Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: - проследить развитие русского языка на примерах заголовков СМИ, рекламы, компьютерного сленга; вспомнить основные понятия по теме «Лексика»; п...полностью>>
'Сказка'
Горница в избушке на курьих ножках. На лавке сидит Старшая Баба-Яга. Средняя Баба-Яга натирает ей мазью костяную ногу. Звучит музыка, которая дает пон...полностью>>
'Конкурс'
1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок проведения конкурсного отбора инновационных проектов (далее проектов) образовательных учреждений, готовы...полностью>>
'Документ'
1.6. Предоставление справки о наличии открытых/закрытых счетов в Банке с указанием остатка денежных средств на счетах, оборотов по счетам за период (...полностью>>

В. К. Невярович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГИПНОТИЗМ, ЙОГА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Святоотеческой психотерапии чужды методы, включающие в себя императивное (насильственное) воздействие на личность. Это впрямую относится и к гипнотизму и к другим так называемым психотерапевтическим методикам, использующим так или иначе этот принцип.

Несовместим со святоотеческой психотерапией и всякий вид манерности, лживости, искусственности, представлений себя в качестве чудотворца или кудесника. Чуждо все, что превозносится, бахвальствует, показывает своё мнимое превосходство над другим, что многословно, суесловно, театрализовано – словом, по духу своему не соответствует святоотеческому учению.

Еще митрополит Московский Филарет (Дроздов) писал по отношению к магнетизму (читай гипнотизму): "О магнетизме, когда спрашивали меня, употреблять ли, отвечал я, что христианам даны высшие и вернейшие силы, вера и молитва, а следовательно, пускаться в низший путь, ощупью пролагаемый своемыслием человеческим, есть упадок". Русский врач А. И. Яроцкий (1866-1944) в своей книге "Идеализм, как физиологический фактор" (1908 г.) писал относительно гипнотизера: "Наконец, задача его заключается в том, чтобы сломить сопротивляемость больного приказанием извне, а это соответствует понижению уровня психической личности больного". Гипнотические воздействия ослабляют волю пациента, роботизируют, делают его психологический барьер уязвимым для негативных воздействий извне, насилуют душу человека. Известны и другие побочные действия, в том числе и развитие наркоподобной зависимости пациента от гипнолога.

Гипнотизм подразумевает и несет в себе опасность не только извращенного (неприродосообразного) восприятия действительности, но и усиливает некоторые чувственные переживания, особенно сексуального плана. Так, хорошо известны трансовые гипнотические сексуально окрашенные состояния, которые вызываются почему-то только у лиц истерического типа.

В силу всех перечисленных и некоторых иных причин "гипноз не признает наша Святая Церковь, она знает только благодать Божию" (епископ Арсений (Жадановский).

Даже отец сексуального материализма Зигмунд Фрейд (1856- 1939), создатель антибожественного психоанализа, нашел в себе мужество честно признать непригодность гипнотического метода для серьезной работы с личностью больного человека.

Достаточно осторожно следует подходить и к суггестивным методам (внушению), ибо внушать допустимо лишь правду, а не ложь, выдаваемую за правду. Посмотрите, к примеру, последние книги Георгия Сытина, пытающегося модифицировать и даже окрасить в молитвенно-религиозные тона метод, предложенный ещё в начале этого столетия французским аптекарем Эмилем Куэ. Так называемые сытинские божественные настрои, состоящие из бравурных наборов всевозможных позитивных утверждений, включающих даже омоложение, рост новых зубов, якобы исцеление всех больных органов и пр., по сути своей есть пародия на молитву и содержат в себе кощунственные невежественные моменты по отношению к истинно Божественному и допустимому для православного христианина.

Вместо того, чтобы тратить напрасные силы на внушение того, чего нет в действительности, гораздо важнее подвести страждущего к верному восприятию ситуации, помочь ему восстановить остроту греховного видения, устранить принципиальные препятствия, мешающие реальному восприятию жизни.

Во всех случаях наиболее важную роль играет не то, что говорится, а как говорится, и главное значение, конечно, принадлежит самой личности психотерапевта, его духовному облику, состоянию и степени чистоты души самого целителя.

Если же говорить о недирективных психотерапевтических сеансах отдыха (не путать с гипнозом), где слово психотерапевта ненавязчиво, без нажима и насилия помогает успокоиться, настроиться на мирную волну, то, быть может, такие сеансы и возможны, если проводятся, например, на фоне духовной музыки или музыки классического умиротворяющего звучания. Но и в данном случае психотерапевту следует помнить о возможности спонтанных трансовых состояний, что совершенно недопустимо, а также о нежелательности развития чувственного воображения и фантазий. Следует не наркотизировать пациента душевным дурманом, а пробуждать духовно, лечить словом Истины, а не иллюзиями чуда, взывать к правде Божией, а не к суетным призрачным благам и удовольствиям.

Вся наша жизнь построена на внушениях и самовнушениях, содержит она и житейский гипноз, под влиянием которого все мы в той или иной степени находимся. Ложь проникла в слово, исказив его Божественное предназначение. Святоотеческая психотерапия стремится избежать лжи и пустословия. Стоит ли повторять, какие высокие требования должны быть предъявлены к самому психотерапевту, какой образ жизни он должен вести, как над собой работать, как верить, молиться, любить и пр.?

Ещё преподобный IV века Иоанн Прозорливый, подвизавшийся в Серидовой обители, писал о качествах, необходимых врачу-христианину: "Сострадать же больным и помогать им врачеваниями – доброе дело", и "врач, пекущийся о больном, получает награду" от Бога. "Но для всего этого надобно, чтобы он был благочестив, чтобы как сам питался таинствами Святой Церкви, так и своим пациентам не только не запрещал бы того же, но и первым делом советовал бы. Он должен быть смиренным и думать не о своей славе, а о Божией, помня, что для того Он и дал людям знания, чтобы прославляли в чудных делах Его" (Сир. 38,6; епископ Варнава).

Тематические высказывания

Оптинские старцы о гипнозе

      1. Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются... извлекают из него пользу (отец Нектарий).

      2. И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу (он же).

      3. Гипноз – злая, не христианская сила (отец Варсонофий).

      4. Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму – противоестественному средству,- то я уже ничего не могу вам сказать (отец Макарий).

Йога

Известное изречение "Свет идет с Востока" стало своеобразным компасом нашего времени для многочисленных искателей истины. Не обошло это увлечение и Россию.

Специфической особенностью древневосточных философских концепций является очень глубокий пристальный взгляд на человека, но не как на изолированный объект, а в неразрывном единстве с природой и вселенной. Мыслители Востока исходили из идеи единства сущности внутреннего мира человека (микрокосма) и всего мирового пространства и материи (макрокосма), по аналогии с тем, как капля океана есть частица огромного водного пространства и заключает в себе его основные свойства*. (Сравните евангельское "Царствие Божие внутри вас есть". Л/с. 17,21.)

Древнеиндийской философии присуще стремление к истине в осознании первопричин зарождения жизни, смысла самого существования человека на земле. "Индия – страна, где впервые пробудилось в людях стремление к сознанию абсолютной истины и в которой это сознание остановилось на своем первом моменте, как бы окаменелое дошло оно до нас...", – писал Белинский.

Древнеиндийское учение под названием йога возникло не позднее И-1 вв. до Р. X. Сам термин трактуют (переводят) обычно как "соединение, связь, слияние". По сути дела это философско-религиозная система, требующая от последователей следования аскетическому образу жизни, граничащему подчас с крайностями. Ориентирована йога на внутреннее развитие, совершенствование и самодисциплину для достижения особых "высших" состояний.

Индийские йоги достаточно глубоко изучили психофизические особенности человека, овладели в совершенстве способами саморегуляции (что, впрочем, имеет отношение более к телесной составляющей, менее к душевной и практически не затрагивает в положительном плане духовную сторону, а напротив, обедняет и анестезирует последнюю). Физическая йога, известная под названием "Хатха-йога", поражает своей виртуозной акробатической изощренностью, впрочем, как и изяществом, при мастерском исполнении. Некоторые из морально-этических правил йогов, включающих в себя две ступени: Яма и Нияма,- близки или имеют аналогию с христианскими заповедями. Вместе с тем Индии не дано было знание истинного Бога, каким является Христос, интуитивные устремления древних подвижников истины к высшему завершаются не спасением души, а мистически-трансовым состоянием, известным под названием Самадхи.

"Йога" близка индусам, ибо возникла в этой стране, несет своеобразный колорит, органична с верованиями индийцев, их культурой. В России же она далека от строя русской души, чужда нашему духу, обычаям. Некоторые из упражнений Хатха-йоги, возможно, и могут быть полезны в профилактике и лечении ряда заболеваний, однако не следует забывать, что ряд упражнений несет в себе определенную символику, в том числе языческого культового плана. Так, внешне безобидная разминка йогов, известная под названием "Сурья Намаскар" ("Здравствуй, солнце"), состоящая из двенадцати последовательных упражнений, – является поклонением древнеязыческому культу солнца, почитавшемуся как божество. Такое культовое поклонение, по понятным причинам, неприемлемо для христиан, поклоняющихся только Христу.

При внешней схожести рекомендаций, касающихся питания, имеются существенные различия в христианском и йоговском подходе к диете и набору пищевых продуктов. Христианство традиционно имеет тенденцию к сухоядению и существенно приближается к полному вегетарианству лишь в монастырской кухне и во время предназначенных постов. Йога, например, рекомендует обильное питье (десять-двенадцать стаканов в день) и требует полного отказа от мяса, допуская ежедневно прием иных продуктов животного происхождения (в частности, молочных).

Христианские посты более физиологичны, чем йоговские диетические рекомендации или модные системы голоданий, пропагандируемые в наше время; они лучше подходят к условиям нашей жизни, легче переносятся организмом, вызывают меньше осложнений и возможных негативных отклонений в здоровье даже при чрезмерностях в применении.

Имеются определенные опасения и относительно знаменитых перевернутых йоговских поз (асан). Это далеко не безобидные упражнения, особенно для лиц пожилого возраста. Из-за мощного перераспределения крови и нагрузки на сосуды мозга они требуют предельной осторожности и постепенности в усвоении. Кроме того, символика "наоборот" характерна для демонологии.

Совершенно неприемлемы для христианства случаи добровольного ухода из жизни некоторых йогов, якобы посчитавших свою миссию на земле исполненной и волевым усилием прекративших свою жизнь. Примером может служить случай с Йо-гонандой, ушедшим из жизни в 1958 году в состоянии маха-самадхи. С позиций Православия это не что иное, как самоубийство, а не демонстрация своего могущества над жизнью.

Путь йоги есть пленительное заблуждение, уводящее в мир иллюзий и бесплодных аскетических и акробатических телесных манипуляций, искажающее истинное восприятие мира и уводящее от спасения.

ЭКСТРАСЕНСОРИКА

Мода на экстрасенсорику и биоэнерготерапию пришла в Россию сравнительно недавно – в середине 70-х годов этого века, достигла своего пика к концу 80-х годов и пошла на убыль к середине последнего десятилетия. У истоков новых направлений в целительстве, связанных с непосредственным энергетическим влиянием на больного, стояли разные люди, но наибольшую известность получила, безусловно, Джуна Давиташвили, совершившая стремительную, можно сказать, головокружительную карьеру от массажистки до знаменитой во многих странах мира целительницы. Правда, все новое на поверку оказывается нередко всего лишь искусной интерпретацией хорошо забытого старого, и, если повнимательнее рассмотреть способы лечения праной индийских йогов, магнитизацию австрийского врача Месмера и оккультную терапию немца Рудольфа Штейнера, мы не увидим существенно большого отличия от биоэнергетического метода лечения, предложенного Джуной, за исключением чисто технических моментов и некоторых мануальных (ручных) способов диагностики.

Привнесение биоэнерготерапии в медицину вызвало буквально переворот и даже смятение в научном мире, да и в общественном сознании. Биоэнерготерапер"-ы буквально ворвались в нашу жизнь, к ним потянулись страждущие и утратившие было надежду на выздоровление тысячи и тысячи больных. Консервативная советско-российская наука стала все более и более уступать настойчивому натиску представителей нового вида врачевания. В поликлиниках появились спе-циалисты-биоэнерготерапевты, возникли целые школы, институты и даже академии экстрасенсорного направления. Существенно изменилось в сторону позитивного принятия и общественное мнение. И только Православная Церковь ни под каким предлогом не приняла, не благословила новшество, ни по форме, ни по содержанию. Более того, среди хора хвалебных од чудотворцам-экстрасенсам лишь один голос звучал непоколебимо "строго и непреклонно осуждающе. То был голос Русской Православной Церкви, сумевшей на духовном уровне распознать ложь, обман, прельщение и даже пагубу, касательно как больных, так и самих "целителей". её (Церковь) обвинили и продолжают обвинять в ортодоксальности, консерватизме и даже средневековом мракобесии. Но практически не один из священнослужителей не склонился в иную сторону. Экстрасенсорика и Православие оказались вещами совершенно несовместимыми; и досужие вымыслы о том, что иерархи Православной Церкви тайком пользуются услугами экстрасенсов конечно же не соответствуют истинному положению вещей и пускаются с вполне понятной целью.

Чем же объясняется подобное убеждение Православной Церкви о нежелательности и даже греховности увлечения подобным видом целительства? Ведь официальная наука как будто бы подтверждает во многих случаях эффективность биоэнер-готерапии, о чем имелось уже немало сообщений в прессе. Ответ на этот вопрос не так прост. Тем не менее, не обладая ни специальными лабораториями для исследования, ни клиническими данными, Православная Церковь за почти двухтысячелетний период выкристаллизовала и накопила глубокие духовные познания, позволяющие точно реагировать и различать суть новых явлений общественной жизни, в каких бы масках и костюмах они ни являлись к нам. Кроме того, за много столетий до времени, в котором мы живем, святыми отцами Церкви уже была открыта и описана удивительно стройная теория о природных энергиях, исходя из которой нетрудно оценить характер биоэнергетических манипуляций, столь популярных ныне.

Так, согласно писаниям св. Максима Исповедника, этого удивительно глубокого мыслителя раннего христианства (582- 662 гг.), все природные энергии могут быть гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные). Кроме тварной (то есть созданной Богом энергии) существует ещё и нетварная энергия – Благодать (по лат. СгаНа). Благодать, как явствует из самого названия, есть не что иное, как благой дар Самого Бога. Жизнь человека есть тоже Божественный дар (Ога11а уИа). А весь видимый мир суть энергии, ибо тварен, то есть создан Творцом. Все биологические особи (в том числе и человек) заключают в себе энергии.

Живем мы, постоянно соприкасаясь и взаимодействуя своими биоэнергоструктурами. Таким образом, можно сказать, что жизнь есть способ существования энергий, а не белковых тел, как утверждали классики марксизма. Взаимодействия между носителями энергий происходят постоянно, даже неосознанно. Возможно и осознанное энергетическое воздействие одного человека на другого. Однако здесь надо иметь в виду следующие моменты: та энергия, которую человек передает другому, всегда тварна и очень часто существенно загрязнена. Кроме чисто физического компонента, который можно замерить даже соответствующей аппаратурой, имеет место сложная, глубинного плана информация (голограмма), которая затрагивает уже душевно-духовные структуры личности. Так, одно | лицо (донор, целитель, активное начало) может передать другому лицу (реципиенту, пациенту, пассивному началу) информацию своих болезней, порочных влечений и даже часть того незримого недуга, именуемого не иначе как грех. Этот более тонкий вид биоэнергообмена автор именует взаимовлиянием душ. Часто это напоминает процесс, происходящий с двумя сообщающимися сосудами, хорошо известный в физике. При этом происходит взаимообмен, где более очищенный (духовно) загрязняется, а загрязненный как бы очищается. Субъективно это выражается в том, что одному человеку становится после контакта с другим лицом легче, а тому, напротив, тяжелее.

Подвижники святости и благочестия достигали качественной перестройки деятельности всего организма, вклЬчая клеточно-молекулярный уровень. Они приобретали способность воспринимать, "вмещать в себя" нетварную Божественную энергию.

Такие люди действительно могли совершать чудесные исцеления, но уже не своей тварной энергией, а посредством благодати Святого Духа. Этой теме посвящена моя книга "Чудесные исцеления", где собранные и приводимые факты, как говорится, сами говорят за себя.

Другой опасностью биоэнерготерапии, с позиции Православной Церкви, является невольное (или хуже того – сознательное) служение антибожественному демоническому миру с его прельщениями и уловками при действительно реальном мощном энергетическом покровительстве. Вот истинная разгадка той силы, которую вдруг начинает ощущать у себя в руках поддавшийся этому заманчивому направлению человек. Настораживает массовость экстрасенсорных увлечений, ибо впоследствии (а есть тому уже немало примеров) многие люди, не обладая истинным духовным опытом и знаниями, становятся буквально игрушками в руках демонического мира. Кроме того, очень часто биоэнерготерапевты после нескольких лет (а иногда всего лишь месяцев) практической деятельности отмечают выраженное ухудшение своего душевного и физического здоровья, а порой испытывают буквально трагические потрясения. Таким образом, интенсивное внедрение в медицину биоэнер-гоцелительства представляется явлением крайне опасным. Гораздо более важно развивать истинно духовные пути врачевания, ибо терапия души более эффективна, нежели экстрасенсо-рика в лечении как физических, так и душевных недугов; кроме того, она не несет в себе осложнений и опасных заблуждений. Следует, однако, уточнить, что речь идет об истинной терапии души, а не подделках и манипуляциях под видом новых методов лечения, а на самом деле представляющих мистические или насильственные способы воздействия.

СОТНИЦА ЗЛАТОУСТОВА

      1. Начальники – те, которые управляют самими собою.

      2. Знание о добре и зле положено в совести всех людей.

      3. Нет, подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей.

      4. Туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать.

      5. Где злоба и гнев, туда не прилетает Дух кротости.

      6. В клятвах нет никакой необходимости.

      7. Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам.

      8. Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели – любовь.

      9. Подлинно, ничего не приносит нам столько страданий, как усилившиеся в душе страсти.

      10. Псалом – великий собеседник.

      11. Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был Ангел.

      12. Будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо.

      13. Бедность научает нас и мудрости, и терпению, и всякому любомудрию.

      14. Вожделение дано нам для брака и для деторождения, а не для распутства и растления.

      15. Но греха собственного нет ни одного, который бы происходил из необходимости, но все они зависят от злоупотребления воли.

      16. Бедность по обыкновенному порядку должна производить не леность, а трудолюбие.

      17. Воровство происходит от лености.

      18. Добродетель сообразна с природою, а порок противен ей, как болезнь и здоровье.

      19. Если бы полезно было знать будущее, то Бог не скрыл бы того от нас.

      20. Если ты непременно желаешь славы, то ищи лучше славы от Бога.

      21. Кто сам себя возносит, того не возносят другие.

      22. Нечестие с искусством в слове производит гораздо более зла, чем необразованность.

      23. От множества удовольствий у нас бывает много и грехов, в чем может убедиться всякий.

      24. Обыкновенно не столько причиняют вреда умные звери, сколько порочные люди.

      25. Крест – глава нашего спасения; крест – причина бесчисленных благ.

      26. Крест – есть наша похвала, начало всех благ, дерзновений и все наше украшение.

      27. Кто сказал "помилуй", тот сделал исповедь.

      28. Неужели ты думаешь, что мало нужно силы, чтобы получать оскорбления и не возмущаться.

      29. Расточительный не есть человек великодушный.

      30. Кто употребляет деньги на что следует, тот великодушен.

      31. Поистине велика душа та, которая не раболепствует страсти и почитает деньги за ничто.

      32. Всеведущий не имеет нужды в свидетелях и доказательствах.

      33. Воздержание от зрелищ может быть названо началом целомудрия.

      34. Страсть не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьёт того, кто одержим ею.

      35. Ничто так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие.

      36. Ненавидеть тяжело и сопряжено с беспокойством, а любить легко и удобно.

      37. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый.

      38. Гнев есть то же беснование, только временное.

      39. Великой душе свойственно не думать о собственном удовольствии, а заботиться о других.

      40. Страсти суть тираны.

      41. Недостатки ближних должно умалчивать и прикрывать.

      42. Никто тебя не осудит, если ты будешь осуждать себя сам.

      43. Не делать, а терпеть зло – вот истинное преимущество.

      44. Не ищи славы у безумных, но признавай достаточным для тебя иметь славу людей разумных.

      45. Никто так не прекрасен душою, как человек простой.

      46. Это духовная пристань души (о Церкви).

      47. Нет ничего приятнее человека, который не умеет гневаться.

      48. Чем большим кто окружен богатством, тем большего ещё желает.

      49. Начало гордости есть неведение Господа.

      50. Гордость есть крайняя глупость.

      51. Человек нередко бросается в бездну, чтобы толька другие удивлялись ему.

      52. Если же кто не в состоянии управлять своею душою, то как он будет править государством?

      53. Гнев не имеет силы, если не получит её от тебя.

      54. Гнев есть не что иное, как безумное раздражение.

      55. Ничто не делает столь бесстыдным, как испорченная совесть.

      56. Молиться о вреде врагам – дело беззаконное.

      57. Нет ничего святее того языка, который в несчастиях благодарит Бога.

      58. Будем оплакивать не умирающих, а тех, которые оканчивают жизнь в пороках.

      59. Целомудрие есть воздержание и препобеждение похотей борьбою (а не бегством).

      60. Удовольствия порока кратковременны, а скорбь постоянна.

      61. Нет ничего ничтожнее славы человеческой.

      62. Мы должны хранить имущество так, как будто оно у нас чужое.

      63. Будем презирать деньги, чтобы не потерять из виду своей души.

      64. Любовь лучше власти и всякого богатства.

      65. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то он худ и мучителен.

      66. Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь настоящий праздник.

      67. Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства.

      68. Если должно сносить тяготы друг друга, то тем более сносить недостатки жены.

      69. Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока.

      70. Когда не подозреваешь ничего злого, тогда не можешь и замышлять зла.

      71. Бедствия располагают к милосердию и человеколюбию.

      72. Для того крылья у птиц, чтобы избегали сетей; для того и разум у людей, чтобы избегали грехов.

      73. Часто от смеха рождаются скверные слова, от скверных слов – ещё более скверные дела.

      74. Пребывание на зрелищах порождает любодеяние, невоздержание и всякое бесстыдство.

      75. Всякое благое дело есть плод любви.

      76. Лучше замарать себя отвратительною грязью, чем грехами.

      77. Беден тот, кто не может сносить бедность.

      78. Но если уничтожится милосердие, то все погибнет и истребится.

      79. Если он добродетелен и богат, это справедливо.

      80. Болезни телесные исцеляет искусство врачей, а больную душу скоро исцеляют изречения Христовы.

      81. Что телесная пища для поддержания наших сил, то и чтение Писания для души.

      82. Если богатство дается глупому, то оно делает его ещё глупее, если распутному – ещё распутнее.

      83. Пред добродетелию все богатства вселенной хуже грязи, меньше сучка.

      84. Ничто так не делает людей глупыми, как злоба.

      85. Первая добродетель и даже все добродетели состоят в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире.

      86. У тебя есть язык не для того, чтобы передразнивать другого, а чтобы благодарить Бога.

      87. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго.

      88. Без любви никакие дарования ничто.

      89. Не говори мне о любви низкой, которая скорее болезнь.

      90. Итак, перестанем сначала хищничать, и тогда уже станем подавать милостыню.

      91. Великое благо – сознавать свои грехи, постоянно думать о них.

      92. Седина тогда почтенна, когда украшенный ею поступает так, как прилично седине.

      93. Старец есть царь, если захочет им быть.

      94. Когда я бываю ненавидим, а сам не ненавижу, тогда другой имеет меня врагом, а не я его.

      95. Это таинство и здесь делает для тебя землю небом (о причастии Святых Тайн).

СОТНИЦА СВ. ИСААКА СИРИНА

    1. Когда бываем боримы, то это значит, что мы противоборствуем.

    2. Покаяние есть возобновление крещения.

    3. От ложного умиления рождается возношение, а от истинного – утешение.

    4. Гнев есть желание зла огорчившему.

    5. Раздражительность есть... безобразие души.

    6. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды.

    7. Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить.

    8. Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий.

    9. Ложь есть истребление любви.

    10. Лицемерие есть матерь лжи.

    11. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи.

    12. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума.

    13. Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне.

    14. Целомудрие есть чистота души и тела.

    15. Все бесы покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят.

    16. Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник.

    17. Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств.

    18. Как много пить зависит от привычки, так и много спать.

    19. Многий сон есть неправедный сочинитель, пожирающий у ленивых половину жизни или ещё более.

    20. Страх есть лишение твердой надежды.

    21. Гордая душа есть раба страха.

    22. Все боязливые тщеславны.

    23. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки.

    24. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим.

    25. Всякий Человек,жоторый любит себя, выказывает тщеславие.

    26. Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово.

    27. Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия прижигающим бесчестием.

    28. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой.

    29. Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели.

    30. Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо "суетно" для такого спасение человеческое.

    31. От скверной гордости рождается несказанная хула.

    32. Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причиной непотребных помыслов.

    33. Кротость есть скала, воздвигающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны.

    34. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище дьявола.

    35. Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства.

    36. Тихая душа вместит слова премудрости.

    37. Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения.

    38. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие.

    39. Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно.

    40. Избирай лучше оскорбить людей, нежели Бога.

    41. Лукавство происходит от возношения и от гнева.

    42. Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

    43. Кто вначале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирение.

    44. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.

    45. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения.

    46. Легкомысленные люди бывают орудиями бесов, и особенно против их врагов (то есть людей Божиих).

    47. Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия.

    48. Воздержание есть матерь здравия.

    49. Прилежная молитва есть погибель унынию.

    50. Желание бесчестий есть исцеление раздражительности.

    51. Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства, а невидимую – Предвечный и Невидимый.

    52. Из того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни.

    53. Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум.

    54. Как огонь не рождает снега, так и ищущий земной славы не получит небесной.

    55. Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения.

    56. Как умирающему невозможно ходить, так и отчаявшемуся невозможно спастись.

    57. Уединенный имеет нужду в великом трезвении и неразвлекаемом уме.

    58. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.

    59. Безмолвник есть земной образ Ангела.

    60. Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним.

    61. Падение послушнику – собственная воля, а безмолвнику – оставление молитвы.

    62. Вера – крыло молитвы.

    63. Терпение есть отсечение оправданий и внимание к себе.

    64. Терпение рождает надежда и плач.

    65. Прежде приятия силы духовной не читай книг, чуждых правоверия.

    66. Вся ткань молитвы твоей да будет немногословна.

    67. Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений.

    68. Не старайся многословить, беседуя с Богом.

    69. Вера воскрыляет молитву, и без веры молитва не может взлететь на небо.

    70. Молитва есть зеркало иноков.

    71. Душа тогда молится с чувством, когда она бывает превыше раздражительности.

    72. Во время молитвы не принимай никакого чувственного мечтания, чтобы не впасть в исступление ума.

    73. Будь мужественным во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве.

    74. Некоторые говорят, что бесстрастие есть воскрешение души прежде воскрешения тела.

    75. По мере оскудения любви бывает в нас страх.

    76. Сила любви в надежде, ибо в надежде ожидаем.

    77. Надежду разрушает гневливость.

    78. Любви к брату своему не заменяй любовию к какой-либо вещи.

    79. Тому, кто привязан к земному, невозможно домогаться небесного.

    80. Самооправдание – не христианского жития дело, об этом нет и намека в учении Христовом.

    81. Выше всякой добродетели рассудительность.

    82. Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей.

    83. Уклоняйся от дерзости в речах, как от смерти.

    84. Если ты мирянин, то проводи время в занятиях добрыми мирскими делами.

    85. Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты её привлекает в любовь к себе.

    86. Молитва в чине своем выше милостыни.

    87. Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа.

    88. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань.

    89. Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение.

    90. Праздность же почитай началом омрачения души.

    91. Как душа по природе лучше тела, так дело душевное лучше телесного.

    92. Кто обрел зависть, тот обрел с нею диавола.

    93. Бойся привычек больше, нежели врагов.

    94. Похвала льстеца – скрытая сеть.

    95. Взыщи разума, а не золота.

    96. Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своей пребывай один.

СОТНИЦА СВТ. ФИЛАРЕТА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО (ДРОЗДОВА)

    1. Чем глубже человек в смирении, тем лучше видит небо.

    2. Молитва друг о друге есть лучшее из общений.

    3. Но работать Господу можно и в уединении, и в семье.

    4. Обличать человека по своей воле едва ли нужно, разве сам он подаст случай сказать ему истину.

    5. Не худо поставить щит против нападающего, но не надобно выставлять себя для стрел.

    6. Входить в спор всегда нежелательно...

    7. На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием.

    8. Клевет бояться не должно, а брать против них осторожность нужно.

    9. Кто довольно знает и судит себя, тому недосужно судить других.

    10. Легкого ветра легкомысленных слов человеческих не превращайте в бурю...

    11. Духовный закон говорит, что надобно помочь ближнему, и притом не оскорбляя другого.

    12. По рассуждению древнего философа, ударом осла не должно тревожиться.

    13. Будем доверять и молчанию друг друга, как доверяем слову.

    14. Одно смирение может водворить в душе мир.

    15. Люби слушать советы, а не похвалы.

    16. В минуты негодования и гнева не надобно позволять себе говорить и действовать.

    17. Невидимые, но подлинные грехи видеть иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.

    18. Да взыщем радости, в которой бы не скрывалось жало печали.

    19. Да не страшимся и печали, которая в радость будет.

    20. Небесполезно в болезни испытывать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться сего чувства.

    21. Печаль может быть справедлива, но никогда не должна быть чрезмерна.

    22. Печаль никогда не должна быть сильнее веры в Бога и надежды на Него.

    23. Что бы ни произошло, надобно веровать в Его милосердие и надеяться от Него помилования.

    24. Один Бог может утешить истинно, и тогда как дарует, и тогда как отъемлет.

    25. Если терпишь скорби безвинно, благодари Бога.

    26. Душу свою человек не до глубины видит.

    27. От несчастного примера может родиться несчастный обычай.

    28. Надобно, чтобы простота была не без мудрости.

    29. Как не догадался до сих пор, что простота обличает, а изысканность мучит?

    30. Надобно опасаться, чтобы не написать больше того, что говорит истина, или меньше того.

    31. Только на истине и правде основать можно спокойствие себе и другим.

    32. Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно только войти в отверстую.

    33. Хорошо молчание с кротостию и с смирением.

    34. Каковы бы ни были обстоятельства, унывать не надобно: от уныния делам не лучше, а нам самим хуже.

    35. Не всякий подвиг всякому полезен и удобен.

    36. Опытная мудрость говорит: в радости не забудь готовиться к скорби, в скорби не забудь надеяться лучшего.

    37. В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся.

    38. Наши изуродованные суетою обычаи... угрожают более, нежели внешние враги.

    39. Непокойный век умножает дела.

    40. Печально то, что видим: и паки печально то, что видящие не видят.

    41. Как время наше походит на последнее!

    42. Что это за несчастье, что о злоупотреблениях все говорят и никто не может победить их.

    43. Жалуются, что в церкви часты праздники: а в театре праздники ежедневно.

    44. Чужие ошибки не оправдывают наших...

    45. Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей...

    46. Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения.

    47. Чтобы сильно предстательствовать за человека, надобно его верно знать.

    48. Боюсь человека, который замечен не мирным к начальнику.

    49. Надобно беречь каждого, но ещё больше беречь дух всего общества.

    50. Дар прощать выше дара исправлять наказанием.

    51. Начальник должен быть выше оскорбления подчиненных.

    52. Утешительна в скорби человеку мысль, что он не сделал зла другим.

    53. Тишина духа утешает нервы.

    54. А куда ведет Бог – добрый путь!

    55. Кажется нужнее поощрять и наставлять людей, нежели переписывать уставы.

    56. Слова не мелочи, когда дело идет о догматах и о святых...

    57. Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда.

    58. Молитву Церковь влагает в уста, чтобы она проникла в сердце.

    59. Слава Богу, что дал Он тоску по церкви.

    60. Очень жаль, что и монахи смотрят вверх, а не в землю, как учили отцы.

    61. Призвание наше, по возможности, исправлять людей, а не раздражать.

    62. И мысль о юбилее для меня не привлекательна.

    63. Должно делать нужное и приличное, а не мечтать о великолепии бесполезном. ,

    64. Читайте святителя Тихона и посмотрите, что такое простота церковная.

    65. Явится хороший пример, найдутся подражатели.

    66. В служении нужна простота, естественность и внятное слово...

    67. Для спасения нужно веровать, исполнять заповеди, очищать сердце, а не любопытствовать.

    68. Надобно стараться и добрые дела вести с осторожностью, чтобы впереди их не шло наше мудрование и наша воля.

    69. Можно гневом только произвести или увеличить раздражение другого.

    70. Привести в лучшее расположение можно только терпением и миром.

    71. Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать...

    72. Истина не перестает, когда перестает слово.

    73. Да не будет ни слово праздно, ни молчание бессловесно.

    74. Одно смирение может водворить в душе мир.

    75. Душа не смиренная, непрестанно порываемая и волнуемая страстями, мрачна и смутна, как хаос...

    76. Радость земная проницается печалью, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворенность земного и потребность лучшего.

    77. Дела, о которых рано провозглашают, часто кончаются звуком слов.

    78. Отцы учат не останавливать мыслей наших на тех людях, которые занимают лучше нас положение...

    79. Не расточайте великих слов для мелочей. Берегите их для того, что истинно велико.

    80. Всем новым творцам акафистов надобно пожелать, чтобы их акафисты были произведением духа, а не литературы.

    81. Немощь брата надобно покрывать и тихо исправлять...

    82. По уважению и любви к высшим не очень удаляйся от них, но и не очень приближайся к ним, чтобы не случилось быть им в тягость.

    83. Провидение Божие не случайно попускает поражающие события, но или в наказание, или в наставление.

    84. Всякому подвизающемуся о своем спасении можно и должно сказать: не ищи сокровенное и будущее.

    85. Бог хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению для её испытания и очищения.

    86. Надобно различать дело молитвы и услаждения в ней.

    87. И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания.

    88. Мне кажется, врагов бывает мало; а более недоброжелательствующих по ошибочному пониманию людей и дел их.

    89. Клеветы и учат осторожности; а осторожность делает бессильными клеветы.

    90. В уповании на Бога понесем трудности и сохраним наш мир, хотя бы не встречали его со стороны других.

    91. Итак, любовь не теряет от молчания.

    92. Есть люди, для которых невидимое как будто не существует...

    93. Будьте незлобивы, как дети, будьте добры, как дети, будьте простодушно любящи, как дети.

    94. Одни видят и веруют; другие не видят и веруют: и все блаженны тем, что веруют.

    95. Если терпишь искушение и скорбь от ближних, упражняй себя в терпении и в прощении оскорбляющим.

    96. Машина, если не может делать зла, то не может делать и добра, блаженствовать.

    97. Твердой истине слабые доказательства не только не пользуют, но и вредят, открывая уязвимое место врагам.

    98. Пускаться в низший путь, ощупью пролагаемый своемыслием человеческим, есть упадок (о магнетизме).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (1)

    Документ
    Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачествах и притом составленных из разных трав.
  2. Д. А. Авдеев, В. К. Невярович нервность: её духовные причины и проявления (2)

    Документ
    Пограничные нервно-психические расстройства, а среди них значительное место занимают неврозы, прочно удерживают лидирующее положение в обширной группе психических заболеваний.
  3. В. К. Невярович Чудесные исцеления

    Документ
    Особенностью данного труда является смелая попытка практикующего врача систематизировать наиболее яркие случаи чудесных исцелений, известных в истории человечества начиная с библейских времен.
  4. Текст взят с психологического сайта (25)

    Документ
    В книге в контексте рассмотрения актуальной проблемы психологической науки - роли сферы вторичных образов (образной сферы) в психическом отражении и регулировании - на историко-психологическом и культурологическом материале анализируется
  5. Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах Психиатрия, психотерапия, наркология (1)

    Документ
    Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, которое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть.

Другие похожие документы..