Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты отделов производственного снабжения и сбыта, профессионального обучен...полностью>>
'Документ'
3 октября 1895 года в семье старообрядцев Есениных из села Константиново Рязанской области родился сын, которого назвали Сергеем. Детские впечатления ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреж...полностью>>
'Программа'
Беларусь рассчитывает на пролонгацию немецкой Программы поддержки, БелаПАН, 14.09.2007http: news.by/ /2007-09-14/38632/, http: naviny.by/rubrics/soci...полностью>>

Формирования рынка мяса в республике таджикистан

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организационная структура и инфраструктура как составные части рыночного механизма регионального АПК требуют управления. Не должно быть стихийного характера менеджмента, маркетинга, ценового механизма, конкуренции. Важнейшей задачей управления региональным агропромышленным комплексом является достижение высоких конечных результатов через установление и поддержание пропорциональности и сбалансированности между сельским хозяйством и другими отраслями АПК.

При формировании инфраструктуры аграрного рынка необходимо обращать внимание, прежде всего, на развитие упаковочной промышленности (ведь в настоящее время значительная часть мясной продукции реализуется не только неупакованной, но даже не прошедшей предварительной переработки); транспорта - территориальная рассредоточенность товаропроизводителей не должна ограничивать их возможность доступа на оптовые и розничные продовольственные рынки региона, наличие развитой транспортной системы усиливает конкурентную среду аграрного рынка, тем самым побуждает товаропроизводителей к поиску новых технологий, позволяющих с прибылью производить и реализовывать свою продукцию.

Существенную роль в рыночной инфраструктуре играют также маркетинговые и рекламные фирмы, оказывающие свои услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям. Развитие рекламной деятельности в аграрном секторе необходимо в силу пространственной рассредоточенности предприятий, производящих, перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продук-цию; большого ассортимента продукции, небольших сроков их хранения. Также необходимым элементом инфраструктуры регионального аграрного рынка должна стать информационная служба, осуществляющая мониторинговую деятельность на рынках продукции и распространяющая информацию заинтересованным сторонам - агентам регионального рынка.

Соответствующее место в рыночной инфраструктуре должны занимать организации, занимающиеся юридическим обслуживанием участников рынка.

Оптимальная схема инфраструктуры регионального рынка мяса, на которую следует ориентироваться, представлена на рисунке 1.

Посреднические функции возлагаются на разнообразные торговые предприятия, а также вспомогательные службы, специализирующиеся по товарам, характеру и объему торговых операций. Особая роль здесь отводится оптовой торговле - аккумулятору товарной массы. В структуре регионального рынка необходимо главенствующую роль отвести оптовым продоволь-ственным рынкам (ОПР).

В условиях спада производства отечественных продуктов питания, разрыва хозяйственных связей в продовольственном комплексе регионов, ОПР становится фактором стабильности региональной экономики и гарантом продовольственной безопасности.

Большинство промышленно-развитых стран имеют раз-витую концептуальную и законодательную базу продоволь-ственной безопасности. Так, в Германии, аграрная политика официально объявлена важнейшей составной частью государс-твенной политики и ее цели рассматриваются как приоритетные.

Рис. 1. Схема модели рыночной инфраструктуры аграрного рынка

Автором доказано, система распространения рыночной информации в АПК РТ, осуществляющей мониторинг состояния аграрных рынков, где мониторинговая деятельность, прежде всего, связана со сбором и распространением рыночной информации. Развитие рынка требует создания системы информационного обеспечения (рис. 2).

Основными источниками информации в предлагаемой системе должны стать показатели органов государственного управления. Необходимые данные могут быть получены от разных региональных организаций, агентств, оптовых продоволь-ственных рынков, агропромышленных объединений и комби-натов, перерабатывающих предприятий.

Рис. 2. Движение рыночной информации в АПК

В третьем положении, выносимом на защиту, рассмотрены причины сдерживающие развитие предпринимательской деятель-ности в сфере рыночного обращения мясо и мясопродуктов.

Неотъемлемой частью рыночной структуры аграрного рынка является региональная инфраструктура рынка, то есть обслу-живающие сельскохозяйственных товаропроизводителей банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и т. д.

Рынок мяса является частью аграрного рынка и классифицируется как товарный рынок. Рыночная структура регионального рынка мяса говядины включает в себя все расположенные в данном регионе сельскохозяйственные пред-приятия, занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота, производством кормов, поставляемых в хозяйства, занимающиеся откормом, промышленные предприятия, производящие средства производства, необходимые для осуществления технологических процессов при производстве мяса и продуктов его переработки, предприятия заготовляющие скот, транспортирующие сырьё и готовую продукцию, перераба-тывающие, хранящие и реализующие мясо и мясопродукты.

Региональный рынок мяса представляет собой системный процесс товарообмена между продавцами и покупателями. Как отмечает 3. И. Саетгалиев, под региональным рынком мяса говядины следует понимать совокупность социально – экономии-ческих отношений в сфере обмена, посредством которых происходит реализация скота, мяса и мясопродуктов на территории региона. Региональный рынок заключат в себе все виды сделок и формы реализации указанных товаров.

В большинстве регионов формирование аграрного рынка идет путем создания оптовых продовольственного и сырьевого рынков, а также рынков средств производства и услуг для сельского хозяйства. Формируемые оптовые продовольственные рынки на практике бывают двух типов:

  • регулируемые — создаются при финансовой, органи-зационной и технической поддержке региональных властей;

  • нерегулируемые, т.е. стихийные, организованные товаропроиз-водителями или частными посредниками и торговыми органи-зациями в местах производства продукции и рядом с транспортными путями.

Исследования показывают, что наращивание рынка мяса зависит от значительного количества факторов. Наиболее существенным фактором, влияющим на увеличение производства мяса является обеспечением в животных разнообразными и высококачественным кормами. Установлено, что достижения сбалансированного кормления, особенно откормочного пого-ловья позволяет резко повысит продуктивность животных и сократить расходы кормов на единицу конечной продукции.

Другим не менее важным фактором сдерживающим уровень роста производства мяса и насыщения рынка ими породами скотов поголовья. При этом следует иметь виду, что оплата корма при производстве мяса всегда выше у породистых животных мясного направления. Следовательно, в республике в продовольственном рынке мяса произойдут существенные изменения лишь при выращивание породистых высоко-продуктивных животных. Кроме того, на повышение продук-тивности животных определенное влияние оказывает система содержания и ухода за животными, своевременное и качественное проведение зооветеринарных мероприятий.

В результате влияния этих и других факторов уровень роста мяса и мясопродуктов отечественного производства низкий, что явилось основной причиной, сдерживающей развитие предпри-нимательской деятельности на рынках мяса и мясопродуктов.

Дальнейшее развитие рынка мяса и мясопродуктов должно базироваться на современной материально-технической базе, разработке и применении высокоэффективных и автоматизи-рованных технологий, предполагающих рациональное исполь-зование сырья, снижение потерь, безотходную переработку сопутствующей продукции убоя.

Схематически процесс функционирования мясного рынка представлена на рисунке 3.

Управление (регулирование)

Пр оиз водство мяса и мясопродуктов

Процесс товарообмена

Спрос

потребление

Предложение

Скот, мясо, мясопродукты >

< Деньги < информация >

Обратная связь

Рис. 3. Схема функционирования рынка мяса и мясопродуктов.

Как показано в представленной схеме, рынок мяса должен быть управляемым. Основная роль в регулировании процессов, происходящих на мясном рынке должна принадлежать государственным органам (прежде всего подведомственным Министерству сельского хозяйства).

Между спросом и предложением на указанном рынке важное место занимает наличие обратной связи, в качестве которой выступает равновесная цена. Региональные особенности развития рыночных экономических отношений определяют отличительные черты формирования аграрных рынков.

Прежде всего, эти особенности заключаются в специфике регионального характера производства, реализации и потребления сельскохозяйственной продукции. В структуру аграрного рынка, на наш взгляд, помимо указанных П. Ф. Парамоновым составляющих необходимо включить также рынки земли, средств производства, труда и др. Схематически такая структура регионального аграрного рынка изображена на рисунке 4.

Рис. 4. Составляющие элементы регионального аграрного рынка

Исходя из представленной схемы можно сформулировать основные функции регионального аграрного рынка:

  • обеспечение населения региона качественными продуктами питания;

  • снабжение перерабатывающих предприятий сельскохозяй-ственным сырьём;

  • снабжение аграрных предприятий средствами производства, трудовыми и финансовыми ресурсами, различными услугами;

  • стимулирование эффективности воспроизводственного про-цесса путём перераспределения основных производственных ресурсов лучшим товаропроизводителям;

  • обеспечение социальной защиты сельского населения;

  • увеличение объемов регионального производства сельско-хозяйственной продукции и сырья, обеспечение региональной продуктовой безопасности и др.

В четвертом положении, выносимом на защиту, рассмотрены вопросы развития мониторинговой деятельности на республи-канском рынке мяса и предложена схема развития данного направления контроля за состоянием рыночных преобразований.

Развитие рынка продовольствия на региональном уровне, также как и в общегосударственном масштабе, не представляется возможным без оказания должного внимания вопросам контроля за ходом реформ социально-экономических процессов в агропродовольственном ком-плексе страны. Только хорошо налаженная система наблюдения за ходом изменений в состоянии регионального рынка позволяет своевременно корректировать законодательную базу и стра-тегическое направление развития реформ АПК. Отслеживание динамики развития процесса социально-экономических преобра-зований на региональном уровне имеет огромную практическую значимость, так как мониторинг является начальным звеном в системе анализа и выработки действий, направленных на достижение требуемых показателей развития рынка.

В системе мониторинга можно выделить объекты, в качестве которых выступают, применительно к региональному рынку аграрной продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабаты-вающие сельскохозяйственную продукцию предприятия, организации и предприятия, входящие в состав инфраструктуры аграрного рынка и субъекты мониторинга -то есть предприятия, организации и ведомства, осуществляющие наблюдение за ходом процессов, происходящих в сфере производства, обмена и потребления сельскохозяйственного сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке региона.

При организации мониторинга используются также принципы репрезентативности и экономичности, то есть собираемая информация должна быть представительной, позволяющей использовать её для оценки процессов и явлений при минимальном объеме проводимых наблюдений.

Мониторинг среды функционирования субъектов рынка мяса и мясопродуктов включает в себя следующие элементы:

  • процедуру установления географических и продуктовых границ рынка;

  • определение состава продавцов и покупателей;

  • изучение существующих объемов производства;

  • расчет количественных индикаторов, индикаторов интенсивности
    конкуренции;

  • выявление особенностей развития рынка.

Мониторинг является постоянным процессом, который все более (в идеале) становится неотъемлемой частью цикла выполнения программы или проекта.

Мониторинг регионального аграрного рынка включает в себя, прежде всего, процедуры сбора и обработки информации о состоянии рынка, то есть отслеживаются конъюнктурные показатели: объем спроса и предложения, динамика цен, рассматривается также состояние всех операторов (контра-гентов) указанного рынка.

Огромный объем показателей, которые необходимо отслеживать при осуществлении мониторинга, определяет состав субъектов мониторинга. Среди них можно выделить три основные группы: государственные органы мониторинга, коммерческие организации и непосредственно предприятия, функционирующие на рынке. Упрощенная схема состава субъектов мониторинга аграрного рынка представлена на рисунке 5.

Субъекты мониторинговой деятельности

Государственные органы

Коммерческие и некоммерческие организации

Предприятия



Органы государственной статистики

Консалтинговые фирмы

Маркетинговые отделы


Маркетинговые компании

Информационные службы

Органы государственного управления сельским хозяйством

Аудиторские фирмы




Ассоциации произ-водителей, переработчиков и продавцов сельскохозяй-ственного сырья


Рис. 5. Субъекты мониторинга аграрного рынка

Основу системы мониторинга аграрного рынка составляют органы государственной статистики и специализированные отделы в составе Министерства сельского хозяйства Республики Таджикистан. Так, в управление экономики Министерства сельского хозяйства существует отдел ценовой политики и мониторинга цен. Однако стоит отметить, что объем отслеживаемых показателей и периодичность сбора информации определяются существующей системой сбора статистической информации.

Больший объем параметров отслеживается коммер-ческими организациями, однако данные их мониторинговых исследований не находятся в свободном доступе для всех заинтересованных сторон, а распространяются на коммерческой основе. Исключение здесь составляют ассоциации и союзы производителей, переработчиков и продавцов сельскохозяй-ственной продукции. Ассоциации осуществляют ежедневный мониторинг состояния рынка мяса, а полученные данные предоставляет всем участникам Союза (табл. 2).

Таблица 2.

Производства мясо во всех категориях хозяйств (в живем весе, тонн)

годы

2009г. в % отношение к 2005г.

2005

2006

2007

2008

2009

ГБАО

6093

6295

6640

7016

7506

123,2

Согдийская область

28153

28504

29066

31216

31810

11,3

Хатлонская область

48656

51587

55190

60649

63521

130,5

РРП

24540

25907

28109

30910

31513

128,4

Республика Таджикистан

107442

112293

118990

129791

134350

125,4

Источник: Расчеты автора по данным -Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе., 2010. –С. 54.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что объем производства мяса сельскохозяйственными предприятиями всех категорий за исследуемых периоды совершенно недостаточно для удовлетворения потребности населения.

Поэтому производство продукции животноводства на душу населения далеко от нормативной физиологической потребности (табл. 3).

Таблица 3

Динамика производства продукции животноводства на душу населения

в Республике Таджикистан кг.

Наименование

продукции

Годы

2009г. в % отношение к 1991г.

1991

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Мясо

(в уб. весе)

26,9

6,7

7,7

7,8

8,9

8,2

8,8

9,3

34,5

Молоко

104,9

69,2

77,8

72,2

77,5

80,9

81,8

87,4

83,3

Яйца (шт.)

81,1

8,6

12,3

14,3

15,0

15,4

20,6

26,2

32,3

Источник: Расчеты автора по данным -Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе. 2010. –с. 17.

Как видно из таблицы 3 в 2009г. еще не достигнуто уровня производства 1991 по мясо, молоко и яйца. Данные таблица свидетельствует о том, что имеется существенный резерв увеличения производства мяса, молоко и яиц в сельском хозяйстве республики.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо совершенствовать структуру и инфра-структуру рынка. Здесь особое внимание следует уделять развитию рынка земли, финансового рынка, рынка услуг сельско-хозяйственным товаропроизводителям. Важное место в развитии рынка мяса говядины и продуктов его переработки должно занять формирование системы оптовых продовольственных рынков.

2. Особое внимание необходимо уделить созданию системы мониторинга аграрного рынка. Здесь основным направлением должно стать создание специализированного государственного органа сбора и распространения информации о состоянии аграрного рынка; расширение объема отслеживаемых показателей и периодичности их сбора.

3. Развитие рынка мяса говядины и продуктов его переработки в республике должно происходить на основе кооперации и интеграции крупных сельскохозяйственных объединений, заключающих в себе весь цикл производства: от получения сырья и до реализации конечному потребителю готового продовольствия. Опыт существующих объединений подобного типа показывает их эффективность в условиях конкурентного рынка.

4. На дальнейшее развитие регионального рынка мяса и продуктов его переработки, несомненно, будут оказывать влияние мировые тенденции рынка мясной продукции. Поэтому настоятельно необходимо внедрения новейших генетических технологий, позволяющих улучшать продуктивность скота, широкое распространение специализированных мясных пород. Необходимо принять меры по совершенствованию ветеринарного обеспечения поголовья крупного рогатого скота с целью не допущения проникновения заболеваний, способных полностью уничтожить региональное производство мяса.

  1. Развитие регионального рынка мяса и продуктов его переработки требует совершенствования технологий переработки мясного сырья. Мощности перерабатывающих предприятий используются лишь на четверть, в то время как в небольших подсобных цехах значительная часть мясных субпродуктов не используется и идет в отходы. Внедрение современных малоотходных технологий позволяет решить задачи по снижению потерь, увеличению количества и качества мясной продукции и, как следствие, повышению экономической эффективности произ-водства. Совершенствование технологий переработки мясного сырья, будет способствовать насыщению рынка высоко-качественной продукцией в широком ассортименте и способ-ствовать решению продуктовой безопасности.

  2. Предприятиям -агентам мясного рынка необходимо создавать развитую систему маркетинга, которая позволит решить проблему наиболее полного и быстрого удовлетворения спроса потребителей на продовольствие. Внедрение системы маркетинга позволит создавать новые виды продукции, расширять номенклатуру и ассортимент продуктов переработки мяса, совершенствовать тару и упаковку продукции. В конечном итоге реализация маркетинговых мероприятий повысит конку-рентоспособность производителей, улучшит их финансовое состояние за счет получения дополнительной прибыли.

7. Необходимым является совершенствование системы государственного регулирования аграрного рынка. При этом управление может основываться на методах административного и экономического воздействия. Преимущество должно оставаться за экономическими методами, в ряду которых можно отметить развитие системы льготного кредитования товаропроиз-водителей, широкое внедрение лизинга основных производ-ственных средств, применение государственного заказа. Следует развивать систему планирования производства сельскохозяй-ственной продукции в масштабах регионов и всей страны, однако эти планы должны иметь не директивный, а индикативный характер.

8. Органы государственного управления при составлении государственного заказа, определении приоритетных объектов инвестирования, формировании инфраструктуры должны учитывать сезонность сельскохозяйственного производства. При этом переработчики мясной продукции должны создавать запасы сырья, позволяющие равномерного использования перераба-тывающие мощности в течении года. Производители мяса должны снизить сезонность производства за счет совер-шенствования технологий производства, прежде всего путем совершенствования кормовой базы, внедрения монокормов, развития культурных пастбищ, применения кормовых добавок.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Абдуллоев А.Х. Роль маркетинга в развитии продовольственного рынка Таджикистана. //Вестник Таджикского национального университета. Душанбе 2008. -№2 (47).-0,28 п.л. (0,25 п.л. авторского текста).

2. Абдуллоев А.Х. Сущность и структура аграрного рынка. / Материалы научно-практической конференции /Проблемы финансово-бюджетных отношений в Республике Таджикистан. Душанбе, 2008. -1,5 п.л.

3. Абдуллоев А.Х. Финансово-кредитная и налоговая политика в системе регулирования рынка продукции животноводства. Материалы республиканской научно-практической конференции / Проблемы развития учета, аудита, анализа и статистики в условиях рыночной экономики, Душанбе, 2010, -0,25 п.л.

4. Абдуллоев А.Х. Прогнозирование конъюнктуры регионального рынка продукции животноводства. //Вестник Таджикского национального университета, Душанбе, 2010. №8. -0,29 п.л.

5. Абдуллоев А.Х. Конкурентоспособность производства продукции животноводства. Методика оценки и направление повышения. /Международная научно-практическая конференция экономической рост в условиях глобализации. Душанбе, 2010, -0,13 п.л.

6. Абдуллоев А.Х. Государственное регулирование сельско-хозяйственного производства в Республике Таджикистан. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников ТНУ. Душанбе, 2010. -0,15 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительства Республики Таджикистан. Кроме того, Всемирный банк не гарантирует точности или полноты данных и анализа в этой работе. Оглавление Cписок сокращений II Глоссарий III краткое содержание

    Краткое содержание
    Сади Одинашоева, Дорин Вндеркёр, Фаридуна Гаибова, Умеджона Солиева, Гульнисо Некушоевой, Чада Диара, Кристиана Хергартена, команды сотрудников НПО ЦАГП Кухистон и команды ВОПТС в Бёрне
  2. Республика таджикистан: либерализация торговли, вто и устойчивое сельское хозяйство душанбе, 2005 г

    Доклад
    Республика Таджикистан расположена в юго-восточной части Средней Азии, точнее на 39 градусе к северу и 71 градусе к востоку в Центральной Азии. Территория республики вытянута на 700 км с запада на восток и на 350 км с севера на юг.
  3. Формирование и развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве Республики Таджикистан

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета Д 050. 005. 01 при Институте экономики сельского хозяйства Таджикской академии сельскохозяйственных наук по адресу: 734049, г.
  4. Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка Душанбе-2009 Альтернативный доклад

    Доклад
    Альтернативный Доклад о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка был подготовлен ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности».
  5. Организационно-экономические основы развития потребительской кооперации республики таджикистан

    Автореферат
    Защита состоится 12 ноября 2009 г. в 1100 часов на заседании диссертационного совета Д 513.003.01 при Сибирском университете потребительской кооперации по адресу: 630087, Новосибирск-87, проспект К.

Другие похожие документы..