Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнение Постановления Правительства Пермского края от 06 июля 2007 г. № 134-п «Об утверждении Порядка лицензирования розничной продажи алкоголь...полностью>>
'Документ'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и инфо...полностью>>
'Инструкция'
При приеме внутрь Флузамед оказался эффективным на различных моделях грибковых инфекций у животных. Продемонстрирована активность препарата при оппор...полностью>>
'Документ'
Герасимова-Персидська Н. О. – доктор мистецтвознавства, академік Академії наук Вищої школи, академік Академії мистецтв України, професор НМАУ ім. П. ...полностью>>

Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАЛЯРЧУК Наталья Николаевна

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

(личностный и профессиональный аспекты)

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Тюмень – 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высше­го профессионального образования «Тюменский государственный университет»

Научный консультант: академик РАО,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор педагогических наук, профессор

Загвязинский Владимир Ильич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Полетаева Наталия Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

Орехова Татьяна Федоровна

доктор медицинских наук, профессор

Щедрина Анна Григорьевна

Ведущая организация Институт экологии и здоровья человека

Челябинского государственного

педагогического университета

Защита состоится 28 мая 2009 в 10.00 часов на заседании диссертацион­ного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный универ­ситет» по адресу: 625003, г.Тюмень,
ул. Семакова, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в Информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета.

Автореферат разослан

Ученый секретарь

диссертационного совета Строкова Т. А.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сложившиеся на рубеже второго и третьего тысячелетий неблагоприятные социально-экономические условия в РФ привели к значительному снижению социального статуса российских педагогов. В период становления новых экономических отношений в стране образование, как и многие другие виды деятельности, нередко рассматривалось в качестве рыночной услуги при неизменно высоких требованиях общества к личностным и профессиональным качествам педагога. Государство, требуя от педагогов гуманного отношения к детям, весьма негуманно относилось к учительству.

Реализация национального проекта «Образование», направленного на улучшение ресурсно-финансового обеспечения образовательной системы, не сопровождается повышением качества жизни педагогических кадров, профессиональный труд которых интенсифицируется, нагрузка нередко составляет от 25 до 36 и более часов в неделю. Ограничение времени для восстановления сил и самообразования, служит причиной быстрого «изнашивания» организма, преждевременного старения, затруднений в профессиональном развитии учителей.

Социокультурные и профессиональные стрессогенные факторы приводят к возникновению психосоматической патологии у 70-90% педагогов (С.Г. Ахмерова, 2001; М.Т. Громкова, 2005; Н.А. Литвинов, 2004 и др.). С увеличением педагогического стажа происходит нарастание психопатологических состояний невротического или психопатического характера (А.В. Осницкий, 2001). Вместе с тем здоровью педагогов не уделяется должного внимания на уровне государственных, муниципальных и институциональных структур. Педагоги, в свою очередь, и сами игнорируют правила здоровой жизнедеятельности, у них не сформированы ценностно-смысловые установки на сохранение здоровья в качестве неотъемлемой части общекультурного развития и основы профессионального и жизненного долголетия, не развито чувство ответственности за состояние своего здоровья.

В условиях значительного снижения уровня здоровья обучающихся, отсутствия школьных врачей (педиатров, гигиенистов), именно педагоги вынуждены решать проблему обеспечения здоровья детей. Однако, выполняя возложенную на них миссию, коллективы образовательных учреждений, широко используя медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии, явно недооценивают значение культуры здоровья педагога и самой педагогической деятельности в сохранении здоровья воспитанников.

Недостаточная осознанность учительством ценности собственного здоровья и здоровья учащихся, неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями в индивидуальной жизнедеятельности и в образовательном процессе свидетельствуют о дефиците культуры здоровья педагогов. Культура здоровья как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности лежит в основе познания, совершенствования здоровья, использования эффективных средств здоровьесозидающей (здоровьетворящей) деятельности.

Т.Ф. Орехова (2004) одна из первых обратила внимание на профессиональную деятельность педагога, направленную на обеспечение здоровья обучающихся. Автор рассматривает здоровьетворящее образование, направленное на становление (сохранение, поддержание, укрепление и наращивание) здоровья субъектов педагогического процесса, как феномен культуры в условиях их структурно и содержательно организованного каждодневного взаимодействия.

С позиций акмеологического подхода исследуют развитие культуры здоровья педагогов Н.М. Полетаева (2004), Л.И. Гришкина (2004) и В.Т. Лободин (2005).

Преобразование учебно-воспитательного процесса в направлении созидания здоровья обучающихся влечет за собой дополнительные требования к педагогическому коллективу. Они могут стать источником профессионального стресса как отражения дисбаланса между предельной загруженностью педагогов и дополнительно возросшими нагрузками. Вместе с тем, проблемы активизации внутреннего потенциала педагогов, решающих в русле профессиональных обязанностей задачи сохранения и созидания здоровья воспитанников, не стали предметом специального исследования и требуют дальнейшей разработки.

Таким образом, можно констатировать наличие противоречий:

    • между высокими требованиями общества к личностно-профессиональным качествам педагогов и недостаточным вниманием государства, руководителей ведомств и образовательных учреждений к проблемам их социального статуса и профессионального здоровья;

    • между социальным заказом на сохранение здоровья детей в образовательных учреждениях и недооценкой педагогами роли их собственной профессиональной деятельности, культуры здоровья в решении задач сбережения здоровья учащихся;

    • между потребностью образовательных учреждений в педагогах, осуществляющих созидание здоровья школьников, и недостаточным вниманием педагогической науки к разработке теоретико-методологических основ развития культуры здоровья педагогов как субъектов здоровьесозидающей деятельности, обладающих личностным потенциалом.

Совокупность выявленных реалий позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития культуры здоровья педагогов как базового компонента их общей и профессиональной культуры. Основой решения этой проблемы является мобилизация личностного потенциала (внутренних ресурсов) педагогов в условиях создания здоровьесозидающей воспитательной системы. Обозначенная ситуация, практическая важность её решения и определили тему данного исследования: «Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты)».

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях (Т.В. Антонова, 2005; Л.П. Борисова, 2007; Т.А. Глухих, 2000; С.Ю. Лебедченко, 2000; И.И. Новоселова, 2000; З.Н. Литвинова, 2004 и др.) рассматривается процесс формирования культуры здоровья студентов педагогических специальностей, при этом ставится акцент на возможностях социокультурной и образовательной среды вуза с привлечением потенциала учебных курсов (физической культуры, БЖД, физиологии, основ медицинских знаний, валеологии и др.). С.Н. Горбушина (2005) развивает идею активного поиска студентом здравотворческого смысла педагогического образования и собст­венной повседневной практики жизнедеятельности. Культура здоровья авторами исследуется как личностный феномен без учета положительного или негативного воздействия непосредственно образа жизни педагогов, их профессиональной деятельности на здоровье обучающихся, в то время как стрессовая педагогическая тактика ставится на первое место по значимости и силе влияния среди здоровьеразрушающих школьных факторов (М.М. Безруких, 1999).

Т.Ф. Орехова (2004), изучая образование как средообусловливающее пространство здорового образа жизни субъектов педагогического процесса, считает готовность к здоровьетворению и здоровый образ жизни учителей принципиально важным условием решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Н.М. Полетаева (2004) предлагает мотивацию здорового образа жизни оценивать как один из гуманистических критериев качества образования педагогов.

В настоящее время начата работа по созданию системы психологического сопровождения педагогов как эмоционально выгорающих профессионалов (А.К. Маркова, 2003; Л.М. Митина, 2005; Э.Э. Сыманюк, 2005 и др.), восстановлению психосоматического здоровья медицинскими (В.Т. Лободин 2004; Г.В. Лавренова 2004 и др.) и валеологическими (Е.И. Белолюбская, 2006; Г.К. Зайцев, 2002; Н.М. Полетаева, 2004 и др.) методами. В психолого-педагогической и медико-валеологической литературе (В.Ф. Базарный, 2004; Т.В. Резер, 2006; Н.К. Смирнов, 2003 и др.) представлены требования к профессиональной деятельности учителя как здоровьесберегающей. Однако, на наш взгляд, проблеме её ресурсного обеспечения не уделяется должного внимания. В школе в настоящее время работают в основном педагоги с многолетним стажем работы, не получившие специального образования по вопросам здоровьесозидающей деятельности, с истощенным личностным резервом. В результате снижения компенсаторных возможностей у них появляются трудности при переходе на новые программы, в том числе и здоровьесберегающие.

Объект исследования – процесс развития культуры здоровья педагогов как ведущего фактора обеспечения здоровья всех участников образовательной деятельности. Предмет – специфика культуры здоровья педагога, его личностный потенциал как субъекта здоровьесозидающей деятельности, внешние и внутренние условия её реализации.

Цель работы исследование культуры здоровья педагога как личностного и педагогического феномена, разработка и реализация модели её развития, основанной на актуализации его внутреннего потенциала (ресурсов) в условиях общеобразовательной школы.

В профессиональной деятельности педагог находится в атмосфере общественных социокультурных процессов, связанных с «человеко-созиданием» и, в том числе, с важнейшим его компонентом – формированием здоровья своих воспитанников. Эта деятельность, не являвшаяся до последнего времени обязательной и потому рассматриваемая педагогами как сверхнормативная, требующая увеличения затрат сил, предопределяет необходимость её ресурсного обеспечения.

Гипотеза исследования: развитие культуры здоровья педагогов приведет к обеспечению здоровья субъектов образовательного процесса, если:

  • культуру здоровья содержательно рассматривать в качестве непрерывно трансформирующейся системы знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности, направленной на познание, развитие и совершенствование собственного здоровья и созидание здоровья обучающихся, формирование у воспитанников здоровьеориентированного поведения;

  • процедуру её развития организовывать в русле непрерывного валеолого-психолого-педагогического образования, включающего актуализацию и активизацию внутренних ресурсов педагогов: а) осознания педагогом своей здоровьесозидающей миссии посредством обращения к механизму эмоционально-ценностной рефлексии; б) созидания в самосознании педагога позитивного образа собственного «Я» и достижения им психоэмоционального благополучия с использованием методов и приемов психотехнологий – когнитивной, позитивной психотерапии, креативной визуализации; в) формирования ценностного отношения педагогов к здоровьесозидающей деятельности через осмысление опыта педагогического сообщества и освоение ими здоровьесберегающих педагогических технологий;

  • развивать качества педагога (аксиологичность, ответственность, творческость) как субъекта здоровьесозидающей деятельности, используя методы проектирования, моделирования, процедуру рефлексирования;

  • создать здоровьесозидающую воспитательную систему в образовательном учреждении посредством «взращивания» валеологически компетентного педагогического коллектива, развития психологически комфортных отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса, организации управленческой деятельности, с целью обеспечения жизнеспособности всей системы;

  • эффективность развития культуры здоровья педагога оценивать по критериям: самочувствие педагога – психоэмоциональное состояние, уровень смысложизненных ориентаций и самооценки, положительная динамика вегетосоматических симптомов; валеокомпетентность – педагогическая валеограмотность, аксиологичность, личная ответственность, творческость; результативность здоровьесозидающей деятельности – психоэмоциональный статус, уровень и индекс здоровья воспитанников, демонстрация ими здоровьеориентированного поведения.

В качестве необходимого условия развития культуры здоровья педагогов необходимо рассматривать организацию общественно-политической, правовой, экономической поддержки здоровьесозидающей деятельности педагогов государственными учреждениями, общественными институтами и родителями обучающихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать традиционные и новые научные подходы к проблеме здоровьесозидающей деятельности педагогов.

2. Разработать концепцию развития культуры здоровья педагога как личного и профессионального феномена, определить содержание, функции, а также критерии оценки её сформированности.

3. Спроектировать модель развития культуры здоровья педагогов на основе актуализации и активизации их внутренних ресурсов в специально организованных условиях здоровьесозидающей воспитательной системы, экспериментально проверить эффективность, а также процедуру и методики реализации модели.

4. Разработать и реализовать комплекс методических материалов, учебных пособий, практических рекомендаций по развитию культуры здоровья педагогов как субъектов здоровьесозидающей деятельности.

Методологическую основу исследования в определении сущности культуры здоровья педагога составляет аксиологический подход (Н.А. Асташева, Е.В. Бондаревская, И. Гердер, А.Г. Дуранов, М.Е. Здравомыслов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов и др.). Здоровьесозидающая деятельность представлена в аспекте деятельностного (Н.С. Злобин, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, С.Л. Рубинштейн и др.) и акмеологического (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.) подходов.

Основные характеристики здоровьесозидающей деятельности определены в рамках концепции профессионального развития учителя (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк и др.). Содержание валеокомпетентности педагога обосновано с учетом теоретических положений компетентностного подхода в педагогике и психологии (Э.Ф. Зеёр, А.К. Маркова, Н. Хомский и др.).

В основу процесса активизации внутренних ресурсов педагогов положены: психология смыслов (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Леонтьев, Р.Х. Шакуров), мифологический подход (Э. Кассирер, А.М. Лобок, В.М. Пивоев, К.Г. Юнг и др.), герменевтический метод (А.Ф. Закирова, Фр. Шлейермахер), принципы и методы андрагогики (Н.О. Вербицкая, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, М. Ноулз), валеологического образования педагогов (Г.К. Зайцев, В.В.Колбанов, В.Т. Лободин, И.Ю. Глинянова, Н.М. Полетаева, С.М. Симоненко и др.) и современные психотехники (В.Ю. Бабайцева, Н.Р. Битянова, И.Г. Малкина-Пых, Н.В. Самоукина и др.).

Разрабатывая пути здоровьесозидающей деятельности педагога, мы опирались на каноны профилактической медицины и гигиены (Н.М. Амосов, Ю.П. Лисицин, А.Г. Шедрина), базовые положения общей и педагогической валеологии (Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Г.А. Кураев, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева, В.М. Чимаров и др.), основы организации здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе (Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, Т.Ф. Орехова, Н.М. Полетаева, Т.М. Резер, Н.К. Смирнов и др.).

Идеи Н.А. Алексеева, В.С. Безруковой, В.И. Гинецинского, В.И. Загвязинского и др. по проектированию и моделированию педагогических исследований положены в основу создания педагогами собственных проектов здоровьесозидающей деятельности.

Из числа теоретических методов использованы: историко-логический, сравнительно-сопоставительный, аналитический методы, структурно-функциональное моделирование, проектирование, системный анализ, прогнозирование. Эмпирические включали: опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, рейтинги, шкалирование, ранжирование, оценку и самооценку), дискуссии, имитационные, деловые и ролевые игры, независимую экспертизу, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальную работу, формирующий эксперимент, математические методы обработки результатов эксперимента.

Организация и основные этапы исследования. Исследование охватывает период 1997 – 2009 гг. и включает несколько этапов: а) на первом теоретико-поисковом этапе (1997 – 1999 гг.) – изучались проблемы здоровья участников образовательного процесса и имеющегося опыта здоровьесозидающей педагогической деятельности; б) на втором теоретико-моделирующем (2000 – 2001 гг.) этапе – разрабатывались концептуальные, дидактические и методические основы процесса развития культуры здоровья педагогов, выстраивалась её модель, основанная на актуализации и активизации внутренних ресурсов педагогов, разрабатывалась процедура и методики деятельности по её развитию; в) на третьем преобразующем этапе (2002 – 2006 гг.) – экспериментально проверялась эффективность созданной модели, способов, методов развития культуры здоровья педагога в общеобразовательных учреждениях, разрабатывался комплекс методических материалов по здоровьесозидающей педагогической деятельности; г) на четвертом теоретико-аналитическом этапе (2007 – 2009 гг.) – осуществлялись обработка, анализ и обобщение полученных результатов, оформление выводов и рекомендаций, подготовка монографии и оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлись: 1) типовая городская средняя общеобразовательная школа № 57 г. Тюмени; 2) начальная школа пос. Горноправдинска, расположенная в неблагоприятных климатогеографических условиях Крайнего Севера; 3) общеобразовательная сельская школа пос. Коммунар Ялуторовского района, расположенная на юге Тюменской области.

Научная новизна исследования:

  • выделены компоненты культуры здоровья педагога: ценностно-смысловой – осознание собственного здоровья как профессионального ресурса, принятие здоровья школьников как общепедагогической ценности; когнитивный – знание педагогами здоровьесберегающих технологий, путей формирования здоровьеориентированного поведения школьников; эмоционально-волевой – ответственность, осознанная направленность деятельности педагога в вопросах здоровьесозидания и удовлетворенность её результатами; практический – организация и реализация здоровьесозидающей деятельности в личной жизни и в образовательном процессе;

  • раскрыто содержание здоровьесозидающей деятельности (посредством которой происходит созидание и реализация культуры здоровья педагога), заключающееся в совершенствовании педагогом собственного здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда, использовании им принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать индивидуальное здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание учебного предмета валеологическими знаниями, умениями, навыками с целью сохранения здоровья воспитанников, формирования их здоровьеориентированного поведения;

  • с учетом осознанности и принятия педагогом позиции субъекта здоровьесозидающей деятельности охарактеризованы её уровни: ситуативно-прагматический – педагог отказывается от здоровьесозидающей деятельности; ситуативно-зависимый – он осуществляет эту деятельность формально; субъектно-принимающий – педагог активно включается в процесс созидания своего здоровья и здоровья обучающихся, но действует по образцу; субъектно-преобразующий – педагог творчески подходит к деятельности по созиданию здоровья, предлагая оригинальные здоровьесберегающие методы;

  • разработана концепция развития культуры здоровья педагога как личностного и профессионального феномена, основными идеями которой являются: 1) в силу гуманистических смыслов педагогической деятельности присуще здоровьесозидающее начало; 2) в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности, педагог обязан осознавать ответственность за свое здоровье и здоровье обучающихся, представлять здоровьесохраняющие образцы и нормы поведения, давать конкретные рекомендации по сбережению здоровья, и, таким образом, формировать здоровьеориентированное поведение воспитанников; 3) осуществление педагогом деятельности по воспитанию культуры здоровья учащихся требует ресурсного обеспечения – развития внутреннего потенциала педагогов в условиях целенаправленно создаваемой здоровьесозидающей воспитательной системы;

  • создана модель развития культуры здоровья, которая реализуется на практике в виде этапов актуализации и активизации внутренних ресурсов педагогов: осознания педагогом своей здоровьесозидающей миссии; созидания в самосознании педагога позитивного образа собственного «Я» и достижения им психоэмоционального и соматического благополучия; формирования ценностного отношения педагогов к здоровьесозидающей деятельности; овладение образовательными здоровьесберегающими технологиями.

Теоретическая значимость исследования:

  • содержательно расширены представления о личностном потенциале (внутренних ресурсах) педагогов, выполняющих здоровьесозидающую деятельность; внутренние ресурсы, в свою очередь, рассматриваются с позиций целостного подхода, основанного на знании об оптимальном соотношении духовной, душевной и телесной составляющих природы человека, образующих внутреннее единство;

  • введено в научный терминологический аппарат понятие «валеокомпетентность педагога» как сложное, индивидуально-психологическое образование на основе инте­грации теоретических знаний и опыта педагога в вопросах здоровьесозидания и значимых личностных качеств – аксиологичности, личной ответственности, творческости, обусловливающих способность и готовность педагога к актуаль­ному выполнению педагогической деятельности по созиданию собственного здоровья и здоровья воспитанников;

  • обоснованы принципы развития культуры здоровья педагога, которые ориентированы на целеполагание с учетом особенностей процесса здоровьесозидания (аксиологический, гуманистический, культуро-логический, герменевтический, субъектности, холистичности, креативности, социальной значимости) и на эффективность обучения педагогов здоровьесозидающей деятельности (приоритет самообразования, совместной деятельности, опора на жизненный опыт, актуализация результатов обучения, рефлексивность);

  • выявлены факторы, детерминирующие развитие культуры здоровья педагогов: социокультурные (культурные традиции, политика государства в сбережении здоровья населения, развитие медицины и валеологии), правовые, профессиональные (исторический и современный опыт здоровьесозидающей педагогической деятельности), личностные;

  • предложены подходы, методы и средства развития культуры здоровья педагога: эмоционально-ценностная рефлексия – в целях осознания педагогом своей здоровьесозидающей миссии; герменевтический метод – при активизации процессов приобщения, осмысления, преобразования филогенетического опыта человечества и педагогического сообщества в вопросах здоровьесозидания в личное достояние педагога; психологические методики, способствующие достижению психоэмоционального благополучия; метод проектирования и моделирования при создании педагогами собственных проектов здоровьесозидающей деятельности;

  • установлены следующие закономерные связи: 1) развитие педагогической валеограмотности, аксиологичности, ответственности, творческости ведет к повышению уровня осознанности выбора педагогом позиции субъекта здоровьесозидающей деятельности; 2) целенаправленное развитие культуры здоровья педагога способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формированию у них здоровьеориентированного поведения.

Практическая значимость. Разработаны и предложены для практического использования критерии развития культуры здоровья педагога как субъекта здоровьесозидающей деятельности: психосоматическое состояние педагога, его валеокомпетентность, результативность здоровьесозидающей деятельности.

Предложен комплекс диагностических методик для определения внутренних ресурсов педагогов. Разработаны семинары-практикумы, обучающие семинары с элементами когнитивной и позитивной психотерапии, а также креативной визуализации с целью нормализации психосоматического состояния педагогов.

Материалы диссертационного исследования послужили основой для создания учебно-методических пособий «Культура здоровья педагога: психологический и телесный аспект» (2005), «Воспитание здорового ребенка» (2006), «Формирование здоровья субъектов образовательного процесса сельской школы в условиях Крайнего Севера» (2007), учебных пособий «Валеология» (2008), «Здоровый образ жизни» (2008), которые могут быть широко использованы в системе: 1) высшего и среднего профессионального педагогического образования; 2) повышения квалификации педагогов.

Разработаны предложения по нормативному обеспечению сбережения здоровья педагогов и организации ими здоровьесозидающей деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления образованием ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВГАПК РО)» г.
  2. Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 13 октября 2008 г. в 1200 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г.
  3. Профессиональное становление педагогического коллектива 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 27 июня 2007 г. в 10.00 в ауд. 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017 г.
  4. Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «18» мая 2010 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 800.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Государственном образовательном учреждении дополнительного
  5. Психолого-педагогическая составляющая в подготовке современных менеджеров 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (1)

    Автореферат
    Работа выполнена в лаборатории специальной и практической подготовки учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Другие похожие документы..