Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У 4 класі завершується вивчення початкового курсу рідної мови. Учні мають не тільки здобути нові знання, уміння й навички в роботі над текстом, з гра...полностью>>
'Доклад'
Данная публикация подготовлена в рамках проекта "Реформа системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров на средст...полностью>>
'Лекции'
Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные; закрепления, обобщающего повторения; занятия-лекции, беседы., семинары, экскурсии, самостоятел...полностью>>
'Закон'
З метою створення належних умов для розвитку сфери туризму і діяльності курортів, першочергового стимулювання в'їзного та внутрішнього туризму, розбу...полностью>>

Учебная программа для специальностей: 1- 25 01 04 «Финансы и кредит» 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

_____________ C.Н. Князев

« » _____________ 2011г.

Регистрационный № УД-1379-11/р.

МАКРОЭКОНОМИКА

Учебная программа для специальностей:

1- 25 01 04 «Финансы и кредит»

1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

1- 26 02 02 «Менеджмент»

1- 26 02 03 «Маркетинг»

1- 26 02 05 «Логистика»

Факультет Международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра мировой экономики и финансов

Курс 2

Семестр 3

Лекции 44 ч. Экзамен 3 семестр

Практические (семинарские) Зачет нет

занятия 42 ч.

(в т.ч. самостоятельная

управляемая работа студентов - нет)

Лабораторные занятия нет Курсовая работа (проект) 3 семестр

Всего аудиторных

часов по дисциплине 86

Всего часов Форма получения

по дисциплине 174 высшего образования очная

Составила: О.В. Шолох, магистр экономических наук

2011 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Макроэкономика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 3 января 2011 г. Регистрационный № ТД-Е.280/тип

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой мировой экономики и финансов

«29» августа 2011г.

Протокол № 1

Заведующий кафедрой

______________ Ю.Ю. Королев

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

«___»_____________2011г.

Протокол № __

Председатель

______________ C.Н. Князев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. В условиях становления в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики одной из приоритетных задач является повышение эффек­тивности денежно-кредитного и бюджетно-налогового государственного регу­лирования. Макроэкономика как наука исследует функционирование националь­ной экономики как единого целого. Ее изучение позволит будущим специали­стам лучше понимать важнейшие функциональные зависимости между агрегиро­ванными экономическими переменными, глубоко анализировать происходящие в стране макроэкономические процессы и предвидеть воздействие тех или иных мер государственного макроэкономического регулирования на результаты деятельности конкретных субъектов хозяйствования.

Цели преподавания дисциплины:

  • углубить представления студентов о фундаментальных основах и важнейших механизмах функционирования национальной экономики в целом;

  • создать методологическую основу для освоения дисциплин прикладного характера;

  • нау­чить будущих специалистов принимать эффективные управленческие решения с учетом осуществляемой в стране макроэкономической политики.

Задачи изучения курса:

  • понимание механизмов функционирования национальной экономики как единого целого;

  • выявление экономических инструментов воздействия на основные макро­экономические параметры: величины национального дохода, занятости, уровня цен и др.;

  • овладение инструментарием анализа последствий макроэкономического ре­гулирования в условиях закрытой и открытой экономики.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:

  • основные категории курса «Макроэкономика»;

  • взгляды представителей различных экономических школ на механизм функ­ционирования национальной экономики;

  • основные инструменты макроэкономической политики;

  • механизм влияния инструментов макроэкономической политики на макро­экономические параметры национальной экономики.

Уметь:

  • анализировать макроэкономические процессы, происходящие в Республике Беларусь и за рубежом, прогнозировать развитие макроэкономических про­цессов и последствий макроэкономической политики в открытой экономике;

  • использовать теоретические знания для принятия оптимальных решений в условиях экономического выбора;

  • аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссиях по акту­альным проблемам макроэкономики;

  • решать задачи и тесты, закрепляющие учебный материал.

Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содействовать формирова­нию следующих академических компетенций:

  • владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;

  • владеть системным и сравнительным анализом;

  • уметь работать самостоятельно;

  • быть способным генерировать новые идеи;

  • владеть междисциплинарным подходом при решении экономических проблем.

Изучение данной дисциплины будет содействовать формирова­нию следующих социально-личностных компетенций:

  • обладать качествами гражданственности;

  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;

  • понимать и воспринимать критические замечания и соответствующим образом модифицировать свою позицию в случае их обоснованности;

  • ясно формулировать собственную позицию, находить и четко излагать аргументы в ее защиту.

Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содействовать формирова­нию следующих профессиональных компетенций:

  • разрабатывать и обосновывать социально-экономические показатели, ха­рактеризующие деятельность национальной экономики в целом;

  • анализировать потенциальные источники информации для проведения экономических расчетов;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами и др.

Дисциплина «Макроэкономика» базируется на изучении таких курсов, как «Экономическая теория», «Микроэкономика» и др.

Дисциплина «Макроэкономика» служит теоретической и методологической основой изучения конкретных экономических наук: «Международная экономика», «Деньги, кредит, банки», «Финансы и финансовый рынок», «Национальная экономика Беларуси» и др.

Для формирования компетенций студентов используются следующие основные методы и формы обучения: лекции (с применением мультимедийных средств), практические (семинарские) занятия, разбор практических ситуаций, решение задач, тесты, курсовая работа и т.д.

Формами контроля знаний являются регулярные устные опросы, контрольные работы, защита курсовой работы и др. В конце курса сдается экзамен.

Примерный тематический план

Объем часов

В том числе

Лекции

Семинарские занятия

Тема 1. Введение в макроэкономику

4

2

2

Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели

4

2

2

Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели

12

6

6

Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS –LM)

8

4

4

Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

8

4

4

Тема 6. Денежно-кредитная политика

8

4

4

Тема 7. Совокупное предложение и кривая Филлипса

8

4

4

Тема 8. Стабилизационная государственная политика

4

2

2

Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике

12

6

6

Тема 10. Экономический рост

10

6

4

Тема 11. Социальная политика государства

4

2

2

Тема 12. Трансформационная экономика

4

2

2

Всего:

86

44

42

Содержание УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Введение в макроэкономику.

Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика.

Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Основные агрегированные макроэкономические переменные. Экзогенные и эндо­генные переменные. Реальные и номинальные величины. Потоки и запасы. За­крытая и открытая экономика. Роль ожиданий в экономике.

Модель круговых потоков. Субъекты кругооборота. Рынки товаров и услуг, ресурсов, финансовый рынок. Основные макроэкономические тождества.

Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели.

Методологические основы классической теории.

Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.

Товарный рынок в классической модели.

Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.

Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы. Роль государства в классической модели.

Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели.

Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инве­стиционных планов и планов сбережений. Краткосрочная негибкость цен и зара­ботной платы.

Кейнсианская функция потребления. График функции потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Функция сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.

Альтернативные теории потребления.

Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Автономные инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность инвестиций. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход. Понятие мультипликатора и акселератора инве­стиций.

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления совокупных расходов и доходов и инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.

Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень реального ВВП). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.

Взаимосвязь модели AD - AS и кейнсианской модели доходов и совокупных расходов.

Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS – LM).

Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая "инвестиции-сбережения" (кривая IS). Интерпретация наклона IS. Сдвиги кривой IS.

Равновесие денежного рынка. Кривая "предпочтение ликвидности -денежная масса" (кривая LМ). Интерпретация наклона LМ. Сдвиги кривой LМ.

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS - LМ.

Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.

Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Понятие, цели и инструменты фискальной политики.

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок. Мультипликатор трансфертов. Налоговые мультипликаторы. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дефицит бюджета и бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика: "встроенные стабилизаторы".

Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг, его виды и социально-экономические последствия. Регули­рование государственного долга.

Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность фискальной политики.

Бюджетно-налоговая политики Республики Беларусь.

Тема 6. Денежно-кредитная политика.

Понятие и цели денежно-кредитной политики.

Создание банковской системой "новых денег". Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор.

Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке ценных бумаг.

Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика "дешевых денег". Политика "дорогих денег".

Использование модели IS-LM для анализа последствий денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность денежно-кредитной политики.

Денежно- кредитная политика в Республике Беларусь.

Тема 7. Совокупное предложение и кривая Филлипса.

Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаи­мосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде. Краткосрочная кри­вая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Стабильность скорости об­ращения денег в монетаристской модели. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило.

Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.

Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.

Тема 8. Стабилизационная государственная политика.

Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики.

Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь.

Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике.

Открытая экономика и ее основные взаимосвязи

Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия.

Применение модели «совокупные доходы — совокупные расходы» для ана­лиза открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.

Модель Манделла – Флеминга (модель IS-LM-BP).

Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксиро­ванном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капи­тала.

Тема 10. Экономический рост.

Деловые циклы и экономический рост.

Показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.

Неокейнсианские теории экономического роста. Модель экономического роста Е. Домара. Теория экономической динамики Р. Харрода.

Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Модель Р. Солоу. "Золотое правило" Э.Фелпса.

Новые подходы к объяснению экономического роста.

Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика эконо­мического роста в Республике Беларусь.

Тема 11. Социальная политика государства.

Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни.

Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, определяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.

Механизм и основные направления социальной защиты.

Социальная политика в Республике Беларусь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа для специальности: 1- 25 01 04 «Финансы и кредит» 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (2)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе учебной программы для высших учебных заведений по экономическим специальностям «Макроэкономика», рекомендованной к утверждению в качестве типовой кафедрой микро- и макроэкономики (протокол № 4 от 28.
  2. Учебная программа для специальностей: 1- 25 01 04 «Финансы и кредит» 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (2)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Макроэкономика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 3 января 2011 г.
  3. Учебная программа для специальностей: 1- 25 01 04 «Финансы и кредит» 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (3)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Макроэкономика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 3 января 2011 г.
  4. Учебная программа для специальности: 1- 25 01 04 «Финансы и кредит» 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (1)

    Программа
    Учебная программа «Микроэкономика» составлена на основе типовой учебной программы «Микроэкономика» (утв. 8.06.2005г., регистрационный № ТД-Е.019/тип.).
  5. Учебная программа для специальности: 1- 25 01 04 Финансы и кредит 1- 25 01 07 Экономика и управление на предприятии

    Программа
    Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»»

Другие похожие документы..