Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В предлагаемой электронной версии исправлены замеченные ошибки и опечатки. Пагинация (т.е. порядковая нумерация страниц) соответствует «бумажному» из...полностью>>
'Лекции'
1. Жанр рецензии на рецензию, т.е. текста о тексте о тексте, противоречив сам по себе: с одной стороны, зачем тратить время на то, что уже почти разж...полностью>>
'Закон'
Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности бюджетной сферы Лухского муниципального района Ивановской ...полностью>>
'Доклад'
Он задал этот вопрос председательствующему на секционном заседании профессору Самуэлу Мейзингу, когда оба они шли к столу президиума....полностью>>

Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы моу кошкинская средняя общеобразовательная школа с. Кошки 2010 Авторская песня. Булат Окуджава сценарий

Главная > Сценарий
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ Кошкинская средняя общеобразовательная школа

Кошкинского района Самарской области

Авторская песня.

Булат Окуджава

сценарий урока литературы

для учащихся 10 – 11 классов


Чугунова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Кошкинская средняя

общеобразовательная школа

с. Кошки

2010

Авторская песня. Булат Окуджава.

Сценарий урока литературы

для учащихся 10 – 11 классов

Цели и задачи:

образовательные – продолжить рассмотрение особенностей авторской песни как уникального явления русской культуры на примере творчества Б. Окуджавы; раскрыть роль Б. Окуджавы как основоположника современной авторской песни; рассмотреть особенности творческой манеры барда;

развивающие – продолжить формирование умения анализировать лирическое стихотворение; расширить представления о литера-туроведческих понятиях (лирический герой, поэтический образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха);

воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей учащихся, активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.

Форма урока: урок – откровение.

Используемые методы организации и осуществления учебно-познава-тельной деятельности:

1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:

- словесные: метод литературной беседы; метод проблемного изложения; сообщения учащихся;

- наглядные: слайд-шоу, видеоклип, музыкальное сопровождение.

2) по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями:

- исследовательский: метод поискового чтения, метод творческого чтения;

- репродуктивный: заполнение таблицы "Творчество Б.Ш. Окуджавы".

Межпредметные связи: литература + музыка + история.

Место урока в тематическом планировании: второй урок; всего по теме – 4.

Оборудование:

  • компьютеры, проектор, интерактивная доска;

  • презентация (PowerPoint 2007) с необходимыми вспомогатель-ными файлами (mp3, avi)1,

  • портреты Б.Ш. Окуджавы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступление – актуализация.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Шалвовича Окуджавы "У поэта соперников нету…" (чтение учителем).

- Вам знаком автор и исполнитель этих строк? (ответы школьников)

"У поэта соперников нету…" - эти слова отражают самобытность каждого поэта, самобытность самого Б. Окуджавы. Его стихи – "крик о себе", о своем видении мира. Сегодня мы познакомимся с творчеством основоположника современной авторской песни - Булата Окуджавы.

  1. Литературная беседа. (Слайд 3)

  1. Прослушайте одну из самых известных песен Б.Ш. Окуджавы, своего рода визитную карточку поэта и человека. ("Давайте говорить друг другу комплименты").

  2. Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного художественно – музыкального произведения?

а) назовите ключевые слова текста песни;

б) проанализируйте музыкальное сопровождение художественного слова;

3. Прочитайте эпиграф к данному уроку. Как вы понимаете слова Булата Окуджавы? (Девочка зажигает свечу у портрета Окуджавы.)

  1. Сообщения учащихся (или творческих групп). Реализация дом. задания.

  1. "Краткая биографическая справка о поэте".

Окуджава многогранен. Он проявил себя в разных областях искусства.

  1. "Проза Булата Окуджавы". (слайд 4)

  2. "Б. Окуджава и кинематограф" (слайд 5)

  1. Поэтическое творчество Б.Ш. Окуджавы.

1. Слово учителя.

Б. Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?

Попытаемся ответить на этот вопрос в конце нашего разговора о поэте.

Б. Окуджава - основоположник направления авторской песни. Творческое наследие поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно. Он изъездил со своими концертами весь мир, выступал в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии. Но для людей 60-80-х годов он прежде всего поэт. (Слайды 6, 7). Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь, среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом.

Песни "Возьмемся за руки, друзья…", "Пока Земля ещё вертится…" ("Молитва Франсуа Вийона") стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

С 1957 года Окуджава начинает петь свои стихи под гитару, сначала в узком кругу, а с 1960 г. – публично, снискав себе популярность и любовь слушателей. Советская власть также не оставила его без внимания (слайд 8).

Б. Окуджава так объяснял секрет своего необычайного успеха в 50-е годы: "После ХХ съезда общество вдруг раскололось, все начали ощущать себя людьми, начали скорбеть об ушедшем, задумались о душе, ну просто обезумели от всяких разоблачений, от понимания собственного рабства. Цепи лопались со звоном…"

Только ли ситуация в стране способствовала популярности Окуджавы? В ЧЕМ, на ваш взгляд, СЕКРЕТ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ? Ответ на этот вопрос нужно сформулировать к концу урока.

2. Особенности поэтического творчества Б. Ш. Окуджавы и заполнение таблицы.

Основные темы

Мотивы

Ключевые образы

Особенности поэзии Б. Окуджавы (вывод):

В чём секрет популярности поэзии Б. Окуджавы (вывод):

Данная таблица заполняется последовательно в процессе работы над материалами слайдов (слайды 10 – 13).

а) Арбатская тема (слайд 10)2.

Звучит песня Окуджавы "Ах, Арбат, мой Арбат!", сопровождаемая слайд-шоу.

- Какие необычные метафоры использует Окуджава?

- По какому принципу они построены?

- Как вы понимаете гиперболу "Никогда до конца не пройти тебя"?

Звучит стихотворение "Арбатский дворик" (читает автор).

- Какова основная мысль стихотворения?

- Какие мотивы и образы присутствуют в тексте?

Мы можем поучиться у Окуджавы любви к своей Малой и Большой Родине.

Вывод:

На примере знаменитых "арбатских" песен можно отчётливо увидеть характерное для творческой манеры Окуджавы соединение исторического, сиюминутного, только что увиденного, лично пережитого – и надвременного, вечного.

б) Военная тема (слайд 11). Видеоресурс, аудиоресурсы, слайд-шоу.

Просмотр видеоролика (фрагмента из фильма "Белорусский вокзал")

- Как называется песня? Из какого кинофильма?

По заказу режиссера фильма «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова Окуджава написал эту песню. Это одна из лучших его военных песен и, несмотря на то, что она написана через четверть века после окончания Великой Отечественной войны, даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая.

Булат Окуджава - фронтовик, сумел сохранить в себе убежденность, что все хорошее должно жить вечно. Смерть в стихах Булата Окуджавы всегда кричаще противоестественна.

Звучит песня "До свидания, мальчики" (слайд – шоу).

- Дайте смысловой анализ художественного текста.

- Какие мотивы и образы присутствуют в тексте?

Вывод:

Эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: "Я ранен войной на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну".

До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, следующие поколения, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. Окуджава сумел сказать о войне свое, сокровенное слово.

в) Романтический культ женщины (слайд 12). Аудиоресурсы, слайд-шоу.

Звучит песня "Ваше Величество Женщина" (слайд – шоу).

- Какая она, лирическая героиня песен Окуджавы?

- Какую традицию, линию каких поэтов продолжил Окуджава в своей любовной лирике.

Поэт продолжил, а, вернее сказать, вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения перед женщиной (Пушкин – Блок – Окуджава).

Звучит песня "Слава Женщине моей" (слайд – шоу).

"Красивые и мудрые, как боги, и грустные, как жители Земли".

- Как вы понимаете эти строчки?

Грустные, потому что смертны. Вопрос жизни и смерти волновал Окуджаву, эта тема пронизывает многие его стихи. И эта тема неразрывно связана с другой: зачем мы на этой земле? В чем смысл жизни?

Вывод:

В поэзии Окуджавы весомые и яркие образцы любовной лирики, вмещающей в себя глубокие философские обобщения, родственные по духу и стилю старинному романсу, с его неизменным благородством и рыцарственным служением любви, ее "величеству женщине".

г) Тема творца и творчества (слайд 13). Аудиоресурсы, слайд-шоу.

Звучит песня "Живописцы" (слайд – шоу).

- Дайте смысловой анализ художественного текста.

- Какие мотивы и образы присутствуют в тексте?

Вывод:

Поэту, писателю, певцу, его творчеству, по мнению Окуджавы, отводится особое место в культуре. В лирическом завещании Окуджавы - его последней песне «Отъезд» (1994) — изображен молодой музыкант, поющий, подобно Маэстро из "Песенки о Моцарте".

  1. Подведение итогов урока.

- В чём заключаются основные особенности творчества Б.Ш. Окуджавы?

(Ответы учащихся). Сравнить со слайдом (слайд 14).

  1. Заключительное слово учителя.

Перед нами на уроке стояло два вопроса:

  1. Булата Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?

(Ответы учащихся).

Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии. Оставался ли Окуджава верным этим принципам в жизни? Безусловно, да. Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.

  1. Только ли ситуация в стране способствовала популярности Окуджавы? В ЧЕМ, на ваш взгляд, СЕКРЕТ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ?

(Ответы учащихся).

Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук, это голос души, нравственный голос. (Погасить свечу у портрета поэта).

  1. Рефлексия.

Рефлексия проводится с помощью синквейна к уроку.

  1. Домашнее задание.

Общее задание:

- закончить таблицу "Творчество Б.Ш. Окуджавы" (выводы),

- выучить наизусть одно стихотворение (песня) по выбору.

Индивидуальные (возможно, групповые) задания (сообщения):

"Краткая биографическая справка",

"Владимир Высоцкий и театр",

"Владимир Высоцкий и кинематограф"

"Посмертное признание В.С. Высоцкого"

Исполнение песни В. Высоцкого (по выбору).

Список использованной литературы

  1. Беленький Л.П. Возьмёмся за руки, друзья!: Рассказы об авторской песне/ Авт.-сост. Л. П. Беленький. - М, 1990.

  2. Бирюкова С. С. Спасите наши души... (Окуджава— Высоцкий— бард-рок). Тамбов, 1990

  3. Добровольский Б. М. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор и художественная самодеятельность. - М., 1968

  4. Левин Л. И. Авторская песня// Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. - М.: "Олма-Пресс", 2004

  5. Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 – 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. - М., 2006

  6. От костра к микрофону: Из истории самодеят. песни в Ленинграде. СПб., 1996

  7. Рубанова И. Голос из хора // Искусство: Соврем, творч. процессы. - М., 1993

  8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2 XX век. - М.: Аванта+, 1999.

  9. 50 российских бардов. Справочник. - М., 2001.

Интернет – источники

  1. Арбат и Б. Окуджава

  2. Б.Ш. Окуджава на страницах Википедии

  3. Официальный сайт Б.Ш. Окуджавы

  4. Музей Б.Ш. Окуджавы

  5. Памятники Б. Окуджаве

  6. Песни Б. Окуджавы (прослушать)

Данный цифровой образовательный ресурс предполагает изучение темы "Авторская песня" (обзорный урок) как в классно-урочной форме, так и в индивидуальной (на дому). Презентация обладает всеми необходимыми для этого интернет - ссылками и звуковыми файлами (в папке C:\Чугунова Н.П\Авторская песня)

1 Примечание. Презентация и все необходимые вспомогательные файлы находятся в папке "Чугунова Н.П", которая должна быть размещена в корневом каталоге (диск С):

C:\Чугунова Н.П\Авторская песня.

2 Слайды 10 – 13 содержат больше информационного материала (видеороликов, слайд-шоу), чем это необходимо на конкретном уроке. Благодаря этому достигается вариативность использования данной презентации, в зависимости от уровня литературной подготовки учащихся, от количества уроков на эту тему, от возможности индивидуальной работы учащихся с этой презентацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы моу кошкинская средняя общеобразовательная школа с. Кошки 2010 Авторская песня обзорный урок

    Урок
    образовательные – рассмотреть особенности авторской песни как уникального явления русской культуры; раскрыть ее связь с социальной составляющей общественной жизни; формировать умение учащихся понимать замысел песни через ее связь

Другие похожие документы..