Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогически...полностью>>
'Документ'
Цель психологической службы: Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных психолого-педагогических усл...полностью>>
'Документ'
Поступающий должен показать на экзамене по специальности знание гамм до трех знаков включительно (по выбору комиссии), играть тоническое трезвучие и ...полностью>>
'Документ'
1ведущий: В жизни каждого человека всегда были, есть и будут бабушка и де­душка. И, наверное, из любви и признательности к бабушкам и дедушкам какой-...полностью>>

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Изучите следующие вопросы по теме «Речеведческие понятия», используя рекомендованную литературу.

  1. Теоретические основы совершенствования коммуникативной компетенции.

  2. Содержание речеведческого раздела курса.

  3. Методика работы над речеведческими понятиями и коммуникативными умениями.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Почему практическая задача совершенствования коммуникативной компетенции решается посредством включения в школьный курс системы речеведческих понятий?

  2. В чем состоит принципиальное различие между лингвистическими и речеведческими понятиями?

  3. Какая(ие) группа(ы) речеведческих понятий призвана(ы) усилить работу по формированию умений, обслуживающих: а) первую фазу речевой деятельности; б) третью фазу речевой деятельности?

Литература.

  1. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

  2. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 классы. – М., 1991.

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – С. 155-156..

  5. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е. Богославская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.

  6. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 5-9 классы; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999-2003.

  7. Русский язык: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1999-2003.

  8. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

Задание 7.

Изучите следующие вопросы по теме «Содержание предмета «Русский язык»:

  1. Теоретические предпосылки определения содержания.

  2. Компоненты содержания предмета «Русский язык».

  3. Нормативные документы, регламентирующие содержание предмета.

  4. Федеральный и национально-региональный компоненты содержания предмета «Русский язык».

Выполните следующие задания:

  1. Приведите примеры общеучебных умений, которые отрабатываются в процессе обучения русскому языку.

  2. Проанализируйте один из действующих учебников русского языка оцените его с точки зрения реализации основных целей обучения русскому языку в старшей школе на базовом и профильном уровне

  3. Охарактеризуйте основные направления реализации национальной составляющей предмета «Русский язык».

  4. Какие пути реализации регионального компонента предмета «Русский язык» широко используются в образовательных учреждениях вашего региона? Охарактеризуйте эти пути.

  5. Должно ли отличаться содержание предмета «Русский язык» в школе, например, Ростовской области и Республики Татарстан? Докажите.

Литература.

  1. Благоева Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. – 1993. - №4. – С. 16-19..

  2. Быстрова Е.А. Каким будет «Русский язык» в национальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - №3. – 2000.

  3. Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. – М., 1999.

  4. Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // РЯШ. – 1995. - №2. – С. 30-39.

  5. Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-региональном компоненте содержания образований // Филологическое образование. – Вып. 1. – М., 1999.

Задание 8.

Изучите следующие вопросы по теме «О соотношении теории и практики при обучении русскому языку»:

  1. Единство и соотношение теории и практики как важнейшая проблема при обучении русскому языку в школе.

  2. Психологи об особенностях формирования лингвистических понятий.

  3. Пути оптимального соотношения теории и практики в обучении русскому языку.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Как обеспечить понимание вводимой теории по русскому языку?

  2. Проанализируйте и расскажите о соотношении теоретического материала и практических заданий на материале любой темы в разных учебниках русского языка.

  3. Разработайте ввод определения или правила по программной теме, отражающей оптимальное соотношение теоретического и практического материала, который обеспечивает понимание и прочное усвоение изучаемого материала.

Литература.

  1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка – М., 1992.

  2. Брушменский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. – 2002. - №2.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., исправл. – М., 1999.

  4. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. - №2.

  5. Пешковский А.М. Вопросы изучения языка в семилетке. – Избранные труды. – М., 1959.

  6. Русский язык: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2003.

  7. Теория и практика // Философский словарь (с 1990 года издания).

Задание 9.

Изучите следующие вопросы по теме «Русский язык в системе филологического образования»:

  1. Филология – образовательная область.

  2. Цели, содержание филологического образования.

  3. Пути интеграции дисциплин филологического цикла в современной школе.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. В современных дидактических исследованиях выделяют понятия: «образовательная область», «предметная область». Насколько целесообразно выделение этих дидактических понятий в лингводидактике? Есть ли у них различия? Аргументируйте свой ответ.

  2. «Языки и литература», «Филология», «Филологическое образование» - какое название образовательной области, представляющей содружество учебных предметов, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, по-вашему, более точно? Докажите.

  3. Общее понятийное ядро предметов «Русский язык» и «Русская литература» - важнейшая характеристика целостного филологического образования. Проанализируйте две-три главы выбранных вами учебников русского языка и русской литературы. Расскажите, в какой мере представлена в них эта особенность филологического образования. Сформулируйте вывод.

  4. Познакомьтесь с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому и иностранным языкам. В какой мере можно говорить о единстве понятийного ядра этих двух предметов?

Литература.

  1. Авереинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебники для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2004.

  3. Аннушкин В.Н. Что такое словесность (к определению учебного термина и границ учебного предмета) // Русская словесность. – 1994, - №5.

  4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Ч.1 // Преподавание отечественного языка – М., 1992.

  5. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе: состояние и перспективы развития // Русская словесность. – 1997. - №6.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М., 2003.

Задание 10.

Изучите следующие вопросы по теме «Принципы и подходы обучения русскому языку»:

  1. Личностно-ориентированный подход – дидактический подход в обучении русскому языку.

  2. Сознательно-коммуникативный подход – методологическая основа обучения русскому языку.

  3. Лингвометодические принципы обучения: текстоцентричность, принцип обучения русскому языку как полифункциональному явлению, принцип межпредметных связей.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Проанализируйте две-три главы современного учебника русского языка. Расскажите, как в нем на материале текста реализуются коммуникативная, образовательная, воспитательная цели обучения русскому языку.

  2. Сопоставьте две выбранные вами программы по русскому и иностранному языкам. Расскажите, какие общие элементы содержания языкового образования представлены в них. Сделайте вывод.

  3. Охарактеризуйте возможные пути преодоления межпредметной разобщенности в преподавании русского языка, русской литературы, иностранных языков.

  4. Сближение частных методик – тенденция современной дидактики. Расскажите, как эта тенденция представлена в учебниках русского языка, русской литературы, иностранного языка и предметов естественнонаучного цикла.

Литература.

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб, 1999.

  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. – М., 2001.

  3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. – ИЯШ. – 2002. - №2.

  4. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // РЯШ. – 1996. - №3.

  5. Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе. – Нальчик, 1996.

Задание 11.

Изучите следующие вопросы по теме «Компетентностный подход к обучению»:

  1. Что такое компетенция в лингводидактике.

  2. Типы компетенций.

  3. Проблема иерархии компетенций.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Можно ли быть лингвистически компетентным, не владея языковой компетенцией? или наоборот: Можно ли, владея языковой компетенцией, быть лингвистически не компетентным? Аргументируйте свой ответ.

  2. В 1988 году под редакцией акад. Н.М. Шанского вышла книга, которая называлась «Что значит знать язык и владеть им». Как бы вы ответили на этот вопрос?

  3. В формировании лингвистической компетенции большое место занимает овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений, употребление их в речи. Усвоение способов действия осуществляется на основе образцов, представляющих алгоритм рассуждения. Проанализируйте раздел имени существительного в одном из действующих учебников русского языка. Какое место занимает в нем овладение способами действия? Как оно осуществляется? Какой путь вам представляется наиболее эффективным? Почему? Аргументируйте свой ответ.

  4. Какие качества личности школьника развиваются в процессе формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций?

Литература.

  1. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. - М., 2008.

  2. Современные языки: изучение, преподавание, оценка. – Страсбург, 1996.

  3. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2008.

  4. Что значит знать язык и владеть им / Под ред. Н.М. Шанского. – Ленинград, 1988.

  5. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка. Актуальные проблемы и возможные решения. - РЯШ. – 1993. - №2.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Методика преподавания русского языка как наука, ее история.

  2. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Содержание обучения русскому языку в школе.

  3. Теоретические основы обучения русскому языку в школе.

  4. Современные программы по русскому языку для средней школы, их структура и содержание.

  5. Типы современных школьных учебников по русскому языку. Роль учебника в процессе обучения, методика работы с ним.

  6. Характеристика одного из разделов русского языка в стабильном учебнике.

  7. Методы и приемы обучения русскому языку в школе.

  8. Типология и структура традиционных уроков русского языка.

  9. Виды нетрадиционных уроков (показать на примере 1-2 уроков).

  10. Требования к современному уроку русского языка.

  11. Системный анализ урока русского языка.

  12. Содержание и структура Государственного образовательного стандарта по русскому языку.

  13. Федеральная программа "Русский язык", ее структура и содержание.

  14. Методическая литература по русскому языку и ее роль в подготовке учителя к уроку.

  15. Журнал "Русский язык в школе", его структура. Подготовка учителя к уроку.

  16. Преемственность в обучении русскому языку между начальной и средней школой.

  17. Педагоги-новаторы и их вклад в методику преподавания русского языка.

  18. Авторские программы по русскому языку в различных учебных заведениях г. Ростова-на-Дону.

  19. Изучение фонетики в школе. Анализ раздела "Фонетика" в стабильном учебнике и учебнике под ред. М.В. Панова (5-й класс).

  20. Изучение лексики в школе, основные этапы работы по выработке лексических умений и навыков.

  21. Методика работы со словарями на уроках русского языка.

  22. Изучение морфемики в школьном курсе русского языка.

  23. Изучение словообразования в школе, его связь с орфографией.

  24. Содержание и структура школьного курса морфологии. Вклад современных ученых-методистов в разработку методики преподавания отдельных частей речи в школе.

  25. Методика изучения имен в средней школе.

  26. Изучение глагола и его форм в школьном курсе морфологии. Трудности, связанные с изучением отдельных глагольных категорий.

  27. Методика изучения служебных частей речи в школе.

  28. Анализ методической литературы по теме "Служебные части речи" за 1995-1999/ 2000 гг.

  29. Методика изучения словосочетания в школе, основные этапы его изучения.

  30. Типы упражнений при изучении простого предложения в школе.

  31. Методика изучения сложного предложения в школе.

  32. Характеристика раздела "Сложное предложение" в стабильных учебниках.

  33. Виды работы по развитию речи.

  34. Пути обогащения словарного запаса учащихся.

  35. Обучение монологу и диалогу на уроках русского языка.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Методика преподавания русского языка как наука, ее история.

  2. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Содержание обучения русскому языку в школе.

  3. Теоретические основы обучения русскому языку в школе.

  4. Современные программы по русскому языку для средней школы, их структура и содержание.

  5. Типы современных школьных учебников по русскому языку. Роль учебника в процессе обучения, методика работы с ним.

  6. Характеристика одного из разделов русского языка в стабильном учебнике.

  7. Методы и приемы обучения русскому языку в школе.

  8. Типология и структура традиционных уроков русского языка.

  9. Виды нетрадиционных уроков (показать на примере 1-2 уроков).

  10. Требования к современному уроку русского языка.

  11. Системный анализ урока русского языка.

  12. Содержание и структура Государственного образовательного стандарта по русскому языку.

  13. Федеральная программа "Русский язык", ее структура и содержание.

  14. Методическая литература по русскому языку и ее роль в подготовке учителя к уроку.

  15. Журнал "Русский язык в школе", его структура. Подготовка учителя к уроку.

  16. Преемственность в обучении русскому языку между начальной и средней школой.

  17. Педагоги-новаторы и их вклад в методику преподавания русского языка.

  18. Авторские программы по русскому языку в различных учебных заведениях г. Ростова-на-Дону.

  19. Изучение фонетики в школе. Анализ раздела "Фонетика" в стабильном учебнике и учебнике под ред. М.В. Панова (5-й класс).

  20. Изучение лексики в школе, основные этапы работы по выработке лексических умений и навыков.

  21. Методика работы со словарями на уроках русского языка.

  22. Изучение морфемики в школьном курсе русского языка.

  23. Изучение словообразования в школе, его связь с орфографией.

  24. Содержание и структура школьного курса морфологии. Вклад современных ученых-методистов в разработку методики преподавания отдельных частей речи в школе.

  25. Методика изучения имен в средней школе.

  26. Изучение глагола и его форм в школьном курсе морфологии. Трудности, связанные с изучением отдельных глагольных категорий.

  27. Методика изучения служебных частей речи в школе.

  28. Анализ методической литературы по теме "Служебные части речи" за 1995-1999/ 2000 гг.

  29. Методика изучения словосочетания в школе, основные этапы его изучения.

  30. Типы упражнений при изучении простого предложения в школе.

  31. Методика изучения сложного предложения в школе.

  32. Характеристика раздела "Сложное предложение" в стабильных учебниках.

  33. Виды работы по развитию речи.

  34. Пути обогащения словарного запаса учащихся.

  35. Обучение монологу и диалогу на уроках русского языка.

  36. Сочинение в системе работы по развитию речи. Методы и приемы обучения изложению.

  37. Изложение в системе работы по развитию речи. Методы и приемы обучения изложению.

  38. Особенности работы по развитию речи на современном этапе.

  39. Специфика работы по развитию речи при изучении синтаксиса в 8-9-х классах.

  40. Требования к современному уроку по развитию речи.

  41. Методика орфографии. Значение, задачи и принципы обучения орфографии.

  42. Виды упражнений по орфографии.

  43. Виды диктантов. Методика их проведения.

  44. Учет, классификация и анализ орфографических ошибок. Работа над орфографическими ошибками.

  45. Методика обучения пунктуации. Виды упражнений по пунктуации.

  46. Орфографический и пунктуационный минимумы в средней школе.

  47. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса как важный принцип обучения грамматике.

  48. Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка.

  49. Приёмы и методы контроля за усвоением знаний.

  50. Обучение русскому языку в классах гуманитарного профиля.

  51. Формы работы по русскому языку в классах коррекции.

  52. Место стилистики в школьном курсе русского языка, основные виды стилистических упражнений.

  53. Средства наглядности и методика их использования на уроках русского языка.

  54. Виды и содержание внеклассной работы по русскому языку.

  55. Факультативные занятия по русскому языку и методика их проведения.

  56. Кабинет русского языка, его роль в процессе обучения русскому языку.

  57. Технические средства и их роль в обучении русскому языку.

  58. Методика работы по русскому языку в 10-11-х классах.

Требования к экзамену

Для экзамена обязательно иметь зачетную контрольную работу №2, знать ответы на вопросы по всем разделам курса «Методика преподавания русского языка в средней школе», иметь навыки анализа уроков русского языка и навыки составления всех типов уроков русского языка в 5-9 классах.

Литература

обязательная:

  1. Адгазина Н.И. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов. М.: Просвещение, 1965.

  2. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. - М., 1911 (переизд.: 1915).

  3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык, теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992.

  4. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  5. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  6. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  7. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  8. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.

  9. Баринова Е.А., Боженов Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка/ Под ред. Е.А.Бариновой. - М., 1974.

  10. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1990.

  11. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М.: Просвещение, 1990.

  12. Бунаков А.Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. - М., 1914.

  13. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1844 (переизд.: 1867, 1941).

  14. Данилов В.В. Методика русского языка. СПб., 1917.

  15. Державин Н.С. Основы методики преподавания русского языка и литературы средней школы. - Петроград, 1917.

  16. Добромыслов В.А., Розенталь Э.А. Трудные вопросы грамматики и правописания. М.: Просвещение, 1960.

  17. Дудников А.В. Методика изучения грамматики. М.: Просвещение, 1977.

  18. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

  19. Капинос В.И., Сергеева И.И., Соловейчик В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994.

  20. Кульман Н.К. Методика русского языка. - Петроград, 1917.

  21. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

  22. Малаховский В.А. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1925 (переизд.: 1927).

  23. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М.: Просвещение, 1988.

  24. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1965.

  25. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 1984.

  26. Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1958 (переизд.: 1952, 1955).

  27. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. - М.: Просвещение, 1996.

  28. Розенталь В., Голуб И., Когтев И. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учеб. пособие. М.: Дрофа, 1995.

  29. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1861 (переизд.: 1897, 1986).

  30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1958. (переизд.: 1970, 1980).

  31. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М.: Просвещение, 1972.

  32. Хрестоматия по методике русского языка / Сост. Текучев А.В. М.: Просвещение, 1982.

дополнительная :

  1. Арсирий А.Г., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Учпедгиз, 1964.

  2. Богданова Г.А., Ларионова Л.Г. Тематические зачеты. Русский язык 8-9 классы. М.: Просвещение, 1994.

  3. Гаврилова Г.Ф., Редкозубова Т.М. Коммуникативно-речевой аспект изучения сложноподчиненного предложения // Рус. яз. в шк. 1995. № 6.

  4. Жданкина Т.А., Кравченко В.Е. Тестовые компьютерные задания по морфологии для учащихся средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону. 1995.

  5. Коротаева Е.В. Уроки познавательной активности // Рус. яз. в шк. 1996. №2.

  6. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров // Рус. яз. в шк. 1991. № 1.

  7. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 классы. М.: Дрофа, 1996.

  8. Львова С.И. Там, где кончается слово. Кн. для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 1991.

  9. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1991.

  10. Малащенко В.П., Малащенко Т.В. Русский язык для студентов педколледжей, старшеклассников школ гуманитарной ориентации. Ростов-на-Дону, 1997.

  11. Обучение русскому языку в 6 классе. Метод. Рекомендации к учебному пособию для 6 кл. общеобразовательных учереждений / Под. Ред. М.М. Разумовской. М.: Просвещение, 1997.

  12. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Метод. Письмо. Ростов-на-Дону, 1996.

  13. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 1992-1995.

  14. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 2000.

  15. Фокина О.А. Интегрированные уроки языка и литературы // Рус. яз. в шк. 1996.№ 3.

  16. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. М.: Дрофа. 1996.

Контрольная работа №1

  1. Лингвострановедение, россиеведение, культуроведческий аспект – что общего в содержании этих терминов, чем они различаются?

  2. Известный методист в области преподавания русского языка как иностранного О.Д. Митрофанова на IX Конгрессе МАПРЯЛ высказала следующую точку зрения: «Перешагнув порог коммуникативного направления обучения и вступив в век культурологии и культуроведения, истинного диалога культур и языкового многообразия, мы, возможно, окажемся в более благоприятных условиях, которые будут способствовать обновлению методической науки и лингводидактического поиска»

Как вы считаете, в какой степени правомерно говорить об обновлении методической науки и практики обучения русскому языку в процессе утверждения

культуроведческого аспекта?

Что принципиально новое в преподавание русского языка несет внедрение этого

аспекта?

3. В статье «Об изучении языков, или План систематической энциклопедии всех

языков» Вильгельм Гумбольдт писал: «разные языки _ это не различные обозначения

одного и того же предмета, а разные видения его…через многообразие языков для нас

открывается богатство мира – также всемирная история мыслей и чувств

человечества» (Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. – С. 73). Выявите с

помощью словарей термины родства в русском языке, английском, немецком или

французских языках. Сопоставьте их. Совпадает ли объем значений их, чем они

отличаются? Можно ли говорить о разном видении понятий родства русским,

англичанином, немцем или французом?

Контрольная работа №2

  1. Основная характеристика современных образовательных технологий, по мнению дидактов, — их личностно-ориентированная направленность. В чем это проявляется? Раскройте личностно-ориентированный характер одной из новых образовательных технологий.

  2. Проанализируйте любой учебник русского языка сточки зрения реализации в нем элементов новых технологий. Возможно ли это? Правомерно ли говорить об элементах этих технологии? Как вы считаете? Обоснуйте свое мнение.

  3. Проектная деятельность, по мнению дидактов, — путь к творчеству учащихся. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Докажите свою точку зрения.

  4. В книге А. В. Хуторского «Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения» есть описание дистанционного проекта «Феномен». Как по-вашему, возможно ли использовать данную структуру проекта при изучении русского языка. Продумайте темы проектов по русскому языку в рамках структуры проекта «Феномен».

«УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ "ФЕНОМЕН".

Участники в течение недели выполняют работу, в которой указывается: тема исследования, цель, план, основное содержание исследования, выводы, самоанализ своей деятельности (что понял, чему научился, какие были проблемы и как их преодолевал), самооценка.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА

— Обозначьте обнаруженный феномен понятием (названием), изобразите его в виде компьютерного рисунка или символа.

— Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдений феномена.

— Выразите, в чем состоит особенность, необычность феномена, его отличие от других явлений.

  • Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

  • Составьте план своего исследования феномена.

—Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.

  • Сделайте выводы из исследования».

5. В учебнике «Русский язык. 6 класс» (авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. В. Львов, В. И. Капинос) в разделе «Речь» есть следующие упражнения (см. ниже). В какой мере можно говорить о реализации этой системы упражнений по технологии метода проектов? Охарактеризуйте деятельность ученика и деятельность учителя при выполнении данных упражнений.

  1. Представьте себе, что вы синоптик и ведете наблюдения за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своем журнале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений.

  2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создайте зарисовку, озаглавьте ее. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь? Какие языковые средства подберете?

Представьте себе, что вы участники конкурса на лучший проект оформления вашей классной комнаты. Создайте свой вариант и предложите его словесное описание. Предварительно решите, какого стиля, типа речи текст вы создаете, какие требования к нему должны выполнить.

1.Название дисциплины: «Теория и методика обучения русскому языку»

2.Составитель: проф. Л.Г. Ларионова

3. 4-й курс отделения славянской и западноевропейской филологии, 3 курс филологическое отделение

4.Итоговый контроль

5.Проверка знаний по всем темам курса «Теория и методика обучения русскому языку».

6.Задания составлены в соответствии с программой, в основу которой положены материалы и рекомендации учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990

7.100% программы курса.

8.Уровень сложности заданий – средний.

Тестовые задания

Общие вопросы методики русского языка в 5-9 классах

(Модуль 1)

1. Русский язык как учебный предмет имеет свою специфику:

  1. имеет только познавательное значение;

  2. выполняет только воспитательную роль;

  3. обеспечивает учащихся только основными средствами коммуникации;

  4. имеет познавательное значение, выполняет воспитательную роль и обеспечивает учащихся основными средствами коммуникации.

2. Содержание обучения русскому языку в 5-9 кл. изложено:

  1. в школьных учебниках;

  2. в программах;

  3. в объяснительных записках к программам;

  4. в методических рекомендациях к учебникам.

Развитие речи

(Модуль 3)

1. Какие типы речи текста изучаются в средней школе?

  1. только повествование;

  2. только рассуждение;

  3. только описание;

  4. повествование, рассуждение и описание.

2. Какие стили речи изучаются в 5-7 классах?

  1. только научно-деловой;

  2. только разговорный;

  3. только художественный;

  4. художественный, научно-деловой и разговорный.

Глоссарий

Компетенция – способность к речевому общению и усвоению совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – это усвоение единиц языка и правил их употребления как условия понимания и конструирования высказывания (языковая компетенция); знания о самом языке, его системе (лингвистическая компетенция). Лингвистическая компетенция представляет собой результата осмысления учащимися речевого опыта, включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как о знаковой системе и общественном явлении, предполагает усвоение понятийной базы курса, определенного комплекса понятий (единиц и категорий языка: фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, члены предложений, лексические и грамматические языковые единицы и т. д.)

Языковая компетенция – знание учащимися слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; знание основных понятий лингвистики речи (стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д.), умения и навыки анализа текста.

Культуроведческая компетенция – знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т. д., номинативных единиц языка с национально-культурным компонентом значения; знание о русских невербальных средствах общения (мимики, жестов); работа с текстом как средством духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.

Знания о языке – это общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах разных уровней языковой системы, сведения о выдающихся представителях русистики.

Знания о речи – это сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, о стилях и типах речи, речевых жанрах, речеведческие понятия.

Для организации процесса обучения, реализующего единство, синтез знаний и практической деятельности необходимо следующее: 1) теория должна вводится так, чтобы были обеспечены усвоение содержательного ядра и ориентация учащихся в фактах и явлениях языка; 2) ученик, выполняя задания, должен осознавать необходимость знаний, уметь использовать, владеть способом действия, адекватным усваиваемому теоретическому материалу.

Пути оптимального соотношения теории и практики в обучении русскому языку: 1) обеспечение понимания учащимися изучаемого материала при вводе материала и правил; 2) ввод предваряющих сведений, обеспечивающих более успешное усвоение учениками основного материала; работа с лингвистическим текстом; 3) развитие навыков ориентации в фактах языка, подлежащих теоретическому осмыслению; 4) обобщение и систематизация полученных учащимися сведений в наглядных формах (таблицы, схемы, алгоритмы); 5) введение в учебный процесс дополнительного материала: справочного, развивающего, занимательного и т. д.

Речеведческие дисциплины – связь лингвистических дисциплин, изучающих речь, с речевой прагматикой, с условиями речевого акта.

Речеведческие понятия – понятия, рассматриваемые в речеведческих дисциплинах.

Эстетические функции русского языка: 1) формирование у учащихся представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; 2) осознание учащимися эстетической функции родного языка; 3) активное развитие у школьников языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности; 4) формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим нормам.

Система нетрадиционных уроков:

1) интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

2) уроки в форме соревнований (лингвистический турнир, лингвистический бой);

3) уроки, основанные на формах, методах, жанрах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование);

4) уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала ( урок мудрости, урок-презентация);

5) уроки с использованием фантазии (урок-сказка);

6) уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача)

7) уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте);

8) уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр).

Модульное обучение – это обучение, которое базируется на деятельностном подходе и опирается на теорию развивающего обучения Л.С. Выготского.

Средства обучения – школьный учебник, учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, словари, справочники); средства наглядности (средства зрительной, зрительно-слуховой и слуховой наглядности).

Текущий контроль – это тематический контроль, проводящийся в процессе изучения той или иной темы, заключающийся в проверке усвоения нового материала.

Итоговый контроль – контроль, проводимый в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка с целью проверки усвоения всех основных понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

    Пояснительная записка
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (7)

    Учебно-методический комплекс
    Д ПП.Ф.12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.
  5. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

Другие похожие документы..