Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Утопия'
Помните, какую игру придумал брат Л. Н. Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, “что у него есть тайна, посредством которой, ког...полностью>>
'Документ'
При прочих равных условиях (при равенстве срока погашения и рейтинга эмитента), доходность каких муниципальных облигаций - генеральных или доходных - ...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специально...полностью>>
'Документ'
Затвердити Державну програму „Національний план дій з реалізації Конвенції про права інвалідів” на період до 2020 року (далі - Програма), що додається...полностью>>

Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Покровская основная общеобразовательная школа»

Урок биологии

6 класс

Тема: «Растения и животные как целостный организм»

(контрольный урок)

Учитель: Ечина Л. Н.

2010 год

Ц е л и: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Тип урока: обобщение.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Уровни организации живого.

  3. Усложнение уровней организации живого в ходе эволюции.

  4. Организм - единая, целостная, открытая биологическая система.

  5. Причины, нарушающие целостность организма, и способы их устранения.

  6. Подведение итогов.

О б о р у д о в а н и е: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, таблица «Растительная клетка», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки», рисунки учебника, живые животные живого уголка, таблицы «Схема строения животной клетки», «Ткани животных и человека», др.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. – Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения и животные видоизменяясь, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они остаются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. Об этом наш сегодняшний разговор на уроке.

  1. ? Проблемный вопрос.

Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

- Начнем ответ на него с определения понятия система.

- Состоит ли клетка из частей, и какие это части?

- Взаимодействуют ли они между собой?

- Почему клетку (одноклеточный организм) можно назвать открытой системой?

Слушает ответы учащихся. Поправляет ответы, исправляет ошибки и неточности. Помогает дать ответ на вопрос, если учащиеся испытывают затруднения.

- А теперь перейдем к рассмотрению растений и животных на более сложном эволюционном уровне.

- Запишем понятие организм.

- Итак, даже в самом определении сказано о том, что это система взаимосвязанных элементов, т.е. для организма это органы и системы органов. Растительный организм – это система взаимосвязанных органов. Животный организм – это единое целое систем органов.

- Приведите примеры, подтверждающие это.

  1. – Таким образом, в ходе эволюции живых организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющей с окружающей средой обмен веществ.

5. Приведите примеры нарушения целостной системы. В результате каких причин это может произойти?

Слушает ответы учащихся. Помогает, если учащиеся испытывают затруднения при ответе.

6. На примере любого комнатного растения или любого животного из уголка природы докажите, что это целостный организм, единая система.

Слушают учителя.

Вспоминают признаки живых организмов.

Вспоминают уровни организации живого.

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают вопрос в тетрадь.

Записывают определение понятия «система».

Система – ( от греч.) целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих целостное образование, единство. (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов).

Называют части и органоиды клетки: ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, лизосомы, митохондрии, и т. д.

Приводят примеры взаимосвязи частей клетки и органоидов клетки между собой.

  1. Взаимодействие ядерной мембраны и ЭПС.

  2. Взаимодействие ЭПС и рибосом.

  3. Взаимодействие аппарата Гольджи и лизосом и т. д.

Говорят о том, что клетка осуществляет обмен веществ с окружающей средой.

Н а п р и м е р:

а) хламидомонада, растительный одноклеточный организм, может осуществлять процесс фотосинтеза, в ходе которого она поглощает одни вещества, а выделяет другие;

б) амеба, одноклеточный животный организм, не может осуществлять процесс фотосинтеза, но энергию из окружающей среды получает с готовой пищей, выделяя назад продукты обмена веществ.

Слушают учителя. Записывают определение в тетрадь.

Организм – (лат. организмус – орудие, инструмент):

  1. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, происходит от одного зачатка: семени, споры, зиготы, и т. д. Индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям.

  2. Любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов).

Приводят примеры для растений и животных, доказывающие взаимосвязь и взаимозависимость органов и систем органов.

П р и м е р ы:

а) Растения. Взаимосвязи корня, стебля и листьев в ходе процесса фотосинтеза или испарения.

б) Животные. Взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем органов.

Приводят самостоятельно примеры, доказывающие, что одноклеточные и многоклеточные животные, и растительные организмы являются целостными, открытыми, саморегулирующимися биологическими системами.

Отвечают на вопрос. Например, при повреждении стебля, листьев функционирование растения как единой системы может быть затруднено, а при тяжелом повреждении растение может погибнуть.

Пример для животных. Нарушение работы нервной или эндокринной систем у животных приводит к сбою в работе практически всех систем органов и целостность, единство, слаженность работы всего организма нарушается.

Выполняют задание учителя. Могут работать как индивидуально, так и в парах, группах.

*! Это же задание можно выполнить дома в виде схемы-рисунка, сочинения или другой формы отчетности.

Домашнее задание.

Повторить изученный материал. Составить экологическую сказку на тему «Растение (животное) – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства»

    Урок
    МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», село Покровка, урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства» живых организмов».
  2. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva. распечатано (1)

    Программа
    Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности
  3. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva. распечатано (2)

    Программа
    Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности
  4. Школьный курс биологии  важный компонент естественнонаучного образования. Практико-ориентированный характер предмета заключается в развитии умений: Сравнивать биологические процессы, явление, происходящие на всех уровнях организации живого;

    Анализ
    В 2009-2010 учебном году преподавание предмета «Биология» осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня (Приложение 1).
  5. Тема Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

    Урок
    В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа.

Другие похожие документы..