Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвер...полностью>>
'Документ'
Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20—25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Площадь Нижнего Та...полностью>>
'Книга'
Конец XX и начало XXI в. во всем мире ознаменовались расширением показаний к кесареву сечению в интересах плода и, соответственно, увеличением частот...полностью>>
'Документ'
В своих мемуарах “За полвека” писатель Петр Боборыкин, общавшийся с Тургеневым на протяжении восемнадцати лет, мимоходом замечает, что у скитальца Ту...полностью>>

Методика применения бокса и гиревого спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Мурад Мусабекович Фейтуллаев

Методика применения бокса и гиревого спорта

в процессе профессионально-прикладной

физической подготовки студентов

агроинженерных специальностей

Специальность 13. 00. 04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону

2008

Р абота выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания педагогического института Южного Федерального университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

кандидат медицинских наук,

профессор А.Г. Трушкин

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

доктор биологических наук,

профессор К.Д. Чермит;

доктор педагогических наук,

профессор Ю.И. Евсеев

Ведущая организация: Волгоградская государственная

академия физической культуры

Защита состоится 4 декабря 2008 г. в 1300 часов на заседании диссертационного совета Д.212.001. в Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета

Автореферат разослан 31 октября 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук доцент М.Х. Коджешау

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В современных условиях развития общества осуществляется автоматизация и механизация всех отраслей производства. При этом в связи с относительным сокращением мускульных затрат значительно возрастает значение личностных свойств и способностей работника (Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок, 2006).

Это определяет научную проблему профессионально-прикладной физической подготовки специальностей агроинженеров. Эффективность профессиональной деятельности человека обеспечивается стремлением к профессиональному росту и уровнем развития свойств и функций организма, лежащих в основе достижения профессиональных вершин. Реализация этой важнейшей проблемы возможна через систему физического воспитания и ее составной части – профессионально-прикладной физической подготовки (В.П. Полянский, 1989, 1991).

Подбор состава средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) определяется рядом факторов, одним из которых является содержание профессиональной деятельности (Л.П. Матвеев, 2007, Л.П. Матвеев, В.П. Полянский, 1996 и др.). Ее специфика у инженера в аграрном комплексе отличается неблагоприятными условиями производственной деятельности (экстремальное воздействие внешней среды; ненормированный рабочий день, особенно в весенне-осенний период и др.), значительным эмоциональным напряжением и поэтому требует мобилизации физических и функциональных резервов организма (Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок, 2006; Н.А. Муцинова, 1978 и др.)

Применяющиеся средства ППФП, с одной стороны, должны быть эффективными и обеспечивать развитие профессионально-значимых физических качеств и личностных свойств, а с другой – должны быть интересными и формирующими личностную физическую культуру студента (В.И. Ильинич, 2006; В.П. Полянский, 1999; В.П. Полянский, В.А. Коваленко и др. 1991 и др.).

В этой связи обращают на себя внимание разработки ученых раскрывающих теоретические и технологические проблемы спортивно-ориенти-рованной направленности учебных занятий и конверсии технологий спорта (В.К. Бальсевич, 1988, 1990; В.К. Бальсевич, Г.Г. Натало, Ю.К. Чернышенко, 1997; В.П. Полянский, 1989, 1991, 1999; и др.).

Таким образом, существует противоречие, требующее своего разрешения между общественной потребностью в обеспечении высокого уровня профессионально-прикладной физической подготовки и современным состоянием процесса физического воспитания студентов агроинженерных специальностей.

Объект исследования – процесс профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей.

Предмет исследования – методика оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей средствами бокса и гиревого спорта.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективную методику оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей средствами бокса и гиревого спорта.

Гипотезой исследования выступило предположение о возможности формирования оптимальной профессионально-прикладной физической подготовленности студентов агроинженерных специальностей при спортивно-ориентированной направленности процесса физического воспитания с применением популярных в молодежной среде средств.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы профессионально-прикладной физической подготовки, выявить физические и характерологические качества, определяющие эффективность деятельности агроинженеров в современных условиях сельскохозяйственной деятельности.

  2. Конкретизировать содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза средствами бокса и гиревого спорта.

  3. Разработать способ оптимизации профессионально-прикладной физической подготовленности студентов агроинженерных специальностей и экспериментально обосновать его эффективность.

Методологической основой исследования составляют современные научные представления о ведущей роли деятельности в становлении человека как индивидуума; о целостности, системности и материальности окружающего мира; о сущности физического воспитания как социального явления и его роли в личностном развитии человека; об интегральном воздействии физических упражнений на формирование личности человека.

Теоретической основой исследования стал комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения профессионально-прикладной физической подготовки (М.Я. Виленский, Ю.Д. Железняк,
Б.А. Ашмарин, В.П. Полянский), теория адаптации человека к внешнесредовым воздействиям (Н.А. Агаджанян, Е.К. Аганянц, Л.С. Выготский,
Н.А. Фомин, К.Д. Чермит и др.), теория развития физических качеств
(В.М. Зациорский, М.А. Годик, Л.П. Матвеев), концепция спортивно-ориентированного физического воспитания (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева).

Научная новизна исследования определяется тем, что:

  • обоснована возможность оптимизации методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей на основе бокса и гиревого спорта;

  • уточнен состав физических и характерологических качеств, определяющих эффективность профессиональной деятельности агроинженеров;

  • разработано содержание спортивно-ориентированной направленности учебных занятий в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей.

Теоретическая значимость. В результате выполненного исследования получено новое технологическое и методическое знание о педагогическом процессе по формированию профессионально-прикладной физической подготовленности будущих агроинженеров. Уточнены концептуальные представления о содержании занятий физическими упражнениями для развития профессионально значимых физических качеств. Обоснована целесообразность и методика спортивно-ориентированной направленности процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей. Расширены представления о закономерностях и механизмах формирования профессионально значимых двигательных качеств в условиях профессионального обучения.

Практическая значимость полученных результатов связанна с выявлением глубинных детерминант профессионально-прикладной подготовленности студентов агроинженерных специальностей, что дает возможность проектировать и корректировать методику физического воспитания в высших учебных заведениях. Применение материалов исследования позволит преподавателям физического воспитания обеспечить системный эффект занятий физическими упражнениями посредством оптимизации профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

Теоретические положения и выводы исследования создают предпосылки для переосмысления характера и содержания профессионально-прикладной подготовки студентов.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена надежной методологической базой, разнообразием использованных методов и их адекватностью цели и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными, репрезентативностью выборки, корректной статистической обработкой данных с использованием персонального компьютера, позитивными отзывами преподавателей, использовавшими полученные материалы в своей практической работе.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Физическими характеристиками, детерминирующими эффективность деятельности агроинженеров, являются общая, скоростная и силовая выносливость, быстрота реакции, точность и координация движений, скоростная сила. Ведущими характерологическими качествами агроинженеров являются целеустремленность, трудолюбие, решительность, уверенность и самообладание.

  2. Содержание занятий профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей детерминируется необходимостью развития физических и характерологических качеств, определяющих эффективность будущей профессиональной деятельности и учетом интересов студентов в области физической культуры и спорта.

  3. Основным принципом формирования профессионально-приклад-ной физической подготовленности студентов агроинженерных специальностей является спортивно-ориентированная направленность учебного процесса на основе популярных и доступных видов спорта. К таковым могут быть отнесены бокс и гиревой спорт.

  4. Основанная на применении бокса и гиревого спорта методика спортивно-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки с циклическим построением тренировочных занятий будущих агроинженеров оптимизирует развитие быстроты, силы, общей, скоростной и силовой выносливости. Это приведет к позитивному изменению физической готовности к производительному труду, а также самочувствия, заинтересованности студентов в физическом самосовершенствовании.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научно-практических конференциях высших учебных заведений России по проблемам повышения эффективности физического воспитания студентов (Ростов-на-Дону, 2005, 2007, 2008; Воронеж, 2006), на региональных межвузовских конференциях молодых ученых (Ростов-на-Дону, 2005, 2006, 2008). Материалы исследования внедрены
в учебно-воспитательный процесс государственных образовательных учреждений и опубликованы в журнале «Физическая культура, воспитание, образование, тренировка», входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание степеней доктора и кандидата наук по педагогике.

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 131 страницах компьютерного набора текста, состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений и содержит 24 таблицы,
20 рисунков. Список литературы включает 162 источника, в том числе 8 на иностранных языках.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Современные проблемы физического воспитания студентов агроинженерных специальностей» рассмотрена исследуемая проблема по существующим доступным научным источникам, а также путем получения информации через интернет и из собственного опыта.

В первой части первой главы «Условия труда и их особенности в сельскохозяйственном производстве» дана характеристика деятельности инженера в аграрном комплексе. Рассмотрены опасные и вредные производственные факторы, определяющие требования к общей и профессионально-прикладной физической подготовленности специалистов сельского хозяйства. Получена характеристика ответной реакции организма инженеров аграрного комплекса, обусловленная физическими и психическими нагрузками профессиональной деятельности. На основании полученных данных в подглаве «Состояние общей и профессионально-прикладной физической подготовке специалистов сельского хозяйства» рассмотрены требования к инженерам-специалистам аграрного комплекса. Специфика сельского хозяйства накладывает на подготовку инженерных кадров для аграрного производства требования к их универсальности, так как инженерные работники в свете вышеперечисленных причин занимают большинство руководящих должностей на селе (Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок, 2006; Н.Д. Быков, А.В. Кравченко, И.А. Сыроваткина, 2006; А.И. Зайцев, 2006; Г.В. Пономарева, 2006; В.Г. Щербаков, 2006 и другие). Изменение государственного заказа на подготовку специалистов сельского хозяйства нашло отражение в программе модернизации сельскохозяйственного производства Российской Федерации до 2010 года. Выполнение поставленных перед федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования задач базируется на подготовке гармоничного, всесторонне физически развитого (П.Ф. Лесгафт, 1891), годного по состоянию здоровья специалиста агроинженерного комплекса к выполнению стоящих перед ним профессиональных целей
(С.И. Кириченко, И.Е. Пономарев, 2004; Н.Н. Ларионова, А. Кнышов, 2006; Г.Н. Лесникова, 2006 и другие). Эта задача выдвигает требования повышения качества профессионально-прикладной физической подготовки выпускников агроинженерных специальностей сельскохозяйственных ФГОУ ВПО в свете реформ, проводимых в современной системе высшего образования в Российской Федерации (Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок, 2006; М.Я. Виленский, 2001, 2003; В.И. Ильинич, 2006; М.Г. Мосиенко, С.А. Хабаров, 2006 и др.)

Решение данной проблемы заключается в конверсии спортивных технологий применительно к решению задач профессионально-прикладного физического воспитания студентов ФГОУ ВПО (В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко, 1997; В.П. Пищулин, О.В. Пищулин, 2003; В.Г. Щербаков, 2004; С.В. Агафонов, С.Н. Пожидаев, 2006; В.И. Кожин, 2006;
М.М. Фейтуллаев, 2006, 2007, 2008 и другие). Это обеспечит оптимальную образовательную, воспитательную и оздоровительную направленность профессиональной прикладной физической подготовки, развитию потребностей и мотивов студентов сельскохозяйственных вузов к постоянным занятиям физическими упражнениями. Исследование особенностей информационного обеспечения трудовой деятельности инженеров агропромышленного комплекса, характера их основных рабочих движений и внешних условий производственной деятельности позволило сформулировать основные принципы формирования ППФП:

  • взаимосвязь содержания физического воспитания студентов с соответствующей профессией;

  • дифференциация и индивидуализация физической подготовки адекватной с интересами и потребностями студентов;

  • современность и актуальность двигательной деятельности на основе конверсии спортивных технологий (методика применения бокса и гиревого спорта);

Таким образом, специалисты (В.А. Кабачков, 1975; В.П. Филин,
В.И. Блинов, И.Т. Осипов, 1978; В.И. Ильинич, 1979, 2006; Г.П. Неминущих, 2006; В.П. Полянский, 1989,1991; А.Н. Тамбовский 2006 и другие) определили необходимость построения учебных занятий и нетрадиционных видов спорта на основе изучения практики и внедрения реальных, двигательных элементов в образовательно-воспитательный процесс.

Однако вопросы применения бокса и гиревого спорта в системе физического воспитания студентов технических вузов освещены недостаточно. Нет методических рекомендаций по использованию названных видов спорта с образовательной, воспитательной, оздоровительной и коррекционной задачами, так и в практике ППФП. Исходя из этого, научное обоснование и экспериментальная апробация применения бокса и гиревого спорта в процессе ППФП студентов технических вузов является актуальной и необходимой. Такое положение может быть существенным дополнением теории и методики физического воспитания студентов высших профессиональных образовательных учреждениях аграрного профиля.

Во второй главе «Методы и организация исследования» рассматриваются методика и организация исследования по эффективности применения бокса и гиревого спорта в ППФП студентов агроинженерных специальностей. Для этого использованы следующие методы:

– изучения научно-методической литературы по теме диссертации;

– выкопировка данных из медицинских карт студентов;

– анализа учебной документации ФГОУ ВПО по физическому воспитанию;

– исследования функционального состояния организма студентов в процессе ППФП;

– педагогическое контрольное тестирование физической подготовленности обучаемых;

– опроса специалистов-инженеров аграрного комплекса и студентов технического вуза (анкетирование, интервьюирование, беседы);

– педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего);

– математической статистики.

Далее рассматривается организация исследования и программа проведения педагогического эксперимента.

Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 год и включало три этапа.

На первом этапе (2002) проведен анализ доступной научной и научно-методической литературы по теме исследования и документальных материалов. Проведено анкетирование выпускников агроинженерных специальностей ФГОУ ВПО Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (АЧГАА). Внимание концентрировалось на следующих аспектах теории и методики физического воспитания: общем характере методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей сельскохозяйственных ФГОУ ВПО, формировании двигательных умений и навыков, на средствах развития физических качеств в процессе физической подготовки и спортивной тренировки. Изучались показатели состояния здоровья, функционального статуса и физического развития, физиологии и гигиены труда, особенностей эколого-географического проживания; психологической и физической подготовленности к профессиональной трудовой деятельности, методики и программного обеспечения физической подготовки в ФГОУ ВПО АЧГАА. В анкетном опросе было задействовано 104 выпускника академии.

На втором этапе (2003 год) проведено анкетирование выпускников 2002 года ФГОУ ВПО АЧГАА. Осуществлен статистический анализ полученных результатов для выявления основных профессиональных требований к формированию двигательных умений и навыков, а также развитию необходимых характеристик изучаемого контингента. Выбор проведения анкетирования молодых специалистов обусловлен периодом их становления как инженеров аграрного комплекса.

Проведено сопоставление полученных результатов и на их основе разработана методика спортино-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки, основанной на приоритетном применении бокса и гиревого спорта, способствующая адекватной подготовке специалиста агропромышленного сектора к трудовой деятельности. На основе данной методики разработано содержание учебных занятий по физическому воспитанию студентов агроинженерных специальностей.

Проводилось анкетирование и тестирование студентов агроинженерных специальностей сельскохозяйственного ФГОУ ВПО, осуществлялась выкопировка данных из медицинских карт студентов АЧГАА (2003 – 2004); изучались показатели функционального статуса и физического развития, психологической и физической подготовленности к профессиональной трудовой деятельности, спортивная довузовская подготовка. Под наблюдением находились 539 студентов пяти факультетов очной формы обучения сельскохозяйственной академии.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В. С. Пирусского

    Документ
    Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В.С.Пирусского.- Томск, Томский государственный университет, 2009.
  2. Вцелях создания правовой основы при реализации районных целевых программ, во исполнение решения Собрания депутатов Зерноградского района от 31. 12

    Документ
    В целях создания правовой основы при реализации районных целевых программ, во исполнение решения Собрания депутатов Зерноградского района от 31.12.2008 № 116 «О районных целевых программах и о внесении изменений в решение Собрания
  3. Грызлов Б. В. Мониторинг сми 22 января 2008 г

    Документ
    Премьер-министр Виктор Зубков одобрил софинансирование из инвестфонда двух крупнейших региональных проектов - "Урал промышленный-Урал Полярный" и проекта комплексного развития Южной Якутии.

Другие похожие документы..