Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Магний – один из самых распространенных в земной коре элементов, он занимает VI место после кислорода, кремния, алюминия, железа и кальция. В литосфе...полностью>>
'Документ'
Анализируя репертуар баянистов, нетрудно заметить, что непременным и обязательным условием стало включение в репертуарные программы самых разнообразн...полностью>>
'Документ'
Вопроса о наказаниях не обошла вниманием ни одна серьезная педагогическая школа. Ученые мужи уже много веков вдохновенно спорят о том, можно ли шлепн...полностью>>
'Документ'
В кінці кожної чверті (семестру) класний керівник видає табель успішності учневі. Учень повертає підписаний батьками табель класному керівникові в пер...полностью>>

В. К. Невярович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Терапия души

В.К.Невярович

ОТ АВТОРА

Ко второму изданию книги

Достопочтенный читатель.

Со всей ответственностью должен заявить, что истинная психотерапия заключена только в Православии, ибо Истина есть Христос, Он – Слово Божие, Единственный Врач душ наших.

Данное издание книги отличается от первого не только поправками и устранением некоторых, допущенных по техническим причинам неточностей, но, прежде всего, рядом существенных дополнений.

Ряд критиков считают более точной трактовку самого понятия "психотерапия" как терапию душой, а не терапию души (или терапию души душой). Принимаю эти возражения как сами собой разумеющиеся; однако лишь в мирском, а не духовном понимании проблемы. В названии же книги отражён лишь наиболее важный из рассматриваемых святыми отцами аспект, касающийся направленности врачевания, а не характеристики использующихся к тому средств. Кроме того, "святоотеческая психотерапия" не есть лишь одно из направлений современной психотерапии, наряду, скажем, с психоанализом или бихевиоризмом, и представляет собой не набор тех или иных психотехник, но вводит в царство подлинной терапии души, истоки которой ведут к Самому Христу и Его святым ученикам.

Думаю, что не погрешу, если скажу, что истинная психотерапия есть слово Божие!

Во всем своём благолепии святоотеческая психотерапия раскрывается через познание святоотеческого наследия, христианской психологии, антропологии, изучение старчества, аскетики, христианской философии, житий святых, истории христианской Церкви. Немаловажны также непосредственное общение с духовно преуспевающими христианами (наших "последних времен") и конечно же личные усилия, ежедневный труд по борьбе со страстями, стремление к чистоте, святости, соблюдению евангельских заповедей, подлинно живая (а не мнимая: "зашёл, свечку поставил") церковность...

Представляется, что святоотеческая терапия души суть важнейший раздел воссоздающейся ныне православной медицины, где наряду с благодатными и естественными (природосообразными) методами лечения она найдёт своё достойное и подобающее применение во славу Божию, в помощь страждущим.

Да благословит Господь Бог эту книгу на душевную пользу читателя! Если же в чём согрешил (в книге сей), прошу великодушно простить меня ради Христа и помолиться обо мне, как о немощном.

С любовью во Христе. Автор.

ОТ АВТОРА

Займитесь великим делом самоочищения и самоусовершенствования, возлюбите прогресс веры и добродетели, а не прогресс века сего.

Св. прав.
Иоанн Кронштадтский

Святоотеческая психотерапия не есть лишь переложение нравственного богословия или собрание афоризмов и поучений на этические темы. Она представляет собой нравственно-религиозное направление психотерапии – науки о терапии души (что явствует из самого её названия – греч. рsусhе – душа + tегарiа – лечение) и базируется на христианских непреходящих духовных ценностях, цементировавших многие века саму основу государства с его самобытной культурой, науками, ремёслами, определяя и всю общественную жизнь.

Творения великих древних и новых святых отцов Церкви, отечественных мыслителей и светочей литературного слова, исповедовавших прежде всего русскую Православную идею (Святой Руси), явились предметом тщательного и бережного исследования. Сопоставление изучаемого материала с нынешней действительностью полностью подтвердило правдивость и справедливость учения подвижников святости и благочестия, как, впрочем, и поразило своей пророческой дальновидностью.

Святоотеческая психотерапия не есть попытка модернизма или подмены понятий. Её появление не искусственно, а отражает насущную потребность нашего больного и глубоко трагичного времени, исказившего до неузнаваемости не только духовный лик России, но и внёсшего великий хаос и разброд в умы всего человечества. Страшный, поистине страшный, если уже не апокалиптический период грядёт и "близ есть, при дверях" (Мф. 24, 33). Рушатся алтари совести, святости и любви, мятутся народы, гибнет природа, шатаются все человеческие устои и государственные порядки. И дирижирует всем этим не Дух Кротости и Любви, а иной, чуждый душе дух: дерзкий, лживый и бесстыдный. И этим временам вновь созвучны слова древнего Пророка: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иер. 6, 16).

Нельзя, да и нет никакой необходимости возвращаться в прошлое, но можно и целесообразно попытавшись постигнуть его, исходить из того чистого и благодатного, чем жили и дышали наши предки, чтобы возродить Святую Русь с её неповторимой душевной красотой, добрым сердцем и не замутнённым болтаньем и ложью словом. Постигнуть и возродить не по внешней форме, но по духу!

Но под лежачий камень вода не потечёт, и, как выразился русский историк и богослов, профессор Свято-Сергиевой Духовной академии в Париже А. В. Карташёв: "Никто за нас Святую Русь не сделает, если не сделаем мы сами".

Уже несколько поколений в России воспитано на искажённой истории, пропитанной ложью философии, утрированной литературе, безрелигиозной псевдокультуре. Наметившийся в последнее время возврат к Православной вере (единственному из уцелевших теперь наших достояний) происходит уродливо, неуклюже, без должного покаяния и искренности чувств, не говоря уже о трепетном благоговении, и причиной этому множество обстоятельств. Ложь продолжает властвовать умами. Идол коммерции и бесчестных способов обогащения привлекает массовое почитание и обращает в рабство. Святость вместе с благочестием и порядочностью всё более изымаются из сознания живущих людей как понятия старомодные, отжившие своё время. "Тел много, а не людей", – писал свт. Иоанн Златоуст. Ныне же приходится говорить о подлинной опасности перерождения человека, добровольно продающего свой божественный облик за фирменный ярлык (а вскоре, может быть, и за клеймо на правую руку и чело).

Все эти грустные слова вовсе не для сгущения красок и не вследствие пессимизма, – они отражают реалии сегодняшнего дня. Не видеть и не осознавать серьёзность происходящего простительно лишь младенцу.

Говоря о медицинском аспекте вопроса, следует подчеркнуть, что святоотеческая психотерапия есть антипод всякого рода насилия над личностью извне, пошлости, лжи, мистики, чудомании, психических и психологических трюков, механических подходов к лечению душевных и телесных заболеваний вне связи с совестью и моралью.

В заключение хочу отметить, что сугубо авторского в тексте книги очень немного. Обычно это смысловые связки, пересказ уже известных комментариев и некоторые упрощения для облегчения изложения древних текстов, язык которых сложен для современного человека.

ЧАСТЬ I

ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Истоки психотерапии теряются в неведомой древности. Сам термин "психотерапия" (т. е. "терапия души") несёт в себе идею какого-то глубинного внутреннего врачевания, причём сокровенного, тонкого и не физического плана. Наиболее правильно понимать психотерапию как науку о душевном здоровье человека.

Становление психотерапии и её официальное признание относят обычно на конец XIX века, в период начавшегося расцвета прикладных наук и резко усилившегося влияния материалистических и атеистических идей в развитых странах Европы. Долгое время пред тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Со всей очевидностью можно утверждать, что психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру. Однако в последнее время многие психотерапевты всё более уподобляются средневековым чародеям или языческим жрецам, а также чрезмерно уповают на чисто технические приёмы целительства, теряя таким образом саму суть и основу той науки, которой служат. Смешение и размытость границ превратили психотерапию в какой-то аморфный пласт всевозможного суррогата, начиная от укоренившихся гипнотических техник до приёмов шаманизма, танцев, сексуально окрашенных трансов и бесплодного мудрствования в отвлечённых сферах. Не станем перечислять все эти наукоподобно обозначенные школы, направления, так называемые психотехники. Фактически все они лежат в сферах вне Христа и чужды Ему по духу. В рекомендуемых способах и методиках целительства много заведомо ложного, искусственного, даже небезопасного для душевного здоровья пациентов. Изобилуют приёмы по развитию и без того гипертрофированного воображения у пациента (что со святоотеческих позиций совершенно недопустимо). "Терапия детским криком", "бесконтактный секс", "переселение в прошлые жизни", "инфантильные игры", "кодирование" – какая же здесь терапия души? Да и внешняя, неплохо себя зарекомендовавшая, релаксация мышц есть, в лучшем случае, лишь телесная терапия, ибо не касается сколь-либо проблем личности. Не охватывает многие глубинные аспекты врачевания и отечественная патогенетическая психотерапия из-за своей сугубой материалистичности. Вместе с тем, в святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только неразумно, но и преступно, ибо в мире столько страждущих, помочь которым может лишь истинная терапия души, основанная на святости, духовности, восходящая к Самому Христу – единственному Врачу душ наших.

Физические возможности православных священников в России для должной индивидуальной работы с прихожанами крайне ограничены, это объясняется колоссальными восстановительными работами, обусловленными более чем семидесятилетним преследованием Церкви. Имеют место и другие первостепенной важности дела, в частности катехизаторского плана. Основное время также традиционно отдается подготовке и проведению богослужений, требам и другой повседневной крайне непростой деятельности.

Кроме того, разрушение религиозных традиций привело к росту числа людей без веры (точнее, с извращенной верой, например, в культ богатства, политику, мистику и пр.). Да и условия нынешней жизни с её ужасающей жестокостью, непомерной суетой, эмоциональными перегрузками и другими неблагоприятными факторами, порождёнными прогрессом технической цивилизации, вызывают насущную потребность в специалистах по лечению душевных затруднений и расстройств, базирующих свою деятельность на высших идеалах, но доступных и в миру, для тех, кто ещё не пришёл к истинной вере. Несравненно больше точек соприкосновения найдет православный врач, использующий святоотеческую терапию и специальные медицинские знания, с православным пациентом. Личная врачебная практика показала, что в духе Христа и учения святых отцов и целительство приобретает совершенно иной характер и значение, нисколько не нарушая индивидуальную религиозную жизнь, а, напротив, утверждая её. Мало кто будет оспаривать, что истинными причинами психических, да и соматических (телесных) расстройств в наше время становятся, прежде всего, нравственно-деградационные процессы в обществе, серьёзные дефекты в семейном воспитании, утрата идеалов. Не случаен поэтому интерес тех специалистов, которые по долгу своей профессии призваны созидать здоровую человеческую личность (это, прежде всего, педагоги, психологи, социологи и психотерапевты), к источникам, дающим глубинное представление о человеке, его предназначении в жизни, истории и перспективе его эволюции. В наибольшей полноте этим запросам отвечают христианские источники, и прежде всего святоотеческая литература. Однако великие древние святые отцы в силу принадлежности к определенному периоду времени не исследовали ряд проблем, с которыми сталкивается сегодня современный человек (взять хотя бы для примера экстрасенсорику, НЛО, экологические проблемы и др.). Но их дополняют новые подвижники святости и отечественные православные мыслители, которые были вынуждены эмигрировать из России после 1917 года. Их серьезнейшие изыскания позволяют, как представляется, заполнить вакуум, образовавшийся в отечественной нравственно-религиозной и философской мысли за более чем семидесятилетний период. Сейчас России возвращаются и вновь узнаются имена Ивана Ильина, Семена Франка, Николая Лосского, епископа Иоанна (Шаховского), епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), митрополита Антония (Сурожского), архиепископа Серафима (Соболева) и многих других вынужденных изгнанников своего отечества.

Нельзя не отметить и схожесть задач у христианской религии ("спасение души") и у психотерапии ("терапия души"). Вместе с тем без терапии души, вероятно, не может быть и её спасения.

Итак, очевидно, что психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими и отечественными высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано или поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя её спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа.

Кратко об особенностях святоотеческой психотерапии:

  1. Исповедание Православия и привнесение его духовной чистоты в лечебный процесс. Базирование на святоотеческом наследии.

  2. Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством.

  3. Неприятие оккультно-мистических модификаций, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих), низводящих божественную сущность человека до уровня машины.

  4. Обучение пациентов специальным навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания.

  5. Ограниченное применение фармакотерапии.

  6. Комплексное использование в лечении слова, музыки, живописи и других форм эстетического и целебного воздействия.

  7. Молитва за больного.

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Есть только один предмет выше души человеческой – это её Создатель.

Блаженный Августин

Постепенная подмена понятий в связи с господством материалистических теорий в XIX веке привела к фактической редукции самого понимания души до уровня сознания и психики.

Неудивительно поэтому, что вместо терапии души стало развиваться иное направление, в основе которого лежат рационалистические и механические подходы. Плоды его уже пожинает XX век, конец которого, в свою очередь, подготавливает почву для нового прорыва к "познанию человека". Речь идет о поистине дьявольской идее, связанной с созданием искусственного интеллекта, генной инженерии, а также работами в направлении биокомпьютеризации, зомбирования, программирования и кодирования человеческого сознания. Эти зловещие планы не просто витают в воздухе, но уже и начинают реально воплощаться, и не только в медицине, начиная с внешне безобидно-привлекательных методик излечения от алкоголизма, избыточного веса и прочего с помощью кодирования, но и в политике, в формировании общественного мнения и увлечении всевозможного рода идеями, принимающими эпидемический характер вследствие умелого дирижирования и внедрения.

Однако низведение души человеческой до абстрактной категории и даже отрицание её вовсе не меняют сути вещей (так же, как и отмена Бога не означает Его отсутствие или неучастие в жизни каждого из нас). Оно лишь способствует воспитанию бездушного поколения людей, не понимающих смысла своего истинного предназначения в жизни, идущих по заведомо ложному пути развития.

"Случалось слышать и отвержение существования души! – писал свт. Игнатий Брянчанинов. – ...Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души, конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причём весь человек делается плотью".

Рассмотрим кратко святоотеческую концепцию морфологии души человека и её влияние на всю нашу жизнь.

Многие авторитетнейшие учителя Православного учения признавали трёхсоставность человека*, другие святые отцы указывали на два состава – душу и тело, что принципиально не противоречит первому взгляду.

Трёхсоставная теория определяет наличие в человеке тела, души и духа. Поэтому вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни. Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела, по сути своей она мало отличается от жизни животных: сон, еда, инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг её интересов.

Душевная жизнь уже более тонкого плана. Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки, чтением художественной литературы, просмотром театральной постановки и пр.

Духовная жизнь несёт на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своём проявлении) ведёт к Тому Бессмертному Источнику, Который дал жизнь как человеку, так и всему, что его окружает.

Самые высокие, не постижимые разуму творения человеческие изумительной красоты и великолепия, имеющие и нравственное воздействие на душу, всегда имеют отношение к бытию в духе Истины, Добра и Любви.

Ошибочным является бытующее понятие о том, что духовный человек – это есть лишь высокоинтеллектуальный человек или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, чтении светских книг или посещении театров и музеев. Вовсе нет. Всё это имеет по большей части отношение к душевной, но никак не духовной жизни, которая, напротив, может (и обычно бывает) быть лишена всего этого, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом. Проблемам духовной жизни посвящено множество специальных трудов и произведений святоотеческой литературы. Очень тонко исследует аспекты духовной жизни и даёт обстоятельные рекомендации к её следованию русский святой епископ Феофан Затворник в книгах "Путь ко спасению" и "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться". Данная литература в настоящее время является вполне доступной для читателя.

В строении души человеческой свт. Феофан условно выделяет три части:

  1. мыслительную;

  2. желательную;

  3. чувства (сердце).

Святитель Димитрий Ростовский ведёт речь о разумной, похотной и яростной частях, что в принципе отражает те же аспекты. В книге "Точное изложение Православной веры" св. Иоанна Дамаскина говорится о разумной и неразумной частях души.

К категориям мыслительной души (по свт. Феофану Затворнику) относят: воображение и память (душевный архив), где хранится усвоенный и воспринятый материал, а также образность и рассудочность. Мыслительная часть души имеет положительные проявления в виде: знаний, сформированных мнений, предположений и, наконец, научных знаний, являющихся венцом мыслительной деятельности рассудка. Отрицательные стороны этой части души проявляются блужданием, рассеянностью мыслей, празднословием и пустомыслием. К категориям желательной части души причисляют ревность (то есть жажду дела), потребность, желания (душевные, телесные, житейские и общественные), выбор и подбор средств. Всё это обусловливает совершение какого-то дела.

Положительные проявления желательной стороны – это формирование навыков, правил жизни, нравов, характера, благоразумения (когда рассудок находится на службе у воли и совести).

Отрицательные проявления желательной части души: непостоянство, беспорядочность, своенравие желаний (а за ними дел). Однако есть и превходящие негативные проявления, которые приходят в виде страстей.

Часть души, заключающая чувства (сердце), воспринимает состояние не только души, но и тела, то есть всей совокупности телесно-душевной. Как бы фильтруясь, все восприятия человеческие, вся его жизнедеятельность оседают и ощущаются в конечном итоге в сердце – этом важнейшем духовном центре, а не только мышечном органе для перекачки крови. Положительные проявления в этой части души связаны с духовным чувствованием приятного, радостного, спокойного, чистого; отрицательные, напротив, сопряжены со скорбью, досадой, страхом, антипатией и другими негативными чувствами.

Иногда душу человека трактуют также как совокупность трех сил. Это ум, чувство (сердце) и воля (по свт. Димитрию Ростовскому – "память, разум и воля").

Слово "душа" может быть равнозначно также понятию "жизненная сила", а иногда даже "жизнь". (Сравните: "прежде созидается тело, из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души" – свт. Иоанн Златоуст.)

Отличительной частью души человеческой является её разумность, возвышающая человека над всем остальным животным и растительным миром. Человек наделён также способностью к нравственному совершенствованию, обладает свободой осознанного выбора (свободой воли), чувством ответственности, способности к речи, творчеству, восприятию возвышенных понятий: от красоты, добра, любви до осознания Бога. У животных душа неотделима от тела, а "психика так тесно связана с физической природой животного, что почти невозможно узнать: где она начинается и где кончается" (из книги "Душа человеческая", репр. изд., 1992, с. 15).

Животные также "не обладают способностью к мышлению, что свойственно человеку… они имеют только ощущение и чувственные влечения, но мысли, в собственном смысле этого слова, не имеют" (там же). Существует ли душа у растений? По этому поводу мнения святых отцов различны*. Но если и существует, то по отношению к человеческой душе она ещё менее совершенна и глубинно сокрыта. Свт. Григорий Нисский писал: "Получив такую природу (то есть чувственно-духовную), человек делается существом, соединяющим весь мир: он имеет и душу растительную, общую с растениями, и душу животную; но при этом есть у него и душа разумная, которая делает его владыкою земли... В человеке заключается единение противоположностей между высшим и низшим, небесным и земным, разумным и неразумным, свободным и несвободным, духом и материей".

По мнению святителя Феофана Затворника, существует градация душ: "некая химическая душа", и выше – растительная, затем животная. Все эти души, "низшие духи", "погружаются в душу мира". "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горе, – это по смерти. Дух отделяет человека от природы, и в духе даны человеку сознание и свобода".

Таким образом, понятие о душе человеческой очень глубинно и сложно, и нельзя сводить его к какой-то обособленной, внутренне независимой от тела субстанции, которая по окончании земной жизни отлетает, покидая тело для продолжения своей новой жизни в ином мире. "Она живет во всех частях тела, – писал о душе свт. Афанасий Великий, – и везде в нём обнаруживает свою деятельность". То есть понятие о душе включает в себя гораздо более широкий смысл; душа не только оживотворяет тело, но и составляет высшую его суть, управляет жизнью человека и его ощущающей природой (по мысли того же святого).

Остановимся теперь на определении души. По этому поводу блаженный Августин пишет: "Душа есть естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ, ищущий Создателя своего". Ему же принадлежит глубочайшее и справедливое высказывание, смысл которого сводится к тому, что ни в чём не находит окончательного успокоения человек, кроме как в Боге; а до того мучится, терзается, ищет и всё не находит успокоения*.

Св. Иоанн Дамаскин в книге "Точное изложение Православной веры" даёт такое определение душе: "Душа – сущность живая, простая, бестелесная, телесными очами по своей природе невидимая, бессмертная, словесно-разумная, безвидная, действующая посредством органического тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения".

"Что такое душа? – изъясняет другой святой отец, преп. Максим Исповедник. – Существо бесплотное, разумное, обитающее в теле, причина жизни".

Согласно определению свт. Феофана Затворника, "душа… есть самостоятельная, особая личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим её в сотворении образом Своим".

При всех приводимых определениях следует, однако, помнить, что точная морфология души в привычном и приемлемом земном понимании едва ли возможна. То же можно отнести и к вопросу о локализации души, связи её с телом. Тем не менее считается, что сердце является корнем для духа, который исходит из мозга, как бы касаясь каждого члена тела. "Богоподобный дух, – пишет св. Ефрем Сирии, – занимает небо – главу, в сердце же дух прохаживается, как в своих чертогах" (цитируется по Книге "Душа человеческая"). Св. Иоанн Дамаскин говорит, что душа объемлет тело, как огонь железо.

Говоря о взаимоотношениях души и духа, свт. Феофан Затворник пишет: "В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества – совесть и ничем неудовлетворённость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа – низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею духа..."

И ещё одно пояснение свт. Феофана на этот счёт: "Правильнее понимать, что душа и дух человека не две отдельные сущности, но две стороны одного и того же духа, две части в одном целом (иначе после смерти как же?), но существует единая душа!" (т. 1, письмо 106).

Морфология души человеческой (по свт. Феофану Затворнику)

3 части души

Мыслительная

Желательная

Чувства (сердце)

Воображение, память, образность, рассудочность

Ревность (жажда дела), потребность, желание, выбор средств, решение

Восприятие состояния души и тела

Проявление

Проявление

Проявление

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

Знание
Понятие
Научное предположение

Блуждание
Рассеянность
Празднословие
Пустомыслие

Навыки
Нравы
Правила жизни
Характер
Благоразумие

Непостоянство
Беспорядочность
Своенравие
Проявления страсти

Приятные:
Радость
Спокойствие
Довольство
Симпатия

Неприятные:
Скука
Скорби
Страх
Антипатия

3 силы души

Ум

Чувства (сердце)

Воля

3 части человека

Тело

Душа

Дух

Высказывания о душе

  1. Душа есть естество разумное и духовное, быстродвижимое, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты... (свт. Иоанн Златоуст).

  2. Душа есть естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ, ищущий Создателя своего (блаженный Августин).

  3. Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною (преп. Иоанн Лествичник).

  4. Всякая человеческая душа есть приснодвижна (св. Антоний Великий).

  5. Душа есть образ Божий потому, что имеет тройственную силу, а естество единое (свт. Димитрий Ростовский).

  6. Соединение души с телом есть великая тайна (Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический).

  7. В душе есть две стороны и два сознания: низшее, обыкновенное, логическое и высшее, необыкновенное ("Душа человеческая", с. 36).

  8. Человек должен иметь душу, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое (Еп. Сильвестр. "Опыт Православного догматического богословия").

  9. Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе (Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, §120).

  10. В течение XIX века, и особенно второй его половины, господствовала так называемая "эмпирическая психология", которая сама себя провозгласила "психологией без души". "Душа" считалась понятием метафизическим, не только излишним, но и вредным для объективного научного познания душевной жизни. Душевную жизнь представляли как бессвязный набор отдельных элементов ("представлений", "ощущений" и т. д.). Эта атомистическая психология, эта, по меткому выражению Джемса, теория "душевной пыли", в настоящее время отвергнута и опровергнута (С. Франк).

  11. При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душою (архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)).

  12. Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов (архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (1)

    Документ
    Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачествах и притом составленных из разных трав.
  2. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (2)

    Документ
    Пограничные нервно-психические расстройства, а среди них значительное место занимают неврозы, прочно удерживают лидирующее положение в обширной группе психических заболеваний.
  3. В. К. Невярович Чудесные исцеления

    Документ
    Особенностью данного труда является смелая попытка практикующего врача систематизировать наиболее яркие случаи чудесных исцелений, известных в истории человечества начиная с библейских времен.
  4. Текст взят с психологического сайта (25)

    Документ
    В книге в контексте рассмотрения актуальной проблемы психологической науки - роли сферы вторичных образов (образной сферы) в психическом отражении и регулировании - на историко-психологическом и культурологическом материале анализируется
  5. Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах Психиатрия, психотерапия, наркология (1)

    Документ
    Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, которое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть.

Другие похожие документы..