Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
1. Об итогах выполнения Комплексной программы развития Университета на 2010 год по реализации стратегических задач, определенных в Послании Президента...полностью>>
'Бюллетень'
На протяжении своего обширного ареала, включающего бассейны Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей, шип Acipenser nudiventris Lovetsky пр...полностью>>
'Урок'
Задачи и цели урока: воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувства ответственности за со...полностью>>
'Документ'
Магістр з фаху “Менеджмент організацій” може обіймати первинні посади відповідно до професійних назв робіт, а також посади заступників у тих видах ді...полностью>>

Опыт экологической работы Азовской станции

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Опыт экологической работы Азовской станции

Азовская станция юных натуралистов основана в 1976 г. На базе станции натуралистов работают 9 кружков, которые посещают 490 школьников.

Учебно-воспитательный процесс СЮН носит эколого-биологическое направление и содержит в себе разнообразные методы и формы педагогической деятельности.

Педагоги СЮН сотрудничают со многими учреждениями города: СЮТ, ДТД, библиотеками им. «Чехова и им. Крупской», рыбинспекцией города, педучилищем, администрацией города, школами, музеями и т.д. Особенно тесно СЮН работает с учителями-биологами школ. На базе станции натуралистов проходят обучение 9 экологических отрядов школ города. Их деятельность включение в программу СЮН под названием « Экологический марафон». В рамках программы, в течение учебного года более 10 экологических учебно-воспитательных мероприятий.

Открывает «Марафон» свою работу экологическим слетом «А у нас, на Дону!». Организатором и куратором слета являет отдел молодежи при администрации города. Программа слета разработана и проведена СЮН. Участниками слета являются 90 представителей (экоотряды) от экологических объединений школ города, руководители и лидеры молодежных объединений города.

Программа экослета содержит в себе две основных части: конкурсная игра «Природа Донского края», которая включает разделы «Флора», «Фауна» Донского края, рыбные богатства Донского края, экологический риф и т.д.; творческая мастерская, где экологи раскрывают свои творческие способности. Основной задачей слета является воспитание у подрастающего поколения экологической грамотности и культуры.

Программа «Марафона» включает последующие мероприятия: экоакция «Детям - Зеленую планету», праздник «Осенняя палитра». Работу клуба юных биологов, операция «Кормушка», праздник «Природа и фантазия».

Ряд мероприятий марафона входит в программу городского фестиваля «Наяда Дона». Открывает городской фестиваль- праздник весны и прилета птиц «Блики весны». Он проходит на безе станции юных натуралистов и состоит из двух частей. Первая часть мероприятия литературно-художественная композиция «Птицы на крыльях весны принесли». Представляют эту часть праздника ребята из экологического актива СЮН. Они выступают в костюмах весны, птиц, Берендея, веснянок которые делают своими руками вместе с педагогам.

Вторая часть праздника - конкурсная игра «Птицы континентов». Каждый кабинет СЮН преображается, в какой либо континент и педагог оценивает знание экологов о природе этого континента. В путеводных листах каждого отряда педагоги СЮН ставят баллы за ответы ребят и сумма баллов выявляет победителей конкурсной игры.

Диспут «Здоровый образ жизни» дал возможность его участником разобраться в вопросах экологии души и тела человека. Интересно была представлена экологами кухня «Здоровья». «Какую пищу лучше всего употреблять в разное время суток?» «Как уберечь себя от вредных привычек?» -эти и другие вопросы стали понятны ребятам после диспута.

Экологический турнир «Природа Донского края» помогает ребятам лучше изучить природу нашего региона и глубже окунуться в проблемы охраны природы.

Философский характер носило мероприятие «Человек и вселенная». Человеческая мысль во все века уносилась в космос и соединялись там в единстве человеческой души и Вселенной. Люди земли всегда задумывались над вопросом « В чем смысл жизни». Участники встречи «Человек и вселенная» старались ответить на вопросы смысла жизни человека и существования природы.

Заключительным мероприятием «Экологического марафона» является праздник «Вместе, целая страна».

Экологические отряды участвуют в презентации своих работ за весь учебный год. Подводятся и итоги природоохранной деятельности. Педагоги СЮН определяют победителя Экологической деятельности отрядов по программе «Экологический марафон».Учебно-воспитательная работа СЮН направлена на оказание помощи подростку в становлении, в ощущении себя свободной и полноценной личностью, равноправно вместе со взрослыми включенной в общественно-полезную жизнь.

Кретина Галина Андреевна

Зам. директора по

учебно-воспитательной работе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ "РАДУГА" г.ВОЛГОДОНСКА

(бывшая Станция Юных натуралистов)

Основана в 1974 году. Около 30 лет, бессменным руководителем является Волошина Серафима Васильевна. Центр работает по следующим направления:

- эколого-биологическое

- физкультурно-спортивное

- туристско-краеведческое

- художественно-эстетическое.

Основными направлениями деятельности являются образовательная, учебно-исследовательская, практическая природоохранная, эколо­го-просветительская, проектная.

Цель: формирование культурно-образовательной среды, способствую­щей социализации личности ребенка через деятельность Экологичес­кой школы, работу объединений детской городской общественной ор­ганизации "Росток".

В учреждении на 1 января 2004 года работает 102 объединения детей, 8 экологических классов из школ города 11,15,24. Всего около 1200 ребят получает дополнительное образование по направлением дея­тельности Центра. Среди наших воспитанников есть много выпускни­ков, чья жизнь неразрывно связана с науками: ботаникой, зоологи­ей, почвоведением, краеведением, экологией, а также спортом. Это Волков Александр, Недвигин Сергей, Рогова Наталья, Савицкий Ромиз и многие другие.

В ЦДОД ВК "Радуга" работает творческий коллектив из 43 педагогов: в его составе 1 кандидат наук, 1 аспирант, 5 педагогов высшей ка­тегории, 16 - первой квалификационной категории. Педагоги Центра постоянные участники и победители городского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям". Учреждение тесно сотрудничает с детскими садами, школами, высшими учебными заведениями, природоохранными организациями города и области.

Ежегодно Центр является организатором городских экологических ме­роприятий: фестиваль "Осенний калейдоскоп", "Кругосветка", Эколо­го-краеведческая игра "Мой город", спортивные соревнования по спортивному ориентированию "Листопад", экологическая конференция "Экология и жизнь" и другие.

Пятый год на базе центра работает экологическая школа в рамках федерального эксперимента. Один раз в неделю ЦДОД "Радуга" посе­щает экологические классы школ города, с которыми заключены дого­вора о сотрудничестве. В данный момент в экошколе обучается 8 классов. Обучение 3-х ступенчатое. На первой ступени обучения ре­бята изучают экологию, введение в естествознание, историческое краеведение, "сохрани здоровье", аранжировку и флористику.

Преподавание осуществляется по группам. Педагоги ведут занятия по авторским программам. Начиная с 8-го класса, вводятся курсы по выбору. Наиболее востребованы: медицина, археология, спортивное ориентирование, зоология, флористика, ландшафтный дизайн.

В 2004 году будет выпускаться первый экологический 9а класс. Анализ анкетирования показал, что детям в экошколе очень нравится. Центр дополнительного образования детей "Радуга" является центром методической помощи по вопросам организации экологического образования и воспитания для родственных учреждений восточных районов области: Дубовского, Зимовниковского, Морозовского и Мартыновского. В биб­лиотеке Центра имеется до 5 тысяч томов эколого-биологической литературы.

На базе Центра с 1992 года действует научное общество учащихся. Педагоги и их воспитанники проводят исследования в области эко­логии, ботаники, зоологии, лесоводства, геологии, почвоведения, археологии и т.д. Традиционно стало их участие в областной эколо­гической экспедиции "Дон", которую организует и проводит областной центр детско-юношеского туризма.

Ежегодно члены НОУ выступают с отчетами на городских, областных, научно-практических конференциях школьников, а также участвуют на Всероссийских конкурсах юных исследователей "Первые шаги"; чтения Вернадского, "Созвездие", "Отечество" и постоянно становятся их призерами. Научное общество учащихся "Радуги" имеет свою символику. Практическая природоохранная деятельность осуществляется через участие детей в экологических акциях по посадке деревьев и кустар­ников на территории Музея природы и истории Дона под открытым небом.. Музей представляет собой модель отдельных природных ландшафтов Ростовской области с характерным растительным покровом, где сосре­доточено биологическое разнообразие экосистемы г.Волгодонска.

До 1980 г. на территории Музея природы древесная растительность отсутствовала. В настоящее время юннатами посажено 130 видов деревьев и кустарников в таких отделах музея как: фруктовый сад, дендрарий (отдел Крыма и Кавказа, Японо-Китайский отдел, Северо-Американский отдел, сквер имени 200 летия со дня рождения А.С.Пушкина, экологи­ческая роща, аллея студентов, аллея сержанта Павлова и т.д).

Цветочно-декоративный отдел существует с 1979 года и насчи­тывает около 540 видов и сортов растений.

В течение многих лет Музей является природной лабораторией на ба­зе которой педагоги и воспитанники Центра ведут исследовательскую деятельность.

С 1985 г. функционирует летний трудовой профильный лагерь "Зоди­ак", в котором на территории музея природы трудятся и отдыхают до 500 детей от 7 до 18 лет. Они ухаживают за растениями музея, зани­маются природоохранной деятельностью, которая позволяет поддерживать в экологическом состоянии прибрежную зону Сухо-Саленовского залива. На территории Музея, особенно в весенне-осенний период проводится большая экскурсионная работа, регулярно осуществляется экологические акции "Чистый берег", "Посади свое дерево", "Первоцветы", "Кормушка", "Семечко", и другие.

Музей природы и истории Дона под открытым небом - очень важный по значимости объект в деле экологического просвещения населения г.Вол-годонска, воспитания экологической культуры подростков. Коллектив Центра добивается присвоения Музею статуса особо охраняемой территории. Данный участок территории городскими властями (решение городского исполнительного комитета г.Волгодонска от 14.11.79 г. за №687) был передан Городской станции юных натуралистов в безвозмездное пожи­зненное пользование.

Просветительная деятельность ЦДОД ВК "Радуга" направлена на прив­лечение широких слоев общественности к вопросам экологии города. Данная задача реализуется через выступления воспитанников и их предло­женными услугами провести уроки природоведения, экологии, географии, биологии на территории Музея. Деятельность по реализации региональ­ного компонента пронизывает свою работу Центра и направлена на ре­шение следующих задач:

- изучение, восприятие и освоение воспитанниками природного, ис­торического и культурного наследия Донского края;

- воспитание патриотических качеств, любви к своей малой Роди­не, уважения к людям разных национальностей, живущих в Ростовской области.

Формы деятельности разнообразны и охватывают не только воспитан­ников ЦДОД "Радуга", но и учащихся школ города.

Ежегодно работает полевой лагерь "Экос". Воспитанники Центра вхо­дят в состав археологической экспедиции, которая проходит в летний период в археологическом музее-заповеднике "Танаис".

В 2001 году Центр прошел аттестацию, аккредитацию, получив статус учреждения дополнительного образования высшей категории. Являясь с 2000 феде­ральной экспериментальной площадкой, Центр работает по теме: "Технология создания модели образовательного учреждения, ориентированного на социализацию личности школьника" (Экологическая школа- Музей).

Поличенько Ольга Викторовна

Председатель ДГОО «Росток»

Детская городская общественная организация «Росток» существует на базе ЦДОД «Радуга» почти 8 лет. Важным условием создания организации явился тот факт, что наше общество переживает сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах жизни, именно сейчас особенно остро ощущается необходимость восстановления тех человеческих ценностей, которые должны закладываться с детства. Необходимость создания ДГОО «Росток» обусловлена потребностью образования такого детского коллектива, где ребята и взрослые объединены общей целью, занимаются совместной деятельностью, где они находят общение со сверстниками, могут развивать свои способности.

Возраст членов организации от 10 лет и старше. Членами организации являются учащиеся школ города, воспитанники Центра «Радуга», взрослые.

Цель организации: помочь детям познать и улучшить себя и окружающий мир, развить свои способности, профессионально сориентироваться.

Педагоги организации строят свою деятельность на основе идей и принципов гуманистической психологии и педагогики, педагогики сотрудничества: создание атмосферы доверия, сотрудничество в принятии решений, стимуляция и активизация познавательной деятельности, создание условий для самореализации личности.

Поэтому в арсенале средств, которые используют педагоги, преобладают интерактивные формы и методы обучения и воспитания.

ДГОО «Росток» - единственная в городе детская общественная организация экологической направленности. В организации накоплен опыт экологической работы с детьми, которая ведется в рамках программы «Зеленый мир». Педагога и ребята разработали и успешно реализуют в течение нескольких лет ряд эколого-просветительских игр. Детская экологическая игра «Росинка» проводится для младших школьников, городская экологическая игра «Кругосветка» для учащихся 5 - 7 классов, в городской эколого-краеведческой игре «Мой город» участвуют школьники 7 - 10 классов. Все три игры состоят из нескольких этапов и проводятся в течение учебного года. Участники игр погружаются в увлекательный мир экологии, биологии, географии, истории и краеведения. Выполнял задания, школьники углубляют свои знания, расширяют кругозор, учатся работать в команде, но, что самое главное, они становятся участниками социально-значимой деятельности и могут ощутить свою сопричастность к экологическому движению. Организуют и проводят экоигры оргкомитеты, они состоят из ребят - активных участников и победителей этих игр. Совместно с педагогом - координатором игры, члены оргкомитета, разрабатывают сценарии игр, коллективные творческие дела, задания по этапам, они являются ведущими встреч участников игр, оценивают результаты их деятельности. С каждым годом число участников игр растет.

Формирование основ экологического мировоззрения возможно только в процессе личного заинтересованного участия ребенка в экологических действиях. Осуществить такой подход помогает проектная деятельность, когда ребенок сам становится инициатором и разработчиком экологического проекта. Первые шаги в проектной деятельности ребята делают, участвуя в экоиграх «Росинка» и «Кругосветка».

За последние годы в ДГОО «Росток» было реализовано множество самых разнообразных экопроектов: индивидуальных и коллективных, краткосрочных и долгосрочных, малых и масштабных.

Наш первый экопроект «Зеленое кольцо Волгодонска» занял III место в областном конкурсе юношеских проектов. Он был направлен на расширение кольца зеленых насаждений вокруг нашего города. Этот проект мы считаем долгосрочным, так как каждую весну и осень высаживаем деревья и кустарники на улицах и во дворах.

Традиционно, в декабре у нас проходит экоакция «Давайте сохраним!». Команды ребят разрабатывают свои экопроекты по привлечению внимания общественности к сохранению хвойных деревьев в предновогодние дни на улицах и в парках нашего города. Несколько таких проектов нашли свое место на стендах Всероссийского выставочного Центра. Команды ребят получили грамоты, а организация была отмечена Дипломом ВВЦ за организацию детского движения.

В 2002 году ДГОО «Росток» реализовала проект «Экологические проблемы г. Волгодонска. «Кто, если не мы?», который получил финансовую поддержку Фонда «Малые гранты посольства Королевства Нидерландов». В нем приняли участие 30 команд ребят из школ города и молодежных организаций. Педагоги ДГОО «Росток» разработали и издали брошюру «Шаги проектной деятельности», которая помогла командам разработать и осуществить свои минипроекты, направленные на улучшение экологической ситуации в г. Волгодонске.

Вот тематика некоторых из них: «Озеленение школьного двора», «Пускай цветут цветы» - разбивка клумб на территории Дома престарелых, «Чистый двор - чистый город» и др. Проектная деятельность увлекает ребят, она раскрывает их возможности, формирует активную жизненную позицию.

В течение нескольких лет ДГОО «Росток» проводит тематические смены в полевом эколого-краеведческом лагере «Экос». Участниками смен становятся ребята - самые активные участники экологических игр. В течение короткой лагерной смены ребята успевают не только отдохнуть, укрепить свое здоровье, но и провести экологическое обследование окрестностей лагеря, собрать материал для исследовательской деятельности, но, самое главное, еще раз почувствовать свою приобщенность к миру Природы.

Мнение ребят о деятельности организации всегда очень важно для педагогов. Результаты исследований, которые проводятся в ДГОО «Росток» ежегодно, показывают, что организация является референтной группой для ее членов, в ней сложился благоприятный климат для самореализации личности ребенка. По мнению активистов организации, ее уникальность заключается в том, что «Мы никогда не останавливаемся на достигнутом, «доводим дело до конца», «принимаем активное участие в жизни нашего молодого города», «мы хотим и умеем помогать людям и природе».

Ипполитов С.А,

Зам. главы администрации

г. Волгодонска по экономике

Информация о Музее природы и истории Дона

под открытым небом.

В 1978г. юннатами Волгодонской станции юных натуралистов было проведено экологическое исследование территории Сухо-Соленовского залива и прилегающих к нему балок: Сухо-Соленовской, Нагибинской. В результате исследования была выявлена территория площадью 16 га с уникальным геологическим обнажением со своеобразной растительностью и рельефом. Решением исполнительного комитета г. Волгодонска от 14.11.79 г. за № 687 этот участок был передан Городской станции юных натуралистов в безвозмездное пожизненное пользование и стал называться Музеем природы и истории Дона (МП и ИД) под открытым небом. В течение 70 - 90-х годов под руководством В.А. Хажилова со школьниками города на этой территории проводилась природоохранная и опытно-экспериментальная работа.

С лета 1982 г. здесь начали проходить летнюю трудовую практику школьники города. Сейчас МП и ИД под открытым небом называют «Чудо уголком нашего города» и неслучайно.

МП и ИД представляет собой модель отдельных природных ландшафтов Ростовской области с характерным растительным покровом, где сосредоточено биологическое разнообразие экосистемы г.Волгодонска. На небольшой территории можно наблюдать различные типы растительности: прибрежно-водной, степной, фрагмент байрачного леса.

Флора и фауна МП и ИД разнообразна, в ее состав входят до 30 видов лекарственных трав, только полыни на территории музея произрастает более 20 видов. Юннатами выявлено 110 видов степной растительности, среди которых 10 видов растений занесены в «Красную книгу», это такие как майкараган волжский, все виды степных тюльпанов, ковыль и др.

На территории музея находятся единственный в г. Волгодонске природный геологический памятник неогенового возраста (25 млн. лет) «Добровольский останец», представляющий собой выход коренных пород на дневную поверхность. Ростовский трест "Ростов-Дон-Тизис", проводивший исследования «Добровольского останца» в 90-е годы, рекомендовал считать его памятником природы.

На территории МП и ИД был обнаружен разрушенный археологический курган со следами захоронения, датируемый 8-9 веком нашей эры (захоронение Аланки). Материалы сданы в краеведческий музей г. Волгодонска.

До 1980 г. на территории музея древесная растительность отсутствовала. В настоящее время юннатами посажено 130 видов деревьев и кустарников в таких отделах музея, как фруктовый сад, дендрарий, отдел Крыма и Кавказа, Японо-Китайский отдел, Северо-Американский отдел, сквер А.С. Пушкина, заложенный к 200-летию поэта, экологическая роща, аллея студентов, аллея сержанта Павлова и других отделах. Цветочно-декоративный отдел музея существует с 1979 года и насчитывает около 540 видов и сортов растений. На территории музея юннаты Центра дополнительного образования для детей (ЦДОД) «Радуга» вырастили не только редкие растения Ростовской области, но и такие, которые встречаются за пределами нашей области и страны. Например, асфедолина крымская, кустарник церсцисс европейский, каркас кавказский и др. Они были специально привезены и выращены из косточек и семян.

В течение многих лет МП и ИД под открытым небом является природной лабораторией, на базе которой педагоги и воспитанники ЦДОД «Радуга» ведут исследовательскую деятельность в области экологии, геологии, ботаники, зоологии, почвоведения, садоводства, цветоводства, лесоводства, фенологии и т.д.

С 1985 г. функционирует на территории МП и ИД летний трудовой лагерь «Зодиак», где ежегодно трудятся и отдыхают до 500 ребят от 7 до 18 лет. Они ухаживают за растениями музея, занимаются природоохранной деятельностью, которая позволяет поддерживать в экологическом состоянии прибрежную зону Сухо-Соленовского залива.

На территории музея особенно в весенне-осенний период проводится большая экскурсионная работа, регулярно осуществляются экологические акции «Чистый берег», «Посади свое дерево», «Зеленый берег», «Первоцветы», «Кормушка», «Зернышко» и другие.

В 2000 г. ЦДОД «Радуга», получив статус федеральной экспериментальной площадки, работает над созданием экологической школы-музея, педагоги и воспитанники которой являются организаторами и координаторами деятельности МП и ИД под открытым небом.

Таким образом, МП и ИД является уникальным по своей сути объектом с точки зрения представленных ландшафтов, редких исчезающих видов растений, геологического памятника неогенового возраста. Музей является природной лабораторией для научно-практической деятельности.

В тоже время МП и ИД под открытым небом очень важный по значимости объект в деле экологического просвещения населения г.Волгодонска, воспитания экологической культуры подростков, молодежи. МП и ИД в условиях урбанизированной среды позволяет организовать встречу ребенка с природой, способствует развитию чувства природы и экологической грамотности подрастающего поколения.

В настоящее время коллектив ЦДОД "Радуга" добивается присвоения МП и ИД под открытым небом статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ).

Гресь Валентина Петровна



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Xxxv научно-практическая конференция сборник тезисов

    Документ
    Айдаркин Евгений Константинович – первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, профессор.
  2. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  3. М. М. Бринчук экологическое право учебник

    Учебник
    Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стан­дартом по экологическому праву для высших учебных заведений по специальнос­ти «Юриспруденция», и программой курса экологического права для юридичес­ких вузов, одобренной
  4. Минприроды России «Лучший экологический проект года 2008»

    Конкурс
    Метод плазмо-термической переработки отходов - наилучший по эколого-экономическим показателям способ решения экологической безопасности России на период 2009-2030 гг.
  5. Могильнер А. А. Что мы можем: опыт работы детских экологических объединений. 

    Реферат
    В брошюре обобщен положительный опыт природоохранной работы детских экологических объединений. Рассказывается о позитивных результатах деятельности юных экологов по охране природных территорий и улучшению их состояния.

Другие похожие документы..