Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В дальнейшем мы будем различать следующие лексикологические понятия: словоупотребление, форма слова (словоформа), слово, а также исходная форма слова...полностью>>
'Документ'
1. Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «20» октября 2009 года в 16 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата психолог...полностью>>

Предлагаемый курс выстроен в строгом соответствии с обозначенными установками. Его цели: Расширить мировоззрение учащихся по ряду вопросов современной антропологии

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сам себе доктор

(поддержание здоровья и саморегуляция состояния

организма человека)

(10 часов)

Ю.Ю. Желнин

Пояснительная записка

Важнейшим назначением вводимых в 9-м классе биологических курсов по выбору (элективных курсов) является оказание учащимся помощи в определении круга интересов для выбора профиля дальнейшего обучения, расширение знаний учащихся по данному предмету.

Серьезной проблемой современного подрастающего поколения, как отмечают работники здравоохранения, является (на фоне резкого ослабления здоровья детей в целом, и особенно по ряду хронических заболеваний, не типичных для их возраста) отсутствие у старшеклассников и выпускников школ элементарной медико-биологической и гигиенической грамотности в вопросах поддержания здоровья и саморегуляции состояния собственного организма.

Предлагаемый курс выстроен в строгом соответствии с обозначенными установками. Его цели:

  1. Расширить мировоззрение учащихся по ряду вопросов современной антропологии.

  2. Заинтересовать учащихся в получении более глубоких знаний по биологии и биологии человека в частности.

Достижение поставленных целей курса осуществляется через реализацию следующих задач:

  1. Познакомить девятиклассников с рядом интересных и имеющих бо­ль­шое практическое значение для человека данных современной антропологии.

  2. Раскрыть ряд эффективных медико-биологических и психофизиологических подходов к поддержанию здоровья человека.

  3. Вооружить школьников знаниями по самооценке и поддержанию собственного здоровья.

  4. Познакомить учащихся с доступными методами самодиагностики и саморегуляции состояния организма.

Содержание программы

Тема 1. «Здоровье человека – бесценное богатство»

(1 ч.)

Здоровье современного человека и его составляющие. Зависимость здоровья от различных факторов природной, техногенной и социоэкологической среды. Роль и важность знаний о способах поддержания и регулирования собственного здоровья, профилактики различных заболеваний.

Тема 2. «Диетологические основы поддержания

здоровья человека» (3 ч.)

Грамотное питание. Гигиена, сбалансированность и безопасность питания. «Кровная» диета и физиологические особенности усвоения пищи. Рацион питания в различных условиях жизнедеятельности человека. Пищевые отравления и их предупреждение. Сезонные аспекты питания.

Диетотерапия. Витамины, биологически активные добавки (БАДы) и стимуляторы интенсивности физиологических процессов в организме человека. Соко- и фитодиетотерапия. Антистрессовое питание. Регуляция калорийности питания и диетологическое «сжигание» лишних калорий. Очищение организма от шлаков и патогенов. Диетологическая профилактика и лечение заболеваний сердца и сосудов, нервных расстройств, заболеваний желудочно-кишечного тракта, выделительной системы, опорно-двигательного аппарата, нарушений обмена веществ и т.д.

Практическая работа № 1. «Пищевые продукты и добавки. Их характеристика».

Практическая работа № 2. «Меню питания старшеклассника и членов его семьи».

Тема 3. «Саморегуляция состояния организма человека»(5 ч.)

Стресс и расстройства нервной системы: причины и механизмы, профилактика и преодоление. Достижения современной, традиционной, альтернативной, народной медицины в нормализации психосоматического состояния организма человека.

Аллергия: виды, причины и механизмы возникновения, симптомы проявления. Меры профилактики и лечения. Организация гипоаллергенного быта и жизнедеятельности человека. Эндемические заболевания: виды, причины и механизмы возникновения, проявление. Профилактика и лечение.

Экспрессдиагностика состояния различных систем организма человека по состоянию кожи и ее производных, зубов и языка, глаз и т.п. Простейшие методы оценки функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, выделительной систем, опорно-двигательного аппарата, анализаторов и их разрешающей способности и т.д.

Активизация механизмов гомеостаза и восстановления здоровья организма. Аутогенная и психоэмоциональная тренировка. Сон и его грамотная организация. Закаливание, ако- и прессопунктура. Водо-, цвето-, аудио-, арома-, рефлексотерапия. Биоэнергетический массаж и воздействие. Гомеопатическое и фитотерапевтическое стимулирование жизненных сил организма. Профилактика перегрузок. Синоптологические и климатологические, астрологические аспекты здоровья и его поддержания.

Практическая работа № 3. «Способы и методы профилактики и пре­одоления стресса».

Практическая работа № 4. «Принципы и правила организации гипо­аллергенного быта».

Практическая работа № 5. «Самообследование функционального сос­тояния различных систем организма».

Практическая работа № 6. «Пробный сеанс аутогенной тренировки и саморелаксации».

Учебно-тематический план

п/п

Название тем, занятий

Кол-во учебных часов

Форма

контроля

Всего

В том числе

практичес­ких работ

1.

Здоровье человека – бесценное богатство (введение)

1

Микросочинение (эссе-листовка), рекламные

плакаты

2.

Диетологические основы поддержания здоровья человека

3

2

2.1.

Грамотное питание. Пищевые отравления и их предупреждение. Сезонные аспекты питания

1

1

Практическая работа № 1

2.2.

Диетопрофилактика и диетотерапия. Очищение организма от шлаков и патогенов

2

1

Практическая работа № 2

3.

Саморегуляция состояния организма человека

5

4

3.1.

Стресс и расстройства нервной системы. Профилактика и преодоление

1

1

Практическая работа № 3

3.2.

Аллергия и эндемические заболевания. Предупреждение и лечение

1

1

Практическая работа № 4

3.3.

Экспрессдиагностика состояния различных систем организма человека

1

1

Практическая работа № 5

3.4.

Поддержание гомеостаза организма и восстановление здоровья

2

1

Практическая работа № 6

4.

Школа здоровья современного человека (учебная конференция)

1

1

Презентация творческих работ и защита проектов

ИТОГО:

10

7

Методические рекомендации

Успешность осуществления поставленных целей и задач курса по выбору (9-й класс) во многом зависит от мастерства учителя, его таланта и умения организовать и провести занятия таким образом, чтобы школьники не только получили ценные знания и умения, но и заинтересовались дальнейшим изучением естественнонаучных дисциплин, в частности, биологии.

Очень важно, чтобы проводимые занятия были насыщены практическими (и практически значимыми) работами школьников, яркими примерами, фактами, наглядными средствами обучения. При этом особую ценность здесь имеет эвристически-исследовательский подход в преподавании, обеспечивающий зна­чительную активизацию познавательной деятельности учащихся.

Большую роль в «пропускании» школьниками изучаемого материала «через себя» в ходе прохождения курса призваны сыграть такие формы работы, как подготовка учащимися сообщений, разработка рефератов, рекламных плакатов, написание микросочинений (эссе-листовок), проведение исследований по изучению состояния собственного организма и способов его регуляции, решение девятиклассниками разнообразных познавательных задач, преодоление смоделированных проблемных ситуаций, осуществление творческих проектов и т.п.

Выбор формы проведения каждого конкретного занятия и сочетания видов учебной деятельности школьников предоставляется самому учителю в зависимости от уровня его педагогического мастерства, задач, решаемых на уроке, содержания изучаемого материала, контингента учащихся. Единственным условием здесь является то, что занятия должны не только вооружать детей практически важными и значимыми знаниями и умениями, но и быть яркими, интересными, запоминающимися.

В начале занятий педагогу необходимо сформировать из коллектива учащихся несколько микрогрупп для выполнения творческих работ и проектов, презентация и защита которых выносится на итоговую учебную конференцию. Очень важно поднять и укрепить уровень мотивации школьников к активной работе на занятиях и глубокому изучению материала курса. Для этого на первом занятии учителю рекомендуется предложить микрогруппам учащихся написать рекламное микросочинение (эссе-листовку) или разработать рекламный плакат на тему «Здоровье – бесценное богатство», «Будьте здоровы!», «Здоровый образ жизни – требование времени» и т.п., которые можно использовать при оформлении кабинета, где пройдет учебная конференция и между которыми на ней будет проведен соответствующий конкурс.

Предлагаемые темы творческих проектов для выполнения микрогруппами учащихся:

  1. «Рацион питания старшеклассника» (справочник-рекомендации).

  2. «Биологически активные…(стимуляторы активности физиологических процессов в организме человека)» (справочник-руководство).

  3. «Стресс: профилактика и преодоление» (памятка-руководство).

  4. «Микросправочник юного диетолога» (справочник-рекомендации).

  5. «Аллергия: профилактика и лечение» (справочник-руководство).

  6. «Здоровье под знаком зодиака» (рекомендации-руководство).

Литература

  1. Алекперов У.К. Антимутагены и проблемы защиты генетического аппарата: [Текст] / Алекперов У.К. – Баку, 1993.

  2. Ахабадзе А.Ф. Практическое пособие для медсестер: [Текст] / Ахабадзе А.Ф., Артюнов В.Я. – М., 1986.

  3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: [Текст] / Белов В.И. – М., 1989.

  4. Билер Г. Пища - лучшее лекарство: [Текст] / Билер Г.; пер. с англ. – М., 2001.

  5. Биологические часы у человека: [Текст] // Вокруг света. – 2001. – № 11.

  6. Боринская С.А. Гены в нашей жизни: [Текст] // Биология в школе. – 2001, – № 2.

  7. Буянов В.М. Первая медицинская помощь: [Текст]: учебник для медицинских училищ / Буянов В.М. – М., 1999.

  8. Вайджи Г. Ароматерапия: [Текст] / Вайджи Г. – Минск, 1996.

  9. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия: [Текст] / Виленчик М.М. – М., 1986.

  10. Габович Д.Р. Гигиена: [Текст] / Габович Д.Р. – М., 1989.

  11. Галактионов С.Г. Биологически активные: [Текст] / Галактионов С.Г. – М., 1988.

  12. Генри Дж. Лечение без лекарств: [Текст] / Генри Дж.; пер. с англ. – М., 1999.

  13. Грин Н. Биология: [Текст]: т. 1-3 / Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.. – М., 1990.

  14. Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению: [Текст] / Демьянков Е.Н. – Орел, 1993.

  15. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: [Текст] / Дубнищева Т.Я. – Новосибирск, 1997.

  16. Заварзин А.А. Общая цитология: [Текст] / Заварзин А.А., Харазова А.Д. – Л., 1983.

  17. Ибрагимова В.С. Точечный массаж: [Текст] / Ибрагимова В.С. – М., 1983.

  18. Касаткина И.Н. Биоритмы и здоровье: [Текст] / Касаткина И.Н. //Здоровый образ жизни. – 2002, – № 5.

  19. Кирюшенко А.П. Влияние лекарственных средств, алкоголя и никотина на плод: [Текст] / Кирюшенко А.П., Тараховский М.Л. – М., 1990.

  20. Колодницкий Г.А. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности: [Текст] / Колодницкий Г.А., Латчук В.Н., Марков В.В. – М., 2001.

  21. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: [Текст]. – М., 2002.

  22. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: [Текст]: нормативно-методические материалы Минобразования России // Дидакт. – 2002, – № 5.

  23. Ладынина Е.А. Фитотерапия: [Текст] / Ладынина Е.А., Морозова Р.С. – Л., 1990.

  24. Лоранский Д.Н. Азбука здоровья: книга для молодежи: [Текст] / Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. – М., 1990.

  25. Мартынов С. Здоровье под знаком зодиака: [Текст]: нетрадиционные подходы к воспитанию крепких детей и самооздоровлению взрослых / Мартынов С. – М., 1995.

  26. Мартюшонок М.Т. Физиология детей и подростков: [Текст] / Мартюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крючкова А.А. – М., 1999.

  27. Марютина Т.М. Психологические факторы как регуляторы генотип-средовых соотношений: [Текст] / Марютина Т.М. // Психологический журнал. – 1994, – № 2.

  28. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: [Текст]: сборник опытов и задач с ответами для 9 (8) класса общеобразовательных учреждений / Маш Р.Д. – М., 1997.

  29. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: [Текст] / Модестов С.Ю. – СПб., 1998.

  30. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: [Текст] / Козлова С.И., Демикова Н.С., Семанова Е.Н., Блинникова О.Е.. – М., 1996.

  31. Никитюк Б.А. Анатомия и спортивная морфология: [Текст] / Никитюк Б.А., Гладышева А.А. – М., 1989.

  32. Организационно-методическое обеспечение профильного обучения – фактор социально-профессионального самоопределения старшеклассников: [Текст]: научно-методические материалы /под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 2003.

  33. Попов С.В. Валеология в школе и дома: [Текст] / Попов С.В. – СПб., 1997.

  34. Популярная медицинская энциклопедия: [Текст] /гл. ред. В.И. Покровский. – М., 1991.

  35. Руссос Д. Проблемы лишнего веса: [Текст] / Руссос Д.: пер. с англ. – М., 1999.

  36. Сойфер В.Н. Международный проект «Геном человека»: [Текст] / Сойфер В.Н. // Соросовский образовательный журнал. – 1998. – № 12.

  37. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий: [Текст] / Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. – М., 1991.

  38. Тарквиньо Дж. Алекс. Прорыв в медицине: [Текст]: Чудо становится реальностью / Тарквиньо Дж. Алекс. – М.: ЗАО «Изд. Дом Ридерз Дайджест», 2003.

  39. Тихомирова Л.Ф. Здоровье и здоровый образ жизни: [Текст]: пособие для педагогов и воспитателей / Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. – Ярославль, 1997.

  40. Токуйро Намикоши. Шиацу: японская терапия надавливания пальцами: [Текст] / Токуйро Намикоши. – Киев, 1987.

  41. Физиология питания: [Текст] / Павлоцкая Л.Ф. и др. – М., 1989.

  42. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: [Текст]: учебно-методическое пособие / Чистякова С.Н. – М., 2003.

  43. Эйхенлауб М. Лекарства без врача: [Текст] / Эйхенлауб М.; пер. с англ. – М., 2002.

  44. Янковский Н.К. Гены и здоровье: [Текст] / Янковский Н.К., Боринская С.А. // Биология в школе. – 2001. – № 5.

  45. Янковский Н.К. Человек и его гены. В начале нового тысячелетия: [Текст] / Янковский Н.К., Боринская С.А. // Биология в школе. – 2001. – № 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ
    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.
  2. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  3. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (2)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  4. Исторический факультет вопросы истории, международных отношений и документоведения (1)

    Документ
    Представлены результаты исследований студентов и аспирантов исторического факультета, выполненных в 2009 г. Они посвящены малоизученным проблемам археологии, отечественной и всеобщей истории, теории и практики современных международных
  5. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа
    В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.

Другие похожие документы..