Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
В статье представлена новая парадигма развития виртуальных экономических сообществ, которая направлена на развертывание разнообразных электронных вид...полностью>>
'Документ'
На протяжении всех лет существования практика программирования требовала совершенствования технологических приемов и создания на их основе таких сред...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Цель дисциплины - дать будущим специалистам основы знаний об оптимизации технологических процессов изготовления изделий и машин в машиностроительном ...полностью>>
'Документ'
Современные тенденции развития образовательного процесса и образовательных технологий настоятельно требуют совершенствования системы информатизации о...полностью>>

Интернет-зависимость современных подростков интерес, порождающий манию

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

12

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Интерес, порождающий манию.

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев. "Роза Мира"

Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из домини­рующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональ­ной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает прибли­зительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени прово­дят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологиче­ское использование Интернета», «Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «Пробле­матичное использование Интернета». Но такое положение вещей - обычное явле­ние на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интер­нета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием, в классифика­тор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Время препровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека выраба­тывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день.

Истинные интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на  учебу.

Настоящее исследование не ставит перед собой цели полностью осветить роль отдельных факторов в формировании интернет-зависимости у молодежи и исчерпывающим образом охарактеризовать варианты и формы этого феноменологического континуума. Это скорее попытка наметить основные направления будущей работы, попытка осмыслить ряд положений, проистекающих в первую очередь из индивидуального опыта пользователя интернет.

Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

История возникновения «Интернет-зависимости».

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера.

Симптомы зависимости таковы:
- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).
- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Различия зависимости:
Причины появления зависимости различны у интровертов и экстравертов. Интроверты, как правило, с помощью Интернета восполняют недостаток общения в реальной жизни. Быстро понимая, что Интернет-общение не удовлетворяет потребность в понимании, продолжительных знакомствах и дружбе, они переключаются на компьютерные игры. Часто, игры и развлечение являются их изначальным интересом, и до Интернет-общения интроверты могут не добраться вовсе.
Экстраверты же чаще изначально приходят в Интернет общаться, заводя массу новых знакомых в чатах и форумах. Больше всего ценя при этом анонимность и личную изолированность. Они находят в Интернете то, чего нет в их реальной жизни.
Интроверты предпочитают информацию получать (подписываются на рассылки, задают вопросы на специализированных сайта и форумах). Экстраверты же предпочитают «свободный серфинг», переходя по многочисленным ссылкам с сайта на сайт, попутно меняя цель поиска, охотно участвуют в обсуждениях.

Результаты анкетирования

В результате нашего исследования мы получили следующие данные: 94% учащихся имеют доступ в Интернет

Анкетирование учащихся позволяет сделать вывод о практической значимости Интернета для них. При ответе на вопрос «Для каких целей используете Интернет?» 30% учащихся нашей школы отметили необходимость получения информации для учебы, для 72 % - это способ общения, 36% что-либо скачивают.

На вопрос «Самые популярные сетевые действия», были получены следующие ответы:

Игры – 52%

Загрузка музыки – 70%

Развлечения – 75%

Выполнение домашней работы – 57%

Образовательные ресурсы Интернета – 54%

Общение в чатах, электронная почта – 72%

Таким образом, можно сделать вывод, что все-таки еще не совсем ученики понимают необходимость Интернета, не в полной мере пользуются его образовательными ресурсами, большую часть времени тратят на развлечения и общение.

На вопрос «В каких сетях вы, зарегистрированы?» Картина выглядит следующая:

Отсюда, можно сделать вывод: Общению в сети уделяется намного больше внимания, чем живому общению.

Из следующей диаграммы видно, что из 80 человек опрошенных, 17 человек находятся в сети более 10 часов

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего онлайнового сеанса;

  • увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;

  • увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Ею же был разработан краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета. (Приложение I)

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Социологическое исследование показало, что 77 человека относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Они могут путешествовать по сети сколь угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.

А 3 человек уже имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, что составляет примерно 4 % от числа опрошенных. И если не обращать внимание на эти проблемы сейчас, то в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.

Выводы:

В ходе исследования нами было выявлены следующие моменты.

  • Опрошенные ученики относятся к категории обычных пользователей, которые контролируют время, проведённое в сети.

  • Общению в сети уделяется намного больше внимания, чем живому общению.

  • Время в сети, по мнению опрошенных, хоть и течёт быстро, поскольку необходимо разобраться в разнообразии поступающей информации для её структуризации, но потери контроля над происходящим не наблюдается. Интернет воспринимается испытуемыми как часть реального мира, имеющего границы.

Психологические симптомы зависимости от Интернета наблюдаются у очень низкого процента испытуемых (4%). Это может быть связано с тем, что предрасположенность к ней проявляется у тех, у кого есть определенный фон, т.е. некие личностные особенности, способствующие формированию зависимой личности. Ведь за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие психические отклонения.

Если результаты показывает, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.

Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение. Необходимо как-то отвлечься. Например, купить интересную компьютерную игру, записаться на компьютерные курсы, спортивную секцию, завести домашнее животное и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости.

Главное — найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы время именно этому занятию.

Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.

Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить прежде всего за собой. Это даже вселяет радость, когда понимаешь, что ты можешь своими силами, хоть и немного, но все же улучшить этот мир.

Рекомендации


Признавая универсальный характер человеческих аддикций, М.Орман (Orman, 1996) рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от Интернета, необхо­димо придерживаться следующих правил:
1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,
2. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,
3. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интер­нета,
4. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим,
5. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете.


Литература

  1. Бурова В. А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» (/vita/doclad.htm)

Приложение I

  1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?

  2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

  3. Предпринимались ли вами или вашими родственниками без успешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

  4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

  5. Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?

  6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?

  7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?

  8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой. Содержание

    Реферат
    В пособии дано подробное описание проблем психического разви­тия, возникающих на разных этапах жизненного пути человека (от рождения до пожилого возраста).
  2. Встатьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии

    Статья
    В статьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии. Читатель найдёт здесь и критические обзоры, и теоретические раздумья, познакомится с суждениями о
  3. Билет №1 Религия, ее роль в жизни современного общества (1)

    Документ
    2. В России в процессе перехода к рыночной эконо­мике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г.
  4. Ридер национальные интересы россии в мире о понятии национального интереса: теоретические и методологические аспекты

    Закон
    Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
  5. Самостоятельная работа Основные тренды развития современного мира и Россия 2

    Самостоятельная работа
    Курс «Современный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции» предназначен для обучения инструкторов Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2011».

Другие похожие документы..