Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
5. Анализ заболеваемости высокопатогенным гриппом А (H2N1) , регистрируемый в 2009-2010 году в Республике Бурятия. Особенности клинического течения у ...полностью>>
'Лекция'
Лекции «Международные стандарты правоприменения» и «Позитивные обязательства государства по предотвращению пыток, бесчеловечного и унижающего личность...полностью>>
'Документ'
Відповідно до глави 1 розділу ХІV Податкового кодексу України (далі – Кодекс) прошу перевести мене на спрощену систему оподаткування, обліку та звітно...полностью>>
'Документ'
Коммерческие банки в современной России начали возникать всего 6 - 7 лет назад и уже за этот кратчайший период прошли все фазы экономической жизни ко...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заключение

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.

Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Распределение часов по темам и видам работ

п/п

Наименование тем

Лекции

Семинары

Самостоя-тельная работа

Введение

2

2

4

1.

Народы и древнейшие государства на территории России

2

2

2

2.

Этапы становления российской государственности. Особенности политического и социального строя Российского государства IX-XVIII вв.

6

6

6

3.

Общая характеристика экономического развития России в IX-XVIII вв.

6

4

4

4.

Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX в.

4

2

6

5.

Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.

2

6

4

6.

Россия в начале ХХ в.

4

2

6

7.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914-1920 гг.

4

4

6

8.

Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.

4

4

6

9.

Советский Союз в условиях холодной войны

6

2

6

Заключение

2

2

4

Итого

42

36

54

Всего

132

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Брандт М.Ю., Лященко Л.М. Введение в историю. М.,1994.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. Кн.1. М.,1991.

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII в. Кн.2. М.,1992.

Верт Н. История советского государства. 1990-1991. М.,1999.

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. ХХ век. М.,1995.

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х т. М.,1995.

Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. М.,1995.

История России с древнейших времён до конца XVII в. /Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996.

История России с начала XVIII до конца XIX века /Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1996.

История России. ХХ век /Под ред. В.П. Дмитренко. М.,1996.

История политических партий России. М., 1994.

Культура России: IX-ХХ вв.: Учеб.пособие. М., 1996.

Наше Отечество: Опыт политической истории. В 2-х т. М.,1991.

Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М.,1991.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993.

Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. М.,1994.

Холмс Л. Социальная история России. 1917-1940 гг. Р-на-Д., 1994.

Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

Составители

Докт.ист.наук, проф. А.А. Данилов (Московский педагогический государственный университет)

Докт.ист.наук, проф. Е.И. Пивовар (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

  1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью преподавания отечественной истории является формирование системных представлений о мировой истории и месте в ней истории отечественной. Преподавание должно способствовать созданию у студентов целостного представления о мире и месте человека в нём, а также формировать историческое мировоззрение и мироощущение.

Изучение истории должно дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времён до наших дней. На примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Раскрыть место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

История занимает центральное место в системе гуманитарных и социальных наук и имеет ключевое значение для междисциплинарных исследований и образовательных курсов. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение исторического опыта человечества в целом и своего народа и государства в особенности заметно возрастают.

В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием история способствует его профессиональному становлению, гражданскому воспитанию. Она позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его место в мировом сообществе. Изучение истории страны имеет большое значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными социальными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, политологией, правоведением и др.), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с биологией, экологией и другими дисциплинами естественнонаучного профиля.

Целью преподавания дисциплины является также подготовка высококвалифицированного специалиста, способного грамотно оценить события, происходящие в мире и своё место в нём.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основные знания, приобретённые студентами при изучении

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • Специфику исторического знания, его структуру и социальную роль, которую оно играет в обществе, а также место, которое занимает история в системе научного знания;

  • Основные этапы развития исторического знания (историографию), современное состояние проблем, обсуждаемых в её рамках сегодня;

  • Как история решает проблемы формирования сознания, личности и общества в целом, какие закономерности исторического процесса выявляет;

  • Основное содержание исторической методологии и принципов изучения исторических процессов;

  • Главные этапы истории России с древнейших времён до наших дней и представлять их конкретно-историческое содержание.

3.2 Основные умения, приобретённые студентами

при изучении дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • Усвоить исторический категориальный аппарат с тем, чтобы использовать его в изучении как общеобразовательных, так и специальных дисциплин.

  • Выработать умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение исторических проблем;

  • Приобрести навыки непредвзятой, многомерной оценки исторических научных течений, направлений и школ;

  • Овладеть способностью к ведению дискуссии, полемики, диалога.

4. Содержание дисциплины

4.1. Лекционные занятия

п/п

Наименование раздела или темы.

Краткое содержание темы

Колич.

часов

Самостоят.

работа

1

2

3

4

1.

Введение. Место истории в системе наук. Предмет и метод исторической науки. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Основные этапы отечественной историографии. Источники по отечественной истории.

2

Самостоятельно: Макарчук С.В. Введение в отечественную историю - Кемерово,2003.

2.

Народы и древнейшие государства на территории России. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов.

2

3.

Особенности политического и социального строя Российского государства в IX-XVIII вв. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Причины появления государственной, княжеской власти и её функции. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Социально-политическая структура русских земель периода феодальной дезинтеграции. Монголо-татарский период в истории Руси. Специфика становления единого русского государства. Иван IV. Ослабление государственных начал в период «смутного времени». Воцарение династии Романовых. XVIII в. в мировой истории. Реформы Петра I. Социально-политическая сущность дворцовых переворотов. Екатерина П и «просве-щённый абсолютизм».

4

4.

Общая характеристика экономического развития России в IX-XVIII вв.

Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Генезис форм собственности на землю. Категории российского крестьянства. Крестьянская община. Этапы закрепощения крестьянства. Кризис феодально-крепостнической системы. Эволюция промышленного производства. Ремесло. Мануфактура. Фабрика. Своеобразие процесса первоначального накопления капитала. Формирование всероссийского рынка. Меркантилизм.

4

5.

Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX в.

Промышленный переворот в Европе и России. Этапы разрешения крепостного вопроса. Попытки реформирования политической системы при Александре I. Консервативная политика Николая I. Александр II. Значение Указа 1861 г. Развитие русской деревни. «Контрреформы» Александра III.

2

Изучить самостоятельно тему «Отечественная война 1812 г.»

6.

Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.

Охранительная альтернатива. Либеральная альтернатива. Революционная альтернатива.

2

7.

Россия в начале ХХ в.

Развитие капитализма вширь. Первая российская революция. Начало парламентаризма. Реформы П.А. Столыпина. Политические партии в России.

2

8.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914-1920 гг.

Участие России в I Мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Альтернативы развития России после февраля 1917 г. Октябрьский переворот 1917 г. Формирование однопартийной политической системы. Гражданская война. Интервенция.

4

9.

Формирование и сущность советского строя. 1921-145 гг.

Политика «военного коммунизма и НЭП. Развитие страны по планам пятилеток. Складывание тоталитарной политической системы. Политические судебные процессы и массовые репрессии.

4

Изучить самостоятельно тему: «Великая отечественная война 1941-1945 гг.»

10.

Советский Союз в условиях «холодной войны».

Трудности послевоенного переустройства и начало «холодной войны». Попытки обновления государственного социализма». Оттепель. Конфронтация двух мировых систем. Диссидентское движение. Крах социалистического реформатора. Распад СССР.

4

11.

Заключение.

Изменение экономического и политического строя в России. Россия и СНГ. России в системе мировой экономики и международных связей.

2

4.2. Тематика семинаров

п/п

Наименование темы семинарского занятия

Колич.

часов

Номер

соответствующей темы лекционного материала

1.

Восточные славяне в древности. Киевская Русь. Формирование государственности.

2

3

2.

Становление и развитие Российской империи в XVIII в.

2

3

3.

Великие реформы 60-х – 70-х и «контрреформы» 80-90-х гг. XIX в.

2

5

4.

Идейные течения и общественно-политическое движение в России во второй половине XIX - начале ХХ в.

2

6

5.

Россия в период войн и революций начала ХХ в.

2

7

6.

Россия в период большевистских реформаций 1917-1937 гг.

2

9

7.

Советская власть и общество в 1945-1985 гг.

2

10

5. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

- Опрос студентов в ходе семинарского занятия по вопросам плана соответствующей темы. Организация решения вопросов для самопроверки, контрольных вопросов по материалам занятий. Вопросы и задания содержатся в учебно-методическом комплексе по отечественной истории и опубликованы отдельной брошюрой.

- Заслушивание выступлений студентов по содержанию выполненных рефератов, темы которых и литература к ним приведены в учебно-методическом комплексе.

- Приведение предметной студенческой конференции и олимпиады по истории русского государства в течение семестра.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Прикладная органическая химия» для студентов 5 курса очной формы обучения Специальность 020101 Химия

    Учебно-методический комплекс
    Во всех учебниках органическая химия излагается по традиционной схеме: получения, свойства и механизм реакций. Однако почти неизбежным результатом универсальности этого подхода является отказ от рассмотрения промышленных процессов,
  4. Рабочая программа по дисциплине ‹‹Научные основы школьного курса химии›› для направления 020100 ‹‹Химия››, фтд факультет химический

    Рабочая программа
    Дисциплина «Научные основы школьного курса химии» представляет собой часть системы подготовки студентов по специальности «химик-преподаватель» и направлена на успешную адаптацию студентов в профессиональной деятельности.
  5. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

Другие похожие документы..