Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.Приходи к нему лечитьсяИ корова, и волчица,И жучок, и червячок,И медведица!Всех излечит, исцелитДобрый докт...полностью>>
'Документ'
юридический адрес: 612961, РФ, Кировская область, г. Вятские Поляны, пер. Ленинский, 4,почтовый адрес: 612961, РФ, Кировская область, г. Вятские Поля...полностью>>
'Решение'
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 80 города Сочи Крымская, 2...полностью>>
'Анализ'
Музей в нашей школе выступает важным фактором форми­рования общественной активности учеников, способству­ет сохранению и укреплению школьных традиций...полностью>>

Психолого-педагогическое изучение и коррекция восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития (на материале сказок) 13. 00. 03 - коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Семенченко Ирина Витальевна

Психолого-педагогическое изучение и коррекция

восприятия и понимания невербальной информации

младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития
(на материале сказок)

13.00.03 — коррекционная педагогика

(олигофренопедагогика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург — 2005

Р
абота выполнена в ГОУ ВПО

«Бийский педагогический государственный
университет им. В. М. Шукшина»

Научный руководитель —

кандидат педагогических наук, доцент

Алмазова Ольга Владимировна

Официальные оппоненты —

доктор педагогических наук

Стариченко Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

Смирнова Ирина Геннадьевна

Ведущее учреждение —

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Защита диссертации состоится 9 июня 2005 года в 15 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного Совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017,
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета

Автореферат разослан 25 апреля 2005 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Трубникова Н. М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии – серьёзная проблема для современного общества. Их интеграция в среду нормально развивающихся сверстников – ведущее направление работы в области развития специальной педагогики и психологии. Повысить степень социальной адаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования, интеграции в общество можно при своевременном коррекционном воздействии (Н. Н. Малофеев,
Н. М. Назарова, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко, Л. М. Шипицына и др.).

Социальная среда, общество предъявляют ребенку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватно воспринимать и понимать людей, их деятельность. Кроме того, ему необходимо уметь по внешней экспрессии понимать поведение другого человека, оценивать людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, анализировать и обобщать свой социальный опыт, принимать правильные решения в различных ситуациях.

Приоритетными направлениями в области коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом (Т. Н. Власова,
Т. М. Дульнев, В. В. Коркунов, Е. А. Медведева, В. Г. Петрова и др.).

Общая динамика развития аномального ребёнка подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии. Но особенности детей, связанные с нарушением интеллектуальной сферы, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации (О. В. Алмазова, А. В. Закрепина, И. Г. Корнилова и др.).

Поэтому коррекционно-педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается многими учёными как необходимое условие реализации специального образования и социокультурной адаптации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития (А. А. Ерёмина, Н. М. Назарова и др.).

Успешной интеграции и социализации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития в окружающем мире будет способствовать адекватное восприятие, понимание и употребление невербальной информации. Обучать восприятию и пониманию невербальной информации надо на понятном, доступном и близком к уровню развития детей материале
(М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, Н. Б. Шевченко).

Образование на основе анализа жизненного опыта (витагенное знание) — это путь усвоения детьми максимального количества необходимой информации. Возможности витагенного образования раскрыты А.С. Белкиным. Витагенная информация становится актуальной, если может быть «прожита» человеком. В символической форме она присутствует в материале сказок: их сюжетах, иллюстрациях к ним, в образах конкретных сказочных персонажей и т.д.

Использование материала сказок в рамках специального образования возможно относительно всех компонентов коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекция).

Педагогически направленное изучение сказок помогает разобраться в поступках персонажей, их эмоциональной окрашенности, увидеть и понять скрытую информацию, которая подразумевается автором, учить поведению в обществе. Использование в педагогическом процессе материала сказок способствует развитию интонационно-выразительной речи, характерных движений, мимики, пантомимики, невербального поведения в целом.

Изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок позволяет определить как характеристику личности в целом, так и её отдельные проблемные элементы. Коррекция выявленных нарушений восприятия и понимания невербальной информации указанной категорией детей с использованием материала сказок способствует усилению потенциальных возможностей испытуемых. Сказка исключает директивность и императив. Предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях, которые можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем подвижнее социальный интеллект, тем успешнее процесс социализации. Использование в специальном образовании материала сказок полностью отвечает всё возрастающей потребности человека в мягком подходе к его проблемам.

Изучение невербальной информации во всех аспектах традиционно является прерогативой психологической науки. Научных работ, посвящённых вопросам коррекции восприятия и понимания невербальной информации педагогическими средствами, в проанализированной литературе недостаточно. В последние годы педагогическая наука всё больше обращается к психологическим знаниям, как фундаментальным по отношению к педагогике. Поэтому любое педагогическое исследование в той или иной мере затрагивает большое количество психологической информации с использованием терминологии этой науки.

Восприятие, понимание и употребление невербальной информации младшими школьниками становится обязательным для адекватного взаимодействия и успешной социализации. Однако учащиеся этого возраста нуждаются в специальном обучении данным навыкам. Возникает противоречие: от младшего школьника с нарушением интеллектуального развития требуется адекватное взаимодействие с окружающими, адаптация в социальной среде, которые могут происходить успешно лишь при адекватном восприятии, понимании и употреблении, как вербальной, так и невербальной информации. Но предварительно дети не обучаются данным умениям и навыкам. От младшего школьника с нарушением интеллектуального развития требуется уже то, что только ещё должно быть сформировано в условиях социальной ситуации развития. Адекватное употребление невербальной информации должно возникнуть сначала в совместной деятельности с педагогом, который обучит детей восприятию и пониманию невербальной информации, и только потом оно станет достоянием ребёнка в ситуации взаимодействия и социализации.

Проблема исследования заключается в создании необходимых педагогических условий для адекватного восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на основе материала сказок, что существенно расширило бы возможности их социализации.

Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическое изучение и коррекция восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития (на материале сказок)».

Объект исследования: особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками.

Предмет исследования: процесс изучения особенностей и коррекции недостатков восприятия и понимания невербальной информации о человеке младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок.

Цель исследования: создание педагогических условий для изучения особенностей и коррекции недостатков восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития.

Гипотеза исследования: педагогическое изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации и коррекция выявленных недостатков окажется эффективной, если:

- для изучения восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками будет использоваться материал сказок как наиболее адекватный педагогический инструментарий для детей данного возраста;

- коррекционно-педагогический процесс будет осуществляться целенаправленно и систематически по специально разработанной программе с использованием материала сказок, учитывающей особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития.

Задачи исследования:

  1. Анализ проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками и опыта использования этих знаний в психолого-педагогической практике.

  2. Разработка педагогической методики с применением материала сказок для изучения особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками и апробация её в экспериментальных условиях.

  3. Анализ специфических особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития в сравнении с особенностями восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с задержкой психического развития и школьниками с нормальным уровнем интеллектуального развития.

  4. Разработка программы педагогической коррекции восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития и апробация её в условиях учебно-воспитательного процесса специального (коррекционного) образовательного учреждения (С(К)ОУ) VIII вида в целях экспериментальной проверки эффективности педагогического воздействия.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. Исследование опиралось на основные положения гетерологической концепции понимания мира человека и его взаимодействия с окружающей действительностью: на принцип единства сознания и деятельности как один из аспектов деятельностного подхода в психологии.
(Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.); на теорию о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский,
П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.); на принцип исторически обоснованной необходимости коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский,
Н. Б. Лурье, Н. Н. Малофеев, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева); на основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.); на принципы единства диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин и др.); на физиологическое учение о пластичности ЦНС и её компенсаторных возможностях (Л. С. Выготский, И. П. Павлов и др.); на основные положения отечественной теории педагогических технологий (А. С. Белкин,
В. П. Беспалько, М. В. Кларин и др.), специальной психологии и дидактики
(Н. М. Назарова, В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко,
Л. М. Шипицына и др.).

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; изучение психолого-педагогической документации (личные дела, протоколы ПМПК); изучение продуктов деятельности (рисунки детей); педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, коррекция выявленных нарушений, контроля эффективности проведённых мероприятий.

В ходе педагогического эксперимента использована методика свободной семантической оценки вербального и графического сказочного сюжета на основе модифицированного варианта методики В.А.Лабунской. На этапе формирующего эксперимента применялась программа педагогической коррекции восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития в условиях учебно-воспитательного процесса С(К)ОУ VIII вида. На контрольном этапе использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Научная новизна исследования. Обоснована целесообразность применения материала сказок для педагогического изучения восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками.

Выявлено влияние половых различий младших школьников с нарушением интеллектуального развития, с задержкой психического развития (ЗПР) и нормально развивающихся на точность восприятия и понимания эмоциональных состояний сказочных персонажей по их вербальному описанию.

Определены педагогические условия эффективного применения педагогической коррекции восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития.

Теоретическая значимость исследования. В исследовании изложены аргументы в пользу использования материала сказок в педагогической коррекционной работе с младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития в целях их обучения адекватному восприятию и пониманию невербальной информации.

Выявлены особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития, с ЗПР и нормальным уровнем развития при работе с материалом сказки.

Определена зависимость восприятия и понимания невербальной информации, содержащейся в материале сказок, от уровня интеллектуального развития младших школьников.

Проанализировано семантическое поле высказываний младших школьников как отражение восприятия и понимания невербальной информации в сюжетах сказок.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и определении основных путей изучения особенностей и коррекции нарушений восприятия и понимания невербальной информации при педагогическом воздействии.

Подтверждена положительная роль материала сказок при изучении восприятия и понимания младшими школьниками невербальной информации. Педагогическая коррекция восприятия невербальной информации при использовании материала сказок позволила снизить количество ошибок при понимании невербального поведения человека в процессе общения, корригировать поведение младших школьников с нарушением интеллектуального развития в социальной среде, частично решить их проблемы адаптации в обществе.

Перспективность и эффективность изложенного подхода, предполагающего использование материала сказок в педагогической коррекции восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития, доказаны экспериментальным исследованием, проведенным в С(К)ОУ VIII вида.

По результатам исследования подготовлены методические рекомендации для педагогов учреждений специального (коррекционного) профиля и разработан спецкурс для студентов педагогических учебных заведений.

Достоверность результатов исследования. В ходе исследования при помощи содержательного качественного анализа обоснованы полученные фактические данные эксперимента.

Использованы апробированные диагностические методики, гипотеза исследования экспериментально проверена. Для оценки достоверности полученных результатов применялись методы математической статистики: критерий знаков, критерий Вилкоксона-Манна-Уитни и Z-критерий. Обработка данных производилась с использованием программ STATISTICA for Windows and Microsoft Excel 97.

Достоверность результатов и выводов обеспечивалась специально подобранной экспериментальной базой и личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы: диагностическом, коррекционном, контрольном.

Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился в следующих учреждениях: С(К)ОУ VIII вида - школа – интернат №2, г.Бийска; общеобразовательные школы №8 и №11 г.Бийска. Всего в экспериментальной работе приняли участие 180 детей младшего школьного возраста из них: 60 младших школьников с нарушением интеллектуального развития (по протоколам ПМПК – диагноз «олигофрения»); 60 младших школьников из коррекционных классов общеобразовательной школы (по протоколам ПМПК – диагноз «ЗПР»); 60 младших школьников с нормальным уровнем интеллектуального развития.

На констатирующем этапе эксперимента принимали участие все указанные дети. Подвергнуто обработке 1080 протоколов. На обучающем этапе эксперимента принимали участие 60 младших школьников с нарушением интеллектуального развития: 30 – в составе экспериментальной группы, остальные 30 – в составе контрольной группы. Продолжительность эксперимента – 6 месяцев. На контрольном этапе эксперимента обследовались младшие школьники с нарушением интеллектуального развития экспериментальной и контрольной групп (всего 60 детей).

Исследование проходило в четыре этапа:

Первый этап (1998 — 2000) — изучение и анализ научных данных, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач и плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап (2000 — 2001) — проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработка, уточнение и апробация программы экспериментального обучения.

Третий этап (2001 — 2003) — экспериментальное обучение младших школьников С(К)ОУ VIII вида.

Четвёртый этап (2003-2005) – теоретическое осмысление полученных данных, обобщение материалов и формулирование выводов по проведённому исследованию.

На защиту выносятся положения:

1. Педагогическим инструментарием для выявления особенностей восприятия и понимания невербальной информации о человеке младшими школьниками выбран материал сказок.

2. Основными отличиями восприятия и понимания невербальной информации на материале сказок младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития от восприятия и понимания невербальной информации указанными выше категориями детей являются:

- меньшая адекватность в определении эмоциональных состояний сказочного персонажа, особенно по вербальным предъявлениям;

- специфический способ интерпретации графически представленного сказочного персонажа (описание сюжета через простое называние изображённых персонажей);

- более слабая дифференциация употребления лексем при контент-анализе сказочных сюжетов.

3. Педагогическая коррекция недостатков восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития оказалась эффективной в результате реализации специально разработанной программы с использованием материала сказок, учитывающей особенности каждого конкретного учащегося, участвовавшего в эксперименте.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были доложены на Всероссийских научно-практических конференциях (г. Бийск, 1997, 2002), Межрегиональной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 2004) региональной научно-практической конференции в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (1998), Вторых международных психологических чтениях (г. Бийск, 2002), на заседаниях кафедры коррекционной и практической психологии Бийского педагогического государственного университета (БПГУ), специальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, на педагогическом совете С(К)ОУ VIII вида №2 г. Бийска.

Программа педагогической коррекции восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития внедрена в систему общей воспитательной работы С(К)ОУ VIII вида №2 г. Бийска. Методические рекомендации использованы при разработке спецкурса для студентов психологического факультета БПГУ имени В.М.Шукшина.

По материалам исследования имеется 8 публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлены программа педагогической коррекции восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития, стимульный материал исследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (2)

    Сборник научно-методических статей
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»
  2. От рождения до школы

    Образовательная программа
    Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, про­фессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
  3. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  4. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие

Другие похожие документы..