Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содейст...полностью>>
'Документ'
Настоящий стандарт распространяется на керамические отделочные и облицовочные материалы и устанавливает номенклатуру показателей их качества для прим...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Українознавчий контекст гуманітарної освіти Вступ Тема .1: Сучасний мовленнєвий етикет Тема . : Культура ділового мовлення Тема .3: Ораторське мистец...полностью>>
'Автореферат'
Распространенность сахарного диабета (СД) в развитых странах мира составляет 4-17% от общей популяции, а число больных СД и диабетической ретинопатие...полностью>>

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Чеченской Республики
до 2020 года

(краткая версия)

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 21 июля 2006 года и Постановлением Правительства Чеченской Республики «О разработке стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2020 года» от 20 июня 2008 года № 115 как часть общей вертикально-интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и отраслей народного хозяйства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Документ разрабатывается при координации и непосредственном участии Президента и Председателя Правительства Чеченской Республики, коллектива институтов различной ведомственной принадлежности, консалтинговых организаций и отдельных экспертов компанией «Формика - исследования и развитие» в сотрудничестве с министерствами, ведомствами и администрациями муниципальных образований Чеченской Республики.

Целью Стратегии является определение приоритетных направлений развития Чеченской Республики на период до 2020 года и механизмов достижения, в рамках данных направлений, опережающих темпов экономического роста, позволяющих обеспечить качественное изменение роли региона, как в экономике Российской Федерации, так на всем Юге России. Документ призван обеспечить долговременное динамичное и эффективное развитие Чеченской Республики, которое отвечает интересам населения и бизнеса.

Стратегия имеет четкую социальную направленность. Существенное улучшение условий жизни населения Республики выступает не только в качестве главной цели, но и основного критерия при выработке мер социальной и экономической политики. При этом реализация Стратегии внесет вклад в решение приоритетных задач социально-экономического развития России, обеспечение стабильности в Северокавказском регионе и безопасности южных рубежей Российской Федерации.

Общий формат Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предопределил логику разработки Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2020 года, что нашло отражение в структуре документа, включающего три крупных исследовательских блока:

  • Концепция социально-экономического развития Чеченской Республики, в которой отражены роль и место Республики в экономике страны, Южном федеральном округе, сформулированы стратегические цели, задачи, приоритеты и сценарии развития, приведены целевые параметры макроэкономического прогноза и базовые показатели развития отраслей экономики и социальной сферы;

  • Прогноз социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2020 года, в котором на основе детального анализа современного состояния и итогов социально-экономического развития Республики за предшествующие годы восстановления республиканской экономики и социальной сферы обоснованы внутренние и внешние условия и сбалансированные базовые сценарии развития; определены направления, перспективы и система мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы, приведены расчетные параметры прогноза основных показателей социально-экономического развития на вариантной основе; сформирована система наиболее значимых проектов с использованием средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

  • Комплекс мер по реализации Стратегии, включающий предложения по институциональному и законодательному обеспечению наиболее эффективного варианта реализации стратегических установок и совершенствованию механизмов государственного управления социально-экономическим развитием на долгосрочную перспективу.

При разработке Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики учитывался весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня (Программа среднесрочного развития Российской Федерации, Концепция и Основные параметры прогноза долгосрочного развития РФ до 2020 года, отраслевые стратегии, ФЦП, национальные проекты и программы), стратегии и программы развития отраслевых министерств и естественных монополий и крупных бизнес-структур.

  1. МИССИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Фундаментальной основой ориентиров, задач, приоритетов развития Чеченской Республики является формирование устойчивых предпосылок для перехода на принцип устойчивого развития Чеченской Республики, с упором на собственные силы и возможности, за счёт использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ.

В Стратегию социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года закладывается методология социально-экономического развития новой парадигмы - переход от преимущественно проектов по восстановлению разрушенной инженерной и социальной инфраструктуры к проектам, связанным с реализацией инвестиционных проектов и созданием работающего бизнеса.

При разработке «Стратегии устойчивого развития Чеченской Республики» на период до 2020 года принципиальными положениями являются:

1. Обеспечение стабильности через содействие экономическому развитию Республики;

2. Качественное изменение уровня жизни через содействие социальному развитию населения;

3. Целевые показатели социально-экономического развития, обозначенные в поручении Президента Российской Федерации от 26 января 2007г. № Пр-171:

  • рост валового регионального продукта региона;

  • рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;

  • отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума;

  • коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек);

  • коэффициент миграционного прироста (на 10000 человек);

Следующие компоненты являются основными при реализации Стратегии:

  • в компоненте экономического развития - оценка потенциала интеграции экономики Республики в российские и мировые сети, упорядочение размещения производительных сил, анализ ресурсной базы и меры по развитию промышленного и сельскохозяйственного производства,

  • в компоненте социального развития - разработка программ развития здравоохранения, системы образования и науки (в целях развития инновационного бизнеса), инфраструктуры поселений, оптимизация пространственного размещения населения, оценка демографических тенденций и угроз, разработка мероприятий по преодолению безработицы и бедности;

  • в компоненте политического развития - определение компетенций и распределение ответственностей федерального и регионального уровней, оптимизация территориального устройства, разработка нормативно-законодательной базы для обеспечения социального и экономического развития;

  • в компоненте правового развития - совершенствование судебно-пенитенциарной системы, создание механизмов преодоления коррупции, упорядочение налоговых отношений, оптимизация земельного кодекса, законодательное и процессуальное обеспечение приватизации земель, имущества, капиталов.

В качестве временного горизонта Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики рассматривается период до 2020 года. Выбор этого горизонта стратегического планирования обусловлен в первую очередь сроками федеральных государственных документов стратегического характера (2012, 2017, 2020 годы). Принято во внимание и то, что темпы научно-технического прогресса, социально-экономического развития таковы, что кумулятивный эффект постепенных изменений проявляет себя в виде глубоких, качественных изменений в различных сферах общества на протяжении указанного периода.

2. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Чеченская Республика расположена на юге европейской части Российской Федерации, на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающей к нему Чеченской равнине. На западе граничит с Республикой Ингушетия, на востоке - с Республикой Дагестан, на севере - со Ставропольским краем. Южная граница Республики является государственной границей Российской Федерации с Грузией.

Особенностью Чеченской Республики, определяющей ее место в экономике Российской Федерации, является природно-ресурсный комплекс, обусловленный уникальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды: благоприятным климатом, разнообразными сельскохозяйственными угодьями, значительными запасами минерального сырья (особенно углеводородов), лесными, гидроэнергетическими, рекреационными и туристическими ресурсами.

Выгодное геоэкономическое положение, особенно с точки зрения межрегионального и международного транзита, человеческий капитал: увеличивающиеся трудовые ресурсы с хорошей возрастной структурой, растущий уровень образования, традиции трудовой деятельности, а также возможность создания конкурентоспособных производств и возможности расширения их состава с опорой на трудовой и природно-ресурсный потенциал, позволяет говорить о готовности Республики к социально-экономической модернизации на основе инноваций и инвестиций.

2.1.ОСОБЕННОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

За 1991-2000 годы Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети.

Бюджет Чеченской Республики остается самым высокодотационным в России. Единственно конкурентоспособной на внешних рынках является добыча нефти, дающая 98,6% общего объема промышленной продукции.

Глубина и характер экономических проблем разрушенного хозяйственного комплекса Чеченской Республики свидетельствуют о том, что без целенаправленной помощи государства будет трудно добиться устойчивого социально-экономического развития при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.

В настоящее время разумным видится использование не только программно-целевого подхода к развитию, но и, учитывая специфические условия хозяйствования Республики, необходимо актуализировать задачу выработки эффективного управления, где все уровни социально-экономического развития должны быть нацелены на повышение собственной эффективности расширенного воспроизводства.

Процесс восстановления экономики Республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики. Необходимо также искать новые возможности по более эффективному использованию созданных производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий.

На сегодняшний день экономика Чеченской Республики зависима от многих факторов, и прежде всего от способности имеющихся ресурсов и производственных возможностей гарантировать национальную безопасность. Это тем более актуально, что экономический облик Чеченской Республики в формирующемся в настоящее время рыночном пространстве пока не обеспечивает ей рыночную конкурентоспособность, преимуществ этноэкономического развития перед другими регионами.

В настоящее время в межрегиональном обмене главным становится принцип производства и продажи готовой продукции, и приоритеты развития экономики Республики должны учитывать специализацию промышленности на доведение производственных процессов до завершающего звена, выпускающего готовую продукцию.

Имеющийся потенциал развития республиканской экономики - это природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь энергоресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики Чеченской Республики и населения нефтепродуктами, газом, сырьем для производства строительных материалов и ресурсами подземных вод.

Способными стать точками взрывного роста и наиболее привлекательными для инвестиций, являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.

2.2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Начиная с 2002 года, восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики осуществлялось по Федеральной целевой программе.

В 2008-2009 годах в Чеченской Республике произошли значительные позитивные изменения в социально-экономическом положении, наблюдается положительная динамика по всем основным макроэкономическим показателям.

Консолидированный бюджет Чеченской Республики в 2008 г. исполнен по доходам в сумме 64 884,9 млн. рублей. Доходы консолидированного бюджета на душу населения в 2008 году составили 52,8 тыс. руб. Значительную долю в общих доходах в консолидированный бюджет Чеченской Республики составляет безвозмездная помощь из федерального бюджета, направленная на покрытие дефицита республиканского бюджета.

Объем инвестиций на душу населения за счет всех источников финансирования в 2008 г. составил 30,8 тыс. руб.

В связи с тем, что средства, предусмотренные на реализацию Программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011гг.» недостаточны для восстановления и развития республиканской экономической базы, Правительством Чеченской Республики для привлечения дополнительных инвестиций в региональную экономику сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Подготовлено двадцать восемь приоритетных инвестиционных проектов и предложений, по следующим секторам экономики:

  • промышленность и энергетика - 13 проектов;

  • агропромышленный комплекс - 9 проектов;

  • сфера услуг и обслуживания - 5 проектов;

  • стройиндустрия - 1 проект.

Средства, необходимые для реализации указанных инвестиционных проектов Чеченской Республики составляют 149 млрд. рублей. Социально экономическая эффективность от реализации проектов позволит обеспечить рабочими местами около 22 000 человек.

В том числе:

Промышленность и энергетика

  • объем необходимых инвестиций - 142 395,5 млн. руб.;

  • количество создаваемых рабочих мест - 13500;

Агропромышленный комплекс

  • объем необходимых инвестиций - 3 221,9 млн. руб.;

  • количество создаваемых рабочих мест - 7216;

Сфера услуг и обслуживания

  • объем необходимых инвестиций - 3 071,8 млн. руб.;

  • количество создаваемых рабочих мест - 646;

Промышленность строительных материалов

  • объем необходимых инвестиций - 451,2 млн. руб.;

  • количество создаваемых рабочих мест - 150.

В целях дальнейшего развития инвестиционной деятельности руководством Чеченской Республики проводится работа, направленная на налаживание взаимовыгодных отношений с представителями власти и деловых кругов России и зарубежья.

2.3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

По уровню социально-экономического развития Чеченская Республика входит в группу регионов страны с крайне низким уровнем жизни населения.

Анализ производственной деятельности основных предприятий показывает, что с 2000 года существует стабильная динамика роста объемов производства и расширение номенклатуры производимой продукции.

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического положения Чеченской Республики, 2008 г.

Показатель

Значение

Площадь территории, тыс.кв.км

15,6

Численность населения, млн.чел.

1,2

Валовой региональный продукт на душу населения, млрд. руб.

39,7

Объем отгруженной продукции/услуг, млн. рублей

9859,0

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн. руб.

8 065,1 

Оборот розничной торговли, млрд.руб.

20,2

Оборот внешней торговли, млн. долл. США

14,6

Расходы бюджета, млрд. рублей

64,9

Среднемесячная заработная плата работающих в экономике, рублей

12 273,4

Уровень зарегистрированной безработицы, %

(от экономически активного населения)

65,2

Число зарегистрированных преступлений, на 100 тыс. населения

378,0

Чеченская Республика при наличии собственных природно-ресурсных возможностей для производства энергетических мощностей является энергодефицитным регионом. Большая часть электроэнергии, поступающая потребителям, получена из других регионов.

Отличительной особенностью Чеченской Республики является высокая степень межпоселенческой дифференциации, что затрудняет согласованное развитие в рамках программ и предопределяет отвлечение средств на специальные меры по преодолению избыточного отставания по важнейшим социальным показателям.

Такая дифференциация, в зависимости от проводимой промышленной политики, может эволюционировать как в прогрессирующую изоляцию и обособленное развитие двух исторически сложившихся частей, провоцируемое в том числе и недостаточностью интегрирующих элементов транспортной и энергетической инфраструктуры, так и во взаимообусловленное, взаимодополняющее развитие с огромным синергетическим эффектом при последовательной реализации межрегиональных и общенациональных проектов, нацеленных на одновременное использование конкурентных преимуществ каждой из частей.

3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕННЫХ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ.

Для определения приоритетных отраслей экономики Республики необходимо уточнить ресурсный потенциал региона, включая промышленно-производственные, интеллектуальные и экономико-социальные составляющие, и на основе комплексного анализа определить конкретный оптимальный путь разных развития на долгосрочную перспективу.

В ходе анализа использована методология факторного анализа, применяемая в области стратегического регионального планирования.

В следующей таблице приведены экспертно полученные весовые оценки факторов для исследуемого перечня отраслей по десятибалльной системе (0 ÷ 10; 0 - фактор не имеет значения для развития отрасли; 10 - фактор имеет критическое значение для развития отрасли).

Таблица 2. Оценки факторов для развития отраслей промышленности Чеченской Республики

Фактор

отрасли

Транспорт

Доступ к капиталу

Телекоммуникации

Условия для жизни

Энергетика

Управленческие и инженерные кадры

Внутренний спрос

Экспорт

Доступ к сырью

Услуги для бизнеса

НИОКР

Степень развития малого предпринимательства

Нефть

10

10

5

3

8

8

10

8

10

0

5

5

Услуги

3

8

8

10

3

5

10

0

0

10

2

10

Строительство

10

10

3

8

6

7

10

0

10

8

6

9

Коммерческая недвижимость

10

10

7

8

4

8

10

0

7

10

2

9

Полиграфическая

8

8

5

8

8

8

10

3

5

9

5

9

Пищевая промышленность

8

8

3

7

7

9

10

3

10

5

8

10

Нефтепереработка

10

10

5

8

10

8

10

2

10

8

8

0

Машиностроение

8

10

7

6

8

5

9

7

8

8

7

5

Сельское хозяйство

10

10

2

3

6

5

10

7

0

3

8

9

Деревообработка и мебель

7

10

5

8

7

8

10

5

10

5

5

9

Легкая

7

10

7

8

7

8

10

2

7

5

7

8

Химия

9

10

7

8

8

9

10

5

8

6

10

0

Электроника, бытовая техника

3

8

10

9

4

9

10

0

0

9

10

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обоснование приоритетов социально-экономического развития республик Северного Кавказа (методология и практика) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

    Автореферат
    Ведущая организация – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»
  2. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ
  3. Календарный план основных мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Чеченской Республики, мэриями городских округов и администрациями муниципальных районов Чеченской Республики в Iквартале 2010 года №

    Документ
    основных мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Чеченской Республики, мэриями городских округов и администрациями муниципальных районов Чеченской Республики в I квартале 2010 года
  4. Утвердить прилагаемый План стратегического развития города Рязани до 2020 года. Администрации города Рязани (Шишов О. В.) обеспечить

    Решение
    В целях создания условий для перспективного развития, обеспечения высоких стандартов проживания горожан, формирования гражданского общества и улучшения имиджа города, рассмотрев обращение администрации города Рязани от 09.
  5. Программа социально-экономического развития липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    5 декабря 2008 года N 195-ОЗ Закон Липецкой области Российской Федерации «О Программе социально-экономического развития в Липецкой области на 2009 - 2012 годы»

Другие похожие документы..