Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Грозина Ольга Валерьевна Аттестован Изотова Анна Васильевна Аттестован Колина Марина Николаевна Аттестован Карпинская Марина Павловна Аттестован Кирее...полностью>>
'Документ'
Когда-то я воображал, что ложь это враг, враг абсолютный, враг жизни и враг всего достойного в жизни; чума, разлагающая все величественное и благор...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
выделение классов систем по классификационным признакам: по природе элементов, в зависимости от происхождения, по длительности существования, по степ...полностью>>
'Урок'
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по географии и информатике с использованием информационной компьютерной техники и электронных о...полностью>>

М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

25

На правах рукописи

ЗАУЛ РАМИ М.А.

СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА В МИНИ-ФУТБОЛ

СПОРТСМЕНОВ 13-17 ЛЕТ

Специальность 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и

адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Краснодар – 2011

Работа выполнена в Кубанском государственном университете

физической культуры, спорта и туризма

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Золотарев Александр Петрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Костюков Владимир Васильевич

Кубанский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма

(г. Краснодар)

кандидат педагогических наук, профессор

Левин Владимир Сергеевич

Московская государственная академия

физической культуры

(п. Малаховка)

Ведущая организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

(г. Москва)

Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 311.009. 01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 350015,

г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат диссертации разослан ____ноября 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Мини-футбол (футзал) является одной из наиболее интенсивно развивающихся в мире спортивных игр, его эволюция в современную автономную разновидность классического футбола стала общепризнанным фактом (С.Н. Андреев, 2007). Известно, что эффективное развитие системы подготовки спортсменов в любом новом виде спорта должно базироваться на реализации как общетеоретических положений спортивной тренировки, так и на формировании методологических основ с учетом его специфики (Л.П. Матвеев,1991, 1999; Н.В. Платонов, 1997; А.В. Орлов, 2005). Вместе с тем научно-методическое сопровождение мини-футбола по темпам явно отстает от развития игры (М.С. Полишкис, С.Н. Петько, А.К. Беляков, 1997; С.Ю. Тюленьков, 2000; А.А. Полозов, 2003; С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006). К настоящему времени в России по различным проблемам подготовки спортсменов в мини-футболе защищено незначительное количество диссертаций. При этом только в двух работах тем или иным образом рассматриваются вопросы подготовки юных спортсменов, в частности – девочек 11-12 лет (А.Н. Крайнов, 1999) и юношей 16-17 лет в условиях Крайнего Севера (А.А. Федоров, 1995), а в исследовании А.С. Чудина (2006) затрагиваются вопросы разработки технологии поэтапного отбора юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.

В настоящее время в рамках реализации стратегии развития футбола в РФ, разработанной и реализуемой Российским футбольным союзом, на фоне включения игры в формате национальных проектов в программу физического воспитания учебных заведений разного уровня, одним из приоритетных аспектов считается подготовка квалифицированного спортивного резерва для профессиональных мини-футбольных клубов и сборных команд страны (В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2008). Эффективность этого процесса во многом обусловлена качеством спортивного отбора (Ю.Д. Железняк, 1981; М.С. Бриль,1982; Н.Ж. Булгакова, 1986; К.П. Сахновский, 1995), неотъемлемой составляющей которого является научно обоснованная методика, включающая критерии, обязательно учитывающие специфику конкретного игрового вида спорта (В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, 1998). В то же время в мини-футболе до настоящего времени во многом открытым продолжает оставаться вопрос: как и по каким критериям осуществлять отбор юных футболистов, в частности к специализации в этом виде спорта? Такое положение, во-первых, не способствует оптимизации практической деятельности тренеров детско-юношеского мини-футбола, во-вторых - рассматривается специалистами в качестве одного из факторов, лимитирующих эффективность многолетней подготовки спортивного резерва в мини-футболе в целом (С.Н. Андреев, В.С. Левин, 2004; А.В. Орлов, 2005; А. Чудин, 2006).

В связи с вышеизложенным представляется правомерным констатировать наличие противоречия, в основе которого лежит, с одной стороны, необходимость повышения эффективности многолетней подготовки спортивного резерва в мини-футболе, с другой - несформированность научно обоснованной методики и критериев отбора к спортивной специализации в этом виде спорта. Как следствие – отсутствие в выпущенной в 2008 году первой в России типовой учебной программе по мини-футболу для детско-юношеских спортивных школ конкретных рекомендаций по вопросам отбора к специализации в данном виде спорта. Все это и обусловливает актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – процесс отбора юных спортсменов в мини-футбол.

Предмет исследования – содержание методики отбора спортсменов 13-17 лет в мини-футбол.

Цель исследования заключалась в разработке и обосновании методики отбора юных спортсменов в мини-футбол на основе определения информативных критериев и технологии их применения на этапах многолетней подготовки.

Гипотеза. Известно, что качество отбора во многом определяет эффективность многолетней подготовки спортивного резерва (В.П. Филин, 1982; М.Я. Набатникова, 1984; Н.Ж. Булгакова, 1986; Л.П. Матвеев, 1991; К.П. Сахновский, 1995; В.Н. Платонов, 1997; Л.В. Волков, 2002). В спортивных играх (Ю.Д. Железняк, 1981; М.С. Бриль, 1982, 1986; В.П. Губа, Р.Н. Дорохов, В.А. Быков, А.А. Солонкин, 2007) и, в частности в футболе (К.А. Шперлинг, 1975; А.П. Лаптев, А.А. Сучилин, 1983; Н.В. Федотова, 2001; А. Чудин, 2006; А.В. Морков, 2007; D. van Gool,1997; A. Rahme, 2008 и др.), разработка методики спортивного отбора на основе оптимального состава его критериев, адекватного этапам многолетней подготовки, весьма проблематична ввиду известной мультифакторной структуры соревновательной деятельности (СД). С учетом принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса юных футболистов возрастной спецификой структуры технико-тактических действий (ТТД) с мячом в игре (А.П. Золотарев, 1997) нами было выдвинуто предположение, что определение критериев отбора к специализации в мини-футболе будет возможно по степени корреляционной связи показателей соревновательной деятельности с показателями физического развития, физической и технической подготовленности юных спортсменов, систематически занимающих мини-футболом. В свою очередь, это позволит разработать методику отбора к специализации в данном виде спорта, которая будет базироваться на дифференцировке состава критериев с учетом их информативности на этапах многолетней подготовки.

Задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности методики отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе.

2. Установить структуру технико-тактических действий, а также показатели их объема, эффективности и разносторонности в соревновательной деятельности спортсменов мини-футбольных команд разной квалификации.

3. Определить возрастной состав критериев отбора к специализации в мини-футболе на основе выявления доминантных, в плане влияния на эффективность соревновательной деятельности юных спортсменов, показателей физического развития, физической и технической подготовленности.

4. Разработать и экспериментально определить эффективность методики отбора юных спортсменов в мини-футбол с применением комплекса критериев, адекватных этапам многолетней подготовки.

Научная новизна полученных в исследовании результатов заключается в следующем:

- в соревновательной деятельности юных спортсменов 13-17 лет в мини-футболе установлены структура технико-тактических действий, показатели их количественных, качественных характеристик и разносторонности, значения которых подвержены возрастным изменениям с постепенным повышением уровня в период до 15 лет и последующим снижением к 16-17 годам;

- в возрастном аспекте по степени влияния физического развития, физической и технической подготовленности юных спортсменов, систематически занимающихся мини-футболом, на показатели объема, эффективности и разносторонности действий с мячом в условиях соревновательной деятельности определен состав критериев отбора к специализации в данном виде спорта. При этом наиболее стабильными в плане информативности на этапах многолетней подготовки являются показатели технической подготовленности, эффективности и разносторонности ТТД в соревновательной деятельности. Возрастная изменчивость состава критериев отбора проявляется в повышении удельного веса антропометрических характеристик в 13-14 лет и аналогичной динамике показателей физической подготовленности в 15-17 лет;

- разработана методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, включающая комплекс адекватных этапам многолетней подготовки критериев и технологию их применения в учебно-тренировочном процессе, которая позволяет дифференцировать оценку уровня подготовленности отбираемых с учетом специфики вида спорта.

Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют существующие представления теории и методики подготовки юных спортсменов об отборе на этапах многолетней тренировки положениями, раскрывающими содержание методики процесса в мини-футболе. Система спортивного отбора дополнена составом дифференцированных по возрасту критериев, учитывающих степень взаимосвязи показателей физического развития, физической и технической подготовленности с эффективностью технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов.

Практическая значимость. Реализация разработанной методики отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе способствует его рационализации за счет дифференцировки состава критериев на этапах многолетней подготовки и повышает объективность результатов. Установленная возрастная динамика показателей структуры основных технико-тактических действий, их количественных и качественных параметров, а также разносторонности в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов в мини-футболе являются маркерами специализированности тренировочных нагрузок в многолетней технической подготовке. Обоснованные информативные критерии отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе могут быть включены в действующую программно-нормативную документацию, регламентирующую учебно-тренировочный процесс в этом виде спорта с целью оптимизации его содержания и повышения эффективности многолетней подготовки квалифицированного спортивного резерва.

Методологическую основу исследования составили: основные положения теории и методики многолетней спортивной подготовки о возрастной изменчивости уровня и структуры отдельных компонентов подготовленности (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин, В.Г. Губа), включая влияние мультифакторного характера соревновательной деятельности в спортивных играх (В.С. Келлер, Ю.М. Портнов, Ю.Д. Железняк, М.А. Годик) и мини-футболе (С.Н. Петько, А.А. Полозов); теоретические положения отбора в спортивных играх, в частности в футболе (М.С. Бриль, К.А. Шперлинг, М.С. Полишкис, В.А. Выжгин); концепция построения многолетней подготовки спортивного резерва в футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, М.М. Шестаков).

Методы и организация исследования. При решении поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ литературы и программно-нормативных документов, педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование, антропометрия, метод тестов, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось с 2005 по 2010 год. На разных этапах в анкетировании и интервьюировании приняли участие 242 специалиста мини-футбола из России, Палестины, Египта, Иордании (спортсмены и тренеры): а также 243 палестинских и 210 российских юных спортсменов 13-17 лет, охваченных антропометрическими обследованиями, тестированием и педагогическим экспериментом. В процессе педагогических наблюдений посредством видеозаписи было зафиксировано 86 учебно-тренировочных занятий и 110 матчей разного уровня. Результаты исследования подверглись традиционной математической обработке с использованием стандартных компьютерных программ в центре информационных технологий Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В мини-футболе при однозначно подчеркиваемой специалистами автономности данной игры (относительно классического футбола) и отмечаемой необходимости построения учебно-тренировочного процесса по учитывающим специфику игры технологиям к настоящему времени продолжают оставаться практически не разработанными методика и адекватные этапу многолетней тренировки критерии отбора к спортивной специализации, что рассматривается в качестве одного из факторов, лимитирующих повышение эффективности подготовки квалифицированного спортивного резерва в данном виде спорта в целом.

2. Возрастные особенности соревновательной деятельности юных спортсменов 13-17 лет в мини-футболе характеризуются достаточно широким диапазоном распределения количественных и качественных показателей технико-тактических действий с наилучшими значениями у футболистов 14 и 15 лет. В целом общекомандный объем выполняемых за игру ТТД на рассматриваемом возрастном отрезке увеличивается на 15,2%, эффективность действий с мячом находится в пределах 23,1-34,0%, разносторонность - 19,1- 25,9%.

3. Для отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе с позиций учета особенностей соревновательной деятельности универсальными, независимо от возраста, являются показатели качества выполнения таких действий с мячом, как остановка-пас, обводка, отбор, удары по воротам. Начиная с 15-летнего возраста, к ним добавляется показатель разносторонности техники игры. Возрастная изменчивость информативности характеристик физического развития и физической подготовленности юных спортсменов обусловливает дальнейшую дифференцировку состава критериев отбора к специализации в мини-футболе. Так, в период с 13 до 14 лет наряду с качественными характеристиками названных ТТД наиболее информативны антропометрические показатели - длина тела, масса тела, длина нижних конечностей. В период с 15 до 17 лет в дополнение к качественным характеристиками ТТД в рассматриваемом аспекте добавляются показатели физической подготовленности: уровня скоростных и скоростно-силовых качеств, специальной выносливости.

5. Инновационная методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, основанная на применении комплекса адекватных этапам многолетней подготовки критериев, включающая технологию их применения в учебно-тренировочном процессе, показывает наибольшую эффективность в возрасте 13-14 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на региональных конференциях студентов и молодых ученых по проблемам физической культуры и спорта вузов Южного федерального округа (г. Краснодар, 2006, 2007, 2008 гг.), в сборнике научных трудов, посвященном 25-летию кафедры теории и методика футбола и регби Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма «Актуальные проблемы современного футбола», (г. Краснодар, 2011). Основные положения работы отражены в 11 публикациях, три из которых – в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ: научно-теоретическом журнале «Ученые записки» университета имени П.Ф. Лесгафта, (г. Санкт-Петербург, 2009), научно-методическом журнале «Физическая культура, спорт – наука и практика» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар, 2011), вестнике Адыгейского государственного университета (г. Майкоп, 2011). Результаты исследования внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ стран Палестины и Иордании, а также российских учебных заведений: СДЮШОР – 5 и СОШ № 24,40,42, г. Краснодара.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя, содержащего наименования 166 источников на русском и 24 - на иностранных языках, приложений. Текст иллюстрирован 23 таблицами и 6 рисунками. Общий объем диссертации – 167 страниц.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В контексте разрабатываемой проблемы ключевыми вопросами исследовательских изысканий являются следующие: 1) с какого возраста начинать специализацию юных спортсменов в мини-футболе; 2) с помощью каких критериев и как осуществлять процесс отбора к специализации в данном виде спорта? При этом, если на первый вопрос изданная официально впервые в России уже после начала данного исследования примерная учебная программа дает ответ, то второй продолжает оставаться открытым. Приведенные в этой программе рекомендации носят весьма общий характер без конкретизации критериев и методики отбора.

В нашем исследовании мы исходили из того, что согласно современным методическим рекомендациям в классическом футболе вся игровая деятельность юных спортсменов до 12-летнего возраста проводится на площадках уменьшенных размеров, включая официальные соревнования. Иными словами, этапы начальной подготовки в классическом футболе и мини-футболе по содержанию и организационно-методическим требованиям практически идентичны.

Специалистами неоднократно подчеркивается, что постоянный рост достижений в спорте требует поиска новых, более эффективных форм, средств и методов подготовки юных спортсменов, в системе которой большое значение придается спортивной ориентации и отбору к спортивной специализации. При этом существенным моментом является формирование на основе адекватного методологического подхода (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, М.М. Шестаков, 2005) должной технологии процесса как заранее обусловленной цепочки последовательных операционных действий исследователя (М.С. Бриль, 1982; Л.М. Куликов, 1995; К.П. Сахновский, 1995 и др.).

Для объективизации содержательного компонента многолетней подготовки спортивного резерва в футболе рекомендуется руководствоваться принципом детерминированности этого содержания возрастными особенностями соревновательной (игровой) деятельности (А.П. Золотарев, 1997). С учетом этого, а также теоретических положений по вопросам спортивного отбора (М.Я. Набатникова, 1982; М.С. Бриль, 1982, 1986; Н.Ж. Булгакова, 1986; Л.П. Матвеев, 1991; В.Н. Платонов, 1997; В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, 1998; В.П. Губа, Р.Н. Дорохов, В.А. Быков, А.А. Солонкин, 2007) применительно к мини-футболу нами была сформирована технология поиска и обоснования критериев отбора к спортивной специализации в мини-футболе (рис. 1).


Рис. 1. Блок-схема технологии определения критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе

Данная технология основывается, во-первых, на определении искомых критериев по результатам комплексного обследования различных сторон подготовленности (во взаимосвязи с показателями соревновательной деятельности) с привлечением контингента юных спортсменов, систематически занимающихся мини-футболом, во-вторых – предусматривает дальнейшую экспериментальную проверку эффективности применения этих критериев в группах сверстников, ранее систематически мини-футболом не занимавшихся.

Ввиду отсутствия в специальной литературе научных данных об особенностях спортивного отбора к занятиям мини-футболом с целью оптимизации поиска его критериев мы вынуждены были обратиться по данному вопросу к специалистам-практикам в этой области.

Для удобства обработки и анализа полученных результатов специалисты мини-футбола были объединены в две профессиональные группы – «тренеры» и «спортсмены». Опрос 101 тренера России и 36 зарубежных специалистов этой категории, а также 105 действующих спортсменов-футболистов различных мини-футбольных клубов России (n=78), стран Ближнего Востока и Африки (n=27) позволил осуществить процедуру ранжирования значимости различных вариантов критериев отбора и качеств, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности в мини-футболе.

Независимо от стажа работы и спортивных выступлений 100% тренеров и игроков отметили, что мини-футбол представляет собой абсолютно самостоятельную, автономную игру, существенно отличающуюся по своему содержанию от классической формы футбола, в связи с чем многолетнюю подготовку спортивного резерва в мини-футболе необходимо начинать сразу, с первых лет, отдельно от классического, по адекватным методикам. Вместе с тем в результате исследования не удалось выявить единого мнения как тренеров, так и спортсменов по вопросу о том, с какого возраста целесообразно начинать специализацию в мини-футболе, а также о составе основных критериев, по которым должен осуществляться отбор к спортивной специализации.

В педагогических наблюдениях в условиях тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов нами впервые в возрастном диапазоне от 13 до 17 лет была установлена структура основных технико-тактических действий с мячом, получены количественные и качественные показатели этих ТТД, а также показатели их разносторонности. По результатам педагогических наблюдений с использованием модифицированной методики С.Н. Петько (1997) и А.Е. Бабкина (2004), а также рекомендаций других авторов (И.Н. Цуприков, 1998; А.Н. Крайнов, 1999; А.А. Полозов, 1999; В.Н. Калинцев, 2000; В.В. Головков, 2002; Д.М. Конуров, 2002; В.С. Левин, 2004; С.А. Айткулов, 2005) установлено, что игроки 13 лет выполняют командой в среднем за матч 545 ± 59 ТТД, брак при этом составляет 32,6 ± 6,2 %. Мини-футболисты 14 лет выполняют 706 ± 6,3 ТТД при браке 27,2 ± 5,0%. У 15-летних спортсменов эти показатели составляют соответственно 765 ± 45 ТТД и 23,1 ± 4,7%. Объем ТТД у футболистов 16 лет равняется 705 ± 38 при браке 30,2 ± 5,5 %. Спортсмены 17 лет выполняют за игру в среднем 628 ± 51 ТТД с браком 34,0 ± 6,3%. В целом, общий объем действий команды за игру на отрезке от 13 до 17 лет возрастает на 15,2%, имея наибольшие значение у 15-летних спортсменов. При этом эффективность игры также выше в данной возрастной группе. С учетом отмечаемых в специальной литературе (и получивших подтверждение при осуществленном нами сравнительном анализе аналогичных данных СД команд разной спортивной квалификации) современных тенденций развития игры в аспекте отбора к спортивной специализации представляется целесообразным в первую очередь рассматривать те ТТД, количество которых, во-первых, доминирует в общем за матч их объеме, во-вторых – которые соответствуют отмечаемой специалистами «остроте игрового эпизода», в-третьих – которые обладают широким диапазоном вариативности показателей эффективности. Обнаружено (табл.), что в игре юных спортсменов 13-17 лет среди всех рассматриваемых ТТД наибольший объем приходится на такие действия, как остановка-пас, ведение мяча, обводка соперника, отбор мяча.

Независимо от возраста юных спортсменов, выполнение названных действий с мячом, а также ударов по воротам, сопровождается значительным количеством ошибок (от 34 до 69% брака). В аспекте отбора к специализации в мини-футболе эти ТТД мы рассматривали в качестве предполагаемых маркеров анализа СД с последующей экспериментальной проверкой их прогностической информативности.

С целью дифференцировки состава критериев спортивного отбора к специализации по результатам обследования палестинских юных спортсменов (n=293), систематически занимающихся данным видом спорта в рамках реализации национального проекта, был осуществлен корреляционный анализ показателей физического развития, физической, технической подготовленности, а также данных количественных, качественных характеристик ТТД и их разносторонности в контрольных и официальных играх (фактический материал корреляционного анализа приведен в диссертации).

Таблица

Количественные и качественные показатели отдельных ТТД

в соревновательной деятельности юных спортсменов разного возраста



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №18 (669), 17 мая 2010 г

    Информационный бюллетень
    08.10 Отъезд группы школьников – победителей научно-практической конференции старшеклассников «Будущее сильной России – в высоких технологиях» (Ладожский вокзал).
  2. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №35 (686), 13 сентября 2010 г

    Информационный бюллетень
    11.00 Открытие после реэкспозиции зала русской литературы второй половины XIX века (Литературный музей Пушкинского дома – наб. Макарова, 4). Подробности - в разделе Комитета по культуре.
  3. Авторская учебная программа спортивной подготовки по гиревому спорту. (с 10 лет и старше)

    Программа
    Программа для ДЮСШ по гиревому спорту составлена на основе нормативных документов Министерства просвещения РФ, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и Росспорта, регламентирующих работу спортивных школ с учетом
  4. Методические рекомендации для организаторов детской летней оздоровительной кампании «Вожатское лето 2008»

    Методические рекомендации
    - директор государственного учреждения «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», командир Ставропольского краевого студенческого отряда
  5. Мини футбольный фестиваль

    Документ
    С чего же начинается подготовка к этому спортивному празднику? Прежде всего, с организации штаба фестиваля уже в начале лагерной смены. В его состав, разумеется, кроме взрослых, должны войти мальчики и девочки, обладающие организаторскими способностями.

Другие похожие документы..