Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Работа Комитета в отчетный период была направлена на реализацию поставленной при его создании цели - консолидацию усилий предприятий, организаций и о...полностью>>
'Документ'
Специфика выполнения служебных задач ОВД в настоящее время требует от учебных заведений МВД Российской Федерации постоянно предъявляют повышенные тре...полностью>>
'Программа курса'
В соответствии с назначением основная цель курса состоит в том, чтобы дать студентам систему знаний в области реализации и взаимодействия двух ведущи...полностью>>
'Документ'
Виховання учнів в сучасній школі здійснюється в контексті національної і загальнолюдської культури, охоплює весь навчально-виховний процес, ґрунтуєть...полностью>>

Сценарий литературной игры «Умники и умницы»

Главная > Сценарий
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Чеховская «дуэль»

Сценарий литературной игры «Умники и умницы»

по произведениям А. П. Чехова

для учащихся 10-11 классов

автор-составитель: учитель высшей категории русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Коваленко Галина Владимировна

Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование»), в ходе которых из девяти участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ игроку вручается орден Шелкового Умника. Если его ответ неверен, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей-болельщиков). Перед началом состязания ведущий производит розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:

  1. Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он подвергает себя большому риску, так как не имеет права ошибаться.

  2. На желтой дорожке игрока ожидают три вопроса, зато здесь допускается одна неточность в ответе.

  3. Зеленая дорожка длиннее предыдущих. Ведущий задает выбравшему ее несколько вопросов, тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибаться дважды.

Вопросы задаются по очереди: от зеленой дорожки к красной. Судит состязание высокий ареопаг.

Первый агон

По произведениям А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч».

С целью розыгрыша дорожек ребятам предлагается вспомнить псевдонимы Антона Павловича (Антоша Чехонте, Человек без селезенки. Врач без пациентов, Брат своего брата, Юный старец, Улисс, Крапива, Старец Антоний, Макар Балдастов, Вспыльчивый человек, Гайка № 9, Дяденька, Шам-панский, Василий Спиридонович-Сволочев и др.).

Высокий ареопаг оценивает творческий вклад каждого игрока. На подготовку ответов отводится 2 – 3 минуты.

В зависимости от решения судейской коллегии соревнующиеся занимают игровые дорожки, после чего должны будут «узнать себя», то есть угадать тех литературных героев, в которых им предстоит перевоплотиться. Ведущий читает описание внешности персонажей А. П. Чехова, и когда «узнавание» успешно завершится, начинается основная часть игры.

Характеристика героя: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»

(Беликов, «Человек в футляре»).

Вопросы и задания:

  1. Г-н Беликов, почему коллеги побаиваются вас, ведь вы стремились поддерживать добрые отношения с товарищами?

(Было у него странное обыкновение – ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами»).

  1. Скажите чей портрет стоял у вас на столе?

(Моей невесты, Вареньки Коваленко.)

  1. Вы так благосклонно относились к Вареньке. Что же вдруг изменило ваше мнение о ней?

(…Катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька, тоже на велосипеде… Ему стало так нехорошо, что на другой день он «с занятий ушел, что случилось с ним в первый раз в жизни. И не обедал.»)

Характеристика героя: «…постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло…»

(Николай Иванович Чимша-Гималайский, «Крыжовник»).

Вопросы и задания:

  1. Г-н Чимша-Гималайский, вы ради мечты о своем имении оставили службу. Где вы служили, позвольте узнать?

(…Тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он все сидел на одном месте, писал все те же бумаги…)

  1. Как, по вашему мнению, выглядит идеальное имение: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник?

  2. Николай Иванович, говорят, о своей душе вы заботились солидно, по-барски, добрые дела творили не просто, а с важностью?

(…Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно…Обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие.)

Характеристика героя: «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Любил шутить и острить»

(Иван Петрович Туркин. «Ионыч»).

Вопросы и задания:

  1. Всем известно, г-н Туркин, что вы шутник. Как вы развлекали своих уже уходящих гостей?

(…лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

- А ну-ка, Пава, изобрази! – сказал ему Иван Петрович.

Пава встал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

- Умри, несчастная! (И все захохотали.)

  1. Видя, что гость стал задумчив и скучен, вы читали ему письмо о том, что в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость. Кто прислал вам такое смешное письмо?

(Немец-управляющий)

Второй агон

По произведениям А. П. Чехова «Душечка», «Дама с собачкой», «Анна на шее».

Чтобы разыграть дорожки, ведущий предлагает игрокам после 2 -3 минут обдумывания провести заочные экспромт-экскурсии по чеховским местам, используя заранее подготовленные книги и иллюстрации.

Характеристика героини: «…это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее розовые щеки, на мягкую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая была на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» - и тоже улыбались»

(Оленька, «Душечка»).

Вопросы и задания:

  1. Оленька, вы не можете жить, не любя кого-то. А кого вы любили до встречи с антрепренером Кукиным?

(Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка.)

  1. Вы, Оленька, говорили своим знакомым, что самое замечательное, самое важное на свете – это театр. Что же вы ставили в своем театре?

(Вчера у нас шел «Фауст наизнанку», и почти все ложи были пустые, а если бы мы с Ванечкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду», приходите.)

  1. Отчего, Оленька, вы всю ночь не спали, горели как в лихорадке, а утром послали за пожилой дамой?

(Влюбилась в управляющего лесным складом, купца Бабакаева Василия Андреевича, пустослова, за которого и вышла замуж)

  1. Почему вы так боялись телеграммы из Харькова?

(…Телеграмма могла быть только от матери Саши, которая решила потребовать его к себе. От этого я приходила в отчаяние. Я ведь так его любила.)

Характеристика героини: «…по набережной прошла молодая дама, невысокого роста, блондинка в берете; за нею бежал белый шпиц»

(Анна Сергеевна фон Дидериц, «Дама с собачкой»).

Вопросы и задания:

  1. Анна Сергеевна, вы приехали в Ялту из С. Вы всегда жили в этом городе?

(«Нет, я выросла в Петербурге, вышла замуж и переехала в С., где живу два года на Старо-Гончарной улице».)

  1. Помните, как вы, уезжая из Ялты, прощались с Гуровым?

(Я не плакала, но была грустна, точно больна, и лицо у меня дрожало. Гурову я сказала: «Я буду о вас думать… вспоминать. Господь с вами, оставайтесь. Не поминайте лихом. Мы навсегда прощаемся, это так нужно, потому что не следовало бы вовсе встречаться»)

  1. Где вы останавливались, приезжая в Москву из С.?

(В «Славянском базаре», и тотчас же посылала к Гурову человека.)

Характеристика героини: «…умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно… Унаследовала темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться»

(Анна, «Анна на шее»).

Вопросы и задания:

  1. Анна, ваш муж, Модест Алексеевич, был скуп и денег вам не давал. Почему же он делал вам дорогие подарки?

(…Зато он дарил Ане кольца, браслеты и броши, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день. И часто он отпирал ее комод и делал ревизию: все ли вещи целы.)

  1. Анна, что изменилось в вашей жизни после зимнего бала в дворянском собрании?

(…После у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро…Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеевича и тратила его деньги, как свои, …посылала ему счета или записки: «немедленно уплатить»)

Третий агон

По произведениям А. П. Чехова «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста».

Разыграть дорожку поможет конкурс на лучшего чтеца. Предлагаются три стихотворения А. П. Чехова.

Актерам – ремесленникам (экспромт)

На сцене вижу я премного

Так называемых артистов.

Им несть числа, и мне, ей-богу,

Не до статистики статистов!

Разочарованным

Минутами счастья,

Верьте, не раз

Живет, наслаждаясь,

каждый из нас.

Но счастья того мы

не сознаем –

И нам дороже лишь память о нем.

Милого Бабкина яркая звездочка!

Юность по нотам allegro

промчится,

От свеженькой вишни

останется косточка.

От буйного пира – угар и горчица.

Характеристика героя: «Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно…с тех пор как закончил университет. По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный человек»

(Алехин, «О любви»).

Вопросы и задания:

  1. Г-н Алехин, по какому делу вы стали охотно бывать в городе?

(Меня здесь выбрали в почетные мировые судьи…приходилось наезжать в город и принимать участие в заседаниях и съездах окружного суда. Я охотно знакомился…Самым основательным и, правду сказать приятным было знакомство с Лугановичем, товарищем председателя суда, и тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича).

  1. Лугановичи дарили вам подарки. Вас это смущало?

(Да. Взамен этих подарков я посылал из деревни битую птицу, масло, цветы.)

  1. О чем вы думали, г-н Алехин, расставаясь с Анной Алексеевной?

(Я думал, как мы несчастны, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить из высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель…или не нужно рассуждать вовсе.)

Характеристика героя: «…помещик, молодой человек, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво…Он жил в саду во флигеле»

(Белокуров Петр Петрович, «Дом с мезонином»)

Вопросы и задания:

  1. Петр Петрович, от чего вам тяжелее всего в жизни?

(Тяжелее всего…что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия.)

  1. А в чем, по-вашему, г-н Белокуров, состоит хорошее воспитание?

(Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-то другой.)

  1. Вы неинтересно живете, г-н Белокуров. Отчего, например, вы до сих пор не влюбились в Лиду?

(Вы забываете, что я люблю другую женщину…Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами.)

Характеристика героя: «Он был все такой же, как и прошлым летом: бородатый, со всклокоченной головой, все в том же сюртуке и парусиновых брюках, все с теми же большими прекрасными глазами; но вид у него был нездоровый, замученный, он и постарел, и похудел, и все покашливал»

(Саша, «Невеста»).

Вопросы и задания:

  1. Почему, Саша, вы убеждали Надю, юную и чистую девушку, что жизнь ее нечиста?

(…Нечиста, безнравственна эта ваша праздная жизнь…Поймите же, ведь если, например, вы, и ваша мать, и ваша бабулька ничего не делаете, то, значит, за вас работает кто-то другой, вы заедаете чью-то жизнь, а разве это чисто, не грязно?)

  1. Какие люди, по вашему мнению, интересны и нужны?

(Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие божье на земле.)

Блиц-конкурс для вышедших в финал

  1. Рассказ Чехова, в котором описан «рыбный день».

(«Налим»)

  1. Повесть Чехова, которую называют стихами в прозе.

(«Степь»)

  1. Как назывался сборник рассказов Чехова, за который в 1888 году ему была присуждена Пушкинская премия?

(«В сумерках»)

    1. Какая книга А. П. Чехова имеет географическое название?

(«Остров Сахалин»)

    1. Можно ли пересолить собственный рассказ?

(«Пересолил»)

    1. Назовите несколько рассказов Чехова, связанных с медициной.

(«Ионыч», «Попрыгунья», «Цветы запоздалые», «Враги», «Хирургия»)

  1. Помогите вспомнить лошадиную фамилию.

(Овсов)

  1. Назовите последний рассказ Чехова.

(«Невеста»)

  1. В каком рассказе герои теряют имена из-за своей комплекции?

(«Толстый и Тонкий»)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гусарова Любовь Ивановна, учитель биологии моу оош с. Колдаис Мероприятие проводится по примеру телевизионной игры «Умники и Умницы». Входе игры используются: дополнительная литература

    Литература
    Мероприятие проводится по примеру телевизионной игры «Умники и Умницы». В ходе игры используются: дополнительная литература по биологии, физическая карта полушарий, открытки и рисунки с изображением птиц, значки «Умник и Умница».
  2. Чеховский вестник №20 Москва, 2006 г

    Документ
    «Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. Программа | "Встречи в комнате сказок" литературная викторина | "Гуляй, Масленица!" Сценарий масленичного гулянья | "День рождения Бабы Яги" веселая прогулка для группы продленного дня

    Программа
    Масленица!" Сценарий масленичного гулянья | "День рождения Бабы Яги" веселая прогулка для группы продленного дня | "Деревенские посиделки" фольклорный праздник | "Джунгли зовут!" конкурсная программа
  5. План мероприятий территориальных органов культуры по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения А. П. Чехова Москва

    Документ
    «Сложность простоты А.П.Чехова» - научно-практическая конференция с участием Российской Государственной библиотеки, Государственного литературного музея, Института философии Российской Академии наук, Московского государственного университета

Другие похожие документы..