Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится «04» апреля 2012 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 311.006.02 при Российской международной академии туризма п...полностью>>
'Доклад'
Осипов Анатолий Иванович - глава московского региона Ноосферной духовно-экологической ассамблеи Мира, основатель движения «Соборная Россия», Народный ...полностью>>
'Документ'
Щоб зробити у світі щось гідне, не можна стояти на березі, тремтячи і думаючи про холодну воду і небезпеки, що підстерігають плавців. Треба стрибати ...полностью>>
'Закон'
Цей Закон регулює відносини, що виникають під час розміщення, обігу цінних паперів і провадження професійної діяльності на фондовому ринку, з метою з...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «экономика» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.3. Разделы дисциплин, виды занятий и формы контроля

Модуль, в т.ч. темы занятий, входящие в него.

Аудиторные часы

СРС

Всего часов

Лек-ции

Семи-нары

Все-го

Модуль I. Общие основы экономического развития общества.

8

8

16

16

32

Тема 1. Предмет экономической теории.

2

2

4

4

8

Тема 2. Исходные категории общественного производства

2

2

4

4

8

Тема 3. Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем.

1

2

3

3

6

Тема 4. Товарное хозяйство. Теории товара, стоимости, денег.

3

2

5

5

10

Модуль II. Основы теории рыночной экономики.

10

10

20

20

40

Тема 5. Сущность, функции, структура рыночных отношений. Совершенная и несовершенная конкуренция.

2

2

4

4

8

Тема 6. Экономическое поведение потребителя.

1

2

3

3

6

Тема 7. Фирма – основной субъект бизнеса. Поведение фирмы в различных рыночных структурах.

3

2

5

5

10

Тема 8. Предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал. Теория рисков.

2

2

4

4

8

Тема 9. Издержки производства.

2

2

4

4

8

Модуль III. Доходы от факторов производства.

4

2

6

6

12

Тема 10. Доходы от факторов производства и их распределения. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты.

4

2

6

6

12

Тема 11. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения.

-

-

-

-

-

Модуль IV. Закономерности функционирования национальной экономики.

18

12

30

30

60

Тема 12. Цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство.

4

2

6

6

12

Тема 13. Потребление, сбережение, накопление и инвестиции.

4

2

6

6

12

Тема 14. Экономический рост и теория экономического равновесия.

2

2

4

4

8

Тема 15. Труд, занятость и безработица. Рынок труда. Теория человеческого капитала.

2

2

4

4

8

Тема 16. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг.

4

2

6

6

12

Тема 17. Совокупные доходы населения. Социальная политика.

1

2

3

3

6

Тема 18. Теория глобализации мировой экономики.

1

1

1

2

Итого:

40

32

72

72

144

6. Лабораторный практикум не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Модуль I.

Тема 1. Предмет экономической теории

2

Тема 2. Общественное производство – основа развития общества. Исходные основы общественного производства

2

Тема 3. Экономические институты и собственность. Типы экономических систем.

2

Тема 4. Становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории стоимости и денег.

2

2.

Модуль II.

Тема 5. Рыночные отношения: сущность, функции, структура. Механизм функционирования рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция.

2

Тема 6. Предмет и метод микроэкономики. Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные особенности. Теория рисков.

2

Тема 7. Фирма – основной субъект бизнеса. Поведение фирмы в различных рыночных структурах.

2

Тема 8. Формирование предпринимательского капитала и его оборот.

2

Тема 9. Конкурентное поведение фирмы: издержки производства.

2

3.

Модуль III.

Тема 10. Рынки факторов производства. Доходы от факторов производства и их распределения. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты.

2

Тема 11. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского потребления и спроса.

4.

Модуль IV.

Тема 12. Предмет и метод макроэкономики. Национальная экономика как целое. Макроэкономические показатели. Национальное счетоводство.

2

Тема 13. Потребление, сбережения, накопление, инвестиции.

2

Тема 14. Экономический рост и теория экономического равновесия. Цикличность развития экономических систем. Макроэкономическая дестабилизация.

2

Тема 15. Труд, занятость и безработица. Рынок труда. Инфляция и ее влияние на экономическое развитие.

2

Тема 16. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов. Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики

2

Тема 17. Совокупные доходы населения и социальная политика государства.

2

Тема 18. Теория глобализации мировой экономики.

8. Примерная тематика курсовых работ

  1. Эволюция экономической теории как отражение эволюции хозяйства.

  2. «Экономический человек» прошлого, настоящего и будущего: сходства и различия.

  3. Выдающиеся русские экономисты и их идеи.

  4. Информация - важнейший ресурс экономики XXI века.

  5. Типы цивилизаций и модели экономических систем.

  6. Технологические уклады: сущность, виды, эволюция.

  7. Условия эффективного функционирования рынка. Трансакционные издержки. "Провалы" рынка.

  8. Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и проблемы реализации.

  9. Инфляция: причины возникновения и методы борьбы с ней.

  10. Электронные деньги: сущность, виды и формы использования.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература:

  1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник для неэкономических специальностей. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.

  2. Попов А.И., Миэринь Л.А., Иванов С.А. и др. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2010. – 302 с.

б) Дополнительная литература.

  1. Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 454 с.

  2. Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 552 с.

  3. Афанасенко И.Д. Русская цивилизация. История развития. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 520 с.

  4. Белоусова Л.А., Кирилюк Ж.С., Нодь П.Й. Альтернативные подходы к трансформации хозяйственных систем. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 56 с.

  5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы, 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 224 с.

  6. Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовые биржи: вводный курс. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 200 с.

  7. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 2009. – 520 с.

  8. Основы теоретической экономики / Под ред. Д.Ю. Миропольского. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 452 с.

  9. Попов А.И, Миэринь Л.А. и др. Мировой экономический кризис и формирование инновационной экономики России /Под ред. И.В. Ильинского. – СПб.: СПбГУЭФ, 2010 – 320 с.

  10. Салов А.И. Экономика: конспект лекций. – 2 изд. – М.: Юрайт, 2009. – 189 с.

в) Программное обеспечение.

Использование мультимедийных средств для чтения лекций, проведения семинарских занятий, проверки (контроля) самостоятельной работы студентов.

г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

  • Библиотека Либертариума ("Moscow Libertarium Library (Russian)") /library;

  • Журнал "Вопросы экономики" - /data/j112r.html,

  • Журнал "Экономика и математические методы" -/emm/home.htm,

  • Институт экономических реформ переходного периода "-/sp/iet/,

  • Центральный экономико-математический институт -;

  • Министерство финансов Российской Федерации- ,

  • Центральный Банк Российской Федерации- ,

  • Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы /analytdoc/svodka.html;

  • http://50.economicus.ru/ - наиболее полное собрание лекций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами.

  • / - Электронная версия популярного учебника по микроэкономической теории.

  • - федеральный образовательный портал по экономике, социологии, менеджменту.

  • Economists on the World Wide Web - http://eclab.ch.pdh.edu/ecwww/,

  • Economic Journal on the Web - http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm,

  • Links in Economics - http://www.unizh.ch/sts/links/links.html.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Студенты обеспечены:

-доступом к электронно-библиотечной системе, укомплектованной электронными изданиями экономической литературы, пользоваться которой можно из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;

- доступом к компьютерному обучению и контролю остаточных знаний.

11. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

В процессе освоения дисциплины студенты должны пройти пять точек контроля знаний:

раздела

Форма

контроля

Максимум

Зачетный

минимум

I

Контрольная работа 1

20

10

II

Контрольная работа 2

20

10

III

Аналитическая работа

20

15

IV

Курсовая работа

40

20

Всего

100

55

Экзамен

100

55

Экзамен проводится в устной форме.

Итоговая оценка по курсу определяется из следующего расчета:
80% оценки – семестровые баллы, 20% оценки – баллы экзамена.

Пример расчета:

0,8х56+0,2х87=44,8+17,4=62,2 , т.е. удовлетворительно.

Шкала баллов для определения итоговых оценок:

86 – 100 баллов  «5».

71 – 85 баллов  «4».

55 – 70 баллов  «3».

0 – 54 баллов  «2».

Примерный вариант контрольной работы № 1

Тест

1. При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть одно неоспоримое преимущество:

а) в предоставлении личной свободы всем рыночным субъектам;

б) в эффективном распределении контрактов;

в) в уравнительном распределении доходов;

г) в стабильном развитии экономики.

2. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

а) действует вне системы специализации производства;

б) предлагает достаточный объем товара, чтобы влиять на цены;

в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;

г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.

3. Капитал совершает полный оборот, когда имеет место возмещение стоимости:

а) основного капитала;

б) переменного капитала;

в) оборотного капитала;

г) авансированного капитала.

4. Высшим органом управления АО является:

а) совет директоров;

б) общее собрание акционеров;

в) собрание уполномоченных;

г) президент.

Задача 1.

Авансирован капитал: на производственные здания, сооружения и оборудование - 20 млн. руб., на закупку сырья, материалов и топлива - 4 млн. руб., на наем рабочей силы - 1 млн. руб. Время полного оборота основного капитала - 10 лет. Рабочая сила покупается два раза в месяц, а сырье, материалы и топливо - один раз в два месяца.

Определите сумму авансированного капитала и издержки производства. Чем отличаются издержки производства от стоимости авансированного капитала?

Рассчитайте число оборотов авансированного капитала за один год. Какое влияние оказывает ускорение оборота капитала на его авансированную величину при неизменном объеме производства?

Задача 2.

Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 144 -3Q, а функция средних издержек АС = 25/ Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?

Задача 3.

Количество выпущенной предприятием продукции составило 5 тыс. шт. при цене реализации 100 руб. за шт. Общие издержки производства равны 150 тыс. руб. Рассчитайте норму прибыли и ту часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты налога государству при ставке налога 35%

Задача 4.

Доход предприятия от реализации продукции, работ, услуг составил за год 100 млн. рублей. Доход от внереализационных операций - 150 млн. рублей за год. Затраты предприятия по реализационным и внереализационным операциям составили 90 млн. рублей, в том числе на оплату труда - 50 млн. рублей.

Необходимо рассчитать:

1) валовой доход,

2) облагаемую прибыль,

3) налог на прибыль (из расчета 35%),

4) чистую прибыль,

5) взносы в бюджет из фонда оплаты труда (из расчета 39%).

Примерный вариант контрольной работы №2

Тест

Выберите правильный ответ:

1. Прибыль является

а) средством производства

б) условием развития производства

в) результатом финансовой деятельности предпринимателя

2. Какая прибыль характеризуется следующей формулой: валовый доход-издержки производства

а) общая

б) экономическая

в) бухгалтерская

3. Что не включает в себя предпринимательский доход:

а) бухгалтерскую прибыль

б) нормальную прибыль

в) экономическую прибыль

г) доход полученный сверх нормальной прибыли

4. Что такое экономическая рента:

а) трансфертный доход

б) превышение дохода над его альтернативной стоимостью

в) разница между валовым доходом и трансфертным доходом

5. Если кривая спроса на землю сдвинется вправо, что произойдёт с величиной экономической ренты:

а) увеличится

б) уменьшится

в) не изменится

г) данных для ответа недостаточно

6. Если коэффициент перекрёстной эластичности двух товаров равен 0, то эти товары:

а) взаимозаменяемы

б) взаимодополняющие

в) независимые

г) все ответы неверны

7. Если коэффициент эластичности проса по доходу больше 0, но меньше 1, то этот товар:

а) является предметом роскоши

б) является предметом первой необходимости

в) является низкокачественным товаром

г) все ответы неверны

Задача 1.

Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 144 -3Q, а функция средних издержек АС = 25/ Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?

Задача 2.

Количество выпущенной предприятием продукции составило 5 тыс. шт. при цене реализации 100 руб. за шт. Общие издержки производства равны 150 тыс. руб. Рассчитайте норму прибыли и ту часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты налога государству при ставке налога 35%.

Задача 3.

Доход предприятия от реализации продукции, работ, услуг составил за год 100 млн. рублей. Доход от внереализационных операций - 150 млн. рублей за год. Затраты предприятия по реализационным и внереализационным операциям составили 90 млн. рублей, в том числе на оплату труда - 50 млн. рублей.

Необходимо рассчитать:

1) валовой доход,

2) облагаемую прибыль,

3) налог на прибыль (из расчета 35%),

4) чистую прибыль,

5) взносы в бюджет из фонда оплаты труда (из расчета 39%).

Задача 4.

С трех равных по площади, но различных по плодородию земельных участков собрали урожай картофеля: с 1-го участка – 11, со 2-го – 10, а с 3-го – 8 тонн. При цене картофеля 12 руб. за кг., затраты в расчете на 1 кг составили: на 1-м участке – 5, на 2-м – 7, на 3-м – 9 руб. С каких участков будет получена дифференциальная рента и в каком размере?

Примерная тематика аналитических работ

  1. Национальная экономика России в контексте экономической глобализации.

  2. Российская идентичность: поиск современной модели.

  3. Государство и рынок. Необходимость и пределы государственного регулирования экономики.

  4. Современный рынок труда и особенности его функционирования в России.

  5. Связь между инфляцией и безработицей: теоретическая дискуссия вокруг кривой Филипса.

  6. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики.

  7. Социальное равенство и государственная политика регулирования доходов.

  8. Анализ пореформенной экономики России: пропорции реального и денежного секторов.

  9. Потребление как фактор кризиса в экономической системе (теории общества массового потребления).

  10. Непоследовательность макроэкономической политики и проблемы выбора между инфляцией и безработицей.

Примерные вопросы к экзамену

  1. Роль экономической теории в развитии хозяйства и ее место в системе экономических наук.

  2. Естественные и социальные условия жизни. Проблема ограниченности ресурсов и безграничничности потребностей.

  3. Вклад российской экономической мысли в развитие экономической теории.

  4. Парадигма экономической теории и ее трактовка различными экономическими школами.

  5. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное производство: сущность, структура и основные отличия.

  6. Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов организации.

  7. Соотношение форм собственности на различных ступенях развития человеческого общества.

  8. Основные противоречия и законы функционирования товарного хозяйства.

  9. Интернет, его место в рыночном хозяйстве и значение в его развитии.

  10. Развитие форм и методов предпринимательства: сущность, причины, пострановое разнообразие.

Разработчики:

СПбГУЭФ, каф. ОЭТ

доцент

Гукасьян Г.М.

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

СПбГУЭФ, каф. ОЭТ

доцент

Погорельская Л.Н.

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

СПбГУЭФ, каф. ОЭТ

доцент

Бондаренко А.А.

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:

СПбГУ

Зав. каф. ИЭ и ЭМ, профессор

Г.Г. Богомазов

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

СПбГУТ и Д

Зав. каф. ЭТ, профессор

И.В. Ильинский

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «экология» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель дисциплины - социально-экологическая ориентация регионоведов, развитие у них экологического мышления - одной из основ комплексного подхода к принятию хозяйственных решений в сфере природопользовании, практических навыков учета
  2. Рабочая программа дисциплины «нейроинформатика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    дать представление о состоянии и тенденциях развития нейроинформатики как науки, связанной с разработкой устройств переработки информации на основе принципов работы естественных нейронных систем.
  3. Рабочая программа дисциплины «микроэкономика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
  4. Рабочая программа дисциплины «социология» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является создание предпосылок для развития у слушателей навыков самостоятельного социологического мышления – системного восприятия и анализа общественных явлений различного уровня, как основы для последующей
  5. Рабочая программа дисциплины «логистика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Целью преподавания учебной дисциплины «Логистика» является изучение сущности и содержания логистики как науки, а также областей использования ее концепции в практической деятельности.

Другие похожие документы..