Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе ...полностью>>
'Документ'
«Нормы технологического проектирования предприятий хлебопекарной промышленности» ВНТП 02-92 (часть II. Пекарни) разработаны институтом ЦНИИПромзерноп...полностью>>
'Документ'
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования муниципального звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ...полностью>>
'Автореферат'
Ведущая организация – Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образова...полностью>>

Кузнецова Екатерина Викторовна

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 622:502.3

Кузнецова Екатерина Викторовна

студент группа ЭО-3-09

Научный руководитель: Мясков Александр Викторович

проф., д.э.н.

Московский государственный горный университет

Экологическая безопасность: концептуальные аспекты функционирования горных предприятий

Environmental safety: conceptual aspects of functioning of mining companies

Биологическое разнообразие является мировым достоянием для нынешних и будущих поколений. В то же самое время сегодня, как никогда, велика угроза существованию видов и экосистем. Угрожающими темпами продолжается исчезновение видов, вызванное деятельностью человека.

В ответ на эти изменения, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) организовала в ноябре 1988 года Специальную рабочую группу экспертов с целью изучения необходимости разработки международной конвенции по биологическому разнообразию.

Результатом их работы явилось подписание многими странами, в том числе и Россией, Конвенции о биологическом разнообразии. Конвенция обязует каждую страну разработать свой собственный план по сохранению биоразнообразия, учитывая международные принципы и цели в этой области.[2]

Изучая «Национальную стратегию сохранения биоразнообразия России» следует обращать наибольшее внимание на влияние горной промышленности на окружающую среду.

Ведь около четверти территории России занимают горные регионы, а по своим природным условиям горы представляют исключительно широкий диапазон природного разнообразия.[1]

Итак, основные направления антропогенного воздействия на биоразнообразие деляться на прямые и опосредственные, горная промышленность охватывает оба этих вида.

Прямые воздействия, это в основном уничтожение природных экосистем, в результате добычи полезных ископаемых: осушения болот, антропогенная, водная и ветровая эрозии почв;

Опосредованные воздействия представляют собой негативные изменения среды обитания организмов. Эти воздействие могут быть:

Физические, то есть изменение физических характеристик среды: нарушение физических свойств почвы или грунта; зарегулирование стока рек, чрезмерное изъятие воды из водоемов; сейсморазведка и взрывные работы.

Химические, то есть загрязнение воды, воздуха, почв, промышленными, горнодобывающими, предприятиями, а также в результате техногенных аварий и глобального переноса загрязнений.

Нужно сказать, что горные экосистемы играют уникальную роль в поддержании биоразнообразия в целом. Они отличаются чрезвычайно высоким разнообразием экосистем и видов. Горные экосистемы – это хранилище огромной части биологического разнообразия и место его активного формирования. Так как одна из важнейших функций биосистемы, это продукционная функция – создание биологической продукции. Многие полезные ископаемые, включая нефть, газ, уголь, являются результатом жизнедеятельности природных биосистем в прошлые геологические эпохи.

Основными угрозами, помимо всего прочего, для биоразнообразия горных экосистем, является добыча полезных ископаемых, развитие горнодобывающей промышленности.

Что в результате приводит к эрозии горных склонов, деградации почвенного покрова, сокращению биоразнообразия на видовом и экосистемном уровнях, разрушение биоценозов, утрата ими способности к саморегуляции и самовосстановлению, утрата экологически безопасных форм традиционного природопользования в горах.

Прежде чем рассматривать меры по сохранению биоразнообразия горных систем, следует, как мне кажется, так же обратить внимание на некоторые социально-экономические особенности России, влияющие на биоразнообразие:

  • доминирование природоэксплуатирующих отраслей, ресурсоемких и энергоемких технологий;

  • отсутствие реальной оценки биоразнообразия как ключевого элемента национального богатства страны;

  • сырьевая ориентация экспорта;

  • существование действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от переэксплуатации природных ресурсов;

  • отсутствие стимулов для применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, низкая эффективность экономических и финансовых механизмов сохранения биоразнообразия.

Причина современного экологического кризиса заключается в том, что человек стремился и продолжает стремиться лишь к достижению своих целей, не соотнося их с законами развития живой природы и социоэкосистемы в целом. Важно также, что реакция природы на действия человека часто наступает с запаздыванием. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов может отражаться на качестве жизни людей не сразу, а через много лет, когда деградация природной среды становится уже необратимой.

Поэтому «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия» опираясь на положения Конвенции о биологическом разнообразии, предлагает следующие приоритетные меры:

  • формирование государственной политики устойчивого развития горных регионов России с учетом их региональной специфики и задач сохранения биоразнообразия.

  • создание общероссийского и региональных координирующих центров по устойчивому развитию и сохранению биоразнообразия гор.

  • дальнейшее развитие системы особо охраняемых природных территорий горных регионов. Придание особого статуса территориям проживания коренных малочисленных народов и субэтносов, ведущих традиционное хозяйство в соответствии с экологической емкостью горных экосистем, и развитие сети историко-культурных территорий.

В стратегии так же отмечают, что для движения страны к устойчивому развитию, сохраняющему природу, необходим переход к целостному эколого-экономическому подходу, интегрирующему природу и экономику как два взаимосвязанных компонента социоэкосистемы. При таком подходе любые решения на макроэкономическом уровне должны давать двойной – экономический и экологический – выигрыш или быть, по крайней мере, экологически нейтральными.

Экономические механизмы сохранения живой природы рассматриваются на двух уровнях:

1) Макроэкономический уровень, рассматривающем народное хозяйство страны как единое целое (с учетом международных экономических взаимодействий)

Здесь важны следующие задачи, для определения в дальнейшем экологической политики промышленного предприятия:

  • снижение в национальной экономике доли природоэксплуатирующих и ресурсодобывающих отраслей; повышение доли производств и технологических цепочек, ориентированных на высокую степень переработки сырья и производство конечного продукта;

  • изменение структуры экспорта – сокращение экспорта природного сырья и продуктов с низкой степенью переработки, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров.

  • ориентацию на объемы конечной продукции, необходимой потребителю, а не на объемы используемых ресурсов и добываемого сырья, которые необходимо минимизировать;

  • реформирование системы налогообложения т.е. переход от существующей преимущественно косвенной системы налогообложения (опирающейся на учет результатов производства и не принимающей во внимание используемые природные ресурсы) к прямому природно-ресурсному налогообложению, базирующемуся на учете вовлекаемых в производство природных ресурсов.

  • относительное повышение налогов для природоэксплуатирующих ресурсных отраслей и снижение для высокотехнологичных производств, ориентированных на изготовление конечной продукции;

  • повышение налогов и ужесточение амортизационных норм для экологически вредных производств и технологий, установление налоговых льгот и «мягких» амортизационных норм для природосберегающих и экологически безопасных технологий; учет воздействия технологий на биоразнообразие;

  • абсолютное повышение платы за использование природных ресурсов, включая биоразнообразие, платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязнений, размещение отходов и другие нарушения природной среды с учетом их воздействия на биоразнообразие;

  • предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, реинвестирующим прибыль на осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению биоразнообразия, производящим природоохранную технику, технологии, оказывающим экологические услуги, занимающимся экологической рекламой;

2) Системы эколого-экономического регулирования включают стимулирующие (налоги и платежи за использование природных ресурсов, налоговые льготы за природоохранную деятельность и использование природосберегающих технологий, включение экологических издержек в бухгалтерские балансы и др.) и принуждающие (административные запреты, принуждения, штрафы) механизмы.

Так же сюда входят такие задачи как:

  • коррекция системы платежей и штрафов за сверхнормативное или незаконное воздействие на природу – включение в сумму штрафа оценок как прямого ущерба, нанесенного биоразнообразию, так и его последствий.

  • разработка системы адресного распределения средств, полученных от штрафов, позволяющей их использовать на восстановление тех объектов биоразнообразия, которым был нанесен ущерб.

  • формированием позитивного экологического облика российского бизнеса, его участием в сохранении биоразнообразия;

  • развитием механизма торговли квотами на допустимое экологическое воздействие, который в условиях самостоятельности предприятий делает выгодным развитие природосберегающих технологий и приводит к сокращению нагрузки на природу при сделках купли-продажи предприятий.

  • развитие системы экологического страхования с учетом риска для биоразнообразия.

  • поддержка (государственный протекционизм) российских товаропроизводителей, осуществляющих деятельность с использованием традиционных форм хозяйствования, адаптированных к особенностям природных и социально-экономических условий различных регионов России.

Тогда получается, что у Российских горных предприятий есть мотивация организовать своё производство так, что бы не навредить экологии. Принятие экологически и социально ответственных практик ведения бизнеса, среди прочего, позволит компаниям:

  • избежать сверхнормативных экологических платежей и штрафных санкций за счет уменьшения количества и масштаба аварий и снижения затрат на ликвидацию их последствий;

  • получить прямую экономическую выгоду от внедрения более прогрессивных технологий и систем управления за счет экономии ресурсов и снижения потерь;

  • укрепить отношения с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, общественными природоохранными организациями, что повлияет на восприятие деятельности компании в регионе;

  • сократить сроки согласования проектов на стадии технико-экономического обоснования и облегчить получение «социальной лицензии» на разработку месторождений за счет создания благоприятного имиджа компании и как результат улучшения взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами;

  • облегчить подготовку к сертификации на соответствие международным стандартам (ISO 9000, ISO 14000, ISO OHSAS 18000) благодаря реализации эффективной экологической стратегии;

  • повысить конкурентоспособность товаров и получить дополнительные возможности воздействия на потребителей за счет производства экологически чистой продукции;

  • получить пропуск на международный рынок и укрепить позиции компании среди зарубежных партнеров;

  • привлечь внимание инвесторов и облегчить доступ к капиталу, особенно в тех случаях, когда финансирование нужно получить от банков, разделяющих «Принципы Экватора» и другие международные конвенции в области охраны окружающей среды.

В конечном счете, это позволит добывающим компаниям получить более эффективный доступ к земельным, человеческим и финансовым ресурсам, без чего невозможно успешно вести бизнес и занять лидирующие позиции в отрасли.[3]

Литература

  1. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Российская академия наук. Министерство природных ресурсов Российской Федерации. – М., 2001.

  2. Конвенция о биологическом разнообразии. – Рио-де-Жанейро, 03-14.06.1992.

  3. Основные положения политики экологической и социальной ответственности горнодобывающих компаний. – Всемирный фонд дикой природы, 2009.

Аннотация

В статье рассказывается о важности сохранения биоразнообразия, и о негативном влияния горных предприятий на него. Рассматривается эколого-экономический подход, который не только обеспечивает экономическую прибыль предприятиям, но и не оказывает негативное влияние на экологию. В конечном счете, определяется мотивация горнодобывающих предприятий к принятию экологически и социально ответственных практик ведения бизнеса.

In the article the importance of conservation of biodiversity and the negative influence of mining factories on it are said. The ecological-economic approach, which provide the economic benefits to enterprises and haven’t negative influence on environmental conditions is considered. Ultimately, the motivation of the mining companies to adopt environmentally and socially responsible business practices is determined.

Ключевые слова

биологическое разнообразие, сохранение биоразнообразия, горные экосистемы, политика горного предприятия, эколого-экономический подход, влияние горных предприятий на биоразнообразие

biodiversity, the conservation of biodiversity, mining ecosystems, the policy of mining companies, the ecological-economic approach, the influence of mining factories on biodiversity

25



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Список юридических лиц, действующих на территории Республики Казахстан за период с 01. 01. 1995 по 28. 02. 2011 года

    Документ
    Визе Анатолий Рудольфович, РНН 511710765757; Дорофеева Эрна Богдановна, РНН 511712966484; Новикова Светлана Гариповна, РНН 511711632001; Руц Михаил Андреевич,
  2. Андриенко Наталье Викторовне, учителю русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Ангарский лицей №1»

    Документ
    На основании Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 26.
  3. Бюллетень новых поступлений за год (2)

    Бюллетень
    Мауэргауз Юрий Ефимович. Автоматизация оперативного планирования в машиностроительном производстве / Мауэргауз Юрий Ефимович. - М. : Экономика, 2007. - 287с.
  4. Таипова Марина Викторовна Секретарь конкурс (1)

    Конкурс
    протокол № 23/09-1вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 23/09 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по подготовке проектов межевания территорий земельных участков, расположенных в
  5. Приказ № г. Екатеринбург Об итогах мероприятий Всероссийского молодежного студенческого форума: научно-практической конференции и конкурса научных работ студентов и аспирантов

    Конкурс
    В соответствии с приказом ректора РГППУ от 19.02.2010 г. № 74 «О проведении Всероссийского молодежного студенческого форума» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете 18 марта 2010 г.

Другие похожие документы..