Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В дни празднования Нового года в период с 01.01.2012 по 10.01.2012 и в религиозный православный праздник «Рождество Христово» с 06.01.2012 по 07.01.2...полностью>>
'Документ'
Этому тексту в качестве пространного эпиграфа предпосылается письмо, отправленноё мною в марте 2011 года, то есть девять месяцев тому. Его уместность...полностью>>
'Программа'
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Координаты. Траектория. Путь. Скорость. Ускорение. Аналитический способ описания движения...полностью>>
'Бюллетень'
В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в марте 2007 года. «Бюллетень» составлен на основе записей элект...полностью>>

Наркотизация подростков как социально-педагогическое явление

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наркотизация подростков как социально-педагогическое явление

Хоменко Е.Н.

Амурский государственный университет

Факультет социальных наук

специальность социальная педагогика

В российском обществе происходит неуклонное омоложение наркома­нии. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился, до 14 лет среди мальчиков и до 15 лет среди девочек. Амурская область не является исключением.

Это не просто проблема, это повседневная реальность, уносящая каждый час человеческие жизни. И всё же большинством взрослого населения масштабы этой катастро­фы ещё не осознаны, у многих людей эта проблема не вызывает особой трево­ги, так как отношение к наркотизации по-прежнему остаётся благодушно-иро­ническим.

Наряду с этим наблюдается нейтральное, а иногда и положительное отношение молодёжи к потреблению наркотиков, сформировавшееся на фоне общего падения уровня человеческой культуры, девальвации духовных ценностей, отступления от общественных норм нравственности, потребительско- эгоисти­ческого отношения к жизни, безразличия к себе и другим. При нарастающем ощущении определённой части молодёжи бессмысленности своего существова­ния поползла вверх кривая девиаций (отклонений в поведении) среди детей, к числу которых относится и подростковая наркотизация.

Наркотизация населения в последние годы приобретает характер катастрофы, стремительно проникая в самые глубинки нашей страны и захватывая широкие слои населения.

Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей.

Молодые люди, чаще подростки пробуют употреблять наркотики в первую очередь с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе. В младших возрастных группах основной мотив- любопытство, ведущее к распространению психоделических препаратов, вызывающих галлюцинации. То обстоятельство, что у подростков социализация проходит в группе сверстников, часто оказывается решающим фактором при распространении информации, моды, норм поведения, способов самоутверждения.

Таким образом, у детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив - следование образу действий группы, подчинение моде. Группа диктует, что и в каком количестве должно принять. Следовательно, групповая зависи­мость и взаимовлияние являются одной из существенных причин распространении интереса к наркотикам. Ребёнок и подросток принимают наркотики потому, что их принимают все, это модно, любопытно. Указанные мотивы – общие для группы. Группа действует как целое – ею движет один мотив, даже если этот мотив не совпадает с мотивом индивида.

Отличительной чертой подростковой наркомании является отсутствие четкого выбора «своего любимого наркотика», совмещение наркотика с алкоголем, комбинирование различных наркотиков. Для них важно лишь совместное опьянение, сближающее группу, уравновешивающее её членов.

Стремление молодёжи к уходу от окружающей действительности, в том числе и с помощью психоактивных веществ, имеет ряд причин, которые, по определению Всемирной организации здравоохранения, можно свести к трём ос­новным:

- влияние семьи - плохое воспитание, неблагоприятный пример родите­лей, конфликтная ситуация в семье;

- личностные факторы чувство тревоги, депрессия, эмоциональная не­стабильность, снижение самооценки, отсутствие устремлений, ощущение неза­щищенности, чувство противоречия и враждебности, потеря самоконтроля;

- социокультурные факторы, например, принятые нормы поведения в ре­ферентных группах.

Кроме того существует целый ряд социально-пихологических и внутриличностных причин вовлечения подростков в наркотизацию. Самым важным является отсутствие смысложизненных ориентаций, перспектив будущего. Потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит средством самоутверждения.

Наркотизация подростков и молодежи приобретает характер националь­ного бедствия. Что касается социально-демографической структуры наркотиза­ции молодежи, то она претерпела значительные изменения за последнее время. Все чаще потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные подростки, и молодые люди (из полных семей, имеющие родителей с высоким образовательным уровнем).

Второй тенденцией является неуклонное «омоложение» современной российской наркомании. Среди общего числа наркоманов 82% составляют мо­лодые люди в возрасте до 24 лет, а преобладающий возраст приобщения к нар­котикам в последние годы снизился с 17-18 до 12-13 лет.

Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лёгкая доступность психоактивных веществ. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в парках, на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подро­стков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жёстких мер противо­действия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам добиться реальной эффективности антинаркотической профи­лактической работы только за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов не представляется возможным.

Следующий фактор наркотизации - снижение у большинства детей и подростков психологической защиты, низкий ценностный барьер. Несовершен­нолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной соци­ально психологической ситуации: с одной стороны — массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любо­пытства и подражания; с другой — растерянность и некомпетентность педаго­гов, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребите­лями психоактивных веществ.

Нейтральное или положительное отношение подростков и молодежи к употреблению наркотиков сформировалось на фоне общего падения уровня культуры, девальвации духовных ценностей, отступления от норм нравствен­ности, в результате потребительско - эгоистического отношения к жизни, апа­тии, безразличия к себе и другим.

Проводимые исследования свидетельствуют о том, что у подростков не сформирован отказ от употребления наркотиков, для многих характерно положительное, а также равнодушное отношение к наркопотреблению.

Существует такая точка зрения, что употребление наркотиков должно оцениваться как мода, развлечение.

По мнению подростков, люди начинают употреблять наркотики под воздействием различных факторов, что свидетельствует о недостаточной сформированности антинаркотической установки. А также считают, что от безделья, отсутствия занятия, таким образом, возникает необходимость формирования активной жизненной позиции и обеспечение информацией и доступности досуговых учреждений.

Предупреждением распространения наркотизации должны заниматься все совместно, но в первую очередь родители, которые не всегда достаточно полно владеют необходимой информацией.

У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в приём наркотических веществ.

Руководством страны принимаются меры по борьбе с наркоманией, и это даёт уже заметные результаты. Однако для перелома ситуации с этой проблемой необходимо бороться сообща, при содействии всех властных и силовых структур, медицинских и общественных организаций, всего общества. Кроме силовых методов, в ход должно быть пущено иное, более серьёзное оружие – воспитание непринятия наркотиков, прежде всего у детей и подростков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема

    Документ
    Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей.
  2. Социальная психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г.М.
  3. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

    Документ
    7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа ………74
  4. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

    Методические рекомендации
    Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС - ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие
  5. Курс лекций введение в профессию "социальный педагог"

    Курс лекций
    "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"

Другие похожие документы..