Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
Данный элективный курс может быть рекомендован для учащихся 9 классов как предпрофильный или в 10-11 классах нехимического профиля. Хотя, при желании...полностью>>
'Конспект'
Тест - система заданий, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно определить уровень и оценить структуру подг...полностью>>
'Документ'
Учащиеся к концу обучения в 9 классе должны знать общие сведения о русском языке, определение основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографич...полностью>>
'Документ'
По поводу самого понятия науки (в том числе естественных наук) среди ученых наблюдаются весьма большие расхождения. Можно указать две крайние точки з...полностью>>

Финансовый контроль (1)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6.2. Организация и функции ведомства «Государственный контроль» в соответствии с Законом от 28 апреля 1892 г.

«Составляя отдельную часть государственного управления, Государственный контроль наблюдает:

  • за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в ведении подотчетных ему учреждений, а также формулирует мнение о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства;

  • рассматривает финансовые сметы и представления об ассигнованиях сверхсметных кредитов министерств и управлений;

  • ревизует отчетность по оборотам денежных и материальных капиталов, находящихся в ведении подотчетных Госконтролю учреждений;

  • производит, по особым положениям, фактическую проверку денежных и материальных капиталов, сооружений, построек и других операций и расходы казенных и подотчетных Госконтролю частных железных дорог;

  • наблюдает за правильностью ассигнования и передвижения по кассам и сметным подразделениям назначенных по финансовым сметам или дополнительно открытых кредитов, а также за правильностью и целесообразностью сметной классификации всех отчетных перед ним комитетов;

  • изыскивает меры по усовершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности, а также устанавливает, по соглашению с подлежащими ведомствами, необходимые в этом деле порядки, не требующие законодательного разрешения.

В состав Государственного контроля входили: Государственный Контролер, Товарищ Государственного Контролера, Совет Государственного контроля, Департамент Гражданской отчетности, Департамент Военной и Морской отчетности, Департамент Железнодорожной отчетности, Департамент Кредитной отчетности, Канцелярия Государственного контроля и состоящий при ней Архив центральных учреждений Государственного контроля, Цен-тральная Бухгалтерия, Комиссия для проверки денежной и материальной отчетности установлений Государственного Контроля, Комиссия для проверки годовых отчетов частных железных дорог, при коих не учреждено местного правительственного Контроля, Контрольные палаты и местные контрольные части на казенных и частных железных дорогах.

Государственному Контролеру, кроме общих с остальными министрами прав, принадлежит надзор за правильностью и успешностью действий всех контрольных установлений; чины Контроля могут подвергаться ответственности не иначе, как посредством Государственного Контролера. Изменения действующих пра-вил о поступлении государственных доходов и о производстве расходов, не касающиеся коренных начал и общих положений, а также издание инструкций, положений и форм, касающихся счетоводства и отчетности, допускаются министрами и главными управляющими не иначе, как по предварительному соглашению с Государственным Контролером и Министром Финансов. Государственный Контролер представляет Государю Императору ежегодно 15 мая отчет о ревизионной деятельности Государственного Контроля за минувший гражданский год и вносит в установленном порядке ежегодно общий по исполнению финансовых смет отчет за минувший сметный период.

Совет Государственного контроля является высшей ревизионной инстанцией, состоит под председательством Государственного Контролера, из Товарища Государственного Контролера, членов, назначенных Его Императорским Величеством, и генерал-контролеров. Совет руководит ревизионной деятельностью всех учреждений Государственного Контроля и разрешает все возникающие затруднения, относительно применения в отдельных случаях установленного порядка ревизии отчетности, рассматривает и разрешает подлежащие его обсуждению постановления общих присутствий всех учреждений Государственного Контроля и определяет меры к постоянному усовершенствованию счетоводства, отчетности и ревизии.

На рассмотрение Совета ревизионные учреждения вносят:

  • дела по протестам, предъявляемым против постановлений их общих присутствий;

  • дела по начетам и взысканиям, определяемым общими присутствиями на места и лица высшие;

  • дела, решение которых превосходит пределы прав общих присутствий;

  • предположения об издании новых или о дополнении и изменении существующих законов как по счетной части, так и по разным случаям, открываемым ревизией.

Государственный Контролер ни в коем случае не отменяет собственной властью принятых Советом заключений, но может переносить дело на высшее рассмотрение, если он не согласен с заключением Совета.

Департаменты Государственного Контроля находятся в заведовании генерал-контролеров. В их состав входят общие присутствия, помощники генерал-контролеров, старшие и младшие ревизоры, помощники ревизоров, секретари, счетные чиновники.

Департаменты проверяют отчетность, соответственно кругу ведения каждого, и всеми мерами способствуют достижению тех задач, которые возложены на Государственный Контроль. Об-щее присутствие каждого департамента состоит, под председательством генерал-контролера, из помощников генерал-контроле-ра и старших ревизоров.

В круг действий общих присутствий департаментов входят:

  • рассмотрение и заключение производимой департаментами ревизии;

  • обсуждение степени выгодности подлежащих проверке операций, независимых от законности их производства и правильности самих счетов;

  • рассмотрение претензий к казне о возврате неправильно поступивших в нее денежных и материальных капиталов, а также все прочие дела по претензиям к казне частных лиц и общественных и сословных учреждений;

  • разрешение отдельных, возникших при ревизии, вопросов;

  • предложения, относящиеся к изменению порядка отчетности и ревизии;

  • случаи, требующие дополнения или изменения существующих законов и дела, подлежащие представлению в Совет Государственного контроля».

6.3. Министерство Государственного контроля СССР

и его функции в 1940 -1957 гг.

Основной обязанностью Министерства Государственного контроля было осуществление контроля за учетом и расходованием государственных средств и материальных ценностей, находящихся в распоряжении государственных, кооперативных и общественных организаций. Наиболее распространенной формой организации контроля в этом направлении было проведение ревизий и проверок производственно-хозяйственной деятельности минист-ерств, ведомств, подведомственных им предприятий и организаций. Главными задачами при этом являлись изучение правильности и эффективности использования выделяемых государством бюджетных ассигнований и материальных ресурсов, выработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Конкретные объекты проверок и ревизий определялись заранее, исходя из итогов предварительного контроля. Он не только позволял обоснованно отбирать объекты для проверок и ревизий, но и имел воздействие на работу министерств и ведомств.

Ревизия назначалась приказом министра государственного контроля и осуществлялась той контрольной группой, которая была закреплена за данной отраслью. На каждом объекте, выбранном для контроля, анализировалось соответствие расходов средств их бюджетному распределению, а также всем количественным показателям. Особое внимание уделялось себестоимости продукции промышленных министерств, правильности плановых ее расчетов по всем составляющим элементам, фактическому их выполнению. Изучались также непроизводственные затраты, потери, качество продукции, достоверность учета и отчетных показателей.

6.4. Организация государственного финансового

контроля в современной России

В настоящее время органами государственного финансового контроля в России являются Министерство финансов, Федеральное казначейство и Счетная палата Российской Федерации.

Принят Бюджетный кодекс. Для специалистов финансового контроля, аудиторов, бухгалтеров Бюджетный кодекс важен тем, что он непосредственно регулирует бюджетный процесс. Настоящий Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования взаимоотношений бюджетов различных уровней, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, а также виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Четко определены контрольные функции Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства. На Минфин возложено, в частности, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства не только распорядителями и получателями бюджетных средств, но и кредитными организациями. Принципиально и то, что в установленных Кодексом случаях Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, за получением финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект РФ получает помощь в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия такого бюджета проводится в обязательном порядке. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Наиболее интересными, с точки зрения бюджетных учреждений, являются статьи Кодекса, касающиеся непосредственно бюджетных учреждений. Согласно Кодексу, бюджетное учреждение - организация, созданная государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических, или иных функций некоммерческого характера, содержание которого финансируется из соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда) на основе сметы доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной (муниципальной) собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение осуществляет использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, осуществляет использование бюджетных средств исключительно через лицевые счета бюджетных организаций, которые ведутся Казначейством Российской Федерации.

К основным правам бюджетополучателей относятся:

  • право своевременно получать и пользоваться бюджетными средствами согласно утвержденному в перечне бюджетных расходов размеру с учетом сокращения и индексации;

  • право на своевременное информирование об утвержденном размере причитающихся им бюджетных средств;

  • право на возмещение реального ущерба, причиненного неполным либо несвоевременным финансированием. Получение упущенной выгоды за счет бюджета не допускается.

Бюджетополучатели обязаны:

  • своевременно подавать бюджетную заявку или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

  • эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

  • своевременно и в полном объеме вернуть бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

  • своевременно и в полном объеме внести плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

  • своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Понятие целевого назначения бюджетных средств получило в Кодексе предметную расшифровку в виде перечня расходов бюджетного учреждения и прямого запрета расходовать эти средства на иные цели. При этом все закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями на сумму 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов с обязательным ведением реестров закупок.

Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджета;

  • блокировка расходов;

  • изъятие бюджетных средств;

  • приостановление операций по счетам в банках;

  • наложение штрафа;

  • начисление пени;

  • иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно Кодексу, органы государственного и муниципального финансового контроля признаются полноправными участниками бюджетного процесса.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате РФ», другими законами Российской Федерации.

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным ис-полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Феде-рации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кре-дитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, или управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной инфор-мации влечет за собой ответственность, установленную законода- тельством Российской Федерации.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения закона, вле-кущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Счетная палата также осуществляет контроль за:

  • управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

  • законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;

  • эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

  • предоставлением государственных кредитов, а также средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Г Л А В А 7

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНТРОЛЬНО-

РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЕ

7.1. Классификация способов и приемов, используемых в

конрольно-ревизионной работе

Обеспечение компетентного подхода ревизующих к реализации цели ревизии и надежности информации, подтверждающей выводы ревизии (ее доказательную юридическую силу) является важнейшей задачей, требующей квалифицированного подхода к формированию состава ревизионной группы.

В этом плане аудиторские стандарты ИНТОСАИ предусматривают:

  • п.130. Для сбора сведений (доказательств) ревизор должен иметь четкое понятие о технологии таких способов, как экспертиза, наблюдение, запрос и подтверждение. ВРО должен гарантировать, что результатом работы его сотрудников будет вскрытие всех имеющихся недостатков и ошибок.

  • п.131. При выборе методики и подхода внимание должно быть обращено на качество ревизионных сведений, т.е. эти сведения должны быть надежными, иметь отношение к конкретной работе ревизора и быть достоверными.

  • п.132. Ревизор в своих рабочих бумагах должен соответствующим образом учитывать (фиксировать) ревизионные сведения, в том числе полученные в период подготовки и обнаруженные в ходе ревизии.

  • п.133. Такое документирование важно по нескольким причинам:

  • служит основой и подтверждением выводов ревизора и его отчета;

  • повышает эффективность ревизионных мероприятий;

  • служит источником информации для подготовки отчетов или ответов на запросы из различных инстанций;

  • способствует планированию и надзору;

  • способствует профессиональному развитию ревизора;

  • способствует качественному выполнению порученной работы;

  • обеспечивает информацию будущих работ.

Ревизору следует помнить, что содержание рабочих документов отражает степень профессиональной подготовки и обученности ревизора. Записи в рабочих документах должны быть настолько полными и подробными, чтобы впоследствии ревизор, который не имел отношения к данной ревизии, мог из данных документов выяснить, какая работа проделана, и дать заключение.

Обеспечение требований стандартов ИНТОСАИ может быть выполнено ведением детальных рабочих записей, снятия ксерокопий и их юридического удостоверения с документов, подтверждающих нарушение бюджетной дисциплины и прямые финансовые злоупотребления, оформления промежуточных актов по важнейшим ревизионным действиям, получения от ревизуемых исполнителей письменных объяснений причин нарушения бюджетной дисциплины и прямых финансовых злоупотреблений.

В практике ревизионной работы большое значение придается проверке достоверности предъявленных ревизору учетных и отчетных данных и их соответствия действующему законодательству и нормативам, как с формальной стороны, так и с фактической, т.е. эти действия направлены на выявление подложных документов. Возникает необходимость беседы ревизора с участниками сторон, участвующих в совершении хозяйственной операции, вызвавшей сомнение у ревизора. Так как объем ревизуемой информации бывает большим, то, возможно, наряду со сплошной проверкой отдельных видов операций, другие - проверять выборочно.

7.2. Наиболее распространенные приемы

ревизионных действий

Снятие остатков денежной наличности и инвентаризация материальных ценностей. Эти действия выполняются часто в самом начале ревизии. Их эффективность во многом определяется путем применения некоторых мер, обеспечивающих нейтрализацию действий материально-ответственных лиц, стремящихся при недостачах исказить фактическое положение дел в вопросах наличия материальных ценностей (опытный ревизор опережает развитие негативных событий путем отобрания у материально-ответственного лица расписки-подтверждения, что все деньги находятся в помещении кассы, а ценности - на складе и нигде в других местах не хранятся, что нет документов об их расходе, не зарегистрированных в учетных регистрах).

Счетная проверка позволяет выявить умышленное завышение итогов в документах бухгалтерского обобщения и тем самым пресекать присвоение денег и ценностей материально-от-ветственными лицами в сговоре с администрацией или без него.

Встречные проверки выполняются путем сопоставления показателей ревизуемых документов с данными учета контрагентов и участниками хозяйственного процесса (выявление «мертвых душ», подставных лиц).

Экспертные оценки выполненных программ и объемов их финансирования. Специалисты-эксперты путем выхода на место выполняют осмотр, обмер выполненных работ на объекте, беседуют с лицами, которые были заинтересованы в выполнении программы, оценивают обоснованность расценок, по которым была произведена оплата работ, или норм расхода бюджетных средств на программу.

Оценка эффективности программ социально - экономического развития, финансируемых из бюджета. Ревизор кроме действий формального порядка, направленных на пресечение незаконного расхода средств и хищений, должен использовать всю полноту своих экономических знаний: оценить эффективность расходования бюджетных средств на мероприятия, предусмотренные программами социально-экономического развития, фактическое исполнение которых раскрывается в ревизуемых документах.

Выявлению этого эффекта способствует то, что ревизор на-ходится часто на объекте, который расходовал бюджетные деньги на программу. На месте виднее результат действий, выполненных по программе. Оценка эффективности программы, помещенная в его докладе руководству ВРО, может повлиять на принятие решения законодательного органа о целесообразности финансирования подобных программ или изменение его содержания.

Г Л А В А 8

ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЕРОВ – РЕВИЗОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СТРУКТУР

8.1. Государственный бюджет - основной документ, регламентирующий доходы и расходы государственной казны

Государственный бюджет регулирует доходы и расходы государственной казны. В странах, не испытывающих кризисных явлений в финансовых процессах, законодательное утверждение бюджетов и отчеты об их исполнении идут как бы по накатанному пути, т.е. в соответствии с устоявшейся процедурой решения этих вопросов. Но, конечно, каждый год не обходится без сюрпризов в исполнении бюджетов, т.е. отклонений от них. По этой причине необходим строгий контроль за исполнением бюджета.

В части примеров оценки исполнения государственного бюджета с позиций контрольных служб можно ознакомиться с ежегодными докладами высших государственных контрольных органов в разных странах. Например, «Докладом Главного контрольного управления США», «Годовым докладом Национального Контрольно - ревизионного управления Великобритании» и т.д.

Эпиграфом к «Докладу Главного Контрольного управления США» за 1989 г. были слова: «Одна из национальных проблем выходит на первый план не потому, что ее сложнее всего решить, а потому, что она мешает нам решать остальные. Эта проблема - бюджетный дефицит».

Эти доклады и отчеты, кроме констатации негативных фактов, содержат рекомендации по их устранению законодательным органам на будущее. Законодатель принимает эти рекомендации или может оставить их без внимания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансовый контроль (2)

    Документ
    Публичный контроль – это проверка, наблюдение за исполнением законов, постановлений, управленческих решений и др. Он охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые
  2. Финансовый контроль за целевым и эффективным использованием государственного имущества

    Доклад
    Данный вопрос требует особого внимания, так как только за первое полугодие 2011 года в ходе ревизий и проверок, проводимых отделом финансового контроля министерства финансов Ставропольского края, установлены факты нарушений при использовании
  3. Финансового контроля

    Документ
    Этап I - подготовка и утверждение программы экспертно-аналитических мероприятий последующего контроля исполнения областного бюджета, распорядительных документов
  4. Финансовое планирование 27 7 финансовый контроль 29 Организация финансового контроля, пути повышения его действенности. 32 8 общая характеристика государственных и местных финансов. 33

    Документ
    Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда.
  5. Финансовая безопасность в системе государственнОго финансового контроля

    Автореферат
    Защита диссертации состоится « _6» февраля_2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.063.04 при ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» по адресу: 153 , г.

Другие похожие документы..