Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Курсовая работа является важным этапом подготовки студента как будущего специалиста. Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине Финансы и кре...полностью>>
'Документ'
Ранние детские воспоминания неизменно возвращают к завораживающему, притягивающему, гипнотизирующему образу зеркала. Зеркала мутного, порой искажающег...полностью>>

В. К. Невярович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДУША, ЭНЕРГИЯ И КВАНТОВОЕ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

Многое открывает наука наших дней, но одного она не открывает – материализма.

Епископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

Попытка трактовать духовные категории в строго научном смысле представляется малооправданной, ибо сама научность заключается обычно в некоей односторонности, хотя и базируется на логических построениях и доказательствах человеческого разума. Духовный же мир относится к совершенно иной плоскости реального бытия и может открываться нашему познанию, не только через привычные формы исследования и умозаключения; более того, он проявляет себя через духовное восприятие, которое развито далеко не у всех исследователей.

Тем не менее некоторые научные открытия позволяют говорить о возможностях сближения в каких-то позициях между областями физических наук и метафизическими дисциплинами. Нельзя оставить без внимания подтверждение гениальных древних утверждений, касающихся природы вещей и их взаимоотношений с человеком, современными открытиями в области точных наук.

Речь идет, в частности, о святоотеческом учении об энергиях и вибрациях (волновых функциях). Это учение наиболее полно сформулировано в творениях св. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы.

Современная квантовая наука, объединяющая квантовую механику, квантовую статику и квантовую теорию поля (в том числе квантовую электродинамику), по сути своей подтвердила гениальные положения, высказанные много столетий назад людьми, не вооруженными никакими техническими изыскательскими приборами.

С точки зрения квантовой теории, низшим уровнем организации материи (или энергии) является квантовый, а не атомный или молекулярный (как считали ранее); и именно квант есть основное первичное его звено. На этом уровне происходит взаимопереход энергии и материи ("аннигиляция" – "материализация"). Квант представляет собой по сути волновую функцию, заключающую в себе определенную часть энергии. В отношении человеческого тела квантовая теория предполагает, что за пределами наших клеток и молекул существует так называемое "квантовое тело", имеющее непосредственное отношение к материальному телу и влияющее на его жизнедеятельность.

Кроме того, согласно той же теории, квантовое тело представляет собой поле, способное определённым образом взаимодействовать с другими квантовыми полями.

Эта теория чем-то напоминает христианское понимание более тонкой субстанции, именуемой душой, присутствующей в человеке помимо грубого материального тела, и для сугубо материалистически ориентированных людей, требующих научных доказательств, может служить способом изложения морфологии человека, признаваемой Православием. Вместе с тем христианская антропология гораздо более сложно представляет себе данный аспект. Признавая трёхсоставность человека (тело, душа, дух), она, однако, не сводит её к разделению до уровня схемы. Тем более лишается всякого смысла материалистическая трактовка души, которая, в понимании святых отцов, не только животворит тело, но и непостижимым образом определяет весь смысл нашего существования, несет в себе печать Божественного и вечного.

В своей книге "Дух, душа, тело" архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), говоря о возможности существования ещё не известных нам видов энергии, полагает, что духовная энергия является "первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи". "Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии", – пишет этот блестящий врач, учёный, священнослужитель.

Тематические высказывания

  1. Энергии свойственно творить, природе же свойственно производить (свт. Григорий Палама).

  2. Озарение и благодать Божественные не сущность, но энергия Божия (свт. Григорий Палама).

  3. Энергия может превращаться в материю, и материя в энергию. Все элементарные частицы состоят из одного вещества: энергии. "Частицы" – это разнообразная форма, которую энергия принимает, чтобы стать материей (епископ Иоанн (Шаховской)).

  4. Обращаясь к душе человеческой, мы находим в ней те же законы, которые вложил Творец во все Своё создание, только находим их в живой нерукотворной форме живого духа... (К. Д. Ушинский).

  5. Мельчайшая "монада" материи, или излучение, ведущая себя то как частица, то как волна, представляет собой перемещение энергий (Христос Яннарас).

ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Сердце – главное в человеке, жизнь его.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В святоотеческом учении сердцу отводится одно из центральных мест. Значению сердца в духовной жизни человека посвящено немало литературы, в том числе серьёзных исследований. Особенно тщательно и на тонком уровне рассматривается эта тема в святоотеческих аскетических письменных источниках. Остановимся ниже на изложении лишь некоторых из важнейших положений, касающихся понимания сердца. Сердце в представлении древних и новых мыслителей не есть лишь мышечный орган или насос, перекачивающий кровь по сосудам, а представляет собой духовный центр всей жизни человека.

"Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, – писал епископ Феофан Затворник, – но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг для ума".

Сердце способно мыслить, оно вместилище чувств, ему присущи эмоции радости, скорби, страха, решимости и прочие. Сердце есть трон и "седалище души".

После фильтрации всех внешних впечатлений и всей внутренней жизни в сердце осаждается и выкристаллизовывается в единое качество – чувство, итог всей нашей душевно-духовно-физической жизнедеятельности.

"Сердце обнимает собой не только явления психической, но и физической жизни... Каждое подкрепление пищей и питьём – подкрепляет сердце... (Лк. 21, 34), каждое нападение на жизнь есть нападение на сердце (Исх. 9, 14)", – писал в своей статье "Значение сердца в религии" русский философ Б. П. Вышеславцев, цитируя в ней далее по тексту из Библии: "Больше всего оберегаемого оберегай своё сердце, ибо от него исходит жизнь" (Притч. 4, 23).

Так же, как у ореха центр заложен в ядре, как есть сердцевина у дерева и даже крошечный атом заключает в ядре свою основу, так и человек носит в своём сердце самую сокровенную самость, можно сказать, истинное "я".

В глубине сердца сокрыта любовь. В нём открывает Себя Бог. Сердечный человек есть человек духовный; процесс самопознания связан с глубинами сердца. Истинная молитва движется от чистого сердца, в совершенной своей форме уже не словами, а переходя от одного чувства к другому, и все это отражается в глубинах пламенеющего и любящего сердца.

О потаённом сердце человека говорит апостол Петр в своём первом послании. "Блаженны чистые сердцем" (Мф. 5, 8), – гласит одна из заповедей блаженств Спасителя. "Сердце чисто созижди во мне, Боже" (Пс. 50), "Готово сердце моё, Боже" (Пс. 56). – поёт псалмопевец Давид.

Духовная жизнь пробуждает сердце человека от долгого сна и наполняет его новым чувством и смыслом. В сердце поначалу зажигается как бы малый огонёк, и задача подвижника святости заключается в том. чтобы не угасить эту духовную свечу и пронести её сквозь всю свою жизнь до праведной встречи с вечным. Этот зажженный огонь в сердце может превратиться в пламя чистой веры и Божественной любви (к Богу, а через Него – к ближним и всему сущему, даже врагам). В этом пламени сгорает все греховное, преобразуется само естество физического тела. Кажущаяся непостижимость доказана и искуплена кровью множества подвижников всех времен, начиная от Самого Распятого на Кресте до последних св. мучеников земли Российской.

Когда человек живет только умом (к чему так склонен сегодня западный мир), он охлаждает при этом сердце, становясь чёрствым душой, хотя и рассудительным и расчётливым. Утрачивается божественная целостность сил души. Ум, сердце и воля должны быть в единстве, а не разъединены. Рассудок, отделённый от сердца каменной преградой, сам по себе не может восполнить утраченное. Становится невозможной и духовная жизнь.

Только лишь умствование и прагматизм – весьма ненадёжные союзники в жизни, так как в рассудочную деятельность легко может вкрасться неточность (типа компьютерного вируса), что приводит к ошибкам и даже полным трагедиям. Лишь только тогда, когда ум неразрывно связан с сердцем, а также в союзе с твердой волей, в синергии с Высшим промыслом, при огромном подвижническом труде становится возможным выполнение основной задачи земной жизни человека: воссоединение души с Богом путем устранения всех препятствий к тому (спасение души).

Духовная жизнь требует особой чистоты сердца и хранения его от страстных ядовитых примесей и бурных проявлений. "Сердце чисто, так и весь человек чист, – писал о. Иоанн Кронштадтский, – не чисто – и весь не чист".

Интересен отрывок, касающийся чистоты сердца, оптинского старца Варсонофия (Плеханкова):

– А понимаешь ли ты, что такое чистота сердца? – спросил отец Геннадий (схимник Оптиной Пустыни).

– По опыту не знаю, – отвечал я. – Но думаю, что чистота заключается в полном бесстрастии: кто не имеет ни зависти, ни гнева и никакой другой страсти, у того есть чистое сердце.

– Нет, этого мало, – возразил схимник, – недостаточно только ополоснуть сосуд, надо наполнить его ещё водой; по искоренении страстей надо заменить их противоположными добродетелями.

Но сердце тесно связано с умственной деятельностью, поэтому недопустимой является любая порочная, осуждающая кого-либо мысль. Более того, подвижники придают большое значение и непроизвольным мыслям – помыслам и поползновениям, стараясь держать под контролем самые тонкие проявления всей сознательной жизни.

Древними подвижниками святости было открыто и опытно подтверждено великое учение о внутреннем (сердечном) делании краткой Иисусовой молитвы. "Делание это названо "художеством", – повествует свт. Феофан Затворник, – и оно очень просто. Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – без всякого образа и лика, но верь, что Господь зрит тебя и внемлет тебе.

Техническое подобие этой древней христианской мистической (в смысле созерцательности) практики пытаются в последние десятилетия широко внедрить в современную жизнь в виде привнесённых с Востока систем типа трансцендентальной медитации (ТМ) различные гуру и духовные наставники. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, метод ТМ представляется, в лучшем случае, грубой имитацией умного делания христиан, хотя и широко рекламируется как универсальное средство почти от всех болезней (даже от СПИДА, наркомании и онкозаболеваний).

Кажущаяся техническая простота делания Иисусовой молитвы обманчива. Обучение ей должно проводиться под духовным руководством и при благословении на это аскетическое упражнение.

Вместе с тем очень важным должен считаться этап, в процессе которого необходимо научиться вырабатывать устойчивое направленное внимание на область сердца. Вместо Иисусовой молитвы могут быть применены более краткие, такие как: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "Господи, укрепи" и некоторые другие.

Путем сосредоточения своих умственных, душевных и духовных сил в области сердца достигается концентрация всей внутренней энергии в центре организма, сохраняется от внешнего расхищения большой запас жизненных сил, формируется цельность и крепость души. "Держи сознание своё в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела", – научает свт. Феофан Затворник, посвятивший исследованию сердца пространные места своих сочинений.

Утрата истинных, духовных знаний о значении сердца приводит человечество к поистине печальным результатам и глубокому духовному кризису, на что справедливо указывал Б. П. Вышеславцев в упомянутой выше статье "О значении сердца в религии": "Потеря культуры сердца в современной жизни есть потеря жизненной силы, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, какой-то склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация. Поэтому её жизнь так похожа на смерть, её веселье похоже на скуку, она полна чувства безысходной тоски, постоянно звучащей во всей литературе последнего столетия. Чувство пустоты, чувство ничтожества происходит от того, что иссякла центральная сила личности, засохла её сердцевина".

Тематические высказывания

  1. Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к тому, что препятствует к соединению его с всеблагим Богом (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

  2. У нас есть верный барометр, который показывает возвышение или понижение духовной жизни. Это – сердце. Его можно назвать и компасом (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

  3. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно, потом этот единый акт зрения сердечного передаётся уму и в уме разлагается на части, отделы, предыдущие, последующие; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

  4. Где сердце? – Где отзывается и чувствуется печаль, гнев и прочее, там сердце. Там и вниманием стойте (свт. Феофан Затворник).

  5. Прихожу к мысли, что вы все в голове, а не в сердце. Сойдите к сердцу, – и тотчас оцените себя (свт. Феофан Затворник).

  6. Ум в голове, и умовые люди (научники) все в голове живут. Живут в голове и страдают непрестанным бурлением мыслей (свт. Феофан Затворник).

  7. В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения (свт. Игнатий Брянчанинов).

  8. Сердце есть средоточение душевной и духовной жизни человека. Так, в сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают разнообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и её хотений (П. Д. Юркевич).

  9. Сердце есть орган высшего познания, орган общения с Богом и со всем трансцендентным миром (архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе

(1 Кор. 15, 41)

Под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности (особенности) души к тому или иному предмету или виду деятельности. Хорошо известно, что при одинаковых условиях некоторые люди справляются более легко и успешно с тем или иным заданием. И более того, существуют такие виды деятельности (предметы, науки, направления), которыми одни люди просто не в состоянии овладеть или овладевают с большим трудом, другие же, напротив, легко справляются (к примеру, музыка, живопись, математика, хореография).

Безусловно, все виды способностей базируются на интеллекте человека, но обусловлены не только интеллектом, но и иными, непознанными ещё причинами. В народе прямо говорят в каких-то случаях: "Это у него от Бога", подразумевая особую, заложенную в его глубинной изначальной природе восприимчивость человека к той или иной специфической деятельности.

Как правило, у более развитых в интеллектуальном плане людей шире спектр различных способностей. Но даже самые высокоразвитые и всесторонне образованные люди не обладают всеми способностями, присущими человеку.

При высокой степени и качестве выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а в сочетании с успешной работой по максимальной реализации дарования имеют место феномены, известные как "талантливость" или даже "гениальность". Впрочем, здесь всегда присутствуют компоненты условности, субъективности, сравнительности. Тем не менее немало случаев, отличающихся безусловностью и общепризнанностью.

Современные авторы выделяют различное количество способностей. Интересна классификация видов способностей человека Анатолия Гармаева, где описывается пятнадцать основных способностей: интеллектуальная, музыкальная, изобразительная, зодческая, лингвистическая, животноводческая, растениеводческая, ремесленная, техническая, пластическая, педагогическая, врачевательская, организаторская, ораторская и классификационная.

Итак, каждому из нас даны те или другие способности (таланты). Даны конечно же не просто так, а в помощь для спасения. Применительно к этому один из последних оптинских старцев иеромонах Никон (Беляев) говорил следующее: "Хорошо, когда такую способность можно совмещать с работой для Бога, чтобы всё это не мешало бы спасению души. Но если какая-либо из подобных специальностей мешает жить для Бога и спасаться, то надо всё бросить, лучше быть поглупее, но спастись. Что пользы тебе, если ты "весь мир приобряшешь, душу же свою отщетишь?"

В святоотеческом учении отсутствует детальная схематизация врождённых способностей человека, зато достаточно чётко определены духовные дары (от Духа Святого), о которых говорил ещё Апостол (1 Кор. 12-14). Они даются в награду людям, ведущим духовную жизнь, и могут совершенно не совпадать с имевшимися ранее способностями и склонностями. К духовным дарам относятся: дар мудрости, дар знания, дар веры, дар целительства, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов, дар служения, дар языков, дар пастырства и дар любви.

Из всех даров дар любви есть наивысший. Кроме вышеуказанных, плодами действия в человеке Святого Духа являются: "радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23).

Тематические высказывания

  1. "Всякая премудрость от Господа" (Сир. 1, 1). И способности нам даны от Господа, и даны, конечно же, не случайно (Климент Александрийский).

  2. Каждый пусть будет деятелен в достижении той цели, для которой он рождён. Один проявит себя делами, другой подействует словом, один укажет путь добрым примером, другой речами возбуждает слушателей к добродетели (Климент Александрийский).

  3. Иной способен к служениям..., другой со способностию управлять людьми, устраивать их; иной – со способностию доставлять обществу человеков нужное для временного их существования – пищу, одежду, домы и тому подобное (свт. Игнатий Брянчанинов).

МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение есть огромная творческая, но и жуткая сила души.

В. В. Зеньковский

Из множества Божественных даров, данных только человеку, можно выделить и особую функцию, позволяющую осуществлять представления, создавать в мыслительной сфере конкретные ситуации и проецировать образы и явления. Из всего тварного мира лишь человеку дан уникальный дар воображения, животные, как известно, им не обладают, как не способны они и к абстрактному мышлению.

В то же время эта Божественная проекция на человеческую природу таит в себе и немалую потенциальную опасность, проявляющуюся в случаях неумелого использования и чрезмерного развития.

Как и всякая функция, воображение поддается тренировке и развитию. Степень выраженности её величины (если так можно выразиться) различна в людях. Богатым воображением нередко наделены творческие, как их называют, художественные натуры: актеры, музыканты, изобретатели, архитекторы, живописцы... Впрочем, гражданская профессия лишь предрасполагает к развитию воображения в той или иной плоскости. Более же всего – это природное свойство души, которое чрезвычайно индивидуально как в количественном, так и в качественном плане.

Согласно святоотеческому учению, воображение, как и память, "суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали" (старец Никодим Святогорец).

Воображение есть способность к воссозданию и построению образов. Это могут быть какие-либо явления, события, а также мысли и даже чувствования. Мирские психологи выделяют пассивное и активное (творческое) виды воображений. С помощью воображения человек способен планировать, предвидеть ход тех или иных событий в своей жизни.

Воображение часто может выступать как сила неразумная, действующая по закону ассоциативных связей и исходя из случайных обстоятельств. Вот один из житейских примеров:

Сын одной женщины ушел к приятелю в гости. Обещал вернуться к ужину (положим, к 19 часам), но вот уже 20 часов, а его всё нет. Мать начинает тревожиться. Вспоминает трагический случай, который произошел недавно, когда хулиганы убили ночью молодого парня. Перед глазами женщины, как на экране кино, начинают пробегать кадры – сюжеты, один другого страшнее. Вот сына избивают, он кричит, пытается вырваться. А вот наносится удар ножом, парень падает, истекает кровью, никто ему не может помочь и так далее в этом же духе...

Звучит звонок в дверь. Входит ничего не подозревающий о материнских страстях-воображениях сын, живой и невредимый, а на матери, как говорится, лица нет, ибо только что она реально (согласно психофизиологическим законам) пережила страшную трагедию.

Описанный случай достаточно банальный, но очень характерный. Нечто подобное переживают, пожалуй, все родители, да и не только они.

Духовное здоровье подразумевает ясность и чистоту сознания с предельным ориентированием души на истинное положение вещей, реальность и правду. Православная же аскетика прямо нацеливает подвижника на неустанную, осознанную борьбу с воображением.

Из библейского повествования известно, что первое великое падение произошло именно в результате вымысла и воображения, когда могущественный ангел (Денница) возомнил себя подобным Богу и был низринут за это на землю, увлекая за собой бесплотные силы, зараженные тем же пороком.

В святоотеческой литературе дьявола нередко называют фантазером и живописцем. Просветленный духовный взор просматривает бессмысленные, хотя и пленительные художества и хитросплетения и в современной жизни, буквально изобилующей его творчеством.

Интересно описание видов воображения, которое приводится в замечательной книге схиархимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан", написанной в лучших святоотеческих традициях, хотя и сравнительно недавно. В ней выделены четыре вида воображения:

  1. Воображение, связанное с действием грубых, плотских страстей. Всякая страсть может облекаться в тот или иной образ. Например, страсть блуда может проецировать в сознание услаждающие эротические картины, связанные с любовными приключениями, а страсть чревоугодия – рисовать всевозможные яства.

Если ум отторгнет привнесённый образ страсти, то последний угаснет. И наоборот, если примет с услаждением – энергия этого страстного образа будет тиранить тело.

  1. Другой вид воображения – мечтание. При этом человек отходит от реального положения вещей в мире и живет в сфере фантазий. Сколько же мечтателей и фантазеров среди нас! Сколько прожектеров и выдумщиков, как много живущих надуманной, нафантазированной, ложной жизнью, при потере чувства реальности, запутавшихся в понятиях, где правда, а где вымысел, верящих в свои сны и грезы наяву! Многие мечтатели, придумав и поверив в возможность построения рая на земле, возвели эту идею в сверхценную для себя, а в дальнейшем, уже будучи одержимы ею, подобно Люциферу, вовлекли в нее и повели за собой многих других, обманутых, как и они сами. Это привело к неисчислимым страданиям и многочисленным жертвам, ибо Царство Божие на земле построить невозможно.

  2. Третий вид воображения связан с размышлением над какими-либо проблемами с помощью памяти и представлений. Этот вид воображения имеет великое значение в жизни. С помощью него творились и творятся великие произведения искусства, многие научные открытия, изобретения, начиная с примитивных орудий труда на заре человечества и кончая непостижимыми достижениями современных науки и техники.

  3. Четвёртый вид есть по сути своей попытка разума проникнуть в тайну бытия и постигнуть Божественный мир. На самом же деле человек часто творит Бога по своему образу и подобию, то есть так, как он понимает и думает, что в действительности есть великая ошибка, ибо ограниченное тварное мнит постичь неограниченное, нетварное, трансцендентное.

Святоотеческое учение всегда учило, что "никакое воображение не имеет места в отношении к Богу, ибо Он выше всякого помышления". "Мир же человеческой воли и воображения – это мир призраков истины", – говорится в книге "Старец Силуан". Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение есть проводник демонической энергии.

Итак, мечтательность и склонность к бесплодному воображению есть порок, и далеко не безобидный. Старец Силуан говорил, что он кроется в гордости, отчего действие воображения усиливается, и, напротив, угасает от смирения.

Согласно мнению некоторых отечественных мыслителей, мечтательность и воображение присущи нашей нации, всему русскому народу. Наша слабость и опасность как раз обратная, – писал в книге "Воссоздание святой Руси" А. В. Карташев, – "мечтательность и пассивность, расчёт на то, что всё как-то само собою образуется".

Привычка бесплодно витать в облаках, фантазировать, удаляться от реальности – серьёзное препятствие для духовного развития человека. "Только настоящее принадлежит нам, – писал епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский), – и между тем человек часто склонен разрушать его ради мечты о неверном будущем".

Вместе с тем бывают периоды в жизни, наверное, каждого человека, когда душа словно требует, чтобы предаться каким-то воспоминаниям, что-то пробудить в памяти, оживить страницы прошлого.

Если это происходит естественно и органично и не связано ни с каким нажимом, грубым насилием над душой, освящено светлым, духовным чувством, то и должно восприниматься вполне нормально, ведь даже окаменевшее ледяное сердце оттаивает в лучах теплых воспоминаний неповторимого прошлого. Кому незнакомо состояние, когда какой-то мимолётный запах или эпизод высвобождает из души целую гамму чувств, как бы оживляет какие-то утраченные связи времен и событий.

Опасными могут быть искусственно вызываемые чувственные представления в религиозной жизни, в частности, в молитвенной практике. Поэтому, например, святые отцы не рекомендуют во время молитв представлять какие-либо образы: будь то Ангелы, святые, Матерь Божия или Спаситель. Другое дело образы, запечатленные на иконах как воплощение высших человеческих устремлений, святой любви и горячей веры.

Человек, склонный к чувственным и образным фантазиям, нередко "улавливается" привнесенными картинами, происхождение которых часто имеет демоническую природу и приводит к особому состоянию, именуемому в Православии "духовной прелестью" (см. главу о прелести), которая есть не что иное, как своеобразный наркотический (точнее наркоподобный) экстаз, представляющий бытие в извращенной форме. "Когда восприимешь мечтания о каком-либо чувственном удовольствии, поберегись, чтоб не быть тотчас увлечену им", – предостерегает преп. Антоний Великий, называя подобного рода мечтания "прелестью сластолюбия".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (1)

    Документ
    Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачествах и притом составленных из разных трав.
  2. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (2)

    Документ
    Пограничные нервно-психические расстройства, а среди них значительное место занимают неврозы, прочно удерживают лидирующее положение в обширной группе психических заболеваний.
  3. В. К. Невярович Чудесные исцеления

    Документ
    Особенностью данного труда является смелая попытка практикующего врача систематизировать наиболее яркие случаи чудесных исцелений, известных в истории человечества начиная с библейских времен.
  4. Текст взят с психологического сайта (25)

    Документ
    В книге в контексте рассмотрения актуальной проблемы психологической науки - роли сферы вторичных образов (образной сферы) в психическом отражении и регулировании - на историко-психологическом и культурологическом материале анализируется
  5. Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах Психиатрия, психотерапия, наркология (1)

    Документ
    Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, которое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть.

Другие похожие документы..