Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предметная область «Химия» была и остается одной из базовых областей основного общего и среднего (полного) общего образования. Ее роль в системе школ...полностью>>
'Документ'
Теории социального конфликта и понятие о структурно-функциональном анализе. Социометрия Дж.Морено. Современная социобиология....полностью>>
'Статья'
занятая им в борьбе двух Культур, - а они неизбежно содержатся в "общенациональной" культуре любого разделенного на классы общества, - не с...полностью>>
'Литература'
Наталия Дмитриевна Солженицына — математик, литературный и общественный деятель. Родилась в Москве, окончила механико-математический факультет МГУ им...полностью>>

6.     Некрозы. Гангрены. Язвы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебные  задания  и  методические  указания  к  их  выполнению 

для  студентов стоматологического  факультета по

ОБЩЕЙ  ХИРУРГИИ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     Антисептика

2.     Асептика

3.     Десмургия

4.     Курация хирургического больного

5.     Методика обследования хирургического больного

6.     Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи

7.     Обезболивание

8.     Гнойные заболевания пальцев и кисти. Артрит. Остеомиелит

9.     Острая гнойная инфекция мягких тканей. Мастит. Парапроктит

10.  Кровотечения. Остановка кровотечения

11.  Переливание крови

12.  Переломы. Вывихи

13.  Раны.  Раневая инфекция

14.  Ожоги. Ожоговая болезнь. Отморожения

1. ТЕМА  ЗАНЯТИЯ:  АНТИСЕПТИКА

2.  УЧЕБНАЯ  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: изучить различные методы борьбы с эндогенной инфекцией, входящие в комплекс механической, физической, химической и биологической антисептики.

3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ

Студенты должны иметь представление

        О физических методах лечения ран (ультразвук, лазерное излучение, вакуумная обработка, гипербарическая оксигенация, лечение в управляе­мой антибактериальной среде).

Студенты должны знать

        Современные понятия механической, физической, химической и биологической антисептики.

        Основные принципы хирургической обработки ран, удале­ния инородных тел и нежизнеспособных тканей.

        Виды дренажей, способы «пассивного» дренирования, методы активного дренирования ран и полостей.

        Группы химических антисептиков, основные препараты в каждой группе, концентрацию и механизм действия.

        Способы биологической антисептики: ферменты, антибиотики, иммуноглобулины, бактериофаги, вакцины, сыворотки.

        Различия между активной и пассивной иммунизацией.

        Способы применения антисептических средств: поверхностная антисептика, глубокая, местная, общая.

        Понятие о смешанной антисептике.

Студенты должны уметь

        Под руководством преподавателя применять у конкретных больных физические средства и механические способы антисептики во время рабо­ты в перевязочной, палатах хирургического отделения, операционной. Под руководством преподавателя уметь определять показания к применению антисептических препаратов и химиотерапевтических средств.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.

5. ЗАДАНИЯ  СТУДЕНТАМ

1. Изучить требования, предъявляемые к собственно антисептикам.

2. Изучить требования, предъявляемые к химиотерапевтическим средствам.

3. Определять показания к применению различных химических антисептиков.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ

В перевязочной хирургического отделения студенты знакомятся с хирургической обработкой ран, включающей все элементы механической антисептики (иссечение краев, удаление некротизированных тканей, сгустков крови, инородных тел и т.д.). В операционной и перевязочной студен­ты знакомятся с антисептиками разных групп, способами их применения, т.е. с основными составляющими химической антисептики.

В операционной, перевязочной, палатах хирургического отделения студенты должны ознакомиться с физическими антисептиками: рассмот­реть основные виды дренажей (активное и пассивное дренирование), познакомиться с действием физических факторов: холод, тепло, УФО, лазерное излучение, ультразвук и т.д.

С биологической антисептикой студенты знакомятся в процедурном кабинете. Рассматриваются препараты: иммуноглобулины, ферменты, антибиотики и т.д.

Студенты должны на примере конкретного больного продемонстриро­вать принцип смешанной антисептики.

7. ВОПРОСЫ  ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ

1.     Различают следующие виды антисептики: а) механическую, б) физическую, в) химическую, г) биологическую, д) смешанную.

2.     Главный принцип физической антисептики: а) воздействие высокой
температуры, б) воздействие низкой температуры, в) использование
УВЧ-поля, г) создание оттока содержимого раны наружу, д) высу­шивание.

3.     Промывание гнойных ран и полостей раствором перекиси водорода-
это: а) механическая антисептика, б) физическая антисептика, в) химическая, г) биологическая, д) смешанная.

4.     Окислители используются для: а) введения в брюшную полость, б)
промывания ран, в) стерилизации инструментов, г) обработки рук
хирурга, д) обработки операционной.

5.     Сульфаниламидные препараты относятся: а) к биологической антисептике, б) к химической, в) к механической, г) к физической.

6.     Отметить сульфаниламидный препарат, действующий только в просвете кишечника: а) уросульфан, б) сульфапиридозин, в) сульфацил натрия, г) фталазол, д) сульфадимизин.

7.     К биологической антисептике относят использование: а) антибиотиков, б) вакцин, в) сывороток, г) протеолигических ферментов, д) сульфаниламидов.

8.     Антибиотики обладают следующим действием: а) бактерицидным, б)
бактериостатическим, в) противовоспалительным, г) дезинтоксикационным, д) иммуностимулирующим.

9.     Какие побочные действия характерны для аминогликозидов: а) гепатотоксичность, б) ототоксичность, в) нефротоксичность, г) апластическая анемия, д) аллергические реакции.

10. Что такое бактериофаг: а) бактерия, б) вирус, в) фермент, г) химиопрепарат, д) микоплазма.

11. Анатоксины используют для: а) дезинтоксикации, б) активной иммунизации, в) снятия аллергических реакций, г) профилактики заболевания, д) пассивной иммунизации.

12. Основоположником антисептического метода является: а) Пирогов, б) Земмельвейс, в) Листер, г) Бергман, г) Шиммельбуш.

13. Противопоказанием для немедленной первичной хирургической об­работки раны бедра является: а) размозжение краев раны, б) сквоз­ное пулевое ранение, в) шок 3 степени, г) хронический алкоголизм, д) СПИД.

14. Какие концентрации растворов нитрата серебра применяются для: А - смазывания кожи, Б - промывания ран; 1) 2-10%, 2) 0,1-0,2%.

15. Сгруппируйте по соответствию протеолитические ферменты: А - животного происхождения, Б – бактериального, В - растительного происхождения; 1) папаин, бромелаин, 2) трипсин, рибонуклеаза, 3) террилитин, ируксол.

8. КЛИНИЧЕСКИЕ  СИТУАЦИОННЫЕ  ЗАДАЧИ

1.     В 6-местной палате неотложного хирургического отделения у боль­ного, 65 лет, после аппендэктомии на 3 день поднялась температура,
появилась болезненная гиперемия в области операционной раны. На
перевязке при разведении краев операционной раны получен гной.
Введен тампон с гипертоническим раствором, назначены ежедневные
перевязки сначала в палате (из-за тяжести больного), а затем в перевязочной отделения после перевязки остальных больных. Какая ошибка была допущена?

2.     Для лечения больной с гнойным маститом врач решил назначить антибиотики. Какие вопросы следует выяснить у больной?

3.     Для лечения больного с флегмоной бедра врач решил назначить антибиотики. Какие антибиотики следует назначить в день поступления?

4.     Для лечения больной с постинъекционным абсцессом левой ягодичной области врач решил назначить антибиотики. Что следует сделать
для более рационального лечения антибиотиками?

5.     На травматологический пункт поступил больной, 35 лет, с резаной
раной наружной поверхности правого бедра в средней трети, рана по­лучена 2 часа тому назад. Что нужно сделать и в какой последовательности?

6.     Укажите правильную последовательность действий хирурга при
первичной хирургической обработке раны.

7.     Каков механизм антибактериального действия сульфаниламидов?

8.     Почему целесообразно в препарате бактрим (бисетол) сочетание
сульфаметоксазола с триметопримом?

9.     Какой антисептик следует использовать для обработки полости рта
перед экстракцией зубов?

9. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  САМОПОДГОТОВКИ  К  ЗАНЯТИЮ

Основная литература

1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001.

2. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР, 2001.

Дополнительная литература

3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В.Ходаков,
Л.П.Ларионов, Ф.Н.Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994.

 4. Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990.

2. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:  АСЕПТИКА

2.  УЧЕБНАЯ  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: изучить устройство и организацию работы операционного блока и пе­ревязочных, способы обработки рук хирурга и операционного поля. Ознакомиться с подготовкой хирурга к оперативному вмешательству, изучить методы предстерилизационной очистки (обработки) и стерили­зации инструментария, операционного белья, шовного и перевязочного материала.

3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ                         

Студенты должны иметь представление

        О планировке и устройстве операционного блока.

        Об организации работы операционного блока.

        О спецодежде работников хирургического отделения, операционного
блока.

        О специальных санитарно - гигиенических и организационных мероприятиях в лечебно - профилактических учреждениях.

        О принципах работы стерилизационных устройств и методах контроля
стерильности.

Студенты должны знать

        Цель и задачи асептики в работе хирургической службы.

        Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и собственно
стерилизации инструментов, приборов, белья, перевязочного материала.

        Современные способы обработки рук и предъявляемые к ним требования и используемые при этом антисептики.

        Способы укладки биксов, режимы стерилизации в автоклавах и сухожаровых стерилизаторах.

        Способы и технику обработки операционного поля и используемые при
этом антисептики.

Студенты должны уметь

        Под руководством преподавателя приготовить перевязочный материал
(шарики, салфетки, турунды и т.д.).

        Под руководством преподавателя уложить в бикс перевязочный материал, белье, перчатки, инструменты и т.д.

        Под руководством преподавателя надевать стерильную одежду (маска,
халат, перчатки).

        Под руководством преподавателя обрабатывать руки перед операцией
несколькими способами.

        Под руководством преподавателя работать со стерильным столом в перевязочной и операционной.

        Под руководством преподавателя готовить операционное поле к опера­ции.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.

5. ЗАДАНИЯ  СТУДЕНТАМ

1. Описать способы профилактики экзогенной инфекции: воздушно - капельный, воздушно – пылевой, контактной, имплантационной.

2. Дать характеристику способов стерилизации: термическая, химических, лучевых, газовых.

3. Освоить правильную последовательность обработки рук.

4. Научиться надевать стерильный халат, маску, шапочку, перчатки.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ

Студент должен проявить на практике знание правил асептики. Все, что соприкасается с раной должно быть стерильно. Предметы ухода за больными подлежат дезинфекции. В операционной основным источником инфекции является человек, поэтому студенты должны тщательно прора­ботать правила поведения в операционном блоке и перевязочной.

Необходимо освоить технику обработки рук различными способами, правильно надевать халат, маску, перчатки, знать и уметь пользоваться методами контроля за стерильностью.

Студент должен научиться укладывать бикс различными способами. Освоить специальные правила и технические приемы по защите операци­онной раны от инфекции.

7. ВОПРОСЫ  ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ:

1.     Дополните недостающие термины: «Различают следующие виды
уборок в операционной: а) текущая; б) заключительная;
в) генеральная; г) ...;  д) ... ».

2.     Дополните: «Стерилизация инструментов состоит из следующих
этапов: а) предстерилизационная подготовка; б)   ... ; в) стерилизация; г) хранение стерильного материала».

3.     При стерилизации резиновых изделию текучим паром температура
в автоклаве достигает: а) 80°С; б) 100°С; в) 120°С; г) 130°С; д) 160°С.

4.     Дополните: «Различают следующие виды укладки биксов:
а) универсальная; б) видовая; г) ...».

5.     Допустимы срок хранения перевязочного материала и белья в бик­сах: а) 24 часа; б) 36 часов; в) 42 часа; г) 48 часов.

6.     Какие вещества используют для непрямого контроля за стерильностью при автоклавировании: а) бензойная кислота; б) резорцин;
в) антипирин; г) аскорбиновая кислота; д) янтарная кислота;
е) пилокарпина гидрохлорид; ж) тиомочевина; з) все перечисленное.

7.     Дополните: «К классическим способам обработки рук относят: а) способ Спасокукоцкого - Кочергина; б) ...;  в) способ Альфельда; г) способ Бруна.

8.     Ускоренные способы обработки рук - это обработка с помощью: а) спирта; б) йода; в) церигеля.; г) нашатырного спирта; д) гибитана.

9.     Способ Бруна - это обработка рук хирурга: а) первомуром;
б) нашатырным спиртом; в) раствором Люголя; г) щавелевой кисло­той; д) спиртом 96%.

10. Для обработки операционного поля по Гроссих–Филончикову используют: а) диоксидин; б) 5% спиртовой раствор; в) 1% спиртовой раствор; г) 5% раствор танина; д) 1% раствор бриллиантового зеле­ного.

11. Дополните: «Порядок обработки операционного поля по Гроссих-Филончикову: а) обработка операционного поля до его отграниче­ния; б) обработка операционного поля перед разрезом; в) ...; г) обработка швов.

12. Для стерилизации шелка используют следующий метод: а) кипячение в сулеме 1:1000 в течение 10 мин.; б) кипячение в воде 20мин.; в) метод Кохера; г) метод Губарева; д) используют раствор Люголя.

13. Капрон можно стерилизовать: а) в спиртовом растворе в течение 48 часов; б) в растворе сулемы 1:1000 в течение 1 часа; в) кипячение в течение 30 мин.; г) обработка эфиром в течение 12 часов; д) обработка в растворе Люголя в течение 24 часов.

14. Дополните: «Порядок стерилизации кетгута по способу Ситковского следующий: а) обезжиривание в эфире в течение 10-24 часов; б) ...; в) нити по­гружают в 2% раствор йодида калия на 1 минуту; г) ...; д) пробку банки заливают парафином».

15. Какие средства могут быть использованы для «мягкой» дезинфек­ции?

8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1.     В одной операционной в плановом порядке должны оперировать
больных с пупочной грыжей и хроническим холециститом. В какой
последовательности их следует оперировать?

2.     Как производится обработка рук хирурга спиртовым раствором
хлоргексидина?

3.     Как должна производиться стерилизация зубоврачебного инструмен­тария?

4.     В каких случаях может быть использован метод дезинфекции с использованием ультразвуковых волн?

5.     Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавной
увеличить давление, чтобы уменьшить экспозицию?

6.     Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавной
уменьшить время охлаждения биксов (мешков с бельем) в камере
автоклава после его отключения?

7.     Стерильный бикс с операционным материалом (салфетки, шарики)
был открыт и с соблюдением правил асептики из него взяты 10 салфеток (комплект). Можно ли пользоваться этим биксом на
следующий день?

8.     В хирургические отделения больницы в порядке неотложной по­мощи в среднем за сутки поступает 1-2 больных по поводу острых заболеваний органов брюшной полости. Какой тип укладки бикса в операционной рациональней использовать и почему?

9.     Почему не принято стерилизовать в автоклаве хирургический ре­жущий инструментарий (ножницы, скальпели)?

10. Больному проведена экстракция нескольких зубов. Каким образом следует обработать инструменты после этой операции? Какой вид уборки следует провести в операционной?

9. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  САМОПОДГОТОВКИ  К  ЗАНЯТИЮ

Основная литература

1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001.

2. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР, 2001.

Дополнительная литература

3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В. Ходаков, Л.П. Ларионов, Ф.Н. Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994.

4.Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990.

3. ТЕМА  ЗАНЯТИЯ:  ДЕСМУРГИЯ.  ТРАНСПОРТНАЯ

ИММОБИЛИЗАЦИЯ.  ГИПСОВАЯ  ТЕХНИКА

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомиться с правилами наложения различных видов мягких и гипсовых повязок, показаниями и возможностями транспортной иммобилизации.

3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ:

Студент должен иметь представление

• О требованиях, предъявляемых к качеству современных перевязочных  материалов.

Студент должен знать

        Классификацию повязок.

        Правила наложения мягких и гипсовых повязок.

        Показания к транспортной иммобилизации.

        Средства транспортной иммобилизации.

Студент должен уметь

        Накладывать различные виды повязок.

        Приготовить гипсовый бинт.

        Накладывать шины Крамера и Дитерихса.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.

5. ЗАДАНИЕ  СТУДЕНТАМ

1. Продемонстрировать   технику   наложения   указанной преподавателем бинтовой повязки.

2. Продемонстрировать технику наложения гипсового бинта.

3. Продемонстрировать технику наложения шины Крамера и Дитерихса.

6.       МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ

Студенты должны знать классификацию повязок; знать и уметь продемонстрировать правила наложения основных типовых повязок: циркулярная на голову, возвращающаяся, шапка Гиппократа, Дезо, Вельпо, моно- и бинокулярная повязка,, повязка на ухо, чепец, крестообразная повязка на шее, восьмиобразная повязка на область плечевых суставов, повязка на молочную железу, на обе железы, повязка на грудную клетку типа «портупея», циркулярные повязки на конечности, колосовидные, черепашья, повязка, сходящаяся и расходящаяся, восьмиобразная, «перчатка», повязки на пяточную область и стопу, Т-образная повязка на промежность, также клеевые повязки на лицо, грудную клетку, живот и косыночные повязки на голову, кисть, предплечье, плечо, голень. Студенты должны ориентироваться в показаниях к транспортной иммобилизации, средствах для её осуществления, правилах наложения гипсового бинта, а также уметь накладывать шины Крамера и Дитерихса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ециальности 1-79 01 06 Сестринское дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 9 февраля 2010 г

    Пояснительная записка
    О.И.Дубровщик, заведующая кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  2. Рабочая учебная программа по общей хирургии для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» лечебного факультета и факультета иностранных учащихся кафедра общей хирургии

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа составлена на основе программы по общей хирургии для студентов лечебно-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений, № 08-14/5934 от 03.
  3. Программа по общей хирургии для студентов лечебно-профилактических факультетов Высших медицинских учебных заведений Минск 1997

    Программа
    Программа по ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ прошла согласование в Республи­канском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства Здравоохранения Республики Беларусь.
  4. Содержание дисциплины «общая хирургия»

    Реферат
    2.1.1. Понятие о хирургии и хирургических болезнях (дается понятие о хирургии и хирургических заболеваниях, последовательность изучения хирургии в медакадемии, понятие о хирургической деонтологии, связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами.
  5. Рабочая учебная программа по общей хирургии для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» педиатрический

    Рабочая учебная программа
    Основной целью преподавания общей хирургии на третьем курсе педиатрического факультета является подготовка врача общей практики по хирургическим болезням.

Другие похожие документы..