Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Ця книга не художній твір, а документальна оповідка про людей, які намагаються задовольнити свої амбіційні забаганки шляхом ошуканства і підкупу пись...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа спецкурса «Русская живопись XVIII – первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного ста...полностью>>
'Документ'
5. Главные части цветка: а) лепестки; б) лепестки и чашелистики; в) пестик и тычинки....полностью>>
'Документ'
Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольств...полностью>>

Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Место Белгородской области в экономике и социальной сфере

Российской Федерации, Центрального федерального округа

и Центрально-Черноземного экономического района в 2007 году

┌─────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐

│ Показатели │ Место │

│ ├─────┬──────┬──────┤

│ │по РФ│по ЦФО│по ЦЧР│

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Душевые объемы: │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│валовой региональный продукт, руб. <*> │ 29 │ 4 │ 2 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│отгруженных товаров по виду деятельности "Добыча │ 16 │ 2 │ 1 │

│полезных ископаемых", руб. │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│отгруженных товаров по виду деятельности │ 15 │ 4 │ 2 │

│"Обрабатывающие производства", руб. │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│работ, выполненных по виду деятельности │ 26 │ 4 │ 1 │

│"Строительство", руб. │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│инвестиций в основной капитал, руб. │ 17 │ 3 │ 1 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│оборота розничной торговли, руб. │ 41 │ 8 │ 3 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│намолота зерна, тонн │ 11 │ 5 │ 4 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│реализации на убой скота и птицы (в живом весе), кг │ 1 │ 1 │ 1 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│валового надоя молока, кг │ 15 │ 1 │ 1 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│производства яиц, шт. │ 4 │ 2 │ 1 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│сальдированный финансовый результат (на душу │ 12 │ 3 │ 2 │

│населения), руб. │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Ввод жилья на 1000 человек населения, кв. м │ 7 │ 2 │ 1 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Ввод в действие организациями всех форм │ │ │ │

│собственности: │ │ │ │

│- общеобразовательных школ, ученических мест, на 10 │ 24 │ 5 │ 2 │

│тысяч детей школьного возраста; │ │ │ │

│- дошкольных общеобразовательных учреждений, мест, на│ 30 │ 7 │ 3 │

│10 тысяч детей дошкольного возраста │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│- больниц, коек, на 100 тысяч человек населения │ 23 │ 7 │ 2 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Темпы роста безработицы (по возрастанию), % │ 14 │ 4 │ 2 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Темп роста реальных денежных доходов (декабрь 2007 │ 7 │ 1 │ 1 │

│г.), % │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Продолжительность жизни │ 8 │ 2 │ 1 │

├─────────────────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┤

│Коэффициент рождаемости │ 56 │ 2 │ 1 │

└─────────────────────────────────────────────────────┴─────┴──────┴──────┘

--------------------------------

<*> - данные Росстата за 2006 год.

По многим из указанных позиций область входит в первую и вторую десятку среди субъектов Российской Федерации и в первую пятерку среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ, в том числе по производству животноводческой продукции, жилищному строительству, отдельным показателям уровня жизни населения.

Вместе с тем существует ряд факторов, замедляющих позитивные процессы, происходящие в области. Так, например, степень износа основных фондов в крупных и средних коммерческих организациях в 2007 году была достаточно велика - 35,4 процента, в некоммерческих организациях - 37,9 процента. Коэффициенты обновления за этот же период составили 21,2% и 7,1% соответственно. Наличие физически и морально устаревших основных фондов во многих случаях ведет к невозможности выпуска конкурентоспособной и тем более инновационной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, к отставанию производительности труда.

Одной из проблем социально-экономической сферы остается высокая дифференциация населения по уровню доходов. Коэффициент фондов, отражающий различия в доходах самых богатых и бедных, растет, и в 2007 году его величина составила 13,1 раза против 10 раз в 2003 году.

Таким образом, в настоящее время возникла необходимость усиления позитивной динамики развития Белгородской области исходя из целевых ориентиров социально-экономического развития на основе:

разработки стратегического плана действий, воплощенного в реализации конкретных инвестиционных проектов, региональных областных целевых программ и системных мероприятий;

совершенствования системы регионального управления, необходимой для решения поставленных стратегических целей и задач;

эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского сообщества, нацеленного на инновационное социально ориентированное региональное развитие.

Представленные предпосылки указывают на актуальность разработки Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.

1.4. Методологические подходы к разработке стратегии

регионального развития

В основу разработки Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года положены стратегические направления, цели и задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом и Правительством Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, документы и материалы министерств регионального и экономического развития Российской Федерации, федеральные отраслевые стратегии, Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, Схема территориального планирования Белгородской области.

Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, активизации потенциальных "зон роста" региональной экономики и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения на долгосрочную перспективу.

С целью определения направлений стратегического развития Белгородской области в основу методологических подходов положена комплексная количественно-качественная оценка, с использованием данных Белгородстата, основных сфер жизнедеятельности, предложена логическая структура проведения комплексной оценки определения конкурентоспособности региона, включающая системный анализ потенциалов и результативность их использования с позиции производства добавленной стоимости, а также критерии оптимальности региональной социально-экономической системы.

При этом результативность использования потенциалов региона позволила выявить приоритетные конкурентоспособные секторы экономики и перспективные зоны экономического роста.

Оценка общественной полезности экономического развития региона предусматривала анализ динамики показателей, измеряющих качество жизни: доходы, обеспеченность социальными благами в сфере образования, здравоохранения, культуры, продолжительность жизни, а также показатели, характеризующие экологическую обстановку в регионе.

Исследование и анализ различных условий конкурентоспособности региона позволили выявить основные факторы, влияющие на ее уровень, а также сформулировать критерии оценки экономического потенциала территории, показать, что конкурентное преимущество экономики региона создается и удерживается в тесной связи с качеством жизни населения.

Экономический потенциал региона включает промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, инновационный и туристско-рекреационный потенциал, а также потенциал малого предпринимательства и характеризует возможности основных секторов экономики обеспечить рост производства и заданный уровень эффективности его функционирования (коммерческой, бюджетной, социальной и других).

Анализ экономического потенциала проводился на основе сформулированных условий:

ресурсные (включая человеческие ресурсы), технологические (модернизация производства или реализация эффективных проектов почти всегда базируются на новой производственно-технологической базе);

инвестиционные (имеется возможность привлечения внешних или использования собственных финансовых ресурсов для осуществления соответствующих проектов);

информационные (информация о новых технологиях (IT-технологии) и развитии информатизации, о рынках ресурсов, маркетинговая информация и другие);

институциональные (развитость рыночных институтов, нормативно-правовая база, механизмы поддержки и стимулирования со стороны органов регионального управления).

На следующем этапе были определены основные аналитические показатели экономического потенциала (в разрезе основных видов экономической деятельности), а в рамках анализа каждого потенциала - основные аналитические показатели экономического развития региона.

Анализ социального вектора развития проводился на основе индекса развития человеческого потенциала, разработанного Программой развития ООН, который измеряет уровень достижения стран и регионов по трем важнейшим показателям - ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, ВВП (ВРП) на душу населения - и является базовым индикатором достижения главной стратегической цели региона, а также по другим показателям, характеризующим качество и уровень жизни населения, возможности воспроизводства человеческого капитала.

Взаимодействие вышеперечисленных потенциалов и основных составляющих социального вектора дают возможность Белгородской области развивать новые компетенции, рационализировать отраслевые управленческие структуры, придать необходимый импульс социально-экономическому развитию региональной экономики на основе синергетического эффекта, возникающего в результате взаимодействия потенциалов, которое способствует развитию мультипликативного эффекта, позволяющего приумножить конкурентные преимущества региона.

Комплексная оценка социально-экономического развития области позволила выделить приоритетные секторы экономики региона, с учетом их взаимодействия с другими секторами экономики, сформировать в производственно-экономическом секторе территориальные кластеры и зоны опережающего развития, а в социальной сфере - многокомпонентный социальный кластер как основу развития человеческого потенциала.

На основе анализа экономического потенциала и социального вектора развития сформирован комплекс методологических подходов к разработке Стратегии социально-экономического развития до 2025 года (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Методологические подходы к разработке Стратегии

социально-экономического развития Белгородской области

Этапы разработки
Стратегии

Методологические подходы к разработке Стратегии

Построение профиля
социально-экономического
развития региона

Методика построения профиля
социально-экономического развития включает
выбор ряда факторов, характеризующих состояние
экономики и социальной сферы, и определение
координаты обобщающего показателя с учетом
среднероссийских значений. Позволяет определить
приоритетные направления, оценить сложившиеся
тенденции экономического развития региона на
основе выделения зон благоприятного,
удовлетворительного и неудовлетворительного
состояния

Стратегический анализ
социально-экономического
развития Белгородской
области (SWOT-анализ)

Базировался на исследовании внутренней и
внешней сред региона в разрезе выбранных
приоритетных конкурентоспособных секторов
экономики, отражая сформированный
стратегический климат региона

Кластерный анализ и
анализ зон опережающего
развития

Включает:
количественный анализ - на основе рассчитанных
показателей, отражающих конкурентную
устойчивость сектора экономики в регионе и
потенциал его кластеризации;
качественный анализ - определение наличия и
состава ресурсной базы, необходимой для
обеспечения конкурентоспособности региона в
определенных секторах экономики: факторы
производства; спрос на внутреннем и внешнем
рынках продукции сектора экономики;
конкурентоспособные секторы-поставщики и другие
сопутствующие секторы экономики; факторы,
мотивирующие формирование эффективных стратегий
управления предприятиями (уровень конкуренции
на внутреннем рынке)

Определение целевых
ориентиров и
стратегических
направлений развития

Обоснование приоритетов социально-
экономического развития на основе синхронизации
принципов региональной политики и кластерного
подхода к управлению экономикой и социальной
сферой

Сценарии развития

Формируются на основе выявленных приоритетных
направлений социально-экономического развития,
обеспечивающих конкурентоспособность региона и
построение многофакторной информационно-
содержательной модели по соответствующим
направлениям и основным факторам
социально-экономического развития

Формирование зон
опережающего развития и
территориальных кластеров

Взаимодействие приоритетных секторов экономики,
выявленных в результате кластерного анализа, на
основе синергетического эффекта, образующих
мультипликативный эффект в развитии смежных
секторов экономики, позволяет рассматривать их
в качестве единого объекта управления. На базе
этого формируются новые методы управления с
применением системного и проектного подходов

Формирование
многокомпонентного
социального кластера

В основу модели формирования многокомпонентного
социального кластера положено взаимодействие
трех основных составляющих:
- социальной сферы, включающей образование,
здравоохранение, физическую культуру и спорт,
культуру, молодежную политику, социальную
защиту;
- экономики (рынок труда, доходы населения);
- условий жизнедеятельности (жилье, сфера
услуг, экологическая безопасность, защита
человеческой жизни).
Формирование многокомпонентного социального
кластера обеспечивает переход от
функционального управления к социальному, в
процессе которого результаты экономической
деятельности трансформируются в постоянно
воспроизводящийся и возрастающий человеческий
капитал

Прогноз на перспективу

Проводится в рамках выявленных приоритетных
секторов экономики и социальной сферы региона
на основе построения многофакторных
регрессионных моделей и моделей динамического
программирования с применением подходов
проектного управления

Пространственное
развитие области

На основе оценки различий в
социально-экономическом развитии муниципальных
районов и городских округов области,
проведенной методом многомерной характеристики
на основе показателей, отражающих развитие
экономики и социальной сферы, совершенствование
системы расселения и размещения
производительных сил, формирование агломераций

Институциональные
условия и механизмы
реализации Стратегии

Совершенствование государственного и
муниципального управления, комплексное
применение инструментов и методов
стратегического планирования.
На основе прогноза стратегического развития
приоритетных секторов, образующих зоны
опережающего развития и территориальные
кластеры, реализация системообразующих
интеграционных проектов инновационного
развития, объединяющих научные исследования и
разработки, образование, производственные
намерения бизнеса и меры государственной
поддержки с формированием предпосылок для
развития институтов гражданского общества

Сформулированные методологические подходы к разработке региональной стратегии в условиях перехода России к новой экономике позволили определить место и роль региона в межрегиональном и международном разделении труда, что положено в основу Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года как управленческого документа, содержащего научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и в дальнейшем на обеспечение устойчивого инновационного социально ориентированного развития.

2. Оценка конкурентных преимуществ

и выявление проблем экономического

и социального развития Белгородской области

2.1. Анализ экономического потенциала региона

Экономическая ситуация в последние годы в области складывалась в основном под влиянием факторов, способствующих росту важнейших макроэкономических показателей, центральным из которых является валовой региональный продукт (ВРП). По данным Белгородстата, в 2006 году объем валового регионального продукта составил 181 млрд. рублей, в 2007 году оценивается на уровне 232,9 млрд. рублей. С 2005 года область успешно удерживает 4-е место по уровню ВРП среди регионов Центрального федерального округа. За период с 2000 по 2007 годы ВРП области в основных сопоставимых ценах по оценке увеличился в 1,79 раза.

Одним из важнейших показателей, характеризующих развитие экономики области, является показатель ВРП в расчете на душу населения. По этому показателю среди регионов Российской Федерации Белгородская область переместилась с 36-го места в 1998 году (12242,8 руб./чел.) на 29-е место в 2006 году (119673,2 руб./чел.).

Ведущими секторами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП Белгородской области, являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь.

Рис. 2.1. Структура валового регионального продукта

Белгородской области по видам экономической

деятельности за 2006 год

Рисунок не приводится.

2.1.1. Промышленный потенциал

Основу экономики области во многом определяет развитие промышленного комплекса, на который приходится около половины валового регионального продукта области и всех налоговых платежей региона.

Рис. 2.2. Структура объема отгруженных товаров собственного

производства, выполненных работ и услуг собственными

силами по промышленным видам деятельности по

Белгородской области в 2007 году

Рисунок не приводится.

Ведущая роль в промышленном производстве области принадлежит обрабатывающим производствам (72,4% в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций промышленности) и предприятиям по добыче полезных ископаемых (21,5%). В общем объеме отгруженных товаров 27,9% приходятся на предприятия, занятые производством пищевых продуктов, 25,9% - металлургическим производством и производством готовых металлических изделий.

Рис. 2.3. Индексы промышленного производства



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (2)

    Документ
    В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области,
  2. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  3. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2012 год и на период до 2014 года

    Пояснительная записка
    Прогноз социально-экономического развития области на 2012-2014 годы разработан департаментами и управлениями области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с учетом намерений хозяйствующих
  4. Информация о социально-экономическом развитии Белгородской области в 2010 году

    Документ
    В 2010 году сохранялась положительная динамика большинства показателей социально-экономического развития области, продолжалась реализация мероприятий, способствующих формированию и обеспечению устойчивости экономического развития,
  5. Программа социально-экономического развития липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    5 декабря 2008 года N 195-ОЗ Закон Липецкой области Российской Федерации «О Программе социально-экономического развития в Липецкой области на 2009 - 2012 годы»

Другие похожие документы..