуют хорошие манеры? Нужно ли соблюдать правила поведения? (ответы обучающихся).

Да, действительно соблюдение правил поведения делает нашу жизнь более комфортной, приятной, помогает избежать ненужных конфликтов, быть успешным.

В мире издано много книг о культуре поведения и речевом этикете. Обратите, пожалуйста, внимание на выставку ( дается краткая аннотация). Можно, конечно, не знать правил поведения, но если ты в жизни следуешь принципам уважительного, доброго отношения к другим людям, здравому смыслу, то всегда будешь считаться приятным, воспитанным человеком. Но не все люди, к сожалению, понимают необходимость соблюдения норм поведения.

Хочется привести в пример интересный рассказ американского писателя Джека Ритчи «Предупреждение хамам». Этот рассказ написан в стиле так называемого «черного» юмора. Герой рассказа узнает, что неизлечимо болен и жить ему остается не более 4 месяцев. Он решает использовать это время для борьбы с грубостью. Отныне на всякое проявление невежливого отношения со стороны будь то водителя автобуса или аптекаря, официантки или контролера, он отвечает выстрелом из пистолета. Слух о том, что кто-то убивает людей за проявленное хамство или грубость, быстро распространяется по городу, и страх за свою жизнь заставляет его жителей быть вежливыми.

Хотелось бы, чтобы люди придерживались норм этикета не только из страха.

Но подлинная культура поведения невозможна без хорошей, правильной речи. Говорят, когда умирает язык, умирает страна. Вы не замечали, что многие сейчас изъясняются какими-то обрывками речи, с массой жаргонных, а иногда и вовсе нецензурных слов. Это похоже на болезнь, и болезнь эта зашла слишком далеко. Нужно этот процесс вовремя остановить. Нужно уметь выражать свои мысли нормальным языком, уметь правильно общаться. Можно в теории знать все правила поведения, но если у тебя неправильная речь, то вряд ли ты прослывешь приятным человеком, добьешься успеха.

Как же научиться правильно говорить?

Для этого нужно вслушиваться в речь окружающих, отмечая плюсы и минусы; слышать и себя как бы со стороны, больше читать. Брать пример с дикторов Центрального телевидения, актеров театра и кино, но не с ведущих популярных ток-шоу, речь которых пестрит жаргонными словами. На уроках русского языка и литературы нужно быть особенно внимательными, там даются нормы произношения, образцы правильной речи. В трудных случаях следует почаще заглядывать в «Орфоэпический словарь».

Давайте послушаем высказывания известных людей о русском языке, его красоте и силе, о необходимости беречь его и сохранять (подготовленные обучающиеся зачитывают высказывания и затем прикрепляют листочки с этими высказываниями к доске магнитами).

Наша речь зависит от многого: от того, зачем и с кем мы общаемся, от обстановки, в которой мы находимся.

Сегодня мы обсудим несколько речевых ситуаций.

Начнем с приветствия.

(Чтение стихотворения В.Солоухина подготовленным учеником).

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Простое «здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Поэт Владимир Солоухин написал хорошее стихотворение, и мы читаем его с большим пониманием. Ведь каждый из нас на себе испытал действие этого удивительного, хотя и привычного, приветствия, сказанного с доброй улыбкой.

Как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Существует в мире много форм различных приветствий. Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Европейцы ограничиваются, как правило, тем, что приподнимают шляпу и отдают легкий поклон.

Как бы ни разнились национальные обычаи, международные этикет приветствий примерно одинаков. Люди, встречаясь, в разных формах разными способами желают друг другу доброго утра, дня или вечера, здоровья, добра и благополучия.

- А теперь послушаем интересный рассказ.

Чтение рассказа «Как от Тошки отвернулась Кошка» подготовленным учеником (книга И.Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».)

Как вы думаете, почему не везло Тошке? (обсуждение).

Эти обращения почти оскорбление, Тошка унижала достоинство тех людей, к которым обращалась.

Как же обращаться к людям? Вопрос этот не праздный. Его знание важно как в официальном, так и в личном общении. Нужно уважать гордость человека за свое имя, связанное чаще всего с памятью предков или близких ему людей.

А как ты обращаешься к друзьям и знакомым? Признайся, часто в самом обращении уже заложена недобрая реакция собеседника. Стоит ли удивляться, что человек, которому ты прокричишь: «Эй, Толстый, пойди сюда!», отвернется и пойдет в другую сторону? Или скажет: «Сам дурак!», может даже завязаться драка. Поэтому нужно обращаться к людям так, как ты бы хотел, чтобы обращались к тебе.

Мы поговорили об общении сверстников, а теперь обсудим, как вам нужно обращаться ко взрослым людям.

- А как бы вы обратились к незнакомому человеку на улице? (обучающиеся предлагают варианты обращений).

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, лучше всего начни фразу со слов: «Простите, пожалуйста…» или «Будьте добры, пожалуйста…» Например: «Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час».

Обратите внимание на эти формы вежливого обращения, записанные на доске.

- А как вы обращаетесь к учителям? Как здороваетесь? (ответы обучающихся).

Нельзя говорить «она» или «он» об отсутствующем учителе, маме, папе и др. Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»), «Да, отец дома» (а не «он дома»).

Детям или молодым людям ни при каких обстоятельствах нельзя называть старших по имени, если они сами об этом не попросят, к знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству, на «вы». Обращения «дядя» и «тетя» - годятся только для близких родственников или близких друзей родителей, которые позволяют тебе так их называть.

Основные правила приветствий состоят в том, что мужчина должен первым поздороваться с женщиной, более молодой человек – со старшим.

А сейчас обсудим речевую ситуацию «Разговор по телефону».

Чтение отрывков из книги И.Они «У тебя зазвонил телефон» и «Жизнь в трубке» подготовленными обучающимися.

Да, знакомые истории…

- Есть ли у вас друзья, которые любят поразвлечься с помощью телефона? Или «висят» на нем целыми днями?

Кстати, учтите, что по сотовому телефону нельзя разговаривать в день больше 1 часа (может сказаться вредное влияние электромагнитного излучения).

При телефонных разговорах есть также свои правила. Главное – вежливость.

Когда мы разговариваем по телефону, очень часто используем глагол «звонить». Его нужно правильно произносить. На доске написаны формы этого глагола. К доске приглашается один обучающийся. Нужно в каждом слове поставить ударение и произнести правильно эти слова. А класс должен реагировать: если правильно – хлопает в ладоши, если неправильно – произносит: «Фу!» или «Ха-ха!».

Запомните, пожалуйста, как произносить этот глагол.

- Давайте разыграем несколько ролевых ситуаций.

1. Вы звоните другу, а его нет дома. (обучающиеся представляют несколько вариантов вопросов и ответов). Какой из них правильный?

Запомните эти советы:

«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» - это первое, что ты должен сказать, куда бы ты ни звонил.

Лучше всего назвать себя, если ты не застал нужного человека, и попросить передать поручение, сообщение.

В начале разговора спроси, не помешал ли ты, не оторвал ли от нужных дел.

Никогда е спрашивайте: «Кто звонит?» Если нужно это узнать, спросите: «Могу ли я передать ему, кто звонил?» На такой вопрос, как вы убедитесь сами, трудно ответить «нет».

Дома лучше отвечать на телефонный звонок «Алло». Если в данный момент кто-то из ваших домашних не может подойти к телефону, скажите, что он вам перезвонит, как только сможет.

Теперь давайте обсудим ситуацию: вы набрали неверный номер или вам ошибочно позвонили. (обучающиеся предлагают несколько вариантов: как обычно бывает и как на это нужно реагировать).

Если вы набрали неверный номер, не спрашивайте: «Какой у вас номер?», а спросите: «Простите, ваш номер такой-то?» или «Я хотел набрать такой-то номер, но, видимо, ошибся, извините».

Если кто-то неправильно набрал и попал случайно к тебе, не груби, а вежливо ответь: «Простите, вы ошиблись номером».

И ещё несколько общих советов при телефонных разговорах:

Вежливость – основное правило пользования телефоном как на работе, так и дома. На телефонный звонок отвечайте сразу, желательно после первого сигнала. Если вы звоните кому-либо на работу, то ждать ответа следует не более трех гудков. На работе человек, как правило, находится рядом с телефонным аппаратом, и если он не берет трубку, то, следовательно, занят, и не может ответить вам. Если же вы звоните кому-либо домой, то подождать можно до пятого и шестого гудка, так как ваш друг или знакомый может находиться и в другой комнате, на кухне, в ванной комнате и не иметь возможности быстро подойти к телефонному аппарату.

Не веди по телефону пустой болтовни. Если ты нуждаешься в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.

Не стоит звонить знакомым слишком поздно. Если на пятый-шестой сигнал тебе не отвечают, повесь трубку и больше в этот день не звони

Полезно также вспоминать, что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения.

При разговорах по сотовому телефону следует соблюдать такие правила:

- при посещении театра, кинотеатра, врача и особенно на уроках нужно отключать сотовый телефон;

- не разговаривайте громко в общественных местах ( в транспорте, магазине, в поликлинике и т.п.), так как не все интересно слушать подробности из вашей частной жизни.

ИТАК, мы познакомились с культурой общения людей при телефонных разговорах.

Главное: помнить, что телефон – не игрушка, а самый быстрый способ связи, самый быстрый способ установления контактов между людьми.

Таким образом, культурная речь и соблюдение правил этикета – это признак воспитанного и умного человека. Жаргонные словечки, грубые обороты, а иногда и нецензурная речь – все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания, ума и уважения к собеседнику. Подчинить свою речь жаргону, обходясь десятком примитивных слов, - это значит обеднить свою жизнь, перестать быть разумным человеком.

Хочется привести в пример слова матери Марии, сказанные молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел…».

Вот, оказывается, каким сильным образом избавляли наших предков от желания сказать скверное словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

В речевом поведении, в общении нужно следовать принципам настоящего времени: не откладывать соблюдение этих правил на завтра («Вот когда стану взрослым, то и буду соблюдать их»)

Сегодняшний день – мой главный день.

Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово (обращение к эпиграфу на доске).

Следуйте этим принципам и будьте счастливы!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура речи и эффективность общения содержание

    Реферат
    Актуальность проблемы исследования: Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм.
  2. Теория и методика обучения культуре общения. Формирование коммуникативной грамотности работников образования 2009/10 учебный год воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика обучения культуре общения. Формирование коммуникативной грамотности работниковобразования.
  3. Одика обучения культуре общения. Формирование коммуникативной грамотности работников образования 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика обучения культуре общения. Формирование коммуникативной грамотности работниковобразования.
  4. Культура общения и туризм

    Реферат
    В наше время количество кратковременных контактов между людьми значительно возросло. В большом городе в течение дня мы встречаемся с сотнями и даже тысячами людей.
  5. Культура речи и деловое общение

    Краткое содержание
    Предмет анализа (выходные данные статьи, книги; название пьесы, автор, режиссер, театр, где поставлена; название передачи, канал, где была показана и т.

Другие похожие документы..