Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целями освоения дисциплины «Архивоведение» являются изучение архивного дела в России и за рубежом, формирование представлений о государственном архив...полностью>>
'Документ'
С чем связан интерес психотерапевта к этой теме? Несколько лет я веду блог, по простоте душевной инвестировав в него изрядное количество нематериальны...полностью>>
'Курс лекций'
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства Павлодарского государственного университета им. С. ...полностью>>
'Документ'
Основной капитал – капитал, не вступающий в процесс обращения (машины, орудия труда, здания и сооружения, земли, трудовые навыки и способности членов ...полностью>>

Урок мужества (1)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №28 города Томска

Урок мужества

Афганистан – наша боль.

Разработали:

Суханова В.В., учитель истории

Насонова Е.Ю., учитель литературы

Томск – 2009

Цель:

  1. Расширить знания учащихся о войне в Афганистане.

  2. Знакомить учащихся с героями афганской войны.

  3. Показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа.

  4. Воспитывать уважение к подвигу воинов-интернационалистов.

Оборудование.

  1. Компьютер.

  2. Видеопроектор.

  3. Компьютерная презентация по теме.

  4. Аудиозаписи.

  5. Экспонаты школьного музея «Томичи в боях за Родину»

Ход урока.

1. Звучит музыка к кинофильму «Девятая рота» Ф.Бондарчука. На экране молодые лица солдат. Музыка умолкает.

2. Инсценирование.

Ведущий: «В полупустом зале ожидания сидел офицер с дорожным чемоданчиком, а рядом с ним худой мальчишка в спортивном костюме, подстриженный под солдатскую «нулёвку», копал землю в ящике с фикусом.

Деревенские женщины: «Куда едете? Зачем? Кто вы?»

Офицер: «Сопровождаю домой солдата. С Кабула копает, что попадёт в руки, тем и копает: лопатой, вилкой, палкой, авторучкой».

Мальчишка-солдат (поднял голову): «Прятаться надо… Я для вас всех вырою щель…У меня быстро получается… Мы называли их братскими могилами… Большую щель выкопаю…»

Ведущий: «Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой «Афганистан». А может, ещё раньше. Когда на кладбище молодая мать стояла на коленях перед свежей могилой и кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери…»

3. Учитель литературы.

Это отрывок из книги Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики», книги, составленной из монологов тех, кто «прошёл Афганистан». Человеческие судьбы, целые жизни, перевёрнутые, искорёженные войной, утраченное здоровье, потеря друзей, вечная невыносимая память тех страшных лет.

4. Чтец.

Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Недрожащей рукой,

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

А.Вертинский.

5. Учитель литературы.

Вот на карте Афганистан. Сюда 27 декабря 1979 года был введен контингент советских войск для выполнения интернационального долга. 15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана.

А до этого почти 10 лет войны,10 лет боев, крови, страха,  подвигов. На  истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились  лучшие черты наших современников, солдат и офицеров.

Звучит «Реквием» В.А.Моцарта, и на фоне музыки ведущий зачитывает документ-справку.

6. Ведущий.

Документ- справка: «Потери личного состава ограниченного контингента советских  войск  в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля  1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й  армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, из них пропали без вести 312 человек. Кроме этого, военных советников- 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств- 584 человека».

7. Учитель истории.

 Кому же нужна была эта война? Как все начиналось?

В результате апрельской революции 1978 г. в Афганистане пришла к власти Народно- демократическая  партия Афганистана. Афганистан был объявлен Демократической  Республикой. Главой государства и премьер- министром назначается М.Н. Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Х. Амин. 19 июля Тараки и Амин ставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств. Наши советники, чтобы как – то  умиротворить Амина и Тараки, пошли на небольшую уступку- «полагали бы целесообразным в ближайшие дни направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолеты с советскими экипажами». 23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск в Кабул.

          Первый ведущий. 10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной тяжелой  болезни ( хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два  дня  до этого  задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина  более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бобрак  Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.

По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи. 25 декабря 1979 г. в 15 часов по московскому времени, в солнечный зимний день, начался ввод советских войск в Афганистан.

8. Ведущий.

Из воспоминаний афганца Юрия Буякова «Повезло из Афгана вернуться живым». «По афганскому календарю шёл 14 век. У них, действительно, было средневековье – страна погрузилась в межплеменные распри. А мы встряли в чужую войну. Но нам внушали: если бы не наши войска стояли в Афганистане, то американские. Это действовало гипнотически. Я понял, что под знамёнами марксизма-ленинизма в Афганистане собралась всякая шушера. Амин топил собственную страну в крови, а Кармаль боялся своего народа».

9. Ведущий.

Условия Афганистана мало напоминали привычные аэродромы и полигоны. Как гласила ориентировка Генштаба, «по характеру местности Афганистан – один из самых неблагоприятных для действий авиации районов». Впрочем, действиям и авиации, и наземных войск не благоприятствовал и климат. Зимой тридцатиградусные морозы внезапно сменялись затяжными дождями и слякотью, часто налетали пыльные бури, снижавшие видимость до 200 -300 метров и делавшие полёты невозможными.

Ещё хуже приходилось летом, когда температура воздуха поднималась до +52 С, а обшивка самолётов под палящим солнцем накалялась до +80С. Постоянная иссушающая жара, не спадавшая ни днём, ни ночью, однообразное питание и отсутствие условий для отдыха изматывали людей.

10. Инсценирование.

Привал. Четыре ученика-солдата, кто с жестяной банкой тушенки, кто с письмом от родных. Ведут разговор.

1- ученик: Опять жара за шестьдесят.

Пески взметнулись и висят.

И лезешь в бронетранспортёр,

Как в полыхающий костёр,

Выхватывая из огня

Боекомплект шестого дня.

А сколько их ещё –

2-ученик: спроси пустыню.

…Гудят «вертушки» день и ночь,

Они хотели б нам помочь,

Да разглядишь ли свысока

Среди проклятого песка,

Где разбежались и легли

Десяток тех, кто ближе шли.

А сколько их ещё –

3-ученик: спроси пустыню.

Во флягах кончилась вода –

Подбросят небом, не беда.

Беда, что бьют из кишлаков:

Они чужие средь песков,

Там богатеи правят всласть,

Плевать им на Кабул и власть.

И сколько их ещё –

4-ученик: спроси пустыню.

Шесть дней в песках искали тень,

Седьмой удачней выпал день -

Подул нам в лица, наконец,

Не пыльный ветер, а свинец:

С бархана, с гребня, с бугорка

Ударили три ДШК.

А сколько их ещё - спроси пустыню.

(В.Верстаков)

11. Учитель истории.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР как союзную помощь, поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков.

Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом как иностранная интервенция. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.

12. Ведущий.

Из воспоминаний майора Анатолия Девятьярова:

«Я начну не с самого начала. Я начну с того, когда всё рухнуло…Ходили на Джелалабад… Стоит у дороги девочка, лет семь. У неё перебита рука, висит, как у разрезанной тряпичной игрушки, на какой-то ниточке… Глаза-маслины неотрывно смотрят на меня… Я соскакиваю с машины, чтобы взять её на руки и отнести к нашим медсёстрам. Она в диком ужас, как зверёк, отскакивает от меня и кричит…Бежит и кричит, ручонка болтается, вот-вот совсем отлетит… Я тоже бегу и кричу… Догоняю, прижимаю к себе, глажу… Она кусается, царапается, вся дрожит… Словно её какое-то дикое животное схватило, а не человек… И меня, как громом, поражает мысль: она не верит, что я хочу её спасти, она думает – я хочу её убить…

Я ехал туда, глаза были, как у всех огненные: я там кому-то нужен…Как она от меня убегала… Как дрожала… Как боялась меня… Никогда не забуду».

13. Ведущий.

История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию заканчивались для завоевателей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, рода и клана существует своё ополчение, так называемая лашкара. Численность отрядов может составлять от десятка до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии бесперспективна, если речь не идёт о победе любой ценой. Даже незначительное кровопролитие вызывает здесь цепную реакцию, и по закону кровной мести за оружие берутся те, кто ещё вчера оставался в стороне от борьбы. Сопротивление нарастает со скоростью горной лавины. Этого не учли политики, принимавшие решение о вводе советских войск в Афганистан. Один из афганских лидеров говорил: «Вы не знаете наш народ! Если какое-то племя взялось за оружие, оно его уже не сложит. Единственный выход – всех уничтожить, от мала до велика. Такие у нас традиции».

14. Учитель литературы.

В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

15. Чтение отрывка из письма солдата.  

1-ученик.         

 «Здравствуйте, дорогие родители!

 Если вы внимательно посмотрите на обратный адрес, то должно быть, очень удивитесь – полевая почта. Да, это действительно так.  Я служу в Афганистане. Попал я в роту материального обеспечения. За  меня не волнуйтесь, буду писать редко за неимением времени».

Песня «Письмо матери».

16. Рассказ о воинах-афганцах томичах.

2-ученик.

Были на Афганской войне и воины-томичи.

Тонких Дмитрий Юрьевич родился 11 июня 1966 года. В городе Томске. Рос в переулке Карповском в старом дедовском доме. Школа для Дмитрия осталась как яркое впечатление. Особенно запомнилось дежурство на Посту № 1. Учеба в ПТУ №17, работа на Томском электроламповом заводе. Все эти годы Дмитрий настойчиво готовил себя к службе в армии. А служить ему хотелось только в Воздушно-десантных войсках. Поэтому он усиленно занимался спортом. Когда в 1984 году призвали в армию, то сомнений не было – только ВДВ. Учебная подготовка в Гайжюнае. И вот сержант ВДВ, Афган, 345 полк, Баграм. Служба оставила в памяти глубокий след. Любая война испытывает человека. Хорошего она делает сильнее и мужественнее. Так случилось и с Дмитрием. Пройдя множество испытаний (болезнь, контузию), он остался верен себе, сохранив качества характера: честность, порядочность, уважение к людям. Тонких Д.Ю. 3 раза принимал участие в Пандшерских операциях. Помнит, как приходилось уходить по горам из-под обстрела своих же орудий после корректировки, фактически вызывая огонь на себя. Дмитрий Юрьевич считает, что именно армейская служба закаляет мужчину, проверяет его на прочность, формирует характер и понятия долга, чести.

1-ученик:

Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом.

Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!

2-ученик.

После демобилизации Тонких Д.Ю. окончил юридический факультет Томского государственного университета, стал адвокатом. Ведет большую работу с молодежью.

3-ученик.

Геннадий Безменников родился 6 октября 1964 года в селе Зырянка Томской области. В 1968 году семья переехала в город Томск. Все детство и юность Безменникова Геннадия прошло на Черемошниках. Он был смышленым, легко учился, в пионерах был одним из заводил. Окончив школу, ушел в армию. Попал в Афганистан. Не струсил, честно нес службу. Безменников служил в разведроте. Многое пришлось пережить. Смерть ходила по пятам. Взрывы фугасов, минометные обстрелы…Гибель боевых товарищей. Но судьба была к нему благосклонна. Он вернулся с той войны живым в родной Томск.

Здесь сердцами встречая

свинцовую вьюгу,

Мы узнали почем и вода,

и слеза.

Протяни мне, собрат,

уцелевшую руку

И открыто посмотрим

друг другу в глаза!

17. 1- ученик.

Из письма Н. Паршина:

«…Мне очень трудно писать о гибели друга, а вернее, брата. В тот вечер, 20 августа 1981г., мы выехали на задание вместе, только на разных машинах. На нас напали душманы. Бой был с гранатомётами. Толю ранило, ему оторвало стопу правой ноги. В шоковом состоянии он находился в горящем танке…В санчасти во время переливания крови Толя умер, не приходя в сознание…»

18. Ведущий:

Им, двадцатилетним, жить бы да жить! А они с беззаботной улыбкой, с интересом оглядывая фантастические пейзажи, перешагнули границу, разделявшую не просто два государства, а нечто большее – жизнь и смерть.

19. Учитель литературы.

«Я ухожу, - сказал мальчишка ей сквозь грусть, -

Но ненадолго, ты жди меня, и я вернусь».

Ушел совсем… Не сделав в мире первый шаг.

Пришел домой в солдатском цинковом гробу.

Всего лишь час он до рассвета не дожил.

На грудь упал, на камни кровь свою пролил.

И принял смерть не в дни войны, а в мирный час.

Когда весна огонь любви зажгла для нас.

Рыдает мать, и словно тень стоит отец.

Ведь он для них еще юнец.

А сколько их, лишь сделав в мире первый шаг,

Пришли домой в солдатских цинковых гробах.

Еще вчера с девчонкой он своей гулял,

Дарил цветы и на гитаре ей играл…

И вот тогда, когда на камни он упал,

Девчонки той он имя кровью написал.

20. Ведущий.

В народе говорят: «Хорошо, если смерть настигает внезапно: ни боли, ни страданий, раздумий». Но бывает и по-другому.

21. Ведущий.

Из воспоминаний военного врача Сергея Лоскутова:

«Я завидовал коллегам, побывавшим в Афганистане: у них накопился колоссальный опыт. Где в мирной жизни его приобретёшь? Позади было уже десять лет работы хирургом в городской больнице большого города, но пришёл первый транспорт с ранеными, и я чуть с ума не сошёл. Рук нет, ног нет, лежит обрубок, который дышит. Что можно для него сделать? Или оторвано две ноги, внизу ничего нет – обожжённая кровавая яма. В садистских фильмах такого не увидишь. Молодые медсёстры не выдерживали. То плачет так, что заикаться начинает, то хохочет. Одна стояла и всё время улыбалась. Их отправляли домой…

22. Чтец.

Мы заполночь встали, не глядя на месяца лик,

И вышли по скалам, качаясь, как в цирке атлеты,

На гребень, где лёг, обессилев, на тёрн проводник,

А в небе рассыпалась лживая роза кометы.

Черны от обиды, не бриты, как ржавая степь,

Мы живы одною надеждой, как в песне поётся.

И смотрит бессонно в пустыню десантная цепь,

Где зондом разведки встаёт окаянное солнце.

Мы – дети камней, по которым не шастал потоп,

Мы – дети варанов, презрительных стражей пустыни.

Но тёмною ночью по кружеву бешеных троп

Приходят к нам сны – из Рязани, Уральска, Волыни.

По рыжему шёлку нахмуренной ряби песка,

По козьим помётам и тайным пастушьим пунктирам,

Как селезень синий, тревожно и влажно тоска

Из Белой Руси долетит… И – в слезах командиры.

…И всё-таки глянем, что там, в перемётных сумах

Везёт караван отражений, зеркальных и пряных?

А там, на горбах, только сны – только сны в сундуках.

Тревожные сны - о России, невестах и мамах.

23. Учитель литературы.

Это стихотворение М.Шелехов посвятил Виктору Дроздову, прапорщику Н-ской части Южной группы войск, и всем землякам-белорусам, павшим на земле Афганистана. Всего же на родную землю не вернулись более 13 тысяч воинов-интернационалистов. Впрочем, нет, они вернулись, но в цинковых гробах.

Звучит песня А.Розенбаума «Чёрный тюльпан».

Но и для тех, кто вернулся из Афганистана, казалось бы, живым и здоровым, война не прошла даром. Нередко приходится слышать о том, что люди, вернувшиеся из «горячих точек», озлоблены на весь мир и уже не могут жить по-прежнему в мирных условиях, а стремятся туда, где есть риск. Задумаемся: а могло ли быть иначе? Ведь перед их глазами прошли сотни, тысячи километров чужой боли. Не было в Афганистане солдата, которому был бы неизвестен тот факт, что голова советского офицера оценивалась в 300 тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днём обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем другого рода. И советские солдаты знали, что «сюрприз» можно ожидать от каждого, будь то старик, женщина или ребёнок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и «немирным» населением.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что это мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не входя «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави, мы сами разберёмся. Это наше дело».

Шурави – так называли местные жители советские войска.

24. Учитель истории.

Война длилась 9 лет один месяц и 19 дней. Миллион солдат и офицеров побывали на этой войне. Советские солдаты не выбирали эту войну, для них она была выполнением присяги, воинского долга. «Нет ни одной операции, которая была бы не выполнена, а результатов нет», - писал один из командиров.

А мальчики совсем не виноваты

Ни в том, что родились в шестидесятых,

Ни в том, что на планете нет покоя,

Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

А закончилась ли эта война для ребят из ограниченного контингента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?

25. Чтец.

Ну, что с того, что я там был,

В том грозном «быть или не быть».

Я это все почти забыл,

Я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне,

Война участвует во мне.

И пламя Вечного огня

Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить

Из этих лет, из той войны,

Уже меня не излечить

От тех снегов, от той зимы.

И с той землей, и с той зимой

Уже меня не разлучить.

До тех снегов, где вам уже

Моих следов не различить.

Ю.Левитанский

Звучит музыка из кинофильма «Девятая рота».

26. Учитель истории.

Пришел 1990 год, пришли новые проблемы, стали потихоньку забывать тех, кто вернулся. 1991 год – уход Горбачева в отставку, распад Советского Союза. 1994 год – начало военных действий в Чечне. А где же были те, кто вернулся на Родину? Они каждую ночь просыпались в холодном поту, вспоминая ужасы Афганистана. Война берет жертвы, калечит судьбы, ранит сердца и души.

«Афганцы» вернулись и оказались просто не нужны. Тогда и появилось общество войнов-афганцев. В 1992 году в Москве был создан Российский союз ветеранов Афганистана. Союз оказывает помощь семьям погибших, т. к. нет средств на оказание помощи всем членам Союза. Моральную травму «афганцам» наносит то, что о них просто забыли.

Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Война всегда война. Под ее черным покрывалом непременно окажется чей-то дом, чья-то семья.

27. Чтец.

Нам товарища спас верный бронежилет,

Товарищ  тот был восемнадцати лет.    

Поклянемся, друзья, не забыть тех парней,

Тех, кто жизни отдал на афганской земле.

Память в сердце о них сохраним навсегда,

 Если только самим жизнь подарит судьба.

28. Учитель литературы.

С мертвой душой возвращались домой герои-интернационалисты. Кто он, воин-афганец? О чем он думал на той войне, о чем переживал? Ответы пытается найти белорусская писательница Светлана Алексеивич в своей повести «Цинковые мальчики».

«Цинковые мальчики»… Так окрестили афганцы своих боевых друзей, что погибли и вернулись на Родину в цинковых гробах. Официально их называли груз «200».

И на томскую землю приходил груз «200». Погибли в Афганистане и наши земляки. На сегодняшний день, согласно предоставленным военным комиссариатом Томской области данным, на территории нашего региона проживает 1577 участников афганских событий. 47 томичей вернулись на родину в цинковых гробах.

С фотографий смотрят юноши, которым было чуть больше 19 лет.


Вы все хотели жить смолоду,
Вы все хотели стать вечными…
И вот войной перемолоты,
Ну а в церквях стали свечками.

(Озвучиваются имена погибших. Учащиеся выходят с зажженными свечами).

Это мужественные парни, с честью выполнившие свой интернациональный долг.

Почтим их память минутой молчания.

29. Чтец.

Всё в прошлое уходит та война,

Что билась по острогам Гендагуша…

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались наши души.

Как души тех, кто в цинковом гробу

С последней почестью вернулись к маме,

И тех, кто вспоминает про Кабул

С протезными ногами и руками.

30. Учитель литературы.

Мгновенье, стой! Ты слышишь этот звон –

Над Томском он прошел как тихий стон?

Хоть много ныне звона от церквей,

Но этот звон застыл в душе моей

Как долго его ждали Томичи…

И в этот миг он миру возвестил,

Что, наконец, открыт «Мемориал»

В честь сыновей, кто жизнь свою отдал!

В Томске есть мемориал, посвященный памяти воинов-интернационалистов, погибших в горячих точках на территории бывшего СССР и за его рубежами. Его возвели в микрорайоне Каштак, печально знаменитом тем, что здесь, в Каштачном рву, в 30-е годы было расстреляно несколько десятков тысяч так называемых "врагов народа".

Мемориал, строившийся семь лет, представляет собой композицию из черного мрамора: плиты с именами 151 павшего бойца и двойная 20-метровая стела, на вершине которой находится колокол. На мраморной плите также имеется надпись: "Памяти павших во имя живых, ради правды.

В Томске ведется строительство часовни имени Святого Георгия Победоносца. Часовню возводят в аллее на Каштаке у мемориала воинам, погибшим в локальных конфликтах, на деньги спонсоров и пожертвования томичей. Стоимость проекта – 30 миллионов рублей. Что касается самого проекта, то за основу был взят уже готовый проект часовни, установленной в Новокузнецке в память о погибших шахтерах. Храм в Томске планируется возвести к 20-той годовщине вывода советских войск из Афганистана, то есть к 15 февраля 2009 года. Как отметил архиепископ Томский и Асиновский, владыка Ростислав, среди томичей есть много героев – защитников Отечества, которые принимали участие, защищая родину и на фронтах Великой отечественной войны, и в более позднее время, находясь в горячих точках в Афганистане, в Чечне.

-Многие из них отдали свою жизнь, защищая наше Отечество, защищая правое дело. И нет больше той памяти, которая бы была выражена в созидании Храма Божьего или часовни, - сказал владыка. - Часовня или храм – это овеществленная молитва, памятник, который не просто напоминает о подвиге героев, это памятник, который напоминает нам о том, что мы должны следовать примеру тех, кто героически защищал наше Отечество. Святой великомученик Георгий Победоносец всегда почитался на Руси как покровитель воинства, доброго дела. Поэтому принято решение назвать часовню в честь Георгия Победоносца. Эта часовня будет местом молитвы, куда будут приходить близкие и родственники погибших. Владыка также отметил, что известные иконописцы из Троице-Сергиевой Лавры уже приступили к написанию главной иконы для томской часовни – иконы Святого Георгия Победоносца.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок мужества «Ради жизни на земле»

    Урок
    Формирование у учащихся целостного представления о Московской битве, определение ее места и роли в Великой Отечественной войне. Приобщение к изучению героического прошлого.
  2. Урок мужества «Неизреченная красота подвига»

    Урок
    2. Цели и задачи мероприятия. В.А. Сухомлинский писал: « Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества.
  3. Урок Мужества в 9 классе по теме «Подвиг столицы»

    Урок
    -самостоятельно и мотивированно использовать полученные знания о событиях 1941г. под Москвой на других уроках , часах общения, в написании рефератов и других творческих работ ;
  4. Урок мужества, посвященный сталинградской битве

    Урок
    Ведущий. 65 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной.
  5. Урок мужества «прикоснись к подвигу сердцем!»

    Урок
    О, Русская земля! Много ты видела на своем веку за долгие годы столетий. Бесчисленные полчища кочевых племен сли­вались в бесконечный поток татаро-монгольской орды.
  6. Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда

    Урок
    Учитель: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Другие похожие документы..