Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Темы рефератов'
Несобственные кратные интегралы. Интегралы Коши, Римана, Лебега. Параметрические интегралы. Диофантов язык и десятая проблема Гильберта....полностью>>
'Реферат'
Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индив...полностью>>
'Сценарий'
(Звучит жуткая музыка. Опираясь на палочку, прихрамывая, выходит Сердце и Легкие (эмблемы на одежде). Они сгибаются под тяжестью огромных пачек сигаре...полностью>>
'Документ'
Релігієзнавство. Робоча програма навчальної дисципліни для студентів філософського факультету за напрямом підготовки 6.020101 – культурологія, спеціа...полностью>>

В. В. Гура Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.В.Гура

Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред.

Ростов-на-Дону

2007

УДК 811.161.1

ББК 81.2 Рус

Г95

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор С.А.Сафонцев,

доктор педагогических наук, профессор Г.Ф.Гребенщиков.

Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. 320 с.

ISBN 978-5-9275-0301-8

В книге излагаются теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов. Рассмотрены парадигмы педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов и методологические основы моделирования и проектирования в педагогике, описываются современные педагогические и психологические представления об информационно-образовательной среде. Предложены модели многоуровневых адаптивных личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и медиаобразовательных сред. Описывается модель компьютерной системы, являющейся средой для педагогического проектирования многоуровневых электронных образовательных ресурсов.

Монография рассчитана на педагогов, занимающихся созданием электронных образовательных ресурсов и сред, разработчиков программного инструментария, организаторов учебного процесса.

ISBN 978-5-9275-0301-8 УДК 811.161.1

ББК 81.2 Рус

© Гура В.В., 2007

В.В.Гура 1

Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. 1

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Теоретические представления о среде образования в информационном обществе. 10

1.1. Информационное общество как новая социокультурная реальность 10

1.2. Социокультурные факторы, обуславливающие потребность в создании электронных обучающих систем 23

деление учебного материала на небольшие порции; 32

1.3. Понятие образовательного пространства, информационно-образовательной среды, медиаобразовательной среды 47

1.4. Психологические концепции образовательной среды 68

1.5. Педагогические концепции образовательной среды 80

Глава 2. Теоретические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов и сред. 94

2.1. Методологические основания педагогического моделирования и проектирования в педагогике 94

Генисаретский о.и. проектная культура и концептуализм // социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. м.: вниитэ, 1987. 121

2.2. Современные концепции электронного обучения 122

2.3. Основные теоретические понятия педагогического моделирования и проектирования электронных образовательных ресурсов и сред в контексте международных стандартов 145

Таким образом, существует довольно подробно разработанные технические стандарты для разработки электронных обучающих систем, признание во многих странах мира. Эти стандарты касаются в основном технологических проблем представления данных, их пересылки и оптимизации памяти компьютера за счет использования составных частей обучающих программ ( в нашей терминологии медиаресурсов) во многих обучающих системах. Педагогическое проектирование современных электронных образовательных ресурсов уже не может осуществляться без учета этих стандартов. Современные средства создания электронных образовательных ресурсов, уже учитывают эти стандарты. Примером такой системы может быть продукт компании «Гиперметод» и др.. 162

162

Глава 3. Электронные образовательные ресурсы как объект педагогического проектирования. 163

3.1. Электронный учебник как традиционный образовательный ресурс в информационно-образовательных средах 163

3.2. Концепция многоуровневого личностно-ориентированного электронного ресурса (ЭОР) 169

Логические уровни ЭОРа 180

Педагогические уровни ЭОРа 180

Педагогические уровни ЭОРа 180

Логические уровни ЭОРа 181

Педагогические уровни (слои) ЭОРа 181

3.3. Модель адаптивного Личностно-ориентированного электронного образовательного ресурса 184

Модель адаптивного ЭОР как системы 189

Динамический интерфейс 191

Типы ресурсов 192

Модель пользователя 193

Модель работы системы 197

Этапы проектирования сайта 200

Глава 4. Теоретическая модель личностно-ориентированной медиаобразовательной среды. 202

4.1. Базовые принципы педагогического проектирования личностно-ориентированной медиаобразовательной среды 202

4.2. Системы аттракторы при проектировании информационно-образовательной среды 215

4.3. Особенности личностно-ориентированной медиаобразовательной среды 232

Глава 5. Технология педагогического проектирования личностно-ориентированных ЭОР. 242

5.1. Гипертекстовая модель структуры ЭОР 242

5.2. Проектирование педагогических целей ЭОР и его компонентов 253

5.3. Педагогическое проектирование сценариев диалога 267

Глава 6. Компьютерная система педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов как среда педагогического творчества. 283

6.1. Модель компьютерной системы педагогического проектирования 283

Среда функционирования и разработки 286

Взаимодействие пользователей с ЭОР 289

Описание структуры обучающей подсистемы ОМС. Механизмы работы. Технические характеристики. Протоколы. 291

БД «ЭОР» 291

293

Уровни обучения 295

Мониторинг учебных действий пользователя ЭОР и их визуализация 296

6.2. Технология педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов в компьютерной системе ДИГУР 298

6.3. Проблема поддержки индивидуальной траектории обучения в ЭОР и медиаобразовательной среде 303

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 310

Изменяющаяся информационно-культурная среда ставит перед современной педагогикой ряд сложных задач, которые являются новыми для общества и педагогическо науки. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий изменили информационную среду, в которой происходит развитие и социальное функционирование человека. Современные медиа во многом стали носителями социальных норм, ценностей и правил, на которые ориентируются люди. Вместе с тем новые информационные технологии стали как бы усилителями человеческого интеллекта, позволяющими на новом уровне хранить, перерабытывать и производить информацию. Информационная грамотность и медиакомпетентность становятся одними из важных качеств современного человека, позволяющего ему ориентировать в современном инфокосмосе, выбирать личностно значимую информацию, развивать свои способности и решать стоящими перед ним жизненные проблемы. Сохраняя наиболее важные достижения человечества, новая информационная культура требует от современного человека развития новых интеллектуальных деятельностей, которые позволяют ему более эффективно осуществлять деятельность в информатизированном мире. Современная педагогика призвана выработать новые методы обучения и воспитания, учитывая множество макро-, мезо- микрофакторов, которые изменяют среду обучения и делают необходимыми развитие новых компетентностей в деятельности человека. 310

Литература 313

1.Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.- 480с. 313

2.Абрамова Н.Т. Кибернетическая модель и построение теории / Эксперимент. Модель. Теория. – М.: Наука, М, -Берлин, 1982, с.168-182. 313

4.Аверьянов А.Н. Системное познание мира М.: Изд-во полит. литературы, 1985. 313

21.Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании М.: Наука, Новосибирск – 1981. 313

22.Батыгин Г. С. Социология Интернета: наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал №.1, 2001, с.180-196. 313

227.Пауль З. Эвристическая функция математики в процессе научного познания / Эксперимент. Модель. Теория. – М.: Наука, М, -Берлин, 1982, с.195-215. 321

228.Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1989 – 224с. 321

229.Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика, №5, 2002, с. 26-35. 321

234. Пидаксистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика №5, 2000. с.7-14. 321

249.Робинсон А. Введение в теорию моделей и математику алгебры – М., 1967. 321

250. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование – С.-Петербург, 1996. 321

285.Уемов А.И. Логические основы методы моделирования – М., 1971. 323

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. Образовательная ситуация, сложившаяся к настоящему времени определяется существованием определенных противоречий в высшем образовании:

  • Ускоряющийся рост научной и культурной информации, определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения и возможностями субъектов образовательного процесса.

  • Образовательный процесс современного вуза должен основываться на широком использовании возможностей информационной образовательной среды, для формирования которой требуется активная работа педагогов по подготовке электронных образовательных ресурсов. В то же время недостаточно проработаны принципы создания таких учебно-методических материалов нового поколения.

  • Вузы являются одним из главных хранилищ традиций и научного наследия, что вступает в определенное противоречие с тем, что при подготовке дипломированных специалистов должны использоваться новейшие научные достижения. Традиционные формы обучения не обеспечивают решения современных задач организации образовательного процесса (например, в электронном и дистанционном образовании), но небезграничны и возможности современных информационных технологий. Таким образом, возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционныхми педагогических технологиями для повышения эфективности процессов обучения и воспитания.

  • Развитие систем программирования явно выявили тенденцию к технологизации электронного образования, использующего в качестве основных педагогических средств электронные учебники, базы данных, тестовые программы и др. инструменты. При этом роль педагога зачастую состоит в предоставлении образовательного содержания (контента) для программистов, дизайнеров, системных администраторов, которые являются «основными» творцами электронных обучающих систем.

  • Некритически заимствуя зарубежные программные системы и заложенные в них технологии подготовки обучающих электронных ресурсов, образовательные учреждения вынужденно следуют и тем педагогическим принципам, которые в неявной форме заложены при разработке этих систем и технологий.

Целью современного образования зачастую выступает подготовка квалифицированного участника производственного процесса без учета необходимости творческого развития обучаемого. Однако человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в принятии решений в нестандартных ситуациях. Соответственно, требуется выявление развивающих возможностей информационно-образовательных сред (ИОС).

Также противоречиво положение о том, что вузы призваны вести подготовку специалистов, соблюдая требования соответствующих Государственных стандартов, но при этом рекомендуется реализовывать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов. Соответственно требуется вариативный подход к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса.

Современную ситуацию, сложившуюся в высшей школе можно охарактеризовать как переломную, при вступлении в новый век, характеризующуюся поисками новых парадигм образования, обусловленными макроизменениями, происходящими в мировом сообществе, культуре и современных технологиях. А также необходимостью современной педагогики дать ответ на запрос общества по выработке новых педагогических средств обучения и воспитания в новой культурно-информационной среде. По общему признанию, ведущую роль в происходящих изменениях играют стремительно развивающиеся новые информационные технологии, изменившие за последние десятилетия весь цивилизованный мир. Образование, являющееся одним из важнейших социальных институтов общества с необходимостью должно отражать новые запросы общества к образованному человеку. Необходимо отметить, что в настоящее время существует немало педагогических работ, которые ставили бы своей задачей осмыслить глобальные изменения, происходящие в мире, и их влияние на сферу образования. Среди таких работ нам хочется отметить работы А.В.Прохорова, К.Э. Разлогова, В.Д. Рузина, посвященные осмыслению феномена «экранной культуры» и его влиянию на образование, работы В.Е. Шукшунова, В.Ф. Взятышева, Л.И. Романковой по инновационному образованию, работы Е.В. Бондаревской, А.Я. Данилюка, Т.И. Власовой, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской по личностно-ориентированному образованию, работы О.К. Тихомиpова, Л.Н. Собчик, В.И.Васильева, И.В.Роберт по компьютеризации образования; В.И. Слободчикова, Н.Б.Крыловой, А.П. Валицкой по культурологическому подходу в образовании и др.

Педагогическому проектированию образовательной среды уделили внимание такие ученые как Н.Г. Алексеев, Б.М. Бим-Бад, Л.И. Гурье, М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, В.Е. Родионов, О.Г. Прикот, А.М. Моисеев, Н.М. Сладкова, Г.Б. Корнетов, Ю.С. Мануйлов, В.А.Ясвин, И.Г. Шендрик, В.М. Степанов, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова, В.А. Ченобытов. Большую роль в развитии электронного образования сыграли такие ученые как А.А. Андреев, Л.Х. Зайнутдинова, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Ю.С. Брановский, В.В. Лаптев, Н.И.Рыжова, Д.П. Тевс, Д.А. Шуклин, Г.Г. Рябов, Д.П. Тевс, С.Д. Каракозов, Н.В. Егорова, А.А. Данькин.

Методологические основы осмысления проектной деятельности педагога были заложены в системо-деятельностном подходе, основанным Г.П Щедровицким и развиваемым О.И. Генисаретским,. Ю.В. и Н.В. Громыко, П.Г. Щедровицким и др.

Особую роль в развитии педагогического проектирования электронных образовательных средств сыграли монография Л.Х.Зайнутдиновой «Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)» и монография А.И. и И.А. Башмаковых «Разработка компьютерных учебников и обучающих систем». Проектирование электронных учебников здесь впервые было рассмотрено с системных позиций, однако и в этих книгах преобладает подход, характерный для разработки сложных человеко-машинных систем.

В данной работе сделана попытка рассмотреть проблему создания современных электронных образовательных средств с теоретических позиций системного подхода и его развития в синергетике, а также с учетом изменяющейся глобальной культурной ситуации, обусловленной не только развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и изменением сущностных черт культуры, которые специалисты характеризуют как экранную и медиакультуру. Наряду с глобальными факторами, способствующими развитию электронного обучения, существуют также концепции и теории в педагогической науке (мезофакторы), которые позволяют считать развитие различных видов электронного обучения естественным продолжением поисков эффективных педагогических методов обучения. Личностно-ориентированный подход видится нам как методологическая основа педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов. Наконец изменения, происходящие в современной культуре, технологиях и обществе приводят к модификации культурной и интеллектальной деятельности современного человека, которые нельзя не учитывать в современной педагогической науке и практике.

ГЛАВА 1. Теоретические представления о среде образования в информационном обществе.

1.1. Информационное общество как новая социокультурная реальность

Конец ХХ века и начало ХХI – го ознаменовались пониманием того, что в мире произошли глобальные изменения, повлекшие за собой радикальное изменение общества, трансформацию культуры и изменение положения человека в современном мире. Эти трансформации произошли благодаря социальным изменениям, приведшим к завершению противостояния двух социальных систем, появлению новых коммуникативно-информационным технологий и глобализации экономики. Провидческие слова М.Маклюэна о том, что мир становится одной «глобальной деревней» сбываются.

«Средство (или технологический процесс) нашего времени - электронная техника - придает новую форму и перестраивает схемы социальной взаимозависимости, а также каждый аспект нашей личной жизни...
Общественная жизнь зависит в большей мере от характера средств, при помощи которых люди поддерживают между собой связь, чем от содержания их сообщений. Азбука, например, - это техническое средство, которое усваивается совсем маленьким ребенком почти бессознательным образом, так сказать посредством осмоса. Слова и их значение предрасполагают ребенка думать и действовать автоматически. Азбука и книгопечатание поддерживали и поощряли процесс разъединения, специализации и обособления. Электронная техника питает и поощряет процесс объединения и спутывания. Не зная действия средств коммуникаций, невозможно понять общественные и культурные изменения. Прежнее обучение наблюдательности в наши времена стало бесполезным, потому что оно основано на психологических реакциях и понятиях, обусловленных прежней техникой — механизацией. Однако за эти специализированные технологические средства — будь то колесо, алфавит или радио — нам приходится расплачиваться тем, что эти грандиозные расширения чувств образуют замкнутые системы. Наши личные чувства, правда, не являются закрытыми системами, так как они бесконечно переходят друг в друга в том опыте, который мы называем «со-знанием». Но наши расширенные чувства, орудия труда, технологии веками представляли собой закрытые системы, неспособные к взаимодействию и недоступные коллективному осознанию. Теперь же, в век электричества, сама природа сосуществования наших технологических инструментов, их недолговечность привела к кризису, которому мы не находим аналогов в истории человечества. Наши расширенные способности и чувства конституируют единое поле опыта, требующее их коллективного осознания. Наши технологии так же, как и наши личные чувства, нуждаются во взаимодействии и рационализации, чтобы стало возможным их разумное сосуществование 1.

«Изобретение алфавита, как и изобретение колеса, было редукцией сложного, органического взаимодействия пространств к единому пространству. Фонетический алфавит редуцировал одновременное действие всех чувств, которое мы видим в устной речи, к визуальному коду. Сегодня такой переход осуществляется туда и обратно через множество пространственных форм, которые мы называем «средствами коммуникации». Однако каждое из этих пространств обладает особыми свойствами и каждое по-своему отражается на остальных наших чувствах»2.

Средства коммуникации (media), о которых идет речь в указанной книге М.Маклюэна, — это не только СМИ, как часто считается. Сюда включаются такие разные вещи, как электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Объединяет все это многообразие то, что это «технологии», или «посредники», введение которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни.

Эти «средства» рассматриваются Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним. Это отделение «средств» от человека метафорически описывается Маклюэном как «ампутация»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела (а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» всевозможных человеческих способностей. Развитие электронных средств интерпретируется в этом плане как финальная «ампутация» человеческого сознания. Способности человека выносятся за пределы человека, приобретают собственную (далекую от человеческой) логику и навязывают эту логику человеку, хочет он того или нет. Перед лицом этой отчужденной технологической инфраструктуры человек оказывается слабым и зависимым существом, которого, однако, спасает то, что он не сознает того, что с ним происходит: он радуется широким возможностям, которые ему предоставляет эта технологическая машинерия, и с оптимизмом теряет самого себя, как Нарцисс, парализованный своим отражением в воде. Метафора Нарцисса, погруженного в наркотическое опьянение собственной овнешненной сущностью, — центральная для труда Маклюэна. Однако последующее развитие информационных технологий и общества показало, что пессимистический взгляд на развитие общества в связи с распространением средств массовой информации и информационных технологий не подтвердился. Наоборот они дали человечеству совершенно новые возможности, как в индивидуальном, так и глобальном аспектах.

Концепция постиндустриального общества, выдвинутая Д. Беллом, подразумевает выделение пяти компонентов, характеризующих это общество:

  1. В экономическом секторе: переход от производства товаров к расширению сферы услуг.

  2. В структуре занятости: доминирование профессионального и технического класса.

  3. Осевой принцип общества: центральное место теоретических знаний как источника нововведений, формулирования политики.

  4. Будущая ориентация: особая роль технологии и технологических оценок.

  5. Принятие решений: создание новой «интеллектуальной технологии» 3.

Образование, научно-исследовательская деятельность и управление являются решающими факторами для постиндустриального общества.

В постиндустриальном обществе преобладает массовое распространение творческого, интеллектуального труда, серьезно возрастает объем научного знания и информации, применяемой в производстве, в структуре экономики преобладают сферы услуг, науки, образования, культуры.

Теорию постиндустриального общества разрабатывали, прежде всего, американские социологи и политологи Д. Белл, З. Бжезинский, О. Тоффлер, а также французские ученые А. Турен, Ж. Фурастье и др.

Начиная со второй половины 1960-х годов в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества.

Само название «информационное общество» впервые появилось почти одновременно в Японии и США. В информационном обществе можно выделить несколько этапов развития.

«Первый этап ведет отсчет с начала 50-х годов, когда были созданы первые большие вычислительные машины, ориентированные... для решения сложных технических задач, прежде всего в оборонной сфере...»4.

«Второй этап связан с появлением и массовым использованием персональных... компьютеров»5. В 1971 г. появилась первая микросхема, а в 1974 г. на рынок вышел предшественник персонального компьютера. До 1960 г. во всем мире использовалось не более 7 тысяч компьютеров. Исторический перелом наступил лишь в 1993 г., когда впервые объем производства персональных компьютеров превзошел объем производства легковых автомобилей и достиг 35,4 миллиона единиц. Год спустя этот объем возрос на 27% и превысил 48 миллионов единиц, а к 1995 г. увеличился еще на 25% и приблизился к 60 миллионам. Сегодня в некоторых странах, например в США, персональных компьютеров производится и продается уже больше, чем телевизоров, и эта тенденция имеет свойство к распространению»6.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика проектирования содержательной части электронных образовательных ресурсов для специальных технических дисциплин

    Документ
    Рассмотрен обобщенный подход к проектированию контента электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на основе формирования единой методологии обучения специальным техническим дисциплинам при широком использовании современных информационных технологий.
  2. Под редакцией профессора А. В. Федорова Таганрог Издательство гоувпо «Таганрогский государственный педагогический институт» 2011

    Документ
    Мурюкина Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами: учеб. пособие / под ред. проф.
  3. Научные исследования в области медиаобразования в области медиаобразования в России (1960-2008)* по материалам собрания авторефератов диссертаций на сайте электронной научной библиотеки «Медиаобразование»

    Автореферат
    * Данная статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 08-06-12103в «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование».
  4. Агафонова Юлия Ананьевна Род. 23 октября 1967 Окончила Московский государственный педагогический университет (1990) и факультет журналистики Академии Н. Нестеровой (2001). Победитель конкурс

    Конкурс
    Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1983). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В течение 27 лет работает учителем русского языка и литературы высшей категории в школе № 22 Таганрога.
  5. Ии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред

    Документ
    Иванова Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред.

Другие похожие документы..