Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...полностью>>
'Документ'
Курсовое проектирование 0,4 9 100 50 40 - 10 008г Веткасов Н.И. Расчет и проектирование загрузочно-транспортных устройств в курсовых и дипломных прое...полностью>>
'Документ'
Проблеме самоотнесения западноевропейской культуры к миру ислама (в том числе, что особенно важно, и в религиозном плане) посвящено уже много глубоки...полностью>>

Экономические механизмы и инструменты эффективного функционирования и развития морского транспортного флота

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цели и задачи, требующие решения, сформулированы результаты работы, их новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Морской транспортный флот в системе мировой торговли» рассмотрен комплекс вопросов выявления основных тенденций развития мировой торговли и участия в ее обеспечении морского транспортного флота.

Выполненный в диссертации сравнительный статистический анализ темпов роста объемов мирового производства товаров и роста объемов международной торговли показал, что темпы роста мировой торговли для развитых стран превышают темпы роста мирового производства товаров почти в два раза (см. рис. 1 и табл. 1).

1950—1963 1963—1973 1973—1990 1990—2005

Рис.1. Темпы роста мировой торговли

С одной стороны это свидетельствует о том, что производство развитых стран быстрыми темпами переориентируется мировое разделение труда в сфере производства. С другой стороны это является фактором ускоренного роста объемов перевозок и в первую очередь на морском транспорте. Следовательно, интеграция России в мировую экономику вовлечет в эти процессы, как производство России, так и морской транспортный флот России.

Такая ситуация порождает растущий спрос на услуги морского транспорта, как флота, так и портовой инфраструктуры, а также услуги смежных видов транспорта.

Таблица 1

Рост мирового производства в 1990—2005 гг.

(изменения в процентах к предыдущему году)

Регион/страна

1990—2000

2001

2002

2003

2004

2005

Весь мир

2,7

1,3

1,8

2,5

3,8

3,0

Развитые страны

2,4

1,0

1,3

1,7

3,0

2,3

В т. ч.:

Япония

1,4

1,0

1,3

1,7

3,0

1,8

США

3,4

0,3

2,4

3,0

4,4

3,5

ЕС

2,1

1,7

1,1

0,9

2,1

1,5

В т. ч.:

Германия

1,6

0,9

0,2

-0,1

1,0

0,8

Франция

1,7

2,1

1,2

0,5

2,1

1,5

Италия

1,6

1,8

0,4

0,3

1,0

-0,4

Великобритания

2,7

2,1

1,7

2,2

3,1

2,0

Юго-Восточная Европа и СНГ

-4,3

5,6

4,9

6,9

7,5

6,0

Развивающиеся страны

4,8

2,4

3,5

4,7

6,4

5,4

Развивающиеся страны без КНР

4,0

1,5

2,7

3,9

5,7

4,6

Общим выводом из проведенного анализа является – развитие мирового морского транспорта непосредственно связано с разви­тием мировой торговли, которая, в свою очередь, определяется тенденциями миро­вой экономики, в частности, глобализацией и либерализацией экономики, спросом и предложением на основные группы товаров, деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), особенностями размещения производства, интеграционными процессами, размещением рынков сбыта, логистикой и др.

Высокие показатели глобальной экономики обусловливают увеличение темпов роста мировой торговли. Прирост обеспечивается как увеличением физического объ­ема, так и повышением долларовых цен.

Следует отметить, что увеличение физического объема экспорта связано с некоторыми сдвигами в его географической структуре. Существенный рост объемов экспорта отмечается в ЕС, в значительной степени благодаря нарастанию темпов внутрирегиональной торговли, в том числе с присоединяющимися новыми членами ЕС, и расширению по­ставок в страны Восточной Азии и страны-экспортеры нефти в Западной Азии и СНГ. Как результат более конкурентоспособного обменного курса оживился и экс­порт из Соединенных Штатов. Япония реализовывала преимущества динамично раз­вивающейся внутрирегиональной азиатской торговли.

Проведенный анализ показал, что наибольшее влияние на развитие международного морского судоходства оказывает нарастающее международное разделение труда, формирующее основные морские грузопотоки. Переориентация экономики развитых стран на международное разделение труда приводит к нарастанию объемов морских перевозок грузов более высокими темпами, чем развитие мировой и национальных экономик.

Переориентация экономики развитых стран на международное разделение труда приводит к нарастанию объемов морских перевозок грузов более высокими темпами, чем развитие мировой и национальных экономик.

Будет все более явно реализовываться тенденция формирования альянсов судо­ходных компаний и портов.

Судоходные компании, особенно в линейном судоходстве, все больше превращаются в глобальных и региональных интермодальных перевозчиков.

Дальнейшая концентрация флота направлена, в том числе, на создание буфера на случай появления избыточных мощностей контейнерного, танкерного и балкерного флота.

Отмечено вероятное замедление роста физических размеров судов, поскольку расширяю­щаяся матрица торговли будет благоприятствовать судам среднего размера.

Наиболее быстрыми темпами будет развиваться контейнерный флот и СПГ – газовозы.

Производительность флота растет как в тоннах на тонну дедвейта, так и в тонно-милях на тонну дедвейта (см. рис. 2).

Выявлена тенденция к омоложению мирового морского транспортного флота.

Отмечено серьезное отставание российского морского транспортного флота от тенденций развития международного морского судоходства, как по развитию морского транспортного флота, так и по структуре и возрастному составу, а главное – по тенденциям развития отечественного морского транспортного флота.

Рис. 2. Темпы роста тоннажа, объема перевозок,

грузооборота и производительности мирового флота

Во второй главе «Морской транспорт в транспортной системе России» рассмотрено значение транспортной отрасли для Российского государства и место отдельных видов транспорта в транспортной системе России.

Выделено значение морского транспорта и его влияние на результаты функционирования экономики. Морской транспорт вносит значительный вклад в обеспечение потребностей страны в перевозках. Сфера его деятельности включает удовлетворение потребностей населения и экономики районов Крайнего Севера, Приморья, Сахалина и Курильских островов, Охотского побережья, Камчатки, хозяйственная деятельность которых в определяющей мере зависит от функционирования морского транспорта. Однако особо значима его роль в обеспечении внешнеэкономических связей страны и международных транзитных перевозок, проходящих по транспортным коммуникациям России.

По вкладу в суммарный грузооборот транспортной системы России морской транспорт занимает третье место, уступая только трубопроводному и железнодорожному транспорту. В 2000 г. флот российских морских судоходных компаний перевез 27 млн.т грузов в среднем на расстояние 2 тыс.миль (3704 км), выполнив перевозочную работу в объеме 100 млрд.т-км, из них около 90 млрд. т-км – в международном сообщении.

Проведен анализ развития морского торгового флота в период с 1946 по 1985 гг. Выделены основные этапы его развития и выявлены их особенности, определяющие выбор типов судов, их размеров и условия использования. Отмечена эффективная роль государства в управлении развитием морского флота.

Проведен анализ современного состояния и перспектив развития отрасли «Морфлот» с выделение основных проблем, связанных с развитием и использованием транспортного флота, которые связаны с тем, что за последние 15 лет произошли коренные изменения в политическом и экономическом укладе России. Страна, динамично меняя институциональную основу, твердо шагнула в систему рыночных отношений. Громадные изменения произошли за этот период и на транспорте. Изменились не только масштабы и темпы его развития, изменилась, что особенно важно, сама стратегия и экономические условия развития морского транспортного флота.

Претерпела изменения внешняя среда, в которой функционирует транспорт. Распался на 15 самостоятельных государств Советский Союз, и, как следствие, сузились товарные рынки, изменилась географическая конфигурация пассажирских и грузовых потоков. Перестал существовать весьма емкий рынок стран-членов СЭВ, куда в крупных объемах поставлялись топливо и сырье, готовая продукция, на котором наша страна приобретала машины и оборудование, продовольствие и другие товары. Взамен Россия стала ориентироваться на другие товарные рынки.

Естественно, происшедшие изменения не могли не сказаться на деятельности предприятий отдельных видов транспорта, их роли в транспортной системе страны. Не все факторы, повлиявшие на изменения последних лет, были априорно заданы. Многих проблем можно было избежать, если бы своевременно были приняты необходимые управленческие и регулировочные решения.

Направление российских и транзитных грузопотоков на отечественные порты позволяет не только обеспечить получение дополнительных доходов национальными транспортными предприятиями и пополнение федерального и региональных бюджетов, но и имеет большую социальную значимость – создание дополнительных рабочих мест, сохранение квалифицированных кадров и обучение новых специалистов, получение мультипликативного эффекта от развития промышленных производств и предприятий транспорта в припортовых зонах.

Как показал анализ, этого не произошло. К сожалению, в силу сложившихся условий участие российского морского торгового флота в перевозках грузов, переваливаемых через отечественные морские порты, составляет менее 10 %. В целом российский морской транспортный флот может освоить не более 30 % грузопотоков, проходящих через отечественные морские порты. Сложившаяся обстановка свидетельствует о критической ситуации, ставящей под сомнение экономическую безопасность государства в части обеспечения морских перевозок.

Осознание стоящих перед транспортом задач, понимание проблем развития каждого вида транспорта (и в частности – морского транспорта) как части транспортной системы страны – важное условие формирования действенных управленческих и регулировочных решений.

Учитывая изложенное, Российское Государство в лице его Президента и Правительства приняло ряд законодательных нормативных документов, направленных на возрождение и успешное развитие российского морского транспортного флота. К ним относятся:

1. О мерах по возрождению торгового флота России. Указ президента Российской Федерации от 3 декабря 1992 г., № 1513.

2. О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г., № 996.

3. Об одобрении концепции государственной транспортной политики Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г., № 1143.

4. Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах». Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г., № 360.

5. Об утверждении концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г., № 1373.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года (1)

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.
  2. 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года (2)

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.
  3. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года

    Документ
    2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны
  4. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)" (далее именуется программа (1)

    Программа
    Постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 N 377, вступающим в силу с 1 января 2010 года, в наименовании и пункте 1 данной Федеральной целевой программы слова "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"
  5. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)" (далее именуется программа (2)

    Программа
    Постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 N 377, вступающим в силу с 1 января 2010 года, в наименовании и пункте 1 данной Федеральной целевой программы слова "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"

Другие похожие документы..