Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
25 июня палестинскими боевиками была осуществлена диверсия в районе Керем-Шалом на юге Израиля, в ходе которой погибли двое военнослужащих, несколько ...полностью>>
'Доклад'
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер госуд...полностью>>
'Закон'
Колегія суддів Вищого адміністративного суду України у складі: головуючого судді Фадєєвої Н. М., суддів Бим М. Є., Бутенка В. І., Гончар Л. Я., Панче...полностью>>
'Анализ'
организационно-информационной схемы управления проектами на предприятии Бабенко Екатерина Игоревна Качественный менеджмент проекта - базис его качеств...полностью>>

Р. Е. Пубаев «Чжуд-ши» классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран. И

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЯ ТЕЛА

После этого риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Расскажу, с чем сравниваются части тела23.

Две бедренные кости — как фундамент стены.

Позвоночник — как столбик из золотых монет.

Аорта — как колонна, перед которой приносят

жертвы.

Грудина — как прямоугольная балка.

Двадцать четыре ребра — как стропила гладкие.

Хрящи на концах ребер — как упоры стропил.

Сосуды, жилы, сухожилия — доски потолочные.

Мясо и кожа — штукатурка и покраска.

Пара ключиц подобны карнизу.

Лопатки напоминают углы строения.

Голова — как башня на верхнем этаже.

Отверстия органов — как раскрытые окна.

Череп похож на купольную крышу.

Теменное отверстие подобно дымоходу.

Ухо — как голова Гаруды24.

Нос напоминает шпиль наверху здания.

Волосы — как черепица мужская и женская.

Руки висят, как шелковые украшения — баданы.

Грудь и живот — как верхний и нижний дворы.

Диафрагма похожа на шелковый занавес.

Сердце — царь, сидящий на тропе.

Пять матерей легкого — внутренние советники25.

Пять сыновей легкого — царские дети.

Печень и селезенка — царицы старшая и младшая.

Почки — советники внешние, богатыри, опора.

Сам-сеу — хранилище для драгоценностей.

Желудок — посуда для варки еды.

Кишка тонкая и толстая — служанки цариц.

Желчный пузырь — мешочек с приправами.

Мочевой пузырь — сосуд с запасом воды.

Два нижних отверстия — водосточные трубы.

Ноги — как тораны или арки26.

Уязвимые центры — полномочные послы царя.


Экстракт амриты — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава третья. Сравнения тела.

Примечания:

23 В этих сравнениях тела человека с архитектурными элементами дворца человек рассматривается сидящим на корточках, опустив руки вниз.

24 Гаруда — сказочная птица, царь птиц. Изображением ее головы украшались концы стропил на углах крыши.

26 Легкие в тибетской медицине считаются непарным органом, состоящим из десяти долей, которые делятся на пять задних и пять передних, называемых соответственно «матерями» и «сыновьями» легких.

26 Рта-бабс — этим термином на тибетском языке обозначают торану индийских храмов, а также церемониальную арку перед китайскими храмовыми или дворцовыми комплексами. Словарь Р. Номтоева описывает рта-бабс как два вертикальных столба, соединенные сверху перекладиной [29, т. 1, с. 840].

ГЛАВА 4. СТРОЕНИЕ ТЕЛА

Затем риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Строение тела расскажу в четырех (темах):

количественное измерение сил тела;

расположение взаимосвязанных сосудов;

расположение уязвимых центров;

расположение путей движения или разных отверстий.

Первое. Мера ветра в человеке — полный мочевой

пузырь,

Желчь имеется в объеме мошонки.

Слизи — три пригоршни.

Крови и содержимого кишок — по семь пригоршней,

Мочи и лимфы — по четыре пригоршни.

Жира и сгустков крови — по две пригоршни.

Мяса — пятьдесят горстей.

Бедра и груди у женщин по двадцать и более

горстей.

Костей двадцать три вида27.

Позвонков двадцать восемь28.

Ребер двадцать четыре.

Зубов тридцать два.

Разных костей всего триста шестьдесят29.

Крупных суставов двенадцать30.

Вместе с мелкими их будет двести десять.

Сухожилий шестнадцать, жил девятьсот.

Волос двадцать одна тысяча.

Пор на коже одиннадцать миллионов.

Плотных (органов) пять, полых — шесть, отверстий —

девять.

Тело человека из Джамбудвипы31 (вписывается)

в квадрат, равный размаху рук.

При плохой фигуре рост на пол-локтя короче

(размаха рук).

Расположение взаимосвязанных сосудов32.

Сосудов четыре: созидания, существования,

соединения и жизни33.

Созидающий от пупка разделяется на три,

один сосуд бежит вверх и формирует голову.

Невежество опирается на голову и находится там.

От невежества рождается слизь и располагается

в верхней части тела.

Один сосуд проникает в середину и формирует аорту.

Гнев опирается на аорту и кровь,

от гнева рождается желчь и пребывает в средней

части (тела).

Один сосуд проникает вниз и формирует тайные

(органы),

Страсть пребывает в тайных местах мужчин

и женщин.

От страсти рождается ветер и пребывает в нижней

части тела.

Больших сосудов существования четыре вида:

сосуд, распускающийся (как цветок) в сфере сознания,

находится

в головном мозге, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Сосуд, проясняющий память,

существует в сердце, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Сосуд, образующий скандхи34 тела,

находится у пупка, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Детей и внуков, т. е. потомство умножающий, сосуд

находится

в тайном .месте, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Снаружи и внутри по всему телу проходят

черные и белые сосуды соединения35.

Аорта же как ствол для сосудов, от нее36

отделяются, как ветви, в стороны

двадцать четыре крупных сосуда, питающих мясо

и кровь37.

Из них восемь крупных, центральных, скрытых

сосудов отходят к плотным и полым (органам),

шестнадцать сосудов периферийных, видимых —

к конечностям.

От них, в свою очередь, отходят семьдесят семь

сосудов для кровопускания38.

Основных уязвимых сосудистых центров сто

двенадцать.

Соединений мелких сосудов — сто восемьдесят

девять.

Из них снаружи, внутри и в середине тела

находятся сто двадцать.

Мелких сосудов отходит наружу триста шестьдесят.

От них помельче сосудов отходит семьсот.

От них отходят еще мельче, которые, как сеть,

оплетают все тело.

От мозга (головного) — великого моря сосудов,

подобно сосудам, спускаются вниз

деяния, осуществляющие девятнадцать сосудов воды39.

Это изнутри соединяющие плотные и полые (органы),

(похожие) на шелковые шнуры, тринадцать скрытых

сосудов

и шесть видимых наружных, идущих к конечностям.

От них отходят еще шестнадцать мелких водных

сосудов.

У человека имеются три жизненных сосуда:

один проходит через голову и все тело40,

один сопутствует дыханию,

один скитается, подобно душе.

 

Сосуды — это внешние и внутренние каналы,

по которым двигаются кровь и ветер,

они объединяют и взращивают тело,

они являются вместилищем жизни и поэтому

называются сосудами41.

Уязвимые центры имеются в мясе, жире, костях,

сухожилиях, в плотных и полых (органах)

и в сосудах.

Уязвимые центры в мясе опухают, в костях они ломят,

в сухожилиях проявляют себя хромотой и сведением

членов.

От центров в сосудах, жире, плотных и полых

органах жизнь зависит.

Их называют уязвимыми, так как трудно изгнать

из них смерть.

Таких центров в мясе сорок пять, в жире восемь,

в костях тридцать два,

в сухожилиях четырнадцать, в плотных органах

тринадцать,

в сосудах сто девяносто.

В голове их шестьдесят два, на шее тридцать три,

в верхней и нижней части тела девяносто пять.

В четырех конечностях сто двенадцать.

В целом этих центров триста два.

Из них наиболее опасных девяносто шесть.

Если их повредить, то от смерти никакой мудрец

не спасет.

Средней опасности сорок девять, говорят.

Мудрецы их смогут вылечить.

Остальные, хотя и являются центрами,

не считаются опасными — их вылечит всякий.

Каналов и отверстий два вида — внутренние

и внешние.

Внутренних тринадцать — это каналы42

движения Дыхания, сил тела, нечистот, пища и воды.

Внешних отверстий семь на голове и два

в тайном месте.

У женщин есть еще вход матки и два протока

молочных желез.

По форме каналы и отверстия бывают округлыми,

толстыми,

тонкими, длинными, короткими и соединяются,

подобно жилкам на обороте листьев.

Каналы — это двери, через которые поступает

прозрачный сок.

Неподходящие питание и образ жизни

повреждают просветы каналов и вызывают болезнь,

они расширяются, сужаются, меняют направление.

Здоровые и чистые каналы — это покой.

Экстракт амриты — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава четвертая. Строение тела.

Примечания:

27 «Череп, затылок, переносица, нижняя челюсть, зубы — пять видов костей головы; позвонки, их отростки, копчик, тазовая кость, лопатки, ключица, грудина, ребра, реберные хрящи —девять видов костей туловища; плечевая кость, кости предплечья, кости запястья — три вида костей рук; бедренная кость, кости голени, пяточная кость, кости стопы — пять видов костей ног; ногтевые фаланги — итого получается двадцать три вида костей» [1, т. 2, л. 346].

28 Эти сведения не совпадают с данными современной анатомии, так как не учитываются первый шейный позвонок и пять сросшихся позвонков крестца.

29 Содержание анатомических терминов в тибетской медицине не всегда совпадает с понятиями современной анатомии, поэтому строгие соответствия между ними невозможны, тем более что части опорно-двигательного аппарата детально не описываются, а даются в виде перечисления названий.

30 Под термином «сустав» (тиб. tshig) обозначены здесь любые сочленения костей, как подвижные, так и неподвижные. Например, «от уха до глаза двадцать костей, итого суставов здесь сорок» [1. т. 2, л. Зба].

31 Джамбудвипа — один из четырех больших материков буддийской космологии. Считалось, что центром Джамбудвипы являются Магадха и другие места, связанные с житием Шакьямуни.

32 Сосуды (тиб. rtsa) — этот термин в тибетской медицине является собирательным понятием с широким спектром значений. В анатомическом смысле он обозначает любые видимые тяжистые образования — собственно кровеносные сосуды, нервы, протоки желез, мочеточники, фаллопиевы трубы и т. д. Иногда к сосудам ошибочно причисляют и мелкие сухожилия, которые, вероятно, путают с нервными волокнами. Кроме того, термин «сосуды» обозначает меридиональные каналы продвижения жизненной силы, разных видов ветров, аналогичных пране из учения йоги.

33 Из перечисленных четырех классов сосудов только два являются реально существующими анатомическими образованиями — это сосуды «созидания» и «соединения». К первым относятся сосуды системы пупочной вены, которые, как известно, функционируют в период внутриутробного развития и прослеживаются на ранних стадиях постпубертатного периода. В дальнейшем они претерпевают инволюцию, атрезируются. Возможно, что эта анатомо-физиологическая особенность эмбриональных сосудов дала толчок к развитию в тибетской медицине представлений об исчезающих и постоянных сосудах. К сосудам «соединения» относятся собственно кровеносные сосуды и нервы. Что касается сосудов «существования» и «жизни», в «Вайдурья-онбо» сказано, что их невозможно продемонстрировать, так как они имеются только у живых и со смертью человека исчезает вместе с его душой (виджнянной) [1, т. 2, л. 376].

34 Скандхи (тиб. phung po) — согласно буддийской философии, это пять элементов физической и психической конституции индивидуума.

35 Объединение кровеносных сосудов и нервов в один класс берет начало, вероятно, из тантр. Согласно анатомическим представлениям бытующим в тантрах, в теле каждого человека с левой стороны позвоночника проходит мистический сосуд лалана, по которому циркулирует мужское начало белого цвета, материальным воплощением его является сперма; с правой стороны позвоночника проходит сосуд расана с женским началом красного цвета, кровью. Отсюда нервы (поскольку они белого цвета) считаются сосудами системы лаланы, а кровеносные сосуды называются «черными сосудами системы расаны», тан как считается, что по ним двигается не только кровь, но и воздух, который придает этим сосудам темный цвет.

36 Аорта в тибетской медицине считается анатомо-физиологическим образованием первого порядка, являющимся центральной структурой в организме с момента эмбриональной закладки. Все остальные органы и части тела рассматриваются как ее производные.

37Дифференциация кровеносных сосудов на двадцать четыре крупных сосуда достаточно условна, совпадения с современной анатомией наблюдаются лишь в единичных случаях. То же самое можно сказать об описании сосудов мелкого калибра и их сплетениях.

38 Дифференциация артерий и вен непоследовательна, она наблюдается только в тех случаях, когда речь идет о точках для пульсовой диагностики и точках для кровопускания. В этих случаях артерии обозначены как «пульсирующие» сосуды, а вены — как сосуды «для кровопускания». За исключением семидесяти семи сосудов для кровопускания и некоторых артерий система сосудов не описана, хотя в источниках тибетской медицины приводятся количественные характеристики сосудов разного калибра. В приложении к книге дан указатель сосудов «для кровопускания».

39 Белые сосуды, или сосуды воды. В данном отрывке подразумеваются крупные нервные проводники: черепно-мозговые и соматические нервы. Достоверная идентификация затруднена из-за недостатка информации.

40 В «Атласе тибетской медицины» сосуд, который «проходит через голову и все тело» проецируется на отдельных участках на аорту.

41 В этом абзаце ясно выражена двойная нагрузка на понятие «сосуд», с одной стороны, это элемент структурной композиции в строении тела, обеспечивающей целостность организма, что выражено словом «объединяет»; с другой — элемент системы коммуникаций, доставляющих органам и частям тела питание и энергию, что выражено в слове «взращивает».

42 Сосуды входят в более широкое собирательное понятие «каналы» (тиб. spu-ga), которые делятся на внутренние и внешние. Внутренние обеспечивают взаимодействие составляющих элементов организма между собой, а внешние — связь организма с внешней средой.

ГЛАВА 5. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕЛА

Затем риши Видьяджняна сказал такие слова:

О великий риши, слушай!

Существенные признаки тела бывают двух видов:

вредимые — дхату43 и вредящие — три болезни.

Болезни, силы тела и нечистоты — эта тройка

взаимосвязана, взаимозависима, опираясь друг

на друга,

образует тело — то, что рождается, живет

и разрушается.

Сперва о различиях вредимых дхату.

(Затем) об огненном тепле, переваривании (пищи).

Вредимых два: силы тела и нечистоты.

Силы тела: прозрачный сок, кровь, мясо, жир,

кости, костный мозг и семя — их семь.

Нечистоты: кал, моча, пот и прочее44.

Сок прозрачный питает и взращивает вредимые.

Кровь увлажняет и поддерживает дыхание.

Мясо прикрывает.

Жир умащивает. Кость дает опору.

Костный мозг перерабатывает питательный сок. Семя

дает зачатие.

Кал и моча выводят то, что разложилось.

Пот кожу смягчает и укрепляет волосы.

«Огненное тепло»— это причина переваривания.

Здесь главной считается желчь Переваривающая.

У болезней, сил тела и нечистот — у всех есть тепло.

От тепла зависят здоровье, бодрость, цвет,

долголетие и мощь сил тела.

Огненное тепло — как дверь на пути переваривания

пищи.

Если оно сильное, то пища из желудка выходит

переваренной,

если слабое, то пища не созревая выводится наружу.

Это тепло — основа, которая всякую пищу

использует на усиление и развитие сил тела и цвета.

Если пища не переваривается, то силы тела не будут

расти,

Поэтому образом жизни и пищей с «теплыми»

свойствами

надо оберегать тепло тела, и тогда

будут в теле и сила, и долгая жизнь.

О том, как это тепло переваривает пищу.

Пища и питье перемещаются в живот силой ветра

Держатель дыхания.

Питье размельчает, а масло смягчает пищевой комок.

Ветер Ровный огонь раздувает желчь

Переваривающую,

и она в желудке закипает, как лекарство.

Съеденную пищу и питье шести вкусов

слизь Разлагающая разлагает, измельчает.

(Пища) становится сладковатой, пенистой

и порождает слизь.

Затем пища переваривается желчью Переваривающей,

она разогревается, обретает кислый вкус и порождает

желчь.

И наконец, ветер Ровный огонь разделяет пищу

на прозрачный (сок) и осадок,

она делается горькой и порождает ветер.

Пища, состоящая из пяти первоэлементов,

дает развитие пяти первоэлементам тела.

Дальнейшее изменение пищи. После переваривания

сок прозрачный отделяется от мутного осадка.

Осадок в кишках распадается на жидкость и гущу,

гуща становится калом, жидкость — мочой45.

А сок прозрачный от тепла каждой из сил

созревает. Прозрачный сок из желудка

по девяти сосудам попадает в печень,

в печени превращается в кровь, из крови — в мясо,

из мяса — в жир, из жира — в кости,

из костей — в костный мозг, из него — в семя.

Одновременно выпадает осадок в виде желудочной

слизи,

желчи в полых органах, грязи и смазки в отверстиях,

а также в виде грязи на зубах, под ногтями, в волосах,

выделениях из прямой кишки и матки.

Наивысшим среди прозрачных соков

будет цвет — предел очищения семени.

Он находится в сердце, но пронизывает все тело,

он дает жизнь, красоту, сияние и блеск.

Он является конечным продуктом. Пока из пищи

прозрачный сок превратится в семя, проходит шесть

дней.

Но страсть и прочее убыстряют образование семени.

Большинство лекарств действуют один день.

Вредящие, опасные начала. Здесь восемь (вопросов):

их различия,

появление в зародыше, типы, тепло, живот,

расположение в теле, действие и признаки.

Различия: ветер, желчь и слизь — их три.

Они имеют причины, сущность, сравнения, плоды и

классификацию по свойствам.

Если в них нет изменений — тело существует,

а появятся изменения — разрушается.

Ветер пяти видов: Держатель дыхания, Бегущий

вверх,

Проникающий, Ровный огонь, Очищающий вниз.

Желчь пяти видов: Переваривающая, Цвет

изменяющая,

Претворяющая, Дающая зрение и Ясный цвет.

Слизь пяти видов: Опора, Разлагающая,

Вкусовая, Насыщающая, Соединяющая.

О том, как они появляются в зародыше.

Первопричина их рождения находится в сперме

и крови.

Это подобно тому, как ядовитый червь порождает яд.

Когда сперма и кровь соединятся в матке,

питание и образ жизни матери

приводят к увеличению вредящих начал

и формированию

одного из семи типов людей.

(Тип) ветра — плохой, желчи — получше, слизи —

хороший.

Сочетание всех трех — самый лучший, а три типа

по два — будут средними.

Точно так же бывают четыре вида желудочного тепла:

от ветра — неровное, от желчи — острое,

от слизи — слабое, от сочетания всех трех — ровное.

От ветра живот твердый, от желчи — мягкий,

от слизи он бывает средней плотности.

Хотя (три вредящих начала) пронизывают все тело,

но в основном расположены

между сердцем и пониже пупка в последовательности

снизу вверх — ветер, желчь и слизь,

Действия вредящих начал. Ветер осуществляет вдох

и выдох,

дает силу, приводящую (тело) в движение,

руководит перемещением телесных сил внутри тела,

дает ясность органам чувств и ведет за собой тело.

От желчи зависят чувство голода и жажды, питание,

переваривание,

тепло телесное, цвет, храбрость и разум.

Слизь укрепляет тело и разум, дает сон.

От нее прочность суставов, мягкость и маслянистость

тела.

В частности, ветер Держатель дыхания находится

вверху.

Двигаясь по горлу и груди, он проглатывает пищу,

всасывает воздух, выводит слюни, мокроту, производит

чихание,

дает ясность разуму и органам чувств, удерживает

душу.

Бегущий вверх ветер размещается в груди.

Двигаясь по носу, языку и горлу, он извлекает звуки

речи.

Он дает силу, цвет, бодрость, ясность памяти.

Ветер Проникающий находится в сердце,

но проникает во все части тела.

От него зависят поднятие, опускание, хождение,

разжатие, сжатие, открывание, закрывание.

Ветер Ровный огонь находится в желудке.

Двигаясь по внутренностям, он переваривает пищу,

отделяет прозрачный (сок) от осадка, способствует

созреванию вредимых.

Очищающий вниз ветер находится в прямой кишке.

Двигаясь по толстой кишке, мочевому пузырю, тайным

местам,

он изгоняет или задерживает сперму, кровь, мочу

и содержимое матки.

Переваривающая желчь находится в желудке

между переваренной и непереваренной пищей.

Она переваривает пищу, отделяет сок от осадка,

дает тепло и силу остальным четырем видам желчи.

Желчь Цвет изменяющая находится в печени.

Она полностью изменяет цвет прозрачного сока

в красный.

Желчь Претворяющая находится в сердце,

Она дает душе чуткость, гордость, разум и страстность.

Желчь дающая зрение находится в глазах

и способствует восприятию форм.

Желчь Ясный цвет находится в коже, делает ярким

ее цвет.

Слизь Опора находится с груди.

Она дает опору остальным (видам слизи), похожа по

действию на воду.

Слизь Разлагающая находится в (той части желудка),

где пища не переварена.

Она размельчает и разлагает съеденную пищу и питье.

Слизь Вкусовая находится в языке и дает ощущение

вкуса.

Насыщающая слизь находится в голове, питает органы

чувств.

Слизь Соединяющая находится во всех суставах,

она соединяет конечности, сгибает и разгибает их.

Итак, вредящие начала по свойствам делятся на три:

ветер, желчь и слизь.

Признаки ветра: «жесткий», «легкий»,

«холодный», «тонкий», «твердый» и «подвижный».

Признаки желчи: «маслянистая», «острая», «горячая»,

«легкая», «обладает запахом», «слабит» и «влажная».

Признаки слизи: «маслянистая», «прохладная»,

«тяжелая», «притупляет», «мягкая», «прочная»

и «клейкая».

Экстракт амриты — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра объяснений.

Глава пятая. Качественные признаки тела.

Примечание:

43 Дхату (тиб. khams) — здесь элементы тела, к которым относятся, согласно «Чжуд-ши», семь перечисленных ниже сил тела и нечистоты.

44 В числе прочих называются ногти, волосы, грязь под ногтями, ушная сера, налет на зубах, смазка и выделения отверстий тела.

45 Представления об образовании мочи дополняются во второй главе IV тома «Чжуд-ши», посвященной диагностике по моче.

ГЛАВА 6. ДЕЯНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛА

Затем риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Деяния тела включают три: деяния (собственно) тела,

а также языка и души.

Они бывают добродетельными, греховными

и нейтральными,

к последним относится восприятие органами чувств

своих объектов.

Тела различают по четырем (признакам)— пол,

возраст,

тип (конституция), состояние здоровья.

По полу различают мужчин, женщин и гермафродитов.

По возрасту — до шестнадцати лет ребенок,

после этого (сила) тела, органы, цвет

возрастают, и до семидесяти лет длится зрелый

возраст.

Затем они идут на убыль, и наступает старость.

Типов (конституции) чистых и смешанных семь,

Люди, рожденные ветром,

сутулы, сухощавы, бледны, многословны,

плохо переносят холод, при движении их слышится

треск (суставов).

Они бедны, недолговечны, телом небольшие,

любят песни, смех, борьбу, стрельбу,

предпочитают сладкое, кислое, жгучее,

по повадкам похожи на грифов, ястребов и лис.

Люди (с конституцией) желчи подвержены жажде

и голоду,

волосы и тело у них желтоватого цвета, ум острый,

тщеславны.

Они потеют и пахнут. Богатство и тело у них

посредственны.

Склонны к сладкому, горькому, терпкому,

прохладному.

По повадкам похожи на тигров, обезьян и якшасов46.

У людей (с конституцией) слизи прохладное тело,

суставы и кости не выделяются, они мясисты и белы.

Формы округлы. Голод, жажду, страдания переносят

легко.

Тела у них крупные, живут долго, богато, сон у них

крепкий.

Они широки душой, от природы имеют хороший нрав.

Похожи по повадкам на львов и буйволов.

Надо различать еще сочетания из трех и двух типов

(конституций).

По состоянию здоровья различают больных

и здоровых.

Если в теле нет изменений — оно существует,

живет без болезни и долго.

А если есть изменения, если оно заболело — надо

лечить.


Экстракт амриты — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра объяснений.

Глава шестая. Деяния и классификация тела.

Примечание:

46 Тиб. gnod-sbyin, божества низшего разряда, или демоны, которые, по тибетским поверьям, обитают в горах. Часто выступают силой, враждебной человеку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Юмжана Жалсановна «кхогбуг»

    Книга
    «Кхогбуг» - наиболее авторитетное сочинение по истории тибетской медицины. Автор - Дэсрид Санчжай Чжамцо (1653-1705) - регент Далай-ламы V, крупнейший ученый и политический деятель Тибета.

Другие похожие документы..