Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Український жіночий фонд відзначив шість років своєї діяльності. Хтось починає нове життя з понеділка, а ми його почали з Нового Тисячоліття. Ми віри...полностью>>
'Документ'
Эти отношения - самые легкие, общение завязывается почти сразу. Никаких затруднений в общении не возникает, что поначалу приятно удивляет. Партнеры ка...полностью>>
'Документ'
Состав команды не ограничен. Соотношение юношей и девушек – произвольное. К участию в соревнованиях допускаются спортсмены, имеющие медицинское разре...полностью>>
'Закон'
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного пред...полностью>>

Виды мультимедийных средств в образовательном процессе в зависимости от их назначения и реализовываемых функций

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА 1

ВИДЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ И РЕАЛИЗОВЫВАЕМЫХ ФУНКЦИЙ

Одним из важнейших направлений применения информационных и коммуникационных технологий в образовании является использование мультимедийных возможностей компьютерной техники. Использование мультимедийных средств обучения позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированных моделей обучения.

Основные виды мультимедийных средств обеспечения учебного процесса показаны на рисунке 1.1. Рассмотрим их более детально, в зависимости от их назначения и реализовываемых функций.

Рисунок 1.1 - Виды мультимедийных средств в образовательном процессе

    1. Помощь студенту в освоении учебного материала

Основные усилия и время, которое расходует студент, изучая учебные предметы, уходит на самостоятельную работу. Ситуация в современном образовательном процессе указывает на то, что доля самостоятельной работы будет увеличиваться, достигая величин, которые сейчас мы даже представить не можем. Кстати, величина самостоятельной работы с учебным материалом, которую нам сложно представить, может значительно превосходить 100% запланированного времени. Студент может потратить и 200% и 500% и даже более того времени, которое нормативно предусмотрено для изучения учебного предмета – если считает его важным для себя лично или своей деятельности. И наша задача – постараться дать студенту тот объем материала, который он требует, а не минимальный минимум.

Таким образом, весьма значительная роль в образовательном процессе учебников и прочих вспомогательных материалов, со временем будет только расти. Там более актуальным становятся вопросы доступности и качества используемых в обучении информационных ресурсов. Больше, разнообразней, и главное – качественней подать материал, во всем его разнообразии, наглядно, доступно и увлекательно – вот цель внедрения мультимедийных средств обучения.

1.1.1 Учебники и учебные пособия, электронные публикации

УЧЕБНИК, книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы. (Большой энциклопедический словарь)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, издание, предназначенное в помощь практической деятельности или овладению учебной дисциплиной. (ГОСТ 7.60-90)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, в совр. пед. классификации средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках. (Большая советская энциклопедия)

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО, отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. (Большой энциклопедический словарь)

ИЗДАТЕЛЬСТВО, предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции. (Большой энциклопедический словарь)

ИЗДАНИЕ, произведение печати, самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее выходные сведения и предназначенное для распространения содержащейся в нем информации. (Профессиональное образование. Словарь. Вишнякова, 1999)

САМИЗДАТ: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него. (Владимир Буковский «И возвращается ветер…», NY, Хроника, 1978, стр.126)

Основным источником знаний в образовательном процессе является учебник. Первый учебник был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году. С тех пор и качество печати, и технологическая база, и методы представления информации значительно изменились – неизменным остался принцип издания учебной литературы.

Плюрализм или унификация учебников во много зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в нашей стране, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом.

Следует отметить, что учебники, учебные пособия, хрестоматии, практикумы и прочая подобная продукция никогда и нигде не «само издаются». Таким образом, неупорядоченные файлы, какими бы они мультимедийными не были, «сваленные в кучу» – не являются учебным изданием.

Изданием, мультимедийным, применяющим какую угодно систему визуализации информационного контента, является только учебный материал, прошедший издательский процесс, все издательские процедуры (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 - Пример электронной публикации учебного материала
(Следует обратить внимание на надпись справа вверху и внизу страницы, указывающее на то, что данная публикация осуществлена Хмельницким национальным университетом, Факультетом дистанционного обучения. Указание данных издателя является необходимым атрибутом любого издания)

Основными типовыми издательскими процедурами является следующая последовательность действий:

  1. подготовка автором исходного материала;

  2. редакционная обработка материала, разрешительные процедуры, сертификация;

  3. издание тиража, в том числе и web-публикации;

  4. распространение, в том числе и рекламные акции.

Редактирование и допуск к публикации в разное время осуществлялось разными структурами, будь то инквизиция или «ученый совет». Методы распространения так же менялись от примитивных типографских прессов, до электронных публикаций. Неизменными оставались и остаются процедуры издания.

Таким образом, учебным материалом, любой степени насыщенности мультимедийной составляющей, является только материал, прошедший процедуру издания.

1.1.2 Тестовые базы

БАЗА ДАННЫХ, организованная в соответствии с определёнными правилами совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области. (Когаловский М. Р.  Энциклопедия технологий баз данных. — М.: Финансы и статистика, 2002)

Тестовая база, это, прежде всего, сами тесты, вопросы и варианты ответов. Представлены тестовые вопросы могут быть в любом виде: в текстовом файле, в базе данных, и даже в электронных таблицах – кому как удобно (рис. 1.3). Важно только учитывать, что сама база тестов и публикация тестов – это не тождественные понятия.

Рисунок 1.3 – Пример фрагмента тестовой базы в текстовом редакторе

Очень частая ошибка организатора процесса обучения в том, что он принуждает авторов тестов использовать определенную программную платформу. В результате, когда программная оболочка теряет актуальность или перестает работать по иным причинам – вся тестовая база, наработанная годами, теряется.

Необходимо создавать базу тестов независимую от инструментов публикации, или, по крайней мере, важно принимать во внимание то, чтобы в программном обеспечении тестовой системы должна быть предусмотрена функция выгрузки тестовой базы в нейтральном формате, не привязанном к определенной тестовой оболочке.

Рисунок 1.4 – Пример публикации тестов на web-е

Правильно подготовленную тестовую базу можно опубликовать самыми разными способами, в том числе и на web-е (рис. 1.4).

Рисунок 1.5 – Вариант публикации тестовых вопросов в виде системы тестирования

Возможны публикации тестовой базы, интегрированной в систему обеспечения контроля знаний по предмету (рис.1.5). Данный вариант публикации предназначен для сдачи зачетов и экзаменов on-line.

Рисунок 1.6 – Публикация в виде варианта для работы off-line

Публикация может быть выполнена в виде исполняемого EXE-файла (рис.1.6). Публикация защищена от декомпиляции – внутреннее содержание файла кодируется. Целесообразно также реализовывать механизм блокировки и самоуничтожения файла после истечения определенного срока. Например, исполняемый файл прекратит свою работу к определенной, заранее в него заложенной дате, окончанию сессии, например.

Таким образом, создавая тестовую базу, необходимо учитывать, что создаваемый информационный продукт должен быть независим от методов его представления (публикации), иначе возможна ситуация потери огромного объема наработок, или владельцы тестовой базы на долгое время окажутся «подсажены» на программное обеспечение некоторой фирмы, как наркоман подсаживается «на иглу».

Следует помнить, что тестовая база, как и любая иная форма учебного материала, это не самиздат, а издание, проходящее все издательские процедуры.

1.1.3 Виртуальные лабораторные работы

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, мнимый, воображаемый; лат. realis - вещественный, действительный, существующий), высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем. (Словарь по естественным наукам).

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, Технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объем, движение и т.д.), симуляции их способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве. (Энциклопедия социологии)

Большую популярность получили виртуальные лаборатории, где с помощью 3D визуализации представлены сложные математические модели, адекватно отражающие условия изучаемых процессов, и обеспечивающие их фотореалистическое отображение (рис.1.7, 1.8, 1.9).

Рисунок 1.7 – Виртуальные лабораторные работы от фирмы Микрософт

Рисунок 1.8 – Красиво оформленная виртуальная лабораторная работа по физике

Рисунок 1.9 - Вид виртуальной лаборатории с установленными испытуемыми насосами

На рисунке 1.9 представлена модель имитации гидравлической схемы, разработанная на основе используемого на кафедре "Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности" Тюменского государственного нефтегазового университета методического материала. Фотореалистичная графика создана с помощью программы Discreet 3D Studio Max. Программный код написан на Microsoft Visual Basic. Виртуальные приборы реализованы при помощи компонентов Measurement Studio фирмы National Instruments. На данной модели студенты могут безопасно отрабатывать свои задачи, не рискуя повредить дорогостоящее оборудование. Более того: виртуальная модель позволяет имитировать аварийные процессы, которые в реальности просто невозможно воссоздать, не рискуя устроить катастрофу.

Конечно, создавать специализированную виртуальную лабораторию с использованием сложных моделей процессов - увлекательно, но дорого. Вот только собирать осколки дорогостоящей аппаратуры, или подвергаться риску взрыва учебного корпуса – может оказаться значительно дороже виртуальной имитационной модели.

Моделирование реальных процессов в виде виртуальных имитаций – одно из приоритетных направлений развития мультимедийных средств обучения.

1.2 Поддержка взаимодействия преподавателя и студента

1.2.1 Конференции, веб-форумы

КОНФЕРЕНЦИЯ, крупное совещание для обсуждения научных и других проблем. (Экономический словарь, 2007)

ФОРУМ, вообще место, на котором собирается много народа для суда и расправы или для торговли или же по какой-либо другой причине. (Классические древности, 2007)

Конференции и форумы – древнейшее средство человеческой коммуникации. Некогда они были очень популярными формами организации общения как между студентами и преподавателями, так и сугубо в студенческой среде. Форумы в виде заявленной темы и ее обсуждения в текстовом формате популярны и сейчас (рис.1.10), но для того, чтобы они имели хоть какую-то ценность, необходимы существенные затраты времени и средств на управление форумами.

Рисунок 1.10 – Пример университетского форума

1.2.2 Традиционная и электронная почта, списки рассылки

ПОЧТА, (от новолат. posta, сокращено из statio posita — станция с переменными лошадьми), государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных проб, посылок, денежных сумм (Словарь Брокгауза)

Еще до возникновения почтовой службы в привычном нам понимании, существовали профессиональные корпорации гонцов, обслуживающие, как правило, монастыри и… университеты. В XII—XIII веке славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы парижского университета Сорбонны. Гонцы университетской почты поддерживали связь между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам.

Старейшая на земном шаре Британская королевская почта основана Карлом I в 1635 году. В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е годы XIX века в Германии Густав Лангеншайдт (Gustav Langenscheidt) опубликовал свои Leh rbriefe(букв. «обучающие письма») в качестве самоучителя по языку для взрослых.

Так что применение почты в обучении – это тема, затрагивающая весьма давние пласты истории. Не устарело значение почты и в наши дни. Применение почтовых отправлений, как в бумажном, так и в электронном виде, сближает собеседников через расстояния. Но, что еще важней, помогает организовать каждому из поддерживающих диалог респондентов свое время, не вынуждая их к действиям “немедленно, здесь и сейчас”. Разнесенные в пространстве и времени люди имеют возможность общаться, вдумчиво готовя отправления и не менее внимательно, в удобное время, подготавливая ответы.

Рисунок 1.11 – Современные почтовые клиентские программы – это целые сервисные центры

Microsoft Office Outlook (рис.1.11) – почтовый клиент и органайзер, позволяющий планировать встречи, события, вести дневник и управлять задачами. Позволяет оповещать студентов о предстоящих мероприятиях, оперативно связываться с ними, организовывать свое рабочее и личное время, согласовывать встречи и мероприятия с коллегами.

Будучи ключевым компонентом учебного процесса, электронная почта остается достаточно сложным элементом в плане организационном. Менеджеру принять правильное решение, как и с помощью чего организовать почту – сложно. Цена ошибочного решения слишком высока.

Поэтому, прежде, чем использовать «бесплатные» почтовые сервисы, можно рекомендовать организаторам информационной среды учебного процесса применить принцип: «ориентируйтесь на лидеров!».

Microsoft Live@Edu – это экономичное решение по организации электронной почты для студентов и выпускников в домене вуза, а также набор пользовательских сервисов для взаимодействия и совместной работы.

Live@edu позволит Вам:

• создавать почтовые адреса всем студентам в домене вашего вуза;

• формировать сообщества (абитуриентов, студентов и выпускников) и упростить взаимодействие с ними, автоматизировав процессы набора, информирования и поддержания связей;

• улучшать взаимодействие со студентами и облегчать нагрузку на деканаты и методистов: формировать группы рассылок, приглашать на вузовские мероприятия, информировать о важных событиях, изменениях в расписании, зачетных и экзаменационных сессиях. Студенты становятся все более мобильными и предоставление информации по электронной почте в домене вуза является дополнительным конкурентным преимуществом;

• существенно экономить на лицензиях и поддержке почтовой инфраструктуры для студентов и выпускников при полном контроле за созданием и управлением учетными записями;

• обеспечивать студентам возможность эффективно планировать свое время с помощью встроенных календарей и планировщика событий, получать доступ к почте и другим сервисам через мобильный телефон;

• обеспечивать конфиденциальность данных учащихся и их большую безопасность при работе в сети;

• в отличие от обычных почтовых веб-сервисов, у пользователей Live@edu отсутствуют посторонние рекламные баннеры и сообщения в интерфейсе;

• сохранение адреса электронной почты выпускника по окончании учебного заведения дает возможность формировать сообщества выпускников и поддерживать связь с ними.

Сервисы Windows Live позволяют закрепить полученные знания и сделать ещё один шаг навстречу студентам и эффективным коммуникациям. Для работы с ними достаточно иметь подключение к Интернет. Расписание экзаменов и консультаций, задания, учебные материалы – вся эта информация будет надежно защищена и своевременно доступна для студентов и сотрудников вуза.

Задачи, решаемые при интеграции Live@edu и Microsoft Learning Gateway

• Существенная экономия на лицензиях и поддержке почтовой инфраструктуры для студентов и выпускников при полном контроле за созданием и управлением учетными записями.

• Защита от сбоев в решении вопросов документооборота. В отличие от традиционных on-line сервисов, при интеграции c MLG вся критически важная информация хранится во внутренней сети вуза с постоянным доступом – вуз не будет парализован в случае возникновения проблем с доступом в Интернет.

• Отсутствие дополнительных финансовых затрат на Интернет-подключения.

• Отделение персональных сервисов для повышения персональной производительности студентов от систем хранения и обработки критически важной информации учебного заведения на собственных серверах внутри вуза.

Выбирая решения и продукты лидеров отрасли, можно быть уверенным в перспективности принятых решений, избежать потерь в инвестициях, и быть уверенным в завтрашнем дне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальная программа комплексного социально-экономического развития городского округа «поселок Палана»

    Программа
    Рассмотрев представленный Главой городского округа «поселок Палана» проект Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития городского округа «поселок Палана» на долгосрочный период до 2015 года, руководствуясь

Другие похожие документы..