Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми. Розвиток суспільних відносин завжди вимагає забезпечення відповідними правовими інституціями, які належним чином регулювали б цей ...полностью>>
'Реферат'
Происшедшие за последние годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны повлекли соответствующие коренные преобразова...полностью>>
'Документ'
В связи с обращениями налоговых органов, а также налогоплательщиков по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 16.11.2011 N 31...полностью>>
'Реферат'
Отбор фактологического материала осуществлять таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств, содействовал фор...полностью>>

В. К. Невярович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

САМОПОЗНАНИЕ

Кто познает самого себя, тот познает Бога.

Климент Александрийский

Древнейшая наука о познании человеком самого себя издавна привлекала внимание крупнейших мыслителей и искателей истины всех времен и народов. Однако понимается суть этой науки весьма различно, отсюда и разные способы и подходы: от восточной нирваны до христианского затвора, от сектантских харизматических эксцессов до мистических откровений, от восьмиступенчатого пути Патанджали в йоге до инъекций наркотика типа ЛСД.

Понятно, что не все перечисленные способы ведут к истинному самопознанию, а являются лишь псевдосамопознанием, ведущим к прелести и душевной деградации.

В святоотеческом учении, являющемся базовым для "терапии души", самопознание начинается прежде всего с полноты видения (и ведания) собственных недостатков, пороков и немощей (как звезд в небе или песка морского) и осмысления их.

Необходимо постоянное глубочайшее внимание к себе, к каждой своей мысли, слову, поступку. Самопознание должно включать в себя скрупулезный беспристрастный анализ всего происходящего, умение отличать истину от лжи, добро от зла, Божескую волю от человеческой и демонической и прочее.

"Познай сам себя, – поучает свт. Григорий Богослов, какая в тебе тайна естества, как ум твой все обходит, как в тебе все управляется волею, что такое сохранение воспринятого – память, что такое возобновление воспринятого – воспоминание, как слово есть порождение ума и рождает слово в уме другого, как словом передается мысль, как гнев приводит в ярость и стыд в краску".

Один из основоположников древнего монашества св. Антонии, прозванный ещё при жизни современниками Великим, советовал: "Пусть каждый ежедневно дает себе отчёт в дневных и ночных своих поступках".

Святые старцы сравнивали иногда совесть с одеждой. Если долгое время не просматривать одежду, то она поражается молью или делается негодной по другим причинам.

В Православии верующие согласно вечернему молитвенному правилу подводят как бы итог минувшему дню, откровенно вскрывая свои проступки и ошибки, каются и молятся о прощении. Ведь прежде, чем лечь спать, надо очистить душу от всякой грязи, примириться со всеми ближними (в том числе и с врагами), извлечь надлежащие уроки из своих промахов. Этот великий духовный и глубоко психотерапевтический процесс (ибо испытание человеком совести заповедано Самим Богом) создаёА|т предпосылки для спокойного, заслуженного, мирного (святого) ночного сна с чистой совестью и легкостью на душе. Познание самого себя – процесс поистине бесконечный, неисчерпаемый (лишь пределы земной жизни ограничивают его во времени). Через познание себя происходит и духовная эволюция. Согласно Евангелию, целое Царство Божие лежит внутри нас (Лк. 17, 21). "Вселенной Всей Создателя внутри себя имею я", – восклицает св. Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов.

Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, праведной жизни, специальных знаний и постоянной внутренней работы над собой. Процесс этот строго индивидуален. "Человек находится в великой опасности, – согласно авве Исайе Отшельнику, – доколе не познает себя".

Ниже приводится подборка некоторых высказываний святых отцов и русских мыслителей о самопознании.

Краткий святоотеческий конспект по самопознанию

"Старец сказал: человек тот, кто познал себя" (из Др. Патерика).

"Войди в самого себя, живи в себе, в тишине своей внутренности, с умеренной и чистой душою, с покойным и смиренным духом" (св. Ефрем Сирин).

"Настоящее самопознание есть ясновидение своих недостатков и немощей в такой мере, что ими переполнено всё" (свт. феофан Затворник).

"Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося увидеть ангелов" (св. Исаак Сирин).

"Род человеческий почитает очень важным знание вещей земных и небесных, но гораздо более иметь знание нас самих, гораздо более достоин похвалы человек, которому известна его собственная немощь, чем тот, кто испытывает и познает пути звезд, а не ведает пути ко спасению" (блаженный Августин).

"Познай самого себя, что ты смертен и тлен" (св. Симеон Новый Богослов).

"Человеку надобно все усилие своё обратить на помыслы и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотение помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых" (преп. Макарий Египетский).

"Тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто" (свт. Иоанн Златоуст).

"Не открывай мысли своей невеждам и воли своей неблагоразумным. Познай самого себя и избегай того, что для тебя пагубно" (преп. авва Исайя).

"Авва Пимен сказал: хранение самого себя, внимание к самому себе и рассуждение – вот три добродетели, путеводительницы души" (Др. Патерик, с. 17).

"Не иди вовне, иди вовнутрь самого себя; и когда ты внутри обретешь себя ограниченным, перешагни через самого себя!" (блаженный Августин).

"Без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели" (свт. Игнатий Брянчанинов).

"Положи примету, и непрестанно входи сам в себя, и смотри, какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие выздоровления души твоей, а не удаления лько того, что возбуждало их, и какие научился ты одолевать разумом своим, а не одним лишением себя причины страсти" (преп. Серафим Саровский).

"Надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне" (свт. Феофан Затворник).

"Хорошо для самопознания вечером проводить как бы домашнюю исповедь своих дел, разговоров, мыслей" (сет. Феофан Затворник).

"Наблюдай за чувствами и желаниями. Заметив в себе порочные помыслы, желания, страсти, познай, что это враг начал войну, сие сознание передай чувству и возроди в себе неприязнь этому злу" (сет. Феофан Затворник).

"Степени вхождения от меры в меру:

  1. Глубокое познание своей немощи душевной и телесной.

  2. Самоукорение и других неосуждение.

  3. Благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений.

  4. Смирение как порождение сих трёх" (преп. Амвросий Оптинский).

"Поняв изменчивость свою, она (душа) поднимается до самопознания, уводит мысль от привычного, освобождается от сумятицы противоречивых призраков, стремясь понять, каким светом на нее брызнуло" (блаженный Августин).

"Познай, что ты! Познай себя бессильным, познай грешником, познай, что ты запятнан. В твоём исповедании откроется пятно сердца твоего, сознание грехов заставит искать врача" (проф. Скворцов).

"Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собой. Победишь себя – и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь, наконец, народ свой и святую правду его" (Ф. М. Достоевский).

"Познай сам себя, какая в тебе тайна естества, как ум твои всё обходит, как в тебе всё управляется волею, что такое сохранение воспринятого..." (свт. Григорий Богослов).

"На последней ступени развития самопознания человек отвлекается от всего эмпирического и условного и приходит к познанию себя как духа, возвышающегося над условиями пространства и времени" (сет. Григорий Богослов).

"Кто хочет познать истину, тот, прежде всего, должен начать познавать в себе того человека, который в силах её познать" (епископ Иоанн (Шаховской).

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ

Цель, и единственная цель, нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.

Преп. Варсонофий Оптинский

Пишу эти строки в день национального траура в России (7.10.93 г.) после кровавых октябрьских событий в Москве. Сама жизнь в который раз подтверждает справедливость святоотеческого учения. Нельзя распалять, разжигать человеческие страсти, особенно в высших государственных структурах. Это всегда чревато серьезными последствиями, что и случилось в эти трагические дни неудавшегося путча. Вспоминаются грозные слова-предупреждения, высказанные ещё в начале этого века русским святым Иоанном Кронштадтским:

"Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России? Перестаньте безумствовать, довольно! Довольно пить горькую, полную чашу вам и России".

Никогда насилие не приводило к умиротворению, и всегда зло порождало зло, а не добро. Истинное христианство всегда воздействовало на людей прежде всего изнутри, нравственно, с любовью, через самопожертвование, а не через внешний разгул страстей или физическое подчинение силой.

Идея укрощения и преображения человеческих страстей относится к важнейшим базисным сторонам святоотеческого учения. К сожалению, многие неверно трактуют само понятие "страсть", понимая её как эмоциональность, живость, непосредственность и яркость выражения человеческих чувств в полноте и естественной форме проявления.

В святоотеческом же учении под страстями понимаются естественные чувства и влечения человеческой личности в их усиленном, гипертрофированном, болезненном проявлении.

Вот как дает определение страстям древний подвижник преп. авва Исайя: "Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так, способность питаться превращается в наклонность к объядению и лакомству; сила желания – в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия – в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться – в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех – в презрение к ближним, в гордость и прочее".

По Клименту Александрийскому, "все страсти есть отпечатки, сделанные на нашей нежной и податливой душе, и являют собой как бы клейма, изнутри выдавленные на ней духовными силами, но наше дело – изглаживать их".

Поражает единодушие святых отцов в оценке важности борьбы со страстями и схожесть классификаций видов страстей, а также способов борьбы (без чего и сама духовная жизнь невозможна).

Это объясняется тем, что святоотеческое учение создавалось на основании жизненного пути многих поколений людей и отражает пути опытного богопознания, а не отвлеченные умозаключения и мудрствования.

Страстный человек бывает постоянно терзаем и подвластен воздействиям извне, он раб дурных привычек и наклонностей, уязвим, непостоянен, раздражен, склонен к совершению необдуманных поступков. Такой человек не может быть "духопроницаем" для Высшей нетварной Энергии.

Из обширного количества святоотеческих источников здесь приводятся краткие извлечения из творений св. Иоанна Кассиана (350/360-435 гг.) и свт. Игнатия Брянчанинова (1807-1867 гг.).

I страсть. Чревоугодие (пресыщение)

Для разных людей различны нормы пищи и степени постничества. Все это очень индивидуальные понятия. Не для всех ак же питателен и полезен тот или иной вид продуктов. Но я каждого должно быть единое правило и цель, чтобы принимать пищу в должной мере, чтобы не впасть в пресыщение.

Виды чревоугодия

  1. "Чревобесие" – то есть чрезмерное количество употребляемой пищи. Святые отцы мерою воздержания в пище считали такую, чтобы перестать есть, когда ещё хочется, вставая из-за стола с легким чувством голода.

  2. "Гортанобесие" – это, прежде всего, качественное пресыщение разными видами яств, склонность к лакомству, усиленная в степень страсти.

  3. "Раноядение" ("тайноядение в монашестве") – несоблюдение времени, положенного на принятие пищи.

Надо иметь в виду, что возможно сочетание всех видов чревоугодия, что нередко и наблюдается в жизни.

Свт. Игнатий Брянчанинов причисляет к чревоугодию ("чревообъядению" по его употреблению) также пьянство, нехранение постов и вообще нарушение воздержания.

II страсть. Блуд

Эту страсть святые отцы характеризуют как брань "долгую", "лютую", именуя её ещё как "падение".

Блуд относится к телесным (плотским) страстям. По своей природе половое влечение для человека является естественным, физиологическим явлением. Его основное предназначение – продление рода, а не способ для особого рода наслаждений.

Между понятиями "блуд" и "прелюбодеяние" существует определенное различие. В блуде удовлетворяется похоть между свободными от брака мужчиной и женщиной, в прелюбодеянии – наносится оскорбление чужому брачному союзу.

Христианство освящает в одинаковой степени как семейную жизнь в браке, так и безбрачие и монашество. Существует определенная взаимосвязь блудной страсти с чревоугодием, так что избавление от блуда невозможно без победы над излишествами в еде.

Блудная страсть преображается через очищение сердца. Полезны рукоделие, пост, молитва, вообще занятость трудом, делом.

Одним из признаков побеждения страсти блуда и достижения желанной чистоты святые отцы считали отсутствие во сне и в мечтах блудных, обольстительных образов. (Вообще в ночных снах нередко отражаются внутренние, глубинные душевные переживания. В этом плане справедливы попытки психоаналитиков увязать сны-символы, соотнести их с реальной жизнью; не верны лишь их односторонние пансексуальные подходы и аатянутости в попытках подвести полученную информацию к психоаналитическим теориям.)

Блуд представляет собой, по сути дела, половую распущенность ("грех незаконного совокупления" по св. Иоанну Кассиану). К этой же страсти свт. Игнатий Брянчанинов этносит и всякое "принятие нечистых помыслов, беседу с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них, блудные мечтания и пленение, а также нехранение чувств, сквернословие, чтение сладострастных книг и половые извращения".

Преп. Исайя Отшельник считал, что блудная страсть усиливается от пяти поводов: празднословия, тщеславия, многоспания, внешних украшений и одежды и от пресыщения.

Хранение себя от соблазняющих и непристойных воздействий составляет суть таких важнейших и непопулярных ныне понятий, как воздержанность и целомудрие (то есть чистота души и тела).

Именно воспитания в духе непорочности тела и чистоты души так недостает нашей молодежи; вместо этого культивируются ранние сексуальные отношения; демагогически звучат поучения о "культуре школьной эротики", "безопасном сексе", в действительности приводящие к таким сложно разрешимым, а порой и просто трагическим проблемам в жизни юношей и девушек, что и поделать-то бывает уже, как говорится, нечего.

Святость и правдивость немыслимы без победы над похотью духа так же, как благополучие в семейных отношениях и духовное совершенствование.

III страсть. Сребролюбие

В отличие от чревоугодия и блуда, сопряженных с телесной природой и физиологическими потребностями человека, сребролюбие чуждо и несвойственно нашей природе. Какие-то проявления накопительства (впрок!), правда, можно наблюдать даже в животном мире: например, белка собирает запас орехов, крот складирует наворованные картофель, морковь и другие продукты. Но, тем не менее, накопления эти имеют все же приспособительный, жизненно необходимый характер и не отличаются безумной безмерностью и таким страстным порабощением души, как случается с человеком, буквально одержимым духом приобретательства и приумножения богатств, когда это ставится в основу всей жизни.

При этом уродуется весь облик Божий в человеке, вместе со скупостью, скряжничеством и другими проявлениями сребролюбия и рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских Плюшкиных и Коробочек.

"Корнем всех зол" называет сребролюбие св. Иоанн Кассиан.

Душе, поврежденной этой страстью, навязывается несвойственное её природе чувство наживы, развивается алчность, корыстолюбие, толкающие человека нередко на ложь, подлоги и всевозможные преступления. Ослепленный страстью сребролюбия, человек не гнушается никакими средствами для приобретения желанного богатства и не останавливается ни перед чем для осуществления задуманного.

Массовое увлечение коммерцией в последние годы в России привело за сравнительно короткий период времени к выраженной нравственной деградации в обществе, особенно среди молодежи, оттоку специалистов из науки, искусства и производственной сферы в торговлю, сужению круга интересов, росту преступности, появлению рэкета, мафиозных структур, коррупции в невиданных до того у нас масштабах.

Св. Иоанн Кассиан справедливо указывает, что не столько обладания деньгами или дел денежных надо опасаться, но и само желание иметь деньги надо исторгать из души.

Бывает, что человек и не имеющий денег одержим духом любостяжания и сребролюбия, и наоборот, владеющий немалым богатством не имеет душевного пристрастия к нему.

Образ сребролюбца Иуды, ставшего предателем, а в конечном итоге самоубийцей, – вневременный пример пагубности сребролюбия. Трагедия этого человека прослеживается в евангельских преданиях, где сообщается, что вначале Иуда крал из ящика общие деньги, был прижимист, затем предал своего Учителя, жестоко отчаялся и удавился на осине.

Сребролюбцев св. Иоанн Кассиан называет "прокажёнными духом и душою". Свт. Игнатий Брянчанинов к этому виду страсти причисляет также скупость, любовь к подаркам и подношениям, воровство, присвоение чужого, корыстолюбие.

IV страсть. Гнев

"Смертоносным ядом души" именует гнев св. Иоанн Кассиан. Покуда душа человека заражена этой страстью, мир воспринимается искаженно. В гневе человек удаляется от мудрости ("ярость почивает в недре безумных" – Еккл. 7, 10).

Гнев есть болезнь души. Он не может в принципе быть оправдан, от какой бы причины не произошел, за исключением святого, праведного гнева на само зло. грехи, пороки, особенно в себе самом.

По первоначальному замыслу Творца, человеку была дарована энергия рвения, ревности для стремления к Богу и всему доброму. После грехопадения она исказилась и преобразовалась в страсть гнева, уклонившись ко злу. По мнению святых отцов, эта страсть прежде всего рождается в сердце от безмерного самолюбия.

Если острый гнев есть яд кратковременный, то хронический гнев (злопамятство) – это уже яд замедленного действия.

Гнев может удерживаться человеком внутри и не проявлять себя в словах и внешних действиях. Это, как говорится, куда ни шло (хотя и в таком случае существует опасность для здоровья самого гневающегося, даже если ему удается скрыть в себе проявления гнева).

Прославленный древний врач Гален всю жизнь испытывал отвращение к гневу после жуткой сцены, увиденной ещё в детстве. Некий человек открывал ключом дверь и впал в ярость по причине безуспешности своих усилий. При этом он стал грызть зубами ключ, пинать ногами дверь и в заключение упал в страшных конвульсиях и стал биться в них, как эпилептик.

"Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4, 31). "Солнце да не зайдёт во гневе вашем", сказано в Библии устами апостола Павла.

Гнев есть внутреннее свойство, качество сердца и души, он способен надолго как бы затаиваться, и человек нередко считает, что преодолел гневливость и достиг полного безгневия. Однако какое-то внешнее событие или повод вдруг внезапно, как искра, высеченная кремнем, зажигает огонь притаившейся страсти, и вот уже разгоревшееся пламя побуждает вновь к самой настоящей ярости, причину которой обычно ищут во внешних обстоятельствах, а не в себе самом.

На самом же деле страсть гнева ещё полностью не была изжита, не вырвана с корнем, не побеждена. Внешний фактор явился лишь провоцирующим моментом для проявления внутреннего затаенного врага. Поэтому, надо быть всегда благодарным тем ситуациям, которые высвечивают, быть может, ещ не подозреваемые наши несовершенства.

Безгневие же постоянное, вне зависимости от обстоятельств – может служить одним из признаков духовной высоты, зрелости и совершенства.

Свт. Игнатий Брянчанинов к этой страсти причисляет также брань, вражду, осуждение, оклеветание, возмущение, нанесение побоев и даже убийство.

V страсть. Печаль

Иногда печали предшествует гнев или сребролюбие, иногда причиной бывают ссоры, нереализованные (часто завышенные) претензии, несбывшиеся надежды.

Бывает наиболее пагубный вид печали – отчаяние, когда человек, вместо намерений улучшить, исправить свою жизнь, впадает в состояние полного неверия в лучшее и способен даже искусственно подавить сильнейший биологический инстинкт самосохранения, то есть покончить с собой (как Иуда Искариот)...

Печаль может иметь и духовный характер, как результат самоукорений, раздумий о своих несовершенствах, совестливости.

Духовная печаль отличается по качеству от страстной печали тем, что кротка, смиренна, терпелива и даже приятна.

Печаль-страсть, напротив, жестка, строптива, тороплива и даже агрессивна. Она, по мнению святых отцов, "препятствует всему доброму".

Свт. Игнатий Брянчанинов включает в эту страсть огорчение, тоску, сомнение в Божественном, ропот и некоторые иные состояния.

Итак, печаль есть следствие неудовлетворения самолюбивых желаний или гнева, что истощает жизненную позитивную энергию; печалятся также пристрастные к мирским удовольствиям, вещам, нарядам, занятиям. "Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел" (под "миром" понимаются чувственные, страстные ощущения, обычаи, нравы, дела, а не Божественное домостроительство и богоугодное бытие), – писал преп. Нил Синайский.

Иногда же, как отмечает св. Иоанн Кассиан, печаль налетает без видимых предшествующих причин (демонический аспект). Очень важно правильно оценить возникшую страсть и вовремя начать борьбу с нею.

VI страсть. Уныние

Уныние святые отцы называли ещё "скукою" или "тоскою сердечною", "слабостью души" или её "изнеможением". Уныние воздействует и на тело, расслабляя его.

Эта страсть сродни печали. Имеет нередко выраженную хронологическую зависимость (например, усиливается в полуденные часы). К вечеру обычно страсть эта уменьшалась или стихала вовсе.

Задолго до научных психиатрических изучений депрессивных состояний святые отцы описали достаточно точно и достоверно клиническую картину этого душевного недуга.

Уныние порождает чувства утомления, отвращения, сожаления о якобы потерянном времени, внушает, что человек не может спастись, что усилия его тщетны, труды пропали даром и прочее; приводит его в физическое изнеможение, доставляет бес покойство, вызывает смятение ума, волнение души, которая лишается в это время своих благоприобретённых добродетелей и твёрдости. Человек становится малодушным и уязвимым, неспособным для духовных усилий и подвигов. Часто уныние толкает на бегство, гонит из дому.

Святые отцы советуют мужественно противостоять этой страсти и не оставлять трудовую деятельность, которая сама по себе бывает спасительной от таких состояний. Уныние побеждается "терпением и противоборством", а не бегством и уклонением от него, что нередко наблюдается в медицинской практике, когда при первых депрессивных проявлениях пациенты, прекратив сопротивление, "бегут в болезнь".

Поучительна история, которую приводит св. Иоанн Кассиан. Авве Моисею один подвижник святости признался, что вчера "нападал на него недуг уныния и сильно мучил его; освободиться от мучений этот человек смог, лишь покинув своё уединенное место и посетив авву Павла. Однако авва Моисей возразил на это: "Нет, ты не освободился от этой страсти, а наоборот, показал себя трусом и беглецом, дав себя победить в первой же схватке и убежав с поля брани. Если в следующий раз ты не вступишь в сражение с врагом и не начнешь отражать его жаркие нападения, он будет одолевать тебя всякий раз".

К унынию свт. Игнатий Брянчанинов причислял также нерадение, ожесточение, неблагоговение, праздность, излишнюю изнеженность, празднословие, леность ко всякому делу и некоторые другие состояния.

VII страсть. Тщеславие

По определению свт. Григория Богослова, тщеславие есть стремление к суетной славе. Это удивительно разновидная, изменчивая и тонкая страсть. Борьба с ней непомерно трудна.

Старцы сравнивают тщеславие с луком или чесноком. За снятием и отсечением одного покрова следует другой.

Иногда человек тщеславится своим богатством, знатностью, но с такой же легкостью может впоследствии тщеславиться и бедностью, по сути страдая в обоих случаях от одной и той же страсти.

Тщеславие и гордость, в отличие от первых шести страстей, подстерегают подвижника как раз при успехах в духовной жизни и даже подвигах и достижении высоких добродетелей. "Не льсти себя из-за добродетели и духовными успехами не превозносись", – предупреждает св. Иоанн Кассиан.

Тщеславие не перестает преследовать человека, хотя бы он и совсем удалился из мира в пустыню или пещеру (как делали это древние отшельники), ибо страсть эта – внутреннее заболевание (души), а не внешнее свойство.

"Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают, и будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее; также под влиянием места или времени истощаются они и стихают. Эта же страсть ещё ожесточеннее теснит победителя", – пишет св. Иоанн Кассиан.

Примеров тщеславия в обыденной нашей жизни столь много, что, пожалуй бы, и не стоило останавливаться на их описании и детализации. Люди тщеславятся одеждой, украшениями, должностями, положением в обществе, машинами, дачами, внешним видом, умственным превосходством, знаниями, успехами своих детей, да разве возможно все перечислить?! Русский язык очень точно передает суть данной страсти: тщетная слава, то есть тщеславие, – это поиск славы, но слава эта напрасная, тщетная, ненужная и даже пагубная для души.

Тщеславие опасно тем, что способно быстро свести на нет все предшествующие успехи в духовной жизни. Одна лишь тщеславная мысль типа "Вот какой я хороший" или "Все меня любят" способна низвергнуть человека вниз или превознести ещё выше до самой опасной страсти, которой считается гордыня.

Свт. Игнатий Брянчанинов к тщеславию причисляет ещё хвастовство, искание успехов в науках и искусствах для приобретения славы, сокрытие своих грехов, прекословие, лицемерие, лукавство, самооправдание, ложь, лесть, человекоугодие, зависть, притворство, бессовестность и другие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (1)

    Документ
    Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачествах и притом составленных из разных трав.
  2. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (2)

    Документ
    Пограничные нервно-психические расстройства, а среди них значительное место занимают неврозы, прочно удерживают лидирующее положение в обширной группе психических заболеваний.
  3. В. К. Невярович Чудесные исцеления

    Документ
    Особенностью данного труда является смелая попытка практикующего врача систематизировать наиболее яркие случаи чудесных исцелений, известных в истории человечества начиная с библейских времен.
  4. Текст взят с психологического сайта (25)

    Документ
    В книге в контексте рассмотрения актуальной проблемы психологической науки - роли сферы вторичных образов (образной сферы) в психическом отражении и регулировании - на историко-психологическом и культурологическом материале анализируется
  5. Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах Психиатрия, психотерапия, наркология (1)

    Документ
    Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, которое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть.

Другие похожие документы..