Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Демонстрация: в прозрачном сосуде с водой плавают кусочки льда, и со­суд плотно закрыт крышкой. Очевидно, что температура смеси примерно равна 0°С. Т...полностью>>
'Документ'
Перелік освітньо-кваліфікаційних рівнів та напрямів підготовки (спеціальностей), за якими оголошується прийом на навчання, ліцензовані обсяги та норм...полностью>>
'Тесты'
Какой термин обозначает в логике и других науках целостный образ предметов или явлений, который был сохранен в памяти или является продуктом воображе...полностью>>
'Документ'
Фінанси об'єднань, підприємств і галузей являють собою систему економічних взаємозв'язків, пов’язаних із кругообігом ресурсів, утворенням, використан...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра ________ истории России ____________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Отечественная история

Для направления 020100 химического факультета

Кемерово 2008

С о д е р ж а н и е

Введение…………………………………………………………………

  1. Отечественная история (Госстандарт)…………………………………

  2. Цель преподавания дисциплины……………………………………….

  3. Требования к уровню освоения дисциплины………………………….

    1. Основные знания, приобретённые студентами при изучении…

    2. Основные умения, приобретённые студентами при изучении

дисциплины……………………………………………………….

  1. Содержание дисциплины………………………………………………..

    1. Лекционные занятия………………………………………………

    2. Тематика семинаров……………………………………………….

  2. Формы текущего контроля процесса обучения………………………..

  3. Учебно-методический материал по дисциплине……………………….

    1. Основная литература……………………………………………….

    2. Дополнительная литература……………………………………….

  4. Учебно-методический материал к вводной лекции…………………….

    1. Содержание темы………………………………………………….

    2. Вводная лекция по отечественной истории. Методические реко-

мендации……………………………………………………………..

    1. Краткий конспект вводной лекции…………………………………

    2. Семинар: история как наука………………………………………..

    3. Основные исторические даты………………………………………

    4. Возникновение первоначальных цивилизаций……………………

    5. Сравнительная хронологическая таблица всемирной и россий-

ской истории…………………………………………………………

    1. Вопросы для самопроверки…………………………………………

    2. Задания……………………………………………………………….

    3. Задачи и тесты……………………………………………………….

    4. Контрольные вопросы………………………………………………

  1. Планы семинаров и методические указания для самостоятельной рабо-

ты студентов……………………………………………………………….

  1. Примерные вопросы к экзамену по отечественной истории для студен-

тов очного отделения………………………………………………………

10.Методические указания к выполнению контрольных работ студентами

заочного отделения…………………………………………………………

11.Тематика контрольных работ для студентов-заочников…………………

12.Примерные экзаменационные вопросы по дисциплине «Отечественная

история» для студентов - заочников………………………………………

13. Приложение. Тесты для самопроверки, индивидуальной работы и кол-

локвиумов…………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную (трактуемую в интересах определённых государственных и общественных институтов, классов, социумов) и историю объективную, которая и является собственно наукой.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта настоящая программа предусматривает изучение общих направлений отечественной истории, постижение логики этого процесса, места и роли России в мировом историческом развитии.

Вводная тема «История как наука» в ряду других тем занимает особое место. Она нацеливает на дальнейшую работу по овладению всего объёма учебного материала. Содержание этой лекции включает в себя необходимый понятийный аппарат. Учебно-методический комплекс включает в себя конспект этой лекции.

Программа предусматривает, что в результате изучения отечественной истории студенты должны иметь научное представление о её хронологии, знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей. Но это является лишь отправной точкой, базой знания истории. Человек с высшим образованием должен уметь анализировать причинно-следственные связи исторического процесса, выразить и обосновать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому, актуализировать прошедший опыт, то есть применять знание о прошлом страны в анализе текущих событий.

  1. Отечественная история (Госстандарт)

Цель и задачи курса. Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времён до наших дней. На примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволяет определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Раскрыть место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Место курса в системе социогуманитарного образования. История занимает центральное место в системе гуманитарных и социальных наук и имеет ключевое значение для междисциплинарных исследований и образовательных курсов. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения исторического опыта человечества в целом и своего народа и государства в особенности заметно возрастают.

В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием история способствует его профессиональному становлению, гражданскому воспитанию. Она позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его месте в мировом сообществе. Изучение истории страны имеет особое значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными социальными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, политологией, правоведением и др.), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с биологией, экологией и другими дисциплинами естестенно-научного профиля.

Т е м а т и ч е с к и й п л а н

Введение

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

Тема 2. Этапы становления российской государственности. Особенности поли-

тического и социального строя Российского государства IX-XVIII вв.

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX-XVIII вв.

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу ХIX века

Тема 5. Альтернативы российским «реформам сверху» в ХIX в.

Тема 6. Россия в начале ХХ в.

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-

1920 гг.

Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.

Тема 9. Советский Союз в условиях холодной войны.

Заключение

Введение

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое переселение народов в III-VI веках.

Тема 2. Этапы становления российской государственности.

Особенности политического и социального строя

Российского государства IX-XVIII вв.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Восточные славяне в древности (VIII-IX вв.). Причины появления государственной, княжеской власти и её функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Монголо-татарское нашествие на Русь. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество литовское и Русское государство. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.

Россия в XV-XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Возникновение сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.

XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Табель о рангах. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. Дальнейшая бюрократизация госаппарата.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещённый абсолютизм». Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоёв. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России

в IX-XVIII в.

Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Формы собственности. Категории российского крестьянства. Крестьянская община. Колонизация окраин.

Этапы закрепощения крестьянства. Эволюция форм феодальной ренты. Особенности крепостного права в России. Крестьянские движения. Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII в. Секуляризация церковных имуществ. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Домашняя промышленность. Ремесло. Мелкотоварное производство. Мануфактура, её организационные формы и виды. Трудности и своеобразие первоначального накопления капитала. Возникновение крупных фабрично-заводских центров. Пути формирования Всероссийского рынка и русской буржуазии. Усиление роли государства в наращивании производительных сил страны.

Концепция меркантилизма и её реализация в России.

Тема 4. Российская империя на пути

к индустриальному обществу XIX века

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия - страна «второго эшелона» развития капитализма. Споры по данному вопросу.

Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия - важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л.А. Перовского и П.Д. Киселёва. Преобразования времён Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его исторические судьбы. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX - началу ХХ в.: рост сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Урбанизация населения, быстрый рост городов и городских посёлков. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги.

Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 1820-х годов: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

Политические преобразования 1860-1870-х годов. «Контрреформы» Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии.

Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Тема 5. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.

Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений. Основные этапы организации общественных сил России.

Охранительная альтернатива. Н.М. Карамзин, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев. Д.И. Иловайский. С.С. Уваров. Теория «официальной народности». Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотического начал.

Либеральная альтернатива. Идейное наследие П.Я. Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин, Б.И. Чичерин, А.И. Кошелев, К.А. Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и её роль в реформах 1860-1870-х годов. Земское движение. Особенности российского либерализма.

Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. «Русский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». Народничество. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачёв. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 1870-х - начале 1880-х годов.

Оформление марксистского течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ульянов (Ленин).

Тема 6. Россия в начале ХХ в.

Развитие капитализма вширь. Социальный состав населения по переписи 1897 г. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлений модернизации: формирование эффективных рыночных направлениях модернизации:

Формирование эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства «Асинхронный» тип развития России и его влияние на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования.

Форсирование индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. С.Ю. Витте. Индустриализация «снизу»: российские промышленники, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

Эволюция государственной власти. «Верхи» в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905-1907 гг. Правительственные реформы П.А. Столыпина. Политические партии России в начале века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и

общенационального кризиса. 1914-1920 гг.

Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства вначале ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Обострение аграрного вопроса. Формирование национальных элит и национальные противоречия. Проблема социальной адаптации общества к реформам и социальная цена реформ. Многопартийность как отражение социальных противоречий в обществе. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Победа Февральской революции. Альтернативы развития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление.

Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. и экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, «белое движение», «демократическая контрреволюция». Интервенция: причины, формы, масштаб. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г.

Тема 8. Формирование и сущность советского строя.

1921-1945 гг.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Утверждение однопартийной системы. Политический кризис начала 20-х годов. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) - ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В. Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии. Эволюция социальной структуры общества. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, «культурная революция». Большевики и интеллигенция.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия. Итоги «наступления социализма по всему фронту» (периода довоенных пятилеток).

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе - 1939-1941 гг.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. СССР - вторая сверхдержава мира. «Демократический импульс» войны.

Тема 9. Советский Союз в условиях холодной войны

Осложнения международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускорение развития отраслей Военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950-1953 гг. и Советский Союз.

Первое послесталинское движение. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления «государственного социализма». «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение ХХ и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).

Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964-1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР.

Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х - начале 80-х годов. Власть и общество в первой половине 80-х годов.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы перестройки в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Прикладная органическая химия» для студентов 5 курса очной формы обучения Специальность 020101 Химия

    Учебно-методический комплекс
    Во всех учебниках органическая химия излагается по традиционной схеме: получения, свойства и механизм реакций. Однако почти неизбежным результатом универсальности этого подхода является отказ от рассмотрения промышленных процессов,
  4. Рабочая программа по дисциплине ‹‹Научные основы школьного курса химии›› для направления 020100 ‹‹Химия››, фтд факультет химический

    Рабочая программа
    Дисциплина «Научные основы школьного курса химии» представляет собой часть системы подготовки студентов по специальности «химик-преподаватель» и направлена на успешную адаптацию студентов в профессиональной деятельности.
  5. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

Другие похожие документы..