Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственный стандарт общего и полного среднего образования, его функции, содержание и структура. Базисный учебный план как компонент реализации г...полностью>>
'Сказка'
19 ноября весь мир отметил День защиты детей от насилия. И уже не один год в этот день во всех учреждениях просвещения Литвы проводится акция -День ж...полностью>>
'Методические рекомендации'
Содержание лекций должно соответствовать рабочей учебной программе курса. Сложные для понимания или запоминания вопросы равномерно распределяются по ...полностью>>
'Документ'
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования те...полностью>>

Тест Последовательность анализа конфликта (примерная модель анализа). Задание: вдвоем или в группе дать анализ выбранного вами конфликта

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социология конфликта

Семинар № 2. ТЕХНИКА АНАЛИЗА КОНФЛИКТА

  1. Схема анализа конфликта

Тест 1. Последовательность анализа конфликта (примерная модель анализа).

Задание: вдвоем или в группе дать анализ выбранного вами конфликта

Пример конфликта (спора)_________________________

№ п/п

Последовательность шагов

Оппонент 1

Оппонент 2

Участники конфликта, их роль в конфликте и социальный статус

Мотивировка конфликтующих сторон

Их общие, разные и противоположные интересы

Их цели в данном конфликте

Степень соответствия целей интересам

Система причин и первопричина конфликта

Повод (предлог).

Установки конфликтующих сторон

Разновидность конфликта (деловой, когнитивный, эмоциональный, иррациональный и др.)

Возможности нормализации эмоционального фона конфликта

Фазы конфликта

Знак и формула конфликта

Функции конфликта относительно социальной системы и всех участников

Вероятные следствия его нерешенности

Весь спектр последствий его гипотетического решения на основе либо компромисса, либо одностороннего подавления, либо интегративного способа

  1. Методы диагностики и экспертизы конфликта

Тест 2. Карта регистрации конфликта

Задание: выбрать конкретную конфликтную ситуацию и дать ее характеристику

№ п/п

Признак

Конкретный конфликт_____________________________________________

1.

Конфликтная ситуация

2.

Зона конфликта

3.

Локализация конфликта

4.

Субъекты конфликта

5.

Инициаторы конфликта

6.

Предпосылки конфликта

7.

Конфликтогены

8.

Инцидент

9.

Объект и предмет конфликта.

10.

Контекст конфликта (политические, правовые, моральные характеристики)

11.

Цели конфликта

12.

Средства конфликта

13.

Механизм возникновения конфликта

14.

Прямые результаты конфликта

15.

Последствия конфликта

16.

Способы и формы разрешения конфликта

17.

Способы профилактики конфликта

18.

Органы и службы, обеспечивающие урегулирование и решение конфликта

  1. Методы диагностики и экспертизы конфликта (продолжение)

Тест 2. Карта регистрации конфликта (продолжение)

(комментарий к схеме конфликтологической диагностики)
  1. Конфликтная ситуация – обозначение противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

  2. Общая характеристика зоны конфликта: экономическое положение, структура социальной группы (или населения, условия и уровень жизни, экологическая ситуация,

  3. Пространственно-временная локализация

  1. где возник конфликт (место)

  2. время возникновения и длительность протекания (частота, непрерывность)

  1. Субъекты конфликта: группа в целом, или ее представители, официальные и неофициальные представители, организованные общности. Истинные и подставные субъекты.

  2. Инициаторы конфликта: пассивные и активные участники конфликта. Поджигатели, провокаторы конфликта.

  3. Предпосылки конфликта (реальные или мифологизированные события, предыстория, открытость информации, мотивы, слухи)

  4. Конфликтогены – непосредственные действия (или бездействие), могущие привести и приведшие к конфликту

  5. Инцидент – описание стечения обстоятельств, послуживших поводом для конфликта

  6. Объект и предмет конфликта: общее поле и сфера конфликта, а также конкретное содержание спорной проблемы

  7. Контекст конфликта (политические, правовые, моральные характеристики)

  8. Цели конфликта: нацеленность на эскалацию конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижение одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу и консенсусу или превосходству.

  9. Средства конфликта: виды используемых материальных и символических средств, степень их использования, манипуляция или реальное применение.

  10. Механизм возникновения конфликта. Выяснение формулы конфликта: 1) конфликтная ситуация + инцидент; 2) сумма двух или более конфликтных ситуаций.

  11. Прямые результаты конфликта: непосредственные результаты стычки, столкновения, компромисса или партнерства.

  12. Последствия конфликта: опосредованные и косвенные следствия, их соответствие имевшимся целям.

  13. Способы и формы разрешения конфликта: способы действий участников во всех фазах развертывания конфликта, направленность на разрешение или эскалацию конфликта и соответствующие модели поведения

  14. Способы профилактики конфликта: возможно ли было предупреждение и профилактика конфликта, определение необходимых способов и видов.

  15. Органы и службы, обеспечивающие урегулирование и решение конфликта: характеристика формальных и неформальных учреждений и служб, имеющих право (обязанных) участвовать в разрешении конфликтов в качестве арбитров, третьей стороны, консультантов, гарантов и т. д.

  1. Проектирование конфликта

Проектирование означает, что участники конфликта имеют схемы конфликта, стратегии и модели поведения для решения поставленных целей. Иными словами, это конструирование и конституирование способа действий, направленного на осуществление своих интересов.

Проект конфликта есть его моделирование.

Состав проекта конфликта (либо конвенции) включает следующие элементы:

  • осознаваемые цели и мотивы соперничества или сотрудничества;

  • эмоциональная оценка и рациональный расчет соотношения сил;

  • мобилизация необходимых ресурсов;

  • выбор модели поведения и средств достижения поставленных целей;

  • коррекция способов поведения в связи с изменяющейся ситуацией;

  • выработка стратегии урегулирования конфликта и выхода из него;

  • учет последствий разрешения конфликта и осуществления интересов участников.

Тест 3. Построение гипотетической модели

успешной реализации ваших интересов в конфликте

Задание: сформулировать план действий сторон в конкретном конфликте (трудовой, семейный, педагогический, культурный и т. д.), в случае противоположных и сходных интересов. Это задание желательно делать вдвоем, чтобы были представлены обе стороны.

Вид конфликта__________________________________________

Этапы проектирования

Ваша сторона

Противоположная сторона

осознаваемые цели и мотивы соперничества или сотрудничества
эмоциональная оценка и рациональный расчет соотношения сил
мобилизация необходимых ресурсов

выбор модели поведения и средств достижения поставленных целей

коррекция способов поведения в связи с изменяющейся ситуацией

выработка стратегии урегулирования конфликта и выхода из него

учет последствий разрешения конфликта и осуществления интересов участников

3.Проектирование конфликта (продолжение)

Рефлексивное управление конфликтом

Рефлексивное управление осуществляется, как правило, в скрытых внутренних конфликтах. Это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому [Лефевр В. Конфликтующие структуры. М., 1967. С. 50-51]. Суть дела в том, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет его (этого другого) действовать так, как выгодно передавшему информацию. В набор рефлексивного управления, следовательно, включаются любые способы обмана, дезинформации, провокации, интриги, маскировки, а также создание ложных объектов, любая ложь. В целом – это весь спектр манипуляции оппонентом (противником) для успешного осуществления намеченных субъектом рефлексивного управления целей.

Контрольные вопросы для письменного ответа:

  1. Возможно ли проектировать создание и протекание конфликта в собственных интересах? Каковы основные приемы распознавания сознательно (или бессознательно) спланированного конфликта?

  2. Что следует противопоставить рефлексивному управлению конфликтом, если оно направлено против Ваших интересов или интересов Вашей группы, организации?

  3. Что такое манипуляция и каковы способы защиты от нее?

СЕМЬ АСПЕКТОВ АНАЛИЗА КОНФЛИКТА

(Cеминар № 2, приложение к вопросу 1)

[См.: Юридическая конфликтология. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. С.79.]

Уровни

Содержание

Проблемная ситуация

Разрывы между идеальной, нормальной и реальной ситуацией. Как их можно сократить, какими средствами, в какое время и т. д.

Правовой статус

Реально занимаемое положение противоборствующих субъектов в социуме, организационной структуре. Какова сила (власть, рынок, средства, территория и т. д.), могущая помочь или помешать достижению главной цели в конфликте.

Качественные и количественные характеристики субъектов

Их статус, культурный, интеллектуальный уровень, предмет профессиональной деятельности, компетенция, степень включенности в конфликт и т. д.

Материальные, финансовые, информационные и др. ресурсы

Реальные возможности и ресурсы обеих сторон, поддержка со стороны, помощь, здоровье, психика и т.д. Собственность, политический вес.

Требования сторон

Конкретный предмет конфликта: должность, зарплата, прибыль, квартира и др.

Ожидаемый результат

Как потребность удовлетворяется, каков конечный результат конфликта, каков контроль за реализацией конечного результата конфликта.

Анализ и прогноз действий противоборствующих сторон в чрезвычайной ситуации

Прогнозируются действия сторон в чрезвычайно ситуации (социальный взрыв, авария, стихийное бедствие, война и т. д.)

Литература

Герасименко И. Я., Юсупов Р. М. Социометрия конфликта. СПб.,1994.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1997.

Конфликты в политике и экономике: мониторинг и менеджмент. М., 1994.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992. С. 89, 153.

Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. СПб., 1999. Глава 2, 3.

Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб., 1997. Глава 5, 6.

Раппопорт В.С. Диагностика в управленческом консультировании. М., 1987.

Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 1-4. М.,1991-1995.

Социальные конфликты. Калуга. 1992-1998. Ежеквартальный журнал.

Фролов С.С. Социология. М., 1994. Глава 4. С. 225-242.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1997. Глава 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой. Сенека

    Документ
    Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Военного университета. В 1992 г. опубликовал монографию, в которой предпринята попытка обосновать первую парадигму отечественной конфликтологии.
  2. Шаталов Виктор Федорович "Эксперимент продолжается" М. Педагогика, 1989. 336 с.: ил. Вкниге обобщаются основные принципы и содержание разработанной под руководство

    Руководство
    Основное внимание уделяется осмыслению новых подходов к обучению в свете задач реформы школы. Для учителей.
  3. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

    Учебное пособие
    М74 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»).
  4. Этот простой тест выявляет настроение класса «до» и«после» знакомства, показывает эмоциональное со­стояние ребят. Данные цвета примерно соответствуют следующим эмоционально-энергетическим состояниям

    Документ
    настроить класс на дружелюбную волну, установить доброжелательные отношения между учащи­мися, сформировать поведение и манеры кор­ректного обращения друг к другу;
  5. Е. М. Дубовская социальная психология малой группы учебное пособие

    Учебное пособие
    В пособии представлены данные мирового опыта разработки пробле-матики центральной области социальной психологии — психологии не-больших человеческих объединений или, по специальной терминологии, малых групп.

Другие похожие документы..