Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вечер русского романса – это возможность знакомства воспитанников с русской музыкальной культурой, диалога чувств и эмоций между воспитанниками и педа...полностью>>
'Документ'
"Мактуб" означает "Это написано". Арабы переживают, что "Это написано" не совсем правильный перевод, потому что хотя де...полностью>>
'Документ'
Кар­ман­но­го фор­ма­та сбор­ник сти­хов рус­с­ких по­э­тов от Г.Дер­жа­ви­на до Ио­си­фа Брод­с­ко­го, в ко­то­рых рас­с­ка­зы­ва­ет­ся о жи­вот­ных...полностью>>
'Реферат'
1. Актуальность темы дипломной работы. В конце 80-х—начале 90-х гг. в мире и в Африке произошли фундаментальные политические изменения, оказавшие сущ...полностью>>

Славянский-на-кубани государственный педагогический институт (2)

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории и методики её преподавания

Учебная программа

по курсу «Особенности российско-северокавказских взаимоотношений в XVI-XIX вв.»

факультет истории и юриспруденции

курс 4 семестр VIII

Программу составил

Д.и.н., профессор

Виноградов Б.В.

Утверждена на заседании

Кафедры истории и МП

протокол № от

Зав. кафедрой

Славянск – на – Кубани

2009

1. Пояснительная записка.

1.1. Назначение дисциплины и ее место в подготовке специалиста.

Программа курса «Российско-северокавказские отношения в XVI – XIX вв.» предусматривает изучение важнейших факторов, событий и процессов взаимодействия России и горских народов в широком хронологическом диапазоне.

В основу рабочей программы, предусматривающей лекционные занятия, положен следующий замысел:

- особенности российско-северокавказского взаимодействия должно исследовать в соответствии с принципом историзма;

- возможности и характер российской политики в регионе определялись внешнеполитическими и внутрирегиональными обстоятельствами;

- российско-горское взаимодействие несводимо в колониальной политике России и освободительной борьбе горцев;

- введение дополнительных исследований и источников по темам курса.

Предполагаемый учебно-методический материал предназначен для студентов 4 курса исторического факультета (ОДО).

Его цель: оказать помощь в изучении курса в контексте политической дискуссионности кавказоведческой проблематики.

1.2. Требования к умениям обучаемого:

Студент должен знать:

- основные закономерности и направления развития исторического процесса;

- внешне- и внутриполитическую составляющую российско-северокавказского взаимодействия;

- факторы, осложнявшие горско-российские взаимоотношения;

- последние достижения кавказоведческой историографии.

Студент должен уметь:

- работать с источниками и исследованиями по кавказоведению;

- овладеть навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

- сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому свою собственную позицию по отношению к мировой истории;

- уметь сопоставлять специфику развития народов региона с историческим опытом остального человечества.

В результате изучения курса должен получить дополнительные стимулы к развитию черт интеллигентной личности; способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению общей эрудиции; способность к ведению диалога; соблюдению норм политической культуры.

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.

В начале курса читается вводная лекция, в которой излагаются цель и задачи предмета и основные особенности историографии российско-северокавказских взаимоотношений. Затем предусматриваются темы, раскрывающие основные этапы российско-северокавказского взаимодействия, его специфика и динамика. Контроль знаний обеспечивается зачетом и контролем в ходе учебного процесса.

1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий.

Применяются традиционные формы лекций с элементами лекции-дискуссии.

Семинарские занятия не предусмотрены.

1.5. Методические рекомендации преподавателям.

Лекции по всем предусмотренным темам должны быть не только информативными, но и историографичными. В данной связи необходимо следить за последними тенденциями развития кавказоведческой историографии. Лектор должен быть постоянно готов к дискуссии.

Важнейшей формой контроля знаний является сдача зачета.

1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения.

Студентам рекомендуется использовать глобальную сеть «Интернет» для закрепления навыков по поиску информации.

/rubric/4

/N2004fulltext/1998/3/17.htm

/article.asp?id=20050

/c-g-rus.shtml

/window_catalog/pdf2txt?p_id=30948&p_page=10

/book_o061_page_4.html

/db/msg/62685

/ru/region/russia/

/rus/nashe/russkie_na_kavkaze_lakmusovaia_bumazhka.htm

/

2. Тематический план по курсу «Особенности российско-северокавказских взаимоотношений в XVI-XIX вв.».

п/п

Тема

Лекции

СРС

Всего

Предмет и задачи курса, его актуальность.

2

2

4

Зарождение русско-северокавказских связей в Х – ХV вв.

2

2

4

Характер российско-северокавказского взаимодействия в XVI веке.

2

2

4

Особенности российско-горского взаимодействия в XVII веке.

2

2

4

Специфика российской северокавказской политики в первой половине – середине XVIII в.

4

4

8

Характер российско-горского взаимодействия при Екатерине II (1762-1796 гг.).

4

4

8

Специфика северокавказской политики Павла I (1796-1801 гг.).

2

2

4

Особенности российско-горских взаимоотношений в 1801-1816 гг.

2

2

4

«Силовой период» в освоении Северного Кавказа Россией (1816-1864 гг.).

8

8

16

Последствия присоединения Северного Кавказа к России.

2

2

4

Всего:

30

30

60

3. Содержание курса.

3.1. Теоретическая часть.

Тема №1. Предмет и задачи курса, его актуальность.

Основные тенденции развития северокавказской историографии. Дворянский этап кавказоведения. Буржуазный этап. Особенности складывания советского кавказоведения. Концепция «абсолютного зла». Переход к концепции «наименьшего зла», его причины. Тенденции развития советсого кавказоведения в 50-80-е гг. ХХ в. Развал СССР и кризис научного кавказоведения. Тенденции развития историографии российско-северокавказского взаимодействия на современном этапе.

Тема №2. Зарождение русско-северокавказских связей в Х – ХV вв.

Первые упоминания руссов на Кавказе в сообщениях восточных авто­ров IX-X вв. Восточные походы киевского князя Святослава в 965 и 968/69 гг. Тмутараканское княжество. Проблема бродников. Феодальная раздроблен­ность на Руси, исчезновение с политической карты Тмутараканского княже­ства, появление половцев в южнорусских степях - основные причины ослаб­ления русско-северокавказских связей в XII в.

Кочевой мир Предкавказья в X - начале XIII в. Половцы на территории региона. Социально-политический строй населения Северо-Западного, Цен­трального и Северо-Восточного Кавказа накануне монгольских завоеваний. Совместная борьба с монголо-татарским нашествием половцев и алан.

Наш регион в составе Золотой Орды. Изменения в этнополитическом карте региона. Политические и социально-экономические причины восстановления «домонольских» городов и возведения новых. Взаимоотношения Золотой орды с оседлыми земледельческими областями. Приток населения в горы. Общая характеристика хозяйства в горах. Доминирование скотоводства над террасным земледелием. Скудость земельного фонда в горах. Русско-се­верокавказские связи в ордынский период. Убийство в 1318 году в северокав­казской ставке хана Узбека русского князя Михаила Тверского. Взаимоотно­шения русского населения золотоордынских городов с горцами Северного Кавказа. Куликовская битва (1380 г.) и ее место в истории русско-северокав­казских связей. Начало, ход и последствия центробежных тенденций в Золо­той Орде. Разгром Золотой Орды Тимуром. Последствия походов Тимура для различных частей региона.

Тема №3. Характер российско-северокавказского взаимодействия в XVI веке.

Изменение геополитической ситуации на Северном Кавказе и вокруг него во второй половине XV-XVI вв. Распад Золотой Орды. Османская и персидская экспансия на Северном Кавказе. Крымское ханство как проводник турецкой политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе. Роль крымско-турецкого фактора в изменении «этнической карты» Северо-Западного и Центрального Кавказа в XVI-XVII вв.

Начало борьбы России, Османской империи и Ирана за Кавказ. Набеги крымцев на Северный Кавказ как фактор сближения местных народов с Россией. Адыгские посольства в Москву при Иване Грозном. Темрюк Идаров. Оценка характера военно-политических отношений адыгов с Россией. Взаимоотношения России и дагестанских владетелей в XVI в. Российско-чеченские отношения в конце XVI в. Ших Мурза Окоцкий. Начало военного присутствия России на Северо-Восточном Кавказе. Терский город. Просьба гребенских казаков о принятии на царскую службу.

Тема №4. Особенности российско-горского взаимодействия в XVII веке.

Смута в русском государстве и ослабление связей с Северным Кавказом. Сохранение пророссийской ориентации у части народов региона. Выжидательная позиция русского правительства в отношении Кавказа до конца XVII века.

Тема №5. Специфика российской северокавказской политики в первой половине – середине XVIII в.

Новый этап в отношениях России и народов Кавказа при Петре Великом. Каспийский поход 1722 г. и его последствия. Каспийские провинции в составе России. Расширение союзно-вассальных отношений России и народов Восточного Кавказа.

Турецкий и иранский факторы в политических возможностях России на Северном Кавказе во второй четверти XVIII в. Османо-российская война 1735-1739 гг. Условия Белградского мира 1739 г. Начало вмешательства европейской дипломатии в российско-турецкое соперничество.

Тема №6. Характер российско-горского взаимодействия при Екатерине II (1762-1796 гг.).

Российская политика на Северном Кавказе при Екатерине II. Основание крепости Моздок (1763 г.). Возведение укрепленной линии между Моздоком и Кизляром. Реакция на строительство Моздокской крепости кабардинских феодалов, ее причины.

Османо-российская война 1768-1774 гг. Условия Кючук-Кайнарджийского договора 1774 гг. Признание на международном уровне российского суверенитета над Кабардой. «Независимость» Крымского ханства и борьба в нем протурецкой и пророссийской группировок. Ослабление крымской угрозы народам региона, начало подрыва позиций османской империи на Северном Кавказе.

Основание Азово-Моздокской укрепленной линии (1777 г.) и реакция на это кабардинских феодалов. Начало долговременной антироссийской «фронды» кабардинских князей. Специфика характера взаимоотношений кабардинских феодалов с народами Центрального Кавказа в контексте российских интересов в регионе.

«Подданнические присяги» ингушей и осетин. Начало процесса переселения ингушей и осетин с гор на плоскость и реакция на это кабардинских феодалов.

Переселение части чеченцев на равнину, роль в данном процессе российских властей. Оценка «подданических присяг» чеченцев в 1781 г. в контексте планов российского командования и особенностей социального развития чеченского общества. Проблема набеговой экспансии в чечено-российских взаимоотношениях. Причины и проявления начавшегося кризиса в российско-чеченских отношениях в 1782-1783 гг. Роль исламизации чеченского общества.

Ликвидация Крымского ханства (1783 г.) и кардинальное изменение ситуации в регионе. Георгиевский трактат 1783 г. о протекторате над Восточной Грузией как начало проникновения России на Южный Кавказ во внешне- и внутриполитическом контексте. Особенности российско-дагестанских взаимоотношений в свете событий 1783 г. Начало противодействия российских властей «лекианобе».

Влияние ликвидации крымской угрозы и усиления России в регионе на ситуацию в Кабарде.

Возведение укреплений Военно-грузинской дороги. Крепость Владикавказ (1784 г.). Учреждение кавказского наместничества.

Причины неудачи причисления северокавказской феодальной верхушки к российскому дворянству (1784 г.).

Обустройство российской границы по Кубани. Специфика переселения прикубанских ногайцев в 1783-1784 гг. Начало колонизации Россией степного Предкавказья. Особенности складывания восточнославянского населения региона.

Особенности положения закубанских адыгов после 1783 г. Влияние их стадиального уровня на характер отношений с турецкими властями в Анапе. Реваншизм Османской империи как долговременный фактор остроты ситуации на Серном Кавказе.

Начало создания Россией единой системы укреплений в регионе -Кавказской Линии, в контексте османского реваншизма и набеговой экспансии горских народов.

Деятельность на Центральном Кавказе Османской духовной комиссии.

Движение горцев под предводительством шейха Мансура (1785-1787 гг.). Социальные и конфессиональные процессы в чеченском обществе как основная причина антироссийского выступления. Мотив набеговой экспансии в движении. Выход движения за границы Чечни, причины участия в нем кабардинских и кумыкских феодалов. Степень заинтересованности Турции в событиях 1785-1787 гг. Поражение шейха Мансура и его уход в Закубанье.

Оценка попытки России «учреждения войска из горских народов» (1786г.).

Османо-российская война 1787-1791 гг., ее влияние на обстановку на Северном Кавказе. Участие горских ополчений в войне на стороне России. Проблема внешне- и внутриполитических возможностей присоединения к России Закубанья в ходе войны. Условия Ясского договора 1791 г.

Начало переселения черноморских и донских казаков на Кубань (1792 г.), его причины.

Введение в Кабарде элементов российского судопроизводства -«родовых судов» и «расправ» (1793 г.), реакция на это кабардинских феодалов. Вызревание «шариатского движения» как исламского, антироссийского варианта трансформации кабардинского общества.

Иранская экспансия на Восточном Кавказе в 1795 г. Кризис российского протектората над Восточной Грузией. Персидский поход 1796 г., его цели и итоги. Складывание армянской диаспоры на Северном Кавказе.

Тема №7. Специфика северокавказской политики Павла I (1796-1801 гг.).

Специфика кавказской политики Павла I. Оценка перспектив воплощения «федеративного» проекта на Восточном Кавказе. Влияние российско-османского «союзного и оборонительного договора» конца 1798 г. на ситуацию на Северном Кавказе и возможности России в Закавказье.

Начало «шариатского движения» в Кабарде (1799 г.). Российско-дагестанские и российско-чеченские взаимоотношения при Павле I. «Кноррингово время».

Присоединение Восточной Грузии (1801 г.), его влияние на перспективы российской политики в отношении северокавказских народов.

Тема №8. Особенности российско-горских взаимоотношений в 1801-1816 гг.

Ирано-российская (1804-1813 гг.) и османо-российская (1806-1812 гг.) войны и их влияние на ситуацию на Северном Кавказе. Противоречия и конфликты местного населения и российских властей, их внутренняя и внешняя обусловленность. Оценка репрессивных мер П.Д. Цицианова.

Особенности мероприятий на Северном Кавказе И.В. Гудовича, А.П. Тормасова, Н.Ф. Ртищева.

Условия Гюлистанского мира с Ираном (1813 г.).

Тема №9. «Силовой период» в освоении Северного Кавказа Россией (1816-1864 гг.).

Политика А.П. Ермолова в отношении горцев Северного Кавказа, степень ее обусловленности и итоги (1816-1827 гг.). Окончательное закрепление Кавказа за Россией по результатам войн с Ираном (1826-1828 гг.) и Турцией (1928-1829 гг.). Уровень социально-экономического и политического развития горских народов как один из главных факторов, определявших ситуацию в регионе. Роль набеговой системы в сохранении напряженности в российско-северокавказских взаимоотношениях. Социальные истоки и сущность «Кавказской войны». Условность смыслового содержания этого определения и его хронологических рамок. Понятие «Северокавказский кризис XIX века». Герои «Кавказской войны»: А.П. Ермолов, М.С. Воронцов, А.И. Барятинский, Гази-Магомед, Гамзат-бек, Шамиль. Роль подрывной деятельности в регионе турецких эмиссаров и европейской дипломатии. Устройство имамата Шамиля. Завершающий этап вооруженного противостояния на Северном Кавказе. Трагедия мухаджирства во внутри- и внешнеполитическом контексте.

Тема №10. Последствия присоединения Северного Кавказа к России.

Роль российской политики в складывании северокавказских этносов в середине-второй половине XIX в. Особенности военно-народного управления краем. Культурное вхождение Кавказа в состав России. Феномен «российскости» на примере региона. Упразднение наместничества. Реформа 1883 г.

Сохранение дестабилизирующих факторов в ситуации на Северном Кавказе в конце XIX в. Абречество.

3.2. Организация и виды самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы студентов.

Учебная самостоятельная работа студента по курсу предполагает несколько направлений:

- проработку материалов прослушанных лекций;

- проработку рекомендованных кавказоведческих изданий;

- выполнение творческих заданий.

Календарный план самостоятельной работы студентов по предмету

п/п

Сроки

нач/вып

Задание

Трудоемкость

Форма предст.

Сроки предост

2

Конспектирование обобщающих кавказоведческих изданий

2

Конспект

3

2

Анализ русско-горских взаимоотношений в X-XV вв.

2

Задание

3

3

Конспектирование и анализ изданий, посвященных российско-северокавказским отношениям в XVI в.

2

Конспект

4

3

Анализ роли внешнеполитического фактора в региональной обстановке XVII в.

2

Задание

4

4

Написание домашней самостоятельной работы по кавказской политике Петра I

4

Задание

5

5

Конспектирование изданий, посвященных политике на Северном Кавказе Екатерины II

4

Конспект

6

6

Анализ специфики политики на Северном Кавказе Павла I

2

Задание

7

7

Анализ «политики ласканий горцев» в начале XIX в.

2

Задание

8

8

Оценка ермоловской политики в регионе

2

Задание

9

9

Конспектирование монографии М.М. Блиева и В.В. Дегоева «Кавказская война».

6

Конспект

10

10

Анализ последствий присоединения Северного Кавказа к России

2

Задание

11

4. Тематика курсовых работ.

Курсовые работы не предусмотрены.

5. Тематика контрольных работ.

Контрольные работы не предусмотрены.

6. Тематика рефератов.

  1. Тмутараканское княжество и народы Северного Кавказа.

  2. Влияние монголо-татарского нашествия на русско-северокавказские связи.

  3. Российско-кабардинские взаимоотношения в XVI-XVII вв.

  4. Каспийский поход Петра I и народы Восточного Кавказа.

  5. Роль Кавказской Линии в российско-горских взаимоотношениях.

  6. Исламский фактор в российско-горском взаимодействии в XVIII-XIX вв.

  7. Проблема колониализма России и набеговой экспансии горцев в современном кавказоведениии.

  8. Проблема характера подданства горских народов в конце XVIII – начале XIX вв.

  9. “Кавказская война”: причины, движущие силы, последствия.

  10. Проблема мухаджирства в современной историографии и публицистике.

7. Рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Самостоятельная работа студентов начинается с проработки лекционного материала. Лекция - основа для дальнейшей работы студентов, в ней дается план работы. Студенту необходимо учитывать, что возможности как институтской, так и городской и районной библиотек крайне ограничены. Это в первую очередь относится к пособиям и монографиям. В данной ситуации проработка лекционного материала выходит на первый план.

Важным методом углубления и расширения лекционного материала является написание сообщений и рефератов по темам, выносимым на обсуждение. Это особенно актуально, т.к. в плане проведения семинарских занятий предусмотрена такая форма, как «докладчик-оппонент».

Высшей формой самостоятельной работы студентов является научная работа, которую, несомненно, надо начинать еще до курсового проектирования.

Для проверки знаний систематически проводятся контрольные проверки знаний. При аттестации оценивается весь спектр учебы студента в институте за отчетный период. Важнейшей формой контроля знаний является сдача зачета.

8. Вопросы к зачету по курсу.

  1. Характер русско-горских связей в X-XIII вв.

  2. Влияние монголо-татарского фактора на развитие русско-горских взаимоотношений.

  3. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе в XVI веке.

  4. Особенности российско-горских взаимоотношений в XVI веке.

  5. Россия и Северный Кавказ в XVII в.

  6. Динамика российско-кабардинских отношений в первой половине – середине XVIII в.

  7. Каспийский поход Петра I: причины, ход, последствия.

  8. Ход и последствия османо-российской войны 1736-1739 гг.

  9. Особенности российско-горского взаимодействия при Екатерине II

  10. Роль казачье-крестьянской колонизации в складывании Российского Северного Кавказа.

  11. Специфика политики в регионе Павла I.

  12. Федерализация Восточного Кавказа: цели проекта и степень его осуществимости.

  13. Роль набеговой экспансии горцев и работорговли в эскалации напряженности в регионе.

  14. Ислам и христианство в российской северокавказской политике.

  15. Специфика и динамика “политики ласканий” в XVIII – начале XIX в.

  16. Причины и проявления ермоловской политики на Северном Кавказе.

  17. Основные черты и особенности идеологии мюридизма.

  18. Деятельность имамов Дагестана и Чечни в 30-х – 50-х гг. XIX в.

  19. Проблема овладения Северо-Западным Кавказом 30-е – 60-е гг. XIX в.

  20. Имамат Шамиля: основные черты и причины распада.

  21. Оценка “мухаджирства” 60-х – 80-х гг. XIX в.

  22. Динамика российских взглядов на замирение Кавказа в первой половине – середине XIX в.

  23. Особенности обустройства региона после “Кавказской войны”.

  24. Последствия присоединения Северного Кавказа к России.

  25. Основные этапы развития историографии российско-горских взаимоотношений.

9. Критерии оценивания студентов на зачете.

В основе оценивания студентов в СГПИ лежит модульно-рейтинговая система.

10. Рекомендуемая литература.

  1. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. – М., Мысль, 2004.

  2. Виноградов Б.В. Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. - Славянск-на-Кубани, 2005.

  3. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII – начало XX в. – М., 1978.

  4. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII – первая половина XIX в.) – М., 1967.

  5. Блиев М.М. Дегоев В.В. Кавказская война. – М., 1994.

  6. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII – 50-е гг. XIX в.) – Орджоникидзе, 1970.

  7. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. – М., 1823. – Репринтное издание.

  8. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. – ч. 2,3. – СПб., 1869.

  9. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. – М., 1974.

  10. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2001.

  11. Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века. – Нальчик, Эльфа. – 2003.

  12. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. – Москва-Пятигорск, 1992.

  13. Гугов Р.Х. Кабарда и Бакария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. – Нальчик, 1999.

  14. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. – М., 2001.

  15. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. – Т. 3,4. – СПб., 1886.

  16. Жигарев С. Русская политика в восточном вопросе. – М., 1896.

  17. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М., 1988.

  18. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.) – М., 1988.

  19. Киняпина Н.С. Внешняя политика России в первой половине XIX в. – М., 1963.

  20. Киняпина Н.С., Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. Вторая половина XVIII – 80-е годы XIX в. – М., 1984.

  21. Клочков М.В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. – Петроград, 1916.

  22. Клычников Ю.Ю. Очерки истории прошлого народов Северного Кавказа. - Пятигорск, 2004.

  23. Магомедов Р.М. Россия и Дагестан. – Махачкала, 1987.

  24. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. – М., 1923.

  25. Потто В.А. Кавказская война. От древнейших времен до Ермолова. – Т. 1. Ставрополь, 1994.

  26. Ратушняк В.Н. Вхождение Северо-Западного Кавказа в состав России и его капиталистическое развитие. – Краснодар, 1978.

  27. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI – XIX вв. – М., 1958.

  28. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI – XIX веках. – М., 1958

  29. Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. – М., 1960.

  30. Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. – Тифлис, 1860.

  31. Шильдер Н.К. Император Павел I. – СПб, 1901.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Славянский-на-кубани государственный педагогический институт (3)

    Пояснительная записка
    Курс «Этнология» является неотъемлемой частью подготовки учителя истории для средних школ. Кроме того, в последнее время было осознано значение «Этнологии» и в подготовке педагогов других специальностей.
  2. Славянский-на-кубани государственный педагогический институт (1)

    Пояснительная записка
    Курс «Истории средних веков» является неотъемлемой частью курса «Всеобщая история», являющимся, наряду с «Историей Отечества», одним из основных в системе подготовки учителя истории для средних школ.
  3. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт Факультет истории и юриспруденции доклад

    Доклад
    Антигитлеровская коалиция — объединение государств и народов, борющихся во Второй мировой войне 1939—45 гг. против блока Стран Оси: Германии, Италии, Японии и их сателлитов.
  4. Доклад к научной конференции 2007 г. Славянского-на-Кубани Государственного Педагогического Института на тему

    Доклад
    В связи с последними событиями в России, и возросшими требованиями к лицензированию ПО, все большее количество людей, по своей воле, или вынуждено, задумывается о том, что делать в сложившейся ситуации.
  5. Методические рекомендации к семинарским занятиям Славянск-на-Кубани

    Методические рекомендации
    В методических рекомендациях приведены указания по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии». Тематика семинарских занятий курса соответствует содержанию учебной программы и Государственному образовательному

Другие похожие документы..