Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная ...полностью>>
'Документ'
Использовались материалы Министерства природных ресурсов РФ, Росгидромета, Подпрограммы ЮНЕП по химическим веществам, Программы Арктического монитори...полностью>>
'Рассказ'
Александр Рубин (М): Вторая часть секции «Инновации» будет более динамичной, потому что системные споры на тему пленочно-цифрового развития, на тему ...полностью>>
'Документ'
работа со студенчеством напрямую Публикации о ЗОЖ в газете «Строитель» на веб-сайте ННГАСУ и на информационных досках В течение года Отдел по воспита...полностью>>

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра русского языка и теории языка

«УТВЕРЖДАЮ»__________

Руководитель ПИ ЮФУ,

д.п.н., профессор В.И. Мареев

Учебно-методический комплекс

ОПД.Ф.03 Методика преподавания русского языка

Специальность

050301 Русский язык и литература

с дополнительной специальностью 050303 Иностранный язык

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________2009 г.

Ростов-на-Дону

2009 г.

Составитель: д.п.н., проф. Ларионова Л.Г.

УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка

Протокол № 3 от «01» октября 2009 г.

Заведующий кафедрой русского языка и теории языка

д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян

УМК утвержден учёным советом ПИ ЮФУ пр. № __ от «___» __________

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ. Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с ГОС ВПО 2005 г., программами по курсу «Технологии и методики обучения русскому языку» для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений.

Цели УМК: подготовить студентов к усвоению системы важнейших языковых понятий, овладению умениями и навыками в области речи и письма.

Задачи УМК: Вооружить будущих учителей русского языка знаниями и навыками в области преподавания предмета, без которых невозможно успешное решение ими важнейших вопросов, связанных с теорией и практикой обучения русскому языку в современной школе.

Познакомить студентов с содержанием курса русского в средней школе, дать ясное представление: а) о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплектах; б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, используемых в современной школе на уроках русского языка, на факультативных занятиях и во внеклассной работе по предмету.

Принципы отбора, содержания и организации учебного материала.

Методика преподавания русского языка (родного) языка - это самостоятельная педагогическая наука. Глубокое знание методики есть необходимое условие подготовки учителя. Современный учитель должен быть хорошо образован: владеть нормой литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы по русскому языку в средней школе, воспитательные возможности предмета "русский язык", усвоить теоретические основы и принципы обучения русскому языку, знать основные методические приемы учебной работы и уметь применять их, знать историю школы, ведущие направления развития методики как науки, исследования последних десятилетий и проблемы, ждущие своего решения.

Предлагаемый курс методики русского языка включает в себя следующие разделы: "Методика преподавания русского языка как наука", "Русский язык как учебный предмет в средней школе", "Организация учебного процесса по русскому языку в средней школе", "Методика изучения фонетики, лексики и грамматики", "Методика орфографии", "Методика пунктуации", "Методика развития речи учащихся".

Освоение данного курса предполагает следующие формы работы: лекции; практические занятия (анализ программ, учебников, других пособий, разработка учебных материалов для учащихся, проектирование уроков и пр.); семинарские занятия (изучение основных методических трудов); лабораторные занятия в школе (наблюдение и анализ уроков, учебной документации и пр.); самостоятельную работу студентов (чтение литературы, рекомендуемой в лекциях, изучение вопросов, не освященных в лекциях, на основе рекомендуемых материалов и личных наблюдений, подготовка к практическим и семинарским занятиям и т.п.); педагогическую практику в школе в разных ее видах, предусмотренных программой по педагогической практике. Кроме того, освоение курса методики преподавания курса русского языка в средней школе предполагает прослушивание студентам спецкурса "Внеклассная работа по русскому языку в V- 1Х классах", обязательное написание курсовых работ и написание (примерно третьей части студентов) квалификационных работ (V111семестр) по следующим проблемам: "Формирование навыков правописания с учетом лингвистической природы орфограмм", "Дифференцированное обучение русскому языку", "Изучение звуко-буквенных орфограмм, не регулируемых правилами", "Дидактические игровые упражнения как средство повышения интереса к обучению русскому языку", "Изучение значений субъективной модальности в школьном курсе морфологии", "Учет уровней сложности обобщений при закреплении орфографических навыков", "Тенденции усвоения навыков правописания синтаксически обусловленных орфограмм", "Обязательный уровень подготовки учащихся по русскому языку" и др.

Вся работа по курсу методики преподавания русского языка должна быть тесно связана и скоординирована с базовыми и смежными курсами психологии, педагогики, современного русского языка.

В результате изучения курса методики преподавания русского языка и освоения педагогической практики студенты должны приобрести следующие умения:

  1. Разбираться в содержании и требованиях программы по русскому языку и других руководящих документов, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников.

  2. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по русскому языку, обоснованно выбирать методы и методические приемы.

  3. Подготавливать и проводить с учащимися сочинения и изложения, творческие работы, лексическую работу, диктанты, анализ языка и пр., использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.

  4. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса русского языка, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.

  5. Изучать уровень языковых знаний, умений и навыков у школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся, организовать работу над их устранением и предупреждением.

  6. Соотносить и связывать материал по методике преподавания русского языка со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению, за конкретными методическими приемами, обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания. Изучать передовой педагогический опыт учителей, элементарно оценивать его.

Программа допускает включение в курс методики русского языка вопросов, связанных с национальными условиями, а также того нового, что рождается в методической теории и практике в процессе совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, если это новое не противоречит основным, исходным положениям педагогики и методики преподавания русского (родного) языка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика преподавания русского (родного) языка как наука.

Общее понятие о методике. Предмет методики. Задачи методики. Связи с наукой о языке, с психологией, с теорией речевой деятельности, с логикой и литературоведением. Принципы обучения русскому языку. Интерпретация общедидактических принципов в методике русского языка. Методы исследования в методике преподавания русского языка. Условия обеспечения высокого научного уровня решения задач методики. Изучение и обобщение передового опыта школ и учителей. Изучение истории методики.

Русский язык как учебный предмет в средней школе.

Цели изучения русского языка в средней школе. Состав школьного курса русского языка.

Структура школьного курса русского языка. Преемственность от класса к классу. Последовательность изучения и распределения учебного материала между классами. Время изучения русского языка в школе. Учебник как ведущее средство обучения. Пособия, дополняющие учебник.

Организация учебного процесса по русскому языку в средней школе

Планирование учебного материала. Календарный план. Тематический план. План урока.

Условия эффективного проведения уроков. Развитие у учащихся потребности обращаться к межпредметному материалу и умения пользоваться им.

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку. Организация занятий с учетом преемственности. Организация занятий с учетом перспективности.

Урок русского языка. Типология и структура уроков русского языка. Проверка усвоения учащимися знаний о языке.

Методика изучения фонетики, лексики и грамматики.

Цели изучения разделов науки о языке. Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке. Лингвистические понятия как учебные единицы, лингвистические факты как учебные единицы, требования к усвоению учащимися знаний о языке. Учебно-языковые умения.

Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы. Методика работы над новыми языковыми явлениями. Повторение сведений, раннее полученных учащимися, или смежных, имеющих важное значение для познания нового явления. Поэтапное изучение нового языкового явления. Этапы освоения учащимися нового языкового явления.

Методы формирования учебно-языковых умений. Фонетические упражнения, фонетико-графические упражнения. Лексико-фразеологические упражнения. Словообразовательные упражнения. Морфологические упражнения. Синтаксические упражнения.

Методика орфографии.

Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка. Теория русской орфографии как научная база ее школьного курса. Понятие об орфограмме как специфично орфографическом явлении. Принципы русской орфографии и обучение правописанию. Правила русской орфографии.

Психолого-педагогические основы формирования орфографических навыков. Орфографические упражнения. Процесс обучения орфографии. Обучение орфографии в период повторения материала за начальные классы. Работа над навыками орфографии 10-11 классах.

Орфографическая подготовка учащихся к изложениям. Предварительная орфографическая подготовка учащихся. Непосредственная подготовка учащихся. Орфографическая подготовка учащихся к сочинениям. Работа над орфографическими ошибками учащихся. Причины появления у детей орфографических ошибок. Предупреждение орфографических ошибок в письменных работах учащихся.

Основные понятия дисциплины: аналитическое умение, аспект обучения, аудирование, базовый уровень образования, виды речевой деятельности, говорение, деятельностный подход, диалог культур, диалогическая речь, дидактические принципы, дифференциация, знания, изобразительно-выразительные средства языка, индивидуализации принцип, интеграция, информационные текхнологии, когнитивно-коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, коммуникативность, коммуникативные умения, коммуникативные установки, компетенция, культура речи, культуроведческая компетентность, культуроведческий аспект, лингвистическая компетенция, лингвистическая рефлексия, лингводидактика, лингвострановедение, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированный подход, межпредметные связи, метод обучения, метод проектов, монологическая речь, мотивация, навыки, наглядность, национально-региональный компонент, образовательная область, образовательный стандарт, общение, общеучебные умения и навыки, описание, письмо, повествование, подход, предметная область, принцип, принцип индивидуализации обучения, принцип коммуникативности, принцип сознательности, принцип текстоцентричности, продуктивные виды речевой деятельности, профильный уровень образования, профильное обучение, рассуждение, рефлексия, рецептивные виды речевой деятельности, речевая деятельность, речевая ситуация, речеведение, речеведческие понятия, речевые жанры, речевые умения, речь, речь коммуникативно-целесообразная, речь правильная, ситуация общения, словесность, слушание, содержание образования, сознательно-коммуникативный подход, средства наглядности, средства обучения, стандарт образования, стили речи, сфера общения, текст, текстоцентризм, технология обучения, типовой фрагмент текста, типы речи, умения, учебник, учебно-методический комплекс, учебно-операционные умения и навыки, федеральный компонент стандарта, филологическое образование, филология, функциональная стилистика, функционально-семантический подход, функционально-смысловые типы речи, функциональность, цель, чтение, элективный курс, этап обучения, языковая компетенция, языковедческая компетенция, языковой портфель, языковые знания.

Текущая аттестация качества знаний: на практических занятиях проводится проверка качества усвоения знаний и степени овладения навыками.

Итоговая аттестация: в 5 семестре проводится зачет по результатам работы на практич. зан; в 6-м семестре по экзаменационным вопросам проводится экзамен, включающий два теоретических вопроса и практическое задание.

Тематическое планирование

Содержание занятий

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Примечание

1

Методика преподавания русского языка как наука

2

2

Русский язык как учебный предмет

6

3

Содержание обучения и структура школьного курса

4

Средства обучения русского языка. Особенности структуры и содержания учебных предметов

2

6

5

Принципы и методы изучения русского языка

2

2

6

Урок русского языка. Типы уроков русского языка. Нетрадиционные уроки.

2

8

7

Методика изучения лексики

2

8

Методика изучения грамматики. Изучение словообразования в школьном курсе грамматики

2

2

9

Связь морфемики, словообразования с орфографией. Методика орфографии

2

10

Изучение именных частей речи в школьном курсе морфологии

6

5

11

Изучение глагола и его форм. Анализ содержания, структуры раздела "Глагол" в разных школьных учебниках

2

8

2

12

Методика изучения синтаксиса. Преемственность и перспективность при изучении отдельных тем по синтаксису

2

8

5

13

Изучение словосочетания и простого предложения, методические проблемы, связанные с усвоением некоторых понятий

2

14

Сложные предложения, связанные с усвоением структуры и семантических особенностей отдельных типов сложного предложения

2

8

6

15

Методика развития речи. Обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи школьников

2

10

4

16

Обучение различным видам речевой деятельности

2

17

Углубление изучения русского языка в школе

5

Итого:

26

46

48

Модуль 1: Общие вопросы методики русского языка в 5-9 классах

Учебный элемент 1.1: Русский язык как предмет изучения в средней школе

Учебный элемент 1.2: Содержание обучения русскому языку в 5-9 классах

Учебный элемент 1.3: Методы и приемы обучения русскому языку в средней школе

Учебный элемент 1.4: Воспитание школьников в процессе обучения русскому языку

Учебный элемент 1.5: Связь методики русского языка с лингвистикой, психологией, психолингвистикой и педагогикой

Учебный элемент 1.6: Типы и структура уроков русского языка в средней школе

Тестовые задания

Задания составлены в соответствии с программой, в основу которой положены материалы и рекомендации учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990. Уровень сложности заданий – средний.

Литература

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором. – М.: Просвещение, 2000.

  3. Жинкин Н.И. Психологические особенности развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 2006.

Модуль 2: Методика изучения разделов науки о языке в средней школе

Учебный элемент 2.1: Методика фонетики

Учебный элемент 2.2: Методика лексики

Учебный элемент 2.3: Методика словообразования

Учебный элемент 2.4: Методика морфологии

Учебный элемент 2.5: Методика синтаксиса

Учебный элемент 2.6: Методика орфографии

Учебный элемент 2.7: Методика пунктуации

Тестовые задания

Задания составлены в соответствии с программой, в основу которой положены материалы и рекомендации учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990. Уровень сложности заданий – средний.

Литература

  1. Дудников А.В. Трудные вопросы грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М.: Просвещение, 2002.

  4. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М.: Просвещение, 2000.

Модуль 3: Развитие речи

Учебный элемент 3.1: Психологические и психолингвисьтические основы развития речи учащихся

Учебный элемент 3.2: Основные разделы методики развития речи в средней школе

Учебный элемент 3.3: Развитие грамматического строя речи учащихся 5-9 классов

Учебный элемент 3.4: Обогащение словарного запаса учащихся 5-9 классов

Учебный элемент 3.5: Место словарно-семантической работы на уроках русского языка в 5-9 классах

Учебный элемент 3.6: Методика стилистики в 5-9 классах

Учебный элемент 3.7: Связная речь

Тестовые задания

Задания составлены в соответствии с программой, в основу которой положены материалы и рекомендации учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990. Уровень сложности заданий – средний.

Литература

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором. – М.: Просвещение, 2000.

  3. Жинкин Н.И. Психологические особенности развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 2006.

Темы практических занятий:

Занятие 1. Русский язык как учебный предмет. Программы к учебникам по русскому языку (Модуль 1, УЭ 1.1 – 1.2, 1.4 – 1.5).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Место русского языка как учебного предмета в общеобразовательных учебных заведениях и задачи его преподавания.

  2. Структура школьного курса русского языка в 5-9-х классах.

Занятие 2. Русский язык как учебный предмет. Программы к учебникам по русскому языку (Модуль 1, УЭ 1.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Понятие о линейном, ступенчатом и концентрическом способах изучения русского языка.

  2. Современные программы по русскому языку и их структура.

Занятие 3. Русский язык как учебный предмет. Программы к учебникам по русскому языку (Модуль 1, УЭ 1.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Учебники русского языка, их содержание и структура.

2.Основные функции школьного учебника в организации учебного процесса.

  1. Государственный образовательный стандарт по русскому языку, его назначение и содержание.

Занятие 4. Формы организации учебной работы по русскому языку (Модуль 1, УЭ 1.6; Модуль 2, УЭ 2.2; Модуль 3, УЭ 3.4).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Урок как основная форма учебного процесса

  2. Структура урока

Занятие 5. Формы организации учебной работы по русскому языку (Модуль 1, УЭ 1.6).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Планирование работы по русскому языку: годовые, тематические, поурочные планы.

2.Виды уроков русского языка в зависимости от целей и содержание урока.

Занятие 6. Формы организации учебной работы по русскому языку (Модуль 1, УЭ 1.6; Модуль 2, УЭ 2.1 – 2.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Урок русского языка (на материале темы «Фонетика», «Орфография», «Графика»)

  2. Типы уроков русского языка

  3. Нетрадиционные уроки (темы «Лексика», «Словообразование»)

Занятие 7. Формы организации учебной работы по русскому языку (Модуль 2, УЭ 2.1 - 2.2).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Основные структурные элементы урока, их функции, способы реализации этих функций (на материале темы «Лексика»).

2.Анализ урока русского языка (на материале темы «Лексика», «Фонетика»).

Занятие 8. Методика преподавания морфологии (Модуль 2, УЭ 2.4, 2.6; Модуль 3, УЭ 3.3 – 3.4).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Основные задачи изучения морфологии в школе.

  2. Реализация принципа преемственности между начальной и средней школой.

Занятие 9. Методика преподавания морфологии. Изучение имени существительного в школе (Модуль 2, УЭ 2.4; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Изучение именных частей речи в школьном курсе морфологии

2.Содержание, объем и задачи раздела "Имя существительное" в школе.

Занятие 10. Методика преподавания морфологии. Изучение имени существительного в школе (Модуль 2, УЭ 2.4; Модуль 3, УЭ 3.3 - 3.4).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Методические трудности, связанные с усвоением учащимися грамматических признаков имени существительного, пути их преодоления.

2.Работа по орфографии при изучении темы "Имя существительное".

Занятие 11. Методика преподавания морфологии. Изучение глагола в школе (Модуль 2, УЭ 2.4, 2.6; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Содержание, объем раздела "Глагол" в школе.

2. Задачи раздела "Глагол" в школе.

Занятие 12. Методика преподавания морфологии. Изучение причастия и деепричастия в школе (Модуль 2, УЭ 2.4, 2.6; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Методические трудности, связанные с усвоением учащимися грамматических признаков причастия и деепричастия

2. Пути преодоления трудностей при изучении причастия и деепричастия.

Занятие 13. Методика преподавания морфологии. Изучение наречия в школе (Модуль 2, УЭ 2.4, 2.6; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Работа по орфографии при изучении темы "Наречие".

Занятие 14. Методика преподавания синтаксиса. Изучение сложного предложения в школе (Модуль 2, УЭ 2.5, 2.7; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Преемственность и перспективность при изучении отдельных тем по синтаксису

  2. Лингвометодические основы изучения сложного предложения в школе.

  3. Пропедевтический и специальный (системный) этапы изучения сложного предложения в школе.

Занятие 15. Методика преподавания синтаксиса. Изучение простого предложения в школе (Модуль 2, УЭ 2.5, 2.7; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Изучение словосочетания и простого предложения, методические проблемы, связанные с усвоением некоторых понятий.

2.Теоретические сведения и система упражнений по простому предложению в различных учебниках для средней школы.

Занятие 16. Методика преподавания синтаксиса. Изучение сложного предложения в школе (Модуль 2, УЭ 2.5, 2.7; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Изучение сложного предложения в школе. Методические проблемы, связанные с усвоением структуры и семантических особенностей отдельных типов сложного предложения.

Занятие 17. Методика преподавания синтаксиса. Изучение сложного предложения в школе (Модуль 2, УЭ 2.5, 2.7; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Условия реализации коммуникативной направленности изучения синтаксиса сложного предложения.

Занятие 18. Методика преподавания синтаксиса. Изучение сложного предложения в школе (Модуль 2, УЭ 2.5, 2.7; Модуль 3, УЭ 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Синтаксический разбор сложных предложений, построение графических схем как важный методический прием многоаспектного анализа этих языковых единиц.

Занятие 19. Методика развития речи (Модуль 3, УЭ 3.1 - 3.3).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Психологические основы развития речи.

  2. Основные разделы методики развития речи.

  3. Развитие грамматического строя речи учащихся

Занятие 20. Методика развития речи (Модуль 3, УЭ 3.4 – 3.5).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

  2. Место словарно-семантической работы на уроках русского языка

Занятие 21. Методика развития речи (Модуль 2, УЭ 2.4 - 2.6; Модуль 3, УЭ 3.6 – 3.7).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Виды работ по развитию речи на уроках грамматики.

  2. Изложения и сочинения.

Занятие 22. Методика развития речи (Модуль 3, УЭ 3.6 – 3.7).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Типы речевых ошибок и пути их преодоления.

  2. Особенности по развитию связной речи учащихся.

Занятие 23. Методика развития речи (Модуль 3, УЭ 3.3 – 3.7).

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Работа учителя над развитием навыков создания учащимися связного текста.

  1. Обучение различным видам творческих работ на уроках русского языка.

Организация самостоятельной работы:

В ходе подготовки к практическим занятиям, посвященным разделам, которые не включены в лекционный курс или вынесены для самостоятельного изучения, студенты выполняют индивидуальные задания по анализу школьных программ, учебников, составляют конспекты уроков, конспектируют методические и научные работы по соответствующим разделам курса. Форма проверки самостоятельной работы студентов: контрольная работа.

Темы, выносимые на самостоятельное изучение:

  1. Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку.

  2. Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку и их оценка.

  3. Контроль за сформированностью речевых умений учащихся.

  4. Совершенствование методического мастерства учителей.

  5. Руководство словесниками работой учителей школы по реализации требований культуры речи учащихся.

Рекомендации:

Для выполнения данной самостоятельной работы студенты обязательно должны посетить 3-4 урока русского языка в средней школе, а также заседание методобъединения учителей словесников. Только на основе анализа практической работы возможно выполнение указанных заданий.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: заслушивание докладов на практических занятиях.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Изучите следующие вопросы, используя рекомендованную литературу (см. библиографию).

  1. Контроль знаний, умений и навыков на уроках русского языка как одна из актуальных проблем современной методики.

  2. Функции и виды контроля.

  3. Содержательная основа итогового контроля.

  4. Технология проверки, виды измерителей.

  5. Критерии и нормативы оценки творческих работ.

Изучив данный материал, ответьте на вопросы:

  1. В чем состоит, на ваш взгляд, обучающая функция контроля?

  2. Как реализуется идея компетентностного подхода к обучению в практике проведения итогового аттестационного контроля? Как это отражается на содержательной структуре контрольной работы и выборе измерителей?

  3. Сопоставьте тестовый контроль с традиционными формами проведения выпускного экзамена. Назовите сильные и слабые стороны тестирования и попытайтесь объяснить, в чем причина популярности тестов в современной практике преподавания родного языка.

  4. Составьте по два-три тестовых заданий с выбором ответа, проверяющих: а) лингвистическую, б) языковую компетенции. Укажите, для какого класса они предназначены.

  5. Подберите текст для проверки коммуникативной компетенции. Составьте к нему три тестовых задания с кратким ответом, ориентированные на речеведческий анализ текста.

  6. Предложите вашим учащимся написать по этому тексту сочинение-рассуждение, проверьте и прокомментируйте три-четыре работы по системе оценивания, предложенной в статье.

Литература.

  1. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И. Львова и др. – М., 2008.

  2. Оценка знаний, умений навыков учащихся по русскому языку: Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителей / Сост.: В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1980.

  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. – М., 2000.

  4. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. – М., 2002.

Задание 2.

Познакомьтесь с современными школьными учебниками и учебными пособиями по русскому языку и обдумайте вопросы:

  1. Учебник как средство обучения русскому языку.

  2. Учебные книги, дополняющие учебник.

  3. Средства наглядности.

  4. Внедрение информационных технологий.

Изучив данный материал, ответьте на вопросы, выполнив следующие задания:

  1. В чем сущность и значение систематизирующей функции учебника? Приведите примеры.

  2. На примере одного-двух разделов действующего учебника русского языка раскройте пути реализации в нем личностно-ориентированного подхода. Предложите свои задания, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся.

  3. Проанализируйте один-два раздела действующих учебников русского языка. Охарактеризуйте соотношение в них продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности.

  4. Что такое учебно-методический комплекс? Составьте фрагмент урока с использованием учебно-методического комплекса.

  5. Какова роль учителя при работе с компьютером?

  6. Сопоставьте один-два раздела (по выбору) из любого учебника русского языка. В какой мере отражается в них «авторская интерпретация» учебного материала? Чем отличаются методическая адаптация лингвистического материала и предлагаемые формы работы?

  7. Проанализируйте один-два раздела альтернативных учебников русского языка. В какой мере представлены в них задания, формирующие лингвистическую рефлексию, самостоятельную оценку своего пути и результаты обучения учащихся? Разработайте два-три рефлексионных задания к одному из разделов учебника.

  8. Предложите задания к одному из разделов учебника, реализующие принципы личностно-ориентированного обучения русскому языку.

  9. Предложите к одному из разделов учебника задания, раскрывающие культуроносную (кумулятивную функцию языка).

Литература.

  1. Бабайцева В.В. Принципы создания современного учебника / Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 1999. - №24. – С. 2-3.

  2. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка. – ИЛМ, 2002. - №3.

  3. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник / Русская словесность. – 1996. - №4.

  4. Назарова Е.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М., 1998.

  5. Разумовская М.М. Учебник и учебный процесс / Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 1999. - №26. – С. 14-15.

Задание 3.

Повторите тему «Новые педагогические технологии в преподавании русского языка» и изучите следующие вопросы:

  1. Современная образовательная технология в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении.

  2. Методика обучения и образовательная технология.

  3. Технология самооценки («Языковой портфель»).

Изучив данный материал, ответьте на вопросы выполните следующие задания:

  1. Основная характеристика современных образовательных технологий, по мнению дидактов, - их личностно-ориентированная направленность. В чем это проявляется? Раскройте личностно-ориентированный характер одной из новых образовательных технологий.

  2. Проанализируйте любой учебник русского языка с точки зрения реализации в нем элементов новых технологий. Возможно ли это? Правомерно ли говорить об элементах этих технологий? Как вы считаете? Обоснуйте свое мнение.

  3. Проектная деятельность, по мнению дидактов, - путь к творчеству учащихся. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Докажите свою точку зрения.

  4. В книге В.А. Хуторского «Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения» есть описание дистанционного проекта «Феномен». Как по-вашему, возможно ли использовать данную структуру проекта при изучении русского языка? Продумайте темы проектов по русскому языку в рамках структуры проекта «Феномен».

Литература.

  1. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2003.

  2. Гимназия № 1504. Модульное обучение: опыт, перспективы. – М., 1996.

  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. – М., 1997.

  7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

Задание 4.

Изучите следующие вопросы по теме «Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания», используя рекомендованную литературу.

  1. Изучение эстетической функции – одно из важнейших направлений преподавания русского языка в современной школе.

  2. Особенности содержания современных курсов словесности в системе филологического образования в школе.

  3. Элективный курс словесности (7-9 классы), его содержание и структура.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Каковы, по-вашему, общие цели обучения школьным предметам филологического цикла, в том числе русскому языку и литературе?

  2. Объясните, как вы понимаете выражение интеграция уроков русского языка и литературы на понятийном уровне.

  3. Расскажите, как проявляется усиленное внимание к эстетической функции русского языка в процессе его преподавания в рамках основного курса.

  4. Проанализируйте образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, примерные программы, вопросы и билеты для устного аттестационного экзамена в 9 и 11 классах и определите, как в них нашла отражение идея раскрытия эстетической функции родного языка.

  5. Объясните, как вы относитесь к предложенному трехэтапному обучению (5-6 кл., 7-9 кл. и 10-11 кл.), в результате которого более полно и многосторонне раскрывается эстетическая функция родного языка

  6. Назовите основные умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения элективного курса «Уроки словесности». Покажите на примерах, каким способом можно построить работу, чтобы добиться успешного формирования этих умений.

Литература.

  1. Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. – М., 1999.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

  4. Власенков А.И. Русская словесность в школе. Методика преподавания. – М., 1998.

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учебное пособие для учащихся 10-11 кл. – М., 2002.

Задание 5.

Изучите следующие вопросы по теме «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания», используя рекомендованную литературу.

  1. Понятие культуроведческого аспекта.

  2. Лингвотеоретические предпосылки.

  3. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта:

- обучение русскому языку в контексте русской культуры;

- диалог культур.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Лингвострановедение, россиеведение, культуроведческий аспект – что общего в содержании этих терминов, чем они различаются?

  2. Предложенное в главе описание содержания и путей соизучения языка и культуры названо культуроведческим аспектом обучения русскому языку. Скажите, является ли этот аспект самостоятельным в преподавании русского языка, если иметь в виду следующее понимание термина аспект.

Аспект преподавания языка предполагает, во-первых, отбор учебного материала, который должен быть включен в учебный процесс и который обеспечивает достижение своих, специфичных целей обучения русскому языку, во-вторых, определение последовательности введения этого материала. Наконец, аспект обучения включает в себя приемы преподавания, которые избирательно пригодны для данного учебного материала.

Аргументируйте свое суждение.

  1. Что такое языковая картина мира?

  2. Известный методист в области преподавания русского языка как иностранного О.Д. Митрофанова на IX Конгрессе МАПРЯЛ высказала следующую точку зрения: «Перешагнув порог коммуникативного направления обучения и вступив в век культурологи и культуроведения, истинного диалога культур и языкового многообразия, мы, возможно, окажемся в более благоприятных условиях, которые будут способствовать обновлению методической науки и лингводидактического поиска».

Как вы считаете, в какой степени правомерно говорить об обновлении методической науки и практики обучения русскому языку в процессе утверждения культуроведческого аспекта?

Что принципиально новое в преподавание русского языка несет внедрение этого аспекта?

Литература.

  1. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // РЯШ. – 1993. - №5.

  2. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. – М., 1996.

  3. Телия В.Н. Культурная коннотация как способ воплощения культуры в языковой знак // Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультуроведческий аспекты. – М., 1996.

  4. Шанский Н.М. Иностранные языки на уроках русского языка // РЯШ. – 1997. - №1.

  5. Шанский Н.М. Эвристические задачи и задания по русской и иностранной лексике // РЯШ. – 1997. - №2

  6. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. – 1990. - №4.

Задание 6.

Изучите следующие вопросы по теме «Речеведческие понятия», используя рекомендованную литературу.

  1. Теоретические основы совершенствования коммуникативной компетенции.

  2. Содержание речеведческого раздела курса.

  3. Методика работы над речеведческими понятиями и коммуникативными умениями.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Почему практическая задача совершенствования коммуникативной компетенции решается посредством включения в школьный курс системы речеведческих понятий?

  2. В чем состоит принципиальное различие между лингвистическими и речеведческими понятиями?

  3. Какая(ие) группа(ы) речеведческих понятий призвана(ы) усилить работу по формированию умений, обслуживающих: а) первую фазу речевой деятельности; б) третью фазу речевой деятельности?

Литература.

  1. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

  2. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 классы. – М., 1991.

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – С. 155-156..

  5. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е. Богославская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.

  6. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 5-9 классы; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999-2003.

  7. Русский язык: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1999-2003.

  8. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

Задание 7.

Изучите следующие вопросы по теме «Содержание предмета «Русский язык»:

  1. Теоретические предпосылки определения содержания.

  2. Компоненты содержания предмета «Русский язык».

  3. Нормативные документы, регламентирующие содержание предмета.

  4. Федеральный и национально-региональный компоненты содержания предмета «Русский язык».

Выполните следующие задания:

  1. Приведите примеры общеучебных умений, которые отрабатываются в процессе обучения русскому языку.

  2. Проанализируйте один из действующих учебников русского языка оцените его с точки зрения реализации основных целей обучения русскому языку в старшей школе на базовом и профильном уровне

  3. Охарактеризуйте основные направления реализации национальной составляющей предмета «Русский язык».

  4. Какие пути реализации регионального компонента предмета «Русский язык» широко используются в образовательных учреждениях вашего региона? Охарактеризуйте эти пути.

  5. Должно ли отличаться содержание предмета «Русский язык» в школе, например, Ростовской области и Республики Татарстан? Докажите.

Литература.

  1. Благоева Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. – 1993. - №4. – С. 16-19..

  2. Быстрова Е.А. Каким будет «Русский язык» в национальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - №3. – 2000.

  3. Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. – М., 1999.

  4. Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // РЯШ. – 1995. - №2. – С. 30-39.

  5. Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-региональном компоненте содержания образований // Филологическое образование. – Вып. 1. – М., 1999.

Задание 8.

Изучите следующие вопросы по теме «О соотношении теории и практики при обучении русскому языку»:

  1. Единство и соотношение теории и практики как важнейшая проблема при обучении русскому языку в школе.

  2. Психологи об особенностях формирования лингвистических понятий.

  3. Пути оптимального соотношения теории и практики в обучении русскому языку.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Как обеспечить понимание вводимой теории по русскому языку?

  2. Проанализируйте и расскажите о соотношении теоретического материала и практических заданий на материале любой темы в разных учебниках русского языка.

  3. Разработайте ввод определения или правила по программной теме, отражающей оптимальное соотношение теоретического и практического материала, который обеспечивает понимание и прочное усвоение изучаемого материала.

Литература.

  1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка – М., 1992.

  2. Брушменский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. – 2002. - №2.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., исправл. – М., 1999.

  4. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. - №2.

  5. Пешковский А.М. Вопросы изучения языка в семилетке. – Избранные труды. – М., 1959.

  6. Русский язык: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2003.

  7. Теория и практика // Философский словарь (с 1990 года издания).

Задание 9.

Изучите следующие вопросы по теме «Русский язык в системе филологического образования»:

  1. Филология – образовательная область.

  2. Цели, содержание филологического образования.

  3. Пути интеграции дисциплин филологического цикла в современной школе.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. В современных дидактических исследованиях выделяют понятия: «образовательная область», «предметная область». Насколько целесообразно выделение этих дидактических понятий в лингводидактике? Есть ли у них различия? Аргументируйте свой ответ.

  2. «Языки и литература», «Филология», «Филологическое образование» - какое название образовательной области, представляющей содружество учебных предметов, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, по-вашему, более точно? Докажите.

  3. Общее понятийное ядро предметов «Русский язык» и «Русская литература» - важнейшая характеристика целостного филологического образования. Проанализируйте две-три главы выбранных вами учебников русского языка и русской литературы. Расскажите, в какой мере представлена в них эта особенность филологического образования. Сформулируйте вывод.

  4. Познакомьтесь с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому и иностранным языкам. В какой мере можно говорить о единстве понятийного ядра этих двух предметов?

Литература.

  1. Авереинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебники для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2004.

  3. Аннушкин В.Н. Что такое словесность (к определению учебного термина и границ учебного предмета) // Русская словесность. – 1994, - №5.

  4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Ч.1 // Преподавание отечественного языка – М., 1992.

  5. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе: состояние и перспективы развития // Русская словесность. – 1997. - №6.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М., 2003.

Задание 10.

Изучите следующие вопросы по теме «Принципы и подходы обучения русскому языку»:

  1. Личностно-ориентированный подход – дидактический подход в обучении русскому языку.

  2. Сознательно-коммуникативный подход – методологическая основа обучения русскому языку.

  3. Лингвометодические принципы обучения: текстоцентричность, принцип обучения русскому языку как полифункциональному явлению, принцип межпредметных связей.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Проанализируйте две-три главы современного учебника русского языка. Расскажите, как в нем на материале текста реализуются коммуникативная, образовательная, воспитательная цели обучения русскому языку.

  2. Сопоставьте две выбранные вами программы по русскому и иностранному языкам. Расскажите, какие общие элементы содержания языкового образования представлены в них. Сделайте вывод.

  3. Охарактеризуйте возможные пути преодоления межпредметной разобщенности в преподавании русского языка, русской литературы, иностранных языков.

  4. Сближение частных методик – тенденция современной дидактики. Расскажите, как эта тенденция представлена в учебниках русского языка, русской литературы, иностранного языка и предметов естественнонаучного цикла.

Литература.

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб, 1999.

  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. – М., 2001.

  3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. – ИЯШ. – 2002. - №2.

  4. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // РЯШ. – 1996. - №3.

  5. Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе. – Нальчик, 1996.

Задание 11.

Изучите следующие вопросы по теме «Компетентностный подход к обучению»:

  1. Что такое компетенция в лингводидактике.

  2. Типы компетенций.

  3. Проблема иерархии компетенций.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Можно ли быть лингвистически компетентным, не владея языковой компетенцией? или наоборот: Можно ли, владея языковой компетенцией, быть лингвистически не компетентным? Аргументируйте свой ответ.

  2. В 1988 году под редакцией акад. Н.М. Шанского вышла книга, которая называлась «Что значит знать язык и владеть им». Как бы вы ответили на этот вопрос?

  3. В формировании лингвистической компетенции большое место занимает овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений, употребление их в речи. Усвоение способов действия осуществляется на основе образцов, представляющих алгоритм рассуждения. Проанализируйте раздел имени существительного в одном из действующих учебников русского языка. Какое место занимает в нем овладение способами действия? Как оно осуществляется? Какой путь вам представляется наиболее эффективным? Почему? Аргументируйте свой ответ.

  4. Какие качества личности школьника развиваются в процессе формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций?

Литература.

  1. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. - М., 2008.

  2. Современные языки: изучение, преподавание, оценка. – Страсбург, 1996.

  3. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2008.

  4. Что значит знать язык и владеть им / Под ред. Н.М. Шанского. – Ленинград, 1988.

  5. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка. Актуальные проблемы и возможные решения. - РЯШ. – 1993. - №2.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Методика преподавания русского языка как наука, ее история.

  2. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Содержание обучения русскому языку в школе.

  3. Теоретические основы обучения русскому языку в школе.

  4. Современные программы по русскому языку для средней школы, их структура и содержание.

  5. Типы современных школьных учебников по русскому языку. Роль учебника в процессе обучения, методика работы с ним.

  6. Характеристика одного из разделов русского языка в стабильном учебнике.

  7. Методы и приемы обучения русскому языку в школе.

  8. Типология и структура традиционных уроков русского языка.

  9. Виды нетрадиционных уроков (показать на примере 1-2 уроков).

  10. Требования к современному уроку русского языка.

  11. Системный анализ урока русского языка.

  12. Содержание и структура Государственного образовательного стандарта по русскому языку.

  13. Федеральная программа "Русский язык", ее структура и содержание.

  14. Методическая литература по русскому языку и ее роль в подготовке учителя к уроку.

  15. Журнал "Русский язык в школе", его структура. Подготовка учителя к уроку.

  16. Преемственность в обучении русскому языку между начальной и средней школой.

  17. Педагоги-новаторы и их вклад в методику преподавания русского языка.

  18. Авторские программы по русскому языку в различных учебных заведениях г. Ростова-на-Дону.

  19. Изучение фонетики в школе. Анализ раздела "Фонетика" в стабильном учебнике и учебнике под ред. М.В. Панова (5-й класс).

  20. Изучение лексики в школе, основные этапы работы по выработке лексических умений и навыков.

  21. Методика работы со словарями на уроках русского языка.

  22. Изучение морфемики в школьном курсе русского языка.

  23. Изучение словообразования в школе, его связь с орфографией.

  24. Содержание и структура школьного курса морфологии. Вклад современных ученых-методистов в разработку методики преподавания отдельных частей речи в школе.

  25. Методика изучения имен в средней школе.

  26. Изучение глагола и его форм в школьном курсе морфологии. Трудности, связанные с изучением отдельных глагольных категорий.

  27. Методика изучения служебных частей речи в школе.

  28. Анализ методической литературы по теме "Служебные части речи" за 1995-1999/ 2000 гг.

  29. Методика изучения словосочетания в школе, основные этапы его изучения.

  30. Типы упражнений при изучении простого предложения в школе.

  31. Методика изучения сложного предложения в школе.

  32. Характеристика раздела "Сложное предложение" в стабильных учебниках.

  33. Виды работы по развитию речи.

  34. Пути обогащения словарного запаса учащихся.

  35. Обучение монологу и диалогу на уроках русского языка.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Методика преподавания русского языка как наука, ее история.

  2. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Содержание обучения русскому языку в школе.

  3. Теоретические основы обучения русскому языку в школе.

  4. Современные программы по русскому языку для средней школы, их структура и содержание.

  5. Типы современных школьных учебников по русскому языку. Роль учебника в процессе обучения, методика работы с ним.

  6. Характеристика одного из разделов русского языка в стабильном учебнике.

  7. Методы и приемы обучения русскому языку в школе.

  8. Типология и структура традиционных уроков русского языка.

  9. Виды нетрадиционных уроков (показать на примере 1-2 уроков).

  10. Требования к современному уроку русского языка.

  11. Системный анализ урока русского языка.

  12. Содержание и структура Государственного образовательного стандарта по русскому языку.

  13. Федеральная программа "Русский язык", ее структура и содержание.

  14. Методическая литература по русскому языку и ее роль в подготовке учителя к уроку.

  15. Журнал "Русский язык в школе", его структура. Подготовка учителя к уроку.

  16. Преемственность в обучении русскому языку между начальной и средней школой.

  17. Педагоги-новаторы и их вклад в методику преподавания русского языка.

  18. Авторские программы по русскому языку в различных учебных заведениях г. Ростова-на-Дону.

  19. Изучение фонетики в школе. Анализ раздела "Фонетика" в стабильном учебнике и учебнике под ред. М.В. Панова (5-й класс).

  20. Изучение лексики в школе, основные этапы работы по выработке лексических умений и навыков.

  21. Методика работы со словарями на уроках русского языка.

  22. Изучение морфемики в школьном курсе русского языка.

  23. Изучение словообразования в школе, его связь с орфографией.

  24. Содержание и структура школьного курса морфологии. Вклад современных ученых-методистов в разработку методики преподавания отдельных частей речи в школе.

  25. Методика изучения имен в средней школе.

  26. Изучение глагола и его форм в школьном курсе морфологии. Трудности, связанные с изучением отдельных глагольных категорий.

  27. Методика изучения служебных частей речи в школе.

  28. Анализ методической литературы по теме "Служебные части речи" за 1995-1999/ 2000 гг.

  29. Методика изучения словосочетания в школе, основные этапы его изучения.

  30. Типы упражнений при изучении простого предложения в школе.

  31. Методика изучения сложного предложения в школе.

  32. Характеристика раздела "Сложное предложение" в стабильных учебниках.

  33. Виды работы по развитию речи.

  34. Пути обогащения словарного запаса учащихся.

  35. Обучение монологу и диалогу на уроках русского языка.

  36. Сочинение в системе работы по развитию речи. Методы и приемы обучения изложению.

  37. Изложение в системе работы по развитию речи. Методы и приемы обучения изложению.

  38. Особенности работы по развитию речи на современном этапе.

  39. Специфика работы по развитию речи при изучении синтаксиса в 8-9-х классах.

  40. Требования к современному уроку по развитию речи.

  41. Методика орфографии. Значение, задачи и принципы обучения орфографии.

  42. Виды упражнений по орфографии.

  43. Виды диктантов. Методика их проведения.

  44. Учет, классификация и анализ орфографических ошибок. Работа над орфографическими ошибками.

  45. Методика обучения пунктуации. Виды упражнений по пунктуации.

  46. Орфографический и пунктуационный минимумы в средней школе.

  47. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса как важный принцип обучения грамматике.

  48. Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка.

  49. Приёмы и методы контроля за усвоением знаний.

  50. Обучение русскому языку в классах гуманитарного профиля.

  51. Формы работы по русскому языку в классах коррекции.

  52. Место стилистики в школьном курсе русского языка, основные виды стилистических упражнений.

  53. Средства наглядности и методика их использования на уроках русского языка.

  54. Виды и содержание внеклассной работы по русскому языку.

  55. Факультативные занятия по русскому языку и методика их проведения.

  56. Кабинет русского языка, его роль в процессе обучения русскому языку.

  57. Технические средства и их роль в обучении русскому языку.

  58. Методика работы по русскому языку в 10-11-х классах.

Требования к экзамену

Для экзамена обязательно иметь зачетную контрольную работу №2, знать ответы на вопросы по всем разделам курса «Методика преподавания русского языка в средней школе», иметь навыки анализа уроков русского языка и навыки составления всех типов уроков русского языка в 5-9 классах.

Литература

обязательная:

  1. Адгазина Н.И. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов. М.: Просвещение, 1965.

  2. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. - М., 1911 (переизд.: 1915).

  3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык, теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992.

  4. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  5. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  6. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  7. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  8. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.

  9. Баринова Е.А., Боженов Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка/ Под ред. Е.А.Бариновой. - М., 1974.

  10. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1990.

  11. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М.: Просвещение, 1990.

  12. Бунаков А.Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. - М., 1914.

  13. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1844 (переизд.: 1867, 1941).

  14. Данилов В.В. Методика русского языка. СПб., 1917.

  15. Державин Н.С. Основы методики преподавания русского языка и литературы средней школы. - Петроград, 1917.

  16. Добромыслов В.А., Розенталь Э.А. Трудные вопросы грамматики и правописания. М.: Просвещение, 1960.

  17. Дудников А.В. Методика изучения грамматики. М.: Просвещение, 1977.

  18. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

  19. Капинос В.И., Сергеева И.И., Соловейчик В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994.

  20. Кульман Н.К. Методика русского языка. - Петроград, 1917.

  21. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

  22. Малаховский В.А. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1925 (переизд.: 1927).

  23. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М.: Просвещение, 1988.

  24. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1965.

  25. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 1984.

  26. Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1958 (переизд.: 1952, 1955).

  27. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. - М.: Просвещение, 1996.

  28. Розенталь В., Голуб И., Когтев И. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учеб. пособие. М.: Дрофа, 1995.

  29. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1861 (переизд.: 1897, 1986).

  30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1958. (переизд.: 1970, 1980).

  31. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М.: Просвещение, 1972.

  32. Хрестоматия по методике русского языка / Сост. Текучев А.В. М.: Просвещение, 1982.

дополнительная :

  1. Арсирий А.Г., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Учпедгиз, 1964.

  2. Богданова Г.А., Ларионова Л.Г. Тематические зачеты. Русский язык 8-9 классы. М.: Просвещение, 1994.

  3. Гаврилова Г.Ф., Редкозубова Т.М. Коммуникативно-речевой аспект изучения сложноподчиненного предложения // Рус. яз. в шк. 1995. № 6.

  4. Жданкина Т.А., Кравченко В.Е. Тестовые компьютерные задания по морфологии для учащихся средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону. 1995.

  5. Коротаева Е.В. Уроки познавательной активности // Рус. яз. в шк. 1996. №2.

  6. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров // Рус. яз. в шк. 1991. № 1.

  7. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 классы. М.: Дрофа, 1996.

  8. Львова С.И. Там, где кончается слово. Кн. для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 1991.

  9. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1991.

  10. Малащенко В.П., Малащенко Т.В. Русский язык для студентов педколледжей, старшеклассников школ гуманитарной ориентации. Ростов-на-Дону, 1997.

  11. Обучение русскому языку в 6 классе. Метод. Рекомендации к учебному пособию для 6 кл. общеобразовательных учереждений / Под. Ред. М.М. Разумовской. М.: Просвещение, 1997.

  12. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Метод. Письмо. Ростов-на-Дону, 1996.

  13. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 1992-1995.

  14. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 2000.

  15. Фокина О.А. Интегрированные уроки языка и литературы // Рус. яз. в шк. 1996.№ 3.

  16. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. М.: Дрофа. 1996.

Контрольная работа №1

  1. Лингвострановедение, россиеведение, культуроведческий аспект – что общего в содержании этих терминов, чем они различаются?

  2. Известный методист в области преподавания русского языка как иностранного О.Д. Митрофанова на IX Конгрессе МАПРЯЛ высказала следующую точку зрения: «Перешагнув порог коммуникативного направления обучения и вступив в век культурологии и культуроведения, истинного диалога культур и языкового многообразия, мы, возможно, окажемся в более благоприятных условиях, которые будут способствовать обновлению методической науки и лингводидактического поиска»

Как вы считаете, в какой степени правомерно говорить об обновлении методической науки и практики обучения русскому языку в процессе утверждения

культуроведческого аспекта?

Что принципиально новое в преподавание русского языка несет внедрение этого

аспекта?

3. В статье «Об изучении языков, или План систематической энциклопедии всех

языков» Вильгельм Гумбольдт писал: «разные языки _ это не различные обозначения

одного и того же предмета, а разные видения его…через многообразие языков для нас

открывается богатство мира – также всемирная история мыслей и чувств

человечества» (Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. – С. 73). Выявите с

помощью словарей термины родства в русском языке, английском, немецком или

французских языках. Сопоставьте их. Совпадает ли объем значений их, чем они

отличаются? Можно ли говорить о разном видении понятий родства русским,

англичанином, немцем или французом?

Контрольная работа №2

  1. Основная характеристика современных образовательных технологий, по мнению дидактов, — их личностно-ориентированная направленность. В чем это проявляется? Раскройте личностно-ориентированный характер одной из новых образовательных технологий.

  2. Проанализируйте любой учебник русского языка сточки зрения реализации в нем элементов новых технологий. Возможно ли это? Правомерно ли говорить об элементах этих технологии? Как вы считаете? Обоснуйте свое мнение.

  3. Проектная деятельность, по мнению дидактов, — путь к творчеству учащихся. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Докажите свою точку зрения.

  4. В книге А. В. Хуторского «Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения» есть описание дистанционного проекта «Феномен». Как по-вашему, возможно ли использовать данную структуру проекта при изучении русского языка. Продумайте темы проектов по русскому языку в рамках структуры проекта «Феномен».

«УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ "ФЕНОМЕН".

Участники в течение недели выполняют работу, в которой указывается: тема исследования, цель, план, основное содержание исследования, выводы, самоанализ своей деятельности (что понял, чему научился, какие были проблемы и как их преодолевал), самооценка.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА

— Обозначьте обнаруженный феномен понятием (названием), изобразите его в виде компьютерного рисунка или символа.

— Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдений феномена.

— Выразите, в чем состоит особенность, необычность феномена, его отличие от других явлений.

  • Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

  • Составьте план своего исследования феномена.

—Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.

  • Сделайте выводы из исследования».

5. В учебнике «Русский язык. 6 класс» (авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. В. Львов, В. И. Капинос) в разделе «Речь» есть следующие упражнения (см. ниже). В какой мере можно говорить о реализации этой системы упражнений по технологии метода проектов? Охарактеризуйте деятельность ученика и деятельность учителя при выполнении данных упражнений.

  1. Представьте себе, что вы синоптик и ведете наблюдения за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своем журнале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений.

  2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создайте зарисовку, озаглавьте ее. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь? Какие языковые средства подберете?

Представьте себе, что вы участники конкурса на лучший проект оформления вашей классной комнаты. Создайте свой вариант и предложите его словесное описание. Предварительно решите, какого стиля, типа речи текст вы создаете, какие требования к нему должны выполнить.

1.Название дисциплины: «Теория и методика обучения русскому языку»

2.Составитель: проф. Л.Г. Ларионова

3. 4-й курс отделения славянской и западноевропейской филологии, 3 курс филологическое отделение

4.Итоговый контроль

5.Проверка знаний по всем темам курса «Теория и методика обучения русскому языку».

6.Задания составлены в соответствии с программой, в основу которой положены материалы и рекомендации учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990

7.100% программы курса.

8.Уровень сложности заданий – средний.

Тестовые задания

Общие вопросы методики русского языка в 5-9 классах

(Модуль 1)

1. Русский язык как учебный предмет имеет свою специфику:

  1. имеет только познавательное значение;

  2. выполняет только воспитательную роль;

  3. обеспечивает учащихся только основными средствами коммуникации;

  4. имеет познавательное значение, выполняет воспитательную роль и обеспечивает учащихся основными средствами коммуникации.

2. Содержание обучения русскому языку в 5-9 кл. изложено:

  1. в школьных учебниках;

  2. в программах;

  3. в объяснительных записках к программам;

  4. в методических рекомендациях к учебникам.

Развитие речи

(Модуль 3)

1. Какие типы речи текста изучаются в средней школе?

  1. только повествование;

  2. только рассуждение;

  3. только описание;

  4. повествование, рассуждение и описание.

2. Какие стили речи изучаются в 5-7 классах?

  1. только научно-деловой;

  2. только разговорный;

  3. только художественный;

  4. художественный, научно-деловой и разговорный.

Глоссарий

Компетенция – способность к речевому общению и усвоению совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – это усвоение единиц языка и правил их употребления как условия понимания и конструирования высказывания (языковая компетенция); знания о самом языке, его системе (лингвистическая компетенция). Лингвистическая компетенция представляет собой результата осмысления учащимися речевого опыта, включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как о знаковой системе и общественном явлении, предполагает усвоение понятийной базы курса, определенного комплекса понятий (единиц и категорий языка: фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, члены предложений, лексические и грамматические языковые единицы и т. д.)

Языковая компетенция – знание учащимися слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; знание основных понятий лингвистики речи (стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д.), умения и навыки анализа текста.

Культуроведческая компетенция – знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т. д., номинативных единиц языка с национально-культурным компонентом значения; знание о русских невербальных средствах общения (мимики, жестов); работа с текстом как средством духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.

Знания о языке – это общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах разных уровней языковой системы, сведения о выдающихся представителях русистики.

Знания о речи – это сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, о стилях и типах речи, речевых жанрах, речеведческие понятия.

Для организации процесса обучения, реализующего единство, синтез знаний и практической деятельности необходимо следующее: 1) теория должна вводится так, чтобы были обеспечены усвоение содержательного ядра и ориентация учащихся в фактах и явлениях языка; 2) ученик, выполняя задания, должен осознавать необходимость знаний, уметь использовать, владеть способом действия, адекватным усваиваемому теоретическому материалу.

Пути оптимального соотношения теории и практики в обучении русскому языку: 1) обеспечение понимания учащимися изучаемого материала при вводе материала и правил; 2) ввод предваряющих сведений, обеспечивающих более успешное усвоение учениками основного материала; работа с лингвистическим текстом; 3) развитие навыков ориентации в фактах языка, подлежащих теоретическому осмыслению; 4) обобщение и систематизация полученных учащимися сведений в наглядных формах (таблицы, схемы, алгоритмы); 5) введение в учебный процесс дополнительного материала: справочного, развивающего, занимательного и т. д.

Речеведческие дисциплины – связь лингвистических дисциплин, изучающих речь, с речевой прагматикой, с условиями речевого акта.

Речеведческие понятия – понятия, рассматриваемые в речеведческих дисциплинах.

Эстетические функции русского языка: 1) формирование у учащихся представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; 2) осознание учащимися эстетической функции родного языка; 3) активное развитие у школьников языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности; 4) формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим нормам.

Система нетрадиционных уроков:

1) интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

2) уроки в форме соревнований (лингвистический турнир, лингвистический бой);

3) уроки, основанные на формах, методах, жанрах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование);

4) уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала ( урок мудрости, урок-презентация);

5) уроки с использованием фантазии (урок-сказка);

6) уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача)

7) уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте);

8) уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр).

Модульное обучение – это обучение, которое базируется на деятельностном подходе и опирается на теорию развивающего обучения Л.С. Выготского.

Средства обучения – школьный учебник, учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, словари, справочники); средства наглядности (средства зрительной, зрительно-слуховой и слуховой наглядности).

Текущий контроль – это тематический контроль, проводящийся в процессе изучения той или иной темы, заключающийся в проверке усвоения нового материала.

Итоговый контроль – контроль, проводимый в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка с целью проверки усвоения всех основных понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

    Пояснительная записка
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (7)

    Учебно-методический комплекс
    Д ПП.Ф.12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.
  5. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

Другие похожие документы..