Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицински...полностью>>
'Публичный отчет'
В методической комиссии ЕНЦ работает 6 преподавателей: преподаватели математики И.Н.Курляндчик, П.Н. Борисюк; химии – Л.Б.Семёновых, В.С.Гусева; физи...полностью>>
'Документ'
Развитие письменной речи учащихся, культуры речи, правильного произнощения....полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « 21 » октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени д...полностью>>

Программа дисциплины «Историческая текстология» для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра Авторы программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории

Программа дисциплины «Историческая текстология»

для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

Авторы программы:

И.Н. Данилевский, профессор, д.и.н. viddanin@mail.ru

Е.В. Акельев, доцент, к.и.н. eugene_akeliev@

Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова

Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников

Москва, 2011

Пояснительная записка

Курс раскрывает специфику работы историка с вербальными текстами, ее теоретических и эмпирических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Принципиальная новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что, в отличие от филолога-литературоведа, работа историка с текстом источника ориентируется не просто на выяснение формальных взаимоотношений текстов, классификацию списков и редакций (с конечной целью: определить список, по которому будет публиковаться данное произведение), а на изучение эволюции, развития текста как такового, в связи с изменением его смысловой структуры — с целью выявления его информативных возможностей для реконструкции изучаемой исторической реальности. Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, определить границы и возможности применения ее методов и выводов в работе историка.

В курсе прослеживается процесс становления текстологии (критики текста) – от ее зарождения на рубеже XVIII–XIX вв. как самостоятельного направления в изучении текстов до настоящего времени, когда она оформилась в специальную историко-филологическую дисциплину со специфическими методами и направлениями. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения исторической текстологии: системный подход, историзм и соотнесенность текстологии с другими формами историко-филологического знания.

Структура лекционного курса включает теоретический и практический разделы.

Теоретический раздел преду­сматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа в историческом исследовании. В нем подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий современной исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и из­вод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, пере­писчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, гене­тическое досье и др.). Центральное место в теоретическом разделе занимают проблемы использования результатов текстологического анализа в определении нарративного текста как исторического источника и его общей характеристике, влияния их на понимание текста через выявление его социальных функций, а также использование данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. При этом в диахроническом аспекте анализируется взаимосвязь текстологии с историческим источниковедением и герменевтикой.

Значительная часть курса отводится практике работы магистрантов с вербальными текстами. На практических занятиях учащиеся осваивают умения и навыки текстологического исследования: формально-текстологического анализа и систематизации списков, составления и работы с генетическим досье исторических источников, выявле­ния авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, методов вычленения верифицируемой и уникальной ретроспективной информации, приемы выявления повторяющейся информации (прямых и косвенных цитат, реминисценций, аллюзий, парафраз, топосов, «общих мест») и получения на ее основе косвенных ретроспективных характеристик описываемых событий, процессов и личностей. Особое место отводится проблеме общей характеристики исторического источника, как основы его использования в историческом исследовании. Концепция магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки» предусматривает также углубленное изучение классических работ по текстологии в рамках «Исследовательского семинара».

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «Историческая текстология» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «История».

2. Цели освоения дисциплины

Основная цель курса «Историческая текстология» — ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами текстологического исследования, приобретут навыки текстологического анализа и умение использовать данные и методы современной критики текста в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

1) знакомство магистрантов с понятийным аппаратом текстологического исследования;

2) освоение процедуры текстологического анализа;

3) приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов;

4) знакомство с литературой по теории и практике текстологического исследования;

5) формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Студент, прослушавший курс, должен знать и понимать:

  1. теоретические принципы и основные процедуры текстологического анализа и синтеза;

  2. понятийный аппарат текстологического исследования;

  3. правила фиксации и истолкования результатов текстологического исследования;

  4. пределы текстологического анализа;

  5. структуру информации в вербальном историческом источнике;

  6. правила применения данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании;

  7. возможности и пределы использования верифицируемой, уникальной и повторяющейся информации в исторической реконструкции;

  8. литературу по теории и практике текстологического исследования.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Дает определение понятиям «текст», «список», «произведение», «редакция», «извод», «генетическое досье», «авантекст», «исторический источник», знает специфику текстологии как вида знания, использует профессиональные навыки анализа исторических источников и литературы

Лекции, практические занятия

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение видов ретроспективной информации, имеющейся в историческом источнике; понимает последовательность этапов текстологического исследования, владеет навыками текстологического анализа и синтеза, способен самостоятельно выявлять и корректно использовать верифицируемую, уникальную и повторяющуюся ретроспективную информацию в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании; обосновывает выбор источников и методики работы с ними.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы.

Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом текста исторических источников разных эпох и культур.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественное и всемирное историческое источниковедение на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • понимать язык специальной литературы по текстологическим проблемам;

  • знать, как минимум, один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения литературы по текстологии (критике текста);

  • знать, как минимум, один классический язык в объеме, достаточном для чтения исторических источников соответствующей эпохи;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Теория и практика исторических реконструкций», «Теоретическое источниковедение», «История фальсификаций исторических источников», «Профессиональная экспертиза в исторической науке», «Структуры научного текста», «Гендерная история: источники и историография», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Источники личного происхождения по истории Второй Мировой войны». Согласно Образовательному стандарту по направлению подготовки 030600.68 «История» (уровень подготовки: Магистр), реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Количество часов аудиторных занятий

Лекции

Семинарские занятия

Всего

1. Объект, предмет, задачи и методы исторической текстологии.

2

2

4

2. Понятийный аппарат текстологии.

2

2

4

3. Установление текста.

2

2

4

4. Основы текстологического анализа. Методика сравнения списков.

2

4

6

5. Изучение истории текста. Методика реконструкции этапов развития текста.

2

4

6

6. Генетическое досье и методы его формирования.

2

4

6

7. Фиксация результатов текстологического исследования.

2

4

6

8. Замысел произведения и его роль в эволюции текста. Методика выявления авантекста.

2

4

6

9. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника.

18

9.1. Верифицируемая информация.

2

4

9.2. Уникальная информация.

2

4

9.3. Повторяющаяся информация.

2

4

10. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника.

2

4

6

11. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции.

4

2

6

Итого

28

44

72

  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры

Промежуточный

Коллоквиум

контрольная работа

реферат

КИИиМИН

устно

письменно, до 5 тыс. слов,

до 20.000 слов.

Итоговый

Экзамен

КИИиМИН

устно

    1. Критерии оценки знаний, навыков

На коллоквиуме студенты должны продемонстрировать знание основных работ по текстологии, понимание базовых проблем, цели и задач исторической текстологии, владение специальной терминологией.

При выполнении контрольных работ студенты должны продемонстрировать знание этапов текстологического анализа и владение основными приемами текстологического исследования.

При написании реферата студенты должны продемонстрировать знание научной литературы, владение основными навыками работы с текстами источников, продемонстрировать умение структурировать ретроспективную информацию методами текстологии.

При сдаче устного экзамен студенты должны продемонстрировать знание базовых понятий, основных методов анализа текстов исторических источников, понимание места и роли исторической текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, а также знание основных работ отечественных и зарубежных текстологов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства» (030600. 68 «История»)

    Документ
    Уникальность и актуальность программы данной магистратуры определяется состоянием искусствоведческого образования и потребностями художественного рынка.
  2. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.
  3. Свешникова Антона Вадимовича (Омское отделение роии) Суспешной защитой докторской диссертации Петербургская школа медиевистов начала ХХ века. Историко-антропологическое исследование

    Исследование
    Подписка на журнал «Диалог со временем» производится в почтовых отделениях всех регионов РФ по каталогу Агентства «Роспечать». Подписной индекс издания – 36030.

Другие похожие документы..