Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с программой дошкольного образования « Программа воспитания и обучения в детском саду» (по...полностью>>
'Документ'
5. Льюис Кэрролл списал прототип Алисы с реальной девочки. Назовите ее настоящее имя? 6. . Алиса побежала за белым кроликом и очутилась в длинном зале...полностью>>
'Документ'
Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качес...полностью>>
'Документ'
Новосибирская область Экологический клуб «Бриз» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 5», г....полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «Теория управления» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГУ КузГТУ Дб 09-07

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления реализации

основных образовательных программ

________________ В.М. Юрченко

«_____»________________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Теория управления»

специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

ОПДф

___________________________

Факультет

Кафедра

Курс – 2, 3

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Самостоятельная работа

Курсовая работа

Зачет

Экзамен

ФГО

ГиМУ

4, 5 семестр

150 ч

17 ч + 34 ч

17 ч + 17 ч

65 ч

5 семестр

4 семестр

5 семестр

Кемерово 2008

Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по направлению (специальности) 080504 – «Государственное и муниципальное управление» для обязательных дисциплин.

Рабочую программу составил

д.п.н., профессор Бобриков В.Н.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Государственного и муниципального управления».

Протокол № от « » 2008 г.

Зав. кафедрой ГиМУ д.п.н., профессор Жигалова И.А.

Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

Протокол № от « » 2008 г.

Председатель учебно-методической

комиссии специальности 080504

д.п.н., профессор Жигалова И.А.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ

1.1. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов основных знаний о теории и практике функционирования и развития системы управления, мотивирование их к самостоятельному обновлению управленческих знаний.

В системе управленческих наук теория управления является базовой методологической наукой. Теория управления как наука исследует общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих отношений, сущность и содержание управления, роль управления в жизни общества, а также принципы, методы и технологии эффективного управления. Особое внимание уделяется анализу понятий, используемых в управленческих науках.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • знание сущности и содержания управления; проблем мотивации, социально-этических аспектов управления;

  • знание проблем управления в условиях трансформационных преобразований и глобализации общественных процессов;

  • умение правильно определять сущность и содержание процесса управления;

  • умение провести анализ внутренней и внешней среды объекта управления, социальных и психологических факторов, определяющих эффективность управления;

  • использование знаний и умений для определения миссии, целей, задач, стратегии и тактики функционирования объектов управления;

  • способность выбора эффективного стиля руководства и лидерства;

  • использование современных моделей и методов рационального решения управленческих задач.

На основе полученных знаний дипломированные специалисты должны уметь:

  • планировать индивидуальную и коллективную деятельность, осуществлять процедуры оперативного и стратегического управления;

  • руководить коллективом и координировать его деятельность во внешней среде;

  • диагностировать проблемы, принимаемые решения, ситуации;

  • мотивировать сотрудников;

  • осуществлять инновационную деятельность в области управления.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

п/п

Наименование дисциплины

Наименование разделов, тем, усвоение

которых необходимо студентам

1.

Философия

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

2.

Культурология

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность

3.

Отечественная история

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю

4.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности

5.

Социология

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Социальная организация. Социальные движения. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Личность как социальный тип. Личность как деятельный субъект

6.

Политология

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики

7.

Психология и педагогика

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

8.

Экономическая теория

Основные этапы развития экономической науки; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства; формирование основных направлений современной экономической мысли; история современных (послевоенных) экономических теорий; экономическая мысль в России

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план

Семестр

Наименование темы

Объем в часах

лекции

семинары

4

1. Предмет, сущность и содержание теории управления

2

2

2. Развитие теории и практики управления. Эволюция управленческой мысли

5

4

3. Методологические основы менеджмента

10

11

Итого:

17

17

5

4. Методология и организация процесса разработки и выполнения управленческого решения

10

6

5. Стратегическое и оперативное управление

6

4

6. Коммуникации в управлении

4

3

7. Личность, власть и авторитет менеджера

4

1

8. Стиль руководства

2

1

9. Управление нововведениями

2

1

10. Системный подход в управлении

4

1

11. Эффективность менеджмента

2

Итого:

34

17

2.2. Лекционный курс

Тема 1. Предмет, сущность и содержание теории управления

Общая характеристика науки «Теория управления». Управление как предмет изучения многих наук. Становление науки теория управления как самостоятельной отрасли научного знания. Понятие теории управления. Основные категории теории управления. Объект и предмет ее исследования. Соотношение понятий управление и менеджмент. Методология теории управления. Связь теории управления с другими науками. Цели и функции теории управления. Теория управления как учебная дисциплина, ее структура. Значение теории управления для подготовки студентов обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Тема 2. Развитие теории и практики управления. Эволюция управленческой мысли

Предпосылки возникновения научного управления. Взгляды на эффективность управления в древности. Этапы развития теории и практики управления. Основные школы управления. Процессный и ситуационный подходы к управлению. Управленческая революция на Западе в 60-80 годы XX века. Основные положения новой парадигмы управления. Характеристика современной парадигмы управления в России. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли, особенности формирования управленческой науки в России.

Тема 3. Методологические основы менеджмента

Понятие и сущность управления. Управление как наука и искусство. Управление как воздействие на социальные процессы, как сфера сознательной деятельности людей. Особенность управленческих отношений. Виды разделения управленческого труда. Принципы управления. Характеристика основных функций управления: целеполагание, планирование, организация, координирование, регулирование, мотивация, учет, анализ, контроль. Миссия и цели организации. Формирование «дерева целей». Структуры управления. Сущность и специфика методов управления. Сочетание разных методов как признак эффективного управления. Понятие и основные элементы процесса управления. Технологии управления. Управление как система. Характеристика управляемой и управляющей подсистем. Проблемы формирования новой российской модели управления. Необходимость творческого использования отечественного и зарубежного опыта управления, в том числе элементов немецкой модели управления, американского и японского менеджмента.

Тема 4. Методология и организация процесса разработки и выполнения управленческого решения

Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности. Виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Уровни принятия решений и ключевые навыки, необходимые руководителю для принятия эффективных решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Принципы принятия эффективных решений. Стадии принятия управленческого решения. Модели принятия решений. Методы принятия решений. Особенности методов коллективного решения проблем. Методы организации выполнения решения.

Тема 5. Стратегическое и оперативное управление

Понятие управленческой стратегии. Этапы развития управления. Понятие и содержание стратегического управления. Отличие стратегического управления от оперативного. Уровни разработки управленческой стратегии. Виды стратегий. Стратегическое планирование. Оценка и анализ внешней среды в стратегическом управлении. Формирование стратегических целей управляемой системы. Анализ стратегических альтернатив, стадии и факторы выбора стратегии. Управление реализацией стратегии.

Тема 6. Коммуникации в управлении

Сущность и характеристика коммуникационного процесса. Элементы процесса коммуникации. Этапы коммуникаций. Основные виды коммуникаций. Управленческие коммуникации. Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных структур. Коммуникационные барьеры. Направления совершенствования коммуникаций в организациях.

Тема 7. Личность, власть и авторитет менеджера

Требования к менеджеру. Ограничения в деятельности руководителя. Власть и личное влияние. Формы власти. Способы управленческого влияния на подчиненных. Авторитет и псевдоавторитет менеджера.

Тема 8. Стиль руководства

Понятие и характеристика авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутон (ГРИД). Основные и вспомогательные типы управления.

Тема 9. Управление нововведениями

Понятие инновации и новшества. Факторы, влияющие на инновационный процесс. Уровни проведения изменений. Виды управленческих изменений. Движущие и сдерживающие силы при проведении изменений. Выбор стратегии преодоления сопротивления. Стратегии осуществления нововведений. Этапы инновационного процесса. Рекомендации для проведения изменений.

Методы уменьшения сопротивления инновациям. Направленность нововведений. Формы инновационной деятельности. Операционная и стратегическая инновационная деятельность. Инновационные проекты и программы. Критерии отбора нововведений. Роли руководителей и специалистов в инновационной деятельности. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Основные направления сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала России. Формы государственного стимулирования инноваций.

Тема 10. Системный подход в управлении

Понятие и виды систем. Социальная система управления и ее элементы. Организационные структуры управления и их характеристика. Влияние основных факторов на организационную структуру управления. Нормы управляемости.

Тема 11. Эффективность менеджмента

Сущность, критерии и показатели эффективности управления. Оценка эффективности управления как необходимое условие рационального управленческого процесса. Критерии эффективности деятельности управленческих органов и должностных лиц. Проблемы эффективности российской модели управления.

2.3. Перечень практических занятий

4 семестр

1. Предмет, сущность и содержание теории управления

2. Этапы развития теории и практики управления. Основные школы управления

3. Характеристика современной парадигмы управления в России. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли, особенности формирования управленческой науки в России

4. Закономерности и принципы управления

5. Функции управления

6. Миссия и цели организации, дерево целей

7. Методы управления

8. Технологии управления. Управление как система

5 семестр

1. Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности. Виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Уровни принятия решений

2. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Принципы принятия эффективных решений. Стадии принятия управленческого решения.

3. Модели и методы принятия решений

4. Понятие управленческой стратегии. Этапы развития управления. Уровни разработки управленческой стратегии. Виды стратегий

5. Стратегическое планирование. Анализ стратегических альтернатив, стадии и факторы выбора стратегии

6. Основные виды коммуникаций. Управленческие коммуникации. Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных структур. Коммуникационные барьеры

7. Власть и личное влияние. Формы власти. Способы управленческого влияния на подчиненных. Авторитет и псевдоавторитет менеджера. Характеристика авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутон (ГРИД)

8. Формы инновационной деятельности. Операционная и стратегическая инновационная деятельность. Понятие и виды систем. Социальная система управления и ее элементы. Организационные структуры управления и их характеристика

2.4. Курсовая работа

Одновременно с изучением дисциплины в 5 семестре студенты выполняют курсовую работу.

Цели курсовой работы:

  • систематизация теоретических знаний, практических умений, приобретенных студентом при изучении дисциплины «Теория управления», а также других дисциплин социально-экономического блока;

  • закрепление навыков владения методиками исследования, моделирования и проектирования;

  • определение степени подготовленности студента к самостоятельной работе.

Главные задачи студента при выполнении курсовой работы:

  1. Теоретически обосновать и раскрыть сущность, понятия, закономерности, принципы основных категорий, явлений и проблем по избранной теме.

  2. Произвести анализ собранного материала и его обработку в соответствии с экономико-статистическими, организационно-распорядительны-ми, социально-психологическими методами менеджмента и различными методиками.

  1. Обосновать пути дальнейшего совершенствования объекта исследования по конкретному направлению избранной темы.

Курсовая работа должна отражать знание студентом:

  • правовой основы управленческой деятельности;

  • фундаментальных исследований по теме;

  • публикаций ведущих специалистов по теме;

  • другой учебной и научной литературы по теме.

Студент должен показать умение анализировать фактический материал по теме курсовой работы и дать аналитическую оценку концепций различных авторов.

Тему курсовой работы (Приложение 1) студент выбирает самостоятельно, руководствуясь:

  • интересом к проблеме;

  • практическим опытом;

  • возможностью получения конкретной информации;

  • доступом к специальной литературе и Интернет-ресурсам.

2.5. Самостоятельная работа

При выполнении самостоятельной работы студент осуществляет более глубокое изучение отдельных положений теоретического материала, выполняет практические задания и работает над выполнением курсовой работы, готовится к сдаче зачета (Приложение 2) и экзамена (Приложение 3).

На самостоятельную проработку выносятся следующие темы:

1. Основные школы управления – 6 ч.

2. Развитие менеджмента в России – 4 ч.

3. Зарубежные модели управления (американская, японская, немецкая) – 6 ч.

4. Управленческие технологии оценки среды: PEST-анализ; SWOT- и SNW-анализ; Модель анализа Boston Consulting Group (BCG) и др. – 3 ч.

4. Административные, экономические и социально-психологические методы управления – 2 ч.

На выполнение курсовой работы выделяется 30 ч.

На подготовку к зачету выделяется 6 ч., к экзамену – 8 ч.

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная литература

  1. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник; – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 504 с.

  2. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : пер с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2002. – 701 с.

  3. Теория управления : учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М. : РАГС, 2003. – 558 с.

  4. Лукичева, Л. И. Управление организацией : учеб. пособие / под ред. Ю. П. Анискина. – 2-е изд. – М. : Омега-Л, 2005. – 360 с. – (Успешный менеджмент).

  5. Менеджмент : учебник / под ред. проф. В. И. Королева. – М. : Экономистъ, 2004. – 432 с.

  6. Практикум по теории управления : учеб. пособие / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

3.2. Дополнительная литература

  1. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – М. : Новое знание, 2004. – 336 с.

  2. Переверзев, М. П. Менеджмент : учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 228 с. – (Высш. образование).

  3. Поваляева, М. А. Психология и этика делового общения / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 352 с. – (Высш. образование).

  4. Психология менеджмента : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004. – 639 с.

  5. Рысёв, Н. Правильные управленческие решения. Поиск и принятие / Н. Рысев. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.

  6. Смирнов, Э. А. Разработка управленческих решений : учебник для вузов / Э. А. Смирнов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 271 с.

  7. Чередниченко, И. П. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 608 с. – (Высш. образование).

  8. Янчевский, В. Г. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. Г. Янчевский. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

Приложение 1

Перечень тем курсовых проектов

  1. Управление как наука и искусство.

  2. История управленческой мысли в России.

  3. Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.

  4. Новая парадигма управления мировыми процессами.

  5. Принципы управления.

  6. Методы управления.

  7. Социальное моделирование в современных условиях.

  8. Социальное прогнозирование как метод управления.

  9. Функции управления.

  10. Технологии определения целей в управлении и их согласование.

  11. Проблемы профессионализма управленческих кадров России.

  12. Модель управления в России: состояние и пути совершенствования.

  13. Эволюция управленческих структур.

  14. Новые тенденции мотивации труда.

  15. Собственность работников: отечественный и зарубежный опыт.

  16. Стратегическое управление в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

  17. Трансформации региональной экономической политики.

  18. Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений.

  19. Технология принятия и реализации управленческого решения.

  20. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации.

  21. Коммуникационная среда и тенденции общественного развития.

  22. Формирование лидера нового типа.

  23. Пути совершенствования кадровой политики в органах государственного и муниципального управления.

  24. Методы государственного стимулирования инноваций.

  25. Зарубежный опыт управления инновационными процессами.

  26. Новые направления повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного управления.

  27. Японский опыт решения управленческих проблем.

  28. Технологии повышения эффективности управления.

  29. Исследование систем управления в организации.

  30. Системные проблемы современной России.

  31. Информационное обеспечение систем управления.

  32. Глобализация проблем управления.

  33. Современная управленческая культура.

Приложение 2

Перечень вопросов на зачет

  1. Чем являются управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития?

  2. В каком качестве выступают люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления?

  3. Как называется комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства и финансов?

  4. Как называется персонал (аппарат) управления организацией?

  5. Какой аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами?

  6. Какой аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение таких функций, как: целеполагание, планирование, организация, координирование, учет, контроль, анализ?

  7. Какой аспект менеджмента раскрывает управление операциями?

  8. Какой аспект менеджмента раскрывает управление трудовыми операциями?

  9. Какой аспект менеджмента раскрывает управление маркетингом?

  10. Какой аспект менеджмента раскрывает управление коммуникациями?

  11. Какой аспект менеджмента раскрывает управление собственностью?

  12. В каком качестве выступает функциональное назначение менеджмента обеспечивать согласованность кооперированной деятельности людей?

  13. Представителем какого исторического периода развития менеджмента явился Адам Смит?

  14. В каком историческом периоде развития менеджмента были сформированы основные школы менеджмента?

  15. Основателем какой школы стал Фредерик Тейлор?

  16. Основателем какой школы стал Анри Файоль?

  17. Основателем какой школы принято считать Элтона Мэйо?

  18. Представителями какой школы являются ученые-бихевиористы?

  19. Представители какой школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически?

  20. Какой вклад в развитие школы «человеческих отношений» внес Абрахам Маслоу?

  21. Какой вклад в развитие школы «человеческих отношений» внес Дуглас МакГрегор?

  22. Как называется и с какого времени действует современный период развития менеджмента?

  23. Какой подход в управлении предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы?

  24. Суть какого подхода в управлении состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации?

  25. Чем является теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде?

  26. По какому классификационному признаку различаются капиталистическая, социалистическая, корпоративная модели управления?

  27. По какому классификационному признаку различаются следующие модели управления: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая)?

  28. По какому классификационному признаку различаются авторитарная и демократическая модели управления?

  29. По какому классификационному признаку различаются российская, американская, японская, шведская, германская и др. модели управления?

  30. Как называется исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определенного исторического периода и знаменующая собой определенный этап в развитии теории?

  31. Что представляет собой совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию?

  32. Что определяют факторы широкого социального плана и преимущественно косвенного воздействия (политические, правовые, экономические и др.)?

  33. Что представляют в комплексе элементы и факторы: не контролируемые организацией; в определенной степени контролируемые руководством организации; подконтрольные конкретным подразделениям организации?

  34. Что представляет собой совокупность внешних субъектов и сил, активно влияющих на эффективность деятельности субъектов менеджмента?

  35. Что является основной интегральной характеристикой современной внешней среды менеджмента?

  36. Что обозначает собой сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками?

  37. Что определяет собой совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов?

  38. Что принадлежит организации, отражает ее черты и деятельность, но складывается в сознании внешних субъектов и определяет отношение к ней?

  39. Что определяет развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики?

  40. Что определяет влияние состояния внешней среды в выборе и
    формировании системы управления организацией?

  41. Что определяет соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации?

  42. Что определяет соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления)?

  43. Что определяет преимущество сознательного (планомерного) управления?

  44. Что определяет концентрация и динамичное изменение функций управления в организации?

  45. Что определяет оптимизация уровней управления организацией?

  46. Что определяет оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа?

  47. Что, представляя собой общие правила, определяют черты реальной управленческой практики в организации?

  48. Как называется неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии?

  49. Какой принцип предполагает использование методологии системного подхода в управлении?

  50. Какой принцип заключается в необходимости знания менеджером системы управления?

  51. Какой принцип предполагает выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим?

  52. Какой принцип предполагает выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения?

  53. Какой принцип предусматривает трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды?

  54. Опредмеченный мотив, побуждающий к действию ради чего-либо – что это?

  55. Чем определяется концепция развития организации и основные направления ее деловой активности?

  56. Какой параметр определяет, что действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием?

  57. Что представляет желаемое состояние объекта через определенный промежуток времени?

  58. Как называется главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности?

  59. Как называется основное направление деятельности организации?

  60. Как называется система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации?

  61. Какие цели носят долговременный характер, охватывающие 4-5-летний срок деятельности организации?

  62. Какие цели выступают в качестве средства осуществления стратегических целей и выражаются в количественных показателях на определенный период?

  63. Как называются краткосрочные цели, вытекающие из текущих целей и направленные на их осуществление?

  64. Какой образ наглядно иллюстрирует системно и непротиворечиво согласованные между собой экономические, производственные, финансовые, социальные и другие цели?

  65. Чем является миссия организация в «дереве целей»?

  66. Чем являются стратегические цели организация в «дереве целей»?

  67. Чем являются текущие цели организация в «дереве целей»?

  68. Чем являются оперативные цели организация в «дереве целей»?

  69. Какие цели отражают концепцию организации, ее миссию и разрабатываются на длительную перспективу?

  70. Какие цели разрабатываются в контурах общих целей по основным направлениям деятельности организации?

  71. Чем выражаются специализированные виды управленческой деятельности?

  72. Какие функции присущи любому объекту управления независимо от характера его основной деятельности и отраслевой принадлежности?

  73. Какая функция предшествует осуществлению функции «планирование»?

  74. В результате осуществления какой функции управления должна быть создана аналитическая модель деятельности организации на тот или иной промежуток времени?

  75. Какая функция управления представляет собой определенную совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности?

  76. Какая функция управления обеспечивает устранение несоответствий между всеми элементами созданной системы и их согласованность путем установления между ними гармоничных связей?

  77. Какая функция управления обеспечивает выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы?

  78. Какая функция управления включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их высокорезультативному труду?

  79. Какая функция управления осуществляется для получения всеобъемлющей информации о состоянии производственной, коммерческой, финансовой и другой деятельности?

  80. Какая функция управления предполагает комплексное изучение деятельности с помощью большого арсенала аналитических и экономико-математических методов для объективной оценки деятельности, выявления причин сложившегося состояния и возможных путей его улучшения?

  81. Какая функция управления состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявлении отклонений?

  82. Необходимость существования каких функций управления вызывают управляющие воздействия на конкретный объект с определенным видом деятельности и определенной отраслевой направленностью?

  83. Как называются способы реализации функций менеджмента.

  84. По какому классификационному признаку различаются административные, экономические и социально-психологические методы управления?

  85. По какому классификационному признаку различаются общие и особенные (локальные) методы управления?

  86. По какому классификационному признаку различаются методы в государственном управлении, бизнесе, промышленности, торговле и др.?

  87. По какому классификационному признаку различаются единоличные, коллективные и коллегиальные методы управления?

  88. По какому классификационному признаку различаются прямые и косвенные методы управления?

  89. По какому классификационному признаку различаются методы управления производством, людьми, организацией, внешними связями и др.?

  90. С помощью каких методов формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников?

Приложение 3

    1. Перечень экзаменационных вопросов

  1. Понятие управленческого решения и стадии его принятия.

  2. Подходы и показатели эффективности, на основе которых разрабатываются управленческие решения.

  3. Факторы, оказывающие влияние на эффективность управленческого решения.

  4. Виды управленческих решений: по степени влияния на будущее организации; по степени самостоятельности; в зависимости от продолжительности периода реализации.

  5. Виды управленческих решений: по масштабам решения; в соответствии с временным горизонтом; в соответствии со степенью предопределенности результата.

  6. Виды управленческих решений: по степени регламентированности; по направленности воздействия; по степени обязательности исполнения.

  7. Виды управленческих решений: по функциональному назначению; по степени сложности; по методам выработки.

  8. Виды управленческих решений: в зависимости от числа разработчиков; по широте охвата; с точки зрения предопределенности.

  9. Виды управленческих решений: по способу влияния на объект; по сфере реализации; по содержанию.

  10. Виды управленческих решений: по форме; по степени полноты и достоверности используемой информации; по способам принятия.

  11. Принципы, которыми руководствуются при принятии решения.

  12. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  13. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения.

  14. Уровни принятия управленческих решений.

  15. Этапы принятия управленческих решений.

  16. Алгоритм принятия управленческого решения.

  17. Метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов и метод функционально-стоимостного анализа при принятии управленческих решений.

  18. Морфологический анализ при принятии управленческих решений.

  19. Метод мозгового штурма и метод расстановки приоритетов при принятии управленческих решений.

  20. Метод дерева решений при принятии управленческих решений.

  21. Метод сценариев при принятии управленческих решений.

  22. Понятие управленческой стратегии.

  23. Требования, предъявляемые к управленческой стратегии.

  24. Этапы развития управления, специфика и принципы стратегического управления.

  25. Управление на основе предвидения изменений.

  26. Управление решением стратегических задач.

  27. Управление по сильным и слабым сигналам.

  28. Управление посредством реализации чрезвычайных мер.

  29. Оперативное управление.

  30. Характеристика особенностей стратегического и оперативного управления.

  31. Понятие и сущность коммуникации.

  32. Характеристика видов общения и видов коммуникаций.

  33. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

  34. Способы коммуникации и их характеристика.

  35. Понятие управленческого взаимодействия.

  36. Коммуникационные каналы и коммуникационная структура.

  37. Разновидности коммуникационных структур (общая характеристика).

  38. Виды коммуникационных структур: «змея», «звезда», «шпора».

  39. Виды коммуникационных структур: «палатка», «дом».

  40. Виды коммуникационных структур: «круг», «колесо», «соты».

  41. Коммуникационные барьеры.

  42. Проблемы и направления совершенствования коммуникаций.

  43. Требования к менеджеру.

  44. Ограничения в деятельности руководителя: неумение управлять собой; размытые личные ценности; неясные личные цели.

  45. Ограничения в деятельности руководителя: заторможенное личное развитие; неумение решать проблемы.

  46. Ограничения в деятельности руководителя: отсутствие творчества в работе; неумение влиять на людей; непонимание специфики управленческого труда.

  47. Ограничения в деятельности руководителя: низкие организаторские способности; неумение обучать; неумение формировать коллектив.

  48. Этапы формирования коллектива.

  49. Понятие власти.

  50. Формы власти.

  51. Способы управленческого влияния на подчиненных.

  52. Авторитет и псевдоавторитет менеджера.

  53. Понятие «стиль руководства».

  54. Характеристика стилей руководства.

  55. Эффективность менеджмента и ее разновидности.

  56. Основные задачи современного эффективного менеджмента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «Теория организации» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки менеджеров специальности 080504 «Государственное
  2. Рабочая программа по дисциплине «Стратегический менеджмент» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов специальности 080504 «Государственное
  3. Рабочая программа по дисциплине «Экономика России» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов специальности 080504 «Государственное
  4. Рабочая программа по дисциплине «Социология управления» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов специальности 080504 «Государственное
  5. Рабочая программа по дисциплине правоведение для специальностей: 080503 (2)

    Рабочая программа
    Для специальностей: 080503 Антикризисное управление; 210106 Промышленная электроника; 210302 Радиотехника; 040101 Социальная работа; 080105 Финансы и кредит; 080502 Экономика и управление на предприятии; 080503 Антикризисное управление;

Другие похожие документы..