Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Экзаменационные вопросы'
Попередельный метод учета затрат. Позаказный метод учета затрат. Нормативный метод учета затрат. Калькулирование и учет полной и неполной себестоимос...полностью>>
'Урок'
– Сегодня у нас завершающий урок по блоку Литература периода Великой Отечественной войны по теме «По следам Мусы Джалиля». Вы ознакомитесь с жизнью и...полностью>>
'Документ'
В ряду удобных для разнообразных спекуляций категорий понятие «насилие» точно не затеряется. Употребление слова «насилие» в политическом лексиконе св...полностью>>
'Документ'
Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В св...полностью>>

Жанровый стиль кантаты эпохи романтизма

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПАНКРАТОВА Ольга Владимировна

ЖАНРОВЫЙ СТИЛЬ КАНТАТЫ

ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону – 2010

Работа выполнена в Ростовской государственной консерватории (академии)

им. С. В. Рахманинова на кафедре теории музыки и композиции

Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор

Федосова Элеонора Петровна

Официальные оппоненты: – доктор искусствоведения, профессор

Скребкова-Филатова Марина Сергеевна

– кандидат искусствоведения

Агеева Юлия Кузьминична

Ведущая организация: – Московская академия хорового

искусства им. В. С. Попова

Защита состоится «22» декабря 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова по адресу:

344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 23, ауд. 314

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

Автореферат разослан «22» ноября 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат искусствоведения

И. П. Дабаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Композиторы-романтики XIX века, каждый из которых обладает ярким индивидуальным стилем, оставили потомкам непревзойденные шедевры самых различных жанров, в их числе и кантатно-ораториальные произведения. Однако в отечественной музыковедческой науке вокально-оркестровая музыка эпохи романтизма как объект исследования выступает нечасто: работы такого рода, как правило, связаны с рассмотрением произведений с целью систематизации «деталей» жанра, характеристики тематизма и формы, вокально-хоровой стороны целого. Очевидно, что в проблематике исследований кантатно-ораториальной традиции существует достаточное количество «белых пятен». Возможно, такая ситуация сложилась потому, что к эпохе романтизма в развитии кантатно-ораториальной музыки, достигшем своего пика в предшествующее столетие, наступил спад, повлиявший на перемещение интереса исследователей в сторону иных жанровых разновидностей.

Отнести созданные романтиками вокально-оркестровые сочинения к какому-либо традиционному жанру можно лишь с множеством оговорок, определения, данные самими авторами, разнообразны: и «светская оратория», и «сцены», и «музыка к драме», и «хоровая поэма». Поэтому общий термин «кантата», примененный нами в названии диссертации и объединивший кантатно-ораториальные сочинения романтиков, представляется наиболее подходящим в силу его подвижности, нестрогой заданности как в плане строения, так и в плане стилистики музыкального сочинения1.

Категория жанрового стиля2, использованная в названии диссертации, отражает направление проведенных аналитических изысканий. «Жанровый стиль» вмещает в себя и особенности музыкального языка (структурно-выразительные характеристики), и образно-эмоциональный компонент музыкального произведения. В рамках жанрового стиля мы не могли обойти вниманием и вопросы определения жанровой принадлежности кантатно-ораториальных сочинений, балансирующих между традиционными и составными жанровыми терминами. Неоднозначность жанровой терминологии обусловлена взаимопроникновением различных жанровых начал, в нашем случае – оперной театральности в вокально-хоровую музыку.

Для анализа выбраны произведения, которые редко попадают в поле зрения исследователей. Они оказались в разряде «раритетных» по разным причинам: в случае с «Рай и Пери» Р. Шумана роковую роль сыграла идеологическая переориентация оратории3 в гитлеровской Германии4; кантата «Ринальдо» И. Брамса почти полностью исчезла из репертуара исполнительских коллективов, поскольку она не выдержала конкуренции с «Немецким реквиемом»; «Победная песнь Мириам» Ф. Шуберта, созданная в зрелый период творчества, на долгое время была предана забвению, так как ее затмили песенные, фортепианные и симфонические произведения композитора; «Первую Вальпургиеву ночь» Ф. Мендельсона, восторженно принятую современниками, постепенно отодвинули на второй план оратории и программные симфонии автора.

Таким образом, актуальность исследования определяется:

  • фрагментарностью историко-теоретических представлений о кантатах эпохи романтизма в русскоязычном музыкознании;

  • потребностью конкретизации ряда теоретических понятий и терминов, связанных с кантатным жанром;

  • необходимостью введения в исполнительскую практику данной ветви романтического наследия.

Степень разработанности проблемы. В отечественном музыкознании особый вклад в изучение творчества композиторов-романтиков – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса – внесен исследователями: Д. Житомирским, В. Конен, Ю. Хохловым, Г. Ганзбургом, И. Лаврентьевой, А. Кенигсберг, Е. Царевой, М. Друскиным, А. Гусевой, Г. Григорьевой, А. Мревловым, Е. Поповой, Э. Стручалиной, К. Жабинским.

Следует выделить труды, в которых авторы обращаются к кантатно-ораториальным произведениям. Так, в книге «История полифонии» В. Протопопова «Победная песнь Мириам» упоминается в качестве примера при рассмотрении полифонии в произведениях Шуберта. Общий разбор композиционного строения оратории «Рай и Пери» Шумана приведен Д. Житомирским в книге «Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества». В сборнике статей В. Конен «Очерки по истории зарубежной музыки» высказан ряд ценных мыслей о литературно-музыкальной концепции оратории. Краткое упоминание «Первой Вальпургиевой ночи» Мендельсона можно найти в книгах А. Кенигсберг. Кантата «Ринальдо» Брамса, среди других хоровых сочинений, обзорно представлена в книгах Е. Царевой «Иоганнес Брамс» и М. Друскина «И. Брамс».

В зарубежном, прежде всего немецком, музыковедении творчеству названных композиторов посвящено достаточно много публикаций. Из работ немецких исследователей автором было почерпнуто немало исторических сведений и фактов, аргументированных мнений, которые оказались полезны при работе над диссертацией. Среди них: Ганс Христоф Ворбс. «Мендельсон-Бартольди» (М., 1966); Петер Гюльке. «Шуберт, Брамс и наследие Бетховена» (Gülke Peter. Schubert, Brahms und das Erbe Beethovens. – Augsburg: Wißner, 2001); Карл Феллерер. «Штудии музыки XIX столетия» (Karl Fellerer. Studien zur Musik des 19. Jahrhunderts. – Regensburg, 1984); Хервиг Кнаус. «Об отношении слова и музыки в немецкой песне у Шумана и Брамса» (Herwig Knaus. Wort-Ton-Beziehungen im deutschen Lied zwischen Schumann und Brahms. – Wien, Köln, Graz, 1981); Кёлер Шуман. «К вопросу о генетической связи вариативного принципа и поэтической идеи» (Köhler Schumann. Der Autodidakt. Zum genetischen Zusammenhang von variativem Prinzip und poetischer Idee. – Zwickau, 1994); Томас Крехан. «Прогрессивный академик» (Thomas Krehahn. Der fortschrittliche Akademiker. – München, Salzburg, 1998).

Однако и в них кантатно-ораториальное творчество затрагивается реже, чем вокальная, камерная и симфоническая музыка. Особо выделим работы, касающиеся жанра оратории и кантаты. Это проверенный временем «Очерк истории оратории» Э. Розенова (М., 1912)5, до сих пор не утративший актуальности, а также работы Р. Ширинян «Оратория и кантата» (М., 1960); Г. Калошиной «Особенности симфонизации монументальных вокальных жанров А. Онеггера» (Л., 1987); Германа Кречмара «Оратории и светские хоровые произведения» (Hermann Kretschmar. Führer durch den Konzertsaal, II Abteilung. Band 2. Oratorien und weltliche Chorwerke. – Leipzig, 1920); Альфреда Дюрра «Кантаты И.С. Баха» (Alfred Dürr. The cantatas of J.S. Bach. – Oxford university press, 2005).

Теоретическую основу научных разработок диссертации составили труды отечественных ученых-музыковедов и литературоведов: Б. Асафьева, В. Протопопова, А. Сохора, Т. Ливановой, В. Бобровского, И. Лаврентьевой, Е. Назайкинского, В. Холоповой, В. Медушевского, А. Михайлова, Ю. Лотмана.

Объект исследования кантатно-ораториальное творчество композиторов-романтиков – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, И. Брамса.

Предмет исследования – жанровый стиль романтической кантаты и оратории, охватывающий разные стороны содержания и стилистики (поэтика, либретто, тематизм, вокально-оркестровая полифония, форма).

Цель исследования – на основе рассмотрения жанрового стиля кантатно-ораториальной музыки композиторов-романтиков XIX века охарактеризовать специфику жанра, обусловленную стилем эпохи и предшествующими традициями.

Достижение обозначенной цели потребовало решения следующих задач:

  • выявить основные тенденции в развитии жанра кантаты эпохи романтизма;

  • проанализировать воплощение поэтического содержания кантат посредством жанровой стилистики (тематизма, формообразования, фактуры);

  • определить особенности исполнительской интерпретации кантат.

Методология исследования базируется на разработанных в отечественном музыковедении подходах: классификационно-аналитическом, структурно-функциональном, сравнительном, стилевом и стилистическом, интонационно-тематическом, традиционно применяемых в музыкальном анализе и описанных в трудах отечественных авторов – Л. Мазеля, В. Цуккермана, И. Лаврентьевой, Ю. Холопова, В. Холоповой, М. Скребковой-Филатовой, E. Ручьевской, Т. Бершадской.

Материал исследования составили кантатно-ораториальные сочинения: кантата Ф. Шуберта «Победная песнь Мириам» op. 136, оратория Р. Шумана «Рай и Пери» op. 50, кантата Ф. Мендельсона-Бартольди «Первая Вальпургиева ночь» op. 60 и кантата И. Брамса «Ринальдо» op. 50.

В последовательном решении вышеуказанных задач состоит научная новизна диссертационного исследования, в котором впервые:

  • проанализирована специфика кантат композиторов-романтиков с точки зрения жанровой принадлежности и вербально-музыкального взаимодействия;

  • охарактеризованы различные качества жанрового стиля кантат Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса в аспекте взаимодействия поэтики жанра и его выразительных средств;

  • рассмотрены стороны музыкальной композиции сочинений (тематизм, фактура, динамика) в исполнительском ракурсе.

На защиту выносятся следующие положения:

  • Процесс трансформации сложившегося жанрового облика кантаты определяет специфику ее содержания в эпоху романтизма, отражает искания в области жанра, формы, фактуры, оркестровки, а также приводит к изменению жанровой терминологии, согласующейся с жанровой составляющей литературного источника.

  • В кантатах Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса вызревает жанровая модель, ключевым признаком которой становится поэтический замысел, в результате чего контрастно-составная и циклическая формы, типичные для барочно-классической кантаты, постепенно трансформируются в целостную структуру, в которой контрастность уравновешена сквозным развитием.

  • Исполнительская концепция кантат формируется под влиянием тематизма (связанного с народно-песенными истоками, Lied, хоралом – духовной песней, с оперой и симфонией), фактуры (сочетающей в многоголосии приемы классического – имитации, фугато, фуга, хоральная фактура – и романтического – многослойность ткани, гомофонно-полифонический склад – стилей) и динамики, которая, наряду с выразительной функцией, выполняет формообразующую роль в вокально-оркестровых произведениях романтиков.

Практическая значимость. Кантата, наряду с мессой, мотетом и ораторией, является одним из ведущих в исполнительской практике жанров. В связи с этим обращение к кантатам романтиков, обладающим высокой художественно-эстетической ценностью, направлено на пробуждение интереса к классико-романтическим сочинениям, способным обогатить репертуар отечественных хоровых коллективов. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах хоровой литературы, истории музыки, полифонии и анализа музыкальных произведений.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории. Положения диссертации отражены в докладах на конференциях:

– «„Четыре строгих напева“ Иоганнеса Брамса. Трактовка текста», выступление на III межвузовской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы» 21 сентября 2009 года в государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва);

– «Исполнительский анализ текста в кантатах немецких романтиков», выступление на IV межвузовской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы» 20 сентября 2010 года в государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва).

Структура диссертации определена проблематикой исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает 212 публикаций, из них 89 принадлежат зарубежным авторам. Приложение содержит поэтические тексты с переводами и ноты произведений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дано обоснование темы, ее актуальности и научной новизны, представлен обзор музыковедческой литературы по рассматриваемой проблематике, обозначены цели и методы исследования, кратко охарактеризовано содержание глав.

Первая глава «К вопросу специфики кантатного творчества западноевропейских композиторов XIX века» содержит сведения о стилевых особенностях кантатно-ораториального жанра эпохи романтизма.

В первом разделе первой главы «Особенности кантаты в контексте вокально-хоровых жанров» охарактеризована среда, в которой формировались признаки романтической кантаты.

Кантатно-ораториальные жанры обогатились новым содержанием – реформационные изменения коснулись музыкально-поэтической концепции, формы, музыкального языка. В интонационном строе отразились искания, затрагивающие использование народно-песенного материала, Lied, хоровой баллады, оперы, симфонической поэмы.

Жанровая среда, в которой формировались признаки кантаты, черпала из вокально-хорового источника, который составляли мотет и мадригал, шансон, Quodliebet и народная песня. Синтезируя в себе их тематические особенности, кантата от скромного песенного жанра поднялась до жанра серьезной академической музыки. С одной стороны, этому способствовало кантатное творчество Баха, возвысившее хоральную духовную песню на тексты Священного Писания. С другой, светская жизнь кантаты, особенно в эпоху классицизма, дополнила ее интонационный фонд множеством музыкально-выразительных идей. Как ни парадоксально, в «жизнеописании» кантаты совершенно отсутствуют комментарии по поводу того переломного момента, когда два жанра – кантата и оратория – начали взаимную интеграцию, преобразуясь, по желанию автора, в гибкое, легко трансформируемое целое.

Формирование романтического типа кантаты происходило также в тесном взаимодействии с иными разновидностями вокально-хоровой музыки (с сопровождением и a cappella), получившими в XIX веке широкое распространение. Развитие сольной (Sololied) и хоровой песни (Chorlied) осуществлялось в движении навстречу друг другу: традиционные хоровые жанры (Chorlied – хоровая песня, месса, мотет, кантата, оратория) требовали пересмотра как драматургической идеи сочинения, так и концепции формы с поправкой на изменение восприятия и ожиданий публики. Решение этой проблемы у каждого из композиторов происходит на свой лад: интенсивность творческого поиска варьируется в пределах от небольших изменений в преподнесении музыкального материала до новаторских трактовок, подразумевающих переход от номерной структуры к насыщенным сквозным развитием формам, к ярким средствам романтической гармонии и оригинальной логике тональных смен.

Со второй половины XVIII века из церковной многоголосной музыки в светскую переходит традиция написания вокально-хоровых сочинений, основанных на хоральной мелодике.

Интерес к полифоническому письму старой школы вызвал к жизни множество хоровых сочинений без сопровождения в стиле мадригала, мотета и хоровой миниатюры в духе церковных песнопений. Хоровая полифония сочинений XVI века, таким образом, оказала сильное влияние на формирование жанровых предпочтений и музыкальных пристрастий меломанов XIX века, считавших эти сочинения своего рода идеалом композиции a cappella6. Параллельно происходило заимствование и совершенствование приемов из жанров Lied, Quodliebet и кантаты XVII–XVIII веков7, связанных с развлекательной музыкой, что также стимулировало становление романтической кантаты.

Итак, на рубеже XVIII–XIX веков вокально-хоровая музыка располагала множеством жанровых разновидностей, возникших под влиянием вокальной полифонии строгого стиля и хорального многоголосия, сольного и ансамблево-хорового светского музицирования. Церковные истоки обеспечили связь с контрапунктической техникой и гомофонным Kantionalsatz, а светская линия основывалась на прочном взаимодействии с народной песней, ориентированной на гомофонное звучание мелодии с аккордовым сопровождением. Простота композиции, ее доступность для рядового исполнителя, фольклорные интонации в мелодике – все это определило облик хоровых сочинений композиторов переходного периода: Абрахама Петера Шульца (1747–1800), Иоганна Фридриха Райхардта (1752–1814) и Карла Фридриха Цельтера (1758–1832). Сольная и хоровая песня имели общие цели и одинаковую эстетическую платформу.

В начале XIX века развитие хоровой песни повернуло в новое русло. В репертуар хоровых коллективов стремительно проникают крупные жанры, и в первую очередь оратории. Параллельно в церковной среде поддерживается исполнение традиционных для нее духовно-хоровых жанров – мотета, мессы и мадригала. Изменение художественного уровня и жанрового облика хоровых композиций связано с именами Шуберта, Мендельсона, Шумана и Брамса, установивших между различными хоровыми жанрами и их истоками разнообразные, многоуровневые и весьма плодотворные связи.

В первом разделе второй главы «Специфические черты кантаты композиторов-романтиков» идет речь о том, что усилия, направленные в сторону песенной музыки и симфонии, помогли реализовать оперные замыслы романтиков, где своего рода лабораторией для оперных экспериментов стало кантатно-ораториальное творчество. Кантата-оратория обрела в творчестве романтиков новую жизнь, сменила «обличье» и получила полную свободу на нововведения, трансформации, комбинирование приемов, использование жанровых признаков.

Коренному пересмотру подверглась форма: номерной принцип в строении общей композиции кантаты остался, но номера заменили темповыми обозначениями. Благодаря тому, что почти полностью были устранены завершающие каденции в конце частей, кантата приобрела энергию сквозного повествования, свойственную романтической музыке.

Изменения затронули сферу музыкальной выразительности и коснулись тематизма, гармонии, фактурного изложения, оркестровой звучности. В развитии интонационного материала многое было позаимствовано из приемов программного симфонизма.

Отдельной творческой задачей, тесно связанной с воплощением кантатно-ораториальной композиции, стало раскрытие музыкальными средствами литературного сюжета и создание оригинальных мелодических формул. Сложность этого процесса определялась многоаспектностью задачи, состоявшей в сохранении сквозной поэтической идеи при множестве сопутствующих художественных задач, а также наделении «действующих лиц» индивидуальными музыкальными характеристиками. Кроме того, тесным взаимодействием с сюжетной линией поэтического повествования вызвано появление в кантатно-ораториальной музыке особого типа театральности, не связанной рамками сценического действия, декорациями и прочими оперными атрибутами. Желание обогатить ораториальные сочинения новыми интенциями, свежими музыкальными идеями и литературными либретто привело к тому, что кантаты приобрели сугубо светский жанровый оттенок, обусловленный трансформацией традиционной кантаты как сочинения для хора и оркестра.

Состав исполнителей свободно меняется и в хоровом (смешанный, однородный), и в оркестровом пластах звучности, адаптируясь к сюжетной линии. В этом просматривается стремление романтиков детально передать драматургический замысел. Предпочтение в использовании того или иного вида хора определялось условиями исполнительской практики, возможностью выбора фортепианного или оркестрового сопровождения.

Романтиков объединяет бережное и одновременно творческое отношение к первоосновам композиторского творчества: строгой полифонии нидерландцев, оперным исканиям Монтеверди, кантатно-ораториальной музыке Баха, ораториям Генделя, оперному и вокально-хоровому творчеству Глюка и Моцарта, симфоническому и ораториальному наследию Гайдна, симфониям Бетховена. Переплетаясь в музыкальной композиции вокально-хоровых сочинений, жанрово-стилевые прототипы образуют такое единство, на котором лежит отпечаток и индивидуального стиля автора.

Помимо общих характерных черт кантатно-ораториальных сочинений романтиков, отметим индивидуальные особенности композиторского стиля, которые нашли преломление в музыке для хора и оркестра на содержательном и структурном уровнях. У Шуберта это опора на песенность, что нашло отражение в строении мелодики, богатстве гармонии, применении песенных форм и гомофонной фактуры голоса с сопровождением. У Шумана – субъективность в передаче чувств и настроений, которая выражается в текучести тематизма, в детальной проработке тонально-гармонического плана, переходов между разделами. У Мендельсона – стремление к ясной и совершенной архитектонике, к классической уравновешенности хоровой и оркестровой фактуры, к чистоте гармонии и плавному голосоведению, к пластичности переходов. У Брамса – подчеркнутое соблюдение классических пропорций формы, заполненной неклассическим содержанием.

В третьем разделе первой главы «Влияние литературного сюжета на жанр кантаты» охарактеризован период романтизма со стороны изменившегося отношения композиторов к литературной основе сочинений. Выбор поэтического сюжета, его «обработка» и написание либретто обрели для романтиков не меньшее значение, чем создание музыкальной концепции произведения. Богатый мир поэзии романтизма с его восточной сказочно-фантастической тематикой, выдвинув на первый план проблему героя во всем ее многообразии и воскресив забытые мифы, сюжеты и образы, вызвал большую заинтересованность композиторов-романтиков. Особую роль при выборе либретто имели новизна сюжета, чистота ключевых идей и своеобразие контекста, в котором они развиваются, перетекая друг в друга и образуя новое целое. Потенциал поэтической идеи, ее способность к превращениям были мощной предпосылкой динамичного развертывания музыкально-драматургического действия, поэтому композиторы старались добиться кристальной ясности смысла и структуры, смело внося изменения в авторский текст.

Вопрос о влиянии литературно-поэтического сюжета на жанр затрагивает область вербально-музыкального взаимодействия, которая составляет проблематику как сольных, так и кантатно-ораториальных сочинений. В ходе анализа жанровых взаимовлияний поэтического сюжета и музыкально-выразительных характеристик было определено:

  • как соотносится текст поэтического источника с текстом либретто кантаты или оратории;

  • насколько музыкальное воплощение согласуется, развивает или противопоставляется поэтическому материалу;

  • какова степень воздействия текста на жанровую специфику сочинения.

Хоровая кантата «Победная песнь Мириам» Шуберта положена на текст одноименной поэмы Ф. Грильпарцера – сочинения, проникнутого библейской образностью. В центре драматургии стихотворения – события, связанные с исходом израильтян из Египта. Язык поэмы, образный и метафоричный, передает состояние бури и смятения в человеческих сердцах, связанное с драматическими для народа Израиля событиями. Сквозной характер повествования нарушается репризным повторением в конце стихотворения первой гимнической строфы, создающей архитектоническую арку.

Важным для жанрового определения стихотворения и кантаты является слово Gesang в названии творения Грильпарцера «Miriam’s Siegesgesang». В отличие от «Lied» (песня), вмещающей в себя всю широту лирико-драматического наполнения, «Gesang» (песнь) является носителем патетико-героического содержания. Высокий уровень поэтического текста Gesang в «Победной песни Мириам» не вызывает сомнений. Он подкрепляется и тематикой стихотворения, и библейским слогом, то рифмованным, то прозаичным, аналогичным текстам Священного Писания8.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков 17. 00. 02 музыкальное искусство

    Автореферат
    Защита состоится 29 апреля 2010 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории имени П. И.
  2. Б. Асафьев назвал круг бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, "интонационным словарем эпохи"

    Документ
    создающего звуковые , которые распространяются в окружающей среде 9 Перенесение музыкального произведения из одной тональности оригинала в тональность более удобную для исполнения данным хором называют 10 - организованная последовательность
  3. История русской литературы в четырех томах том второй От сентиментализма к романтизму и реализму

    Документ
    Настоящий том посвящен русской литературе первой половины XIX в. (1800–1855). Заглавие тома «От сентиментализма к романтизму и реализму» отвечает методологии и историко-литературной концепции его авторов.
  4. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки ХХ века

    Автореферат
    Защита состоится 2 июля 2009 г. в 18 час. на заседании Диссертационного совета Д 210.016.01 по присуждению ученой степени доктора искусствоведения и кандидата искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им.
  5. Англ the Gothic novel, «черный роман», роман «ужасов» в прозе предромантизма и романтизма

    Документ
    ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН (англ. the Gothic novel), «черный роман», роман «ужасов» в прозе предромантизма и романтизма. Содержит таинственные приключения, фантастику, мистику, а также социальные мотивы; в центре произведения демоническая личность.

Другие похожие документы..