Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С целью распространения педагогического опыта деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений района и в соответствии с планом работы ра...полностью>>
'Урок'
Темой моей работы является рассказ о празднике Преображения Господня. Это один из самых важных церковных праздников. Он входит в число так называемых...полностью>>
'Документ'
Экспертное заключение о соответствии (несоответствии) государственным стандартам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми курсової роботи обумовлена тим, що будь-яке виробництво пов'язане з витратами на нього. В умовах ринку рівень витрат виробництва вп...полностью>>

Комплексная учебная программа для студентов очной формы обучения Барнаул 2010 г

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Алтайский филиал

федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра гуманитарных дисциплин

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Комплексная учебная программа для студентов

очной формы обучения

Барнаул

2010 г.

Утверждена на заседании кафедры физического культуры 24.02.2007, протокол № 2

Рекомендована к изданию советом факультета художественного творчества 22.03.2007, протокол № 7.

Физическая культура: комплексная учебная программа для студентов очной формы обучения / сост. В.Д. Рудченко;

АФМГУКИ, кафедра гуманитарных дисциплин. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. – 51 с.

Составитель: к.п.н., доцент В.Д. Рудченко

Рецензенты: д.п.н., профессор Федулов Б.А
к.п.н., зав. кафедрой социально-культурного
туризма Цыганова С.Е.

Учебная программа по физической культуре для студентов очного отделения подготовлена на основе примерной Программы по физической культуре Министерства высшего образования Российской Федерации (1994 г.).

Данная программа составлена с учетом профессиональной физической подготовки студентов, а также для студентов занимающихся по программе специальных медицинских групп.

Примечание: В данной программе изложен обобщенный материал как теоретического, так и практического разделов физического воспитания студентов.

Требования ГОС к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф00

Федеральный компонент

ГСЭ. Ф.02

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Её социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

Содержание

  1. Пояснительная записка 4 – 13

  2. Содержание курса 14-19

  3. Тематический план 20 – 21

  1. Содержание учебного материала 22-59

  2. Список литературы 60-62

Пояснительная записка

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей как: здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи :

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей..

Для решения этих целей и задач предусмотрено выделение обязательных учебных часов (408 ч.) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию для вузов.

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.

Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.

В теоретическом разделе материал предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний.

Преподавателям кафедры физической культуры рекомендуется сообщать знания в форме поточных лекций или в процессе учебных занятий в течении учебного года в объеме 26 ч.

Лекционный курс состоит из следующих тем:

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

2. Социально-биологические основы физической культуры.

3. Основы здорового образа жизни студента.

4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

5.Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

6 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

7.Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений.

8.Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений.

9.Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

10 Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

В практическом разделе учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел.).

М е т о д и к о-п р а к т и ч е с к и е занятия проводятся без отрыва от практических в течении всего учебного периода и предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных - методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом ;

- методика эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег,передвижения на лыжах, плавание);

- простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

- методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);

- основы методики самомассажа;

- методика коррегирующей гимнастики для глаз;

- методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

- методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

- методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.);

- методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);

- методика проведения учебно-тренировочного занятия;

- методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);

- методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;

- основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;

- методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;

- средства и методы мышечной релаксации в спорте;

- методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

- методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

У ч е б н о – т р е н и р о в о ч н ы е з а н я т и я направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики ( в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действием, так и воспитание физических качеств.

В контрольном разделе материал направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний – умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тексты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале каждого учебного года как контрольные,а на 1-м курсе еще и как характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце каждого учебного года – как определяющие изменение результатов тестов за прошедший учебный период.

В вузах, в основном, контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (17-28 лет). Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.). Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития, использования метода индексов и др.

Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:

- усиления социально значимой мотивации интереса;

- повышения качества учебного процесса;

- дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;

- сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);

- более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, в том числе и творческих, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч. занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе.

Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания.

Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.

Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья.

Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное.

В основное учебное отделение зачисляются студенты (12-15 чел.) по результатам медицинского обследования, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, а в подготовительную, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья.

Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет коррегирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах ), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно коррегирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и фиксированными интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам

спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.

Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки).

Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основного компонента:

  1. базовые занятия физической культурной, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;

  2. спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.

Общие положения построения

учебной программы

I. Цель и основные задачи физкультурного образования

Целью физкультурного образования в вузах, в том числе и творческих является формирование физической культуры студента как неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста социально-культурной сферы, способного реализовать ее в производственной деятельности и в семье.

II. Формы организации физкультурного воспитания

Физкультурное воспитание студентов рекомендуется проводить на протяжении всего периода обучения в вузе и осуществлять в следующих формах:

1. Учебные занятия:

  • обязательные занятия;

  • консультативно-методические занятия:

  • индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом.

2. Внеучебные занятия:

  • физические упражнения в режиме учебного дня;

  • занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;

  • самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;

  • массовые оздоровительные; физкультурные и спортивные мероприятия.

Освобождение от занятий физической культурой может носить только временный характер.

Содержание учебного материала

1. Программа учебного материала по физическому воспитанию студентов основного отделения

Теоретические занятия

Первый год обучения

Тема 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента, физическая культура в обеспечении здоровья.

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности, средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Основные понятия: психофизиологическая характеристика труда, работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка

в системе физического воспитания

1 часть. Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания, двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие,общая и моторная плотность занятий.

2 часть. Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических наугрузок, энергозатраты при занятиях физической культурой.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями

Основные понятия: Формы самостоятельных занятий, мотивация выбора.

Второй год обучения

(обязательная тематика)

Тема7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Основные понятия: массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Основные понятия: перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки, структура подготовленности занимающегося.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Основные понятия: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям для студентов очной формы обучения специальности 030501 «юриспруденция»

    Методические указания
    Криминалистика [Текст]: методические указания по подготовке к лабораторным занятиям для студентов очной формы обучения специальности 030501 «юриспруденция» / Курск.
  2. Методические указания к изучению курса, выполнению контрольных и курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501. 65 и направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» Хабаровск

    Методические указания
    Уголовное право Российской Федерации : Методические указания к изучению курса, выполнению контрольных и курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  4. Положение об организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в кгутиИ им. Ш. Есенова Положение об оценке знаний обучающихся в кгутиИ им. Ш. Есенова

    Документ
    Сборник нормативных документов по кредитной технологии обучения: Положения [Текст] / Под общ. ред. Н.Р. Садыкова; авт. колл.: Ш.Г. Гиниятова, М.Н. Утебаев, К.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030501 Юриспруденция Курск 2010

    Учебно-методическое пособие
    Криминалистика: криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений: учебно-методическое пособие / Юго-Зап. гос. ун-т; А.

Другие похожие документы..